УДК: 616-053.2:378.447+614.252:374.6
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ
Пшеничная Е.В., Тонких Н.А., Бордюгова Е.В., Дудчак А.П., Лимаренко М.П., Дубовая А.В., Соколов В.Н., Марченко Е.Н.
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, 83003, Донецк, просп. Ильича, д. 16
Резюме. В статье приведен опыт работы по усовершенствованию теоретической и практической подготовки врачей-интернов. Использование методов активизации деятельности будущих специалистов - важный принцип обучения на последипломном уровне. Решение диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций, участие в учебных играх, выступление на клинических конференциях обеспечивает их высокую профессиональную подготовку.
Ключевые слова: врачи-интерны, обучение, мотивация.
MOTIVATION AS MEAN OF INTERNS EDUCATIONAL ACTIVITY ENHANCING
Pshenichnaya E.V., Tonkykh N.A., Bordyugova E.V., Dudchak A.P., Limarenko M.P., Dubovaya A. V., Sokolov V.N., Marchenko E.N.
Donetsk National Medical University named by M. Gorky, 16, pr. Illicha, Donetsk, 83003
Summary. The article presents experience on improvement of theoretical and practical training of interns. Application of methods to intensify activity of future experts is an important principle of training at the graduate level. Coping with diagnostic and clinical tasks, problem situations, participation in role-play and clinical conferences provides their high professional training. Keywords: interns, training, motivation.
Актуальность
В настоящее время в последипломном образовании по-прежнему остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано, в первую очередь, с тем, что год от года растет объем информации, которую обучающиеся должны освоить. Отсюда следует необходимость поиска новых средств и способов, способствующих прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Чем больше альтернатив-
Пока идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице
Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
ных методических решений, тем плодотворней будет этот поиск [5].
В любой деятельности, в учебной в том числе, её продуктивность характеризуют: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Описанная цепочка дает качественный результат исполнения. Для оптимальной организации учебного процесса важно, в первую очередь, глубокое знание и понимание такого аспекта обучения, как мотивация учебной деятельности и пути ее формирования.
Интернатура - первый уровень повышения практической подготовки специалистов, их способности к самостоятельной врачебной деятельности. Преподавание в интернатуре имеет свою специфику, поскольку позволяет обучающимся отрабатывать полученные знания и умения в условиях максимального контакта с реальными пациентами.
В течение 43 лет сотрудники кафедры педиатрии и неонатологии факультета интернатуры и последипломного образования Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького занимаются повышением квалификации педиатров, 24 года - подготовкой врачей в интернатуре. На протяжении всего времени существования (с 10.07.1972 г.) на кафедре уделяется внимание теоретическим и практическим аспектам актуальных вопросов педиатрии [7]. Для этого используются различные формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, участие в клинических и клинико-анатомических конференциях, обходах заведующего кафедрой, самостоятельная работа над монографической и периодической литературой по педиатрии и смежным дисциплинам, подготовка и выступления с информацией о лекарственных препаратах и о новых достижениях в медицине, в том числе возможностях лабораторной диагностики, инструментальных и функциональных методах обследования (суточное мониториро-вание ЭКГ и артериального давления, тилт-тест, тредмилл-тест, КТ, МРТ и др.).
Наш опыт свидетельствует о том, что организация практической подготовки врачей-интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков врачебной деятельности [5].
Сотрудники кафедры постоянно работают над формированием стиля преподавания, сутью которого является активизация работы обучающегося, развитие клинического мышления, мотивация необходимости овладения практическими навыками, способности самостоятельно прини-
мать решения, умения формулировать диагноз, представлять больного на консультацию.
В своей работе для повышения мотивации к обучению мы используем наблюдение, анкетирование, беседу, участие в деловых играх и др.
Считаем важным формирование у врачей-интернов способности к продуктивной деятельности, когда все необходимые врачебные диагностические и лечебные манипуляции выполняются согласно знаниям, усвоенным на теоретических занятиях, но с необходимым изменениями в каждой новой ситуации, у постели больного. Индивидуализация обучения выражается в том, что каждый преподаватель в малых группах (5-6 чел.) интернов на практике обучает их основам врачебного мышления, проходя все этапы лечебно-диагностического процесса с его трудностями и ошибками непосредственно на примере конкретного пациента.
Большое внимание уделяется созданию благоприятного эмоционально-
психологического микроклимата на занятии через организацию атмосферы доверия между преподавателем и обучающимися, а также деловых межличностных отношений в группе. В начале занятия, приглашая учащихся к диалогу, рекомендуем использовать прием «Вопросительные слова». Например, на семинарском занятии по теме «Неотложные состояния в детской кардиологии» учащиеся составляют вопросы, на которые затем отвечают совместно с преподавателем. Что такое синкопальные состояния? Какие признаки острой сердечной недостаточности? Почему важно знать основные принципы оказания неотложной помощи? Как правильно оказывать сердечно-легочную реанимацию? и др. [9].
Одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы научить врача-интерна обосновывать предварительный диагноз, составлять план обследования, проводить дифференциальную диагностику, затем формулировать заключительный диагноз, назначать лечение и программу реабилитации. Задача интерна уметь оценить тяжесть состояния пациента, видеть
особенности клинического течения болезни в ее развитии, понимать, как влияют сопутствующие заболевания на состояние ребенка, формулировать основной диагноз у конкретного больного, что определяет последующую врачебную тактику и правильный выбор медикаментозной терапии.
Повышение ответственности интернов за свою работу стимулирует и создает мотивацию к ведению больных, тщательному анализу клинической ситуации, ее глубокому и всестороннему осмыслению, размышлению и обсуждению как с ординаторами и преподавателями, так и со своими коллегами врачами-интернами. Под контролем наставников они ведут дневник наблюдений за курируемыми больными в истории болезни, а также рецептурный блокнот, где отражают сведения о препаратах (название, формы выпуска, дозы, механизм действия, побочные явления и др.).
У врачей-интернов иногда возникают сложности в общении с больными детьми или их родителями, налаживании продуктивного и конструктивного диалога в преодолении различных психологических барьеров. Известны случаи, когда врачи-интерны для «усиления медицины» отправляются на курацию по два и более, не понимая, что именно это уменьшает степень доверия родителей. Интерны в начале обучения чего-то не знают, испытывают страх и неуверенность в том, как правильно ответить больному или его родителям на вопросы. Переживают, насколько их ответы вызовут интерес самого ребенка или его родственников. Все это порождает у начинающих врачей неуверенность в своих силах, вызывает сомнение в возможности индивидуально реализовать собственные способности. В этих случаях помогает благоприятный психологический климат на кафедре и в отделениях. Лечащие врачи, специалисты по функциональной диагностике максимально доброжелательны и всегда готовы, несмотря на занятость, уделить время начинающему врачу, объяснить сложные вопросы, связанные с постановкой диагноза, особенностями клинического течения и дифференцированного лечения. Делают они это искренне, так как
помнят о препятствиях, с которыми сами сталкивались на начальных этапах работы. Наставники делятся секретами правильной формулировки диагноза, рекомендуют эффективные схемы лечения, рассказывают о возможных ошибках, анализируют их причины, приводят примеры из личной практики.
В случае, когда на клинической базе нет достаточного количества больных по заданной теме, занятия проводят с применением ситуационных задач или использованием деловых игр, сценарий которых разрабатывается заранее. Известный чешский педагог XVII века Я. Коменский писал: «Следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне... Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, приготовленные для обучения».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование интерактивных игр. При включении обучающихся в ситуацию интерактивной игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [3]. Моделирование клинических ситуаций особенно важно и полезно в формировании навыков оказания неотложной помощи при критических состояниях в детском возрасте. В процессе подготовки все обучающиеся вынуждены активно находить, изучать и использовать учебную и научную информацию. Практические навыки искусственного дыхания и непрямого массажа сердца врачи-интерны отрабатывают на манекенах детей раннего и школьного возраста, неотложную помощь при дыхательной недостаточности оказывают с использованием небулайзера, современных дозированных аэрозольных ингаляторов и доставочных средств, каждый интерн обучается работе с дефибриллятором и др. [6, 10].
Большое значение в деятельности нашей кафедры имеют проводимые клинические и научно-практические конференции,
а также совместные школы по проблемам атопического дерматита у детей, способствующие углублению теоретических знаний интернов-педиатров, приближают к их будущей врачебной практике.
Особого внимания в проблеме формирования учебной мотивации врачей-интернов в работе с больным заслуживает проведение клинических разборов, в процессе подготовки к которым врач-интерн знакомится с историей болезни, современной литературой и электронными источниками информации, размышляет, советуется, психологически готовится к обсуждению в большой аудитории. Указанное развивает клиническое теоретическое и практическое мышление, расширяет горизонты понимания больного, побуждает врачей-интернов к более полному объяснению причин заболевания, раскрытию их природы, постановке клинического диагноза и проведению дифференцированного лечения, исходя из современных данных фармакотерапии, клинической фармакологии, иммунологии, генетики и др. Такой подход стимулирует, активизирует, мотивирует интернов и вынуждает их не «отсиживаться», а активно участвовать в лечебно-диагностическом процессе отделения наряду с лечащим врачом и сотрудниками кафедры. К тому же, «блестящий» доклад врача-интерна на клиническом разборе - это высокая оценка труда его наставников.
На кафедре всегда много внимания уделяется соблюдению принципов деонтологии [2, 4, 7, 8], практическое применение которой анализируется в каждой конкретной ситуации при проведении утренних
клинических конференций, обходов, клинических больных, лекций и практических занятий. Теоретическим подспорьем преподавателю служит сборник заданий по биоэтике и медицинской деонтологии для педиатров [1].
Согласно результатам обсуждения с преподавателями, указанные методы обучения повысили степень самостоятельной подготовки к занятиям и активности врачей во время их проведения, мотивацию к обучению, способствовали развитию клинического мышления, тренировали умения обосновывать собственную позицию в профессиональной сфере.
Выводы
Непрерывный процесс усовершенствования знаний и умений врача-педиатра в настоящее время в условиях стремительного прогресса современных медицинских технологий делает крайне важным мероприятия по улучшению последипломного образования. Использование методов активизации деятельности врачей-интернов -важный принцип обучения на последипломном уровне. Решение диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций, участие в учебных играх обеспечивают высокую профессиональную подготовку. Благодаря активной работе, интерны реализуют свои душевные качества, подтверждают, что главными проводниками в жизни для тех, кто избрал нелегкий, но почетный путь врача-педиатра, являются доброта и милосердие, человечность и сочувствие, в сочетании с высоким уровнем профессиональных знаний и умений.
Литература
1. Волосовець, О.П. Завдання з бюетики та медично'1 деонтологл для педiатрiв [Текст] / О.П. Волосовець, Н.В. Нагорна, С.С. Острополець - Донецьк: Нащональна спшка пи-сьменниюв Украши. Журнал «Донбас», 2004. - 84 с.
2. Нагорная, Н.В. Опыт преподавания биоэтических аспектов при подготовке врачей-интернов на кафедре педиатрии [Текст] / Н.В. Нагорная, С.С. Острополец, Е.В. Бордю-гова и др. // Ушверситетська клЫка. - 2005. - Т. 1, № 1. - С. 35-37.
3. Нагорная, Н.В. Об опыте оптимизации обучения педиатров в интернатуре [Текст] / Н.В. Нагорная, М.П. Лимаренко, Г.И. Баешко, В.Н. Соколов // Здоровье ребенка. - № 3 (12). - 2008. - С. 38-42
4. Острополец, С.С. Педиатрия на пороге XXI века [Текст]. - Севастополь: «Вебер», 2003. - 142 с.
5. Острополец, С.С. Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии [Текст] // Здоровье ребенка. - 2006. - № 2. - С. 8-10.
6. Тонких, Н.А. Повышение эффективности оказания помощи детям с кардиоваскуляр-ными синкопе [Текст] / Тонких Н.А., Дудчак А.П., Пшеничная Е.В. и др. // Смоленский медицинский Альманах. - 2015. - № 2. - С. 238-244.
7. Воробьева, О.В. Опыт и перспективы преподавания биоэтики и медицинской деонтологии в последипломном образовании врачей [Текст] / Воробьева О.В., Дубовая А.В., Лимаренко М.П. и др. // Смоленский медицинский Альманах. - 2015. - № 2. - С. 9-14.
8. Воробьева, О.В. Интерактивные методы как инновационная форма обучения в последипломном медицинском образовании [Текст] / Воробьева О.В., Бордюгова Е.В., Дубовая А.В. и др. // Смоленский медицинский Альманах. - 2015. - № 2. - С. 54-58.
9. Нагорная, Н.В. Методика ритмо-динамических ассоциаций как метод повышения эффективности освоения навыка непрямого массажа сердца врачами-интернами общей практики семейной медицины [Текст] / Нагорная Н.В., Дудчак А.П., Тонких Н.А. и др. // Матерiали навчально-науково'1 конференцп «Сучасна тслядипломна медична осв^а: досягнення, проблеми, перспективи. - Харюв. - 2013. - С. 186-187.
10. Четверик, Н.А., Паршин, С.А., Воротынцева Ю.Ю. Эффективность методики образной номинации и ритмо-динамической ассоциации в обучении врачей-интернов [Текст] // Тези конференцп «Актуальш питання сучасно'1 медицини» - 19-20 кв^ня 2012 р. - Ха-рьюв. - С. 158-159.