Научная статья на тему 'Оценка качества дошкольного образования'

Оценка качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1568
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РИСКИ / ВОЗМОЖНОСТИ / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / CONCEPT OF MONITORING OF QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / RISKS / OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

Рассмотрена проблема оценки качества дошкольного образования в аспекте реализации требований актуальных нормативных документов. Представлена Концепция мониторинга качества дошкольного образования в качестве инструмента. Определены проблемы и риски при оценке областей качества и возможности нивелирования выявленных проблем в деятельности дошкольных образовательных организаций.The problem of assessment of quality of preschool education in aspect of implementation of requirements of relevant normative documents is considered. The Concept of monitoring of quality of preschool education as the tool is presented. Problems and risks at assessment of areas of quality and a possibility of leveling of the revealed problems in activity of the preschool educational organizations are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества дошкольного образования»

Оценка качества дошкольного образования

Яковлева Галина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема оценки качества дошкольного образования в аспекте реализации требований актуальных нормативных документов. Представлена Концепция мониторинга качества дошкольного образования в качестве инструмента. Определены проблемы и риски при оценке областей качества и возможности нивелирования выявленных проблем в деятельности дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, Концепция мониторинга качества дошкольного образования, риски, возможности.

Современная образовательная политика в сфере образования строится на основании нормативных документов, определяющих инновационные тенденции, цели и задачи развития на текущий период. В качестве таких документов сегодня рассматриваются:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13)

• Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы

• Национальный проект «Образование» с входящими в его состав федеральными проектами

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В каждом из представленных выше документов определены цели и задачи оценки качества образования на всех его уровнях, включая дошкольное образование.

Остановимся подробно на каждом нормативной документе, уточним его требования к оценке качества.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - 273 ФЗ. В статье 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» п. 10 уточнена позиция обеспечения текущего контроля за качеством освоения обучающимися содержания основных общеобразовательных программ, п. 11 уточняет позиции по учет освоения основных общеобразовательных программ, п. 13 фиксирует требование к обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования [1].

С данных позиций отметим, что для обеспечения оценки качества в дошкольной образовательной организации выстраивается внутренняя система оценки, включающая в себя: мониторинг качества кадрового потенциала, оценку качества условий реализации основной образовательной программы ДОУ, мониторинг динамики индивидуального развития ребенка.

Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы в качестве одной из целей определяет воспитание гармонично развитой

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,исторических и национально-культурных традиций. В качестве индикативного показателя выступает требование повышения охвата детей программами дополнительного образования. Следуя установленной логики, уточним направленность оценки качества. Такая направленность будет обеспечения оценкой качества разработанных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности, которые предлагаются родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, оценкой созданных условий для освоения детьми содержания дополнительного образования, оценкой уровня удовлетворенности родителями качеством дополнительного образования в ДОУ [2].

Рассмотрим Национальный проект «Образование» с входящими в его состав федеральными проектами с очки зрения требований и направлений оценки качества.

Федеральный проект «Учитель будущего» в качестве цели определяет внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. В аспекте реализации данной цели во ВСОКО ДОУ включаются позиции оценки образовательного уровня педагогов, их готовности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, оценки уровня профессиональной деятельности, профессиональной и методической компетентности, готовности к инновационной деятельности. Данный вид оценивания предполагает отбор и использование адекватного деятельности педагога ДОУ инструментария, пакет которого также фиксируется в Программе ВСОКО ДОУ.

Целью федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» определено создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В качестве таких условий можно определить: готовность педагогов к организации продуктивного социального партнерства с родителями, организация деятельности Консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих семейную форму образования собственным детям. С данных позиций оценке качества подвергаются следующие объекты и субъекты мониторинга: уровень готовности педагогов к осуществлению социального партнерства с родителями, качество деятельности Консультационного центра, оценка уровня удовлетворенности родителей качеством оказанных психолого-педагогических, консультационных и диагностических услуг. 5 Федеральный проект «Современная школа» § в качестве основной цели определяет включение социальных заказчиков (участников системы об° разования) в развитие системы общего, в то чис-ав ле дошкольного образования, а также обновление

материально-технической базы учреждения, которое сегодня должно стать более современным, оборудованным по последнему слову техники. Данные направления включаются во внутреннюю систему оценки качества, находят свое отражение в Программе развития в аспекте управления развитием качества условий.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» включает следующие позиции оценивания: П. 6 в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, материально-технического обеспечения, функционирования ВСОКО [3].

Таким образом, нормативные документы уточняют, закрепляют требования к оценке качества образования, в том числе качества дошкольного образования.

В качестве одного из современных инструментов оценки качества сегодня рассматривается Концепция мониторинга качества дошкольного образования (далее Концепция МКДО), предложенная Национальным институтом качества образования, под руководством И.Е. Федосовой.

В Концепции МКДО систематизированы, интегрированы разные подходы к оценке качества дошкольного образования, предложенные ФИРО РАНХиГС, шкалы ECCERS в Концепции Института стратегических исследований образования Российской Академии образования. В 2019 году прошла апробация данной Концепции в 56 регионах Российской Федерации. В случае утверждения и принятия Концепции к использованию в системе дошкольного образования Российской Федерации появится возможность применения единого подхода к оценке качества, что обеспечит целостность и объективность полученной информации, возможность ее использования в системе управления качеством как в регионе, так и в конкретном дошкольном образовательном учреждении. В качестве оценивания выделены 12 областей качества: образовательные ориентиры, образовательная программа, квалификация педагогов, содержание образовательной деятельности, организация образовательного процесса, образовательные условия, условия для детей с ОВЗ, взаимодействие с родителями, создание безопасных условий, организация питания, укрепление здоровья и управление и развитие организации.

Остановимся детально на рисках и возможностях инструмента Концепции.

В области качества «Образовательные ориентиры» в качестве рисков экспертами МКДО выделены: наличие профессиональных дефицитов

у педагогов при организации педагогической диагностики индивидуального развития ребенка (в том числе детей с ОВЗ) и использовании результатов диагностики при выстраивании системы индивидуальной работы. Недостаточность изучения потребностей ребенка и родителей при отборе содержания и организации образовательного процесса в ДОО.

В качестве возможности для повышения качества по данной области выделено использование электронных программ для мониторинга личностного развития детей, в том числе с ОВЗ (патентованные программы ДИА-ДЕФ, ЛО-ДИ).

Следующая область качества- образовательная программа. В ходе оценки экспертами были выделены следующие риски: трудности в выборе педагогами наиболее эффективных форм, технологий, а также неготовность части педагогов учитывать субъектную позицию ребенка (в том числе с ОВЗ) в ходе реализации содержания образования по образовательным областям, невысокий уровень включенности родителей в реализацию ООП.

В качестве возможностей повышения качества в данной области выделены: включение вопросов программирования в курсы повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования. Развертывание системы научных и практико ориентированных мероприятий по развитию проектной культуры руководителей и педагогов, по освоению педагогами разнообразных форм организации детей и наиболее эффективных технологий. Обеспечение привле-ченности родителей к обсуждению содержания ООП.

Оценивания область качества «Квалификация педагогов» экспертами были выделены следующие риски: невысокий уровень мотивационной готовности части педагогов к профессиональному росту; отсутствие выстроенной на диагностической основе системы инновационной методической работы, как условия внутрифирменного повышения квалификации. Для нивелирования данных проблем предложено использование потенциала Центра профессионального мастерства в качестве ресурса для выстраивания персонифицированного научно-методического сопровождения педагогов, а также разработка эксклюзивных программ повышения квалификации педагогов на основе объективной оценки профессиональной деятельности и выявления профессиональных дефицитов.

При оценке области качества «Содержание образовательной деятельности» возможны следующие риски: затруднения педагогов при отборе содержания образования, формируемого участниками образовательных отношений. Недостаточно высокий уровень готовности педагогов к реализации модели личностно ориентированного взаимодействия с детьми.

В качестве возможностей нивелирования данных проблем может быть предложено использо-

вание потенциала конкурса «Педагог года в дошкольном образовании» для демонстрации широкой педагогической общественности образцов организации образовательного процесса на де-ятельностном и компетентностном подходах, использование данных лучших практик в системе повышения квалификации педагогов ДОУ. Представление позитивного опыта педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в ходе реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации) [4].

Область качества «Организация образовательного процесса» актуализировала в качестве рисков: неготовность педагогов к удержанию баланса между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, что мешает реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [5].

В качестве возможностей экспертами определена организация на базе ДОУ стажировок для различных категорий педагогов (воспитателей, специалистов, педагогов групп комбинированной и компенсирующей направленности).

При оценивании области качества «Образовательные условия» в качестве рисков выделено отсутствие в некоторых ДОУ электронной системы сбора и хранения информации, связанной с образовательной деятельностью (электронный мониторинг индивидуального развития детей, АРМ педагогов для подготовки планов на текущий период. А также недостаток финансового обеспечения для реализации ООП ДОУ.

В качестве возможностей рекомендовано в планах управленческой деятельности руководителей ДОУ предусмотреть управленческие действия по обеспечению комплексной автоматизация всех основных аспектов хозяйственной и образовательной деятельности.

Самой сложной областью качества в ходе экспертного оценивания слали условия для организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Было отмечено наличие затруднений у руководителей, педагогов, специалистов при проектировании и реализации АООП и АОП для каждого ребенка с ОВЗ, недопонимание отличия этих двух документов по содержанию и направленности. Эту проблему возможно разрешить через выстроенную систему научно-методического сопровождения образования детей с ОВЗ, через освоение педагогами программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, реализацию научно-прикладных проектов, организацию семинаров ведущих ученых РФ по проблемам образования детей с ОВЗ. Такая ответственность сегодня возлагается на систему дополнительного профессионального образования.

Область качества «Взаимодействие с родителями» сегодня должна оцениваться с точки зрения требований Федерального государственного об-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

разовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который актуализировал переход от взаимодействия с родителями к социальному партнерству. В качестве рисков выделены недостаточность информации для родителей в открытых источниках. А в качестве возможностей может быть определено сопровождение деятельности опорных площадок по проблемам социального партнерства с родителями, транслирующих позитивный опыт использования цифровых образовательных ресурсов для родительского просвещения.

Создание безопасных условий для освоения детьми содержания дошкольного образования является основной целью ФГОС ДО. Однако данная область качества связана с определенными проблемами и рисками. Прежде всего это отсутствие финансовых средств для привлечения сторонних специализированных служб для охраны помещений и территории ДОУ. Разрешить данную проблему возможно привлечением к решению вопросов безопасности системы Государственно-общественного управления (ГОУ), которая создается и функционирует в рамках деятельности Наблюдательного совета, Совета ДОУ, Совета родителей ДОУ.

При оценке области качества «Организация питания» в качестве основной проблемы выделено отсутствие открытости процесса организации питания детей для родительской общественности, недостаточность сформированных условий для индивидуализации питания детей.

В качестве возможностей для нивелирования данных проблем предлагается создание и функционирование автоматизированной системы управления организацией питания.

Одной из самых важных и значимых областей качества, подвергающихся оцениванию, является укрепление здоровья. В ходе экспертного оценивания выявлено, что не в полной мере к организации условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников привлекаются родители и широкая общественность. Каковы возможности повышения качества в области укрепления здоровья воспитанников? Жизненной необходимостью становится процесс возвращения медицинских работников в штат ДОУ.

Последняя из областей качества, подвергающаяся оценке в рамках Концепции МКДО, является «Управление и развитие организации».

Одним из рисков, снижающих уровень управления, является отсутствие системы поддержки молодых специалистов; недостаточная отработанность системы выявления и нивелирования профессиональных дефицитов у педагогов с большим педагогическим стажем.

Каковы возможности нивелирования выявлен-5 ных проблеме? Включение в содержание допол-§ нительных профессиональных программ обучение команд учреждений по актуальным проблемам до° школьного образования (проектирование АООП, ав организация мониторинга динамики индивидуаль-

ного развития ребенка, проектирование развивающей предметно-пространственной среды как группы, так и учреждения в целом). Использование потенциала Центра профессионального мастерства в качестве ресурса для выстраивания персонифицированного научно-методического сопровождения педагогов.

Таким образом, оценка качества сегодня является основой реализации требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы «Развитие образования», Национального проекта «Образования», ФГОС ДО. Оценка качества дошкольного образования должна осуществляться с помощью адекватного инструментария, обеспечивающего получение полной и объективной информации об учреждении.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.06.2017).

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462»

4. Сваталова Т.А. Функционально-деятельност-ный подход к определению «ключевых» видов компетентности педагога дошкольного обра-зования//Образование и наука, 2009. № 4.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.

ASSESSMENT OF QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

Yakovleva G.V.

Chelyabinsk institute of retraining and professional development of educators

Summary: the problem of assessment of quality of preschool education in aspect of implementation of requirements of relevant normative documents is considered. The Concept of monitoring of quality of preschool education as the tool is presented. Problems and risks at assessment of areas of quality and a possibility of leveling of the revealed problems in activity of the preschool educational organizations are defined.

Keywords: quality of preschool education, Concept of monitoring of quality of preschool education, risks, opportunities.

References

1. On education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 No. 273-F3 (as amended on July 3, 2016) // Consultant Plus. URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 06/15/2017).

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education"

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 14, 2017 No. 1218 "On Amend-

ments to the Procedure for conducting a self-examination of an educational organization, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 14, 2013 No. 462".

4. Svatalova T.A. Functional-activity approach to determining the "key" types of competence of a preschool teacher // Education and Science, 2009. No. 4.

5. On the approval of the federal state educational standard of preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 Moscow // Russian newspaper. 2013. - November 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.