УДК 005.6:373.2.014.54 А. С. Тысячин О.В. Михайлов
Aleksey Tisyachin Oleg Mihaylov
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА
Аннотация. В данной статье проведена сравнительная оценка уровня развития дошкольного образования в Российской Федерации по отношению к лучшим мировым образцам и выявлены основные факторы, влияющие на качественные показатели системы дошкольного образования. Современные мировые тенденции охарактеризованы: внедрением концепции всеобщего контроля качества, увеличением доли охвата образованием, введением новых образовательных программ, увеличением объема финансирования. На основании проведенного исследования автором сформулированы предложения по улучшению качества дошкольного образования в России с учетом мирового опыта. Ключевые слова: дошкольное образование, качество образования, всеобщий охват образованием, развитие образования.
POSSIBILITIES FOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA WITH REGARD TO WORLD EXPERIENCE
Annotation. In this article a comparative assessment of the level of development of preschool education in the Russian Federation in relation to the best world samples and identified the main factors affecting the quality of preschool education. Current global trends characterized by: the introduction of the concept of universal quality control, increase the share of enrolment, the introduction of new educational programs, increase in funding. On the basis of the conducted research, the author formulated suggestions for improving the quality of preschool education in Russia taking into account international experience.
Keywords: preschool education, the quality of education, universal coverage of education, development of education.
На современном этапе развития мировой экономики активизировался поиск возможностей повышения качества дошкольного образования в последних публикациях авторитетных международных организаций. Заинтересованность мирового сообщества отражается в вопросах обеспечения качественного дошкольного образования. Важно, что базовые знания, заложенные в ребенка учреждением дошкольного образования, являются залогом будущих успехов и прогресса на последующих этапах обучения. Высокое качество обучения на дошкольной стадии связано с концепцией «раннего старта», поскольку на этом этапе наиболее эффективно закладываются современные образовательные тенденции: обучение на протяжении всей жизни, предрасположенность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, творческая автономия в самоорганизации.
Актуальность исследования продиктована переосмыслением роли дошкольного образования мировым сообществом в связи с фундаментальными изменениями мировой экономики и принятием передовых концепций обучения, в том числе пожизненного самообразования. Прогрессу дошкольного образования способствуют и научные достижения в смежных областях знаний, включая психоло-
© Тысячин А.С., Михайлов О.В., 2017
гию. Например, исследования головного мозга, в частности, Л. Термина и Д. Хартшорна, доказывают, что наивысшая чувствительность мозга, восприятие и продуктивность при освоении новых знаний наблюдается у детей в возрасте от 1 до 5 лет. Отечественный психолог Л. С. Выготский в своих трудах отмечал, что социализация и развитие ребенка в раннем возрасте основана на подражании - ребенок отражает и копирует все, что видит, осязает, чувствует и слышит, отсюда особую, важнейшую роль получает процесс общения ребенка с окружающими его взрослыми и созданный вокруг него микроклимат. Окружающая социальная среда и развивающее общение в раннем возрасте со взрослыми и сверстниками являются фундаментом будущего развития и успехов, следовательно, важнейшую роль в процессе становления ребенка играет дошкольное учреждение.
Цель исследования: выявление социально-экономических факторов, влияющих на качественные показатели дошкольного образования с учетом мирового опыта.
Задачи исследования:
- оценить показатели «валового» охвата дошкольным образованием по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения на основе мировой статистики;
- уточнить охват дошкольным образованием крупнейших по территории стран мира;
- сопоставить критерии «учитель-ученик» зарубежных образовательных систем и Российской Федерации;
- оценить уровни финансирования дошкольного образования в мировой и российской экономике;
- оценить критерии, характеризующие качественные показатели дошкольного образования;
- уточнить уровень развития дошкольного образования в Российской Федерации.
Для решения указанных задач целесообразны: переосмысление и переоценка дошкольных образовательных программ и направлений обучения детей, углубленное рассмотрение этапа перехода на новые образовательные стандарты в Российской Федерации с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), сравнительная оценка международной статистики организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирного банка в сфере дошкольного образования, выявление уровня охвата дошкольным образованием крупнейших стран мира, рассмотрение мирового опыта реализации концепции «раннего старта», уточнение показателей объема финансирования, факторов эффективного использования ресурсов, а также необходимости строительства новых дошкольных учреждений.
Сравнительные исследования роли дошкольного образования выявили смещение рубежа начала образования в раннее детство ребенка, совместно с принятием концепции дошкольного образования как первой ступени. Можно отметить, что в период с 1996 по 2003 гг., в странах ОЭСР принимались новые образовательные программы и стандарты дошкольной ступени. Разрабатывались и проходили апробацию не только новые формы обучения, но и концепции взаимодействия образовательных организаций и участников образовательного процесса. Первопроходцами и лидерами в развитии новых направлений и тенденций развития дошкольного образования стали следующие страны:
- Новая Зеландия в 1996 г. заявила программу Те Whariki для обучающихся в возрасте от 1 до 5 лет, в рамках реализации которой воспитатели фиксируют достижения ребенка и предоставляют в публичном пространстве документальные отчеты для родителей (при помощи разработанного инструмента Learning Stories Approach). Таким образом, достигалась обратная связь между всеми заинтересованными сторонами учебного процесса: родителями, воспитателями, детьми, администрацией, общественности, и осуществлялся внешний контроль и пересмотр образовательной программы в рамках реализации концепции всеобщего управления качеством (TQM). Учебная программа имеет 10 стандартов обучения [9] и 39 критериев [10], опубликованных на официальном сайте Национальной
ассоциации образования детей младшего возраста (ЫАЕУС). Отличительной чертой образовательной системы является практически 100 %-й охват доли рынка организациями частного сектора при низком участии государства [1];
- Норвегия и Финляндия в 1996 г. ввели образовательные программы дошкольной ступени для детей от 1 до 5 лет. В основе этих программ заложены принципы семи областей обучения: развитие общения, языка и основ чтения, укрепление здоровья, развитие искусства, культуры и творчества, основ экологии и технологий, рассмотрение важных аспектов религии, философии и этики, чисел, пространств и форм. Закон об образовании вменяет в обязанности детских садов заложить на стадии прохождения обучения концепции обучения на протяжении всей жизни. Следует отметить, что обучение проходит в игровой форме с проведением большого количества времени на свежем воздухе;
- в Швеции в 1997 г. проведена интеграция дошкольной ступени образования в единую образовательную систему, а также в 1998 г. осуществлена модернизация дошкольной образовательной программы для детей от 1 до 6 лет. В основу программы заложены: принципы воспитания у обучающихся моральных ценностей и демократии, основные христианские принципы гуманности и доброты, положения концепции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Продекларированы цели обучения и ожидаемые результаты [6];
- большинство стран-членов ОЭСР с 2000 по 2004 гг. включились в программу модернизации дошкольного образования путем принятия новых образовательных программ и переосмысления функций и целей образования.
В России в 2013 г. начался этап формирования нового подхода к дошкольному образованию с принятием закона ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и публикацией приказа Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В соответствии с приказом, дошкольное образование было признано первым этапом общего образования и продекларированы следующие его принципы: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, образовательная деятельность должна учитывать индивидуальные способности ребенка, ребенок признан полноценным участником образовательного процесса, поддержка инициатив детей, сотрудничество с семьей, приобщение ребенка к традициям и социокультурным нормам, формирование познавательных интересов, учет этнокультурных особенностей, адекватность образовательных программ возрасту ребенка [3, 5].
ФГОС ДО определил возраст детей, проходящих образовательные программы дошкольного учреждения от 2-х месяцев до 7 лет, а к учреждениям дошкольного образования были отнесены детские сады и коммерческие детские центры. По формам предоставляемых услуг теперь существуют: группы кратковременного пребывания, психологические службы помощи детям, детские семейные сады, игровые центры. ФГОС ДО содержит ряд критериев и требований к образовательным дошкольным программам, структуре программ и минимальным объемам и условиям для их реализации. Здесь отражены вопросы обеспечения дошкольного учреждения по всем направлениям (материально-технические, финансовые, кадровые и пр.), при этом форма контроля не подразумевает прохождение воспитанниками дошкольного учреждения каких-либо форм аттестаций. В соответствии со стандартом, дошкольные учреждения разрабатывают образовательные программы самостоятельно, а разработка программ осуществляется с применением методик с игровой компонентой.
Следует отметить, что полноценное и успешное развитие системы российского дошкольного образования невозможно без учета теоретических достижений мирового сообщества и использования аспектов наиболее успешного зарубежного опыта и программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В частности, эффективно применяются программы, разработанные в рамках Валь-дорфской педагогики, системы Монтессори и ряда других. Примером успешной адаптации зарубежного опыта и интеграцией его в практику дошкольного образования в Российской Федерации
является реализуемая с середины 1990-х гг. практика «Шаг за шагом» (81ер-Ьу-81ер). В этой программе основным средством развития детей является особая организация развивающей среды, которая базируется на создании центров детской активности. Можно заметить, что основные ценностные ориентиры программы совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащими в основе реформы дошкольного образования России и в основном направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка.
Оценка уровня развития дошкольного образования в России на современном этапе облегчается с учетом сравнений по основным экономическим показателям и критериям, регулярно публикуемым в авторитетных международных организациях. При использовании такого подхода облегчается выявление сильных и слабых сторон образовательной системы, корректировка образовательных стандартов и траекторий дальнейшего развития. Современные исследования международных организаций направлены на выявление следующих критериев: «валовый» коэффициент охвата образованием, объем финансирования и характеристики обеспечения образовательного процесса, соотношение коэффициента «учитель-ученик».
Основываясь на параметрах ОЭСР, можно разделить страны на три условных группы по уровню ВВП на душу населения: свыше 25 ООО тыс. долл., от 7 ООО до 25 ООО тыс. долл. (включая Россию), ниже 7 ООО тыс. долл. в год [8]. Рост этого показателя характеризует увеличение производительности труда в стране, а также является индикатором динамики экономического роста. Важным критерием уровня развития образовательной системы, признается «валовой» охват дошкольным образованием, а объектом исследования международных организаций являются дети в возрасте 3-4 лет, при этом во многих странах мира дети в возрасте 5 лет начинают обучение по основной образовательной программе или программе дошкольной подготовки. В рамках исследования производилась выборка по валовому охвату дошкольным образованием в 45 странах с учетом ВВП на душу населения [1], Результаты исследования выявили следующее:
- в странах первой группы этот показатель расположен в пределах от 90 % до 135 %. Там, где значение превышает 100 %, означает включение в показатель детей более раннего или позднего возрастов, чем официально установленный возраст;
- в странах второй группы этот показатель расположен в пределах 50 %-90 %; в Российской Федерации он составляет 83,8 %, так прослеживается прямо пропорциональная зависимость от роста ВВП на душу населения;
- в странах третьей группы показатели расположены в диапазоне от 3,3 % до 50 %. При этом худшей страной по уровню валового охвата образованием является Мавритания, занимающая 193 позицию в рейтинге по уровню ВВП на душу населения.
Среди существенных факторов, влияющих на охват дошкольным образованием и его развитие в Российской Федерации можно выделить: огромную территорию и слабую заселенность отдельных регионов, климатические особенности, трудную транспортную доступность удаленных частей страны. Для уточнения сложившейся ситуации в системе дошкольного образования России можно рассмотреть критерий «валового» охвата дошкольным образованием в странах с наибольшей территорией, кроме России можно выделить: США, Канаду, Китай, Индию и Австралию (см. табл. 1) [1]. Как свидетельствуют данные, несмотря на относительно низкий уровень ВВП на душу населения, «валовой» охват дошкольным образованием России сравнительно с крупнейшими странами мира достаточно высок, опережая США, Канаду, Китай и Индию. С учетом таких показателей, одной из важных задач на современном этапе является развитие системы дошкольного образования с учетом передового мирового опыта, а также расширение охвата дошкольным образованием труднодоступных и слабозаселенных регионов страны. С учетом международной статистики отечественные показатели доли охвата сравнительно далеки от лучшей практики, что свидетельствует о недостаточных усилиях со
стороны государства для решения рассматриваемой проблематики. Изменить статистику в лучшую сторону возможно путем вовлечения в совершенствуемый образовательный процесс как можно большего количества детей в более ранний возрастной период. Добиться подобных результатов можно и за счет смещения начала прохождения школьных образовательных программ до пятилетнего возраста и вводом обязательной образовательной ступени - подготовка к школе, для детей в возрасте 4-5 лет. Предлагаемые меры позволят охватить большее количество детей старших дошкольных групп в рамках подготовительного этапа к школе, окажут положительный эффект на дальнейшее освоение учебных программ.
Таблица 1
Валовый охват дошкольным образованием населения крупнейших стран мира
№ Страна ВВП на душу населения, тыс. долл. США Валовый охват дошкольным образованием, %
1 Австралия 56 311 107,9
2 США 56 116 71,5
3 Канада 43 249 72,9
4 Россия 9 093 83,8
5 Китай 8 028 81,6
6 Индия 1 598 7,9
Среди важных факторов, оказывающих значительное влияние на уровень развития системы образования в целом и дошкольного образования в частности, - объем финансирования (% от ВВП) и объем финансирования на одного обучающегося (% от ВВП на одного человека). Доля финансирования образовательных систем ведущих стран расположена в пределах от 5,5 % до 8 % от ВВП [1], при этом отечественные показатели расположены в области 4 % [1], следует отметить целесообразность повышения финансирования как минимум до 7 % от ВВП. Объем финансирования образования на одного человека в России значительно уступает мировым лидерам, наблюдается и тенденция снижения финансирования образовательного сектора, что недопустимо в условиях ускоренного развития мировой экономики и глобализации и обострения конкуренции между ее субъектами, поэтому целесообразно обеспечить объем финансирования как минимум до 22 % - 28 % ВВП на одного человека [7].
Наряду с необходимостью увеличения объема финансирования образовательных учреждений важен также вопрос эффективного использования выделяемых средств. Следует отметить, что вопрос оценки эффективности расходования средств остается наиболее дискуссионным и спорным, одним из важных аспектов здесь является соотношение количества преподавателей к числу обучающихся. В мировой экономике признается оптимальным соотношение учитель-ученик 15-20 учеников на одного учителя, при таком соотношении выделяемые средства могут расходоваться более эффективно без потери качества оказываемой услуги. В этом отношении немаловажен вопрос сокращения вспомогательного и управленческого персонала, снижения накладных расходов, включая коммунальные услуги, обслуживание зданий. Международный опыт и статистика характеризуют соотношение расходов на оплату труда воспитателей к прочим расходам в процентном соотношении 80/20 [4]. Таких показателей можно достичь также путем сокращения непредвиденных расходов, переводом обслуживающего персонала на аутсорсинг, заключения эффективных контрактов за счет эффекта масштаба и укрупнения закупок, более качественного планирования, подбора квалифицированного персонала, разработки планов развития образовательного учреждения. Увеличения зарплат воспитателям без роста получаемых субсидий, возможно и за счет расширения сектора платных услуг, оказываемых
учреждением, что в свою очередь позволит набирать в штат более квалифицированных специалистов, способных оказывать образовательные услуги лучшего качества.
Среди негативных факторов можно выделить и катастрофическое снижение количества детских садов с 87,9 тыс. до 44,3 тыс. в 1990-2013 гг. Обратная статистика наблюдается по посещению детьми дошкольных учреждений: оно возросло с 4367 тыс. в 2003 г., что составляет 56 % детей подходящего возраста до 5983 тыс. в 2013 г., что составляет 62 % детей от общего количества [2]. Вследствие сокращения проектных мощностей детских садов России не все слои населения имеют доступ к посещению дошкольных учреждений, что создает ажиотаж на места. Следует также отметить, в настоящее время на территории РФ находится большое число устаревших дошкольных учреждений (1960-х, 1970-х гг. и более ранних годов постройки), требующих растущих вложений на проведение капитального ремонта. Это обусловлено тем, что затраты на обслуживание подобных зданий и территорий ежегодно возрастают, в том числе за счет: слабой энергоэффективности зданий, изношенности инженерных сетей, устаревшей, не отвечающей современным требованиям планировки внутренних помещений. Все эти факторы влияют на эффективность расходования выделяемых финансовых ресурсов при эксплуатации зданий. Решение этого вопроса видится в целевой государственной программе по модернизации учреждений социальной сферы с выделением дополнительных средств на проведение капитальных ремонтов зданий и территорий.
Оценка экономических факторов, влияющих на качественные характеристики мировых дошкольных образовательных систем, позволяет сделать следующие выводы:
- система дошкольного образования Российской Федерации отражает относительно низкий уровень экономического развития страны на современном этапе;
- существует потребность в увеличении финансирования дошкольного образования при повышении эффективности инвестиций;
- обострилась потребность в обновлении материально-технической базы и проведении капитальных ремонтов зданий на новой технологической основе;
- развитие дошкольного и других видов образования отчасти возможно за счет увеличения негосударственного сектора образовательных услуг, развития платного сектора;
- необходимо разработать систему контроля эффективного расходования выделяемых средств;
- целесообразно обеспечить 100 %-й охват дошкольным образованием всех слоев населения с учетом фундаментальных изменений мировой экономики;
- дальнейший количественный и качественный рост дошкольных образовательных услуг остается в зависимости от уровня экономического развития страны;
- целесообразно пересмотреть образовательные программы и сместить начальную ступень (дошкольное образование) на возраст 3-4 года, с введением ступени подготовка к школе, а начальное образование начинать по достижению пятилетнего возраста;
- принятые в 2013 г. ФГОС ДО внедряются и апробируются в образовательных учреждениях дошкольной ступени, поэтому необходимо время для обработки и переосмысления получаемых образовательных результатов;
- несмотря на принятые меры (в том числе введение ФГОС ДО 2013 г.), целесообразен более полный учет лучшего мирового опыта и апробация передовых теоретических и хозяйственных достижений.
Библиографический список
1. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://knoema.ru/atlas/topics (дата обращения : 12.02.2017).
2. Николаев, И. А. Сколько стоит Россия : 10 лет спустя [Электронный ресурс] / И. А. Николаев, Т. Е. Марченко, О. С. Точилкина [и др.]. // Аудиторско-консалтинговая компания ФБК. - 2014. - Режим доступа : http://www.fbk.ru/upload/iblock/d34/12w_education.pdf (дата обращения : 03.02.2017).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СЗ РФ. - 2017. - № 6.
4. Российское образование в контексте международных индикаторов [Электронный ресурс] // Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования. - 2009. - Режим доступа : http://docplayer.ru/28660400-Rossiyskoe-obrazovanie-v-kontekste-mezhdunarodnyh-indikatorov-2009-analiticheskiy-doklad.html (дата обращения : 15.02.2017).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ.-2017.-№ 6.
6. Curriculum for the Preschool Lpfô 98, Revised 2010 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.ibe.unesco.org/curricula/sweden/sw_ppfw_2010_eng.pdf (accessed date : 01.02.2017).
7. Education at glance 2016 : OECD Indicators [Electronic resource] // OECD. - 2016. - Mode of access : http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2016_eag-2016-en (accessed date : 03.02.2017).
8. Gross domestic product (GDP) [Electronic resource] // OECD. - Mode of access : https://data.oecd.org/gdp/gross-domestic-product-gdp.htm (accessed date : 01.02.2017).
9. NAEYC Early Learning Programs Standards and Criteria: Additional Best Practices [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.naeyc.org/academy/files/academy/Additional%20Best%20Practices.pdf (accessed date : 12.02.2017).
10.Overview of the 10 NAEYC Early Learning Standards [Electronic resource].- Mode of access: http://www.naeyc.org/academy/files/academy/OverviewStandards.pdf (accessed date : 15.02.2017).