Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности дошкольной образовательной организации'

Оценка эффективности деятельности дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7293
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EVALUATION / EFFICIENCY OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поданёва Татьяна Владимировна

В статье рассматривается проблема изучения эффективности деятельности современной дошкольной образовательной организации. Данная проблема обусловлена реализацией одного из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования обеспечения качественного дошкольного образования. На основании анализа нормативно-правовых документов, для оценки качества работы образовательной организации, автором отобраны, систематизированы и применены критерии и показатели оценки эффективности деятельности дошкольной образовательной организации. Оценка деятельности дошкольной образовательной организации на основе выявленных автором критериев позволяет сопоставить внутреннюю оценку эффективности работы организации с оценкой внешней, получив тем самым наиболее объективные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluation of PreschoolEducational Institutions Efficiency

This article focuses on the problem of studying the efficiency of modern preschool educational institutions. This problem is caused by the realization of one of the priority directions of the Russian state policy in the field of education, which is to provide a high standard preschool education. Based on the analysis of legal documents, criteria and indicators for assessing the effectiveness of preschool educational institution have been selected and systematically applied to assess the quality of the educational institution. The evaluation of a preschool educational institution on the basis of the criteria identified by the author allows to compare the effectiveness self-evaluation of the organization with the external rating, thereby obtaining the most objective results.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности дошкольной образовательной организации»

УДК 373.2

Поданёва Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования, Алтайский государственный педагогический университет, [email protected], Барнаул

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения эффективности деятельности современной дошкольной образовательной организации. Данная проблема обусловлена реализацией одного из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования - обеспечения качественного дошкольного образования. На основании анализа нормативно-правовых документов, для оценки качества работы образовательной организации, автором отобраны, систематизированы и применены критерии и показатели оценки эффективности деятельности дошкольной образовательной организации. Оценка деятельности дошкольной образовательной организации на основе выявленных автором критериев позволяет сопоставить внутреннюю оценку эффективности работы организации с оценкой внешней, получив тем самым наиболее объективные результаты.

Ключевые слова: оценка, эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, качество дошкольного образования.

Проблема повышения качества дошкольного образования в современных социоэко-номических условиях является чрезвычайно актуальной. Одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качественного образования, в том числе дошкольного. Однако важным является не просто повышение качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, а обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам современного населения, а также перспективным задачам развития современного общества.

Формирование качественно нового представления об образовании положено в основу стратегических целей современных развивающихся стран. Такие стратегические документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8] и Стратегия «Европа 2020» [14] преследуют схожие цели - обеспечить определенный уровень образования для достижения устойчивого повышения благосостояния граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций стран в мировом сообществе.

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [12], признавший дошкольное образование само-

стоятельным уровнем общего образования, предъявляет новые требования к системе дошкольного образования, разрушая годами устоявшиеся стереотипы. А разработанный по требованию нового закона Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [6] является стандартом качества дошкольного образования.

Перед современной дошкольной образовательной организацией поставлена задача оценки качества, оказываемых ею услуг. Проблема оценки качества связана в первую очередь с определением критериев и показателей эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность. Именно определение таких критериев оценки эффективности работы дошкольной образовательной организации, а также выработка ею индивидуального подхода к процессу оценивания своей деятельности, будут способствовать повышению качества услуг, оказываемых населению.

Качество образования, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающейся в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [12].

В современных исследованиях под каче-

ством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (В. А. Болотов, Г. С. Ковалева, О. Е. Лебедев).

Предпосылки изучения вопроса развития деятельности образовательных учреждений на основе оценки качества образовательных услуг созданы в исследованиях таких ученых, как В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др. Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу применительно к общеобразовательной, профессиональной и высшей школам (Н. И. Булынский, В. А. Кальней, В. П. Па-насюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнёва, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.).

Несмотря на ряд исследований, в той или иной степени посвященных вопросам качества дошкольного образования (Т. И. Алиева, К. Ю. Белая, Т. Н. Богуславская, Р. Б. Стеркина, Л. И. Фалюшина, Е. Г. Юдина и др.), проблема управления качеством образования в дошкольной образовательной организации на сегодняшний день остается одной из наименее разработанных в области современной педагогики.

Н. Г. Никокошева указывает на то, что качество можно трактовать в категориях совершенства или соответствия целевым установкам. Многомерность и субъективность понятия «качество образования» требует использования системного подхода при определении качества образования и рассмотрении психолого-педагогических, социально-экономических, организационно-управленческих и нормативно-правовых аспектов при разработке системы качества образования [3].

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято под качеством образования понимать интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [1-3].

Т. Н. Богуславская определяет качество дошкольного образования как характеристи-

ку системы дошкольного образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [1].

А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езопова определяют качество дошкольного образования как обобщенную меру эффективности деятельности дошкольной образовательной организации, проявляющуюся в предоставлении гарантированного уровня образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам [2].

Е. В. Харькова указывает на то, что согласно исследованиям, запрос потребителей к образовательному учреждению выражен пока слабо, не осознана потребность оценивать деятельность образовательного учреждения как института, оказывающего образовательные услуги в регионе, отсутствует перечень критериев оценки образовательного учреждения с точки зрения потребителей. Большинство потребителей образовательных услуг не готовы к осуществлению оценки качества, не могут определенно высказать свои целевые ожидания и четко определить важность различных аспектов образовательных услуг, влияющих на их качество. Необходима специальная подготовка потребителей к реализации ими роли субъекта оценки качества образовательных услуг [13].

Образовательные учреждения, по мнению Е. В. Харьковой, испытывают затруднения как при проектировании процедуры оценки качества образовательных услуг потребителями, так и при попытках осуществить корректирующие действия по совершенствованию этих услуг. При организации оценивания с участием потребителей возникают затруднения в выборе адекватных целям оценки методов и форм проведения оценочных процедур. Потребители не имеют соответствующих объектам оценки эталонов и не могут критериально оценить качество образовательного учреждения. Традиционная и проводимая раз в пять лет самооценка деятельности образовательного учреждения зачастую не позволяет выделить имеющиеся в образовательном учреждении проблемы и затруднения [13].

На протяжении нескольких лет расширение участия общественности в управлении

качеством дошкольного образования является одной из приоритетных задач муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 260» г. Барнаула. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Участие общественности в управлении дошкольной образовательной организацией строится на следующих принципах:

- принцип сочетания централизации и децентрализации - заключается в умелом использовании руководителем организации единоначалия и коллегиальности;

- принципы самоуправления и соуправле-ния, которые обеспечивают демократизацию управления, предоставляющую работникам возможность участвовать в процессе выработки и принятия решений, влиять на положение дел в образовательной организации.

Современные подходы к управлению дошкольной образовательной организацией требуют исполнения принципа государственно-общественного характера управления на основе создания гармоничной единой системы управления, в которой единоначалие осуществляет руководитель, а самоуправление реализуется в двух формах: представительной и непосредственной демократии.

Формами представительной демократии в дошкольной образовательной организации являются управляющий и попечительский советы. Формы непосредственной демократии представлены общим собранием трудового коллектива и педагогическим советом.

В дошкольной образовательной организации действуют различные структуры государственно-общественного управления, но все они выполняют главную задачу - обеспечивают открытость образовательной системы, постоянную внешнюю оценку, своевременное разрешение проблем организации.

Оценка качества услуг, предоставляемых муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 260», осуществляется в целях повышения качества и доступности услуг организации для населения, а также улучшения информированности потребителей, создания условий для объективной оценки качества деятельности дошкольной организации.

Оценка качества работы образовательной организации проводится как по итогам каждого полугодия, так и по итогам учебного года. Проведение оценки качества работы дошкольной образовательной организации предусматривает следующие этапы:

1) организационный:

- утверждение порядка проведения независимой оценки качества работы образовательной организации;

- выделение показателей качества, определение критериев оценки (на основе чего будет оцениваться данный показатель), формирование шкалы уровней достижения критерия качества, разработка инструментария;

2) основной (организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных):

- осуществление мониторинга качества оказания услуг общественными советами образовательной организации (управляющий совет, попечительский совет и др.);

- изучение показателей работы организации независимыми экспертами;

- проведение анкетирования, оценки качества дошкольного образования в целях изучения мнения потребителей о качестве оказания услуг в образовательной организации;

3) подведение итогов:

- представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

- размещение информации о качестве работы дошкольной образовательной организации на официальном сайте организации в сети «Интернет»;

- организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию работы образовательной организации и принятие управленческих решений.

На основании анализа нормативно-правовых документов [4-11], для оценки качества работы образовательной организации, нами были отобраны, систематизированы и применены критерии и показатели оценки эффективности деятельности дошкольной образовательной организации.

Кадровое обеспечение образовательной организации:

- укомплектованность организации педагогическими кадрами;

- доля педагогических кадров с высшим

профессиональным образованием от общего числа педагогов;

- доля педагогических работников, получивших в установленном порядке высшую квалификационную категорию;

- доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую квалификационную категорию;

- доля педагогических работников, уровень квалификации которых соответствует предъявляемым квалификационным требованиям по занимаемой должности;

- доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку не менее одного раза в три года;

- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в объеме не менее 108 часов);

- доля узких специалистов в отношении к общему количеству педагогических работников;

- доля педагогических работников, имеющих авторские статьи в методических изданиях и средствах массовой информации;

- доля педагогических работников, педагогический опыт которых был обобщен и распространен на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровнях;

- доля педагогических работников, участвующих в профессиональных конкурсах различных уровней;

- доля педагогических работников, имеющих государственные и ведомственные награды;

- доля педагогических работников, имеющих ученую степень;

- доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет;

- наличие плана кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Качество образовательных условий:

- соответствие локальных актов образовательной организации требованиям законодательства (в том числе в части соблюдения прав участников образовательного процесса) виду дошкольной образовательной организации, направленности заявленной образовательной программы;

- уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения;

- степень обогащения предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

- методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;

- материально-техническое обеспечение образовательной организации.

Продуктивность реализации приоритетных направлений развития образования:

- степень готовности образовательного учреждения к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (наличие банка нормативно-правовых документов, проведение внутренней и внешней экспертизы основной образовательной программы дошкольного образования);

- образовательная организация имеет статус инновационной (экспериментальной) площадки (региональной, федеральной);

- количество разработанных и опубликованных педагогами организации (в том числе на интернет-сайтах) статей, методических пособий (рекомендаций), учебно-методических комплектов, учебных программ, публикаций различного уровня;

- наличие опубликованных руководителем организации (в том числе на интернет-сайтах) методических разработок, авторских публикаций;

- наличие вариативных форм организации дошкольного образования.

Создание здоровьесберегающих условий в дошкольной образовательной организации:

- число пропусков дней по болезни одним ребенком в год;

- количество случаев травматизма детей во время образовательной деятельности;

- наличие и реализация программ по здо-ровьесбережению;

- уровень оснащения физкультурного зала и спортивной площадки;

- наличие информационных стендов по вопросам здоровьесбережения;

- размещение информации по здоровьес-бережению на официальном сайте организации в сети «Интернет»;

- качество питания в дошкольной образовательной организации;

- наличие в образовательной организации дополнительных услуг, направленных

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников (занятия ЛФК, соляная пещера, массаж, кислородный коктейль и пр.);

- наличие в образовательной организации психологической службы, уровень ее оснащения;

- наличие в образовательной организации специально выделенных помещений оснащенных современным оборудованием - комнаты психомоторной коррекции, сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки и релаксации и др.;

- сохранение контингента воспитанников.

Условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

- удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья от общей численности воспитанников образовательной организации;

- удельный вес численности детей-инвалидов от общей численности воспитанников;

- наличие индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Информационное обеспечение дошкольной образовательной организации:

- наличие содержательных информационных стендов;

- работа официального сайта образовательной организации (полнота и актуальность заполнения страниц официального сайта организации, периодичность обновления информации на официальном сайте).

Система государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией и отношение к организации со стороны участников образовательного процесса и общественности:

- наличие действующих государственно-общественных органов управления образовательной организацией (управляющий совет, попечительский совет, наблюдательный совет и др.);

- отсутствие обоснованных обращений граждан в вышестоящие органы управления образованием по вопросам качества предоставляемых образовательных услуг, конфликтных ситуаций в образовательной организации;

- наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности организации

(опросы, анкетирование, дни открытых дверей и др.);

- наличие на официальном сайте дошкольной образовательной организации в сети «Интернет» публичного отчета о деятельности организации по итогам учебного года, страницы для родителей, форума и пр.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие публикаций о деятельности образовательной организации в средствах массовой информации.

Обеспечение условий комплексной безопасности и охраны труда участников образовательного процесса:

- количество случаев травматизма работников образовательной организации на рабочем месте;

- своевременное проведение специальной оценки условий труда в образовательной организации;

- обучение ответственных лиц по охране труда и пожарной безопасности;

- своевременность исполнения предписаний надзорных органов;

- доля работников организации от общей численности работников ДОО, прошедших процедуру вакцинации.

Обеспечение благоустройства территории образовательной организации:

- наличие и качество исполнения плана по благоустройству территории;

- оценка состояния территории образовательной организации;

- участие дошкольной образовательной организации в смотрах-конкурсах по благоустройству территорий образовательных организаций района (города).

Обеспечение энергосбережения:

- наличие и качество исполнения программы по энергосбережению;

- соответствие плановых и фактических показателей по энергосбережению.

Развитие взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами:

- сотрудничество образовательной организации с государственными структурами и органами местного самоуправления, образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, учреждениями науки и культуры и пр.;

- взаимодействие с семьями воспитанников образовательной организации и детей, не посещающих дошкольные образователь-

ные организации.

Одним из системных приоритетов государственной политики в области образования является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая воспитанников, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.

Для проведения оценки качества услуг,

Оценка качества услуг, предоставляемых

предоставляемых дошкольной образовательной организацией, все более активно привлекаются родители. На основании выделенных критериев и показателей оценки эффективности деятельности дошкольной образовательной организации, нами разработан опросный лист для родителей (табл.). Ежегодно увеличивается доля родителей, принимающих участие в оценке качества дошкольного образования, а также число родителей, принимающих участие в выработке управленческих решений по улучшению качества дошкольного образования.

Таблица

дошкольной образовательной организацией

№ п/п Критерии и показатели Оценка 1-5 баллов

1 2 3

1 Качество предоставляемой ДОО услуги

1.1 Удовлетворенность качеством питания в ДОО

1.2 Удовлетворенность работой ДОО по здоровьесбережению детей

1.3 Удовлетворенность работой ДОО по подготовке детей к школе

1.4 Удовлетворенность работой ДОО по психологическому сопровождению образовательного процесса

1.5 Удовлетворенность работой ДОО по медицинскому сопровождению образовательного процесса

1.6 Удовлетворенность работой ДОО в части норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

1.7 Удовлетворенность работой ДОО по формированию коммуникативных навыков у детей (практическое овладение ребенком нормами речи и способами свободного общения с взрослыми и детьми)

1.8 Удовлетворенность работой ДОО по приобщению ребенка к словесному искусству, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса

1.9 Удовлетворенность работой ДОО по формированию у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу

1.10 Удовлетворенность работой ДОО по формированию у ребенка положительного отношения к собственному труду и труду других людей

1.11 Удовлетворенность работой ДОО по интеллектуальному развитию и расширению кругозора ребенка

1.12 Удовлетворенность работой ДОО по формированию у детей навыков творчества и проектной деятельности

2 Качество условий в ДОО

2.1 Функциональность и эстетичность территории ДОО, наличие спортивного и игрового оборудования на прогулочных площадках

2.2 Удовлетворенность внешним видом ДОО, что способствует воспитанию у детей ответственности, аккуратности, дисциплинированности, формированию эстетических ценностей

2.3 Соответствие материально-технической базы и организации работы ДОО требованиям безопасности

Окончание табл.

1 2 3

2.4 Наличие дополнительных образовательных услуг в ДОО

2.5 Знание обязанностей, которые в соответствии с законодательством возлагаются на родителей детей дошкольного возраста

2.6 Обеспечение присмотра и ухода за ребенком

2.7 Компетентность педагогов в вопросах обучения и воспитания детей дошкольного возраста

2.8 Доброжелательность педагогического коллектива ДОО

2.9 Вежливость общения работников ДОО, в том числе по телефону

2.10 Положительный психологически комфортный микроклимат группы, которую посещает ребенок

2.11 Динамика положительных изменений в ДОО, которые привели или приведут в ближайшее время к улучшению качества дошкольного образования, обеспечиваемого ДОО

2.12 Возможность родителей реально влиять на положение дел и существенные аспекты работы ДОО, возможность участия и контроля за функционированием ДОО

3 Качество результатов

3.1 Степень информированности родителей о состоянии дел (успехах, проблемах, планах и т. п.) в ДОО

3.2 Использование родителями в качестве источника информации о работе ДОО его официального сайта в сети «Интернет»

3.3 Знание родителями прав детей дошкольного возраста

3.4 Участие родителей в мероприятиях и делах ДОО

Основными условиями эффективности данной работы являются:

- соблюдение принципа системности привлечения родителей к оценке качества дошкольного образования;

- добровольность участия в оценочных процедурах участников образовательного процесса (педагогов, родителей);

- делегирование полномочий и ответственности за проведение оценочных процедур, их открытость;

- доступность инструментария и оценочных процедур для представителей родительской общественности;

- партнерство в оценивании и принятии

решений по улучшению качества дошкольного образования;

- анонимность проводимого анкетирования.

Таким образом, дошкольная образовательная организация имеет возможность сопоставить внутреннюю оценку эффективности работы организации с оценкой внешней, получив тем самым наиболее объективные результаты. Поиск путей решения выявленных в процессе изучения деятельности образовательной организации проблем позволил наметить новые перспективные направления развития организации.

Библиографический список

1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. - 2012. -№ 4. - С. 52-63.

2. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). - С. 81-85.

3. Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» // Педагогическое образование. - 2008. - № 2. - С. 27-34.

4. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286. - URL: http://

www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70250066/ (дата обращения: 26.05.16).

5. О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497. - URL: http://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 26.05.16).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 26.05.16).

7. Об утверждении показателей мониторинга системы образования [Электронный ресурс]: Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2014г № 14. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70511024/ (дата обращения: 26.05.16).

8. Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=law;n=90601;req=doc (дата обращения: 26.05.16).

9. О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги,

на 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года №487-р. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70250118/ (дата обращения: 26.05.16).

10. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/420277810 (дата обращения: 26.05.16).

12. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. - URL: http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 26.05.16).

13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - URL: http://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 26.05.16).

14. Харькова Е. В. Оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 202 с.

15. August 2010. Europe 2020: A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth [Электронный ресурс]. - URL: http://www. euintheus.org/resources-learning/eu-fact-sheets/ august-2010-europe-2020-a-european-strategy-for-smart-sustainable-and-inclusive-growth (дата обращения: 20.06.2016).

Поступила в редакцию 26.06.2016

Podanyova Tatiana Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Early Childhood Education and Secondary education, Altai State Teacher Training University, [email protected], Barnaul

THE EVALUATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS EFFICIENCY

Abstract. This article focuses on the problem of studying the efficiency of modern preschool educational institutions. This problem is caused by the realization of one of the priority directions of the Russian state policy in the field of education, which is to provide a high standard preschool education. Based on the analysis of legal documents, criteria and indicators for assessing the effectiveness of preschool educational institution have been selected and systematically applied to assess the quality of the educational institution. The evaluation of a preschool educational institution on the basis of the criteria identified by the author allows to compare the effectiveness self-evaluation of the organization with the external rating, thereby obtaining the most objective results.

Keywords: evaluation, efficiency of preschool educational institution, quality of preschool education.

References

1. Boguslavskaia, T. N., 2012. Formirovanie podxodov k ocenke kachestva doshkol'nogo obra-zovaniya [Formation of approaches to assessing the quality of preschool education]. Problemy sovremen-nogo obrazovaniya [Problems of modern education], 4, pp. 52-63 (in Russ.).

2. Gogoberidze, A. G., Ezopova, S. A., 2012. Osnovy razrabotki sistemy monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [Fundamentals of design of monitoring system of quality of preschool education]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 4 (33), pp. 81-85 (in Russ.).

3. Nikokosheva, N. G., 2008. Nekotorye podxody k opredeleniyu ponyatiya "kachestvo obrazovaniya" [Some approaches to the definition of "quality of education"]. Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical education], 2, pp. 27-34 (in Russ.).

4. O formirovanii nezavisimoj sistemy ocenki kachestva raboty organizacij, okazy-vayushhix so-cial'nye uslugi [On the formation of an independent quality assessment of organizations providing social services] [online]. Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70250066/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

5. O federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [About the federal target program of education development for 2016-2020] [online]. Available at: http://base.garant. ru/71044750/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta do-shkol'nogo obrazovaniya [On the approval of the federal state educational standards of preschool education] [online]. Available at: http://base.garant.ru/70512244/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

7. Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa siste-my obrazovaniya [On the approval of the monitoring indicators in education] [online]. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70511024/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

8. Ob utverzhdenii koncepcii dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Ros-sijskoj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federacii na period do 2020 goda [On the approval of the concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020] [online]. Available at: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=law;n=90601;req=doc (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

9. O plane meropriyatij po formirovaniyu nezavisimoj sistemy ocenki kachestva rabo-ty organizacij, okazyvayushhix social'nye uslugi, na 2013-2015 gg. [Action plan to establish an independent system of evaluating organizations providing social services for 2013-2015] [online]. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70250118/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

10. Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [On the approval of the Education Development Strategy of the Russian Federation for the period till 2025] [online]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

11. O merax po realizacii gosudarstvennoj poli-tiki v oblasti obrazovaniya i nauki [On measures on realization of state policy in the field of education and science] [online]. Available at: http://base.garant. ru/70170946/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation] [online]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (Accessed 26 May 2016) (in Russ.).

13. Kharkova, E. V., 2011. Ocenka kachestva obrazovatel'nyx uslug kak osnova razvitiya uchrezh-de-nij srednego professional'nogo obrazovaniya [Evaluation of the quality of educational services as the basis of secondary vocational education establishments]. Cand. Sci (Pedag). Moscow, 202 p. (in Russ.).

14. August 2010. Europe 2020: A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth [online]. Available at: http://www.euintheus.org/re-sources-learning/eu-fact-sheets/august-2010-europe-2020-a-european-strategy-for-smart-sustainable-and-inclusive-growth (Accessed 20 June 2016).

Submitted 26.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.