Оценка импортозависимости и эффективности политики импортозамещения в
отечественном машиностроении Assessment of import dependence and efficiency of the import substitution policy in
domestic engineering
Ь û московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.45 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10525 Тихонова Светлана Владимировна,
старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: [email protected]
Tikhonova Svetlana V., senior Lecturer of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute (National Research University)
Аннотация. Машиностроительная отрасль российской промышленности играет важнейшую роль в инновационном развитии нашего государства. Она является наиболее капиталоемкой, включает в себя большое количество научно-производственных объединений, на которых работают самые квалифицированные специалисты. На машиностроение приходится почти 14 % объёма выпуска российского ВВП, а объём выпуска готовой продукции составляет более 8 трлн. руб. Основными отраслями машиностроения считаются: авиационная и ракетно-космическая
промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение,
судостроение, оборонная промышленность, энергетическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, двигателестроение. Исключительная важность машиностроение заключается в том, что оно обеспечивает любое производство машинами и оборудованием, а все население - различными предметами потребления. К сожалению, сложилась невозможная ситуация глобальной имортозависимости большинства отечественных предприятий от иностранных станков, инструментов и комплектующих. Решить эту проблему и перейти, преимущественно, на собственное производство
призвана Правительственная Программа импортозамещения. Ее реализация позволит повысить степень инновационной оснащенности промышленных производств и обеспечит лидирующую позицию для Российской Федерации на мировом рынке машиностроения. Summary. The machine-building branch of the Russian industry plays a vital role in the innovative development of our state. It is the most capital-intensive and includes a large number of research and production associations employing the most qualified specialists. Mechanical engineering accounts for almost 14% of the output of Russian GDP, and the output of finished goods is more than 8 trillion. rub. The main branches of mechanical engineering are: aviation and rocket and space industry, automotive industry, railway engineering, shipbuilding, defense industry, power engineering, agricultural engineering, engine construction. The exceptional importance of mechanical engineering lies in the fact that it provides any production with machinery and equipment, and the entire population — with various consumer goods. Unfortunately, there is an impossible situation of global import dependence of the majority of domestic enterprises on foreign machines, tools and components. The Government Program of Import Substitution is designed to solve this problem and switch, mainly, to its own production. Its implementation will increase the degree of innovative equipment of industrial production and will provide a leading position for the Russian Federation in the global mechanical engineering market.
Ключевые слова: импортозависимость, импортозамещение, машиностроение, экономическая эффективность.
Keywords: import dependence, import substitution, mechanical engineering, economic efficiency.
Согласно исследованиям центра «РИА-Аналитика», на сегодняшний день можно выделить наиболее приоритетные отрасли в машиностроении:
- Танкостроение - удельный вес импорта свыше 90 %;
- Тяжелое машиностроение - доля импорта 60-80%;
- Станкостроение - доля импорта превышает 90%;
- Легкая промышленность - доля импорта 70-90%;
- Авиационная и ракетно-космическая промышленность.
Достичь высоких результатов благодаря импортозамещению в вышеперечисленных отраслях машиностроения можно при высоких производительных мощностях предприятий. Можно считать, что Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение как наиболее приоритетные направления
для внедрения политики импортозамещения и технологического обновления этих массовых секторов экономики.
По мнению Минпромторга России, если грамотно следовать реализации политике импортозамещения в нашей стране, к 2020 году можно достичь сокращения импорта в различных сферах с 90 % до 50 %. Применительно к некоторым отраслям машиностроения в России показатели вполне могут быть более высокими. Способствовать росту этих показателей должна реализованная программа импортозамещения в машиностроении, разработанная государством Российской Федерации на период 2014-2030 гг. Но текущие показатели объема производства машиностроительного комплекса России демонстрируют как незначительный прирост, так и отрицательную динамику темпов производства, что обосновывают необходимость оптимизации целей и механизмов существующей программы импортозамещения.
В 2016 году была зафиксирована первая положительная динамика в таких подотраслях машиностроения, как «производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки» и «производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов». Основной причиной зафиксированного роста стало развитие политики импортозамещения и реализация первого этапа программы импортозамещения в машиностроении.
При создании бюджета Российской Федерации для развития политики импортозамещения было выделено более 35 млрд. руб. в 2015-2017 гг. Минпромторг России сделал заявление о запуске программы импортозамещения, которая подразумевает привлечение дополнительных средств для реализации ряда административно-организационных мер налогового и тарифно-таможенного регулирования. Внимание нашего государства было акцентировано на фонде поддержки промышленности, куда до 2022 года будет направлено 18 млрд. руб. Согласно оценкам специалистов Минпромторг России, данные меры будут способствовать ежегодному наращиванию темпов производства российский товаров и оборудования в размере 30 млрд. руб.
Оптимизация программы импортозамещения должна обеспечить: - внедрение инновационных технологий и модернизацию производства отечественного машиностроения, что приведет к снижению отставания показателей развития технологий от зарубежных организаций аналогичных отраслей;
- наращивание темпов отечественного производства, что ускорит процесс импортозамещения и удовлетворит спрос инвесторов и потребителей в промышленном сегменте;
- увеличение доли экспорта машиностроительной продукции;
- выход на мировой рынок машиностроения, за счет повышения уровня конкурентоспособности и устойчивого комплекса развития производства.
Оптимизация существующей программы импортозамещения в машиностроении будет способствовать перспективному развитию, которое включает в себя устойчивый комплекс развития промышленного производства, благодаря внедрению современных технологий. Необходимость оптимизации программы обусловлена современными рыночными требованиями и условиями текущего и стратегического планирования, которые находят отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. и Государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». Достижение высоких показателей производства от реализации программы импортозамещения в машиностроении зависит от степени инновационной оснащенности российских предприятий.
Целевое видение комплексной государственной программы импортозамещения в машиностроении обусловлено возможным ростом доли импорта, которая создает угрозу для национальной безопасности государства, важностью системы стратегического управления в долгосрочном периоде, поддержкой производства продукции отечественным производителем, а также особенностями развития российской экономики.
Для оптимизации программы импортозамещения в машиностроении предложены новые цели, которые обеспечат устойчивое развитие предприятий:
- определение перспективных направлений машиностроения;
- разработка способов и условий стратегического развития машиностроения для наращивания темпов роста;
- обеспечение инновационности технологий, социально-экономической эффективности и конкурентоспособности как необходимости для успешного функционирования и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Препятствиями в процессе реализации усовершенствованной программы импортозамещения в машиностроении являются:
- отсутствие современных технологий;
- неспособность промышленных предприятий наращивать мощности в машиностроении, согласно необходимому темпу развития;
- плачевное состояние станкостроения;
- наличие проблемы квалифицированных инженерных и производственных кадров.
Оптимизация программы импортозамещения в машиностроении предусматривает создание следующих условий для её качественной реализации:
- создание эффективного комплекса высокотехнологичного устойчивого развития российского машиностроения посредством сокращения экономических затрат в промышленности и использовании машинно-технической продукции, что будет способствовать росту уровня конкурентоспособности России на мировом рынке машиностроения за счет внедрения инновационных технологий во всех отраслях экономики;
- концентрация производственного потенциала машиностроительных предприятий на технических, научно-исследовательских, проектно-конструкторских аспектах производства с целью достижения максимальной производительности оборудования;
- выбор главных целей, приоритетов, временных рамок, необходимой материально-технической базы для реализации производственного потенциала в существующих и перспективных проектах научного, технического, организационного и социального значения;
- формирование репутации успешного конкурентоспособного машиностроительного комплекса с помощью внедрения высокотехнологичных новшеств в промышленное производство, что позволит модернизировать нормативно-правовую базу российского законодательства и будет способствовать получению максимальной полезности от выпуска отечественной продукции как для государства, так и для самих предприятий.
Необходимо задействовать модернизированные механизмы политики импортозамещения, которые будут способствовать оптимизации реализованной программы импортозамещения и обеспечат более высокие результаты для промышленных предприятий. Мы предлагаем использование следующих механизмов:
- создание эффективного устойчивого комплекса экономических условий, которые будут способствовать благоприятному развитию и модернизации различных сфер государственного регулирования, а также беспрепятственному внедрению институциональных модификаций в машиностроении;
- улучшенная система государственного регулирования, отвечающая за контроль технологических норм и стандартов, технических регламентов и инструкций, которая
будет стимулировать реализацию важных долгосрочных промышленных проектов по развитию российского машиностроения;
- обеспечение государственного финансирования и усиление мер его поддержки для наиболее перспективных отраслей машиностроительного комплекса России, что позволит повысить степень инновационных технологий на производстве и тем самым увеличит уровень инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий.
Выбор показателей в исследовании состояния импортозависимости и ее влияния на развитие отечественного машиностроительного комплекса должен быть обоснован в отношении обеспечения внешнеэкономической безопасности, а именно соответствия внешнеэкономической деятельности субъектов бизнеса национальным экономическим интересам. Так, для машиностроения предлагается рассчитывать такие показатели как коэффициент открытости экономики (индекс внешнеторговой квоты), импортная квота (доля импорта в ВВП), коэффициент покрытия экспортом импорта, доля импорта во внутреннем потреблении. Стоит отметить, что к каждому из показателей обоснованы предельные значения, а это существенно усугубляет качество аналитических предположений относительно будущих тенденций на рынке. Рассматриваем следующую совокупность показателей как оптимальную, по которой объективно можно представить характеристику темпа развития внутреннего рынка, в т. ч. на региональном уровне и степени проникновения товаров (услуг) импорта. Известно, что для обеспечения достаточной эффективности аналитических операций должны быть приведены в единую систему, в которой выбор и распределение показателей происходит по мере последовательного изучения проблемы и представление практических рекомендации по ее решению. Поэтому важную роль при оценке импортозависимости и эффективности государственной региональной политики импортозамещения в машиностроении России стоит отвести обоснованию методической последовательности этого процесса, включительно с пониманием того результата, в частности в структурном измерении, которого планируется достичь (Рис. 1).
Так, на первых этапах целесообразно изучить общие тенденции внутреннего рынка машиностроительной продукции, в частности объемы и динамику развития розничной и оптовой торговли, в т. ч. на единицу населения, объекта торговли и его торговой площади. Также важно сравнить тенденции объемов продаж отечественных и импортных товаров (услуг) учитывая товарную структуру, каналы распределения и формирования систем товародвижения.
Главные аналитические операции будут осуществляться на следующих этапах. В частности, стоит провести анализ и идентифицировать возможности и потенциал развития внутреннего производства, включая исследования позиций местных производителей по изготовлению продукции импортозамещения. Не менее важно оценить уровень сформированности и использования экспортного потенциала, учитывая базовые характеристики реального сектора экономики региона. Все это позволит изучить преимущества и недостатки государственной региональной политики импортозамещения, которые следует рассматривать относительно качества стимулирования производства конечной продукции, возможности местных товаропроизводителей создавать и использовать высокотехнологичные инновационные достижения и тому подобное. Соответственно органам региональной власти удастся обоснованно установить приоритетные направления развития внутреннего производства продукции углубленной переработки, институциональных реформ для развития сети объектов инновационной инфраструктуры, реализации инвестиционных проектов производства инновационной продукции.
Рис. 1 Методическая последовательность оценки импортоэависимости и эффективности государственной региональной
политики импортозамещения
На следующем этапе следует провести оценку безопасности развития внутреннего рынка, его емкости и ее динамики, а также идентифицировать степень проникновения импорта на внутренний рынок и его ключевые сегменты. Здесь основное внимание следует уделить исследованию главных структурных характеристик функционирования внутреннего рынка, степени проникновения инноваций и инновационного развития в рамках стадий общественного воспроизводства рынка, качества сформированного
конкурентной и регуляторной среды, уровня дифференциации развития сегментов внутреннего рынка, их инфраструктуры и ресурсного обеспечения. Таким образом удастся выяснить предпосылки, которые бы стимулировали уменьшение зависимости внутреннего рынка от импорта товаров и услуг. Также результаты расчетов позволят региональным органам власти рационально подойти к разработке и реализации мероприятий по укреплению конкурентоспособности и росту спроса на товары (работы, услуги) для местного и отечественного производства, наращивание производственных мощностей и повышение инновационности бизнес-операций.
Более общие выводы можно будет сформировать и относительно сильных и слабых сторон, возможностей и угроз государственной региональной политики импортозамещения. Здесь важно для органов региональной власти выяснить уровень сформированности организационно-экономических принципов функционирования внутреннего рынка, факторы развития оптово-логистической и розничной сетей с специализацией на местные и отечественные товары, собственные возможности по стимулированию технологического импорта, будущие угрозы в случае затруднения доступа местных товаропроизводителей к рынкам, хозяйственных ресурсов и прав деятельности.
В рамках оценки внешнеэкономической безопасности государства целесообразно использовать методические подходы, основанные на использовании коэффициентов покрытия экспортом импорта, открытости экономики и опережения ВВП над импортом. Здесь стоит выделить как преимущества так и недостатки каждого из подходов. В частности, используя коэффициент покрытия экспортом импорта становится возможно рационально сопоставить и оценить экспортный потенциал и импортозависимость. Также освещается уровень ценового паритета отечественной продукции во внешнеторговом обмене и на внутреннем рынке, а также степень заинтересованности национальных производителей удовлетворять внутренний спрос. Однако такое отображение соотношения импорта в экспортном потенциале государства не позволяет охарактеризовать общую вместимость импорта внутреннего рынка и ВВП и делает невозможным детальный анализ импортозависимости по оптовому и розничному товарообороту, а также конкретным товарам (услугам).
Использование только существующей статистической количественной информации для оценки импортозависимости является недостаточным и поэтому необходимо прибегать к процедуре синтеза множества ее качественных характеристик (критериев). Соответственно подтверждается актуальность расчета интегрального коэффициента
импортозависимости, который происходит на основе отдельных показателей, характеризующих объемы внутреннего производства, экспорта, импорта, внутреннего потребления, внешнеэкономической деятельности с использованием современных подходов к экономико-математическому моделированию безопасности. Таким образом удается предоставить комплексную характеристику проблемы импортозависимости и определиться с перечнем приоритетных структурных мероприятий по улучшению функционирования внутреннего рынка. Речь идет о мерах, позволяющих:
- сбалансировать объемы товарного предложения среди производственного, оптового и розничного секторов потребления;
- расширить масштабы потребительского и инвестиционного спроса;
- повысить эффективность товарного производства в рамках традиционных видов продукции;
- увеличить объемы потребления товаров и услуг домохозяйствами;
- усовершенствовать распределение доходов между резидентами внутреннего рынка;
- институционально урегулировать стоимость активов торговых сетей среди отечественных и иностранных владельцев.
Сочетание разнохарактерных показателей и коэффициентов сданное обусловить определенное недоверие к результатам интегрального оценивания, а также согласно им достаточно сложно сформировать выводы по отраслево-секторальному и ассортиментно-номенклатурному состоянию импортозависимости.
Выводы
Успешной реализации программы имортозамещения в машиностроении способствуют положительные тенденции от внедрения политики импортозамещения за последние несколько лет. На это указывает собственная топливно-энергетическая и сырьевая база производства, а также существенный научно-технический, кадровый и производственный потенциалы. Одним из немаловажных факторов положительного прогноза для реализации программы импортозамещения являются меры, принятые государством, которые находят свое отражение в создании фонда поддержи со значительными финансовыми вложениями для развития машиностроительного комплекса Российской Федерации.
Реализация программы импортозамещения в машиностроении окажет положительное влияние на развитие всех машиностроительных отраслей России посредством уменьшения доли импорта, наращивания темпов производства отечественного производителя с помощью государственной поддержки. Вышеуказанные преимущества
позволят значительно повысить инвестиционную и инновационную привлекательность промышленных предприятий. Следовательно, повышение конкурентоспособности и уровня использования производственного потенциала машиностроительных предприятий поможет Российской Федерации вернуться на мировую арену в статусе сильной, развитой и влиятельной страны, имеющей огромный потенциал для реализации масштабных промышленных проектов.
Список литературы
1. Импортозамещение в России, как метод стабилизации экономики [Электронный ресурс]. URL: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/importozameshchenie-v-rossii/
2. Машиностроение: Тенденции и прогнозы. 2020. № 37. [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/mechanical_engineering_demo.pdf
3. Тихонов А.И. Модель комплексной реализации концепции импортозамещения в инновационной среде (на примере авиационного двигателестроения) // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 146-153.
4. Тихонов А.И., Сазонов А.А., Новиков С.В. Импортозамещение в России, как системообразующий фактор развития авиационной промышленности // Двигатель.
2018. № 3 (117). С. 6-8.
5. Артющик В.Д., Тихонов А.И. Применение методов прогнозирования спроса на авиационные двигатели в условиях импортозамещения на примере АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 58.
6. Артющик В.Д., Тихонов А.И. Импортозамещение как эффективный инструмент восстановления авиационной отрасли России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 7 (часть 1) - С. 13-17
7. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 1. С. 218-226.
8. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Оценка клиентоориентированности предприятий авиационно-космической промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 61.
9. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал.
2019. № 11. С. 62.