ISSN 2409-630X
УДК 338.2
Л. А. Федоськина
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: ld0168@yandex.ru
ретроспективный анализ реализации политики импортозамещения в российской федерации и формирования ее
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИя
В статье определены ключевые направления переориентации современной российской экономики, в числе которых обозначена необходимость производства импортозамещающей продукции с инновационной и экспортной ориентацией. Обозначены причины повышения обращения государственной экономической политики к принципам импортозамещения. Исследованы и представлены исторические этапы реализации политики импортозамещения в России. Выявлены отрасли, имеющие импортозависимость и высокий потенциал импортозамещения, среди которых приоритетное значение имеют медицинская, фармацевтическая и легкая промышленность, машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, металлургия и сельское хозяйство. Рассмотрен комплекс мероприятий по поддержке и развитию экономики народного хозяйства страны и отдельных отраслей, имеющих значительный потенциал импортозамещения. Проводится анализ государственных программ развития на предмет их целевой ориентации на развитие импортозамещения. Программы, не содержащие прямого указания в целях на реализацию политики импортозамещения, проанализированы по отдельным направлениям и комплексам мероприятий по развитию импортозамещения в отрасли. Представлены данные об объемах бюджетных ассигнований программ. Систематизируются нормативно-правовые акты в области установления запрета на допуск отдельных товаров, происходящих из иностранных государств. Сделан вывод о достаточности и обоснованности наработанной российской нормативно-правовой базы в области импортозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, история импортозамещения, нормативно-правовое обеспечение, государственная программа.
Для цитирования: Федоськина Л. А. Ретроспективный анализ реализации политики импортозамещения в Российской Федерации и формирования ее нормативно-правового обеспечения // Экономическая история. - 2017. - № 2. - С. 105-115.
Lyudmila A. Fedoskina
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: ld0168@yandex.ru
A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION
of the import substitution policy in the russian federation and formation of its regulatory support
The article defines the key directions of the reorientation of the Russian economy, including the need for designated production of import-substituting products with innovation and export orientation. Marked reasons for the increase in the application of the state economic policy to the principles of import substitution. Researched and presented historical stages of implementation
© Федоськина Л. А., 2017
of the policy of import substitution in Russia. Identified industries with high import dependence and the potential for import substitution, among which priority should be given to medical, pharmaceutical, light industry, machinery, machine tools, electronics, metallurgy and agriculture. The complex of measures for support and development of the economy of the national economy and individual sectors with significant potential for import substitution. The analysis of the government's development programmes for their target orientation on the development of import substitution. Programs that do not contain direct instructions in order to implement the import substitution policy, are analyzed in separate directions and measures to promote import substitution in the industry. Presents data on volumes of budget appropriations programs. Sistematizirovat normative legal acts in the field of a ban on admission of certain goods originating from foreign States. The conclusion is made about the adequacy and validity of accumulated Russian normativelegal base in the field of import substitution.
Keywords: import substitution, history of import substitution, regulatory support, government program.
For citation : Fedoskina Lyudmila A. A retrospective analysis of the implementation of the import substitution policy in the Russian Federation and formation of its regulatory support, Еkonomicheskaja istorija = Economic history, 2017, No. 2, P. 105-115.
Введение
Развитие процессов глобализации, увеличение оборотов международной торговли и международное разделение труда, безусловно, приводят к улучшению экономических показателей отдельных стран. Однако в условиях изменения геополитической обстановки, введения экономических и политических санкций, ухудшения дипломатических отношений России с некоторыми европейскими странами нарушаются необходимые основы для продолжения экономического развития с использованием сложившихся подходов. Возникает необходимость переориентации экономики России по двум ключевым направлениям:
- в области внешнеэкономического сотрудничества со стран Европейского Союза и США на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки [1, с. 92];
- в области импорта товаров производственного и потребительского назначения из стран ЕС и США на производство импортозамещающей продукции с инновационной и экспортной ориентацией.
Особенный интерес для исследования представляет второе из обозначенных направлений, поскольку в российской истории политика импортозамещения становится актуальной уже не в первый раз.
Методы
Исследование реализации политики импортозамещения потребовало использо-
вания статистической информации и официальных данных о составе и содержании государственных программ Российской Федерации, содержащих цели и задачи в области импортозамещения. Информация официального сайта Портала госпрограмм использована для анализа целевых положений и объемов бюджетного ассигнования государственных программ. Анализ динамики объемов импорта Российской Федерации проведен на основе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики России.
Результаты и обсуждение
Исторически доказано, что переход к государственной политике импортозамеще-ния связан с определенными внешними или внутренними событиями. Такими событиями могут быть [3, с. 44]: смена власти, кризисы, революции, войны, путчи и т. п. Подобные события приводят к разрушению международных экономических связей, нарушению рыночного равновесия, развитию валютных кризисов и другим неблагоприятным для экономики последствиям.
Так, в истории России кардинальная смена политического строя привела к тому, что в 20-30-х гг. ХХ в. в СССР экономическая модель развития социалистического народного хозяйства стала формироваться на основе импортозамещающей индустриализации. Однако отличительной чертой данного периода импортозамещения было не все-
106 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ № 2 (37), 2017
стороннее развитие народного хозяйства на основе принципов импортозамещения, а односторонне направленное перераспределение государственного финансирования с относительно развитого аграрного сектора на промышленный сектор. Соответственно, исходя из современного представления понятия импортозамещения, такую государственную политику нельзя полноценно охарактеризовать как импортозамещающую.
По самым осторожным высказываниям [5, с. 156; 6, с. 19 и др.], история импортозамещения в России начинается с 1998 г. Тогда страна столкнулась с глубоким финансово-экономическим кризисом и последующим за ним
политическим кризисом, в результате преодоления которых были предприняты первые шаги по реализации политики импортозаме-щения. Негативные последствия двойного кризиса в виде ослабления национальной валюты и снижения доверия со стороны населения и иностранных инвесторов к государственной экономической политике привели к формированию нового курса экономической политики правительства и банковской системы на подъем экономики. Результатом этого явилось повышение эффективности деятельности экспортоориентированных предприятий, которые, с одной стороны, получили возможность довольно успешно участвовать
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995
I 76 070 » 60 966 53 764 44 862 537
1 58 015 71 983
62 603
125 434
96 307
192 954
19
164 281
245 680
803
223 486
291 861
307 875
34
335 77
318 555
269
0
39
Рис. 1. Динамика объема импорта Российской Федерации в 1995-2015 гг., млн дол. США * / Dynamics of the volume of imports of the Russian Federation in 1995-2015, million US dollars
*Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [10]
в конкурентной борьбе на внешнем рынке, и, с другой, улучшили свои конкурентные позиции на внутреннем рынке за счет повышения качества и оптимизации издержек на производство продукции, аналогичной импортной или превосходящей ее.
Очередной кризис 2008 г. привел к формированию нового витка реализации политики импортозамещения в России. В этот период были осознаны сложность и много-аспектность решения задач импортозаме-щения, что послужило причиной теоретического и методологического осмысления данного направления экономического развития в научных публикациях. Именно в этот период начала развиваться идея о формировании долгосрочной государственной политики импортозамещения.
Современный этап развития политики импортозамещения в России сопряжен с периодом воссоединения Крыма с Россией. С введением в 2014 г. антироссийских индивидуальных и секторальных санкций (в отношении топливно-энергетического комплекса, военно-промышленного комплекса, финансового сектора и др.). Россия была вынуждена применить ответные санкции, что потребовало принятия политики им-портозамещения в ключевых импортоори-ентированных отраслях. Соответственно, в современных условиях развитие импор-тозамещения в различных отраслях народного хозяйства обусловлено не столько экономическими, сколько политическими причинами.
Обозначенные исторические этапы активизации государственной политики им-портозамещения оказали прямое влияние на изменение динамики объема импорта Российской Федерации в соответствующие временные периоды, что наглядно представлено на рис. 1.
Можно заметить, что кризис 1998 г. получил проявление в объемах российского импорта уже по итогам 1998 г. и усилил свое влияние в следующем году. В то же время последствия кризиса 2008 г. наиболее явно проявились в 2009 г. не только в объемах импорта, как показывает диаграм-
ма на рис. 1, но и в сокращении общих объемов производства ведущих отраслей, ориентированных на импорт.
Российскими исследователями проанализированы и выявлены структурные диспропорции во многих отраслях народного хозяйства страны. Например, ряд исследователей считает, что имеет место высокая импортозависимость в таких наиболее критичных отраслях, нуждающихся и имеющих перспективы к импортозамещению, как медицинская промышленность и фармацевтика (с долей импорта 70-80 %), тяжелое машиностроение (60-80), станкостроение (свыше 90 %), радиоэлектроника (80-90), легкая промышленность (70-90 %). В итоге из-за рубежа в страну поставляются, в основном, машины и оборудование (53,3 % в структуре импорта), продовольственные товары и сырье для их производства (13,9), продукция химической промышленности (14,6 %) [8, с. 92]. Данное состояние определяется как представляющее угрозу национальной безопасности страны.
По данным другого исследования [2, с. 26] было выявлено, что введенные экономические и политические санкции более всего коснулись таких отраслей, как финансовый сектор, топливно-энергетический комплекс, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), металлургия, машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Однако возможности им-портозамещения имеются не у всех отраслей. Безоговорочные перспективы развития инновационного импортозамещающего производства имеются у металлургической отрасли, сельского хозяйства и пищевой промышленности. А в таких отраслях, как ОПК, машиностроение и легкая промышленность, имеющиеся возможности сопряжены с высокими рисками.
Особенно глубокий потенциал имеет сельское хозяйство. Так, по некоторым оценкам [4, с. 229], Российская Федерация располагает третьей частью всех мировых
запасов черноземов, что для сельскохозяйственного производства создает огромный потенциал полного покрытия своих внутренних потребностей и выхода для реализации излишков продукции на внешние рынки.
Для поддержания развивающихся процессов в обозначенных направлениях на государственном уровне требуется хорошо проработанная и адекватная возникающим проблемам нормативно-правовая база в области реализации политики импортозаме-щения в России. В том числе, по мнению некоторых авторов [9, с. 128], и на региональном уровне.
В настоящее время с учетом создавшейся ситуации в условиях санкций Министерством экономического развития России разработан комплекс мероприятий по поддержке и развитию экономики народного хозяйства страны в целом, а также отдельных ее отраслей, имеющих значительный потенциал импортозамещения и снижающих уровень импортозависимости России. Он включает в себя:
- реализацию ранее принятых и разработку новых федеральных целевых программ развития отдельных отраслей;
- государственное инвестирование развития инфраструктуры для расширения экспорта продукции и выхода на новые рынки;
- переориентацию налоговой политики государства на привлечение капитала и предоставление дифференцированных налоговых льгот для инвесторов в зависимости от отраслевой направленности и экономической зоны хозяйствования;
- введение ответных мер на санкции посредством ограничения внешней торговли с целью обеспечения экономической безопасности страны.
В условиях реализуемой политики импор-тозамещения Правительством Российской Федерации начиная с 2014 г. разрабатываются и принимаются разнообразные соответствующие нормативно-правовые акты. В рамках проводимого исследования представляется целесообразным более подробно оста-
новиться на первом из перечисленных блоков государственных мероприятий - разработке и принятии программ развития отдельных отраслей народного хозяйства.
Подавляющее большинство действующих государственных программ в области инновационного развития и модернизации экономики в своих целях содержит направленность на реализацию политики импортозамещения в отдельных отраслях. В табл. 1 на основе анализа официальной информации с Портала государственных программ Российской Федерации [7] представлен перечень государственных программ с указанием их целей (фрагментарно), ориентированных на поддержание импортозаме-щения.
Как видно из табл. 1, прямое указание в целях программ на импортозамещение товаров присутствует лишь в нескольких госпрограммах, действие которых распространяется на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса. В программе развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений в качестве цели устанавливается ориентация на обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей в профильной продукции, что тоже может расцениваться как направление импортозамещения в отрасли, причем полного, без какой-либо доли импорта продукции судостроения.
Совершенно обоснованно, что ряд программ не имеют открытого информационного доступа к их содержанию, в том числе в части целей данных программ. Это касается развития таких стратегически важных отраслей, как оборонно-промышленный комплекс, электронная и радиоэлектронная промышленность, космическая деятельность.
Вместе с тем в большинстве других государственных программ нацеленность на продолжение реализации политики им-портозамещения также присутствует, но отражена она в иных, не целевых, разделах программ. Так, в программе развития фармацевтической и медицинской промышленности выделена подпрограмма 1 «Развитие производства лекарственных средств». В
Таблица 1
Анализ целевых положений государственных программ Российской Федерации в области реализации политики импортозамещения / Analysis of targeted state programmes of the Russian Federation in the field of import
substitution policy implementation
№ п/п Государственная программа Основание (По становление Правительства РФ) Цели программы в области импортозамещения Период реализации программы
1 Развитие науки и технологий № 301 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2020
2 Развитие оборонно-промышленного комплекса Данные отсутствуют Государственная программа содержит сведения ограниченного доступа, не подлежащие раскрытию в открытом доступе -
3 Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы Данные отсутствуют Государственная программа содержит сведения ограниченного доступа, не подлежащие раскрытию в открытом доступе 2013-2025
4 Развитие атомного энергопромышленного комплекса № 506-12 от 02.06.2014 Прямые цели отсутствуют 2012-2020
5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы № 315 от 15.04.2014 Ускоренное импортозаме-щение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции 2013-2020
6 Воспроизводство и использование природных ресурсов № 322 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2020
7 Экономическое развитие и инновационная экономика № 316 от 15.04.2014 Прямые цели отсутствуют 2013-2020
8 Развитие авиационной промышленно сти на 2013-2025 годы № 303 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2025
9 Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы № 1518 от 30.12.2015 Прямые цели отсутствуют 2013-2020
10 Информационное общество (2011-2020 годы) № 313 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2011-2020
11 Развитие рыбохозяйственного комплекса № 314 от 15.04.2014 г Обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих подотраслей 2013-2020
110 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ история № 2 (37), 2017
Окончание табл. 1
12 Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы № 318 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2020
13 Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности № 328 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2020
14 Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы Распоряжение Правительства РФ № 1033-р от 06.06.2015 г. Обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения 2013-2030
15 Космическая деятельность России на 2013-2020 годы Данные отсутствуют Государственная программа содержит сведения ограниченного доступа, не подлежащие раскрытию в открытом доступе 2013-2020
16 Развитие транспортной системы № 319 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2020
17 Развитие внешнеэкономической деятельности № 330 от 15.04.2014 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2018
18 Энергоэффективность и развитие энергетики № 1339 от 07.12.2015 г. Прямые цели отсутствуют 2013-2018
числе мероприятий данной программы обозначены два направления, касающиеся развития процесса импортозамещения в отрасли:
- ОМ 1.2. Разработка и выпуск инновационных импортозамещающих лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний;
- ОМ 1.3. Организация опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов.
В программе развития «Информационное общество (2011-2020 годы)» на решение проблем импортозамещения направлены уже две подпрограммы. Подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе» содержит мероприятие ОМ 3.2. - Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России. Также в подпрограмме 4 «Информационное государство» выделено мероприятие ОМ 4.2. - Развитие электрон-
ного правительства. В пояснении ожидаемого результата от его реализации обозначено создание национальной платформы предоставления сервисов по удаленной обработке и хранению данных; создание отечественных инновационных технических изделий в сфере информационных технологий; создание национальной информационно-коммуникационной платформы цифрового контента; создание отечественного телекоммуникационного оборудования.
Наиболее широко ориентация на развитие процесса импортозамещения отражена в государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Практически во всех ее подпрограммах, число которых является самым обширным из всех государственных программ, прямо или косвенно в составе ожидаемых результатов указывается увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке, что по сути отражает смысловое содержание политики импорто-замещения в экономике страны.
Таким образом, каждой подпрограммой предусмотрен ряд конкретных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Однако исследователи проблем импортозамещения отмечают, что меры, предусмотренные подпрограммами, являются необходимыми, но не совсем достаточными. Так, в сфере сельскохозяйственного машиностроения подпрограммой развития не предусмотрено никаких программно-целевых инструментов, а бюджетные ассигнования не предусматриваются вовсе. И это в ситуации, когда низкая маржинальность российских предприятий сельхозмашиностроения не позволяет отечественным компаниям обе-
спечить высокий уровень инвестиций, необходимый для их устойчивого развития. Бюджетные ассигнования на 2015 г. были предусмотрены в объеме 1,7 млрд руб. Учитывая крайне негативное состояние этой отрасли в России объем поддержки, предусмотренный данной подпрограммой, недостаточен и требует корректировки [8, с. 96].
Несмотря на то, что все государственные программы имеют высокую значимость, однако выделяемые объемы их бюджетных ассигнований существенно разняться. Как показывают данные табл. 2, объемы ассигнований не имеют открытой конкретизации только лишь по трем инфор-
Таблица 2
Объемы бюджетных ассигнований государственных программ Российской Федерации, тыс. руб. / Volumes of budgetary appropriations of the state
programs of the Russian Federation, thousand rubles
№ п/п Государственная программа Объемы ассигнований
1 Развитие науки и технологий 1 484 270 784,2
2 Развитие оборонно-промышленного комплекса -
3 Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы -
4 Развитие атомного энергопромышленного комплекса 899 723 770,7
5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы 2 124 219 899,6
6 Воспроизводство и использование природных ресурсов 594 811 295,3
7 Экономическое развитие и инновационная экономика 929 341 311,5
8 Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы 583 096 565,2
9 Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы 78 422 567,1
10 Информационное общество (2011-2020 годы) 1 155 503 753,0
11 Развитие рыбохозяйственного комплекса 60 600 420,0
12 Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы 265 784 645,8
13 Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 1 061 152 949,2
14 Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы 314 403 585,3
15 Космическая деятельность России на 2013-2020 годы -
16 Развитие транспортной системы 6 853 490 700,2
17 Развитие внешнеэкономической деятельности 371 087 434,4
18 Энергоэффективность и развитие энергетики 86 499 146,9
мационно закрытым программам - «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Космическая деятельность России». Как правило данные отраслевые направления априори являются высокотехнологичными и, соответ-ственновысокозатратными. По всем другим государственным программам объем ассигнований варьируется от 60 600,420 млн руб. для рыбохозяйственного комплекса до 6 853 490,700 млн руб. для развития транспортной системы страны.
Следует также отметить, что поддержание реализации всех принятых государственных программ осуществляется Правительством Российской Федерации посредством принятия и введения в действие соответствующих нормативных документов, обеспечивающих дополнительные возможности развития импортозамещения путем введения запрета на допуск к использованию в Российской Федерации отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств.
Среди обозначенных документов можно выделить следующие [11]:
- Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. в части запрета на допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами для целей осуществления закупок;
- Постановление Правительства РФ № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» от 24 декабря 2013 г.;
- Постановление Правительства РФ № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обе-
спечения государственных и муниципальных нужд» от 14 июля 2014 г.;
- Постановление Правительства РФ № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 16 ноября 2015 г.;
- Постановление Правительства РФ № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» от 11 августа 2014 г.;
- Постановление Правительства РФ № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 22 августа 2016 г.;
- Постановление Правительства РФ № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и некоторые другие от 5 февраля 2015 г.
Заключение
Таким образом, формирование нормативно-правовой базы в области импор-тозамещения в Российской Федерации началось с 2013 г., наибольшая интенсивность принятия документов приходится на 2014 г. и находит логичное продолжение в настоящее время. Так, в дополнение к приведенному перечню документов для реализации полномочий Правительства России, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г., в настоящее время разработано Постановление Правительства Россий-
ской Федерации, которое устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Принятое решение призвано стимулировать развитие всех отраслей российской экономики [12]. Данное Постановление вступило в силу 1 января 2017 г.
Несмотря на то, что в текущий период времени уже наработана достаточная нормативно-правовая база в области им-портозамещения, принятие обозначенного постановления наглядно иллюстрирует, что развитие нормативно-правового обеспечения реализации политики импорто-замещения происходит непрерывно, создавая и улучшая условия осуществления программных мероприятий отраслевых государственных программ, нацеленных на успешное и глубокое импортозамещение.
Библиографический список
1. Бальбуров В. А. Анализ реализации федеральной программы импортозамещения в Республике Бурятия // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 43. - С. 91-94.
2. Губанова Е. В., Соколова И. С. Влияние санкций на российский бизнес // Вестник Калужского университета. - 2016. - № 3. - С. 24-30.
3. Жихарева А. А. Аспекты развития импортозамещения в ХХ веке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 5. - С. 44-49.
4. Ларин С. Н., Соколов Н. А. Влияние экономических санкций на выбор стратегий развития российских предприятий // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - № 2. - С. 226-230.
5. Панферова Е. В. Импортозамещение в России: исторические аспекты и современные пути внедрения // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2016. - № 1. - С. 155-159.
6. Полякова Э. И. Генезис промышленной политики России // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 43. - С. 17-22.
7. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://programs.gov.ru/ Portal/
8. Пугановская Т. И., Булатов К. В. Влияние политики импортозамещения и кризиса 2014/2015 гг. на стратегию развития машиностроительного комплекса // Проблемы региональной экономики. - 2015. - № 31. - С. 90-100.
9. Родин Д. В., Слушкина Ю. Ю. Методика оценки потенциала импортозамещения в регионе // Менеджмент качества и устойчивое развитие в изменяющемся мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». - Саранск, 2016. - С. 128-132.
10. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078
11. Справочно-информационная система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/632l/Акты органов власти:1
12. Установлен приоритет товаров российского происхождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/news/20160916
References
1. Bal'burov V. A. Analiz realizacii federal'noj programmy importozameshhenija v Respublike Burjatija (Analysis of the Implementation of the Federal Program of Import Substitution in the Republic of Buryatia), Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk, 2015, No. 43, P. 91-94. (In Russ.)
2. Gubanova E. V., Sokolova I. S. Vlijanie sankcij na rossijskij biznes (The Impact of Sanctions on Russian Business), VestnikKaluzhskogo universiteta, 2016, No. 3, P. 24-30. (In Russ.)
3. Zhihareva A. A. Aspekty razvitija importozameshhenija v ХХ veke (Aspects of the Development of Import Substitution in the XX century), Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, T. 5, P. 44-49. (In Russ.)
4. Larin S. N., Sokolov N. A. Vlijanie jekonomicheskih sankcij na vybor strategij razvitija rossijskih predprijatij (The Impact of Economic Sanctions on the Choice of Development Strategies for Russian Enterprises), Politika, jekonomika i social'naja sfera: problemy vzaimodejstvija, 2016, No. 2, P. 226-230. (In Russ.)
5. Panferova E. V. Importozameshhenie v Rossii: istoricheskie aspekty i sovremennye puti vnedrenija (Import Substitution in Russia: Historical Aspects and Modern Ways of Implementation), Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta, 2016, No. 1, P. 155-159. (In Russ.)
6. Poljakova Je. I. Genezis promyshlennoj politiki Rossii (Genesis of Industrial Policy of Russia), Aktual'nye voprosyjekonomicheskih nauk, 2015, No. 43, P. 17-22. (In Russ.)
7. Portal gosprogramm RF [Jelektronnyj resurs] (Portal of State Programs of the Russian Federation [Electronic Resource]), Rezhim dostupa: http://programs.gov.ru/Portal/ (In Russ.)
8. Puganovskaja T. I., Bulatov K. V. Vlijanie politiki importozameshhenija i krizisa 2014/2015 gg. na strategiju razvitija mashinostroitel'nogo kompleksa (The Impact of the Policy of Import Substitution and the Crisis of 2014/2015 on the Strategy of Development of the Machine-Building Complex), Problemy regional'nojjekonomiki, 2015, No. 31, P. 90-100. (In Russ.)
9. Rodin D. V., Slushkina Ju. Ju. Metodika ocenki potenciala importozameshhenija v regione (Methodology for Assessing the Potential of Import Substitution in the Region), Menedzhment kachestva i ustojchivoe razvitie v izmenjajushhemsja mire: materialy Vseros. nauch.-prak. konf. s mezhdunar. uchastiem, Saransk, 2016, P. 128-132. (In Russ.)
10. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik [Jelektronnyj resurs] (Russian Statistical Yearbook [Electronic Resource]), Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (In Russ.)
11. Spravochno-informacionnaja sistema «Garant» [Jelektronnyj resurs] (Reference and Information System «Garant» [Electronic Resource]), Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/6321/ Akty organov vlasti:1 (In Russ.)
12. Ustanovlen prioritet tovarov rossijskogo proishozhdenija [Jelektronnyj resurs] (The Priority of Goods of Russian Origin is Established [Electronic Resource]), Rezhim dostupa: http://economy. gov.ru/minec/press/news/20160916 (In Russ.)
Поступила в редакцию 12 ноября 2016 г.
Сведения об авторе
Федоськина Людмила Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: проблемы менеджмента качества и импортозамещения в изменяющейся экономике. Автор более 160 научных и учебно-методических публикаций. ORCID http://orcid/org 0000-0002-6702-8601.
E-mail: ld0168@yandex.ru
About the author
Fedoskina Lyudmila A. - candidate of economic sciences, assistant professor of department of quality management of Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of quality management and import substitution in a changing economy. The author has more than 160 scientific ORCID http://orcid/org 0000-0002-6702-8601.
E-mail: ld0168@yandex.ru