ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК/UDC 37.02
Поступила в редакцию 28.04.2023 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Нехороших1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Поваляева1 1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
ASSESSMENT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER'S READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Dr. Hab., Professor V.N. Mezinov1 PhD, Associate Professor N.A. Nekhoroshikh1 PhD, Associate Professor O.N. Povalyaeva1 1Bunin Yelets State University, Yelets
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - теоретическое обоснование, апробация и оценка результативности готовности будущего учителя физического воспитания к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2021-2023 гг. На формирующем этапе специально организованным взаимодействием были охвачены 52 студента 3-х и 4-х курсов, осваивающие профессию учителя физической культуры. В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования в исследовании была использована: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности».
Результаты исследования и выводы. Эмпирическое исследование показало, что мотивационный компонент готовности проявляется у большего количества студентов (у 42 человек, что составляет 81% от всего количества участников исследования). На втором месте - когнитивный компонент (40 человек - 77%). Далее у 37 респондентов (71%) наблюдаются проявления деятельностного компонента. Наименьший показатель у рефлексивного компонента - 31 студент, что соответствует 60%. Полученные в ходе исследования результаты позволили констатировать, что цифровая грамотность выступает предпосылкой результативности и успешности профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в условиях цифровизации образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учитель физического воспитания, профессиональная деятельность, готовность, цифровизация образования, мотивация, когнитивные компетенции.
Abstract
Objective of the study is a theoretical substantiation, approbation and evaluation of the effectiveness of the future physical education teacher's readiness for the effective implementation of professional activities in the context of digitalization of education.
Methods and structure of the study. The experimental work was carried out on the basis of the Institute of Physical Culture, Sports and Life Safety of the FSBEI HE "Bunin Yelets State University " in 2021-2023. At the formative stage, 52 students of the 3rd and 4th courses, mastering the profession of a teacher of physical culture, were covered by specially organized interaction. As a diagnostic tool for determining the level of formation of the components of the readiness of a future physical education teacher for professional activities in the context of digitalization of education, the following methods were used in the study: K. Zamfir's method (modified by A. Rean) "Professional activity motivation". Results and conclusions. An empirical study showed that the motivational component of readiness is manifested in a larger number of students (in 42 people, which is 81% of the total number of study participants). In second place is the cognitive component (40 people - 77%). Further, 37 respondents (71%) have manifestations of the activity component. The reflective component has the lowest indicator - 31 students, which corresponds to 60%. The results obtained in the course of the study made it possible to state that digital literacy is a prerequisite for the effectiveness and success of the professional and pedagogical activities of future teachers in the context of the digitalization of education.
Keywords: information and communication technologies, physical education teacher, professional activity, readiness, digitalization of education, motivation, cognitive competencies.
Введение. Ученые отмечают, что существует прямая зависимость между использованием информационно-коммуникационных технологий учителем физического воспитания и результатами его профессиональной деятельности [3]. Кроме того, склонность или предрасположенность учителей к использованию и дидактическому применению ИКТ в педагогической деятельности напрямую связана с их знаниями и степенью компетентности [2]. Более того, цифровая компе-
тентность является ключевой компетенцией для продвижения обучения на протяжении всей жизни [1].
Внедрение современных информационных технологий в подготовку учителей физической культуры дает возможность развивать профессиональные и социальные знания, необходимые для совместного и индивидуального образования [4, 5, 7].
В научных исследованиях готовность будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности
28
http://www.teoriya.ru
№8 • 2023 Август | August
в условиях цифровизации образования рассматривается как «многоуровневый комплекс индивидуально психологических особенностей, свойств и качеств личности, необходимых для овладения педагогической деятельностью» [1, с. 187].
В этом направлении З. А. Хакимова и соавторы [8] готовность учителя определяют одним из важнейших факторов, помогающих учащимся адаптироваться к новым условиям цифрового обучения и стратегиям, которые интегрируют новые технологии.
Г. Г. Федотова и соавторы [9] готовность будущего учителя физвоспитания к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования связывают с цифровой грамотностью, которая требует умения использовать множество различных форм технологий в дополнение к более традиционным навыкам грамотности и критического мышления.
Цифровая грамотность, по мнению исследователей, - это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующая как когнитивных, так и технических навыков.
В нашем исследовании мы исходим из того, что готовность будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности является интегративным состоянием личности, ее системным качеством, и рассматриваем ее как совокупность компетенций, необходимых в условиях цифро-визации образования, практических умений и рефлексии; как сопряжение мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, обеспечивающих критическое, динамичное и творческое использование ИКТ в организации образовательного процесса.
Цель исследования - теоретическое обоснование, апробация и оценка результативности готовности будущего учителя физического воспитания к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И. А. Бунина» в 2021-2023 гг. На формирующем этапе специально организованным взаимодействием были охвачены 52 студента 3-х и 4-х курсов, осваивающие профессию учителя физической культуры.
В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования в исследовании была использована: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности» [6].
Содержание мотивационного компонента определяется принятием будущими профессионалами целей и задач педагогической деятельности, устойчивым интересом к ее осуществлению, желанием повысить уровень профессиональной готовности, мотивацией к профессиональному саморазвитию.
Рис. 1. Схема оценивания готовности учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования
Когнитивный компонент представлен совокупностью профессиональных знаний о выбранной специальности, об особенностях организации профессиональной деятельности в образовательном учреждении в условиях цифровизации образования; компетенций, необходимых в условиях цифро-визации образования; а также пониманием цели образования учащихся, информированностью в области функционирования цифровых технологий.
Содержание деятельностного компонента включает в себя набор профессиональных и педагогических умений и навыков для осуществления педагогической деятельности в условиях цифровизации образования, в частности: опыт применения электронных средств обучения и сетевых технологий; умение работать с облачными и веб-технологиями в контексте решения образовательных задач; способность участвовать в многовариантном онлайн-общении, включая межпрофессиональное взаимодействие.
Рефлексивный компонент включает в себя: способность будущих специалистов оценивать уровень собственных знаний и умений в организации педагогической деятельности; способность самостоятельно организовывать и контролировать процесс приобретения знаний и их внедрения в практическую область.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице представлены результаты опытно-экспериментальной проверки и оценки компонентов готовности будущего учителя физического воспитания к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.
Эмпирическое исследование показало, что мотивацион-ный компонент готовности проявляется у большего количе-
Результаты опытно-экспериментальной проверки и оценки компонентов готовности будущего учителя физического воспитания к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования
Компоненты готовности Проявляется Не проявляется
(Количество человек) (%) (Количество человек) (%)
Мотивационный 42 81 10 19
Когнитивный 40 77 12 23
Деятельностный 37 71 15 29
Рефлексивный 31 60 21 40
Всего 150 72 58 28
№8 • 2023 Август | August
http://www.teoriya.ru
Рефлексивный компонент 60%
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Мотива ционный компонент 81%
Деятельностный компонент
71 % ^^^^^^^^ Когнитивный
компонент
77%
Соотношение компонентов готовности будущего учителя физического воспитания к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования по итогам эмпирического исследования
ства студентов (у 42 человек, что составляет 81% от всего количества участников исследования). На втором месте -когнитивный компонент (40 человек - 77%). Далее у 37 респондентов (71%) наблюдаются проявления деятельностного компонента. Наименьший показатель у рефлексивного компонента - 31 студент, что соответствует 60%.
Исходя из полученных результатов, соотношение компонентов готовности будущего учителя физического воспитания к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, представленных у респондентов, наглядно отражено на рисунке.
Для оценки успешности формирования готовности у будущих учителей физического воспитания к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования во время их обучения в вузе был подсчитан средний показатель усвоения на каждого студента, хотя бы одного из компонентов готовности (n=52).
Итоговый показатель в результате произведенных расчетов составил 2,88. Исходя из количества всех компонентов готовности, которое составляет 4, полученное значение соответствует выше среднего, однако является недостаточным.
Выводы. Цифровая грамотность выступает предпосылкой результативности и успешности профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в условиях цифровизации образования.
В качестве методических рекомендаций по дальнейшему формированию готовности учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования нами предлагается проектирование и реализация следующих условий:
- организация взаимодействия личности и цифровой образовательной среды. Инструментами объединения выступают мультимедиа, Интернет, виртуальная реальность. Таким образом, мы ориентируем студента на поиск, преобразование, взаимодействие, структурирование, передачу информации;
- организация совместной деятельности и диалога с применением информационных технологий;
- формирование у студентов мотивации к достижению успеха. Мотивационные стратегии направлены на повышение собственной готовности обучающихся к самообразованию, саморазвитию и самоактуализации.
Литература
1. Алексеева Е.Н. Показатели готовности у будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, И.В. Черкасова // Kant. - 2022. - № 1 (42).
- С. 186-190.
2. Артемов А.С. Подготовка будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности и физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества / А.С. Артемов, Ю.В. Артемова, Е.Н. Карасева // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 2. - С.3-5.
Буянова И.Б. Формирование оценочной компетентности будущих учителей физической культуры / И.Б. Буянова, В.В. Кадакин, Ж.А. Каско, Е.Е. Афонина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. - С. 8-10.
Кондратюк А.И. Особенности проектирования учебной деятельности будущего учителя физической культуры в аспекте ядра педагогического образования / А.И. Кондратюк // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2022. - № 2 (60). - С. 200-211. Крайник В.Л. Теоретический анализ проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся / В.Л. Крайник, В.В. Кольева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 218-221. Реан А.А. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) // А.А. Реан, Я.Л. Ко-ломинский // Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 235-237.
Романова И.В. Особенности формирования готовности к воспитательной работе учителей физической культуры / И.В. Романова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2019. - № 2. - С. 16-17.
Хакимова З.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры на основе инновационных технологий обучения (теоретический обзор проблемы) / З.А. Хакимова, И.Ф. Андрущишин, Ж.И. Жунусбеков // Теория и методика физической культуры. - 2019. - № 3 (57). - С. 36-42. Федотова Г.Г. Профессиональная подготовка студентов в области физической культуры и спорта в условиях модернизации и инновации педагогического образования / Г. Г. Федотова, Е. А. Якимова, Г. В. Пожарова, М. А. Гераськина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 1. - С. 72-74. - EDN TLWGDE.
References
Alekseeva E.N., Golyakova N.N., Cherkasova I.V. Pokazateli go-tovnosti u budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury k profession-alnoy deyatelnosti [Indicators of readiness of future teachers of physical culture for professional activity]. Kant. 2022. No. 1 (42). pp. 186-190.
Artemov A.S., Artemova Yu.V., Karaseva E.N. Podgotovka budu-shchikh spetsialistov v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti i fizicheskoy kultury k professionalnoy deyatelnosti v usloviyakh tsi-frovizatsii obshchestva [Training of future specialists in the field of life safety and physical culture for professional activity in the conditions of society digitalization]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 2. pp.3-6.
Buyanova I.B., Kadakin V.V., Kasko Zh.A., Afonina E.E. Formirovaniye otsenochnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury [Formation of evaluative competence of future teachers of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 6. pp. 8-10. Kondratyuk A.I. Osobennosti proyektirovaniya uchebnoy deyatelnosti budushchego uchitelya fizicheskoy kultury v aspekte yadra peda-gogicheskogo obrazovaniya [Features of designing educational activities of the future teacher of physical culture in the aspect of the core of pedagogical education]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafyeva. 2022. No. 2 (60). pp. 200-211.
Krainik V.L., Koleva V.V. Teoreticheskiy analiz problemy formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury k razvitiyu lider-skikh kachestv uchashchikhsya [Theoretical analysis of the problem of formation of readiness of future teachers of physical culture to the development of leadership qualities of students]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019. No. 4 (77). pp. 218-221.
Rean A.A., Kolominsky Ya.L. Metodika «Motivatsiya professionalnoy deyatelnosti» [Methodology "Motivation of professional activity"]. Sotsi-alnaya pedagogicheskaya psikhologiya. sPb., 1999. pp. 235-237. Romanova I.V. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k vospitatelnoy rabote uchiteley fizicheskoy kultury [Peculiarities of formation of readiness for educational work of teachers of physical culture]. Fiziches-kaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2019. No. 2. pp. 16-17.
Khakimova Z.A., Andrushchishin I.F., Zhunusbekov Zh.I. Formirovani-ye professionalnoy gotovnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kul-tury na osnove innovatsionnykh tekhnologiy obucheniya (teoreticheskiy obzor problemy) [Formation of professional readiness of future teachers of physical culture on the basis of innovative teaching technologies (theoretical review of the problem)]. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3 (57). pp. 36-42.
Fedotova G.G., Yakimova E.A., Pozharova G.V., Geraskina M.A. Professionalnaya podgotovka studentov v oblasti fizicheskoy kultury i sporta v usloviyakh modernizatsii i innovatsii pedagogicheskogo ob-razovaniya [Professional training of students in the field of physical culture and sports in the conditions of modernization and innovation of pedagogical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 1. pp. 72-75.
http://www.teoriya.ru
№8 • 2023 Август | August