УДК 378.1 ББК 74.489
DOI 10.47475/2500-0365-2022-17411
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Н. Мезинов, М. А. Захарова, Н. А. Нехороших
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия
Статья посвящена проблеме поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность, соответствующую современной педагогической практике, в аспекте формирования их готовности к организации внеурочной деятельности обучающихся, регламентированной в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего образования. В статье раскрываются понятия «внеурочная деятельность», «готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности», определяются мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности. Незначительная динамика сформированности готовности у студентов экспериментальной группы подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе в данном направлении.
Ключевые слова: готовность, внеурочная деятельность, готовность к внеурочной деятельности, организационно-педагогические условия.
Актуальность
Физическое воспитание является надежной возможностью привития ребенку школьного возраста бережного отношения к своему здоровью и необходимости его укрепления физическими упражнениями. Одной из распространенных форм физического воспитания является внеурочная деятельность школьников, которая также способствует его самоопределению. Внешкольные занятия спортом считаются идеальным средством охвата детей, позволяют обучающемуся получить реальный опыт и связать академические знания с практическими умениями, расширяют его интересы и развивают лидерские качества.
Актуальность исследования детерминирована преодолением следующих противоречий:
— между современными требованиями и методологией ФГОС общего и высшего образования и ориентацией многих образовательных практик на осуществление образовательной деятельности в рамках традиционной парадигмы;
— между практикой общеобразовательных организаций по реализации требований ФГОС общего образования и недостаточностью сформированных механизмов синхронизации ФГОС общего и высшего образования как теоретической основы подготовки педагогических кадров;
— между сформировавшимися нормами организации учебной деятельности студентов, определяемых ООП, ФГОС высшего обра-
зования, и необходимостью поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность.
Материалы и методы
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров.
Цель исследования — установить и аргументировать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников.
Методы исследования. В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности школьников в исследовании были использованы следующие методы: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности» [7]; тест на определение уровня сформированности когнитивного компонента; тестовые задания на определение уровня сформированности деятельностного и рефлексивного компонентов. В ходе реализации эмпирической работы применялись такие методы, как коучинг, менторинг, lesson study, дебаты, совместная работа студентов. Количественные результаты опытно-экспериментальной работы обработаны с использованием критерия согласия хи-квадрат.
Обоснование понятия «Готовность». Для
решения указанной проблемы вводится понятие готовности, которое в педагогической науке трактуется как интегральное качество [1; 4], качество личности [6; 9; 10], совокупность мотивационных, когнитивных, эмоциональных и волевых качеств человека [2; 8], целостное проявление всех аспектов личности специалиста: когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты [3; 11].
В работе С. В. Егорова готовность к внеурочной деятельности учителя обосновывается как приобретение профессиональных компетенций и навыков, формирование педагогических установок и ценностей как основы собственной профессиональной идентичности в непрерывном процессе обучения и профессиональной деятельности [5].
Л. М. Кравцова [6] считает, что готовность учителя к организации внеурочной деятельности предполагает получение специальных знаний о профессии, компетенций, навыков, а также формирование отношений и ценностных ориентаций в области образования, которые дадут будущему специалисту возможность постоянно совершенствовать свою компетентность и использовать научные знания в своей практической деятельности.
По мнению П. А. Ханина, готовность к организации внеурочной деятельности учителя — это устойчивая характеристика человека, многогранная, многоуровневая структура качеств, черт, навыков и умений. При этом он отмечает, что формирование готовности тесно связано с мотива-ционным компонентом, который является ключевым, потому что если нет мотивации и смысла, то деятельность невозможна, даже хорошие знания и навыки будут бесполезны [11].
Анализ зарубежных исследований по проблеме выявил различные подходы к определению сущности понятия «готовности к организации внеурочной деятельности учителя»: синтез черт личности [12], цель и результат профессионального развития [13], личностное качество, которое на практике проявляется в способности решать типовые и творческие задачи, требующие соответствующего отношения, знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций [15].
В эмпирических исследованиях В. Wilk [16] готовность к внеурочной деятельности учителя определяется через совокупность мотивационных, когнитивных, эмоциональных и волевых качеств человека; маршрут или направление для человека с целью выполнения определенных действий; возможность добросовестно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.
К. Simoncini, N. СакаЫапо строят свое определение на совокупности специальных знаний, компетенций, навыков, а также умений сотрудничать с другими, что определяет способность учителя осуществлять педагогическую деятельность [14].
Результаты и их обсуждение. Обобщая и анализируя определения российских и международных исследователей изучаемого понятия, мы предлагаем наше определение данной категории.
Готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности школьников по спортивно-оздоровительному направлению — это отправная точка студента по отношению к профессиональной деятельности и представляет собой результат процесса подготовки, сформи-рованность профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального развития, а также комплексное целостное субъективное качество человека, качество его деятельности, мотивацию личности, ее способность к рефлексии.
В структуру готовности, на наш взгляд, входят мотивационно-ценностный, когнитивный, дея-тельностный и рефлексивный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент представляет собой системообразующий элемент и играет важную роль в процессе формирования системы личностных и профессиональных ценностей и целей будущего учителя и характеризуется стремлением повысить собственную эффективность в деятельности, ориентацией на успех, включает работу над реалистичной постановкой цели, разработку мотивационно благоприятных моделей атрибуции и построение позитивной самооценки, положительное отношение к профессии, стремление постоянно совершенствоваться в ней. Критерий оценки компонента — сформированность мотивации, позитивных установок и ценностных ориентаций.
Когнитивный компонент предполагает способность будущего учителя овладевать знаниями в области педагогики, психологии, методологии и технологии осуществления внеурочной деятельности школьников; освоение знаний специфики внеурочной деятельности и моделей организации внеурочной деятельности. Это, в свою очередь, требует от обучающегося сильной саморегуляции, исполнительных функций и метакогнитив-ных навыков, а также настойчивость, способность учиться самостоятельно, любознательность, изобретательность и творчество. Критерий оценки компонента — владение нормативными, педагогическими и методическими знаниями в области внеаудиторной деятельности.
Деятельностный компонент включает совокупность взаимосвязанных элементов, основанных на технологической компетентности: наличие навыков, знаний и опыта применения интерактивных методов сохранения и укрепления здоровья школьников, применяемых во внеурочной деятельности; развитый у будущих учителей механизм саморегуляции и самоконтроля, где особое значение имеет следующее: воля, способность принимать решения и брать на себя ответственность, способность адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность и креативность. Критерий оценки компонента — владение опытом продуктивной деятельности по организации внеаудиторой деятельности.
Рефлексивный компонент представляет собой осознанный и преднамеренный внутренний диалог, который приводит к изменениям в образовательной практике, ожиданиях и убеждениях.
Рефлексивное мышление инициирует и управляет процессом самообразования и саморазвития, признавая, что проблема все еще существует, и принятие мер становится частью реализации различных стратегий, пока она не будет решена.
Ключевым моментом рефлексии является то, что она может способствовать изменениям в личной эпистемологии учителей в рамках их педагогического образования и профессионального развития. Критерий оценки компонента — критический анализ знаний, способность к самоактуализации.
Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2019 —2021гг. Объем выборки — 162 студента 2—4-х курсов (80 — в ЭГ, 82 — в КГ), обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности.
Для решения цели исследования нами был определен комплекс организационно-педагогических условий, включающих в себя:
— создание мотивационно-ценностных установок в процессе обучения будущего учителя физической культуры. Готовность подразумевает внешнюю, общую и внутреннюю регуляцию поведения преподавателя и предполагает ориентацию на личностно-ориентированное обучение, поддержку творческого развития учащихся, сотрудничество, стремление к диалогу и коллективную оценку результатов совместной деятельности.
Ценностное отношение и устойчивая мотивация к осуществлению образовательной деятельности являются тем фундаментом, на котором можно сформировать готовность к внеурочной деятельности обучающихся;
— организация практико-ориентированного образования как механизма развития профессионального потенциала студентов в высшей школе предполагает усиление практической составляющей обучения, изменения структуры, формы и содержания обучения, оценочных и диагностических инструментов для сертификации выпускников, а также организация профессионально-ориентированных практик в образовательных учреждениях. Особое значение имеет формирование умений осуществлять практическую профессиональную деятельность, в частности внеурочную, а также рефлексию в новых условиях;
— включение в аудиторную работу интерактивные технологии (кейсы, деловые игры, мозговой штурм, тренинги), в программу практик проведение внеурочных занятий со школьниками;
— целенаправленное создание предпосылок для саморазвития, профессионального самовоспитания, формирования у будущего учителя собственного «Я» через овладение совокупностью специальных знаний, компетенций, навыков, мотивационных, когнитивных, эмоциональных и волевых качеств, а также умений сотрудничать с другими и рефлексировать личностный опыт.
В процессе исследования на практических занятиях изучаемый материал был направлен на осознанное построение индивидуальной траектории в профессиональной среде вуза; моделирование социально-психологических и педагогических ситуаций, сопровождающих процесс формирования готовности к педагогической деятельности и предполагал:
— преобразование знаний в личный опыт и обеспечение выхода на независимый творческий и исследовательский уровень;
— расширение и углубление изучаемого материала, его систематизацию, обобщение и применение;
— интеграцию теории и практики, подготовку будущего учителя физической культуры для наукоемкой практики, которая соответствует целям внеаудиторной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Самостоятельная работа студентов осуществлялась в виде проектной и научно-исследовательской деятельности. Работа с методическим кейсом реализовывалась с использованием таких методов, как коучинг, мониторинг, lesson study. В ходе исследования применялось написание научных статей, выступления на научно-практических конференциях, использование наработок при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
На практических занятиях нами использовался наиболее распространенный метод интерактивного обучения — дебаты. Процесс обсуждения значительно повышает качество вовлеченности студентов и их активности. Дискуссия может превратиться в спор, и этот процесс не ограничивается только вопросами, задаваемыми преподавателем. Это развивает у студентов навыки рассуждения и обоснования собственных идей.
Следующим методом в нашем исследовании была совместная работа студентов. Использование этого метода подразумевает разделение студентов на отдельные группы и предоставление каждой группе овоет собсдвенноИ иадачи. Члены группы работают над своими проблемами индивидуально и в то же время делятся есыим мнениен с остальными чненвие группы. В сосывятсрери е поставленной проблемой в этом процессе возможно перераспределение функций между членами группы. Совмсырнесрабочв — вло страсягия обучения, в процессе которой каждый член группы должен не только сам изучать предмет, но и помогать своему сокурснику лучше его изучать.
Каждый член группы работает над проблемой до тех пор, пока все они не справятся с проблемой. Эта стратегия обеспечивает максимальное вовлечение студентов в учебный процесс.
Практика студентов была организована как стажерская проба, в качестве заданий студенты получали следующие: анализ занятий внеурочной деятельности; составление трехуровневых задач; разработка индивидуальных образовательных программ, программ внеурочной деятельности.
Преемственность форм и методов учебной деятельности студентов предполагала поисковую задачу в каждом виде индивидуальной работы для стимулирования эвристической поисковой деятельности студентов в процессе ее выполнения.
На рисунке представлены эмпирические данные сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников и их динамика у студентов контрольной и экспериментальной групп в ходе опытно-экспериментальной работы.
До начала проведения опытно-экспериментальной работы у всех студентов как контрольной группы (КГ), так и экспериментальной группы (ыГ)диагттстияован прткгфнн одинаковый уро-венн сформидоваднасти канздого дз компонентов готовности к организации внеурочной деятельности (мотивационно-ценностный компонент — ТН%тКГ и ЭГ, ккгнналвныс — 12 % в КГ и 16 % в ЭГ, рефлексивный — 12 % в КГ и 13 % в ЭГ, деятельностный — 11 % в КГ и 13 % в ЭГ). По окончании опытно-экспериментальной ра-
Динамика сформированности компонентов готовности к организации внеурочной деятельности в ходе ОЭР (в %)
боты численные значения уровня сформирован-ности данных компонентов представлены уже иначе (мотивационно-ценностный компонент — 56 % в КГ и60 %в ЭГ, когнитивный — 17% в КГиЗО%в ЭГ, рефлексивный — 10% в КГ о 40 % в ЭГ, деятельностный — 12 % в КГ и 50 % в ЭГ). Порченные резулоготы позволяюоыам конылооиргватьоыто урооень сфогмиивыаннгсти данныг кем поненгои в, реепоыцонто в пгвысис -ео в оЛсих еру ппаг (митиыационно-ценноепныо компонент — на 1 % в КГ и на 5 % в ЭГ, когнитивный — на 5 % в КГ и на 14 % в ЭГ, рефлек-сиеный — в Кл уе полым илсу о на27 01 в ЭГ, деякелыностоый — ла1 % л КЛ и ^ а ^^ :т ЭГЫ.
НаиОыльшая дитамико отмгчаиися ее стуыеоыов сыепеыомпнгалииоо группы за счот ргализации целенаправленной работы по формированию у будущих учителей физической культуры компонентов оозывнозтс к оргамизациивне^очной деяеелыннсыи шоолтниоов. Студентесжы ло^ы троченей грыппсс пруобуетали соответствующиы ыомпетенции, обугаясь по нредиционной меоч%и-ке. При обучении студентов экспериментальной еруппы % с о(ый ачцент делечся именнона епоры ифи!(с вныл°очнок деятельности шполыыикоп коч чо оремя зпсягий оо %%сципгинам, тео и вк время тоохососения ими раылнрных ридрв п( актко в ое-роок пооведе ниг иссеедоваоыо, что позволилтв значительной степени увеличить эффективность рабоыы пофтрмировынию рофлексио ного лыео-тельоосгоыго коепононтоегототночои к орчани-оыции гнеурытнол деятеоьнгстишкольниккв.
Дло донтоторнойоеонкг онагыостироымых изменений было рассчитано значение
2 _ Nx(|AxD-BxC|-N/2)2 Хэмп _ (A+B)X(A+C)X(C+D)X(B+D)'
где N — общее количество испытуемых, А и С — количество испытуемых ЭГ, у которых определенный компонент готовности сформирован и не сформирован, В и D — аналогичные значения в контрольной группе.
Были получены следующие значения %2 : эмоционально-ценностный компонент — 10, когнитивный — 10, рефлексивный — 10,01 и деятельностный — 8,03. Критические значения параметра, свидетельствующие о не достоверности результатов, находятся в пределах от 3,841 до 6,635. Поскольку рассчитанное значение хи-квадрат попало в зону значимости, мы принимаем гипотезу о том, что различия между уровнем сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной дея-
тельности школьников у студентов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента статистически достоверны.
Выводы и заключение
Исследование показало положительную динамику сформированности компонентов готовности в экспериментальной группе и подтвердило, что реализация намеченных путей и средств по формированию готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников способствует повышению уровня их профессиональной позиции, мастерства, конкурентоспособности, положительно влияет на личностное саморазвитие, активизирует потребность к непрерывному самообразованию.
Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы.
1. Наиболее эффективное формирование готовности студентов к деятельности формируется на основе личностного опыта, компетенций, навыков и требует разработки новых форм и методов обучения как в рамках вуза, так и в ходе производственной практики.
2. Обосновано, что готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности представляет собой результат процесса подготовки, а также комплексное целостное субъективное качество человека, качество его деятельности, мотивацию личности, ее способность к рефлексии.
3. Доказано, что для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, способствующие развитию всех компонентов готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности.
Список литературы
1. Бакулин, С. В. Модель практико-ориентиро-ванной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности / С. В. Бакулин // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 12-2. — С. 335—340.
2. Бакулин, С. В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С. В. Бакулин С.В., Т. И. Шукшина, Е. А. Бакулина, В. И. Лаптун // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 6. — С. 5—8.
3. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы / Л. А. Бояр-
ская. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — 120 с.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // Методический конструктор. — Москва : Просвещение, 2010. — 223 с.
5. Егорова, С. В. Обеспечение дифференцированного подхода к одаренным учащимся во внеурочной деятельности по физической культуре / С. В. Егорова // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования) : сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 25—28 апреля 2019 г. — Чебоксары : ИД «Среда», 2019. — С. 15—20.
6. Кравцова, Л. М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Кравцова. — Челябинск, 2010. — 22 с.
7. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) // Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб. : Издательство «Питер», 1999. — С. 235—237.
8. Митусова, Е. Д. Программно-методическое обеспечение реализации внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура» / Е. Д. Митусова, В. В. Митусов, М. В. Андрианов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2017. — № 5. — С. 55—57.
9. Неверкович, С. Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / С. Д. Неверкович, Е. В. Быстрицкая, Р. У. Арифулина. — Москва : Издательство «Спорт», 2018. — 288 с.
10. Тумашева, О. В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность / О. В. Тумашева // Высшее образование в России. — 2017. — № 12. — С. 63-70.
11. Ханин, П. А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) / П.А. Ханин // Мир науки. — 2017.
— Т. 5. — № 2. — С. 49—53. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29458096.
12. Chirva, A. N. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies / A. N. Chirva, O. G. Chirva // Scientific Vector of the Balkans. — 2018.
— № 1. — P. 27—31.
13. Cirdan, A. P. Innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. / A. P. Cirdan // Humanitarian Balkan Research. — 2019. — № 2 (4). — P. 27—30.
14. Simoncini, K. Young school-aged children's behavior and their participation in extracurricular activities / K. Simoncini, N. Caltabiano // Australasian Journal of Early Childhood. — 2012. — № 37 (3).
— P. 35—42. doi: 10.1177/183693911203700306.
15. Simpkins, S. Participating in sport and music activities in adolescence : the role of activity participation and motivational beliefs during elementary school / S. Simpkins, A. Vest, J. Becnel // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — № 39. — P. 1368—1386. doi: 10.1007/s10964-009-9448-2.
16. Wilk, B. Opinie studentow Akademii Wychow-ania Fizycznego i Sportu w Gdansku o swoim przy-gotowaniu do realizacji programu edukacji prozdro-wotnej w szkole / B. Wilk // Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny. — 2006. — № 57. — P. 43—46.
Поступила в редакцию 14 января 2022 г.
Для цитирования: Мезинов, В. Н. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности / В. Н. Мезинов, М. А. Захарова, Н. А. Нехороших // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 4. — С. 74—81.
Сведения об авторах
Мезинов Владимир Николаевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия. ORCID ID: 0000-0001-6192-7035. Author ID: 651187. E-mail: [email protected]
Захарова Марина Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия. ORCID ID: 0000-0001-8723-5221. Author ID: 365157. E-mail: [email protected]
Нехороших Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия. Scopus Author ID: 57220835019. ORCID ID: 0000-0002-8222-1485. Author ID: 885597. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2022, vol. 7, no. 4, pp. 74—81.
Organizational and pedagogical conditions for formation
of readiness of future physical education teacher for extra-time activities
Mezinov V.N.1, Zakharova M.A.2, Nekhoroshikh N.A.3
1 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia. [email protected]
2 Bunin Yelets State University, Yelets, Russia. [email protected], [email protected]
The article is devoted to the problem of finding new mechanisms for involving students in productive pedagogical activities corresponding to modern pedagogical practice, in terms of forming their readiness to organize out-of-hours activities of students, regulated in the Federal State Educational Standards of Secondary Education. The article discloses the concepts of "extra-time activity," "readiness of the future teacher of physical culture for extra-time activity," defines the motivational-value, cognitive, activity and reflexive components of readiness. The insignificant dynamics of the formation of readiness among students of the experimental group confirms the need for focused work at the university in this direction.
The relevance of the study is determined by the need to improve the quality of pedagogical education and its compliance with modern pedagogical practice, as well as the need for the teacher to develop competencies that determine the effectiveness of out-of-hours activities of students, regulated in the Fedaral state educational standards. The problem. What are the methods, techniques, means and conditions that determine the readiness of the future physical education teacher for extra-time activities with schoolchildren and the success of its implementation? The goal is to establish and argue the organizational and pedagogical conditions for the formation of the readiness of future teachers of physical education to organize out-of-hours activities of schoolchildren.
Tasks: analysis of current trends on the problem of research; determining the essence of the concepts of "teacher readiness for professional activity," "future teacher readiness for extra-time activity"; organization of practical-oriented mastery of knowledge and skills of organizing out-of-hours activities.
Materials and Research Methods. Experimental work was carried out on the basis of the Institute of Physical Culture, Sports and Life Safety of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Bunin Yelets State University» in 2019-2021. The sample volume is 162 students of 2-4 courses (80 — in the EG, 82 — in the KG) studying in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), orientation (profile) Physical culture, Life safety.
Results and discussion. The study showed a slight dynamics of the formation of readiness components in the control group, which confirms the need for targeted work at the university.
Conclusions and conclusions. The study proves the need to rethink the problem of preparing the future teacher of physical education for organizing out-of-hours activities of schoolchildren and finding new mechanisms for involving students in productive pedagogical activities.
Keywords: readiness, extra-time activity, readiness for extra-time activity, organizational and pedagogical conditions.
References
1. Bakulin S.V. Model' praktiko-oriyentirovannoy podgotovki budushchikh pedagogov po fizicheskoy kul'ture k organizatsii sportivno-ozdorovitel'nogo napravleniya vneurochnoy deyatel'nosti [Model of practical-oriented preparation of future teachers on physical culture to organization of sports and recreation direction of extra-time activity]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [State-of-the-art technology], 2020, no. 12-2, pp. 335—340. (In Russ.).
2. Bakulin S.V., Shukshina T.I., Bakulina E.A., Laptun V.I. Praktiko-oriyentirovannaya podgotovka budushchikh pedagogov k vneurochnoy deyatel'nosti
sportivno-ozdorovitel'noy napravlennosti [Practical-oriented preparation of future teachers for extra-time activities of sports and recreation orientation]. Teori-ya i praktika fizicheskoy kul 'tury [Theory and practice of physical culture], 2019, no. 6, pp. 5—8. (In Russ.).
3. Boyarskaya L.A. Metodika i organizatsiya fizkul 'turno-ozdorovitel'noy raboty [Methodology and organization of physical education and health work]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 2017. 120 p. (In Russ.).
4. Grigor'yev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov [Out-of-hours activities of schoolchildren]. Metodicheskiy konstruktor [Method-
ical constructor]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 223 p. (In Russ.).
5. Egorova S.V. Obespecheniye differentsirovanno-go podkhoda k odarennym uchashchimsya vo vneu-rochnoy deyatel'nosti po fizicheskoy kul'ture [Ensuring differentiated treatment of gifted students in out-of-hours physical education activities] // Sovre-mennyye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya (k 85-letiyu Chuvashskogo respublikanskogo instituta obrazovaniya) : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Cheboksary, 25—28 aprelya 2019 g. [Modern trends in the development of the education system (on the occasion of the 85th anniversary of the Chuvash Republican Institute of Education): a collection of materials from the International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, April 25-28, 2019]. Cheboksary, 2019. Pp. 15—20. (In Russ.).
6. Kravtsova L.M. Razvitiye gotovnosti budush-chego uchitelya fizicheskoy kul 'tury k vneurochnoy deyatel'nosti so shkol'nikami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of readiness of future physical education teacher for extra-time activities with schoolchildren. Abstract of thesis]. Chelyabinsk, 2010. (In Russ.).
7. Zamfir K. (v modifikatsii A. Reana). Metodika «Motivatsiya professional'noy deyatel'nosti» [Methodology "Motivation of professional activity"]. Rean A.A., Kolominskiy Ya.L. Sotsial'naya pedagogiches-kaya psikhologiya [Rean A.A., Kolominsky J.L. Social pedagogical psychology]. St.Petersburg, Piter Publ., 1999. Pp. 235—237. (In Russ.).
8. Mitusova E.D., Mitusov V.V., Andrianov M.V. Programmno-metodicheskoye obespecheniye re-alizatsii vneurochnoy deyatel'nosti po predmetu "Fizicheskaya kul'tura" [Software and methodological support for the implementation of extra-time activities in the subject "Physical Culture"]. Fizicheskaya kul 'tura : vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical education: education, education, training], 2017, no 5. pp. 55—57. (In Russ.).
9. Neverkovich S.D., Bystritskaya E.V., Arifuli-na R.U. Interaktivnyye tekhnologii podgotovki kadrov
v sfere fizicheskoy kul 'tury [Interactive technologies for physical education training]. Moscow, Sport Publ., 2018. 288 p. (In Russ.).
10. Tumasheva O.V. Metodicheskaya podgo-tovka budushchego uchitelya: pogruzheniye v professional'nuyu real'nost' [Methodical training of the future teacher: immersion in professional reality]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 12, pp. 63—70. (In Russ.).
11. Khanin P.A. Spetsifika vneurochnoy deyatel'nosti kak formy i vida uchebnoy deyatel'nosti (na primere sportivno-ozdorovitel'nogo napravleniya) [Specifics of extra-time activity as a form and type of educational activity (using the example of sports and recreation direction)]. Mir nauki [The World of Science], 2017, Vol. 5, no. 2, pp. 49—53. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29458096, accessed 21.09.2020. (In Russ.).
12. Chirva A.N., Chirva O.G. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies. Scientific Vector of the Balkans, 2018, no. 1, pp. 27—31.
13. Cirdan A.P. Innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. Humanitarian Balkan Research, 2019, no. 2 (4), pp. 27—30.
14. Simoncini K., Caltabiano N. Young school-aged children's behavior and their participation in extracurricular activities. Australasian Journal of Early Childhood, 2012, no. 37 (3), pp. 35—42, http:// dx.doi.org/10.1177/183693911203700306.
15. Simpkins S., Vest A., Becnel J. Participating in sport and music activities in adolescence : the role of activity participation and motivational beliefs during elementary school. Journal of Youth and Adolescence, 2010, no. 39, pp. 1368—1386, http:// dx.doi.org/10.1007/s10964-009-9448-2.
16. Wilk B. Opinie studentow Akademii Wychow-ania Fizycznego i Sportu w Gdansku o swoim przy-gotowaniu do realizacji programu edukacji prozd-rowotnej w szkole. Roczniki Panstwowego Zakiadu Higieny, 2006, no. 57, pp. 43—46. (In Polish).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/