Научная статья на тему 'Диагностика готовности учителя к организации внеурочной деятельности млаших школьников по эколого-краеведческому направлению'

Диагностика готовности учителя к организации внеурочной деятельности млаших школьников по эколого-краеведческому направлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF YOUNGER STUDENTS / COMPONENTS OF THE READINESS OF THE TEACHER TO THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / CRITERIA FOR EVALUATION OF PROFESSIONAL READINESS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синева Мария Викторовна

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников по эколого-краеведческому направлению в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Рассматриваются компоненты профессиональной готовности будущего учителя к данному виду деятельности; проводится анализ результатов оценки данной готовности будущего учителя, проведенной по разработанным автором критериям, показателям и средствам диагностики. Материалы могут быть использованы преподавателями педагогических вузов и институтов повышения квалификации учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF READINESS OF TEACHERS TO THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY

This paper considers the problem of preparation of the future teacher to the organization of extracurricular activities in environmental (ecological) and local history for younger students and dedicated to this aspect in the implementation of the Federal state educational standard of the new generation. It describes the components of professional readiness of the future teacher for this type of activity; analyzes the results of the evaluation of the readiness of the future teachers carried out by the author developed criteria, indicators and diagnostic tools. Materials can be used by teachers of pedagogical universities and teacher training institutes.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности учителя к организации внеурочной деятельности млаших школьников по эколого-краеведческому направлению»

Б01: 10.12731/2070-7568-2015-2-85-99 УДК 371.13:373.3

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Синева М.В.

В статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников по эколого-краеведческому направлению в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Рассматриваются компоненты профессиональной готовности будущего учителя к данному виду деятельности; проводится анализ результатов оценки данной готовности будущего учителя, проведенной по разработанным автором критериям, показателям и средствам диагностики. Материалы могут быть использованы преподавателями педагогических вузов и институтов повышения квалификации учителей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность младших школьников; компоненты готовности учителя к организации внеурочной деятельности; критерии оценки профессиональной готовности учителя.

DIAGNOSTICS OF READINESS OF TEACHERS TO THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY

Sineva M.V.

This paper considers the problem of preparation of the future teacher to the organization of extracurricular activities in environmental (ecological) and local history for younger students and dedicated to this aspect in the implementation of the Federal state educational standard of the new generation. It describes the components of professional readiness of the future teacher for this type of activity; analyzes the results of the evaluation of the readiness of the future teachers carried out by the author developed criteria, indicators and diagnostic tools. Materials can be used by teachers of pedagogical universities and teacher training institutes.

Keywords: extracurricular activities of younger students; components of the readiness of the teacher to the organization of extracurricular activities; criteria for evaluation of professional readiness of the teacher.

Современной начальной школе нужен учитель, умеющий творчески подходить не только к построению учебного процесса, но и к организации внеурочной деятельности младшего школьника. Необходимость подготовки специалиста, выполняющего

роль учителя и работника дополнительного образования в одном лице, обозначена государственным образовательным стандартом второго поколения, назвавшего организацию урочной и внеурочной деятельности младшего школьника прерогативой учителя начальных классов.

В структуру готовности большинством исследователей включаются три обобщенных компонента: мотивационный, теоретический и деятельностный. Но, как отмечает О.Ю. Елькина, в процесс профессиональной подготовки будущего учителя следует также вводить такие качества личности педагога, как педагогическая интуиция и импровизация, профессиональная гибкость и мобильность [1, с. 147], т.е. творческий и рефлексивный компоненты готовности. Мы разделаем и мнение В.А. Сластенина о том, что устойчивые проявления компонентов профессиональной готовности свидетельствуют об уровне сформированности профессиональной компетентности педагога [2]. Учитывая сказанное, основными компонентами профессиональной готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников мы называем мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, творческий и рефлексивно-оценочный, которые включают в соответствии с их содержанием определенные компетенции, приобретаемые будущим учителем в процессе профессиональной подготовки. Компоненты профессиональной готовности находятся в единстве и взаимообусловленности (рис. 1).

Мотивационно-ценностный компонент готовности является центральной конструкцией, включающей основные лич-

ностные качества будущего учителя как организатора внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления. В процессе подготовки данный компонент несет регулятивную функцию, побуждающую студента к активности учебном процессе.

Когнитивный компонент

Деятельностный компонент

Рефлексивно-оценочный компонент

Мотивационно-ценностный компонент

Творческий компонент

Рис. 1. Структура готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников

В целом, данный компонент готовности мы представляем в виде трех составляющих:

1) гуманистическая направленность учителя как позитивно-ценностное отношение к ребенку, к себе, к другим людям, к природе;

2) профессионально-педагогическая направленность как положительное отношение к профессии учителя и понимание общественной значимости и полезности своего труда;

3) творческая направленность как позитивное отношение к внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления, устойчивое желание приобщать детей к миру

природы, вести их за собой в творческом процессе внеурочного взаимодействия, побуждать их к активности во внеурочной деятельности, раскрывать их культурно-творческие возможности.

Когнитивный компонент готовности представляем как единство базовых психолого-педагогических знаний, умений и навыков, а также специализированных знаний о содержании, технологиях и методах организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления. При этом будущий учитель должен понимать сущность воспитательного процесса в начальной школе, знать особенности педагогического взаимодействия во внеурочной деятельности, владеть технологиями начального естественнонаучного образования, уметь соблюдать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать у них умение наблюдать, анализировать и обобщать.

Деятельностный компонент готовности учителя связан с накоплением практического опыта организации внеурочной деятельности школьников, то есть овладение умениями: устанавливать контакт с учащимися, создавать для них ситуации успеха во внеурочном взаимодействии, корректировать межличностные отношения в малых группах, владеть различными методами (игра, моделирование, дискуссия и т.д.) и формами (экскурсия, заседание кружка, олимпиада и т.д.) внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления. При этом у учителя должны формироваться определенные актерские умения (постановка

голоса, мимики, жестов, выразительность и искренность речи), являющиеся важным инструментом эмоционального воздействия на детей.

Творческий компонент характеризуется сформированностью представлений будущего учителя о природе творчества, наличием творческих умений у самого студента, а также навыками организации творческой деятельности младших школьников: педагогическая импровизация, оригинальность мышления, фантазия и юмор, педагогический артистизм, способность к экспромту, эстетический вкус. Важным показателем готовности учителя к внеурочной деятельности является его общекультурный вкус, то есть умение педагога видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке; видеть хрупкость и уязвимость природы, ее гармоничное целостное устройство; способность сформировать эти чувства у младшего школьника.

Рефлексивно-оценочный компонент готовности связан со способностью учителя прогнозировать и оценивать результаты внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления, соотносить свои творческие способности с конкретными условиями данного вида деятельности. Для формирования таких рефлексивных качеств у педагога должны в единстве выступать эмоции и сознание, чувства и воля. Поскольку внеурочные мероприятия рассматриваемого направления опираются на преобладающее эмоциональное восприятие учителем окружающего мира и соответствующую активность в нем (любовь и уважение природы, восхищение природой, природосбережение, здоровье-сбережение и т.п.), то от уровня осознанного проявления учите-

лем положительных эмоций зависит успех внеурочной деятельности младших школьников.

Для оценки сформированности профессиональной готовности учителя к организации внеурочной деятельности перед нами встала задача в обосновании критериально-оценочного аппарата исследования. В нашем исследовании представленные компоненты готовности учителя к организации внеурочной деятельности выступают одновременно и критериями, а показателями готовности мы называем специальные компетенции готовности учителя к организации внеурочной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели профессиональной готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления

Критерии Показатели готовности (специальные компетенции) Средства измерения

Мотивационно-ценностный Наличие позитивно-ценностного отношения к ребенку, к себе, к другим людям, к природе; наличие потребности в профессиональной самореализации во внеурочной деятельности; наличие устойчивого желания приобщать детей к миру природы, вести их за собой в творческом процессе внеурочного взаимодействия, раскрывать их культурно-творческие возможности. Педагогическое наблюдение; собеседование; анкетирование (анкеты 1, 2).

Продолжение таблицы 1

Знание особенностей педагогического

взаимодействия во внеурочной

деятельности; владение технологиями Тестиро-

й и методами организации внеурочной вание

ы н деятельности; умение соблюдать основные (тест 2);

в и ^ принципы защиты окружающей среды; анализ

и н умение формировать предпосылки научного продуктов

г мировоззрения школьников, развивать деятель-

их умение наблюдать, анализировать, ности

обобщать; наличие качеств студентов.

профессиональной гибкости,

компетентности.

Коммуникативные умения; Педагоги-

умение создавать для учащихся ситуацию ческое на-

успеха во внеурочном взаимодействии; блюдение;

ы н умение корректировать межличностные анкети-

т о о отношения в малых группах школьников; рование

ж л умение организовать различные методы (анкета

ле т (игра, моделирование, дискуссия и т.д.) и 3); анализ

3 формы (экскурсия, заседание кружка, продуктов

олимпиада, поход и т.д.) внеурочной деятель-

деятельности эколого-краеведческого ности

направления. студентов.

Продолжение таблицы 1

й и к с е

у

воТ

Сформированность представлений о природе творчества; наличие творческих умений (творческое воображение, педагогическая импровизация, фантазия и юмор, артистизм, способность к экспромту); навыки организации творческой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности. Наличие общекультурного вкуса: видение и понимание прекрасного в природе, искусстве, человеке; умение видеть хрупкость и уязвимость природы, ее гармоничное целостное устройство; способность сформировать эти чувства у младшего школьника.

Анализ творческих работ студентов; педагогическое наблюдение; тестирование (тест 1).

ы н

^

о н

е ц

о о

н в и сик

е

&

£

Наличие умений прогнозировать и оценивать результаты внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления; способность эмоционального восприятия окружающего мира и соответствующей активности в нем (уважение и любовь к природе, восхищение природой, природосбережение, здоровьесбережение); степень сформирован-ности педагогической рефлексии, самоконтроля, адекватная самооценка.

Педагогическое наблюдение; контент-анализ эссе, вы-полненного студентами.

На основе разработанных критериев, показателей и средств оценки профессиональной готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников эколо-го-краеведческого направления были выделены уровни готовности. низкий (воспроизводящий), средний (интерпретирующий) и высокий (творческий).

Воспроизводящий уровень готовности соответствует минимальному, но достаточному для исполнения профессиональных обязанностей набору компетенций: студенты используют готовые решения, при выполнении заданий часто не могут обойтись без подсказки или совета; их деятельность носит репродуктивный характер; студенты не испытывают какой-либо потребности в самообразовании, неадекватно оценивают себя; студенты владеют разрозненными знаниями и умениями в области содержания и методики организации внеурочной деятельности; творческие способности практически отсутствуют; отношение к природе равнодушное, потребительское; коммуникативные способности и педагогический артистизм развиты слабо.

Интерпретирующий уровень готовности соответствует достаточному для исполнения профессиональных обязанностей набору компетенций будущего учителя: студенты могут выполнять задания самостоятельно, иногда отходят от шаблона (образца); их деятельность носит не только репродуктивный, но иногда творческий характер; студенты стремятся узнать новое, но не проявляют при этом целеустремленности, могут прервать свою деятельность незавершенной; оценивают себя в основном адекватно; студенты владеют хорошими знаниями и умениями в области содержания и методики организации внеурочной деятельности; к природе относятся уважительно, но без восхищения; бесконфликтны, но иногда не могут поддерживать контакт с аудиторией.

Творческий уровень готовности соответствует активно-избирательному, ответственному отношению будущего учителя к профессиональной деятельности в сфере внеурочной деятельности;

студенту свойственно стремление к самообразованию, что способствует приобретению прочных знаний и умений в области содержания и методики организации внеурочной деятельности эко-лого-краеведческого направления; студенты не только сами обладают устойчивым позитивным отношением к творчеству, к человеку, к природе, но и могут сформировать эти чувства у ребенка; будущему учителю характерны педагогическая импровизация, юмор, оригинальность мышления, педагогический артистизм; студент видит и понимает прекрасное в природе, искусстве, человеке; может сформировать в ребенке понимание хрупкости и уязвимости природы, трепетное отношение к ней; будущему учителю характерна личностная установка на сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса.

Таким образом, в нашем исследовании критериально-оценочный аппарат измерения уровня готовности будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления включает пять критериев, соответствующие им показатели и диагностические средства (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, анализ продуктов деятельности студентов). Кроме того, степень сформированности каждого компонента оценивается с помощью условно выделенных трех уровней: творческого (высокого: 3 балла), интерпретирующего (среднего: 2 балла), воспроизводящего (низкого: 1 балл).

Разработанный критериально-оценочный аппарат использовался нами в процессе организации констатирующего эксперимента, цель которого заключалась в следующем: диагности-

ровать уровень готовности студентов 1-3-его курсов (всего 141 человек) факультета педагогики и методики начального образования Кузбасской государственной педагогической академии (с 2014 года Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета) к организации внеурочной деятельности младших школьников. Полученные результаты показали исходный уровень готовности студентов к рассматриваемому виду деятельности до организации специальной подготовки, то есть на основе базового высшего педагогического образования. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика уровня готовности студентов к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления (в % к общему числу студентов 1-3 курсов)

Уровень готовности 1 курс 2 курс 3 курс

чел. % чел. % чел. %

Творческий 6 4,2 1 0,7 4 2,8

Интерпрети-рующий 52 36,9 56 39,7 61 43,3

Воспроизводящий 83 58,9 84 59,6 76 53,9

Проведенная дифференциация студентов по уровню готовности к организации внеурочной деятельности младших школьников выявила достаточно низкие показатели. Только у 11 студентов всех трех курсов (от 141 проверяемых) был выявлен высокий (творческий) уровень готовности к внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления, то есть содержательная

подготовка при изучении студентами 2-3 курсов учебного курса «Основы естествознания» не способствовала формированию у будущего учителя умений и навыков по организации внеурочной деятельности эколого-краеведческого направления.

60 50

Количество 40 студентов 30

(в %) 20 10 0

■ Творческий уровень 0 Интерпретирующий уровень ^ Воспроизводящий уровень

Рис. 2. Распределение студентов по уровням готовности

к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краеведческого направления (в % от общего количества студентов на 1-3 курсах)

Самый высокий процент (43,3) среднего (интерпретирующего) уровня показали студенты 3 курса, а самый низкий (52 %) -1 курса, что объясняется влиянием изученных студентами третьего курса естественно-географических и частично психолого-педагогических дисциплин. Воспроизводящий уровень выявлен у большинства студентов всех проверяемых курсов: 76 студентов 3 курса (53,9 %), 84 студента 2 курса (59,6 %) и 83 студента 1 курса (58,9 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 курс 2 курс 3 курс

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне готовности будущих учителей к организации рассматриваемого вида деятельности при отсутствии специальной последовательной работы по формированию данного вида готовности у студентов, что доказывает объективную необходимость разработки дидактического и методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя к организации внеурочной деятельности младших школьников эколого-краевед-ческого направления, чему будет посвящено наше дальнейшее педагогическое исследование.

Список литературы

1. Елькина О.Ю. Подготовка будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников: Дис. ...д-ра. пед. наук. - Кемерово, 2007. 354 с.

2. Сластенин В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ им. Ленина. - М.: МПГУ, 1995. С. 3-10.

References

1. Elkina O. Yu. Training of future teachers to form productive experience of elementary school students: Dis. ...Dr. ped. Sciences. - Kemerovo, 2007. 354 p.

2. Slastenin V.A. Social pedagogue: readiness for professional activity. Scientific papers Lenin MPGU. - M.: MPGU, 1995. Pp. 3-10.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Синева Мария Викторовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ и методики начального образования, аспирант

Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета

ул. Циолковского, д. 23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041, Российская Федерация e-mail: root@nkfi.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sineva Maria Viktorovna, senior lecturer, Department of theoretical principles and methodology of elementary education, Postgraduate

Institute-Novokuznetsk branch of the Kemerovo State University 23, St. Tsiolkovsky, Novokuznetsk, Kemerovo region, 654041, Russian Federation e-mail: root@nkfi.ru

Рецензент:

Кропочева Татьяна Борисовна, зав. кафедрой теоретических основ и методики начального образования, доктор педагогических наук, доцент, Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.