Научная статья на тему 'Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе'

Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / AVAILABILITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СТУДЕНТ / STUDENT / МОТИВ / MOTIVE / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / CLASS WORK / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / УРОВЕНЬ / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Анастасия Александровна

Проблема профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры постоянно находится в поле зрения специальных научно-исследовательских учреждений, коллективов и отдельных исследователей. Современный вуз должен развивать творческую самостоятельность будущего специалиста, организовывать и руководить встречными усилиями самих студентов, готовить их к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. В настоящее время в контексте организации беспрерывного образования большую актуальность приобретает проблема формирования готовности будущих учителей к творческой организации учебно-воспитательного процесса. Большое значение имеют способности выполнять научные исследования педагогического процесса, овладевать методологией педагогики, осваивать новые технологии и информационные системы, обобщать передовой педагогический опыт, критически оценивать результаты собственной деятельности, творчески работать в направлении профессионального самоусовершенствования. Предметом педагогических исследований выступает подготовленность студентов, которая представляет собой единство знаний, умений, навыков, представлений. К подготовленности можно отнести и чрезмерно используемое сейчас понятие «компетентность», представляющую собой прагматическую, или утилитарную, проекцию общего содержания образования личности. Повышение уровня формирования профессиональных компетенций у будущих учителей физической культуры способствует не только сознательному овладению определенным объемом знаний, но и росту уверенности в собственных силах, способности применять знания в новых нестандартных ситуациях, способствует повышению уровня самостоятельности и познавательной активности студентов, их общему развитию. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе является сложным многогранным процессом, который требует совокупности педагогических компонентов направленных на получение и развитие достаточного для продуктивной профессиональной деятельности уровня компетентности в процессе обучения в высшем учебном заведении и практической деятельности. Нами проведено структурный анализ готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе в начальной школе и определены следующие ее компоненты: мотивационно-ценностный, профессионально-личностный, содержательно-организационный, рефлексивно-деятельностный. Данные компоненты являются интегративным целым и составляют основу состояния готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN CRITERIA READINESS OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The problem of training future teachers of physical culture is constantly in the field of view of special research institutions, groups and individual researchers. Modern school must develop creative independence of the future specialist, organize and lead the counter efforts of the students, to prepare them for lifelong learning and self-education. Of great importance are the ability to perform research of the pedagogical process, to acquire the methodology of pedagogy, develop new technology and information systems, summarizes the best educational experience, to critically evaluate the results of its own activities, creative work towards professional self-improvement. The subject of educational research supports preparedness of students, which is the unity of knowledge, skills, ideas. By preparedness can be attributed excessively used now the concept of «competence», which is a pragmatic or utilitarian, the projection of the total education of the person. Increased formation of professional competence of future teachers of physical education contributes not only to the conscious mastery of a certain amount of knowledge, but also the growth of self-confidence, ability to apply knowledge in new non-standard situations, enhances the level of autonomy and cognitive activity of students, their overall development. Formation of readiness of the future teacher of physical education in extracurricular activities is a complex multifaceted process that requires a set of pedagogical components to obtain adequate development and productive professional activity level of competence in the learning process in higher education and practice. We carried out a structural analysis of the readiness of the future teachers of physical training to extra-curricular activities in elementary school and it identified the following components: motivational-value, professional and personal, content-organizational, reflexive-activity. These components are an integrative whole and form the basis of the state of readiness of the future teachers of physical training to extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе»

УДК 373.3.91:796

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

© 2015

А. А. Мельник, аспирант

Кировоградский государственный педагогический университет имени В. Винниченко,

Кировоград (Украина)

Аннотация: Проблема профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры постоянно находится в поле зрения специальных научно-исследовательских учреждений, коллективов и отдельных исследователей. Современный вуз должен развивать творческую самостоятельность будущего специалиста, организовывать и руководить встречными усилиями самих студентов, готовить их к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. В настоящее время в контексте организации беспрерывного образования большую актуальность приобретает проблема формирования готовности будущих учителей к творческой организации учебно-воспитательного процесса. Большое значение имеют способности выполнять научные исследования педагогического процесса, овладевать методологией педагогики, осваивать новые технологии и информационные системы, обобщать передовой педагогический опыт, критически оценивать результаты собственной деятельности, творчески работать в направлении профессионального самоусовершенствования.Предметом педагогических исследований выступает подготовленность студентов, которая представляет собой единство знаний, умений, навыков, представлений. К подготовленности можно отнести и чрезмерно используемое сейчас понятие «компетентность», представляющую собой прагматическую, или утилитарную, проекцию общего содержания образования личности. Повышение уровня формирования профессиональных компетенций у будущих учителей физической культуры способствует не только сознательному овладению определенным объемом знаний, но и росту уверенности в собственных силах, способности применять знания в новых нестандартных ситуациях, способствует повышению уровня самостоятельности и познавательной активности студентов, их общему развитию. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе является сложным многогранным процессом, который требует совокупности педагогических компонентов направленных на получение и развитие достаточного для продуктивной профессиональной деятельности уровня компетентности в процессе обучения в высшем учебном заведении и практической деятельности. Нами проведено структурный анализ готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе в начальной школе и определены следующие ее компоненты: мотивационно-ценностный, профессионально-личностный, содержательно-организационный, рефлексивно-деятельностный. Данные компоненты являются интегра-тивным целым и составляют основу состояния готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе.

Ключевые слова: готовность, компетентность, будущий учитель, физическая культура, профессиональная деятельность, студент, мотив, внеклассная работа, компонент, уровень.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подготовка высокообразованных кадров, от знаний и умений которых во многом зависит как экономическое развитие страны и повышение ее статуса в европейском пространстве, так и собственная конкурентоспособность на рынке труда, в том числе и международном, ставит перед коллективами высших учебных заведений новые требования к качеству профессионального образования. Будущее каждой страны, ее политический, экономический и культурный уровень зависят от того, насколько она заботится о здоровье молодого поколения, создает благоприятные условия для его полноценного развития, счастливой жизни.

В контексте формирования гармонично развитой личности важное место отводится укреплению здоровья учащихся, которое закладывается с детства в школе, через которую, при условии обязательности общего образования, проходят все дети. Поэтому их здоровье во многом зависит от эффективности оздоровительной работы в школе, где одно из ведущих мест отводится внеклассной работе.

Анализ последних публикаций. На основе теоретико-методологического анализа исследования О. Бовской,

B. Казаренковой, Л. Кравцовой, М. Коваля, В. Кушнира,

C. Русовой, А. В. Титовой, нами проведено структурный анализ готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе в начальной школе и определены следующие ее компоненты: мотивацион-но-ценностный, профессионально-личностный, содержательно-организационный, рефлексивно-деятельност-ный. По нашему мнению, данные компоненты являются интегративным целым и составляют основу состояния готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе.

Предметом педагогических исследований выступает подготовленность студентов, которая представляет

собой единство знаний, умений, навыков, представлений. К подготовленности можно отнести и чрезмерно используемое сейчас понятие «компетентность», представляющую собой прагматическую, или утилитарную, проекцию общего содержания образования личности.

В качестве критериев профессиональной деятельности могут использоваться различные показатели. Такие, как обучаемость профессиональным знаниям и навыкам, показатели деятельности будущего специалиста, его вклад в результат деятельности всего коллектива, тесты профессиональной подготовленности, отражающие профессиональную пригодность, экспертные оценки и самооценки эффективности деятельности и др. По этим критериям могут различаться специалисты с высоким и низким профессиональным уровнем профессиональной пригодности [1, с. 6].

Следует отметить, что указанные структурные компоненты экстраполируют готовность будущих учителей физической культуры как системное образование моти-вационно-ценностного, профессионально-личностного, содержательно-организационного, рефлексивно-дея-тельностного характера, как составляющие системы представляют собой сложные образования, имеющие собственное содержание и структуру. По мнению В. Радула, В. Кравцова, М. Михайличенка вышеуказанные структурные компоненты составляют совокупность знаний, умений и навыков, качеств и способностей, входящих в содержание предметных или отраслевых компетенций и могут рассматриваться в качестве критериев формирования исследуемого образования [5, с. 134]. Одним из главных компонентов готовности является признание приоритетными таких ценностей как свобода, равенство, справедливость, демократия, долг, ответственность, а также ценностное отношение к будущей профессии.

Повышение уровня формирования профессиональных компетенций у будущих учителей физической

А. А. Мельник психолого-педагогическое

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ... направление

культуры по вопросам оценивания в учебном процессе способствует не только сознательному овладению определенным объемом знаний, но и росту уверенности в собственных силах, способности применять знания в новых нестандартных ситуациях, способствует повышению уровня самостоятельности и познавательной активности студентов, их общему развитию.

Формирование целей статьи (постановка задания). Определение критериев готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Важное место в структуре формирования профессиональной готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе занимает мотивацион-но-ценностный компонент. Как отмечал выдающийся психолог О. Леонтьев: «деятельность без мотива не бывает. Немотивированная деятельность - это деятельность, которая не лишена мотива, а деятельность с субъективно скрытым мотивом» [8]. В общепедагогической литературе мотив рассматривается как побуждение к действию, что связано с удовлетворением потребностей субъекта. Мотив вызывает целенаправленное поведение человека, является сложным механизмом, который «соотносит влияние внешних для личности факторов деятельности с внутренними свойствами человека», выступает «движущей силой», «стартом», «пусковым механизмом», «внутренней пружиной» и регулятором любой деятельности. Анализ научно-методических данных свидетельствует, что мотивация пронизывает все структурные образования личности: ее направленность, потребности, убеждения, цели, идеалы и вкусы, характер, эмоции, способности [3; 6].

В нашем исследовании мы выделяем мотивы, связанные с содержанием обучения, формированием качеств личности, отношением к педагогической деятельности. Профессиональные интересы, убеждения и предпочтения включает также категория - ценностные ориентации. Так, И. Бех подчеркивает, что «ценностная система личности учителя является единственной социокультурной основой преобразования внутренних возможностей личности в действительность осуществляемых ею поступков и духовно-нравственного поведения в целом» [2, с. 24-25].

Роль ценностных ориентаций учителя в связи с избранными им целями профессиональной деятельности заключается в том, что именно они являются измерением необходимых для их достижения средств. Поэтому ценностные ориентации входящих в состав мотивацион-но-ценностного компонента профессиональной готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе в начальной школе.

По мнению В. Сластенина, в подготовке будущего учителя важное место занимает мотивационно-ценност-ный компонент. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии он рассматривает как центральное образование в сложном синтезе структур, которые создают профессиональную готовность, а профессиональную направленность личности определяет как осознанную и эмоционально выраженную ее ориентацию на определенный вид профессиональной деятельности. При этом формирование исполнительного (процессуального) компонента профессиональной деятельности - знаний, умений и навыков рассматривается как производная от уровня развития профессиональных, ценностных ориентаций личности, которые определяют его потребности в овладении профессией [7, с. 16].

Таким образом, в состав мотивационно-ценностного компонента входят ценности, психологические установки, ценностные ориентации, мотивы, векторы жизненной направленности личности, которые обеспечивают сформированность таких предметных компетенций как: общекультурной, ценностной, личностно-мотивацион-ной, социальной. 54

Согласно с разработанным компонентом готовности будущих учителей физической культуры к внеклассной работы нами было осуществлено анонимное письменное тестирование с целью определения отношения студентов (мотивационно-ценностного критерия) к внеклассной работе как составляющей их профессиональной деятельности.

Процентный показатель мотивационно-ценностного компонента показывает, что 33,9% будущих учителей физической культуры имеют низкий уровень готовности к внеклассной работе; 60,7% респондентов - средний уровень и лишь 5,4% - высокий уровень готовности к внеклассной работе. Полученные результаты указывают на недостаточную заинтересованность студентов внеклассной работой как ключевой составляющей профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры.

Обеспечение профессионально-личностного компонента готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе предусматривает формирование профессионально важных (индивидуально-психологических) качеств личности, которые обеспечивают возможность успешного и эффективного выполнения профессиональной деятельности. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных подходов к определению профессионально важных качеств личности. По мнению А. Карпова, «Профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации на нормативно заданном уровне и которые значительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основным результативным параметром - качеством, производительностью, надежностью».

А. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют структуру профессиональной пригодности:

- абсолютные профессионально важные качества -свойства, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности на нормативно заданном или среднем уровне;

- относительные профессионально важные качества, определяющие возможность достижения высоких показателей профессиональной деятельности;

- мотивационная готовность к реализации профессиональной деятельности. Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих других профессионально важных качеств (но не наоборот);

- антипрофессионально важные качества: свойства, которые противоречат профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие [4, с. 42-43].

В ходе экспериментального исследования, проведенного на факультете физического воспитания Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко, нами было выявлено, что студенты 1-2 курсов больше отдают предпочтение профессиональным (21,3%) и физическим (18,6%) качествам личности, причиной которых стало значительное количество участия в соревнованиях большей части курса. Большое количество выборов сделано в пользу интеллектуальных (16,1%) и организационных (15,7%) качеств. Меньше студентов интересуют внешние качества личности (4,3%). Студентами 3 курса, наибольшее внимание уделялось нравственным качествам личностям (21,2%). Так, 18,4% студентов предпочитают профессиональные качества, а 17,2% респондентов привлекают интеллектуальные способности. Наименее захватывают внешние качества личности (7%).

По результатам исследования студенты 4 курса, в отличие от 1, 2 и 3 курсов, предпочитают интеллектуальные способности (23,8%) и наименее интересуют их физические качества (4,4%). Большинство респондентов Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

определили необходимыми профессиональные (17,9%), организационные (15,2%) и моральные (13,4%) качества личности.

Общие качества определены у студентов, которые учатся на квалификационном уровне «бакалавр»: умение организовать работу, аккуратность, самостоятельность в принятии решения и дисциплинированность. Наблюдается высокий уровень интеллектуальных качеств, в которых доминируют общие качества (логический анализ, эрудиция, смекалка и др.). Так, у студентов 3 и 4 курсов высоко отмечены психологические качества (10,8% и 11,2% соответственно), которые характеризуются наблюдательностью, выдержкой, вниманием, самоанализом и памятью, способностью быстро и грамотно излагать мысли.

Таким образом, к наиболее важным группам качеств, студенты отнесли следующие: профессиональные, интеллектуальные, организационные и психологические, которые наиболее важны в дальнейшей профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры. Содержательная направленность профессионально важных качеств оказывается наиболее важной для студентов 1-2 курсов, способствует расширению и углублению представлений о профессионально важных способностях будущего учителя физической культуры к внеклассной работе.

Итак, профессионально важные качества - это сложное, внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успеваемость освоения и выполнения профессиональной деятельности.

По профессионально-личностному компоненту готовности подавляющее большинство студентов получило низкий уровень - 37%, что свидетельствует об отсутствии сформированных знаний и умений, желания и идей к творчеству. Респонденты стараются не вникать в профессиональную деятельность. 55,2% опрошенных имеют средний уровень готовности, который характеризуется недостаточно сформированным состоянием качеств личности. Студенты имеют желания и идеи в профессиональной деятельности, но не имеют определенных знаний; пытаются проявлять себя, но иногда эти попытки бывают недостаточно успешными. Наблюдается малозаметный артистизм студентов. Незначительное количество респондентов имеют высокий уровень готовности (7,8%), что указывает на наличие сформированных профессионально значимых качеств личности, таких как: толерантность, креативность и артистизм. Студенты имеют оригинальные идеи, которые стремятся воплотить в профессиональной деятельности; разрабатывают эффективные подходы к организации внеклассной работы.

Содержательно-организационный компонент представляет собой совокупность знаний о специфике форм и методов организации и проведения внеклассной работы, дополнительных знаний о физическом воспитании, знаний о методике преподавания дисциплины физической культуры. Данный компонент готовности предполагает формирование в сознании учителя физической культуры системной, целостной, диалектической картины мира и определяется содержанием профессиональной деятельности.

В процессе исследования нами определены особенности содержательно-организационного компонента будущего учителя физической культуры к внеклассной работе:

1. Знания о теории познания и философии физического воспитания.

2. Знания о понятиях, целях, закономерностях и принципах физической культуры.

3. Наличие оптимального объема знаний о физической культуре в целом.

4. Наличие системы знаний о содержании, структуре и функциях внеклассной работы.

5. Умение интегрировать и систематизировать полу-

ченные знания в результате профессиональной деятельности.

6. Умение повышать свой теоретический и практический уровень подготовленности.

7. Умение применять полученные знания и умения на практике.

8. Способность к педагогическому мышлению.

Учитывая, что профессиональная деятельность направлена на творческое создание духовного материала, мотивы будущего учителя физической культуры могут быть раскрыты через ее содержание. Наличие содержания обеспечивает реализацию поставленных целей и задач, которые побуждают будущих учителей физической культуры к участию во внеклассной деятельности.

Содержательно-организационный компонент готовности мы рассматриваем на уровне содержания внеклассной работы и на уровне организации взаимосвязей с другими компонентами готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе. Содержание внеклассной работы базируется на программе учебных предметов, спортивных клубов и кружков, при этом их главным аспектом является интеграция. Под уровнем организации взаимосвязей с другими компонентами готовности мы подразумевает установление между ними целенаправленных и управляющих многосторонних связей, которые обеспечивают их полное и комплексное использование и формируют у школьников универсальные методы практической деятельности. Таким образом, содержание внеклассной работы является базовым для других видов профессиональной деятельности.

Сущность содержательно-организационного компонента рассматривается как совокупность форм и средств, этапов организации внеклассной работы и уровней ее взаимодействия с другими компонентами профессиональной деятельности.

Для формирования содержательно-организационного компонента готовности необходимы условия, способствующие комплексному проведению внеклассной работы и обеспечивающие будущему учителю физической культуры возможности самостоятельного и творческого влияния на ее организацию. По нашему мнению, этому могут способствовать следующие условия:

- введение в учебный план спецкурсов, позволяющих раскрыть теоретическое содержание, специфику и функции внеклассной работы будущего учителя физической культуры и сформировать умения и навыки ее организации;

- применение принципа интеграции для достижения единства между теорией и практикой.

Данные вышеуказанные условия будут способствовать формированию и развитию как содержательно-организационного, так и рефлексивно-деятельностного компонентов.

Определяя уровень готовности содержательно-организационного компонента, нами был проведен анализ ответов студентов на зачетах, экзаменах, семинарах и анализ рефератов студентов во время учебного процесса. Процентный показатель содержательно-организационного компонента готовности позволяет утверждать, что большинство студентов (45,9%) имеют средний уровень готовности. Они обладают частичным пониманием содержания деятельности учителя физической культуры во внеклассной работе. Их знания, время от времени, бессистемные и недостаточно глубокие. 32,8% респондентов имеют низкий уровень готовности, характеризующийся бессистемностью и бессознательностью знаний по организации внеклассной работы учителями физической культуры. И только 21,3% опрошенных имеют высокий уровень готовности, который определяется систематичностью и прочностью знаний о функциях, формах, методах организации внеклассной работы. Данное процентное соотношение позволило определить педагогические условия по дальнейшему повышению уровня подготовки студентов в процессе изучения дисциплин

профессионально-практической подготовки.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенная научно-исследовательская работа позволила нам определить уровни сформированности профессиональных компетенций у будущих учителей физической культуры:

I уровень - «низкий». Характеризуется неустойчивой профессиональной направленностью, отсутствует положительное отношение к проведению внеклассной работы, не существует потребности в творческой самореализации. Студенты не видят дальнейших перспектив и не стремятся к профессиональной деятельности. Студенты не имеют желаний и идей к творчеству, стараются не вникать в профессиональную деятельность.

Имеется бессистемность и бессознательность знаний по организации внеклассной работы учителями физической культуры.

II уровень - «средний». Характеризуется наличием положительной ориентации к профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Присутствуют лекторские умения и исполнительные возможности для эффективной организации внеклассной работы, но отсутствует устойчивый интерес. Готовность к воспроизводственной деятельности. Недостаточно сформировано состояние качеств личности. Студенты имеют желания и идеи к профессиональной деятельности, но не имеют определенных знаний; пытаются проявлять себя, но иногда эти попытки бывают недостаточно успешны; малозаметный артистизм.

Характеризуется частичным пониманием содержания деятельности учителей физической культуры к внеклассной работе. Знания, время от времени, бессистемные и недостаточно глубокие.

III уровень - «высокий». Характеризуется высокой стойкой профессиональной направленностью к эстетическому воспитанию во внеклассной работе, наблюдается повышенное сознание социальной значимости к творчеству; присутствует самостоятельный поиск новых знаний, приемов и способов организации педагогической деятельности. Студенты имеют большое стремление реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности.

Присутствует сформированность профессионально

значимых качеств личности, таких как: толерантность, креативность и артистизм. Присутствует систематичность и прочность знаний о функциях, формах, методах организации внеклассной работы. Студенты имеют оригинальные идеи, которые стремятся воплотить в профессиональную деятельность; разрабатывают эффективные подходы к организации внеклассной работы.

Таким образом, формирование готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе является сложным многогранным процессом, который требует совокупности педагогических компонентов направленных на получение и развитие достаточного для продуктивной профессиональной деятельности уровня компетентности в процессе обучения в высшем учебном заведении и практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие / В. С. Аванесов. М.: Центр Тестирования, 2005. 155 с.

2. Радул В. В. Основи професшного становлен-ня особистосп сучасного вчителя: [навч. поаб.] / В. О. Кравцов, М. В. Михайлiченко. Юровоград: ТОВ «1мекс - ЛТД», 2007. 252 с.

3. Шевченко I. Л. Формування професшно! культури майбутнього вчителя музики в позанавчальнш дiяльностi : дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.04 / Шевченко 1нга Леонщвна. Юровоград, 2007. 230 с.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург, 2000. 512 с.

5. Сергеева Н. Мотиващя навчально! дiяльностi учшв на уроках украшсько! мови / Н. Сергеева. // Початкова школа. 2013. № 1. С. 10-13.

6. Бех I. Д. Особиспсть у просторi духовного розвит-ку: [навч. поаб.] / I. Д. Бех. К.: Академвидав, 2012. 256 с.

7. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура функционирования/ В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1995. С. 14-28.

8. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности [Психология труда] / А. В. Карпов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

CERTAIN CRITERIA READINESS OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2015

A. A. Melnik, post-graduate student

Kirovograd State Pedagogical University named after Volodymyr Vynnychenko, Kirovograd (Ukraine)

Abstract. The problem of training future teachers of physical culture is constantly in the field of view of special research institutions, groups and individual researchers. Modern school must develop creative independence of the future specialist, organize and lead the counter efforts of the students, to prepare them for lifelong learning and self-education. Of great importance are the ability to perform research of the pedagogical process, to acquire the methodology of pedagogy, develop new technology and information systems, summarizes the best educational experience, to critically evaluate the results of its own activities, creative work towards professional self-improvement. The subject of educational research supports preparedness of students, which is the unity of knowledge, skills, ideas. By preparedness can be attributed excessively used now the concept of «competence», which is a pragmatic or utilitarian, the projection of the total education of the person. Increased formation of professional competence of future teachers of physical education contributes not only to the conscious mastery of a certain amount of knowledge, but also the growth of self-confidence, ability to apply knowledge in new non-standard situations, enhances the level of autonomy and cognitive activity of students, their overall development. Formation of readiness of the future teacher of physical education in extracurricular activities is a complex multifaceted process that requires a set of pedagogical components to obtain adequate development and productive professional activity level of competence in the learning process in higher education and practice. We carried out a structural analysis of the readiness of the future teachers of physical training to extra-curricular activities in elementary school and it identified the following components: motivational-value, professional and personal, content-organizational, reflexive-activity. These components are an integrative whole and form the basis of the state of readiness of the future teachers of physical training to extracurricular activities.

Keywords: availability, competence, future teacher, physical education, professional activity, student, motive, class work, the component, level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.