УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ю. А. Талагаева
Талагаева Юлия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
В статье приводятся результаты оценки сформированности профессиональной готовности студентов педагогического вуза, обучающихся по направлению подготовки «Безопасность жизнедеятельности». Процесс включал в себя оценку уровня овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, а также сформированности их педагогических способностей. Используемая в работе методика оценки уровня профессиональной подготовленности предполагает, что уровень знаний и умений респондентов определяется по сумме их экзаменационных оценок по выбранным дисциплинам. Отбор дисциплин проводился с применением метода экспертных оценок, в ходе которого путем ранжирования студенты определяли пять наиболее значимых для них дисциплин. Для оценки педагогических способностей студентов применялась методика «Педагогические ситуации». В результате выявлена необходимость целенаправленной работы по формированию у студентов профессиональной готовности. С этой целью разработана и предложена модель процесса формирования профессиональной готовности, содержащая мотивационный, рефлексивный, функциональный и оценочный компоненты. Определены критерии и показатели уровня сформированности профессиональной готовности студентов, включающие в себя учебную активность и готовность к профессиональной деятельности, отношение к будущей профессии, интерес к педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию. Ключевые слова: модель профессиональной готовности, педагогические способности, студенты, оценка, профессиональные компетенции.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2018-18-1 -100-105
Современные условия общественного развития требуют от студентов педагогических вузов высокого уровня профессиональной готовности, проявляющейся не только в виде теоретических знаний, практических умений и навыков, но и в виде профессионально значимых качеств личности, выраженных познавательных потребностей и интересов, поэтому необходимо, чтобы подготовка будущих педагогов представляла собой единый процесс воспитания и обучения, в ходе которого происходит формирование профессиональной компетентности, готовности к педагогической деятельности, личностных качеств.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в основе образо-
вания лежит системно-деятельностный подход. Для его успешной реализации учителю основ безопасности жизнедеятельности недостаточно просто передать обучающимся знания по своему предмету: необходимо сформировать у них ценностное отношение к здоровью (собственному и окружающих) и безопасному образу жизни, способность сознательно выбирать в любой ситуации стиль поведения, безопасный для себя и других. Другими словами, цель курса основ безопасности жизнедеятельности в школе - формирование личности безопасного типа поведения. Следовательно, требования социального заказа к уровню готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности возрастают. Однако образовательный процесс в вузах часто ориентирован только на передачу студентам знаний, формирование у них умений и навыков, при этом формированию у них профессиональных компетенций, развитию личностно значимых качеств, поддержанию мотивации к осуществлению будущей профессиональной деятельности не всегда уделяется достаточно внимания, а ведь это важный фактор профессиональной готовности [1, с. 90].
Анализ содержания понятия «профессиональная готовность» подробно представлен в работах О. А. Абдуллиной, Д. О. Плужниковой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина и др. Нашему исследованию более всего соответствует определение готовности А. И. Мищенко, который считает профессиональную готовность учителя целостным состоянием личности, выражающим качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции, направленность [2, с. 45].
Цель процесса формирования профессиональной готовности студентов заключается в подготовке всесторонне развитого педагога-воспитателя, способного инициативно, творчески и компетентно решать образовательные задачи в различных организационно-педагогических формах, для ее реализации необходимо:
обеспечить студентов базовыми теоретическими знаниями;
развить у них общепедагогические, методические умения, необходимые для эффективного применения полученных знаний в профессиональной деятельности;
развить мотивацию и личностные качества для успешного выполнения профессиональных задач [3, с. 42].
Для определения результата процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности мы использовали методику оценки уровня профессиональной подготовленности, предложенную А. В. Тимушкиным [4]. Исследование проводилось на базе Балашовского института
Оценка уровней теоретических знаний,
Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского со студентами четвертого курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, обучающимися по профилю «Безопасность жизнедеятельности» (12 человек). Отбор теоретических дисциплин для оценки уровня знаний осуществлялся с применением метода экспертных оценок. Студентам было предложено ранжировать по степени значимости 30 дисциплин, поставив на более высокие места те, которые, по их мнению, наиболее важны. Затем по наименьшей сумме рангов были отобраны пять дисциплин, сумма экзаменационных оценок по которым явилась критерием уровня профессиональных знаний у студентов (табл. 1).
Таблица 1
практических умений и навыков студентов
Знания
Учебные дисциплины Оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Безопасность жизнедеятельности 3 5 3 4 4 5 4 5 4 5 5 5
Здоровый образ жизни и его составляющие 3 5 3 4 4 5 4 4 3 5 5 4
Теоретические основы безопасности человека 3 5 4 4 4 4 5 4 4 5 5 5
Методика обучения и воспитания по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности» 4 5 4 3 5 4 4 5 5 5 4 4
Социология безопасности 3 4 5 4 3 3 3 5 4 5 5 3
Сумма 16 24 19 19 20 21 20 23 20 25 24 21
Практические умения
Учебные дисциплины Оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Гражданская оборона 3 5 3 4 4 5 3 4 3 5 5 4
Опасности социального характера и защита от них 3 4 4 4 5 5 4 4 4 5 5 4
Опасные ситуации природного характера и защита от них 3 4 4 5 5 4 4 5 4 5 5 5
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них 3 5 4 3 5 5 5 4 4 5 5 4
Криминальные опасности и защита от них 3 5 4 4 5 5 4 4 4 5 5 4
Сумма 15 23 19 20 24 24 20 19 21 25 25 21
Практики
Практика Оценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
3-й курс 4 5 3 4 5 5 3 4 5 5 5 4
4-й курс 4 5 4 4 5 5 5 5 4 5 5 4
Сумма 8 10 7 8 10 10 8 9 9 10 10 8
Примечание. 1-12 - номера, присвоенные испытуемым.
Максимальное количество баллов, которое могли получить студенты по пяти указанным дисциплинам, - 25: от 20 до 25 баллов получили 9 студентов, что характеризует их качество знаний; количество студентов, получивших от 15 до 19 баллов, 3 человека. Наиболее успешно была сдана дисциплина «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки "Безопасность жизнедеятельности"»; самые низкие оценки по дисциплине «Социология безопасности». Это можно объяснить тем, что «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки "Безопасность жизнедеятельности"» является одним из базовых курсов и преподается в течение четырех семестров. Полученные в ходе ее освоения знания и умения студенты используют во время прохождения педагогической и преддипломной практик. Студенты осознают, что успешное освоение данной дисциплины необходимо им для эффективной работы по профессии. В то же время дисциплина « Социология безопасности» не рассматривается ими как необходимая для будущей педагогической деятельности.
Профессиональные умения педагогов складываются из способности технически правильно объяснить теорию и научить школьников практическим действиям по основным темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Уровень практических умений студентов определялся по сумме оценок за пять дисциплин. Максимальная сумма баллов, которую могли получить студенты, 25. Результаты усвоения знаний студентами по указанным практическим дисциплинам представлены в табл. 1.
Навыки преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» можно оценить по результатам педагогической и производственной практик (3-й и 4-й курсы соответственно). Уровень сформированных профессионально-педагогических навыков оценивается по сумме баллов, полученных студентом за все виды практики (см. табл. 1).
Эффективность усвоенных знаний, приобретенных умений и сформированных навыков определялась по коэффициенту профессиональной подготовленности (КПП) [4, с. 494], рассчитываемому по формуле:
КПП = А/В,
где А - сумма баллов, полученная студентами при определении уровня знаний, умений и навыков; В - максимально возможная сумма баллов.
Анализ итоговых данных показал, что средний уровень коэффициента профессиональной подготовленности равен 0,8. У двух студентов (16,6%) был отмечен максимальный уровень
профессиональной подготовленности (1); уровень КПП - 0,9 отмечен у четверых испытуемых (33,2%); КПП - 0,8 был зафиксирован также у четырех человек (33,2%); самый низкий КПП -0,7 отмечен у двух студентов (16,6%).
Педагогические способности студентов зависят от того, насколько хорошо они овладели профессиональными компетенциями. О сфор-мированности педагогических способностей можно говорить, если студенты демонстрируют умение выбирать эффективные способы поведения в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональные компетенции не сводятся к усвоению теоретических знаний и практических умений: это более сложные характеристики, подразумевающие способность осознанно и творчески подходить к решению педагогических проблем, используя все изученное в вузе и личный жизненный опыт.
Для определения педагогических способностей студентов использовалась методика «Педагогические ситуации» [5, с. 429-434]. Студентам предлагалось рассмотреть 14 ситуаций, выбрав в каждой один из предлагаемых вариантов решения, результатом являлась средняя сумма полученных баллов (табл. 2).
Каждый ответ оценивался в баллах в соответствии с ключом. Способность правильно решать педагогические проблемы определяется как среднее арифметическое баллов, полученных за каждую ситуацию. Если средняя оценка выше 4,5 балла, значит, испытуемый обладает высокоразвитыми педагогическими способностями (по данной методике); средняя оценка в интервале от 3,5 до 4,4 балла свидетельствует о том, что педагогические способности развиты средне. Наконец, если средняя оценка оказалась меньше 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого развиты слабо.
Таким образом, из 12 испытуемых четыре продемонстрировали высокий уровень развития педагогических способностей, у остальных студентов уровень развития педагогических способностей средний.
Анализ результатов проведенного исследования показывает, что большинство студентов демонстрирует средний уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками и такой же уровень развития педагогических способностей, т.е. необходима целенаправленная работа по формированию у них профессиональной готовности: для этого нами разработана соответствующая структурная модель.
Суть метода моделирования применительно к педагогическому исследованию заключается в
Таблица 2
Определение педагогических способностей студентов по методике «Педагогические ситуации»
Студенты Нумерация вопросов Оценка в баллах Средняя сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 5 5 4 3 5 5 5 4 5 3 2 3 4 4 57 4,1
2 5 5 3 4 4 5 4 4 5 3 4 5 4 4 59 4,2
3 5 5 5 5 5 5 4 5 3 4 4 5 4 5 64 4,6
4 5 5 5 3 3 5 4 4 5 4 2 5 4 4 58 4,1
5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 2 5 4 5 65 4,6
6 3 5 5 4 4 3 5 5 4 4 2 4 4 4 56 4
7 5 5 4 3 5 5 5 2 5 4 5 5 5 3 61 4,3
8 3 5 5 4 5 5 5 4 5 3 5 5 5 5 64 4,6
9 5 5 3 4 4 3 5 5 5 2 2 3 4 4 54 3,8
10 4 5 4 5 4 5 4 4 5 3 3 5 5 5 61 4,3
11 5 5 4 4 3 3 5 4 4 5 4 5 5 4 60 4,3
12 5 4 3 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 65 4,6
том, что на основе предварительного изучения предмета исследования выделяются присущие ему важные признаки, особенности, компоненты структуры, устанавливаются их существенные связи и взаимозависимости. В результате он предстает как некое более или менее завершенное целое, имеющее свою структуру, между составляющими частями которой есть определенные (закономерные) функциональные отношения и связи.
Модель формирования профессиональной готовности включает в себя мотивационный. рефлексивный, функциональный и оценочный компоненты.
Мотивационный компонент - положительное отношение к профессии, интерес к ней, выделяют две его функции: побуждающую и направляющую; первая отражает энергетику мотива, вторая - направленность на определенный объект, активность.
Рефлексивный компонент - готовность осознавать и переосмысливать свой профессиональный опыт; этот компонент указывает на оценку знаний, умений, навыков в ходе педагогической практики, самооценку и самоанализ профессиональной деятельности и ее результативность.
Функциональный компонент - готовность будущих педагогов к выполнению профессиональной деятельности, стремление добиться в работе хороших результатов.
Оценочный компонент - внешняя оценка профессиональной готовности: предполагает
проверку и оценку результатов формирования профессиональной готовности. Показателем этого компонента является работа в образовательных учреждениях, а также самооценка профессиональной готовности [3, с. 58-59].
Выявление и изучение структурных компонентов профессиональной готовности студентов педагогического вуза целесообразно проводить с помощью комплекса методов (практических занятий, самостоятельной работы, педагогической практики, специального курса), включающего наблюдение, опрос, беседу.
Далее необходимо определить критерии и показатели уровня сформированности профессиональной готовности студентов [3, с. 61-63]: он может быть высоким, средним или низким. Критерии его определения следующие: учебная активность и готовность к профессиональной деятельности, отношение к будущей профессии, интерес к педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию.
Высокий уровень профессиональной готовности студентов характеризуется наличием у них устойчивой потребности к приобретению опыта педагогической деятельности, осознанием личной ответственности за качество учебной деятельности, связанной с профессиональной подготовкой, постоянным стремлением к повышению этого уровня. Студенты овладевают профессиональными компетенциями; они демонстрируют положительное отношение к профессионально-педагогической деятельно-
сти, целеустремленность, твердость и последовательность в реализации целей и решение задач будущей профессии. Студенты в полной мере освоили теоретические знания, готовы к использованию новых технологий, творческому совершенствованию и росту профессионального мастерства.
Средний уровень профессиональной готовности проявляется в осознании студентами социальной значимости будущей профессии, проявлении стремления к приобретению опыта педагогической деятельности, но при этом они не в полной мере овладевают профессиональными компетенциями и лишь эпизодически проявляют интерес к педагогической деятельности. У них не до конца сформированы ценностные, образовательные, воспитательные, экологические ориентации; в реализации целей и задач будущей профессиональной деятельности отсутствуют последовательность и целенаправленность, а также готовность прилагать волевые усилия для их достижения. Для этого уровня характерно недостаточно глубокое овладение студентами системой профессионально-педагогических знаний, и их не всегда достаточно для организации и осуществления учебного процесса.
О низком уровне профессиональной готовности студентов свидетельствует отсутствие интереса к будущей профессии, проблемам окружающей среды и здоровья, педагогической деятельности в целом: при выполнении практических задач преобладают действия по образцу. Студенты демонстрируют слабое владение профессиональными компетенциями, безразличное отношение к педагогической деятельности, теряются в сложных ситуациях, испытывают затруднения при необходимости выбора средств педагогического воспитания; их педагогические знания поверхностны и бессистемны.
К особенностям модели процесса формирования профессиональной готовности можно отнести следующее: 1) представленная модель ориентирована на формирование у студентов самостоятельности в освоении новых методов преподавания основ безопасности жизнедеятельности; 2) построенная модель отражает структурные и функциональные связи между компонентами, а также указывает на факторы как способствующие, так и негативно влияющие на процесс при его реализации.
Итак, результатом проведённого исследования явилась разработка модели процесса формирования профессиональной готовности, включающая мотивационный, рефлексивный, функциональный и оценочный компоненты и определяющая степень профессиональной готовности студентов педагогического вуза, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности».
Список литературы
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006. 185 с.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. 3-е изд. М., 2000. 512 с.
3. Черных З. Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2012. 162 с.
4. Тимушкин А. В. Оценка профессиональной подготовленности будущих преподавателей физической культуры // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2011. № 4. С. 493-495.
5. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995. 512 с.
Образец для цитирования:
Талагаева Ю. А. Модель формирования профессиональной готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 100-105. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-100-105.
Model of Professional Readiness Formation of Soon-to-Be Life Safety Teachers in a Pedagogical University
Yu. A. Talagaeva
Yulia A. Talagaeva, Balashov Institute (Branch) of the Saratov State University, 29, Carl Marx Str., Balashov, Saratov Region, 412300, Russia, [email protected]
The paper contains the evaluation of the results of the professional readiness formation process in the students of the Pedagogical
University with educational program specialization in Life Safety. The procedure included evaluation to what degree they mastered theoretical knowledge and practical skills, as well as the level of development of their pedagogical abilities. Using the technique of professional readiness degree evaluation we estimate the level of respondents' knowledge and skills by summarizing their marks for the chosen disciplines. To select the disciplines we applied the expert evaluation method, where the students defined five most important disciplines by rating them. To evaluate their pedagogical abilities we applied the technique called "Pedagogical Situations". The results showed that additional work focused on the formation of professional readiness in students is needed. For this goal the
model of the process of professional readiness formation was developed and offered. It includes motivational, reflexive, functional and evaluative components. The criteria and professional readiness level markers are defined. They include studying activity, readiness to work, attitude to the future profession, interest to pedagogical work, urge to self-improvement.
Key words: professional readiness model, pedagogical abilities, students, evaluation, professional skills.
References
1. Voronin A. S. Slovar terminov po obshchey i sotsialnoy pedagogike [General and Social Pedagogics Dictionary]. Ekaterinburg, 2006. 185 p. (in Russian).
2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. 3rd ed. Moscow, 2000. 512 p. (in Russian).
3. Chernykh Z. N. Formirovanie professionalnoy gotovnosty
studentov pedagogicheskogo vuza v protsesse fiskulturno-sportivnoy deyatelnosti: dis. ... kand. ped. nauk [Professional Readiness Formation in Students of Pedagogical University in Physical Training and Sports: diss. ... cand. of pedagogy]. Shuya, 2012. 162 p. (in Russian).
4. Timushkin A. V. Otsenka professionalnoy podgotovlen-nosti budushchikh prepodavateley fizicheskoy kultury [Evaluation of Professional Readiness of Soon-to-Be Physical Training Teachers]. Vektor nauki Tolyat. gos. un-ta (Science Vector of Togliatti State University), 2011, no. 4, pp. 493-495 (in Russian).
5. Nemov R. S. Psykhologiya: v 3 kn. (Psychology: in 3 books]. Kn. 3. Experimentalynaya padagogicheskaya psikhologia i psikhodiagnostika [Book 3. Experimental pedagogical psychology and psychodiagnostics]. Moscow, 1995. 512 р. (in Russian).
Cite this article as:
Talagaeva Yu. A. Model of Professional Readiness Formation of Soon-to-Be Life Safety Teachers in a Pedagogical University. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 100-105. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-100-105.