Чирва Галина Николаевна
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ .
УДК 371.134:6 (07)
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2016
Чирва Галина Николаевна, преподаватель
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация. В статье разработана структурно-функциональная модель процесса формирования информатиче-ской компетентности будущих учителей технологий. Модель разработана на основе целостного, системного, ком-петентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации педагогических процессов. Разработанная нами модель формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий содержит целевую, содержательную, операционную и результирующую составляющие. Предложенная модель позволяет выделить следующие функции процесса формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий: учебную (способствует формированию у студентов системы знаний, умений, навыков и фундаментальных научных принципов); воспитательную (способствует формированию у будущего учителя технологий жизненных установок и принципов, социальных норм, ценностей, стандартов профессионального поведения); развивающую (способствует становлению студента как личности и готовит его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации); инновационную (способствует формированию в сознании студента способности к решению профессиональных задач и способствует развитию таких свойств, как профессиональная мобильность и возможность адаптации к новым условиям деятельности). Для формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий необходимо создать определенные педагогические условия, составляющие содержание условной составляющей структурно-функциональной модели формирования информатической компетентности.
Ключевые слова: информатическая компетентность, модель развития, учитель технологий, структурно-функциональная модель формирования информатической компетентности, информатическая компетентность, формирование информатической компетентности.
MODEL FORMATION OF INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF TEACHERS
© 2016
Churva Ganna Nicolaevna, lecturer
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Abstract. The paper was developed structural-functional model of the formation of the future teachers of informatics competencies technologies. The model is based on a holistic, systemic, competency, the activity and student-centered approaches to teaching processes. We have developed a model of informatics competency of future teachers of technology includes targeted, meaningful, and the resulting operating components. The proposed model allows to identify the following features of the formation of informatics competency of future teachers of technology: study (promotes the formation of the students' knowledge systems, skills and basic scientific principles); educational (promotes formation at the future teacher of attitudes technologies and principles of social norms, values and standards of professional conduct); developmental (contributes to the formation of the student as an individual and preparing him to independent professional activity, self-realization); innovation (contributes to the formation in the mind of the student's ability to solve professional problems and contributes to the development of properties such as professional mobility and the ability to adapt to new conditions of activity). To form the informatics competency of future teachers of technology necessary to create a certain pedagogical conditions that make up the content of the conditional component of the structural- functional model of formation of informatics competencies.
Keywords: informatics competency, model development, technology teacher, structural-functional model of informatics competency of IT competence, the formation of informatics competencies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Общий характер информатизации современного общества ставит новые задачи и задает новые тенденции в развитии педагогической науки. Постоянное пополнение и обновление знаний является необходимым условием высокой квалификации и компетентности учителей технологий. В рамках компетентностного подхода к обучению будущих учителей технологий компьютерного профиля основной профессиональной компетентностью является информатическая компетентность.
Основное содержание информационного подхода в педагогических исследованиях ориентированное на процессы информационного моделирования различных педагогических процессов, причем, по мнению многих современных ученых, моделирование является средством познания и управления педагогическим процессом [1, 7]. Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научных исследований С. Архангельского, И. Блауберг, Ю. Гастева, В. Глушкова, А. Дахина, М. Кларина, В. Шаповолова и др., посвященных проблеме моделирование педагогических процессов и систем, позволил разработать модель формирования информатиче-ской компетентности у будущего учителя технологий.
Использование моделей исследования объектов познания лежит в основе метода моделирования, который широко используется в педагогике.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка структурно-функциональной модели формирования информатической компетентности у будущего учителя технологий, уточнение базовых понятий исследования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Информатическая компетентность - это интегративное образование личности, которое интегрирует знания, умения, навыки в области информатики и компьютерной техники и выражается в стремлении, способности и готовности к эффективному применению современных средств информационных и компьютерных технологий для решения задач в профессиональной деятельности и повседневной жизни, осознавая при этом значимость предмета и результата деятельности.
В работе [2] разработана и охарактеризована структура информатической компетентности и описано содержание каждого из выделенных ее компонентов: мотива-ционно-ценностный, организационно-содержательный, когнитивно-операционный, личностно-рефлексивный.
По нашему мнению, целью моделирования процесса формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий является разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность
Чирва Галина Николаевна МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ ...
этого процесса, соотнести его с требованиями общества. В нашем исследовании в качестве объекта моделирования является процесс формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий.
Информатическая компетентность будущего специалиста характеризует степень освоения компетентностей в области информатики, необходимых для деятельности в информационном пространстве. Информатическая компетентность динамическая; она предусматривает функционирование, то есть постоянное изменение и развитие; именно в свойствах, связях, функциях и их взаимодействия заключаются истоки развития инфор-матической компетентности как целостной системы. Учитывая, что эта система не поддается непосредственному наблюдению, а оказывается косвенно в процессе и результате деятельности, поэтому для ее изучения используют метод моделирования, который позволяет отвлеченно выразить сущность изучаемого явления.
Прежде всего проанализируем ключевые понятия -«формирование», «модель», «моделирование».
В педагогической литературе «формирование» предусматривает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [3-9]. Н. Дергунова формированием профессиональной компетентности называет процесс воздействия, предполагает некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, указывает на некоторую завершенность, достижения определенного уровня стандарта. Формирование профессиональной компетентности - управляемый процесс становления профессионализма, то есть это образование и самообразование специалиста [10]. Разделяя точку зрения В. Сластьонина формированием называем процесс овладения устойчивыми свойствами и качествами личности.
Формирование информатической компетентности у будущего учителя технологий мы рассматриваем как процесс овладения устойчивыми, интегрированными, системными знаниями и умениями, которые являются теоретическим и практическим фундаментом, необходимым для работы в информационной среде; с компьютерными системами и технологиями в области обработки информации в автоматизированных информационных системах с применением различных режимов работы компьютеров, применение их в новых, нестандартных ситуациях, развитие личностных качеств и свойств, обеспечит личности способность к продуктивной профессиональной деятельности.
Моделью формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий считаем описание и теоретическое обоснование структурных и функциональных компонентов этого процесса.
Теоретическое осознание проблемы исследование подтвердило мнение о том, что при проектировании структурно-функциональной модели [11-14] формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий, главная цель состоит в том, что, используя содержание, методы, средства и организационные формы, обеспечить гибкость системы, сделать ее способной к быстрому реагированию и приспособленной к условиям современного информационного общества, которые постоянно меняются.
Модель системы формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий проектируем как динамическую модель, которая имеет структурное содержание информатической компетентности и методическую систему ее формирования. Модель системы формирования информатической компетентности у будущих учителей технологии удовлетворяет такое теоретико-методологическое основание: 1) в ее основе лежит научно обоснованная теория личностно-ориен-
тированного обучения; 2) эта система технологическая, позволяет реализовать ее эффективными традиционными формами, методами и средствами технической подготовки будущих учителей технологий, а также дает возможность для проектирования инновационных технологий; 3) учитывает особенности предыдущих образовательных моделей.
Модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологий разрабатывалась как совокупность определенных компонентов и в обобщенном виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий
Разработанная нами модель формирования информа-тической компетентности у будущих учителей технологий содержит целевую, содержательную, операционную и результирующую составляющие. Целевая составляющая предполагает определение целей и задач процесса формирования информатической компетентности. Целью процесса формирования является повышение уровня информатической компетентности у будущих учителей технологий.
Предложенная модель позволяет выделить следующие функции процесса формирования информатиче-ской компетентности у будущих учителей технологий: учебную (способствует формированию у студентов системы знаний, умений, навыков и фундаментальных научных принципов); воспитательную (способствует формированию у будущего учителя технологий жизненных установок и принципов, социальных норм, ценностей, стандартов профессионального поведения); развивающую (способствует становлению студента как личности и готовит его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации); инновационную (способствует формированию в сознании студента способности к решению профессиональных задач и способствует развитию таких свойств, как профессиональная мобильность и возможность адаптации к новым условиям деятельности).
Разработанная нами модель формирования информа-тической компетентности у будущих учителей технологий содержит целевую, содержательную, операционную и результирующую составляющие. Целевая составляющая предполагает определение целей и задач процесса формирования информатической компетентности.
Целью процесса формирования является повышение уровня информатической компетентности у будущих учителей технологий.
Чирва Галина Николаевна педагогические
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ ... науки
Предложенная модель позволяет выделить следующие функции процесса формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий: учебную (способствует формированию у студентов системы знаний, умений, навыков и фундаментальных научных принципов); воспитательную (способствует формированию у будущего учителя технологий жизненных установок и принципов, социальных норм ценностей, стандартов профессионального поведения); развивающую (способствует становлению студента как личности и готовит его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации) инновационную (способствует формированию в сознании студента способности к решению профессиональных задач и способствует развитию таких свойств, как профессиональная мобильность и возможность адаптации к новым условиям деятельности).
Содержательная составляющая предполагает наличие знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть будущие учителя технологий и содержит следующие структурные компоненты: мотивационно-цен-ностный, организационно-содержательный, когнитивно-операционный, личностно-рефлексивный. Модель формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий содержит операционную составляющую, в которую входят формы, методы и средства. Формирование информатической компетентности планируется осуществлять при помощи традиционных и инновационных методов обучения.
При преподавании дисциплин информатического цикла для будущих учителей технологий используем такие организационные формы: учебные занятия (лекция, практические занятия, лабораторные работы, индивидуальное занятие, консультация и тому подобное); самостоятельная работа (работа с образовательными ресурсами, самостоятельное изучение теоретических вопросов, участие в работе кружков, исследовательская
Для формирования информатической компетентности у будущих учителей технологий необходимо создать определенные педагогические условия, составляющие содержание условной составляющей структурно-функциональной модели формирования информатической компетентности.
Вопрос о педагогических условиях рассматривался многими исследователями [15-23]. Категория «условие» в научной литературе отражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, в котором этот предмет возникает, существует и развивается. Под педагогическими условиями понимают совокупность мероприятий педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности [24].
Учитывая приведенные дефиниции, представим собственное понимание педагогических условий формирования информатической компетентности будущих учителей технологий - это совокупность обстоятельств, способствующих организации учебно-воспитательного процесса с учетом потребностей, интересов, возможностей личности для эффективной профессиональной деятельности.
Учитывая дидактические принципы, компоненты и различные подходы ученых к педагогических условий [25-29], методом экспертных оценок мы выделили следующие педагогические условия формирования инфор-матической компетентности будущих учителей технологий:
- организационные (определение критериев и уровней информатической компетентности, подбор материально-технического оснащения занятий);
- методические (включают корректировки содержания учебных занятий, интеграцию различных дисциплин);
- технологические (корректировка контрольно-оценочных подходов к результатам обучения, использование практико-ориентированных технологий, интерак-12
тивных форм и методов обучения, определение групп умений, которыми должен обладать компетентный учитель технологий);
- рефлексивные (осуществление диагностики развития студентов, включают проведение рефлексивного этапа на каждом учебном занятии, создание системы стимулирования и мотивации, атмосферы сотрудничества и сотворчества между всеми участниками образовательного процесса, определение показателей оценки компетентности).
Результативная составляющая этой модели предполагает наличие конкретных результатов реализации процесса формирования информатической компетентности будущих учителей технологий - переход на более высокий уровень профессиональной компетентности.
Для определения эффективности функционирования разработанной модели нами установлены уровни сформированности информатической компетентности будущих учителей технологий. Критериями информа-тической компетентности было выделено мотиваци-онно-ценностный, организационно-содержательный, когнитивно-операционный, личностно-рефлексивный компоненты.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассматривая уровни сформированности информатической компетентности, необходимо обратить внимание на понимание понятия «уровень». Особенно часто этот термин встречается в специальной методической и психологической литературе, когда речь идет об оценке степени сформирован-ности или развития определенного педагогического явления. Однако сложность этого понятия, как и предыдущих, заключается в двойственном его понимании.
Нормативные документы современной системы образования «уровень» подают как составляющую стандарта и освещают общие требования к уровню подготовки выпускников [30-34]. Понятие «уровень» отражает представления, воспроизводящие текущие возможности студента в овладении определенных знаний, умений и навыков. В научных исследованиях процесса формирования компетентности специалиста «уровень» чаще всего рассматривают как степень интегративного качества личности. Любая оценка должна основываться на объективных критериях и показателях. Соответственно, в разных сферах профессионального образования появляются различные классификации уровней. Анализируя опыт определения учеными уровней сформированности информатической компетентности будущих учителей технологий и основываясь на критерии, в ходе констатирующего диагностики мы считаем целесообразным выделить четыре уровня сформированности информатиче-ской компетентности: высокий, средний, достаточный и низкий.
Конечно, невозможно говорить о совершенно точном измерение уровня сформированности информати-ческой компетентности будущих учителей технологий, ведь сфера деятельности учителя сложна и многогранна.
Предложенная структурно-функциональная модель формирования информатической компетентности будущих учителей технологий является по нашему мнению эффективным инструментарием организации системы подготовки компетентного учителя технологий. Модель является открытой, постоянно развивается и при необходимости может быть дополнена новыми компонентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1980. - 36 с.
2. Головань М. С. 1нформатична компетентшсть як об'ект педагопчного дослвдження // Проблеми шженер-но-педагопчно! освгги // Збiрник наукових праць. К. -Харшв, У1ПА, 2007. - № 16. - С. 314-324.
3. Немов Р. С. Психология : учебное пособие /
Чирва Галина Николаевна
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКОЙ ...
Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1990. - 301 с.
4. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
5. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 21-25.
6. Алехина М.А., Есаулова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических направлений в процессе изучения математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 49-53.
7. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.
8. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.
9. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.
10. Дергунова Н. А. Формирование профессиональной компетентности студентов-социологов при обучении математики [Электронный ресурс] / Н. А. Дергунова // Математика. Компьютер. Образование : сб. трудов XIII международной конференции / под общей ред. Г. Ю. Ризниченко. - Ижевск : Научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. -Т. 1. - С. 136-145. - Режим доступа: http://www.mce. biophys.msu.ru/archive/doc15380/doc.pdf.
11. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.
12. Манова М.В. Концептуальные основы проектирования в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 86-89.
13. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.
14. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративно-го подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
15. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
16. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
17. Мусханова И.В., Межидова Ф.В. Педагогические условия формирования духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 57-60.
18. Гаврилюк Л.Е. Педагогические условия профессиональной подготовки в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам студентов землеустроительных и кадастровых специальностей // XXI век:
итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 45-51.
19. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
20. Медведев О.А. Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 61-64.
21. Масленникова С.Ф. Педагогические условия воспитания эколого-гуманистических ценностей у студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 112-118.
22. Картунова А.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 17-19.
23. Сергушин Е.Г., Королева А.Ю. Современные условия профессионального самоопределения бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 72-74.
24. Яковлев Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2006. - 239 с.
25. Чаговец А.И. Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей ДУЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 116-119.
26. Руденко И.В., Котова С.А. Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 101-104.
27. Зайченко М.А. Смысловое развертывание как ключевой принцип в процессе понимания и объяснения человеком действительности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 75-77.
28. Кучеренко И.А. Общедидактические принципы: сущность и современное переосмысление в аспекте лингводидактики // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 20-23.
29. Иванова Т.Н. Система принципов современного социально-трудового пространства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 137-140.
30. Павлова Е.С. Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 90-91.
31.Злоцкая Е.М. Методика определения уровня сформированности готовности будущих инженеров к профессионально-ориентированному иноязычному общению // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 84-87.
32. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 10-11.
33. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Оценивание уровня компетенций при последовательном тестировании с помощью критерия конкурирующих дидактических гипотез // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 151-156.
34. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.