ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ КАК КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-СПОРТСМЕНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК/UDC 796.071.4
Поступила в редакцию 11.04.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Алмазова1 Кандидат психологических наук, доцент О.Е. Ельникова1 Кандидат психологических наук, доцент И.Г. Колосова1 1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец
FEATURES OF THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE AS A COMPONENT OF THE MOTIVATIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS-ATHLETES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES
PhD, Associate Professor I.G. Almazova1 PhD, Associate Professor O.E. Yelnikova1 PhD, Associate Professor I.G. Kolosova1 1Bunin Yelets State University, Yelets
Аннотация
Цель исследования - выявить и представить характеристику особенностей формирования стрессоустойчивости в составе мотивационной готовности педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности. Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». В качестве респондентов выступали студенты 1-3-го годов обучения; направления подготовки 49.03.01 Физическая культура; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности; Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, Технология. Соответственно эти респонденты обучаются в группах С-11, СБ-31, СБТ-11 Института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ЕГУ им. И.А. Бунина.
Диагностика была проведена с использованием методики Щербатых Ю.В.; Бостонского теста на стрессоустойчивость; теста С. Коухена и Г. Виллиан-сона; теста 5PFQ (адаптация Хейджиро Тсуйи, в переводе А.Б. Хромова); методики «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева), методики К. Замфир (в модификации А. Реана).
Результаты исследования и выводы. Результаты изучения ценностных ориентаций не позволили четко разделить наиболее предпочтительные ценности внутри контрольной и экспериментальной групп. Полученные результаты дали возможность разработать рекомендации по программе формирования стрессоустойчивости у будущих педагогов-спортсменов, опираясь также на значимые характеристики профессиональной деятельности и копинг-стратегии, которые могут быть использованы при ее реализации.
Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, стрессоустойчивость, мотивационная готовность, педагоги-спортсмены, профессиональная деятельность, обучающиеся.
Abstract
Objective of the study was to identify and present the characteristics of the features of the formation of stress resistance as part of the motivational readiness of teachers-athletes for professional activities.
Methods and structure of the study. Pilot-experimental work was carried out at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bunin Yelets State University". The respondents were students of 1-3 years of study; areas of training 49.03.01 Physical culture; 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus (profile) Physical culture, Life safety; Physical culture and life safety, Technology. Accordingly, these respondents study in groups C-11, SB-31, SBT-11 of the Institute of Physical Culture, Sports and Life Safety of YSU. I.A. Bunin.
Diagnosis was carried out using the technique of Shcherbatykh Yu.V.; Boston test for stress resistance; S. Cohen and G. Willianson's test; 5PFQ test (adapted by Heijiro Tsuya, translated by A.B. Khromov); methods "Value orientations" (O.I. Motkova, T.A. Ogneva), methods of K. Zamfir (modified by A. Rean). Results and conclusions. The results of the study of value orientations did not allow a clear separation of the most preferred values within the control and experimental groups. The results obtained made it possible to develop recommendations for the program of stress resistance formation in future teachers-athletes, also relying on the significant characteristics of professional activity and coping strategies that can be used in its implementation.
Keywords: psychological and pedagogical features, resistance to stress, motivational readiness, teachers-athletes, professional activity, students.
Введение. Основная задача, которая стоит перед выпускниками вузов - быть конкурентоспособными на рынке труда. Причем, разделяя точку зрения В. Г. Леонтьева, мы определяем мотив в качестве особого внутреннего источника активности личности [7]. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович указывают, что мотивационная сторона психики во многом определяет эффектив-
ность функционирования системы в целом [3]. На необходимость формирования мотивационного компонента, как определяющего готовность к деятельности в различных профессиональных сферах, указывают многие ученые [2-5, 9]. Нами ранее экспериментально доказано, что чем выше стрессоустойчивость, тем оптимальней мотивационный комплекс [1].
№7 • 2023 Июль | July
http://www.teoriya.ru
Анализ имеющихся исследований на данную тему (А. Г. Александров, О. В. Ефимова, О. Н. Коптяева, Ю. В. Бессонова, Е. П. Ильин и др.) определил необходимость выделения и описания особенностей формирования стрессоустойчивости в составе мотивационной готовности педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности, что и составило цель исследования.
Методика и организация исследования. Согласно цели исследования разработана теоретическая модель формирования стрессоустойчивости в мотивационной готовности педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности (см. рисунок).
1. Готовность к профессиональной деятельности педагога-спортсмена определяют потребности, предпочтения, которые в ходе опредмечивания, через положительное отношение, интерес становятся мотивом или совокупностью мотивов. Мотив направлен на цель, которая, в свою очередь, определяется как смыслом профессиональной деятельности, так и субъективным значением ее результатов. Это составные компоненты блока базовых понятий модели.
2. Субъект деятельности должен испытывать настоятельную потребность заниматься спортом и интерес к данному виду деятельности, а также четко себе представлять результат, к которому он стремится, у него должна быть сформирована способность противостоять тем эмоциональным переживаниям, которые неизбежны в ходе спортивных состязаний. На наличие обозначенной способности указывает оптимальный уровень стрессоустойчивости, который характеризуется как некая степень адаптации индивида к воздействию кумулятивных факторов [10] и выбор конструктивных форм совладения со стрессом [12-14].
3. Блок концептуально-методологических подходов включает синтез компонентов. Гносеологический - характеризует знаниевую составляющую; аксиологический - отражает постижение смысловых ценностей, установок, ориентаций профессионалов в деятельности; деятельностный - синтезирует знания, умения и опыт профессиональной деятельности с учетом уровня стрессоустойчивости и сформированной мотива-ционной готовности профессионала; творческий - отражает поисковый характер действий педагогов-спортсменов. Эти подходы в качестве базисных обеспечивают исследование заявленного процесса.
4. Диагностический блок модели включает: методику Щербатых Ю. В.; Бостонский тест на стрессоустойчивость; тест
С. Коухена и Г. Виллиансона [11]; тест 5PFQ (адаптация Хейд-жиро Тсуйи, в переводе А. Б. Хромова); методики «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева) и К. Замфир (в модификации А. Реана) [8].
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». В качестве респондентов были выбраны студенты Института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, их направления подготовки: 49.03.01 Физическая культура; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Без-
Теоретическая модель формирования стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности
Таблица 1. Комплексная характеристика стрессоустойчивости
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Показатель 1-я группа контрольная (КГ) 2-я группа экспериментальная (ЭГ) ^критерий Стьюдента
Стрессочувствительность Среднее: 27,22 Среднее: 83,75 t = 3,3 эмп ' в зоне значимости
Самооценка стрессоустойчивости Среднее: 8,6 Среднее: 19,25 t = 4,7 эмп ' в зоне значимости
Актуальное состояние стресса Среднее: 35,11 Среднее: 41,67 t = 0,8 эмп ' в зоне незначимости
Таблица 2. Обобщенные результаты по основным личностным факторам
Фактор 1-я группа контрольная (КГ) 2-я группа экспериментальная (ЭГ) ^критерий Стьюдента
Экстраверсия - интроверсия 57,4 52 t = 1,7 эмп ' в зоне незначимости
Эмоциональная устойчивость -неустойчивость 48 37,57 t = 1,2 эмп ' в зоне незначимости
Привязанность - обособленность 54,6 44 t = 3 эмп в зоне неопределенности
Самоконтроль - импульсивность 57,2 49,33 t = 1,8 эмп ' в зоне незначимости
Экспрессивность - практичность 56,6 44 t = 4,9 эмп ' в зоне значимости
46
http://www.teoriya.ru
№7 • 2023 Июль | July
опасность жизнедеятельности; Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, Технология. Нами были определены две группы испытуемых: контрольная (КГ) с высокой и нормальной стрессоустойчивостью и экспериментальная (ЭГ) с низкой стрессоустойчивостью. В основе дифференциации групп - комплексная характеристика стрессоустойчивости: стрессочувстви-тельность, устойчивость к стрессу, уровень регуляции в стрессовых ситуациях.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты сравнивались с помощью методов математической статистики, в частности t-критерия Стьюдента.
Было выявлено, что и в КГ, и в ЭГ преобладают конструктивные способы преодоления стресса. Самооценка стрессо-устойчивости у КГ не вышла за пределы трех уровней - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», в то время как у ЭГ определись уровни «плохо» и «очень плохо». По оценке актуального уровня стресса значимых различий получено не было.
Внутри выделенных групп проводилась оценка показателей индивидуально-типологических особенностей личности и ценностных ориентаций мотивационной сферы. Результаты см. в табл. 2.
Таким образом, достоверные различия в индивидуально-личностных характеристиках позволяют утверждать, что у лиц с достаточной стрессоустойчивостью в целом более легкое отношение к жизни, интерес к ее различным сторонам. Результаты изучения ценностных ориентаций не позволили четко разделить наиболее предпочтительные ценности внутри КГ и ЭГ.
Полученные результаты позволили разработать рекомендации по программе формирования стрессоустойчивости у педагогов-спортсменов. В основу программы положена классификация копинг-стратегий совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкмана [6]. Формирование стрессо-устойчивости с приоритетом на мотивационный комплекс ВМ>ВПМ>ВОМ предполагает подбор методического инструментария с опорой на формирование продуктивных копинг-стратегий первой группы, для чего необходимо сосредоточить усилия в направлении формирования коммуникативной и мо-тивационной компетенций.
Выводы. Полученные результаты позволили разработать рекомендации по программе формирования стрессоустой-чивости у будущих педагогов-спортсменов, опираясь также на значимые характеристики профессиональной деятельности и копинг-стратегии, которые могут быть использованы при ее реализации. Выделенные и проанализированные пять особенностей исследуемого процесса определяют перспективы дальнейшего исследования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ректората ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина».
Литература
1. Алмазова И.Г. Стрессоустойчивость как компонент мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности / И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова, И.Г. Колосова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9.
- С. 110-112.
2. Беляев Р.В. Мотивационная готовность к службе в войсках как компонент профессиональной готовности будущих офицеров / Р.В. Беляев, М.В. Петровская, А.В. Машина // Инновационный вестник Регион. - 2014. - № 1. - С. 90-93.
3. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1976. -175с.
4. Жемерикина Ю.И. Мотивационная и эмоциональная готовность, как составляющие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / Ю.И. Жемерикина, В.Ф. Шнайдер // Матрица научного познания. - 2021. - № 11-1.
- С. 286-293.
5. Захарова Е.А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков / Е.А. Захарова, Ю.М. Ежова // Медицинский альманах. - 2018. - № 1 (52). - С. 14-18.
6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Р. Лазарус. - Москва, 2006. - 167 с.
7. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 1999. - 142 с.
8. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие / О.И. Мотков. - Москва, 1993. - 134 с.
9. Пунько Н.Ю. Специфика формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент / Н.Ю. Пунько // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 7. - С. 320-325.
10. Самвелян Ф.Г. Анализ подходов к определению сущности понятия «стрессоустойчивость» в психологии / Ф.Г. Самвелян // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 84. - URL: https://cyberteninka.ru/artide/n/analiz-podhodov-k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-stressoustoychivost-v-psihologii (дата обращения: 04.02.2023).
11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 256 с.
References
1.
Almazova I.G., Yelnikova O.E., Kolosova I.G. Stressoustoychivost kak komponent motivatsionnoy gotovnosti budushchikh pedagogov-sportsmenov k professionalnoy deyatelnosti [Stress resistance as a component of motivational readiness of future teachers-athletes for professional activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 9. pp. 110-112.
Belyaev R.V., Petrovskaya M.V., Mashina A.V. Motivatsionnaya goto-vnost k sluzhbe v voyskakh kak komponent professionalnoy gotovnosti budushchikh ofitserov [Motivational readiness for military service as a component of professional readiness of future officers]. Innovatsionnyy vestnik Region. 2014. No. 1. pp. 90-93
Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskiye problemy goto-vnosti k deyatelnosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: Izd-vo BGU publ., 1976. 175 p.
Zhemerikina Yu.I., Schneider V.F. Motivatsionnaya i emotsionalnaya gotovnost, kak sostavlyayushchiye psikhologicheskoy gotovnosti stu-dentov k budushchey professionalnoy deyatelnosti [Motivational and emotional readiness as components of psychological readiness of students for future professional activity]. Matritsa nauchnogo poznaniya. 2021. No. 11-1. pp. 286-293.
Zakharova E.A., Yezhova Yu.M. Motivatsionnaya gotovnost kak kom-ponent psikhologicheskoy gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti studentov-medikov [Motivational readiness as a component of psychological readiness for professional activity of medical students]. Medit-sinskiy almanakh. 2018. No. 1 (52). pp. 14-18. Lazarus R. Teoriya stressa i psikhofiziologicheskiye issledovaniya. Emotsionalnyy stress: fiziologicheskiye i psikhologicheskiye reaktsii [Theory of stress and psychophysiological research. Emotional stress: physiological and psychological reactions]. Moscow, 2006. 167 p. Leontiev V.G. Psikhologicheskiye mekhanizmy motivatsii uchebnoy deyatelnosti [Psychological mechanisms of motivation of educational activity]. Moscow: Prosveshchenie publ., 1999. 142 p.
8. Motkov O. I. Psikhologiya samopoznaniya lichnosti [Psychology of self-knowledge of personality]. Practical guide. Moscow, 1993. 134 p.
9. Punko N.Yu. Spetsifika formirovaniya sotsialnopsikhologicheskoy gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti v protsesse profession-alnogo stanovleniya studentov moskovskikh vuzov: motivatsionnyy komponent [The specifics of the formation of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students of Moscow universities: motivational component]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. No. 7. pp. 320-325.
10. Samvelyan F.G. Analiz podkhodov k opredeleniyu sushchnosti ponyat-iya «stressoustoychivost» v psikhologii [Analysis of approaches to the definition of the essence of the concept of «stress tolerance» in psychology]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2019. No.84. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-podhodov-k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-stressoustoychivost-v-psihologii (date of access: 02.04.2023). Shcherbatykh Yu.V. Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. St. Petersburg: Piter publ., 2006. 256 p.
Lazarus R.S., Folkman S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 456 p.
Nakano K. Copying strategies and psychological symptoms in Japanese samples. Journal of Clinical Psychology. 1991. 47. pp. 57-63. Rexrode K.R., Petersen S, O'Toole S. (2008). The ways of coping scale: A reliability generalization study. Educational and Psychological Measurement. 68. p. 262.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
11
12
13
14
№7 • 2023 Июль | July
http://www.teoriya.ru