Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миллер Ольга Михайловна, Перова Лариса Валентиновна

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований психологических компонентов личностной и профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности, Цель статьи - выявить психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ (биология, география, химия) профилей подготовки «География и биология», «Биология и химия». Методологию исследования составляет концепция С.Л. Рубинштейна, которая в данной статье интерпретируется следующим образом: внешние характеристики жизнедеятельности, преломляясь через внутренние условия человека, определяют особенности его психологической готовности к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 45 студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ КГПУ им. В.П. Астафьева (по профилю подготовки «География и биология» - 21 студент, по профилю подготовки «Биология и химия» - 24 студента). Эмпирическое исследование психологических особенностей личностной и профессиональной готовности включало тестирование и анкетирование. В тестировании использовались «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (МакПартланд, Кун), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева), «Тест-опросник» (А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана) и «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) для изучения когнитивных и эмоциональных характеристик самосознания, волевой регуляции поведения, мотивации профессионального выбора студентов. Анкетирование проводилось для выявления отношения студентов к своему профессиональному выбору и к себе как к личности на момент исследования. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности респондентов к педагогической деятельности выявлялись с помощью корреляционного анализа полученных данных с применением коэффициента Спирмена. Результаты исследования. В статье показано, что психологические особенности профессиональной готовности к педагогической деятельности являются характерными для определенного профиля подготовки, несмотря на то, что в каждом из них присутствует общий учебный предмет - биология. Для того чтобы снизить влияние личностных особенностей на полученный результат, в каждом профиле подготовки были взяты группы студентов 1-го и 2-го курсов, т.е. в каждой выборке были студенты, недавно начавшие обучение, и студенты, уже проучившиеся более года, и, следовательно, второкурсники в большей степени, чем первокурсники, подвергались нивелирующему воздействию среды. Тем не менее результаты выявили специфические тенденции в личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов каждого профиля. Так, для профиля подготовки «География и биология» психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов складываются в основном под влиянием когнитивных и эмоциональных компонентов самосознания, что и определяет отношение студентов этого профиля к себе и к профессиональному выбору. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1 и 2 курсов профиля подготовки «Биология и химия» характеризуются внутренней конфликтностью, которую они преодолевают, опираясь на эмоциональную и волевую саморегуляцию, а также на профессиональную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миллер Ольга Михайловна, Перова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Statement of the problem. The article presents a review of theoretical and experimental studies of psychological components of students' personal and professional readiness for pedagogical activity. The purpose of the article is to identify the psychological features of personal and professional readiness for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students of the Biology, Geography and Chemistry (BGC) Department specializing in “Geography and Biology”, “Biology and Chemistry”. Research methodology. The research methodology is based on S.L. Rubinstein's concept, which is interpreted in this article as follows: external characteristics of life activity, refracted through the internal conditions of a person, determine the features of its psychological readiness for professional activity. The study involved 45 1st and 2nd year students of the BGC Department at the KSPU named after V. p. Astafiev (21 students specializing in “Geography and Biology”, 24 students specializing in “Biology and Chemistry”). An empirical study of the personal and professional readiness psychological characteristics included testing and questionnaires. Testing was used to study the cognitive and emotional self-awareness characteristics, volitional behavior regulation, students' motivation of professional choice. The following tests were used in testing: “Twenty statements self attitude test” (McPartland, Kuhn), “Method of selfrelation research” (S.R. Pantileyev), “Test-questionnaire” (A.V. Zverkov, E.V. Eidman) and “Motives for choosing a profession” (R.V. Ovcharova). The survey was conducted to identify the attitude of students to their professional choice and to themselves as personalities at the time of the study. Psychological features of the respondents' personal and professional readiness for pedagogical activity were revealed by means of correlation analysis of the obtained data with the use of a coefficient. Research result. The article shows that the psychological features of professional readiness for pedagogical activity are characteristic of a certain training specialization, despite the fact that each of training specializations has a common educational subject - biology. To minimize the impact of personal characteristics on the result, a group of 1st and 2nd year students was taken in each specialization - so each sample represented students who had recently entered the University, and students who had studied for more than a year and, therefore, were more exposed to the leveling influence of the external environment than first-year students. However, the results revealed specific trends in the personal and professional readiness for pedagogical activity among students of each specialization. Thus, for the training specialization “Geography and Biology” psychological features for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students are formed mainly under the influence of cognitive and emotional components of self-consciousness, which determines the attitude of these students to themselves and to professional choice. Psychological features of personal and professional readiness for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students of the “Biology and Chemistry” profile are characterized by internal conflict, which they overcome, relying on emotional and volitional self-regulation, as well as professional motivation. Conclusion. Knowledge of the psychological characteristics of students' personal and professional readiness for professional activity can help psychologists and teachers of the University better understand the problems of students and work with them more effectively.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-212

УДК 37.015.32

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.М. Миллер (Красноярск, Россия) Л.В. Перова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований психологических компонентов личностной и профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности, Цель статьи - выявить психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ (биология, география, химия) профилей подготовки «География и биология», «Биология и химия».

Методологию исследования составляет концепция С.Л. Рубинштейна, которая в данной статье интерпретируется следующим образом: внешние характеристики жизнедеятельности, преломляясь через внутренние условия человека, определяют особенности его психологической готовности к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 45 студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ КГПУ им. В.П. Астафьева (по профилю подготовки «География и биология» - 21 студент, по профилю подготовки «Биология и химия» - 24 студента). Эмпирическое исследование психологических особенностей личностной и профессиональной готовности включало тестирование и анкетирование. В тестировании использовались «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (МакПартланд, Кун), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева), «Тест-опросник» (А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана) и «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) для изучения когнитивных и эмоциональных характеристик самосознания, волевой регуляции поведения, мотивации профессионального выбора студентов. Анкетирование проводилось для выявления отношения студентов к своему профессиональному выбору и к себе как к личности на момент исследования. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности респондентов к педагогической деятельности выявлялись с помощью корреляционного анализа полученных данных с применением коэффициента Спирмена.

Результаты исследования. В статье показано, что психологические особенности профессиональной готовности к педагогической деятельности являются характерными для определенного профиля подготовки, несмотря на то, что в каждом из них присутствует общий учебный предмет - биология. Для того чтобы снизить влияние личностных особенностей на полученный результат, в каждом профиле подготовки были взяты группы студентов 1-го и 2-го курсов, т.е. в каждой выборке были студенты, недавно начавшие обучение, и студенты, уже проучившиеся более года, и, следовательно, второкурсники в большей степени, чем первокурсники, подвергались нивелирующему воздействию среды. Тем не менее результаты выявили специфические тенденции в личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов каждого профиля. Так, для профиля подготовки «География и биология» психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов складываются в основном под влиянием когнитивных и эмоциональных компонентов самосознания, что и определяет отношение студентов этого профиля к себе и к профессиональному выбору. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1 и 2 курсов профиля подготовки «Биология и химия» характеризуются внутренней конфликтностью, которую они преодолевают, опираясь на эмоциональную и волевую саморегуляцию, а также на профессиональную мотивацию.

Заключение. Знание психологических особенностей личностной и профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности помогут лучше понимать проблемы студентов и более эффективно работать с ними.

Ключевые слова: психологические компоненты, личностная и профессиональная готовность к педагогической деятельности.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

Постановка проблемы. Роль психологической готовности в становлении профессионала не вызывает сомнений, поскольку именно психологическая готовность является необходимой предпосылкой для начала профессиональной деятельности [Кораблина, Баландина, 2019] и успешной самореализации в ней [Деркач, Водопьянов, 2017; Санжаева 2016], условием готовности к профессиональному самоопределению [Арон, 2010].

Анализ литературы показал, что профессиональная готовность студентов к деятельности включает в себя психологическую готовность ^егуарта, 2018; Боленко, 2012; Мирук, 2014; Могилевская, Ковальчук, 2017]. Более того, психологическая готовность является необходимой основой для развития профессиональной готовности [Попов, Пучкова, Устин, 2015]. При этом толкование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности все более склоняется к тому, чтобы считать ее компонентами не только профессиональную, но и личностную готовность [Стенякова, 2013].

Цель статьи - выявить психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ (биология, география, химия) профилей подготовки «География и биология», «Биология и химия».

Методологию исследования составляют концепция С.Л. Рубинштейна, которая в данной статье интерпретируется следующим образом: внешние характеристики жизнедеятельности, преломляясь через внутренние условия человека [Рубинштейн, 2003, с. 209], определяют особенности его психологической готовности к профессиональной деятельности. Эта концепция нашла продолжение в личностном подходе к трактовке психологической готовности к деятельности [Деркач, 2012; Санжаева, 2012; Стенякова, 2013]. Согласно этому подходу, психологические компоненты личностной и профессиональной готовности человека к профессиональной деятельности представляют собой совокупность устойчивых качеств и свойств личности, опредмечивающихся в деятельности. В исследовании

приняли участие 45 студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ КГПУ им. В.П. Астафьева (по профилю подготовки «География и биология» - 21 студент, по профилю подготовки «Биология и химия» - 24 студента). Эмпирическое исследование психологических особенностей личностной и профессиональной готовности включало тестирование и анкетирование. В тестировании использовались: «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (МакПартланд, Кун)1, «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Панти-леев)2, «Тест-опросник» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйд-ман)3 и «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овча-рова)4 для изучения когнитивных и эмоциональных характеристик самосознания, волевой регуляции поведения, мотивации профессионального выбора студентов. Анкетирование проводилось для выявления отношения студентов к своему профессиональному выбору и к себе как к личности на момент исследования. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности респондентов к педагогической деятельности выявлялись с помощью корреляционного анализа полученных данных с применением коэффициента Спирмена с использованием программы Statgraphics Plus 5.0, при этом в расчет брались только те корреляции, значение которых было p<0,05.

Обзор научной литературы. Теоретическое исследование психологической готовности студентов к педагогической деятельности выявило ее виды и структуру в различных подходах к этой проблеме [Щербаков, Могилевская, 2016]. В большинстве эмпирических исследований психологической готовности студентов к педагогической деятельности изучалась ее компонентная структура [Аринушкина, Сивохин, 2018], и прежде всего мотивационный компонент

1 Бодалев A.A. Сталин В.В. Аванесов B.C. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2006. С. 368-369.

2 Практикум по общей психологии / сост.: О.М. Миллер, Е.В. Черепанова. 2-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 54—56. URL: http://elib.kspu.ru/document/12119

3 Там же. С. 150-154.

4 Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: метод, рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2004. С. 5-7. URL: http://testoteka.narod.rU/ms/l/18.html

[Бояркина, 2013; Мишанина, 2013] как определяющий для становления профессиональной деятельности. В то же время в исследованиях других авторов подчеркивается, что, кроме мотивационного компонента, в структуру психологической готовности входят и другие компоненты. Так, в эмпирическом исследовании Л.В. Лежниной и О.В. Даниловой [Лежнина, Данилова, 2019] в качестве основных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, наряду с мотива-ционным, выделены когнитивный и личностный компоненты. И в более ранних эмпирических исследованиях изучался образ Я в самосознании студентов [Лукова, 2007] и личностная саморегуляция [Соловьева, 2011] студентов как структурные компоненты психологической готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. По мнению авторов, придерживающихся компетентностного подхода, структура готовности студентов к педагогической деятельности складывается из двух основных компонентов: 1) психологической готовности и 2) компе-тентностной готовности [Ва1^И:е, ^апе, 2014, с. 35]. В то же время в самих компетенциях будущих специалистов заложены психологические характеристики и личностные качества, необходимые для профессиональной деятельности [Могилевская, Ковальчук, 2017, с. 406].

Исследование личностных качеств в работах многих авторов часто дополнялось изучением личностных состояний [Деркач, 2012; Санжа-ева, 2012; Яковлев, Думова 2016], которым свойственна изменчивость. Однако масштабное исследование И.С. Морозовой и Е.В. Вороновой динамики содержательных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности студентов разных специальностей на протяжении всех лет их обучения показало, что мотивационный и личностный компоненты этих обучающихся практически не изменялись в течение 1-го и 2-го годов обучения [Морозова, Воронова, 2015а; Морозова, Воронова, 2015б; Морозова, Воронова, 2016]. Можно полагать, что во время обучения на 1-м и 2-м курсах у студентов (еще до того, как на педагогической

практике они попробуют себя в качестве учителей) только складываются психологические особенности личностной и профессиональной готовности, обеспечивающие готовность к педагогической деятельности. Это определило подход для статьи - исследовать психологические особенности готовности к педагогической деятельности, учитывая личностные особенности субъектов деятельности.

Результаты исследования. В исследовании выявлено, что у большинства студентов 1-го курса профиля подготовки «География и биология» недостаточно развито самопознание - это проявилось в доминировании у них присоединяющих самохарактеристик и свидетельствует о зависимости от внешних воздействий. Об этом же говорит выявленная значимая корреляционная связь: чем меньше в самоописаниях студентов этой группы насчитывается дифференцирующих характеристик, тем больше они ориентированы на внешние отрицательные мотивы выбора профессии, т.е. их выбор профессии был результатом стремления соответствовать желаниям родителей, учителей и не предполагал выход за уже имеющиеся у них умения. В то же время обнаружилось и другая тенденция: чем выше показатели студентов по такой характеристике самоотношения, как «самопривязанность», тем более важными для них оказались внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии. Можно объяснить это следующим образом. Поскольку значения параметра «самопривязанность» находятся у студентов данной группы на среднем уровне, это означает, что они избирательно относятся к представлению о своих личностных качествах. Например, статус обучающегося в вузе может повысить у них ценность внутренних индивидуально значимых мотивов выбора профессии. Это может привести и к другим изменениям мотивации. Так, между внутренними индивидуально значимыми и внутренними социально значимыми мотивами выбора профессии студентов этой группы выявлена положительная взаимосвязь. При этом те респонденты, которые указывают в анкете, что до поступления в

< И

а

с

и'

к

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

К

Н

и

И

вуз видели себя в будущем учителем, чаще всего пишут о себе как о целеустремленной и в настоящий момент развивающейся личностьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в исследовании выявлено, что личностные психологические характеристики студентов 1-го курса профиля подготовки «География и биология» связаны с их мотиваци-онным выбором профессии. Педагогическая направленность респондентов проявляется в положительной связи между их желанием быть учителем и представлением о себе как о целеустремленной и развивающейся личности. Можно считать, что эти психологические особенности студентов свидетельствуют о начале развития их личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности.

Анализ данных, полученных в исследовании психологических особенностей студентов 2-го курса профиля подготовки «География и биология» факультета БГХ, показал, что уровень их самопознания выше, чем у студентов 1-го курса, поскольку дифференцирующих характеристик в их самоописаниях достоверно больше, чем в самоописаниях первокурсников (достоверность различий р<0,05).

Психологические особенности студентов 2-го курса определились в следующих значимых корреляционных связях. Чем больше обнаруживается дифференцирующих характеристик в их самоописании, тем меньше они считают себя состоявшейся личностью в настоящий момент, хотя и стремятся к развитию в личностном и профессиональном плане. Можно предположить, что студенты с развитым самопознанием более критично относятся к уровню собственной личностной состоятельности.

Параметр самоотношения «самопривязанность» обратно пропорционально связан с внешними отрицательными мотивами выбора профессии. Это свидетельствует о самостоятельности студентов в определении собственного профессионального пути.

Чем более эти студенты уверены в себе, тем чаще они демонстрируют настойчивость в стремлении достичь цели, и чем больше они принимают себя, тем важнее для них внутрен-

ние социально значимые мотивы выбора профессии. В свою очередь, внутренние социально значимые мотивы выбора профессии положительно связаны у них с внутренними индивидуально значимыми мотивами, а также с выбором профессии учителя до поступления в вуз. И это свидетельствует о том, что выбор был сделан из потребности этих студентов работать в профессии с удовольствием, без внешнего принуждения. Одновременно их выбор профессии учителя до поступления в вуз положительно связан с тем, как они воспринимают его в настоящее время. Это свидетельствует о наличии у студентов «дальней мотивации», т.е. относящейся к их дальнейшей перспективе в жизни [Ломов, 2006, с. 227].

В целом анализ показал, что для студентов 1-го и 2-го курсов профиля подготовки «География и биология» характерна связь когнитивных и эмоциональных компонентов самосознания с мотивацией профессиональной деятельности.

Анализ данных, полученных в исследовании психологических особенностей личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го курса профиля подготовки «Биология и химия», показал следующее. Прежде всего, привлекает внимание тот факт, что у студентов этой группы выявлено пять обратно пропорциональных связей между параметром самоотношения «внутренняя конфликтность» и всеми параметрами волевой саморегуляции («общая саморегуляция», «настойчивость» и «самообладание»), а также параметрами «внутренние индивидуально значимые» и «внутренние социально значимые мотивы» выбора профессии. Это свидетельствует о том, что достаточно высокая внутренняя конфликтность студентов данной выборки преодолевается, во-первых, их способностью волевым способом регулировать свои действия и эмоциональные состояния, а во-вторых, довольно высоким уровнем показателей как внутренних индивидуально значимых, так и внутренних социально значимых мотивов выбора профессии.

В то же время отметим, что параметр «внутренние индивидуально значимые мотивы

выбора профессии», кроме обратно пропорциональной связи с параметром «внутренняя конфликтность», имеет прямо пропорциональные связи с другими параметрами самоотношения - «закрытостью» и «саморуководством». Поскольку последние из названных параметров самоотношения имеют средние значения, это означает, что те студенты, которые выбрали профиль подготовки «Биология и химия» под влиянием внутренне значимой мотивации, характеризуются избирательным отношением к себе. По-видимому, в привычных ситуациях они способны контролировать эмоции и поведение при разрешении трудностей, несмотря на внутренние сомнения и переживания, однако в ситуациях повышенной сложности - стараются действовать как все, чтобы снизить внутреннюю конфликтность.

Параметр «внутренние социально значимые мотивы выбора профессии», кроме обратно пропорциональной связи с внутренней конфликтностью, также имеет две значимые связи с параметрами самоотношения: прямо пропорциональную связь с параметром «закрытость» и обратно пропорциональную связь с параметром «самообвинение». По-видимому, чем более важна для будущих биологов и химиков мотивация социально значимого профессионального выбора, тем реже они находят поводы для обвинения себя. Однако в случае достаточно высокого уровня самообвинения избирательность отношения студентов к себе снижается и они более склонны подчиняться обстоятельствам. Это означает, что острые эмоциональные переживания, вызванные внутренней конфликтностью и самообвинениями, могут стать для этих студентов психологическим барьером профессионального развития [Садовникова, 2016]. Неудивительно, что студенты этой группы недостаточно высоко оценивают себя как личность в настоящий момент - этот параметр обратно пропорционально связан с параметром «самопринятия». В то же время они готовы развиваться и совершенствоваться личностно и профессионально.

Особенности студентов 2-го курса факультета БГХ профиля подготовки «Биология и хи-

мия» характеризуются следующими значимыми корреляционными связями. Волевая саморегуляция студентов прямо пропорционально связана всеми своими параметрами («общая саморегуляция», «настойчивость» и «самообладание») с параметром анкеты «Как сейчас я воспринимаю свой профессиональный выбор». Это означает, что чем более эмоционально зрелыми, активными, независимыми и самостоятельными являются будущие биологи и химики, тем с большей уверенностью можно сказать, что они положительно воспринимают свой профессиональный выбор.

Другая тенденция выявлена у студентов, выбравших профессию под влиянием родственников и друзей. Параметр анкеты «Кто повлиял на выбор профессии?» отрицательно связан у этих студентов с параметром «самопринятие» и одновременно положительно связан с параметром «самообвинение», а также с параметром анкеты «Как на сегодняшний день воспринимаю себя как личность?». Эти связи выражаются в следующих отношениях: чем в большей степени на выбор профессии студентов повлияли родители, учителя или друзья, тем в меньшей степени они принимают себя такими, какие есть, считая себя еще не вполне состоявшейся личностью, и готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Но все же и эти студенты полагают, что у них есть цели, которые нужно достичь, и они готовы развиваться.

Особенности выявленных связей у студентов 2-го курса профиля подготовки «Биология и химия» характеризуются следующими значимыми корреляционными связями. Параметр «общая саморегуляция» прямо пропорционально связан у них с параметром «самоуверенность» и обратно пропорционально -с параметром «внутренняя конфликтность». В этом случае можно сказать, что эмоциональную напряженность эти обучающиеся снижают не только с помощью волевой регуляции, но и в результате веры в силу своего Я.

Параметр «внешние отрицательные мотивы выбора профессии» у студентов этой группы положительно связан с параметром «внутренняя

< и

а

с

и'

О |

О 6

и ^

д и 8

(-Н Ь

§

и м

« н

« с «

к

н и

И

конфликтность», но отрицательно связан с параметром «самоценность». И это позволяет сделать вывод, что чем чаще в процессе обучения студенты испытывали неудачи, критику, давление со стороны деканата и преподавателей, тем больше они переживали внутреннее напряжение. Однако ощущение ценности своей личности мешает им признавать безусловную значимость этих внешних ограничений для своего профессионального выбора. Тем более что внутренние индивидуально и социально значимые мотивы выбора профессии у них взаимосвязаны.

Заключение. Проведенный анализ показал следующее.

1. Между психологическими особенностями личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ как профиля подготовки «География и биология», так и профиля подготовки «Биология и химия» существуют различия.

Так, для профиля подготовки «География и биология» выявлены следующие различия между студентами 1-го и 2-го курсов.

Уровень самопознания (когнитивный компонент самосознания) студентов 1-го курса оказался достаточно низким, и чем ниже были значения этого уровня, тем чаще они делали профессиональный выбор под влиянием значимых других - родителей, учителей или друзей. В то же время эмоциональный компонент самосознания (самоотношение) первокурсников этого профиля подготовки положительно связан с внутренними индивидуально значимыми мотивами выбора профессии, что можно объяснить стремлением доказать себе важность сделанного выбора профессии. Об этом же свидетельствует педагогическая направленность студентов, которая проявляется в положительной связи между их желанием быть учителем и представлением о себе как о целеустремленной и развивающейся личности.

Студенты 2-го курса профиля подготовки «География и биология» отличаются значительно более высоким уровнем самопознания, чем первокурсники. Они более самостоятельны в

выборе профессии и более самокритичны, но одновременно и более настойчивы в достижении цели, их самоотношение связано с внутренними социально значимыми мотивами выбора профессии, а выбор профессии учителя до поступления в вуз положительно связан с тем, как они воспринимают его в настоящее время.

Обобщая, можно сказать, что развитие личностной и профессиональной готовности студентов 1-го курса осуществляется, прежде всего, за счет характеристик самоотношения, позволяющих гибко приспосабливаться к ситуации обучения в вузе и присваивать новые профессионально значимые мотивы будущей профессии. В отличие от этого, студенты 2-го курса в равной степени опираются на когнитивные и эмоциональные характеристики самосознания, но включают еще и волевые процессы для саморазвития, и в целом они в гораздо большей степени и с большей осознанностью ориентированы на педагогическую деятельность.

Для профиля подготовки «Биология и химия» выявлены следующие различия между студентами 1-го и 2-го курсов.

Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го курса профиля подготовки «Биология и химия» характеризуются наличием внутренней конфликтности. Постоянная внутренняя напряженность заставляет их, в свою очередь, напрягать волю для регуляции эмоциональных состояний и действий. При этом внутренняя конфликтность больше выражена у студентов, профессиональный выбор которых был сделан не самостоятельно, а под влиянием значимых других. Внутренняя конфликтность негативно влияет на отношение студентов этого профиля к себе, к своей личности, но при этом не снижает отчетливо выраженную направленность на свой профессиональный выбор.

Студенты 2-го курса профиля подготовки «Биология и химия» также характеризуются внутренней конфликтностью, однако они более успешно справляются с эмоциональной напряженностью, чем первокурсники, что может объясняться, во-первых, их большей уверенно-

стью в себе и более высоким уровнем волевой 3. саморегуляции, а во-вторых, опытом преодоления эмоциональных сложностей.

2. Выявив различия между курсами внутри каждого профиля подготовки, отметим и те психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов, которые характерны для каждого из названных профилей подготовки. 4.

Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов профиля подготовки «География и биология» складываются в основном под влиянием когнитивных и эмоциональных компонентов самосозна- 5. ния, и это определяет отношение студентов к себе и к выбору профессии.

Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов про- 6. филя подготовки «Биология и химия» характеризуются внутренней конфликтностью, которую они преодолевают, опираясь на эмоциональную и волевую саморегуляцию, а также на сильно выраженную профессиональную мотивацию.

3. Таким образом, проведенный сравнитель- 7. ный анализ свидетельствует о специфике психологических особенностей личностной и профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности для каждого из рассмотренных профилей подготовки.

Библиографический список

1. Аринушкина Н.С., Сивохин М.В. Психологи- 8. ческие компоненты профессиональной готовности студентов // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. URL: https://cyber-leninka.ru/artide/n/psihologicheskie-kompo-nenty-professionalnoy-gotovnosti-studentov (дата обращения: 27.04.2020).

2. Арон И.С. Психологическая готовность к про- 9. фессиональному самоопределению // Вестник КГУ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k- 10. professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 13.04.2020).

Боленко Ю.В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2012. № 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskaya-gotovnost-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-spet-sialista (дата обращения: 26.04.2020). Бояркина М.В. Предпосылки формирования психологической готовности студента педагогического вуза к профессиональной деятельности // Российский научный журнал. 2013. № 5. С. 252-257. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=20602883 Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10-19. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19030453

Деркач А.А., Водопьянов Д.А. Теоретические основы психологической готовности студентов - будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. 2017. № 2 (62). С. 7-13. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29447589 Кораблина Е.П., Баландина А.А. Формирование психологической готовности к помогающей деятельности у студентов (на примере подготовки воспитателей) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: матер. II Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. СПб., 2019. С. 360-366. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41751466 Лежнина Л.В., Данилова О.В. Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к педагогической деятельности у студентов выпускных курсов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2 (133). С. 134-140. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=38191215 Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с. Лукова М.С. Личностная готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

2007. Т. 19, № 45. С. 380-384. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=12833312

11. Мирук А.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formi-rovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-profes-sionalnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (дата обращения: 26.04.2020).

12. Мишанина Н.В. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. // Научный поиск. 2013. № 2. С. 12-14. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19413182

13. Могилевская В.Ю., Ковальчук Н.Н. Компе-тентностный подход к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности посредством практики // МНКО. 2017. № 6 (67). URL: https://cyberlen-inka.ru/artide/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-posredstvom-praktiki (дата обращения: 27.04.2020).

14. Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015a. № 18. С. 340-344. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=24343135

15. Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 120-125. URL: https://doi.org/10.21603/ 2078-8975-2016-2-120-125

16. Морозова И.С., Воронова Е.В. Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на различных этапах обучения в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2015б. Т. 13. С. 36-44. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24989679

17. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, № 4. С. 215-224. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24332702

18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

19. Садовникова Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 10 (66). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/konflikt-professionalnogo-samo-opredeleniya-i-professionalnyy-krizis-lichnosti-kak-psihologicheskie-bariery-professionalnogo (дата обращения: 13.04.2020).

20. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 22.05.2020).

21. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k-deyatelnosti-kak-metakategoriya (дата обращения: 22.05.2020).

22. Соловьева Е.В. Развитие личностной саморегуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 8. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=16964591

23. Стенякова Н.Е. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема //

Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 4. С. 15-17. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21830281

24. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299-301. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=27202131

25. Яковлев Б.П., Думова Т.Б. Проблема психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-1. С. 179-185. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36127

26. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment // Proceedings of the 7th International Scientific Conference. Jelgava. 2014. № 7 (7- 8.02). URL: https://llufb.llu.lv/confer-ence/REEP/2014/Latvia-Univ-Agricult-REEP-2014proceedings-29-41.pdf

27. Seryapina Y.S. The concept of «readiness for pedagogical activity»: motivational readiness, psychological readiness, readiness to innovative activity // Vestnik YuUrGU. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki (Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Pedagogical Sciences). 2018. № 4. P. 77-86. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36452841

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

Ь

1-й <

a

«

S К

H

и

Ш

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-212

STUDY OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

O.M. Miller (Krasnoyarsk, Russia) L.V. Perova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article presents a review of theoretical and experimental studies of psychological components of students' personal and professional readiness for pedagogical activity.

The purpose of the article is to identify the psychological features of personal and professional readiness for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students of the Biology, Geography and Chemistry (BGC) Department specializing in "Geography and Biology", "Biology and Chemistry".

Research methodology. The research methodology is based on S.L. Rubinstein's concept, which is interpreted in this article as follows: external characteristics of life activity, refracted through the internal conditions of a person, determine the features of its psychological readiness for professional activity. The study involved 45 1st and 2nd year students of the BGC Department at the KSPU named after V. p. Astafiev (21 students specializing in "Geography and Biology", 24 students specializing in "Biology and Chemistry"). An empirical study of the personal and professional readiness psychological characteristics included testing and questionnaires. Testing was used to study the cognitive and emotional self-awareness characteristics, volitional behavior regulation, students' motivation of professional choice. The following tests were used in testing: "Twenty statements self attitude test" (McPartland, Kuhn), "Method of self-relation research" (S.R. Pantileyev), "Test-questionnaire" (A.V. Zverkov, E.V. Eidman) and "Motives for choosing a profession" (R.V. Ovcharova). The survey was conducted to identify the attitude of students to their professional choice and to themselves as personalities at the time of the study. Psychological features of the respondents' personal and professional readiness for pedagogical activity were revealed by means of correlation analysis of the obtained data with the use of a coefficient.

References

1. Arinushkina N.S., Sivokhin M.V. Psychological components of professional readiness of students // Professionalnaya orientatsiya (Vocational guidance). 2018. No 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-

Research result. The article shows that the psychological features of professional readiness for pedagogical activity are characteristic of a certain training specialization, despite the fact that each of training specializations has a common educational subject - biology. To minimize the impact of personal characteristics on the result, a group of 1st and 2nd year students was taken in each specialization - so each sample represented students who had recently entered the University, and students who had studied for more than a year and, therefore, were more exposed to the leveling influence of the external environment than first-year students. However, the results revealed specific trends in the personal and professional readiness for pedagogical activity among students of each specialization. Thus, for the training specialization "Geography and Biology" psychological features for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students are formed mainly under the influence of cognitive and emotional components of self-consciousness, which determines the attitude of these students to themselves and to professional choice. Psychological features of personal and professional readiness for pedagogical activity among the 1st and 2nd year students of the "Biology and Chemistry" profile are characterized by internal conflict, which they overcome, relying on emotional and volitional self-regulation, as well as professional motivation.

Conclusion. Knowledge of the psychological characteristics of students' personal and professional readiness for professional activity can help psychologists and teachers of the University better understand the problems of students and work with them more effectively.

Keywords: psychological components, personal and professional readiness for pedagogical activity, psychological features of personal and professional readiness for pedagogical activity.

komponenty-professionalnoy-gotovnosti-stu-dentov (access date: 27.04.2020). 2. Aron I.S. Psychological readiness for professional self determination // Vestnik KGU (Bulletin of KSU). 2010. No. 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-

professionalnomu-samoopredeleniyu (access 10. date: 13.04.2020).

3. Bolenko Yu.V. Psychological readiness as a component of professional training of a specialist // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the East Siberian Institute of 11. the Ministry of internal Affairs of Russia). 2012.

No. 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskaya-gotovnost-kak-component-professionalnoy-podgotovki-spetsi-alista (access date: 26.04.2020).

4. Boyarkina M.V. The prerequisites for the formation of psychological readiness of students

of pedagogical higher education institution for 12. professional activity // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal (Russian scientific journal). 2013. No. 5. P. 252-257. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20602883

5. Derkach A.A. Methodological components

of the state of mental readiness for activity // 13. Acmeology. 2012. No. 3 (43). P. 10-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19030453

6. Derkach A.A., Vodopyanov D.A. Theoretical bases of psychological readiness of students-future psychologists for professional activity // Akmeologiya (Acmeology). 2017. No. 2 (62). P. 7-13. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=294475894

7. Korablina E.P., Balandina A.A. Formation of psy- 14. chological readiness for helping activities among students (on the example of teacher training) // Proceedings of the II International scientific and practical conference "Herzen readings: psychological research in education". Saint Petersburg, 2019. P. 360-366. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=41751466

8. Lezhnin V.L., Danilova O.V. An empirical study of

the components of psychological readiness for 15. pedagogical activity among students of graduate courses // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal (Kazan pedagogical journal). 2019. No. 2 (133). P. 134-140. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=38191215

9. Lomov B.F. Psychical regulation of activity. Selected works. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. 624 p.

Lukova M.S. Personal readiness for professional activity of psychology students // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena (Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen). 2007. Vol. 19, No. 45. P. 380-384. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12833312 Miruk A.V. Formation of psychological readiness for professional activity among students-psychologists // Privolzhskiy nauchnyy vestnik (Priv-olzhsky scientific Bulletin). 2014. No. 12-4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiro-vanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-profes-sionalnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (access date: 26.04.2020). Mishanina N.In. The formation of psychological readiness for professional activity among students of pedagogical higher education institution // Nauchnyy poisk (Scientific search). 2013. No. 2. P. 12-14. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=19413182

Mogilevskaya V.Yu., Kovalchuk N.N. Competence approach to the formation of psychological readiness for professional activity through practice // MNKO. 2017. No 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kom-petentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-psi-hologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-posredstvom-praktiki (access date: 27.04.2020).

Morozova I.S., Voronova E.V. Dynamics of content characteristics of components of psychological readiness to professional activity among students-psychologists at various stages of training in higher education // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development). 2015a. No. 18. P. 340-344. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24343135

Morozova I.S., Voronova E.V. Dynamics of content characteristics of the value-motivational component of students ' psychological readiness for professional activity at various stages of higher education // Vestnik Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of Kemerovo State University). 2016. No. 2. P. 120-125. URL: https://doi.org/10.21603/ 2078-8975-2016-2-120-125

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и ft с

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

16. Morozova I.S., Voronova E.V. Psychological readiness of students of the "Special defecto-logical education" specialization to professional activity at various stages of training in higher education // Izvestiya Irkutskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya (Izvestiya Irkutsk state University. Series: Psychology). 2015b. Vol. 13. P. 36-44. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=24989679

17. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. Psychological readiness for professional activity and methods of its formation // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki (Scientific notes of Kazan University. Series: Humanitarian Sciences). 2015. Vol. 157, No. 4. P. 215-224. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24332702

18. Rubinstein S.L. Being and consciousness. Man and the world. Saint Petersburg: Piter, 2003. 508 p.

19. Sadovnikova N.O. Conflict of professional self-determination and professional crisis of personality as psychological barriers of professional development // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. No 10 (66). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/konflikt-profession-alnogo-samoopredeleniya-i-professionalnyy-krizis-lichnosti-kak-psihologicheskie-bariery-professionalnogo (access date: 13.04.2020).

20. Sanzheyeva R.D. Readiness and its psychological mechanisms // Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost. Obshchestvo (Bulletin of BSU. Education. Personality. Society). 2016. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (access date: 22.05.2020).

21. Sanzhayeva R.D. Psychological readiness of the individual to activity as a metacategory // Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost. Obshchestvo (Bulletin of BSU. Education. Personality. Society). 2012. No 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k-deyatelnosti-kak-metakategoriya (access date: 22.05.2020).

22. Solovyova E.V. Development of personal self-regulation of professional school students in the structure of psychological readiness for pedagogical activity // Prikladnaya psikhologi-ya i psikhoanaliz (Applied psychology and psychoanalysis). 2011. No 1. P. 8. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=16964591

23. Stenyakova N.E. Readiness of future teachers for professional activity as a psychological and pedagogical problem // Vestnik Penzen-skogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Penza State University. 2013. No. 4. P. 15-17. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21830281

24. Shcherbakov Yu.I., Mogilevskaya V.Yu. Theoretical analysis of the phenomenon of psychological readiness of students for pedagogical activity // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya (The world of science, culture, and education). 2016. No. 5 (60). P. 299-301. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=27202131

25. Yakovlev B.P., Dumova T.B. The problem of psychological readiness of students for future professional activity // Sovremennye nauko-emkie tekhnologii (Modern science-intensive technologies). 2016. No. 8-1. P. 179-185. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/ view?id=36127

26. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment // Proceedings of the 7th International Scientific Conference. Jelgava, 2014, No. 7 (7-8.02). URL: https://llufb.llu.lv/conference/REEP/ 2014/Latvia-Univ-Agricult-REEP-2014proceed-ings-29-41.pdf

27. Seryapina Y.S. The concept of "readiness for pedagogical activity": motivational readiness, psychological readiness, readiness to innovative activity // Vestnik YuUrGU, Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki (Bulletin of the South Ural State University, Series: Education. Pedagogical Sciences). 2018. No. 4. P. 77-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36452841

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.