Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-СПОРТСМЕНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-СПОРТСМЕНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИ-СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алмазова И.Г., Ельникова О.Е., Колосова И.Г.

Цель исследования - выявление стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности. Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 70 студентов 1-3-х курсов. Диагностика была проведена с использованием двух методик: теста самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона), методики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). В ходе первого этапа был выявлен уровень стрессоустойчивости респондентов. В ходе второго этапа диагностировалась мотивационная структура личности по методике мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), которая позволяет определить мотивационный комплекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация. Результаты исследования и выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень стрессоустойчивости имеет связь с оптимальностью мотивационного комплекса, который определяет эффективность профессиональной мотивации. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем лучше мотивационный комплекс (стремится к оптимальному): высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешне отрицательной. Это ставит перед образовательными организациями задачу диагностики, профилактики и коррекции стрессоустойчивости в процессе профессиональной подготовки к спортивной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алмазова И.Г., Ельникова О.Е., Колосова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS RESISTANCE AS A COMPONENT OF MOTIVATIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS-ATHLETES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

Objective of the study was to identify stress resistance as a component of the motivational readiness of future teachers-athletes for professional activities. Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of Bunin Yelets State University. The study involved 70 students of 1-3 courses. The diagnostics was carried out using two methods: a self-assessment test of stress resistance (S. Cohen and G. Willianson), a methodology for motivating professional activity (K. Zamfir's method modified by A. Rean). During the first stage, the level of stress resistance of the respondents was revealed. During the second stage, the motivational structure of the personality was diagnosed according to the method of motivating professional activity (method of K. Zamfir in the modification of A. Rean), which allows you to determine the motivational complex of the personality - the relationship between three types of motivation: internal motivation, external positive motivation and external negative motivation. Results and conclusions. The data obtained indicate that the level of stress resistance is related to the optimality of the motivational complex, which determines the effectiveness of professional motivation. The higher the level of stress resistance, the better the motivational complex (strives to the optimal): a high level of internal and external positive motivation and a low level of externally negative one. This puts before educational organizations the task of diagnosing, preventing and correcting stress resistance in the process of professional training for sports and professional activities.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-СПОРТСМЕНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СТРЕССОУСТОИЧИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИОННОИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-СПОРТСМЕНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 37.02

Поступила в редакцию 11.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Алмазова1 Кандидат психологических наук, доцент О.Е. Ельникова1 Кандидат психологических наук, доцент И.Г. Колосова1

1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

STRESS RESISTANCE AS A COMPONENT OF MOTiVATiONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS-ATHLETES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

PhD, Associate Professor I.G. Almazova1 PhD, Associate Professor O.E. Yelnikova1 PhD, Associate Professor I.G. Kolosova1

1 Bunin Yelets State University, Yelets

Информация для связи с автором: almazofa@mail.ru

□ и

Аннотация

Цель исследования - выявление стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 70 студентов 1-3-х курсов. Диагностика была проведена с использованием двух методик: теста самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона), методики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). В ходе первого этапа был выявлен уровень стрессоу-стойчивости респондентов. В ходе второго этапа диагностировалась моти-вационная структура личности по методике мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), которая позволяет определить мотивационный комплекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация. Результаты исследования и выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень стрессоустойчивости имеет связь с оптимальностью мотивационного комплекса, который определяет эффективность профессиональной мотивации. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем лучше мотивационный комплекс (стремится к оптимальному): высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешне отрицательной. Это ставит перед образовательными организациями задачу диагностики, профилактики и коррекции стрессоустойчивости в процессе профессиональной подготовки к спортивной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, мотивационная готовность, мотивационный комплекс, педагоги-спортсмены, спортивная деятельность, обучающиеся.

Abstract

Objective of the study was to identify stress resistance as a component of the motivational readiness of future teachers-athletes for professional activities. Methods and structure of the study. Experimental work was carried out on the basis of Bunin Yelets State University. The study involved 70 students of 1-3 courses. The diagnostics was carried out using two methods: a self-assessment test of stress resistance (S. Cohen and G. Willianson), a methodology for motivating professional activity (K. Zamfir's method modified by A. Rean). During the first stage, the level of stress resistance of the respondents was revealed. During the second stage, the motivational structure of the personality was diagnosed according to the method of motivating professional activity (method of K. Zamfir in the modification of A. Rean), which allows you to determine the motivational complex of the personality - the relationship between three types of motivation: internal motivation, external positive motivation and external negative motivation.

Results and conclusions. The data obtained indicate that the level of stress resistance is related to the optimality of the motivational complex, which determines the effectiveness of professional motivation. The higher the level of stress resistance, the better the motivational complex (strives to the optimal): a high level of internal and external positive motivation and a low level of externally negative one. This puts before educational organizations the task of diagnosing, preventing and correcting stress resistance in the process of professional training for sports and professional activities.

Keywords: stress resistance, motivational readiness, motivational complex, sports teachers, sports activities, students.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Современный темп развития общества и требования, предъявляемые к начинающим профессионалам, ставят перед высшей школой масштабную задачу качественной подготовки выпускников к их будущей профессиональной деятельности и формирования у них мотивационной готовности.

Особенность подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура»

и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) заключается в том, что у обучающихся должна быть сформирована мотивационная готовность к таким важнейшим видам деятельности, как образовательная, спортивная и профессиональная. «Спортивная деятельность характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных свойств личности и качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других ви-

110

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

дах деятельности человека» [12, с. 146]. Можно утверждать, что она является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры.

Цель исследования - выявление стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе теоретического анализа выявлено, что сущность понятия «моти-вационная готовность к профессиональной деятельности» определяется потребностями и мотивами субъекта [5, 6], устойчивым интересом к профессии [1, 10], значимостью профессиональных ценностей [6], результативностью, видением перспектив и стратегических целей [3, 8, 9], смыслом и значением результатов деятельности [7]; успешностью выполнения поставленной задачи [2]. Таким образом, моти-вационная готовность - это сложный психологический конструкт, имеющий свою структуру.

Совокупность мотивов спортивной деятельности можно определить как: «потребность в двигательной активности; потребности в предельных физических усилиях; стремление к соревновательной деятельности; эстетическое наслаждение; развлечение и активный отдых; повышение социального статуса; желание быть частью спортивной команды; материальные потребности и ряд других» [4]. Обязательный элемент в структуре мотивационной готовности к спортивной деятельности - стрессоустойчивость. Термин характеризуется А. В. Михеевой, как «свойство личности, характеризующееся... взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных. компонентов психической деятельности, которое в сложной эмотивной обстановке обеспечивает человеку способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность» [11, с. 86].

Опытно-экспериментальная работа (далее ОЭР) (ее первый и второй этапы) в рамках настоящего исследования была проведена на базе ЕГУ им. И. А. Бунина в сентябре-декабре 2021 г Объем выборки - 70 студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (группа С-11) и 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» (группа СБ-31); «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Технология» (группа СБТ-11).

Для определения уровня сформированности стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов в исследовании были использованы: тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона), методика мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реа-на). В ходе первого этапа ОЭР был выявлен уровень стрессоустойчивости респондентов. Использование методики теста

самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) позволило нам определить уровень стрессоустойчивости респондентов, который варьируется на пяти уровнях: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо.

В ходе второго этапа ОЭР диагностировалась мотивацион-ная структура личности по методике мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), которая позволяет определить мотивационный комплекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ (внутренняя мотивация), ВПМ (внешняя положительная мотивация) и ВОМ (внешняя отрицательная мотивация).

Результат исследования и их обсуждение. В основе ОЭР была реализована идея связи стрессоустойчивости личности будущих педагогов-спортсменов с мотивацион-ным комплексом, где стрессоустойчивость является необходимым компонентом мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Для реализации данной идеи было проведено изучение уровня стрессоустойчи-вости личности, что позволило выделить две экспериментальных группы (ЭГ) с разным уровнем (см. рисунок). В основу выделения видов мотивационных комплексов положена концепция о внутренней и внешней мотивации Ф. Герцберга, уточненная К. Замфир и А. Реаном. Согласно этой концепции внешняя мотивация определяется внешними социальными факторами (престиж профессии, материальное вознаграждение и прочее) и делится на положительное стимулирование и отрицательное.

В таблице представлены статистические результаты определения достоверных различий по выраженности моти-вационных комплексов внутри групп. В выборке выделились две группы испытуемых, которые имеют хороший уровень стрессоустойчивости, то есть более готовы ко всем вызовам профессиональной деятельности (выборка 1), и удовлетворительный, который показывает более низкую готовность к воздействию стрессоров (выборка 2).

Проведенный статистический анализ установил наличие связи между стрессоустойчивостью и мотивационным комплексом.

Стрессоустойчивость и мотивационный комплекс

35 30 25 20 15 10

II

■ 1 ГРУППА 12 ГРУППА

Результаты в ЭГ по стрессоустойчивости и мотивационному комплексу

Статистические результаты определения достоверных различий по выраженности мотивационных комплексов внутри групп

№ Выборка 1 Ранг Выборка 2 Ранг

1 32 18 8 16

2 12 17 0 2,5

3 6 14,5 0 2,5

4 6 14,5 1 7

5 3 12 1 7

6 3 12 1 7

7 3 12 1 7

8 2 10 0 2,5

9 1 7 0 2,5

Суммы: 117 54

№9^ 2022 Сентябрь | Septembeг

http://www.teoriya.ru

Мотивационный комплекс определялся по соотношению трех видов мотивации: внутренней - ВМ, внешней положительной - ВПМ и внешней отрицательной мотивации -ВОМ. Наилучшим мотивационным комплексом считаются два вида: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.

В нашем исследовании данные мотивационные комплексы получили наибольшее количество выборов и составили 65 % от всех выборов внутри первой группы и только 50 % внутри второй. Остальные полученные виды составили соответственно 35 % по 1-й группе и 50 % - по 2-й: ВМ>ВОМ>ВПМ, ВПМ = ВОМ>ВМ, ВОМ>ВМ>ВПМ, ВМ>ВОМ>ВПМ, ВМ = ВОМ>ВПМ.

Наихудший комплекс ВОМ>ВПМ>ВМ не был выявлен. Но указанные выше виды мотивационных комплексов также считаются менее эффективными.

Достоверность диагностируемых изменений оценена нами с помощью метода статистики и-критерия Манна-Уит-ни. Полученное эмпирическое значение иэмп (9) находится в зоне значимости.

Вывод. В ходе исследования доказано, что стрессоустой-чивость связана с мотивацией профессиональной деятельности и является компонентом мотивационной готовности. Полученные результаты позволяют утверждать, что чем выше стрессоустойчивость, тем лучше (стремится к оптимальному) мотивационный комплекс: высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешне отрицательной.

Литература

1. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореф. дис. ... докт. психол. Наук / Ю.А. Афонькина. - СПб., 2003. - 33 с.

2. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

3. Гилёва, И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дис. . канд. психол. Наук / И.О. Гилёва. - Барнаул: 2000. -173 с.

4. Донцов, В.В. Структура мотивации в спортивной деятельности / В.В. Донцов, Т.Н. Мостовая // Наука-2020. - 2018. - № 1-2 (17). - Ши https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-motivatsii-v-sportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.01.2022).

5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - Т. 16. - С. 27-40.

6. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Коптяева. - Ярославль: 2009. - 243 с.

7. Марцинковская, Т.Д. Психология смысла / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 139-140.

8. Марчук, Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: монография / Н.Ю. Марчук. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 261 с.

9. Минюрова, С.А. Психология саморазвития человека в профессии / С.А. Минюрова. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 298 с.

10. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

11. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2010. - № 2. - С. 82-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya (дата обращения: 03.02.2022).

12. Пружинин, К.Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности / К.Н. Пружинин // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия: Педагогические науки. -

2017. - №5. - С. 142-147. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sportivnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-universalnyh-svoystv-i-kachestv-lichnosti (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Afonkina Yu.A. Genezis professionalnoy napravlennosti [Genesis of professional orientation]. Doct. diss. abstract (Psych.). St. Petersburg, 2003. 33 p.

2. Vilyunas V.K. Psikhologiya razvitiya motivatsii [Psychology of the development of motivation]. St. Petersburg: Rech publ., 2006. 458 p.

3. Gileva I.O. Sistemno-strukturnyy analiz motivatsionnoy gotovnosti k tvorcheskoy deyatelnosti [System-structural analysis of motivational readiness for creative activity]. PhD diss. Barnaul, 2000. 173 p.

4. Dontsov V.V., Mostovaya T.N. Struktura motivatsii v sportivnoy dey-atelnosti [Structure of motivation in sports activity]. Nauka-2020.

2018. No. 1-2 (17). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-motivatsii-v-sportivnoy-deyatelnosti (date of access: 01.16.2022).

5. Ilyin E.P. Sushchnost i struktura motiva [The essence and structure of the motive]. Psikhologicheskiy zhurnal. 1995. No. 2. Vol. 16. pp. 27-40.

6. Koptyaeva O.N. Motivatsionnaya gotovnost pedagogov k innovatsi-onnoy deyatelnosti [Motivational readiness of teachers for innovative activity]. PhD diss. Yaroslavl, 2009. 243 p.

7. Martsinkovskaya T.D. Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Voprosy psikhologii. 2000. No. 3. pp. 139-140.

8. Marchuk N.Yu. Professionalnoye stanovleniye i razvitiye lichnosti: professionalno-lichnostnaya napravlennost [Professional formation and personal development: professional and personal orientation]. Moscow: FLINTA publ., 2016. 261 p.

9. Minyurova S.A. Psikhologiya samorazvitiya cheloveka v professii [Psychology of human self-development in the profession]. Moscow: Kompaniya Sputnik+ publ., 2008. 298 p.

10. Mitina L.M. Psikhologiya truda i professionalnogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of the teacher]. Moscow: Akademiya publ., 2004. 320 p.

11. Mikheeva A.V. Stressoustoychivost: k probleme opredeleniya [Stress resistance: to the problem of definition]. Polilingvialnost i transkul-turnyye praktiki. 2010. No. 2. pp. 82-87. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya (date of access: 02.03.2022).

12. Pruzhinin K.N. Sportivnaya deyatelnost kak faktor razvitiya univer-salnykh svoystv i kachestv lichnosti [Sports activity as a factor in the development of universal properties and personality traits]. Uchenyye zapiski ZabGGPU. Seriya: Pedagogicheskiye nauki. 2017. No. 5. pp. 142-147. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sportivnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-universal-nyh-svoystv-i-kachestv-lichnosti (date of access: 02.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.