Научная статья на тему 'Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах'

Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OCIAL HEALTH / PROFESSIONAL MOTIVATION / TEACHERS / AGE / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ВОЗРАСТ / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тнимова Гульбагиза Тауфиковна

Мотивация является выраженным фактором плодотворной деятельности специалистов любого профиля и определяет продуктивность труда. Неудовлетворенность работой ведет к напряжениям и стрессу. Цель работы: изучить структурные, возрастные и гендерные характеристики мотивационного комплекса у преподавателей вуза. Материалы и методы исследования. Исследована мотивация к профессиональной деятельности (опросник К. Замфир в модификации А. Реана, 2006) преподавателей вуза центрального региона РК: 89 ППС Карагандинской академии «Bolashaq» (16 мужчин и 73 женщины) с выявлением ведущего мотива в рассчитанном для каждого преподавателя мотивационном комплексе: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Результаты исследования. Больше половины (68,5%) преподавателей вуза имеют внутренние мотивы (ВМ) к профессиональной деятельности. Для 11,2% респондентов играют роль стремление достичь успеха, сделать карьеру, т. е. для них характерна внешняя положительная мотивация (ВПМ). Однако пятая часть всех опрошенных (20,2%) имеет внешний отрицательный мотив (ВОМ), т. е. необходимость заработка, стремление избежать порицаний и т. д. В возрастном аспекте ВОМ больше всего демонстрируют преподаватели 4069 лет (24,6%), а внутреннюю мотивацию (ВМ) преподаватели старшего возраста (88,9%). Среди преподавателей женщин почти в 4 раза больше респондентов с внешней отрицательной мотивацией по сравнению с представителями мужского пола. Выводы. Полученные данные свидетельствуют о структурных, возрастных и гендерных различиях в доминирующей мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза. Четверть преподавателей среднего возраста и столько же женщин имеют отрицательную мотивацию к профессиональной работе, что сопровождается высоким уровнем эмоциональной нестабильности, чреватым стрессом и заболеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тнимова Гульбагиза Тауфиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING MOTIVATION TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF THE UNIVERSITY IN THE AGE AND GENDER ASPECTS

Motivation is a pronounced factor in the fruitful activity of specialists of any profile and determines the productivity of labor, dissatisfaction with work leads to stress and stress. Purpose of work. To study the structural, age and gender characteristics of the motivational complex of university teachers. Materials and research methods. The motivation for professional activity (questionnaire K. Zamfir modified by A. Rean, 2006) was studied for teachers of a university in the central region of the Republic of Kazakhstan: 89 teaching staff of the Bolashaq Academy in Karaganda (16 men and 73 women) with a leading motive in the motivation complex calculated for each teacher: internal motivation (VM), external positive motivation (VPM) and external negative motivation (VOM). The results of the study. More than half (68.5%) of university teachers have internal motives (VM) for professional activity. For 11.2% of respondents, the desire to achieve success, to make a career, i. e. they are characterized by external positive motivation (VPM). However, one fifth of all respondents (20.2%) have an external negative motive (VOM), i. e. the need to earn money, the desire to avoid censure, etc. In the age-related aspect, VOM is most often demonstrated by teachers aged 40-69 (24.6%), and older teachers (88.9%) demonstrate intrinsic motivation (VM). Among teachers of women, there are almost 4 times more respondents with external negative motivation, compared with males. Conclusions. The data obtained indicate structural, age and gender differences in the dominant motivation for the professional activities of university teachers. A quarter of middle-aged teachers and as many women have negative motivation for professional activity, which is accompanied by a high level of emotional instability, fraught with stress and morbidity.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах»

УДК 31:15

DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.4

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ВОЗРАСТНОМ И ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТАХ

Тнимова Гульбагиза ТауфиковналвС0

доктор медицинских наук, профессор кафедры фармацевтических дисциплин, академия «Bolashaq» (Караганда, Казахстан), e-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5661-4579

STUDYING MOTIVATION TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF THE UNIVERSITY IN THE AGE AND GENDER ASPECTS

Tnimova Gulbagiza TaufikovnaAfiCC

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Pharmaceutical Disciplines, Bolashaq Academy (Karaganda, Kazakhstan), e-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5661-4579

Следует цитировать / Citation:

Тнимова Г. Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической куль-туры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 29-33 URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.4

Tnimova G. T. (2020). Studying motivation to the professional activity of teachers of the university in the age and gender aspects. Health, Physical Culture and Sports, (2 (18)), рр. 29-33 (in Russian). http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive

DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.4 Поступило в редакцию / Submitted 15.04.2020 Принято к публикации / Accepted 26.05.2020

Аннотация. Мотивация является выраженным фактором плодотворной деятельности специалистов любого профиля и определяет продуктивность труда. Неудовлетворенность работой ведет к напряжениям и стрессу. Цель работы: изучить структурные, возрастные и тендерные характеристики мотивационного комплекса у преподавателей вуза. Материалы и методы исследования. Исследована мотивация к профессиональной деятельности (опросник К. Замфир в модификации А. Реана, 2006) преподавателей вуза центрального региона РК: 89 ППС Карагандинской академии «Bolashaq» (16 мужчин и 73 женщины) с выявлением ведущего мотива в рассчитанном для каждого преподавателя мотивационном комплексе: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Результаты исследования. Больше половины (68,5%) преподавателей вуза

имеют внутренние мотивы (ВМ) к профессиональной деятельности. Для 11,2% респондентов играют роль стремление достичь успеха, сделать карьеру, т. е. для них характерна внешняя положительная мотивация (ВПМ). Однако пятая часть всех опрошенных (20,2%) имеет внешний отрицательный мотив (ВОМ), т. е. необходимость заработка, стремление избежать порицаний и т. д. В возрастном аспекте ВОМ больше всего демонстрируют преподаватели 4069 лет (24,6%), а внутреннюю мотивацию (ВМ) — преподаватели старшего возраста (88,9%). Среди преподавателей женщин почти в 4 раза больше респондентов с внешней отрицательной мотивацией по сравнению с представителями мужского пола. Выводы. Полученные данные свидетельствуют о структурных, возрастных и гендерных различиях в доминирующей мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза. Четверть преподавателей среднего возраста и столько же женщин имеют отрицательную мотивацию к профессиональной работе, что сопровождается высоким уровнем эмоциональной нестабильности, чреватым стрессом и заболеваемостью.

Ключевые слова: социальное здоровье, профессиональная мотивация, преподаватели, возраст, гендер.

Abstract. Motivation is a pronounced factor in the fruitful activity of specialists of any profile and determines the productivity of labor, dissatisfaction with work leads to stress and stress. Purpose of work. To study the structural, age and gender characteristics of the motivational complex of university teachers. Materials and research methods. The motivation for professional activity (questionnaire K. Zamfir modified by A. Rean, 2006) was studied for teachers of a university in the central region of the Republic of Kazakhstan: 89 teaching staff of the Bolashaq Academy in Karaganda (16 men and 73 women) with a leading motive in the motivation complex calculated for each teacher: internal motivation (VM), external positive motivation (VPM) and external negative motivation (VOM). The results of the study. More than half (68.5%) of university teachers have internal motives (VM) for professional activity. For 11.2% of respondents, the desire to achieve success, to make a career, i. e. they are characterized by external positive motivation (VPM). However, one fifth of all respondents (20.2%) have an external negative motive (VOM), i. e. the need to earn money, the desire to avoid censure, etc. In the age-related aspect, VOM is most often demonstrated by teachers aged 40-69 (24.6%), and older teachers (88.9%) demonstrate intrinsic motivation (VM). Among teachers of women, there are almost 4 times more respondents with external negative motivation, compared with males. Conclusions. The data obtained indicate structural, age and gender differences in the dominant motivation for the professional activities of university teachers. A quarter of middle-aged teachers and as many women have negative motivation for professional activity, which is accompanied by a high level of emotional instability, fraught with stress and morbidity.

Keywords: social health, professional motivation, teachers, age.

Введение. Профессиональная мотивация имеет многозначную по содержанию и формам структуру, в которой выделяют профессиональные мотивы (успешность работы определяется устойчивым и осознанным выбором профессии, желанием стать высококвалифицированным специалистом, тесно связанным с профессиональной направленностью) (Барковская & Осин, 2013). Также могут иметь место познавательные мотивы (стрем-

ление приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания, пройти переподготовку или усовершенствование), прагматические мотивы (желание иметь профессию с социальными льготами, стабильной зарплатой, вероятность вторичных доходов и выгод от работы). Различают широкие социальные мотивы (принести пользу государству и обществу), а также мотивы личного престижа (желание иметь высокое положе-

ние в обществе и утвердить себя как личность, стремление к карьере).

Следует отметить, что целостная интегральная оценка здоровья, которой автор статьи придерживается, подразумевает единство организма и личности (Рахимжанова и др., 2014). Поэтому в целостной оценке здоровья необходимо учитывать личностные психические особенности, которые могут быть представлены как уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, мотивация поведения, приводящие к укреплению или ослаблению здоровья, а также являющиеся выраженными факторами эффективной деятельности специалистов любого профиля и определяющие продуктивность труда.

На формирование мотивационно-потреб-ностной сферы индивида влияет ряд факторов, одними из которых являются пол обследуемого (Семенова & Чопюк, 2014) и возраст (стаж работы) преподавателя. Ранее нами изучался (в рамках другого вуза) данный аспект мотивационной сферы (Тнимова & Курбанова, 2018), который показал существенные гендер-ные и возрастные различия полученных показателей, что свидетельствует о необходимости дальнейшего углубленного изучения указанной проблемы с целью разработки мероприятий для оптимизации профессиональной деятельности преподавателя в вузе.

Методы исследования. Для изучения мо-тивационно-потребностной сферы преподавателей вуза мы использовали методику, которая разработана К. Замфир (в модификации А. Реана, 2006; Рахимжанова и др., 2014) и предназначена для изучения структуры мотивации трудовой деятельности. С точки зрения автора, структура мотивации трудовой деятельности включает в себя три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). В соответствии с наличием в группе мужчин и женщин мы рассчитали мотивационные комплексы и на основании полученных результатов определили мотиваци-онный комплекс каждого обследуемого нами преподавателя вуза. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между тремя видами мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ,

на основании этого был выявлен преобладающий тип мотивации в каждой выделенной нами группе преподавателей вуза.

О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней положительной мотивации. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы, последние говорят о вынужденности ведения профессиональной деятельности (необходимость заработка, стремление избежать порицаний и т. д.).

Всего опрошено 89 преподавателей вуза, из них 16 — мужчины и 73 — женщины. Все преподаватели были разделены на три возрастные группы: 1 группа — 23-39 лет (23 человека), 2 группа — 40-69 лет (57 человек). 3 группа — 70 лет и выше (9 человек). Мы выделили ведущие мотивационные комплексы, представленные в таблице. Так, наиболее оптимальный мотивационный комплекс — это преобладание внутренней мотивации (ВМ) к профессиональной деятельности над внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивацией. Второй по значимости мо-тивационный комплекс — преобладание внешней положительной мотивации или ее равенство с внутренней мотивацией к деятельности. И третий мотивационный комплекс — преобладание внешних отрицательных мотивов к профессиональной работе в вузе.

Результаты. Опрос показал (табл.), что больше половины (68,5%) преподавателей вуза имеют внутренние мотивы к профессиональной деятельности. Для них имеет главное значение работа в вузе, преподавание, контакт со студентами, желание поделиться своими знаниями, т. е. для личности имеет значение деятельность сама по себе. Вторая группа ППС — люди, для которых наряду с важностью профессиональной работы играет роль

стремление достичь успеха, сделать карьеру, или же данный мотив даже превалирует. Она составляет 11,2% из всех опрошенных преподавателей.

Однако пятая часть всех опрошенных преподавателей (20,2%) ведущим мотивом работы в вузе имеют внешний отрицательный мотив. Возникает вопрос, какая возрастная группа в наибольшей степени демонстрирует этот мотив в своей деятельности? Из таблицы видно, что больше половины препода-

вателей молодых (65,2%) и в зрелом возрасте (66,7%) имеют оптимальную внутреннюю мотивацию к профессии и с возрастом она возрастает. Так, в группе преподавателей 70 лет и выше таковых 88,9%, т. е. остаются преподавать только любящие свое дело и относительно здоровые профессионалы, а также эту группу не интересует карьера. Тем не менее у десятой части преподавателей наблюдается внешний отрицательный мотив в деятельности (табл.).

Мотивация к профессиональной деятельности преподавателей вуза (%)

Мотивация Всего (n-89) 1-я гр. 2-я гр. 3-я гр. Мужчины Женщины (n-23) (n-57) (n-9) (n-16) (n-73)

ВМ>ВПМ>ВОМ 68,5 65,2 66,7 88,9 87.5 64.4

ВМ=ВПМ>ВОМ 11.2 21,7 8,8 - 6.25 12,3

ВМ<ВПМ>ВОМ

ВОМ 20,2 13,1 24,6 11,1 6,25 23,4

Примечание: п — количество человек.

В группе молодых преподавателей наблюдается интерес к карьерному росту (21,7%), а у13,1% — неприятие (по разным причинам) своей работы. Следует отметить, что наибольшее число опрошенных с внешней отрицательной мотивацией мы определили в средней возрастной группе, таких преподавателей оказалось почти четверть из всех, ответивших на анкету (24,6%). В этой же возрастной группе стремление к карьерному росту и престижу уменьшилось и выявлено лишь у 8,8% преподавателей (табл.).

Из литературы известно, чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность (Барковская & Осин, 2013). И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. С точки зрения интегрального

здоровья последняя может вести к хроническому стрессу и нарушению здоровья.

Интересные данные получены при изучении мотивации к профессиональной деятельности у ППС с позиции гендера.

Из таблицы видно, что среди мужчин с преобладанием внутренней мотивации к профессиональной деятельности значительное большинство (87,5%), таковых в 1,4 раза больше, чем среди женщин (64,4%). Вопросы карьерного роста и престижа обследованных мужчин волнуют в два раза меньше, чем женщин (6,25% и 12,3% соответственно). Обращает на себя внимание факт, что среди преподавателей женщин почти в 4 раза больше опрошенных с внешней отрицательной мотивацией по сравнению с представителями мужского пола (6,25% и 23,4% соответственно).

Дискуссия. Общеизвестно, что эмоциональная нестабильность, стрессы существенным образом влияют на здоровье человека. Стимулирование администрацией мотивационной сферы субъекта деятельности в вузе — преподавателя, как правило, сводится к тактике «поощрение-наказание». Такой подход, на наш взгляд, не всегда

эффективен. Так, представленное исследование показало, что для значительной части опрошенных преподавателей вуза профессиональная деятельность имеет значение сама по себе (внутренняя мотивация) или сопряжена с желанием карьерного роста и престижа в профессии (86,8%). Вместе с тем обнаружены гендерные и возрастные различия в мотивах деятельности. Высокий уровень эмоциональной нестабильности демонстрирует четверть преподавателей среднего возраста (24,6 %), а также женщины (23,4 %), у которых преобладает внешняя отрицательная мотивация к профессиональной деятельности, чреватая развитием хронического стресса и нарушением здоровья, что может

привести к снижению эффективности труда. Следовательно, необходимы комплексные подходы администрации вуза к стимулированию мотивации к профессиональной деятельности своих преподавателей.

Выводы

1. В доминирующей мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза выявлены структурные, возрастные и гендер-ные различия.

2. В целом четверть преподавателей среднего возраста и столько же женщин имеют отрицательную мотивацию к профессиональной работе, что сопровождается высоким уровнем эмоциональной нестабильности, чреватой стрессом и заболеваемостью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Барковская М. Г. Осин А. К. Исследование мотивации педагогической деятельности // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 129-132.

Рахимжанова А. Р., Тнимова Г. Т., Курбанова Г. Д., Карабаева А. Б. Методология и методы исследования интегрального здоровья индивида: методическое пособие-практикум. Павлодар. 2016. 66 с.

Семенова Е. А., Чопюк Н. Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный контекст // Филология и культура. 2014. № 1 (35).

Тнимова Г. Т., Курбанова Г. Д. Здоровье преподавателей вуза с позиций гендера. «Агаджаня-новские чтения» Сб.трудов II Всероссийской науч.-практич. конф. М., 2018. С. 261-262.

LIST OF REFERENCES

Barkovskaja M. G. Osin A. K. (2013). Issledovanie motivacii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 10. Рр. 129-132.

Rahimzhanova A. R., Tnimova G. T., Kurbanova G. D., Karabaeva A. B. (2016). Metodologija i metody issledovanija integral'nogo zdorov'ja individa: metodicheskoe posobie-praktikum. Pavlodar. 66 р.

Semenova E. A., Chopjuk N. Ju. (2014). Gendernye razlichija motivacii: sociokul'turnyj kontekst. Filologija i kul'tura, 1 (35).

Tnimova G. T., Kurbanova G. D. 2018). Zdorov'e prepodavatelej vuza s pozicij gendera. «Agadzhanjanovskie chtenija» Sb.trudov II Vserossijskoj nauch.-praktich. konf. Moscow, pp. 261-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.