Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION / MOTIVATIONAL COMPLEX OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губина Людмила Викторовна

В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора молодых людей посредством анализа профессиональной мотивации студентов колледжа разных направлений подготовки. В основе исследования лежит подход, предложенный румынским социологом К. Замфир к определению структуры профессиональной мотивации, состоящей из трех видов: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации. Различное соотношение внешних и внутренних профессиональных мотивов определяет мотивационный комплекс личности, который является эффективным, если внутренняя мотивация больше или равна внешней положительной мотивации, которая в свою очередь должна быть больше внешней отрицательной мотивации. Обратное сочетание, когда преобладает внешняя отрицательная мотивация над внешней положительной и внутренней мотивацией, является наихудшим. В результате сравнительного математико - статистического анализа были выявлены достоверные мотивационные различия между группами студентов колледжа юридического и дизайнерского направлений, имеющими разный мотивационный комплекс личности. У студентов - дизайнеров, в отличие от студентов - юристов, было выявлено эффективное сочетание внутренней и внешней мотивации к трудовой деятельности. У юристов был выявлен один из не эффективных мотивационных комплексов личности с преобладанием внешней положительной мотивации. Профессиональная мотивация юристов значимо различалась от дизайнеров по таким мотивам, как престиж профессии в обществе, желание руководить другими людьми, выбор профессии по совету родителей или друзей и стремление получить диплом. Внутренняя мотивация направлена как на развитие профессионального мастерства, так и на развитие личности вообще, в то же время внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития, ориентирует только на личные цели, способствует появлению таких качеств, как безответственность, пассивность и ограниченность. В качестве выводов исследования формулируется необходимость педагогической поддержки студентам - юристам. Для тестирования профессиональной мотивации студентов была использована методика К. Замфир в модификации А. А. Реана. Для определения значимости различий в профессиональной мотивации групп студентов использовался t-критерий Стьюдента для независимых переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE IN DIFFERENT AREAS OF TRAINING

The article presents the results of a study of the features of professional choice of young people by analyzing the professional motivation of College students in different areas of training. The research is based on the approach proposed by the Romanian sociologist K. Zamfir to determine the structure of professional motivation, which consists of three types: internal motivation, external positive motivation and external negative motivation. The different ratio of external and internal professional motives determines the motivational complex of the individual, which is effective if the internal motivation is greater than or equal to the external positive motivation, which in turn should be greater than the external negative motivation. The reverse combination, when external negative motivation prevails over external positive and internal motivation is the worst. As a result of comparative mathematical and statistical analysis, significant motivational differences were identified between groups of students of the College of law and design, who have different motivational complex of personality. Design students, in contrast to law students, showed an effective combination of internal and external motivation to work. Lawyers have identified one of the most ineffective motivational complexes of the individual with a predominance of external positive motivation. The professional motivation of lawyers differed significantly from that of designers for reasons such as the prestige of the profession in society, the desire to lead other people, choosing a profession on the advice of parents or friends, and the desire to get a diploma. Internal motivation is aimed at developing professional skills and personal development in General, while external motivation does not stimulate professional development, focuses only on personal goals, and contributes to the appearance of such qualities as irresponsibility, passivity and limitations. As the conclusions of the study, the need for pedagogical support for law students is formulated. To test the professional motivation of students, the method of K. Zamfir in the modification of A. A. Rean was used. To determine the significance of differences in the professional motivation of groups of students, the student's t - test for independent variables was used.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

DO110.26170/po20-03-08 ГРНТИ 14.35.07

УДК 377.6 ББК Ч447.0

Код ВАК 13.00.08

Губина Людмила Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; 129090, Россия, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14, стр. 1; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный выбор; профессиональное самоопределение; внешняя и внутренняя мотивация; мотивационный комплекс личности.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора молодых людей посредством анализа профессиональной мотивации студентов колледжа разных направлений подготовки. В основе исследования лежит подход, предложенный румынским социологом К. Замфир к определению структуры профессиональной мотивации, состоящей из трех видов: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации. Различное соотношение внешних и внутренних профессиональных мотивов определяет мотивационный комплекс личности, который является эффективным, если внутренняя мотивация больше или равна внешней положительной мотивации, которая в свою очередь должна быть больше внешней отрицательной мотивации. Обратное сочетание, когда преобладает внешняя отрицательная мотивация над внешней положительной и внутренней мотивацией, является наихудшим. В результате сравнительного математико-статистического анализа были выявлены достоверные мотивационные различия между группами студентов колледжа юридического и дизайнерского направлений, имеющими разный мотивационный комплекс личности. У студентов-дизайнеров, в отличие от студентов-юристов, было выявлено эффективное сочетание внутренней и внешней мотивации к трудовой деятельности. У юристов был выявлен один из не эффективных мотивацион-ных комплексов личности с преобладанием внешней положительной мотивации. Профессиональная мотивация юристов значимо различалась от дизайнеров по таким мотивам, как престиж профессии в обществе, желание руководить другими людьми, выбор профессии по совету родителей или друзей и стремление получить диплом. Внутренняя мотивация направлена как на развитие профессионального мастерства, так и на развитие личности вообще, в то же время внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития, ориентирует только на личные цели, способствует появлению таких качеств, как безответственность, пассивность и ограниченность. В качестве выводов исследования формулируется необходимость педагогической поддержки студентам-юристам. Для тестирования профессиональной мотивации студентов была использована методика К. Замфир в модификации А. А. Реана. Для определения значимости различий в профессиональной мотивации групп студентов использовался t-критерий Стьюдента для независимых переменных.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Губина, Л. В. Сравнительный анализ мотивации профессионального выбора студентов разных направлений подготовки / Л. В. Губина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 73-80. - DOI: 10.26170/po20-03-08.

Gubina Lyudmila Viktorovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia

KEYWORDS: professional choice; professional self-determination; external and internal motivation; motivational complex of the individual.

ABSTRACT. The article presents the results of a study of the features of professional choice of young people by analyzing the professional motivation of College students in different areas of training. The research is based on the approach proposed by the Romanian sociologist K. Zamfir to determine the structure of professional motivation, which consists of three types: internal motivation, external positive motivation and external negative motivation. The different ratio of external and internal professional motives determines the motivational complex of the individual, which is effective if the internal motivation is greater than or equal to the external positive motivation, which in turn should be greater than the external negative motivation. The reverse combination, when external negative motivation prevails over external positive and internal motivation is the worst. As a result of comparative mathematical and statistical analysis, significant motivational differences were identified between groups of students of the College of law and design, who have different motivational complex of personality. Design students, in contrast to law students, showed an effective combination of internal and external motivation to work. Lawyers have identified one of the most ineffective motivational complexes of the individual with a predominance of external positive motivation. The professional motivation of lawyers differed significantly from that of designers for reasons such as the prestige of the profession in society, the desire to lead other people, choosing a profession on the advice of parents or friends, and the desire to get a diploma. Internal motivation is aimed at developing professional skills and personal development in General, while external motivation does not stimulate professional development, focuses only on personal

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL CHOICE IN DIFFERENT AREAS OF TRAINING

goals, and contributes to the appearance of such qualities as irresponsibility, passivity and limitations. As the conclusions of the study, the need for pedagogical support for law students is formulated. To test the professional motivation of students, the method of K. Zamfir in the modification of A. A. Rean was used. To determine the significance of differences in the professional motivation of groups of students, the student's t-test for independent variables was used.

FOR CITATION: Gubina, L. V. (2020). Comparative Analysis of the Motivation of Students' Professional Choice in Different Areas of Training. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 73-80. DOI: 10.26170/po20-03-08.

Введение. Выбор профессии - это довольно сложный мотивацион-ный процесс, который в дальнейшем определит жизненный путь молодого человека, поэтому научное понимание этого вопроса является предметом исследования многих ученых, что и определяет актуальность проведенного исследования. Глубокие преобразования в обществе, утверждение в нем рыночной экономики меняют личностные ценности молодежи, что также отражается на выборе профессии. Это требует изучения ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное самоопределение и социализацию молодого поколения.

Современные профессии выбирают по-разному: одни стремятся реализовать свои увлечения, способности, другие хотят иметь только престижные и высокооплачиваемые профессии, третьи следуют в выборе профессии советам друзей или родителей. Для молодых людей, которые только что окончили общую школу, сложно выбрать профессию, поэтому их выбор отличается своей социально-психологической необоснованностью.

Целью данной работы является выявление различий и сходства выбора молодежью определенных сфер профессиональной деятельности, определение внутренних и внешних мотивов выбора профессии и их соотношения. Исследование проводилось на базе колледжа МФПУ «Синергия», респондентами были учащиеся 1-2 курсов юридических и дизайнерских направлений обучения в количестве 120 человек.

Объектом исследования являлся моти-вационный комплекс личности студента в выборе профессии. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что существуют различия в профессиональной мотивации юристов и дизайнеров. Методологической основой выступают основные принципы теории мотивации, разработанные российскими и зарубежными учеными.

Практическая значимость исследования различий и сходства профессионального выбора вчерашних школьников обусловлена недостаточной разработанностью таких исследований. Изучение различий в данном контексте расширит представление о мотивации профессионального выбора и позволит ее дополнить в теоретическом и прикладном аспектах.

Проблемы профессионального само-

определения и профессионального становления разрабатывались в разное время многими известными российскими психологами: Т. В. Кудрявцевым, Э. Ф. Зеером, Е. А. Климовым, В. М. Ворониным1, Н. С. Пряжнико-вым2, Е. Ю. Пряжниковой3 и другими. Т. В. Кудрявцев рассматривает профессиональное становление как «длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса - профессиональное самоопределение» [5, с. 67].

Профессиональное самоопределение рассматривается Э. Ф. Зеером как «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации» [3, с. 14].

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. Профессиональное самоопределение реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Самоактуализация возникает, в основном, когда выпускник среднего специального или высшего учебного заведения занимается избранной им трудовой деятельностью [7], то есть профессиональное самоопределение - это длительный процесс, занимающий определенное количество лет.

Е. Ю. Пряжникова и Т. А. Егоренко продолжают развивать эту мысль. Выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию

1 Воронин В. М., Наседкина З. А. Психология и педагогика: учебное пособие. Екатеринбург: УрГУПС, 2004. 512 с.

2 Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.

3 Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.

© Губина Л. В., 2020

согласно своим способностям, интересам, склонностям и стремлениям. Если он выбирает профессию случайно, например, по знакомству, по общественной моде на данную профессию и прочее, это не приводит к профессиональному самоопределению.

Е. А. Климов [4] выделяет восемь основных факторов, влияющих на выбор профессии: 1) позиция старших членов семьи, особенно родителей; 2) позиция сверстников; 3) позиция учителей, классного руководителя; 4) личные профессиональные планы, представления о ближайшем и отдаленном будущем; 5) способности, таланты учащегося; 6) уровень притязаний на общественное признание; 7) информированность (важная, неискаженная информация); 8) склонности.

В зарубежной научной литературе последних лет также много внимания уделяется тематике профессионального самоопределения. Австралийские ученые из Университета Джеймса Кука Ф. И. Емето, К. Цей, Д. Линдсей и др. [12] провели обширное исследование по анализу факторов, влияющих на выбор карьеры молодежи с учетом разницы в культурах западных, африканских и азиатских мигрантов. Исследовались три фактора (внутренний, внешний и межличностный), влияющие на выбор карьеры подростков. Внутренние факторы включают личный интерес, удовлетворенность работой и опыт обучения. Внешние факторы включают в себя обеспечение работой, гарантированные возможности трудоустройства, высокую заработную плату, престижные профессии и будущие выгоды. Между тем, межличностные факторы включают поддержку родителей, сплоченность семьи, влияние сверстников и взаимодействие с педагогами.

Латвийские ученые из Лиепайского Университета В. Боксе, И. Лусена-Езера и др. [14] провели сравнительный анализ выбора карьеры между английскими и латвийскими студентами. Опираясь на концепции профессиональных интересов и данные, собранные в ходе исследования школьников старших классов, авторы пришли к выводам, что наиболее сильные факторы, которые позволяют школьникам сделать карьерный выбор, - это понимание собственных интересов и определение собственных возможностей. Подчеркивается также, что опыт обучения и советы родителей играют важную роль. В то же время авторы отмечают, что профессиональные интересы школьников не соотносятся с запросами экономики.

Китайские ученые Ч. Сяолу, Ли Сикси и Гао Яомин рассматривают возрождение и последующее развитие профориентации и

консультирования в сфере образования в Шанхае с 1977 года по 2015 год с экономической и политической точек зрения. Рассматривается трансформация понятия профессиональной ориентации на этапах перехода от плановой экономики к рыночной [15].

Часть работ посвящена профессиональному выбору в конкретных отраслях экономики, например, ученые из Университета Претории Департамента информатики П. М. Александр, М. Холмнер и др. провели исследования по выбору профессии ИТ-специалиста и мотивационным факторам среди студентов двух Южно-Африканских университетов. Данные были проанализированы с использованием некоторых компонентов Социально-когнитивной теории профориентации [13].

Т. И. Касьянова и др. считают, что «поскольку внешняя социальная среда становится все более непредсказуемой, а в перманентно нарастающем интенсивном информационном потоке трудно разобраться даже зрелому человеку, не говоря о школьнике, с его еще недостаточно оформившимися и пока, как правило, узкими взглядами на мир, выбор молодыми людьми профессии зачастую оказывается спонтанным и случайным со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями» [9, с. 174-175].

На каждом возрастном этапе самоопределение имеет свою специфику. По мере взросления обучающиеся уделяют проблеме самоопределения все больше внимания. «Учащимся 8-9-х классов, которые пребывают на этапе формирования личностного самосознания, нужно помочь в развитии и улучшении у них умения сравнивать свои замыслы, намерения, представления с их практическими способностями и потенциалом, а также с потребностями современной биржи труда» [10, с. 21].

Е. В. Воронина [2] выделяет критерии готовности к профессиональному самоопределению, которые могут служить ориентиром педагогам и подросткам:

- информационный критерий (информированность о предполагаемой профессии; знание учащимися условий работы, ее содержания, результатов оплаты труда по различным профессиям; знание своих индивидуальных способностей, профессионально-значимых личностных качеств;

- мотивационный (мотивы, ценности и цели труда как образа жизни, наличие интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, стремление к самореализации; мотивы ценностей в профессиональной деятельности);

- деятельностно-практический (владение обучающимися умениями и навыками

работы, наличие умений работать в команде, достаточный уровень коммуникативных и организаторских способностей, наличие личного жизненного плана и вариантов профессионального обучения).

Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности могут сформировать у обучающихся личностные качества, которые помогут школьникам с выбором профессии. Школьникам осознание этих критериев поможет сформировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальных ограничениях и их причинах.

Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией. Мотивы выбора профессии могут быть различными, однако главный фактор - это личная оценка процесса труда. Школьнику важно понимать возможность карьерного роста, привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса; ему важно знать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Он также обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Социально-экономические преобразования в России усилили внимание общества к проблемам самореализации и самоактуализации личности, в том числе и прежде всего в области профессионализации. Возросли и продолжают ужесточаться требования к качеству подготовки специалистов, напрямую зависящему от успешности их профессионального самоопределения, которое в настоящее время признается значимой составляющей образования, причем на всех его направлениях и на всех ступенях.

Эмпирическое исследование особенностей мотивации профессионального выбора студентами разных групп направлений. Исследование проводилось в следующей последовательности:

- выявлялись особенности профессиональной мотивации студентов колледжа со следующими специальностями: «Право и организация социального обеспечения (ПиОСО)» и «Дизайн (по отраслям)» с использованием теста-опросника К. Замфир в модификации А. А. Реана [8, а 16];

- оценивались различия и сходство между двумя выборками с помощью мате-матико-статистического анализа;

- оценивалась статистическая значи-

мость различий в профессиональной мотивации с применением t-критерия Стьюден-та для независимых выборок;

- проводился сравнительный анализ мотивационного комплекса студентов в выборе профессии.

В качестве внутренних мотивов (ВМ) выбора профессиональной деятельности использовались: интерес к содержанию профессии и стремление самовыражения в профессии; как внешние положительные мотивы (ВПМ) использовались престиж профессии в обществе, интерес к материальной стороне профессии и стремление к продвижению по службе; как внешние отрицательные мотивы (ВОМ) - выбор профессии по совету родителей или друзей и стремление получить диплом.

На основании полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивацион-ным комплексам относились следующие два типа сочетаний: 1) ВМ > ВПМ > ВОМ и 2) ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотива-ционным комплексом считалось сочетание: ВОМ > ВПМ > ВМ. Любые другие сочетания считались промежуточными с точки зрения их эффективности.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате тестирования респондентов по указанной выше методике были получены данные о профессиональной мотивации студентов. По мнению студентов, будущих юристов, в основе выбора их профессии лежат следующие группы мотивов (по возрастанию): желание руководить другими людьми (78,3%), интерес к материальной стороне профессии и стремление получить диплом (52,2%), интерес к содержанию профессии (39,1%), выбор профессии по совету родителей (30,4%), стремление самовыражения в профессии (17,4%) и желание получить престижную профессию (13%). Несколько иная структура профессиональной мотивации оказалась у студентов-дизайнеров: интерес к содержанию профессии (48,4%), стремление самовыражения в профессии, желание руководить другими людьми и интерес к материальной стороне профессии (36,8%), стремление получить диплом (32,6%), выбор профессии по совету родителей (14,7%), желание получить престижную профессию (2,1%). Эти данные для наглядности были представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Профессиональная мотивация студентов колледжа разных профессиональных направлений

Как видно из диаграммы, более чем у трех четвертей юристов существует желание руководить другими людьми, более чем половиной студентов движет материальный интерес и стремление получить диплом, треть студентов выбирает профессию по совету родителей или друзей, тем не менее все-таки 39% юристов имеют интерес именно к содержанию профессии. 13% юристов считают свою профессию престижной, и только 2% дизайнеров тоже считают свою профессию престижной. Более 80% дизайнеров обладают внутренними мотивами

Графически видно, что студенты-дизайнеры имеют один из оптимальных мотивационных комплексов личности: ВМ > ВПМ > ВОМ, в отличие от них студенты-юристы имеют один из не эффективных мотивационных комплексов личности: ВПМ > ВОМ > ВМ. У них явное преобладание внешней положительной мотивации, на втором месте находятся внешние отрицательные мотивы, и лишь только 28,3% бу-

выбора профессии (интерес и творческое отношение к содержанию профессии), более одной трети студентов-дизайнеров имеют внешнюю мотивацию (материальный интерес и стремление получить диплом, желание руководить другими людьми), 14% студентов все-таки выбирают профессию по совету родителей или друзей.

На рисунке 2 приводится диаграмма мотивационного комплекса студентов колледжа юридической и дизайнерской специальностей.

дущих юристов имеют интерес к профессии и хотят в ней самореализоваться. Этот результат согласуется с данными ряда авторов, отмечающих, что студенты-юристы в большей степени ориентированы на внешние мотивы, что можно объяснить большей престижностью в нашем обществе профессии юриста [6; 11].

Оценим различия и сходство между двумя выборками профессиональной моти-

■ Дизайн * ПиОСО

ВМ - внутренняя мотивация ВПМ - внешняя положительная мотивация ВОМ - внешняя отрицательная мотивация

Рис. 2. Мотивационный комплекс личности студентов разных профессиональных направлений

вации студентов юристов и дизайнеров. Об- обработка данных проводилась по критерию

ратимся к результатам исследования, кото- "Югьюдента для независимых переменных.

рые приведены в таблице. Статистическая

Таблица

Показатели профессиональной мотивации студентов (в баллах)

Мотивы Среднее значение в группе: студенты-юристы Ранг мотива Среднее значение в группе: студенты-дизайнеры Ранг мотива 1:-эмпир Уровень значимости

Престиж профессии в обществе 1б,0±4,74 6 12,48±4,86 5 -3,176 0,003**

Интерес к материальной стороне 18,9б±4,08 2 18,58±4,б7 2 -1,205 0,236

Интерес к содержанию профессии 18,48±3,01 3 19,21±3,67 1 1,0 0,324

Стремление самовыражения в профессии 18,22±4,6 5 18,03±4,21 2 -0,177 0,861

Выбор профессии по совету родителей 0,52±0,86 4 1,17±0,98 4 -2,946 0,006**

Стремление получить диплом 1,65±0,8З 2 0,99±0,94 3 -3,34 0,002**

Желание руководить другими людьми 2,17±0,89 1 1,23±1,07 2 -4,386 0,0002***

* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 Подтверждение эти данных можно увидеть и на диаграммах (рис. 3), показывающих различия в средних значениях по

мотивам престижа выбранной профессии и желании руководить людьми.

5 и

!: -е-

т

ййшйш шщщ >

Щ х

тг -

Исследуемые группы ] Дизайнеры □ Юристы

Рис. 3. Различия в средних значениях по мотивам престижа выбранной профессии и желании руководить людьми

Были выявлены значимые различия между группами «Юристы» и «Дизайнеры» по следующим мотивам: престиж профессии в обществе, выбор профессии по совету родителей или друзей, стремление получить диплом, желание руководить другими людьми. Обе исследуемые группы имеют одинаковую силу профессиональной мотивации к материальной стороне своей профессии, ее содержанию и стремлению к самовыражению в профессии.

Более высокий показатель престижной мотивации и стремления руководить людьми у студентов-юристов свидетельствует о том, что для них, в отличие от студентов-дизайнеров, более характерно стремление к достижению высокого социального статуса посредством овладения избранной профессией. По-видимому, это связано с тем, что

студенты-юристы, по сравнению со студентами-дизайнерами, воспринимают свою профессию как более перспективную, способствующую достижению материальной обеспеченности в будущем и построению профессиональной карьеры.

У студентов-дизайнеров более выражен показатель мотива творческого самовыражения в профессии. Это говорит о том, что студенты-дизайнеры в большей мере мотивированы на саму профессиональную деятельность, они видят больше возможностей для творческой самореализации в своей будущей профессии, по сравнению со студентами-юристами. Это можно объяснить характером профессиональной подготовки дизайнеров, в рамках которой большое место отводится творческим заданиям и проектам, что позволяет студентам проявить

свою индивидуальность и дает дополнительный потенциал для достижения самоактуализации. Эти выводы согласуются с исследованиями других авторов, которые отмечают, что у дизайнеров «выбор профессии объясняется возможностью заниматься любимым делом (61%), хорошей оплатой (36%), высоким социальным статусом (7%), возможностью трудоустроиться после окончания вуза (4%), 70% опрошенных самостоятельно сделали выбор своей специальности» [1, с. 103].

Профессиональная подготовка студентов-юристов предполагает большую регламентированность, что связано со спецификой юридических дисциплин, поэтому юристы менее ориентированы на творческую деятельность и самовыражение.

Проведенное нами исследование выявило не только различия, но и определенное сходство профессиональной мотивации студентов колледжа разных направлений подготовки. На наш взгляд, полученные результаты также могут объясняться единым статусом участников исследования и одинаковым возрастом. Обе группы студентов, несмотря на разные направления подготовки, обладают одинаковыми стремлениями, присущими такой группе, как студенчество.

Выводы. В целом проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что существуют различия в сформированных мотивационных комплексах личности юристов и дизайнеров, которые влияют на успешность будущей профессиональной деятельности. Также была определена моти-вационная структура этих групп студентов, показывающая сходство и различие стремлений и желаний, которыми они руководствуются при выборе профессии.

Таким образом, можно сделать вывод, что причины выбора определенных профессий разнообразны, и в то же время оди-

наковы у всех. Большинство учащихся выбирают специальности из собственного представления о них, как о нужных, престижных и высокооплачиваемых, а также опираясь на мнение родителей, которые стремятся дать своему ребенку наиболее востребованное на их взгляд образование. Все это выступает внешними мотивами выбора профессии, что же касается внутренней мотивации, то, к сожалению, у юристов она мало выражена. Юрист - это представитель особой профессиональной группы, которая играет немалую роль в социуме. Моральные и профессиональные качества специалиста в сфере юриспруденции не только являются основополагающими началами для его успешного роста и развития, но и представляют ценность для общества в целом, и они должны быть сформированы именно на этапе обучения. В процессе обучения студентам-юристам просто необходима психолого-педагогическая поддержка, которую должен осуществлять педагог. Для того чтобы педагогическая поддержка выполняла свои функции, а именно развивала психофизические качества, коммуникативные умения и интеллектуальные навыки будущих юристов, преподаватель должен осуществлять такое сопровождение студентов не стихийно, а систематически. В процессе этой поддержки может быть получен полезный эффект, который является конечной целью педагогического сопровождения: приобретение обучающимися профессионально-психологической стабильности, устойчивой коммуникативной компетентности, а также развитого профессионального творческого мышления. Совокупность профессионально важных качеств и личностных особенностей будет отражать уровень профессиональной подготовленности и зрелости, который является критерием успешной деятельности юриста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова, И. М. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера / И. М. Власова, Г. В. Чумаченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 102-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воронина, Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина. - Текст : электронный // Концепт. - 2013. - № 04. - URL: http://ek0ncept.ru/2013/13081.htm (дата обращения: 24.03.2019).

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2010. - 304 с.

5. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 67-69.

6. Панарина, Ю. П. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и студентов-юристов / Ю. П. Панарина, Л. Н. Гридяева // Перспективы развития науки в современном мире : сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции : в 2-х частях. -

2017. - С. 156-159.

7. Пряжникова, Е. Ю. Проблемы профессионального становления личности / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко. - Текст : электронный // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2. - С. 111-122. -URL: http://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 24.03.2020).

8. Сборник психологических тестов. Часть III : пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

9. Шкурин, Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Д. В. Шкурин, Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. - С. 168187. - Doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.

10. Шульгина, Т. А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, К. А. Холодова [и др.] // Образование и наука. -2018. - Т. 20, № 1. - С. 96-115. - Doi: 10.17853/1994-5639-2018-1-96-115.

11. Щербакова, Т. Н. Изучение содержания представлений студентов о факторах успешности юристов / Т. Н. Щербакова, Д. Н. Мисиров, Р. Д. Мисиров // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-13. - С. 208-214.

12. Akosah-Twumasi, P. Systematic review of factors influencing youth career choices - the role of culture / P. Akosah-Twumasi, T. I. Emoto, D. Lindsay, et al. // Front. Education. - 2018. - № 3:58. - Doi: 10.3389/feduc.2018.00058.

13. Alexandera, P. M. Factors affecting career choice: Comparison between students from computer and other disciplines / P. M. Alexandera, M. Holmnera, H. H. Lotrieta, et al. // Journal of Science Education and Technology. - 2011. - Vol. 20, Issue 3. - P 300-315.

14. Bikse, V. Comparative analysis of career choices by students in Latvia and the UK / V. Bikse, I. Lüsöna-Ezera, U. Libkovska, et al. // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'18) Universität Politecnica de Valencia. - Valencia, 2018. - Doi: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd18.2018.8202.

15. Zhou, Xiaolu. Career guidance and counseling in Shanghai, China: from 1977 to 2015 / Zhou Xiaolu, Li Sexy, Gao Yao Ming // Career Development Quarterly. - 2016. - Vol. 64, № 3. - P. 203-214.

REFERENCES

1. Vlasova, I. M., Chumachenko, G. V. (2015). Diagnostika psikhologicheskikh kachestv kak aspekta profes-sional'noy kompetentnosti dizaynera [Diagnosis of psychological qualities as an aspect of professional competence of a designer]. In Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki». Vol. 7. No. 3, pp. 102-108.

2. Voronina, E. V. (2013). Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu shkol'nikov [Pedagogical support for the formation of readiness for professional self-determination of students]. In Kontsept. No. 04. URL: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm (mode of access: 24.03.2019).

3. Zeer, E. F. (2003). Psikhologiya professiy [Professions psychology]. Moscow, Akademicheskiy proekt, Ekaterinburg, Delovaya kniga. 336 p.

4. Klimov, E. A. (2010). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. 4th edition. Moscow, Akademiya. 304 p.

5. Kudryavtsev, T. V. (1981). Psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshey shkoly [Psychological and pedagogical problems of higher education]. In Voprosy psikhologii. No. 2, pp. 67-69.

6. Panarina, Yu. P., Gridyaeva, L. N. (2017). Osobennosti uchebno-professional'noy motivatsii studentov-psikhologov i studentov-yuristov [Features of the educational and professional motivation of psychology students and law students]. In Perspektivy razvitiya nauki v sovremennom mire: sbornik statey po materialam III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, in 2 parts, pp. 156-159.

7. Pryazhnikova, E. Yu., Egorenko, T. A. (2012). Problemy professional'nogo stanovleniya lichnosti [Problems of professional formation of personality]. In Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. No. 2, pp. 111-122. URL: http://psyjournals.ru/jmfp (mode of access: 24.03.2020).

8. Sbornik psikhologicheskikh testov. Chast' III [Collection of psychological tests. Part III]. (2006). Minsk, Zhenskiy institut ENVILA. 120 p.

9. Shkurin, D. V., Kas'yanova, T. I., Mal'tsev, A. V. (2018). Professional'noe samoopredelenie starsheklass-nikov kak obshchestvennaya problema [Professional self-determination of high school students as a social problem]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 20. No. 7, pp. 168-187. Doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.

10. Shul'gina, T. A., Ketova, N. A., Kholodova, K. A., et al. (2018). O motivatsii studentov k uchastiyu v or-ganizatsii meropriyatiy professional'noy napravlennosti [On the motivation of students to participate in the organization of professional events]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 20. No. 1, pp. 96-115. Doi: 10.17853/1994-56392018-1-96-115.

11. Shcherbakova, T. N., Misirov, D. N., Misirov, R. D. (2017). Izuchenie soderzhaniya predstavleniy studentov o faktorakh uspeshnosti yuristov [Studying the content of students' ideas about the success factors of lawyers]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 57-13, pp. 208-214.

12. Akosah-Twumasi, P., Emoto, T. I., Lindsay, D., et al. (2018). Systematic review of factors influencing youth career choices - the role of culture. In Front. Education. No. 3:58. Doi: 10.3389/feduc.2018.00058.

13. Alexandera, P. M. Holmnera, M., Lotrieta, H. H., et al. (2011). Factors affecting career choice: Comparison between students from computer and other disciplines. In Journal of Science Education and Technology. Vol. 20. Issue 3, pp 300-315.

14. Bikse, V. Lüsöna-Ezera, I., Libkovska, U., et al. (2018). Comparative analysis of career choices by students in Latvia and the UK. In 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'18) Universität Politecnica de Valencia. Valencia. Doi: http://dx.doi.org/10.4995/HEAd18.2018.8202.

15. Zhou, Xiaolu, Li, Sexy, Gao, Yao Ming. (2016). Career guidance and counseling in Shanghai, China: from 1977 to 2015. In Career Development Quarterly. Vol. 64. No. 3, pp. 203-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.