Повышение уровня знаний и умений преподавателя. Некоторые группы и паблики по изучению языков создаются профессионалами и людьми, имеющими большой опыт общения с иностран-
ными гражданами. Преподаватель имеет возможность участия в обсуждениях, обмена мнениями, просмотра методической литературы, участия в ве-бинарах и видеоконференциях.
Рисунок 1. Пример поста по английской грамматике
Следует отметить ряд наиболее популярных публичных страниц и групп, которые решают сразу несколько из перечисленных задач: «LinguaLeo.com - английский язык онлайн» (http://vk.com/lingualeo), «Учите английский язык с Би-би-си» (http://vk.com/bbclearningenglish), «Английский язык» (http://vk.com/engl4you), «Английский язык (English is Fun)» (http://vk.com/english_is_fun), «Begin English. Английский язык для всех» (http://vk.com/ beginenglish ru), «Just English» (http://vk.com/just_eng), «Визуальный английский | English» (http://vk.com/ learnenglish).
Таким образом, возможности социальной сети «вконтакте», которые преподаватель может использовать в преподавании английского языка, безграничны так же, как безгранична сама сеть Интернет. Правильно организованная работа студентов с данной социальной сетью может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на занятиях, так и во внеурочное время. Кром того, современный креативный преподаватель, пробуя новые методы работы, приобретает уважение студентов и их интерес к своему предмету, а также в определенной степени способствует достижению основной цели
модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Список литературы
1. «ВКонтакте» - Социальная сеть [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://vk.com
2. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Т. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. гл.- корр. РАН Д.А. Новикова. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. — 228 с.
3. Деревяшкина Н.М. Информационные технологии в науке и образовании: учеб. пособие (Ч.1) / Н.М. Деревяшкина, Т.Ю. Новгородцева. - Иркутск: БГУЭП, 2007. - 51с.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.mon.gov.ru
5. Официальный сайт ФГОС [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://standart.edu.ru
6. Проказин В.В., Судич Ю.В. Роль социальных сетей в жизни молодежи [Электронный ресурс]: сайт. -URL: http://sibac.info/11367
ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВРАЧА-ПЕДИАТРА
Романцов Михаил Григорьевич
Доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный
медицинский университет им.И.И.Мечникова», Санкт-Петербург
Храмцова Елена Георгиевна
кандидат медицинских наук, доцент ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет
им.И.И.Мечникова», Санкт-Петербург Мельникова Ирина Юрьевна
Доктор медицинских наук, профессор ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет
им. И. И. Мечникова», Санкт-Петербург
PERSONALLY MOTIVATIONAL DIRECTIONALITY OF PEDIATRICIAN
АННОТАЦИЯ
Целью исследования послужила оценка личностного и профессионального развития, обучающихся на цикле повышения квалификации врачей-педиатров. Методы исследования включали: изучение способности к самопознанию (опросник А.И. Красило «Что значит познать себя?»); изучение мотивации к профессиональной деятельности проводилось по методике К. Замфир в модификации А. Реана. Результаты: охарактеризована личностная характеристика врача-педиатра, определен мотивационный комплекс, установлена выраженная мотивационная активность врачей. Вывод: становление профессионального развития способствует формированию профессионально-личностных компетенций, а мотивационно-ценностная сфера личности, определяет профессиональную деятельность человека и его поведение.
Ключевые слова: мотивационная активность, удовлетворенность от процесса работы, личностные качества.
Romantcov M. G.
Doctor of medical sciences, candidate ofpedagogical sciences, professor of the department ofpediatrics and pediatric cardiology, "North-West State Medical University named after 1.1. Mechnikov", St. Petersburg, Russia
Hramtcova E. G.
Candidate of medical sciences, associate profesor of of the department ofpediatrics and pediatric cardiology, "NorthWest State Medical University named after 1.1. Mechnikov", St. Petersburg, Russia
Melnikova I. Y.
Doctor of medical sciences, professor, head of the department ofpediatrics and pediatric cardiology, "North-West State Medical University named after 1.1. Mechnikov", St. Petersburg, Russia
SUMMARY
The objective of the research is the assessment ofpersonal and professional development of the pediatricians during the cycle of increasing medical qualification. Methods of research included: studying of ability to self-knowledge (A.I. Krasilo's questionnaire "What means to learn your-self?"); studying of motivation to professional activity, which was carried out by a technique K. Zamfir in A. Rean's modification. Results: the personal characteristic of the pediatrician is described, the motivational complex is defined, the expressed motivational activity of doctors is established. Conclusion: formation of the professional development provides formation ofprofessional and personal competences, and the motivationally -valuable sphere of the personality defines professional activity of the person and his behavior.
Keywords: motivational activity, satisfaction from work process, personal qualities.
Профессиональная компетентность, формируемая в процессе обучения, рассматривается как характеристика качественной подготовки специалистов, предполагая применять знания, умения и личностные качества в успешной профессиональной деятельности [ 4,с.42-45; 5, с.20-28].
Мотивационные явления становятся чертами личности человека. В сфере профессиональной мотивации важнейшее место отводится отношению к профессии. Позитивное отношение к профессии, при условии сочетания с компетентным представлением о ней, детерминирует формирование частных мотивов, связанных с конечной целью обучения. Значимы профессиональная активность, профессиональные знания и умения, профессиональные способности и профессиональное самопознание. Личностный рост и базируется на мотивации саморазвития, самопознания, переплетаясь с мотивацией совершенствования профессиональной деятельности [1,с. 10-16].
Материал и методы. Изучение самоотношения по методике С.Р. Пантелеева. Изучение способности к самопознанию проводилось и с помощью опросника А.И. Красило «Что значит познать себя?» [2,с.189-193].
Изучение мотивации к профессиональной деятельности проводилось по методике К. Замфир в модификации А. Реана [3с.150-153].
Статистическая обработка полученных результатов проведена по предлагаемым критериям оценки.
Результаты и обсуждение. Анализируя оценочные шкалы (табл. 1), отметим, что только по шкале «саморуководство» средний балл можно отнести к категории высоких значений (от 5,5 до 9,1 балла), который выявлен у 45.7% респондентов, отражающий представление, что основным источником активности в деятельности субъекта является он сам. Лица с высоким баллом по шкале отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий их личность, деятельность и общение. Они способны эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по
поводу самих себя. Низкий балл у 17,1% анкетируемых врачей связан с верой во внешние обстоятельства.
Шкала «самоотношение» отражает представление субъекта (57.1 и 18.6% опрошенных) о его личности, характере и его деятельности, способных вызвать уважение, одобрение, симпатию, понимание.
Шкала «самоценность» отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» для других по критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать у других глубокие чувства по отношению к себе. Высокий балл (у 37,1% опрошенных) отражает ценность собственной личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других, а низкий балл (у 17,1% анкетируемых) говорит о сомнениях в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», безразличия к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала «самоуверенность» задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что уважать себя. Высокий балл (30%) соответствует самоуверенности, ощущению силы своего «Я». Низкий балл (у 10% врачей) характеризуется неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением и способности вызывать уважение.
Шкала «самопривязанности» отражает регидность «Я-концепции», консервативную самодостаточность, нежелание развивать собственное «Я» в лучшую сторону. Общий фон к себе позитивный (у 78,6%). Лишь 18,6% анкетируемых (низкие значения балла) хотят изменений в себе и в своем окружении. Ответы по шкале «открытость» определяют критичность, глубокое осознание себя, внутренней честности, открытости. Высокие значения баллов по этой шкале отмечены у 27,1%, а низкие - у 24,3% респондентов.
Содержание фактора, характеризующего «самообвинение», ставит себе в вину свои неудачи и промахи, собственные недостатки. Фактор связан с низким баллом (от
3 до 6) и выявлен у 51,4% анкетируемых. Содержание шкалы «внутренняя конфликтность» связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений и несогласия с собой. Просматривается тенденция «самокопания», негативного отношения к себе (42.3% опрошенных). Отрицание данного фактора (низкие значения шкалы) говорит о самодовольстве и отрицании всяких проблем (48,6%). По общему содержанию фактор расценивается как чувство конфликтности собственного «Я».
Совокупность представлений о себе и их оценка составляют психологическую основу поведения личности, человек в своем поведении может позволить ровно столько, насколько он знает себя.
Согласно инструкции по обработке результатов анкетирования анкеты (140) (тест А.И. Красило) распределены по полученным результатам (табл. 1) и доминирующему признаку, выявленному у респондентов. В качестве группы сравнения проанкетированы студенты выпускных курсов медицинского вуза.
Подгруппа «А», выражены жесткие однозначные установки и оценки, 29 человек, работают по настроению,
ориентируются на мнение знакомых, друзей, у них возможны крайности в поведении и при социальных потрясениях - агрессивность. Среди врачей таких лиц 17 (22,1%), а среди студенческой аудитории 33 человека (28,6%).
Подгруппа «Б» включала (40,3% врачей) и (46,0%студентов), способных к системной работе, которую хорошо сочетают с практическими делами. Зрело и ответственно оценивающие все, что происходит рядом с ними.
Среди подгруппы «В» студентов 9, а врачей 18 человек, соответственно 14,3 и 23,4%. Они многого достигли в понимании своего внутреннего мира, оценили его сложность и противоречивость. Чувствительны, им тяжело строить комфортные отношения с окружающими их людьми.
В подгруппе «Г» слишком уверенные личности в себе. Они считают, что слишком много знают о человеке вообще и о себе в частности, хоть эта уверенность их может подводить даже в простых жизненных ситуациях. Врачей среди анкетируемых этой подгруппы 17 (22,1%), студентов - 7 (11,1%).
Таблица 1
Результаты анкетирования респондентов по тесту А.И. Красило
Респонденты Подгруппа «Г»: п = 24 Подгруппа «В»: п = 27 Подгруппа «Б»: п = 60 Подгруппа «А»: п = 29
Врачи: п = 77 17 22.1 18 23.4 31 40.3 11 14.3
Студенты (группа сравнения): п = 63 7 11.1 9 14.3 29 46.0 18 28.6
Всего в%: п = 140 17.1 19.3 42.9 20.7
Наибольшее количество (60 человек) респондентов, анкетируемых по тесту «Что значит познать себя?», оказалось в подгруппе «Б» (42,9%). Они способны к системной работе и практическим делам. Ответственно смотрят и оценивают свою жизнь и все, что происходит рядом с ними. Среди других подгрупп распределение респондентов оказалось примерно одинаковым (29 и 27 человек в подгруппе «А и В»), лишь в подгруппе «Г» набралось минимальное количество слишком знающих и уверенных в себе людей, составив 24 человека (17,1%).
Параметры мотивационного
Определен мотивационный комплекс (соотношение трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) личности у врачей-слушателей (табл.2). Если в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (социальный престиж, финансовое обеспечение и др.), то принято говорить о внешних мотивациях, которые можно разделить на внешние положительные и внешние отрицательные.
Таблица 2
Группы тестируемых Параметры мотивационного комплекса
слушателей ВМ ВПМ (внешняя положи- (ВОМ)Внешняя отрица-
(внутренняя мотивация) тельная мотивация) тельная мотивация
1-я группа, 4.1 3.2 2.2
25 человек 52.1% ВМ> ВПМ> ВОМ
2-я группа, 3.7 3.7 2.3
3 человека 6.3% ВМ= ВПМ> ВОМ
3-я группа, 4.3 2.9 3.9
16 человек 33.3% ВМ> ВПМ< ВОМ
4-я группа, 4.0 4.1 3.0
4 человека 8.3% ВМ= ВПМ< ВОМ
У слушателей 1-й группы (52.1%) показатель внутренней мотивации в 1.3 раза выше, чем показатель внешней положительной мотивации и в 1,9 раз выше показателя внешней отрицательной мотивации, а вот показатель внешней позитивной мотивации (ВПМ) оказался выше в 1.5 раз показателя внешней отрицательной мотивации (ВОМ). У слушателей 2-й группы (6.3%) показатель внутренней мотивации равен внешней положительной мотивации и оба параметра превышают в 1.6 раза показатель внутренней мотивации. Среди анкетируемых врачей 3-й
группы (33.3%) показатель внутренней мотивации выше в 1.5 раза показателя внешней положительной мотивации, а показатель внешней отрицательной мотивации выше в 1.3 раза показателя внешней положительной мотивации, но в 1.1 раза ниже показателя внутренней мотивации.
У тестируемых лиц 4 группы (8.3%) показатель внутренней мотивации и внешней положительной мотивацией равны и выше в 1.3 -1.4 раза показателя внешней отрицательной мотивации.
Наилучшим, оптимальным мотивационным комплексом являются два типа сочетаний: 1-й тип -ВМ>ВПМ>ВОМ и 2-й тип - ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. Значительная выраженность мотивации (у 80-76% лиц, участвующих в опросе), отмечена по показателю удовлетворенности от процесса и результатов своей работы и возможности полной самореализации. Потребность в уважении и социальном признании испытывают 46% участников опроса, оплата своего труда значима для 48% опрошенных.
Выводы
Становление профессионального развития способствует формированию профессионально-личностных компетенций. Мотивационно-ценностная сфера личности -это интересы, мотивы, ценности, определяющие поведение человека и его деятельность.
Личностная характеристика педиатров представляется следующим образом: весьма консервативны 78,6% слушателей, они не намерены развивать, изменять собственное «Я» в какую-либо другую сторону. 27,1% глубоко осознают собственное «Я», честны, критичны и открыты. Управлять собой, справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самих себя могут 45,7% респондентов, 57,1% слушателей уверены в том, что их личность, характер деятельности вызывает уважение, симпатии, понимание и одобрение окружающих, а вот 18,6% респондентов на этом просто настаивают. 37,1% предполагают высокую ценность собственной личности и своего «Я» для других людей. 30% говорят о самоуверенности, считая себя весьма самостоятельными, волевыми, надежными людьми. Половина анкетируемых врачей (51,4%) свои неудачи и промахи ставят себе в вину, а 42,3% слушателей отмечают внутренне чувство конфликтности собственного «Я».
Мотивация врача в профессии тем выше, чем «оптимальнее» мотивационный комплекс - высок уровень внутренней (от 3.7 до 4.3) и внешней положительной мотивации (от 3.2 до 4.1) при низкой внешней отрицательной (2.2-2.3) мотивации. Внешние положительные мотивации со всех точек зрения более эффективны, желанны, чем внешние отрицательные мотивы.
Показатель удовлетворенности от процесса работы, полученных результатов своей деятельности, при полной возможности самореализации, выявил выраженную мотивационную активность у 80-76% врачей, принимавших участие в анкетировании.
Современные потребители образовательных услуг оценивают качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности, с учетом лич-ностно-мотивационной направленности.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. Москва. ИЦ «Академия». 2006.240с.
2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Москва. Издательство «ACADEMIA».2002..
3. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург. Издательство «Прайм-Еврознак».2008. 479с.
4. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Даниленкова Г.Г. Профессиональное становление личности //Новые педагогические парадигмы: вопросы дидактики и компетентность. Москва. «ИД РАЕ». 2012. 148с.
5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обу-чении.Москва.Академия.1999.288с.
РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МБЦПО
Рябова Наталья Владимировна
Д-р пед. наук, зав. кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Барцаева Елена Васильевна
Ассистент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
АННОТАЦИЯ
В статье представлена модель взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования.
ABSTRACT
The article presents the model of interaction of psychological-pedagogical support of children with disabilities in the conditions of innovative education centre.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие специалистов, инклюзивное образование, инновационные структурные подразделения.
Keywords: children with disabilities, communication, inclusive education, innovative structural units.
Развитие большинства Российских вузов сегодня инноваций, которые «... выражаются в тенденциях накоп-
ориентируется на концепцию высшего профессиональ- ления и видоизменения различных инициатив и нововве-
ного образования, сущность которой заключается во вза- дений в образовательном пространстве, которое в сово-
имодействии между образованием, научными исследова- купности приводит к более или менее глобальным
ниями и инновациями, учитывающими особенности изменениям» [3, с. 29-37]. В настоящее время в нашей
конкретного региона. Поэтому важной составляющей в стране создаются инновационные образовательные орга-
развитии современной высшей школы является наличие низации различной направленности - авторские школы,
специализированные, комбинированные, комплексные