Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННЫХ ШТУРМАНОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННЫХ ШТУРМАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / АВИАЦИОННЫЕ ШТУРМАНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисовская Екатерина Эдуардовна

Данная статья посвящена изучению психологических аспектов стрессоустойчивости авиационных штурманов в их профессиональной деятельности. Изучение стрессоустойчивости авиационных штурманов осуществлялось по трем методикам : анкета психологической готовности к профессиональной деятельности, опросник волевого самоконтроля, опросник карьерных ориентаций. В процессе исследования было выявлено различие у двух групп с высокой и средней стрессоустойчивостью по показателям психологической готовности к профессиональной деятельности, волевого самоконтроля и карьерных ориентаций. Методологической основой формирования стрессоустойчивости военнослужащих выступает подтверждает системный подход. Результаты, полученные в опытно-экспериментальной работе, целесообразно использовать в рамках психолого-педагогического сопровождения в военных летных вузах с целью формирования и поддержания высокого уровня стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лисовская Екатерина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STRESS RESISTANCE OF AVIATION NAVIGATORS

This article is devoted to the study of the psychological aspects of the stress resistance of aviation navigators in their professional activities. The study of the stress resistance of aviation navigators was carried out according to three methods: a questionnaire of psychological readiness for professional activity, a questionnaire of volitional self-control, a questionnaire of career orientations. The study revealed a difference in the two groups with high and medium stress resistance in terms of psychological readiness for professional activity, strong-willed self-control and career orientations. The methodological basis for the formation of stress resistance of military personnel is a systematic approach. The results obtained in the experimental work, it is advisable to use in the framework of psychological and pedagogical support in military flight universities in order to form and maintain a high level of stress resistance.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННЫХ ШТУРМАНОВ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-93-100 УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННЫХ ШТУРМАНОВ

Лисовская Екатерина Эдуардовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

г. Челябинск, Россия E-mail.ru: lisovskayakate@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена изучению психологических аспектов стрессоустойчивости авиационных штурманов в их профессиональной деятельности. Изучение стрессоустойчивости авиационных штурманов осуществлялось по трем методикам: анкета психологической готовности к профессиональной деятельности, опросник волевого самоконтроля, опросник карьерных ориентаций. В процессе исследования было выявлено различие у двух групп с высокой и средней стрессоустойчивостью по показателям психологической готовности к профессиональной деятельности, волевого самоконтроля и карьерных ориентаций. Методологической основой формирования стрессоустойчивости военнослужащих выступает подтверждает системный подход. Результаты, полученные в опытно-экспериментальной работе, целесообразно использовать в рамках психолого-педагогического сопровождения в военных летных вузах с целью формирования и поддержания высокого уровня стрессоустойчивости.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, психологические аспекты, авиационные штурманы

Для цитирования: Лисовская Е.Э. Исследование психологических аспектов стрессоустойчивости авиационных штурманов//Педагогика: история, перспективы. 2021. Том4. № 2. с. 93-100. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-93-100

Originalarticle

THE RESEARCHOF PSYCHOLOGICAL ASPECT SOFSTRESSRESIST ANCE OF AVIATION NAVIGATORS

Ekaterina E. Lisovskaya

Branch of the Military Training and Research Center of the Air Force

«Air Force Academy» Chelyabinsk, Russia E-mail.ru: lisovskayakate@mail.ru

Abstract: This article is devoted to the study of the psychological aspects of the stress resistance of aviation navigators in their professional activities. The study of the stress resistance of aviation navigators was carried out according to three methods: a questionnaire of psychological readiness for professional activity, a questionnaire of volitional self-control, a questionnaire of career orientations. The study revealed a difference in the two groups with high and medium stress resistance in terms of psychological readiness for professional activity, strong-willed self-control and career orientations. The methodological basis for the formation of stress resistance of military personnel is a systematic approach. The results obtained in the experimental work, it is advisable to use in the framework of psychological and pedagogical support in military flight universities in order to form and maintain a high level of stress resistance.

Keywords: stress resistance, psychological aspects, aviation navigators

For citation:Lisovskaya E.E. The research of psychological aspects of stress resistance of aviation navigators. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 93-100. (In-Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-93-100

Летная военно-профессиональная деятельность носит экстремальный характер, обусловленный воздействием множества стресс-факторов. Соответственно, проблема формирования и поддержания у авиационных штурманов высокого уровня стрессоустойчивости не теряет своей актуальности на сегодняшний момент.

Целью нашего эмпирического исследования явилось выявление психологических аспектов стрессоустойчивости авиационных штурманов.

Объектом данного исследования является стрессоустойчивость военнослужащих.

Предмет исследования: психологические аспекты стрессоустойчивости штурманов в профессиональной деятельности.

Под стрессоустойчивостью мы понимаем как личностную черту, проявляющуюся в сознательном регулировании своего поведения в стрессовой ситуации и психофизиологическое качество, определяющее способность поддерживать высокую функциональность в ситуации стресса [1].

Среди психологических аспектов стрессоустойчивости мы рассматриваем психологическую готовность к профессиональной деятельности, волевой самоконтроль, карьерные ориентации.

В нашем исследовании мы предполагаем, что военнослужащие с разным уровнем стрессоустойчивости отличаются по показателям психологической готовности к профессиональной деятельности, волевого самоконтроля, карьерных ориентаций.

Уровень стрессоустойчивости измерялся посредством многоуровневого личностного опросника Адаптивность-200, опросника оценки острого физического утомления, опросника острого умственного утомления [2; 3].

Аспекты стрессоустойчивости были исследованы по трем методикам: анкета психологической готовности к профессиональной деятельности, опросник волевого самоконтроля, опросник карьерных ориентаций [4; 5].

Анализ полученных измерений был осуществлен с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS Statistics Version 21.0. В настоящей исследовательской работе кластерный анализ был проведен по методу К-средних. Анализ различий осуществлялся, используя непараметрический критерий для двух независимых выборок - U-критерий Манна-Уитни [6].

В результате применения метода кластерного анализа, кластеризации К-средними выборка была разделена на два кластера. В таблице 1 отражены начальные центры кластеров.

На рисунке 1 представлены средние значения показателей стрессоустойчивости для двух кластеров у авиационных штурманов.

Рисунок 1 - Средние значения показателей стрессоустойчивости для двух кластеров у авиационных штурманов

Figure 1 - Average values of stress tolerance indices for two clusters in aviation navigators

Источник: составлено автором статьи.

Sourse: compiled by the author of the scientific article.

На рисунке 1 видно, что показатели значения личностного адаптационного потенциала (ЛАП) у первого кластера выше, чем у второго, в то же время, показатели индекса физического утомления (ИФУ) и индекса умственного утомления (ИУУ), наоборот, ниже, чем у второго кластера.

В первый кластер вошли 92 испытуемых с высокой стрессоустойчивостью (1 кластер), во второй кластер - 23 испытуемых со средней стрессоустойчивостью (2 кластер).

Преобладающее количество человек с высокой стрессоустойчивостью в первом кластере обусловлено спецификой профессиональной деятельности (профессионально-психологический отбор, психологическое сопровождение и т.д.).

Далее мы предположили, что аспектами стрессоустойчивости является готовность к профессиональной деятельности, волевой самоконтроль и карьерные ориентации.

Исходя из нашей гипотезы, показатели перечисленных аспектов отличаются в двух выделенных группах. Мы сравнили показатели готовности к профессиональной деятельности, волевого самоконтроля, карьерных ориентаций у авиационных штурманов с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости, используя U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнения двух групп указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Статистика U-критерия Манна-Уитни по двум группам Table 1 - Mann-Whitney U-criterion statistics for the two groups

Переменные Статистика U Манна-Уитни Асимптотическая значимость (двусторонняя)

Психологическая готовность к профессиональной деятельности 320,500 0,000

Волевой самоконтроль 712,500 0,013

Профессиональная компетентность 703,500 0,012

Менеджмент 868,000 0,176

Автономия 1035,500 0,874

Стабильность места жительства 891,000 0,234

Стабильность организации 900,500 0,255

Служение 785,000 0,054

Вызов 853,000 0,147

Интеграция стилей жизни 783,500 0,045

Предпринимательство 766,500 0,038

Источник: составлено авторами статьи. - 96 -

Sourse: compiled by the author of the scientific article.

Значимыми являются различия при p<0,05. Следовательно, авиационные штурманы, обладающие средней стрессоустойчивостью, отличаются от авиационных штурманов, обладающих высокой стрессоустойчивостью по переменным: уровню психологической готовности к профессиональной деятельности, уровнем волевого самоконтроля, выраженностью таких карьерных ориентаций, как профессиональная компетентность, служение, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

В соответствии с результатами исследования высокая стрессоустойчивость соответствует высокой психологической готовности к профессиональной деятельности, при средней стрессоустойчивости отмечается снижение уровня психологической готовности к профессиональной деятельности.

Для испытуемых со средним уровнем стрессоустойчивости характерен несколько сниженный показатель волевого самоконтроля. В этом случае они характеризуются средней эмоциональной зрелостью, чувствительностью, невысокой уверенностью в себе и рефлексивностью. Могут проявлять импульсивность и неустойчивость намерений. Общий фон активности, как правило, снижен.

Испытуемым с высоким уровнем стрессоустойчивости, в основном, свойственно спокойствие, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство долга. Как правило, они хорошо осознают собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

Также в результате проведенного исследования был сделан вывод, что у испытуемых со средним уровнем стрессоустойчивости незначимой является карьерная ориентация «профессиональная компетенция». Они имеют невысокий уровень притязаний, не стремятся развивать свои способности и получать признание от окружающих.

Для авиационных штурманов, обладающих высокой стрессоустойчивостью, значимой является карьерная ориентация «профессиональная компетенция». В основном, для них характерно стремление к достижению успеха в профессиональной сфере, развитие способностей, навыков, могут быстро потерять интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности, ищут признания своих талантов, выражающихся в статусе.

Карьерная ориентация «служение» для испытуемых со средним уровнем стрессоустойчивости является наименее значимой в сравнении с испытуемыми с высоким уровнем стрессоустойчивости. При сниженной значимости данной карьерной ориентации, главной ценностью является собственное благополучие, помощь людям «отходит» на второй план.

Испытуемые с высоким уровнем стрессоустойчивости придают карьерной ориентации «служение» достаточную значимость. Для них является важным, чтобы их деятельность была полезна, привносить свой вклад в общество. Они предпочитают сферу деятельности, которая соответствует его целям и ценностям.

Карьерная ориентация «интеграция стилей жизни», в целом, не столь важна для испытуемых со средним уровнем стрессоустойчивости. Для них характерна целенаправленность на достижение успеха в определенной, узкой сфере жизни, они концентрируются, например, только на семейных отношениях или только на карьерном росте, могут прикладывать максимальные усилия, в первую очередь, для саморазвития.

У испытуемых с высоким уровнем стрессоустойчивости отмечается тенденция к интеграции стилей жизни. Они ориентированы на согласование различных сторон и стремятся к тому, чтобы все сферы жизни были сбалансированы: профессиональное развитие, семейные отношения, духовное развитие, личностный рост и т.д. Они больше придают ценности тому, как совершенствует, чем конкретной работе, карьере или организации.

Авиационные штурманы, обладающие высоким уровнем стрессоустойчивости, отвергают карьерную ориентацию «предпринимательство», в то время как для военнослужащих, обладающих средним уровнем стрессоустойчивости, имеет в основном среднюю значимость. В этом случае, для испытуемых со средним уровнем стрессоустойчивости, в целом, характерно стремление развивать собственное дело, реализовать собственную идею, продвигать ее. Они не желают работать на других. Они способны создавать что-то новое, преодолевать препятствия для их продвижения, готовы к риску.

Военнослужащие с ведущей карьерной «предпринимательство» «горят» тем, чем занимаются, видят в этом продолжение собственного «Я». Следует отметить, что нереализованная ценность создания собственного дела, может привести к снижению активности, инициативности, внутренних ресурсов и пр.

Для испытуемых с высоким уровнем стрессоустойчивости, отвергающих данную карьерную ориентацию, характерно доверие своей жизни организации, в данном случае, воинской части, ожидание адекватного вознаграждения за свою лояльность от воинской части. Они избегают неопределенности и ситуаций, связанных с конкуренцией, не стремятся к созданию собственного дела (фирмы).

Таким образом, было выявлено, что действительно существуют различия в показателях готовности к профессиональной деятельности, волевого самоконтроля, карьерных ориентаций испытуемых со средним и высоким уровнем стрессоустойчивости. Данные результаты целесообразно использовать в рамках психолого-педагогического сопровождения в военных летных вузах с целью формирования и поддержания высокого уровня стрессоустойчивости. Данное исследование подтверждает необходимость системного подхода в формировании стрессоустойчивости военнослужащих: развитие волевой сферы (обучение навыкам волевого самоконтроля), эмоциональной сферы (через повышение уровня психологической готовности к профессиональной деятельности), мотивационной сферы (повышение ценности таких карьерных ориентаций, как профессиональная компетентность, служение и интеграция стилей жизни). Следует отметить необходимость дальнейшего развития исследования по направлению разработки методик, средств коррекции психологических аспектов стрессоустойчивости, которые будут учитывать специфику профессиональной деятельности и соответствовать современным реалиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лисовская Е.Э. Стрессоустойчивость в структуре профессионально важных качеств штурмана // Сборник статьей XXIX международной научно-практической конференции. - Часть 2. -М., научно-издательский центр «Актуальность РФ» 2020. - С. 18-20.

2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006.- С. 549-672.

3. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. -368 с.

5. Методическое руководство по автоматизированному рабочему месту военного психолога. - М.: ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП»», 2014. - 333 с.

6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. - 3-е изд. - СПб. : Речь, 2007. - 392 с.

REFERENCES

1. Lisovskaya Ye.E. Stressoustoychivost' v strukture professional'no vazhnykh kachestv shturmana. Sbornik stat'yey XXIX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chast' 2. M., nauchno-izdatel'skiy tsentr «Ak-tual'nost' RF» 2020. p. 18-20.

2. Mnogourovnevyy lichnostnyy oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) A.G. Makla-kova i S.V. Chermyanina. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoye posobiye. Red. i sost. Raygorodskiy D.YA. Samara: Izdatel'skiy Dom «BAKHRAKH-M», 2006.P. 549-672.

3. Leonova A.B. Psikhodiagnostika funktsional'nykh sostoyaniy cheloveka. M.: Izd-vo Mosk. un-ta. 1984200p.

4. Il'in Ye.P. Psikhologiya voli. Ye.P. Il'in. 2-ye izd. SPb: Piter, 2009. 368 p.

5. Metodicheskoye rukovodstvo po avtomatizirovannomu rabochemu mestu voyennogo psikhologa. M.: ZAO «Nauchno-proizvodstvennyy tsentr «DIP»», 2014. 333 p.

6. Nasledov A.D. Matematicheskiye metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh: Uchebnoye posobiye. 3-ye izd. SPb.: Rech',2007.392 p.

Информация об авторе: Лисовская Екатерина Эдуардовна, младший научный сотрудникнаучно-исследовательской лаборатории (психологического и педагогического обеспечения обучения штурманов) филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Челябинске, Россия. E-mail.ru: lisovskayakate@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Ekaterina E. Lisovskaya, Branch of the Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy" in Chelyabinsk, Russia E-mail.ru: lisovskayakate@mail.ru The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Thearticlewassubmitted: 28.03.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after review in gandrevi-

sion: 16.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

© Лисовская Е.Э.2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.