Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкин Сергей Борисович, Лисовская Наталья Борисовна, Кораблина Елена Павловна, Сивак Александр Николаевич, Турчин Анатолий Степанович

Актуальность темы исследования определяется текущим состоянием высшего образования, которое приводит к необходимости по-новому взглянуть на проблемы подготовки специалистов, формирование интеллектуального и творческого потенциала личности, а также проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Исследование проведено на базе РГПУ им. А.И. Герцена (N=113), с применением методик: методика «Самооценка готовности к профессиональной деятельности», 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF); Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова); Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. В исследовании были использованы методы математической статистики: сравнительный (t-критерий Стьюдента) и факторный анализ (метод главных компонент). Обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 12.0. Выявлено, что в группе студентов работающих по специальности актуальный уровень развития психологической готовности к профессиональной деятельности составил 30%, потенциальный - 65%, элементарный - 5%. В группе студентов- не работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 20%, потенциальный - 50% и элементарный уровень - 30%. Выявлены достоверно значимые различия по показателям: «С - эмоциональная устойчивость» (t=3,649; p<0,001), «E-доминантность» (t=3,827; p<0,001) и « O-тревожность» (t=-7,672; p<0,001); «профессиональная компетентность» (t=4,009; p<0,001), «менеджмент» (t=3,019; p<0,01), «автономия» (t=3,889; p<0,001), «служение» (t=3,674; p<0,01); «ориентация на результат» (t=5,740; p<0,001), «ориентация на альтруизм» (t=3,220; p<0,01), «ориентация на труд» (t=4,216; p<0,001). Выделены следующие факторы психологической готовности к профессиональной деятельности являются: «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» (17%) определяется адекватностью самооценки, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью; «Независимость в построении карьеры» (15%) - отражает стремление к максимальному освобождению от организационных правил, стремление к независимой карьере собственным путем, стремление достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам; «Реализация социально-значимых целей» (14%) - отражает наличие таких ценностей как: «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству», стремление быть мастером своего дела, работать и принимать решения вместе с другими; «Позиция в межличностном общении» (13%) - характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта. В связи с полученными результатами предлагается создание и реализация практико-ориентированной программы формирования психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашкин Сергей Борисович, Лисовская Наталья Борисовна, Кораблина Елена Павловна, Сивак Александр Николаевич, Турчин Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The relevance of the research topic is determined by the current state of higher education, which leads to the need to take a fresh look at the problems of training specialists, the formation of the intellectual and creative potential of the individual, as well as the problem of the formation of psychological readiness for professional activity. The study was carried out at The Herzen State Pedagogical University of Russia (N = 113), using the following methods: “Self-assessment of readiness for professional activity”, R. Cattell's 16-factor personality questionnaire (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF); Methodology for diagnosing value orientations in a career "Anchors of a Career" (E. Shein, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurov); Methodology for the diagnosis of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need-sphere O.F. Potemkina. The study used the methods of mathematical statistics: comparative (t - Student's test) and factor analysis (principal component method). The processing of the research results was carried out using the statistical package SPSS 12.0. It was revealed that in the group of students working in the specialty, the actual level of development of psychological readiness for professional activity was 30%, potential - 65%, elementary - 5%. In the group of students not working in the specialty, the current level of readiness development was 20%, potential - 50% and elementary level - 30%. Reliably significant differences were revealed in terms of the following indicators: "C - emotional stability" (t = 3.649; p <0.001), "E - dominance" (t = 3.827; p <0.001) and "O - anxiety" (t = -7.672; p <0.001); “Professional competence” (t = 4.009; p <0.001), “Management” (t = 3.019; p <0.01), “Autonomy” (t = 3.889; p <0.001), “Service” (t = 3.674; p <0.01); “Result orientation” (t = 5.740; p <0.001), “Altruism orientation” (t = 3.220; p <0.01), “Work orientation” (t = 4.216; p <0.001). The following factors of psychological readiness for professional activity are highlighted: "A high level of development of the emotional-volitional sphere" (17%) is determined by the adequacy of self-esteem, emotional stability, self-confidence, optimal emotional tone and stress resistance; "Independence in building a career" (15%) - reflects the desire for maximum liberation from organizational rules, the desire for an independent career on their own, the desire to achieve results in their activities despite the fuss, hindrances, failures; "Implementation of socially significant goals" (14%) - reflects the presence of such values as: "helping people", "the desire to make the world a better place", "serving humanity", the desire to be a master of his craft, work and make decisions together with others; "Position in interpersonal communication" (13%) - characterizes the system of behaviors that facilitate social interaction and based on adaptation, integration of social and personal experience. In connection with the results obtained, it is proposed to create and implement a practice-oriented program for the formation of the psychological readiness of graduates of a pedagogical university for professional activity.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Дата публикации: 31.12.2020 УДК 159.99

С. Б. Пашкин, Е. П. Кораблина, Н. Б. ЛисовскАЯ, А. Н. Сивак, А. С. Турчин

Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности

Актуальность темы исследования определяется текущим состоянием высшего образования, которое приводит к необходимости по-новому взглянуть на проблемы подготовки специалистов, формирование интеллектуального и творческого потенциала личности, а также проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Исследование проведено на базе РГПУ им. А.И. Герцена (N = 113), с применением методик: методика «Самооценка готовности к профессиональной деятельности», 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF); Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова); Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. В исследовании были использованы методы математической статистики: сравнительный (t-критерий Стьюдента) и факторный анализ (метод главных компонент). Обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 12.0.

Выявлено, что в группе студентов работающих по специальности актуальный уровень развития психологической готовности к профессиональной деятельности составил 30%, потенциальный - 65%, элементарный - 5%. В группе студентов- не работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 20%, потенциальный - 50% и элементарный уровень - 30%.

Выявлены достоверно значимые различия по показателям: «С - эмоциональная устойчивость» (t=3,649; p<0,001), «E-доминантность» (t=3,827; p<0,001) и « O-тревожность» (t=-7,672; p<0,001); «профессиональная компетентность» (t=4,009; p<0,001), «менеджмент» (t=3,019; p<0,01), «автономия» (t=3,889; p<0,001), «служение» (t=3,674; p<0,01); «ориентация на результат» (t=5,740; p<0,001), «ориентация на альтруизм» (t=3,220; p<0,01), «ориентация на труд» (t=4,216; p<0,001).

Выделены следующие факторы психологической готовности к профессиональной деятельности являются: «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» (17%) определяется адекватностью самооценки, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью; «Независимость в построении карьеры» (15%) - отражает стремление к максимальному освобождению от организационных правил, стремление к независимой карьере собственным путем, стремление достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам; «Реализация социально-значимых целей» (14%) - отражает наличие таких ценностей как: «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству», стремление быть мастером своего дела, работать и принимать решения вместе с другими; «Позиция в межличностном общении» (13%) - характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта.

В связи с полученными результатами предлагается создание и реализация практико-ориентированной программы формирования психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, психологическая готовность, профессиональная деятельность, выпускники педагогического вуза, факторы психологической готовности к профессиональной деятельности, дезинтеграция ценностной сферы личности, волевая регуляция, мотивационно-потребностная сфера

Ссылка для цитирования:

Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б., Сивак А. Н., Турчин А. С. Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 358-373. doi: 10.32744/ pse.2020.628

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-06/ Accepted: 5 September 2020 Published: 31 December 2020

S. B. PASHKIN, E. P. KORABLINA, N. B. LlSOVSKAYA, A. N. SlVAK, A. S. Turchin

Factors of psychological readiness of pedagogical university graduates for professional activities

The relevance of the research topic is determined by the current state of higher education, which leads to the need to take a fresh look at the problems of training specialists, the formation of the intellectual and creative potential of the individual, as well as the problem of the formation of psychological readiness for professional activity.

The study was carried out at The Herzen State Pedagogical University of Russia (N = 113), using the following methods: "Self-assessment of readiness for professional activity", R. Cattell's 16-factor personality questionnaire (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF); Methodology for diagnosing value orientations in a career "Anchors of a Career" (E. Shein, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurov); Methodology for the diagnosis of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need-sphere O.F. Potemkina. The study used the methods of mathematical statistics: comparative (t - Student's test) and factor analysis (principal component method). The processing of the research results was carried out using the statistical package SPSS 12.0.

It was revealed that in the group of students working in the specialty, the actual level of development of psychological readiness for professional activity was 30%, potential - 65%, elementary - 5%. In the group of students not working in the specialty, the current level of readiness development was 20%, potential - 50% and elementary level - 30%.

Reliably significant differences were revealed in terms of the following indicators: "C - emotional stability" (t = 3.649; p <0.001), "E - dominance" (t = 3.827; p <0.001) and "O - anxiety" (t = -7.672; p <0.001); "Professional competence" (t = 4.009; p <0.001), "Management" (t = 3.019; p <0.01), "Autonomy" (t = 3.889; p <0.001), "Service" (t = 3.674; p <0.01); "Result orientation" (t = 5.740; p <0.001), "Altruism orientation" (t = 3.220; p <0.01), "Work orientation" (t = 4.216; p <0.001).

The following factors of psychological readiness for professional activity are highlighted: "A high level of development of the emotional-volitional sphere" (17%) is determined by the adequacy of self-esteem, emotional stability, self-confidence, optimal emotional tone and stress resistance; "Independence in building a career" (15%) - reflects the desire for maximum liberation from organizational rules, the desire for an independent career on their own, the desire to achieve results in their activities despite the fuss, hindrances, failures; "Implementation of socially significant goals" (14%) - reflects the presence of such values as: "helping people", "the desire to make the world a better place", "serving humanity", the desire to be a master of his craft, work and make decisions together with others; "Position in interpersonal communication" (13%) - characterizes the system of behaviors that facilitate social interaction and based on adaptation, integration of social and personal experience.

In connection with the results obtained, it is proposed to create and implement a practice-oriented program for the formation of the psychological readiness of graduates of a pedagogical university for professional activity.

Keywords: professional readiness, psychological readiness, professional activity, graduates of a pedagogical university, factors of psychological readiness for professional activity, disintegration of the personal value sphere, volitional regulation, motivational and need-based sphere

For Reference:

Pashkin, S. B., Korablina, E. P., Lisovskaya, N. B., Sivak, A. N., & Turchin, A. S. (2020). Factors of psychological readiness of pedagogical university graduates for professional activities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 48 (6), 358-373. doi: 10.32744/ pse.2020.6.28

_Введение

Сегодня в образовании происходят важные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, информатизацией общества, быстрым развитием различных социальных сетей. Текущее состояние высшего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть на проблемы подготовки специалистов, формирование интеллектуального и творческого потенциала личности, а также проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях поднимает различные вопросы совершенствование учебно-методических программ, предусматривающих развитие готовности к работе и формирование профессиональной компетентности [1; 2].

Интегративная готовность к профессиональной деятельности предполагает формирование навыков и умений, которые реализуются при выполнение служебных обязанностей специалистом по профессиональной деятельности [3].

По данным зарубежных ученых, несмотря на то, что психологическое образование дает студентам ценные навыки, которые ищут работодатели, такие как критическое мышление и решение проблем, выпускники психологических факультетов, как правило, низко оценивают свою готовность к работе по специальности [4]. Итак, что именно делают высшие учебные заведения Америки, чтобы должным образом подготовить специалистов по психологии к миру работы, помимо академической подготовки? Большинство, если не все, колледжи и университеты имеют центры развития карьеры, которые предоставляют студентам ценные и необходимые ресурсы. К сожалению, не все студенты пользуются карьерными услугами кампуса. Согласно опросу выпускников Strada-Gallup 2018 года, одна из причин заключается в том, что студенты считают своих профессоров наиболее ценными источниками советов по вопросам карьеры [5]. Действительно, преподаватели могут знать или не знать об определенных тенденциях на рынке труда и / или процессе поиска работы, особенно если цель студента не состоит в обучении в аспирантуре. Кроме того, у специалистов по психологии нет четко определенной карьеры. Необходимо принять во внимание тот факт, что выпускники со степенью бакалавра психологии работали в 92 различных профессиональных категориях (Центр исследований рабочей силы Американской психологической ассоциации, 2017). Категории включали трудовые отношения, менеджмент, маркетинг, обучение, продажи и здравоохранение, и это лишь некоторые из них.

Рассмотрим, почему преподаватели, должны тратить время и усилия на правильную подготовку студентов к работе. Во-первых, сейчас на колледжи и университеты Америки оказывается давление, чтобы студенты могли найти карьерные возможности после окончания учебы. Во-вторых, Американская психологическая ассоциация (2017) включила готовность к карьере / профессиональному развитию в свои руководящие принципы для бакалавриата по психологии [6]. В-третьих, независимо от того, считаем ли мы, что основной целью высшего образования является помощь студентам в поиске работы, подавляющее большинство студентов это делает. Примерно 76 процентов студентов называют карьерные возможности одним из важнейших факторов для поступления в колледж [7]. Поэтому очень важно вовлечь студентов в процесс планирования карьеры как можно раньше.

В Baruch College отчет Центра развития карьеры о результатах аспирантуры за 2017 год ясно показывает, что студенты, которые пользуются карьерными услугами (обзор резюме, подготовка к собеседованию, информационные сессии для работодателей, семинары и т. д.), с большей вероятностью будут трудоустроены в течение шести месяцев после выпуска, чем студенты, которые не использовали центр развития карьеры. Поскольку студенты с большей вероятностью воспользуются услугами карьерного роста в кампусе после направления профессором, чрезвычайно важно, чтобы преподаватели и академические департаменты сотрудничали со своими коллегами по развитию карьеры в подготовке студентов к рынку труда.

APA - ведущая научная и профессиональная организация, представляющая психологию в США, в которую входят более 121 ООО исследователей, преподавателей, клиницистов, консультантов и студентов.

В Америке существуют бесплатные ресурсы, которые могут помочь студентам в исследовании их карьеры, планировании карьеры и поиске работы. Центр исследований трудовых ресурсов (CWS) APA собирает, анализирует и распространяет данные о психологических кадрах и системе образования. Используя опросы, федеральную статистику и интеллектуальный анализ данных, центр собирает информацию о профессии психолога, включая научные и образовательные сообщества, практикующих специалистов и психологов, работающих в интересах общества. Также собирается информация о психологах в США (демография, занятость, условия работы, лицензирование и т. д.); о преподавателях на факультетах психологии (звание, статус пребывания, зарплата, сфера деятельности, оклады и т. д.); о студентах-психологах (присвоенные ученые степени, демографические данные и т. д.); о заработной плате в области психологии (академическая и неакадемическая). Существует также Интернет-ресурс по исследованию карьеры для специалистов в области психологии. Этот ресурс содержит список из 3ОО профессий в области психологии, которые сгруппированы по 15 широким профессиональным категориям. Лица, занятые в 57 из этих профессий, имеют официальное звание психолога и должны иметь соответствующую ученую степень, чтобы носить это звание. Лица, занятые в остальных 243 профессиях (то есть профессиях, требующих наличия психологических знаний и навыков, но не имеющих звания психолога), почти поровну делятся на две категории: те, в карьеру которых можно вступить со степенью бакалавра, и тем, чья карьера требует ученой степени. Каждая карьера сопровождается набором актуальных ссылок на веб-сайты, содержащие такую информацию, как необходимые навыки и знания, рабочая деятельность и среда, необходимая подготовка, шкала заработной платы и перспективы на будущее. Карьеры, будущее которых особенно многообещающе, поскольку ожидается, что они будут быстро расти в следующие несколько лет, будут иметь большое количество вакансий или будут определены новые и появляющиеся профессии.

Psi Chi - это международное почетное общество, целью которого является поощрение, стимулирование и поддержание передового опыта отдельных членов во всех областях, особенно в психологии, и продвижение науки психологии. Psi Chi - международная организация профессионалов, ученых, преподавателей, студентов и выпускников, чья миссия состоит в признании и продвижении передового опыта в науке и применении психологии. Psi Chi стремится к разнообразию и включению во все его формы посредством исследований; клинические, общественные и профессиональные приложения; образование; наставничество; и организационное лидерство. Как ученые и практики в области психологии, организация признает богатство и множе-

ство факторов, которые способствуют выражению предубеждений, включая социальные, общественные, семейные и психологические. Результаты психологической науки и смежных областей документально подтверждают многочисленные негативные последствия для психического здоровья и благополучия отдельных лиц и сообществ в результате воздействия дискриминации, временной или хронической. Организация работает над устранением всех форм ненависти и угнетения, включая расовое, этническое и гендерное неравенство, предубеждения в отношении беженцев и иммигрантов, религиозные предрассудки, сексуальные домогательства и сексуальное насилие, маргинализацию отдельных социальных классов, предубеждения, связанные с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью. Организация считает, что ее миссия может быть выполнена только путем поддержки и поощрения людей различной расовой, этнической, гендерной идентичности, сексуальной ориентации и социального класса к участию в проведении психологических исследований, образования, практики, обучения и обслуживания.

Работодатели ищут мотивированных, преданных делу, целеустремленных сотрудников, которые придут на работу вовремя, готовы использовать сильные межличностные навыки и навыки критического мышления и будут выполнять свою работу компетентно, продуктивно и позитивно. Выпускники должны быть в состоянии определить и описать, как они использовали свое высшее образование для приобретения и укрепления этих навыков во время собеседований.

Использование навыков, полученных в рамках учебной программы по психологии, также имеет решающее значение для успеха в последующей профессиональной деятельности. Выпускники должны понимать эти активы, они должны быть в состоянии описать знания и навыки, полученные по специальности, понять значение, которое работодатели придают их знаниям и навыкам, и уметь объяснить связь между специальностью и работой.

Проблема формирования психологической готовности специалистов является ключевой в понимании психологических механизмов эффективности профессиональной деятельности и профессионального обучения. Вопрос о

психологических характеристиках готовности выпускников учебных заведений является предметом многих научных исследований (М. И. Дьяченко [8], Л. А. Кандыбо-вич [8], Е. А. Климов [9], Н. В. Кузьмина [10] и др.) Под психологической готовностью понимается способность мобилизовать личный потенциал для быстрого и оперативного принятия профессиональных решений в постоянно меняющейся среде. Психологическая готовность человека к профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в умении организовывать, осуществлять и регулировать свою деятельность. Большое значение в психологической готовности имеют: интерес и соответствующая мотивация к профессии, волевые усилия, позитивные эмоции, качества характера личности, например, коммуникативная компетентность.

В современной психологической науке нет общепринятого толкования понятия «готовность», что обусловлено неоднозначным смысловым значением этого слова. Также ученые не проводят чёткой грани между пониманием психологической готовности к профессиональной деятельности и профессиональной готовности.

Ю.С. Серяпина в своей работе сравнивает понятия «готовность» и «готовность к педагогической деятельности». Ученый говорит о том, что важно формировать и развивать мотивационную и психологическую готовность к профессиональной педагогической деятельности [11].

N. Catellani, D.F. Ilyasov, Е.А. Cherepov и др., изучив позитивный опыт практики подготовки учителей физической культуры России и Франции, разработали систему развития психологической готовности учителей к инклюзивному образованию [12].

Л.М. Попов, И.М. Пучкова считают, что психологическая готовность к профессиональной деятельности позволяет недавним выпускникам быстро адаптироваться к условиям труда, влияет на успеваемость, способствует профессиональному и личностному развитию [13].

I. Ма^упшк в своей работе изучает готовность студентов к самообразованию. Под готовностью человека к самообразованию автор понимает устойчивое психологическое образование, интегрирующее личные качества, способности, мотивацию, знания, умения, необходимые для соответствующей деятельности, проявляется как готовность к самообразованию и обеспечивает его эффективность (результатом чего является качественно новое личное состояние: новые знания, навыки, новые личные качества, новые взгляды и убеждения) [14].

А.В. Былина, М.А. Кленова в своей работе рассматривают структуру психологической готовности к профессиональной деятельности студентов - выпускников юридического факультета [15].

По мнению таких исследователей как А. А. Р^ук и др. интегративная готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности - это системно-личностное образование, отражающее единство теоретической и управленческой подготовки и практической способности студентов комплексно применять нормативные, социально-экономические, психолого-педагогические методы и технологии для решения разных проблем [16]. Эта готовность отражает единство мотивационной склонности будущих специалистов к профессиональной деятельности и знания практических технологий решения широкого круга профессиональных задач в личном и деловом взаимодействии.

Успешность профессиональной деятельности может определяться достаточной психологической готовностью к ее выполнению, а основным субъектом в этой деятельности являются лица молодого возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения, большинство людей, подверженных неврозам и тревожно-депрессивным расстройствам, являются лицами молодого возраста от 16 до 30 лет. Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что в группе риска, в частности, находятся студенты, т.к. наслаиваются определенные кризисы, а профессиональная подготовка требует значительных энергетических затрат. Как указывает Кораблина Е.П., студенты не обладают в достаточной степени способностью успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни, что, в свою очередь, сказывается на ценностно-смысловых, мотивационно-волевых компонентах их личности, а, следовательно, на психологическую готовность к профессиональной деятельности, т.к. ценностно-смысловые и мотивационно-волевые компоненты выступают в роли факторов, обеспечивающих её [17]. Данная проблема приобретает глобальный характер и является актуальной в данный период времени, т.к. молодежь является движущей силой общественных изменений, будущими специалистами в конкретной профессиональной сфере.

Изучению вопроса о готовности к профессиональной деятельности посвящены свои работы Е.П. Кораблиной [17], Г.С. Никифорова [18], С.Б. Пашкина [19] и др.

Е.П. Кораблина психологическую готовность определяет как реализацию конкретного вида деятельности в результате воздействия мотивационно-волевой установки [14].

Основным критерием определения уровня развития психологической готовности к профессиональной деятельности является степень сформированности ценностно-смыслового, мотивационно-волевого и когнитивного компонентов.

Целью нашего исследования явилось изучение факторов психологической готовности к профессиональной деятельности у выпускников педагогического вуза. Исследование проводилось на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), г. Санкт-Петербург.

_Материалы и методы

В исследовании приняли участие 113 выпускников РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте от 20 до 25 лет.

Исследователями отмечается, что выпускник с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза легче справляется с задачами трудоустройства и карьерного продвижения по специальности, а также успешно проходит период адаптации в организации. На основании данных критериев мы выделили две группы: выпускников с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности - «работающих по специальности» и с низким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности - «не работающих». В исследовании использовались следующие методики: методика «Самооценка готовности к профессиональной деятельности», 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF); Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова); Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

Для обработки полученных данных использовались методы количественного и качественного анализа; методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для выделения факторов использовался факторный анализ с помощью метода главных компонент с вращением Varimax.

Обработка результатов исследования осуществлялась с применением статистического пакета SPSS 12.0.

_Результаты исследования

Результаты исследования психологической готовности к профессиональной деятельности у выпускников педагогического вуза представлены в таблице 1.

Таблица1

Результаты исследования психологической готовности к профессиональной деятельности у выпускников педагогического вуза

Студенты Количество человек, %

Элементарный уровень развития готовности Потенциальный уровень развития готовности Актуальный уровень развития готовности

Работающие по специальности 5 65 30

Не работающие по специальности 30 50 20

В группе студентов работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 30%, потенциальный - 65%, элементарный - 5%. В группе студентов не работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 20%, потенциальный - 50% и элементарный уровень - 30%.

Далее рассмотрим результаты сравнительного анализа личностных особенностей в группах выпускников работающих и не работающих по специальности (см. рис. 1). Данные сравнительного анализа представлены в таблице 2.

^^"работающие по специальности ^^»не работающие

Рисунок 1 Средние значения шкал по методике 16-факторный личностный опросник

Р.Кэттелла

Таблица 2

Сравнительный анализ личностных особенностей в группах работающих по специальности и не работающих выпускников

Показатели Средние значения Значение ^критерия Стьюдента Уровень значимых различий

Работающие по специальности Не работающие

MD-самооценка 6,3 6,7 -,975 ,333

А-общительность 8,4 8,4 ,036 ,971

В-интеллектуальность 4,1 4 ,569 ,571

С-эмоциональная устойчивость 9,5 7,7 3,649 ,000

E -доминантность 7,9 5,9 3,827 ,000

F -беспечность 5,7 6 -,441 ,661

G-моральная нормативность 7,1 7,9 -1,646 ,104

Н-смелость 7,8 7,6 ,450 ,654

1-эмоциональная чувствительность 7 7,4 -,814 ,418

L-подозрительность 5,8 5,6 ,684 ,496

М-мечтательность 6,6 6,7 -,106 ,916

^дипломатичность 5,4 5,2 ,429 ,669

О-тревожность 4,3 7,3 -7,672 ,000

Ц1-восприимчивость к новому 7,5 7,2 ,618 ,538

Ц2-самостоятельность 6,4 5,6 1,629 ,108

Ц3-дисциплинированность 6,5 7,1 -1,462 ,148

Ц4-напряженность 5 4,9 ,093 ,926

Сравнительный анализ личностных особенностей обнаружил достоверно значимые различия по таким показателям как: «С - эмоциональная устойчивость» ^=3,649; р<0,001), «Е - доминантность» ^=3,827; р<0,001) и «О - тревожность» ^=-7,672; р<0,001).

Значимые различия по показателю «С - эмоциональная устойчивость» ^=3,649; р<0,001) позволяют нам охарактеризовать выпускников работающих по специальности как более уверенных в себе, спокойных, эмоционально устойчивых, эмоционально зрелых, устойчивых в интересах, работоспособных, ориентированных на реальность.

Значимые различия по показателю « Е - доминантность» ^=3,827; р<0,001) позволяют нам охарактеризовать выпускников работающих по специальности как более самостоятельных, независимых и настойчивых по сравнению с не работающими выпускниками.

Значимые различия по показателю «О - тревожность» ^=-7,672; р<0,001) позволяют нам охарактеризовать выпускников работающих по специальности как более спокойных и уверенных в себе.

Сравнительный анализ результатов по методике диагностики ценностных ориен-таций в карьере «Якоря карьеры» Э.Шейна в группах выпускников, работающих по специальности, и не работающих выпускников представлен на рисунке 2.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций в карьере обнаружил значимые различия по карьерным ориентациям «профессиональная компетентность» ^=4,009; р<0,001), «менеджмент» ^=3,019; р<0,01), «автономия» ^=3,889; р<0,001), «служение» ^=3,674; р<0,01) (см. табл. 3). Так, выпускники, работающие по специальности, больше стремятся быть мастерами своего дела и развивать свои способности в отличие от не работающих выпускников. Выпускники, работающие по специальности, будут стремиться развиваться как профессионалы, отслеживать последние тенденции и изменения в своей отрасли и владеть самой актуальной информацией; они ориентированы приносить пользу людям и обществу, больше стремятся к независимости в работе.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ результатов диагностики ценностных ориентаций в карьере в группах работающих по специальности и не работающих выпускников

Показатели Средние значения Значение ^критерия Стьюдента Уровень значимых различий

Работающие по специальности Не работающие

Профессиональная компетентность 6,4 4,9 4,009 ,000

Менеджмент 6,9 5,6 3,019 ,003

Автономия 7,6 6,3 3,889 ,000

Стабильность работы 7,3 7,5 -,339 ,735

Стабильность места жительства 4,2 4,6 -,843 ,402

Служение 8,1 6,1 3,674 ,009

Вызов 4,8 5,4 -1,433 ,156

Интеграция стилей жизни 7,4 7,1 ,790 ,432

Предпринимательство 5,9 5,2 1,599 ,114

Условные обозначения: * - значимые различия

Рисунок 2 Сравнительный анализ результатов диагностики ценностных ориентаций

в карьере

Сравнительный анализ результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у работающих по специальности и не работающих выпускников представлен на рисунке 3.

Сравнительный анализ результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у работающих по специальности и не работающих выпускников обнаружил достоверно значимые различия по показателям «ориентация на результат» (1=5,740; р<0,001), «ориентация на альтруизм» (1=3,220; р<0,01), «ориентация на труд» (1=4,216; р<0,001) (см. табл. 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Показатели Средние значения Значение ^критерия Стьюдента Уровень значимых различий

Работающие по специальности Не работающие

Ориентация на процесс 6,1 5,8 ,453 ,652

Ориентация на результат 7,4 5,6 5,740 ,000

Ориентация на альтруизм 6,7 5,3 3,220 ,002

Ориентация на эгоизм 4,2 4 ,497 ,621

Ориентация на труд 6,5 4,8 4,216 ,000

Ориентация на свободу 6,6 6,1 1,222 ,226

Ориентация на власть 3,6 3,3 ,548 ,585

Ориентация на деньги 2,8 2,9 -,286 ,776

процесс

—♦—работающие по специальности —■— не работающие Условные обозначения: * - значимые различия

Рисунок 3 Сравнительный анализ результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Для выделения факторов использовался метод «главных компонент» (principal components) с варимакс (varimax) вращением факторов. Результаты факторного анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Факторный анализ психологической готовности к профессиональной деятельности

у выпускников педагогического вуза

№ п/п Общие факторы Показатели, образующие фактор Факторная нагрузка

1 Фактор «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» Доля общей дисперсии, объясняющей действие фактора - 17% С-эмоциональная устойчивость О-тревожность MD-самооценка Ц4-напряженность 0,74 -0,72 0,68 -0,63

2 Фактор «Независимость в построении карьеры» Доля общей дисперсии, объясняющей действие фактора - 15% Ориентация на результат Автономия Ориентация на труд 0,80 0,84 0,57

3 Фактор «Реализация социально-значимых целей» Доля общей дисперсии, объясняющей действие фактора - 14% Ориентация на альтруизм Служение Профессиональная компетентность 0,83 0,64 0,62

4 Фактор «Позиция в межличностном общении» Доля общей дисперсии, объясняющей действие фактора - 13% Н-смелость Е -доминантность 0,82 0,71

_Обсуждение результатов

Таким образом, выпускники, работающие по специальности, являются более уверенными в себе, спокойными, эмоционально устойчивыми, эмоционально зрелыми, устойчивыми в интересах, работоспособными, ориентированными на реальность, независимыми и настойчивыми по сравнению с не работающими выпускниками.

Ведущими карьерными якорями работающих по специальности выпускников являются «служение», «автономия», «интеграция стилей жизни». Наибольшая выраженность карьерного якоря «служение» говорит о том, что основными ценностями для выпускников являются помощь людям и обществу, желание сделать мир лучше. Выраженность карьерной ориентации «автономия» характеризует выпускников, работающих по специальности, как стремящихся к независимости в работе, они предпочитают подходить к работе своим способом, темпом и по собственным стандартам. Выраженность карьерной ориентации «интеграция стилей жизни» говорит о том, что выпускникам очень ценно их личное время и выполнение профессиональных обязанностей не должно отнимать у них время, которое они считают своим, для них важно, чтобы на работе с уважением относились к их личным и семейным проблемам, они будут ценить всевозможную гибкость работы. Сочетание двух ведущих якорей «служение» и «интеграция стилей жизни», говорит о том, что выпускники строят свой карьерный путь в тех сферах профессиональной деятельности, где есть возможность проявить себя как профессионал, но с уклоном в социальную значимость, без ущерба личным интересам, или даже совмещая их.

Ведущими карьерными якорями не работающих выпускников являются «стабильность работы», «интеграция стилей жизни». Не работающие выпускники в первую очередь стремятся удовлетворить потребность в безопасности, защите и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения, они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель и, как правило, их выбор места работы будет связан с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке, можно сказать, что они отличаются невысоким уровнем притязаний. Также для них карьера ассоциируется с общим стилем жизни, развитие карьеры привлекает их только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль и окружение.

Выпускники, работающие по специальности, больше ориентируются на результат, их можно назвать одними из самых надежных работников, они могут достигать результат в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам, также они в своей деятельности больше стремятся реализовать альтруистические ценности, альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Также выпускники, работающие по специальности, достоверно больше используют свое время для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д., труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

В результате факторного анализа были выделены следующие факторы психологической готовности к профессиональной деятельности являются: «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы», «Независимость в построении карьеры», «Реализация социально-значимых целей», «Позиция в межличностном общении».

Фактор 1 - «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» имеет наибольший вес (17%). Его положительный полюс определяется положительными полю-

сами переменных «MD - самооценка», «С - эмоциональная устойчивость» и отрицательными полюсами переменных «О - тревожность» и «Ц4 - напряженность». Фактор определяется адекватностью самооценки, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

Фактор 2 - «Независимость в построении карьеры» (15%): положительный полюс определяется положительными полюсами переменных «автономия», «ориентация на труд» и «ориентация на результат». Данный фактор отражает стремление к максимальному освобождению от организационных правил, стремление к независимой карьере собственным путем, стремление достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Фактор 3 - «Реализация социально-значимых целей» (14%): положительный полюс определяется положительными полюсами переменных «профессиональная компетентность», «служение» и «альтруизм». Фактор отражает наличие таких ценностей как: «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству», стремление быть мастером своего дела, работать и принимать решения вместе с другими.

Фактор 4 - «Позиция в межличностном общении» (13%): положительный полюс определяется положительными полюсами переменных «Е-доминантность» и «Н-смелость». В целом данный фактор характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта.

_Выводы

1. Выявлено, что в группе студентов работающих по специальности актуальный уровень развития психологической готовности к профессиональной деятельности составил 30%, потенциальный - 65%, элементарный - 5%. В группе студентов не работающих по специальности актуальный уровень развития готовности составил 20%, потенциальный - 50% и элементарный уровень - 30% .

2. Выявлены достоверно значимые различия по показателям: «С - эмоциональная устойчивость» ^=3,649; р<0,001), « Е - доминантность» ^=3,827; р<0,001) и « О - тревожность» ^=-7,672; р<0,001); «профессиональная компетентность» ^=4,009; р<0,001), «менеджмент» ^=3,019; р<0,01), «автономия» ^=3,889; р<0,001), «служение» ^=3,674; р<0,01); «ориентация на результат» ^=5,740; р<0,001), «ориентация на альтруизм» ^=3,220; р<0,01), «ориентация на труд» ^=4,216; р<0,001).

3. Выделены следующие факторы психологической готовности к профессиональной деятельности являются: «Высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы» (17%) определяется адекватностью самооценки, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью; «Независимость в построении карьеры» (15%) - отражает стремление к максимальному освобождению от организационных правил, стремление к независимой карьере собственным путем, стремление достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам; «Реализация социально-значимых целей» (14%) - отражает наличие таких ценностей как: «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человече-

ству», стремление быть мастером своего дела, работать и принимать решения вместе с другими; «Позиция в межличностном общении» (13%) - характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта.

4. В связи с полученными результатами предлагается создание и реализация практико-ориентированной программы формирования психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bila, О. (2018). The preparation of future specialists of socionomical field to projecting professional activity. Journal of Danubian Studies and Research, 8 (2), P. 144-149.

2. Зелеева В., Быкова С., Варбанова С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. Международный журнал экологического и научного образования, 2019. 11 (3). С. 151-161. DOI: 10.12973/ijese.2016.299a.

3. Ведишенкова М. В., Ефимова Е. В., Рябова Е. В. Научно-исследовательская работа студентов как условие преемственности общего и профессионального образования. Международный журнал экологического и научного образования. 2015. 10 (4). С. 533-542. DOI: 10.12973/ijese.2015.267a.

4. Strapp, C.M., Drapela, D.J., Henderson, C.I., Nasciemento, E., & Roscos, L.J. (2017). Psychology students' expectations regarding educational requirements and salary for desired careers. Teaching of Psychology, 45(1), 6-13. URL: https:// journals.sagepub.com/doi/10.1177/0098628317744943

5. Strada Education Network and Gallup (2018). The Strada-Gallup Alumni Survey: Mentoring college students to success. URL: https://news.gallup.com/reports/244031/2018-strada-gallup-alumni-survey-mentoring-college-students.aspx?utm_source=Download_Report_Email_News&utm_medium=email&utm_campaign=20181030_ Strada_Download_Report_News&utm_content=Download_Report_CTA_1

6. American Psychological Association Center for Workforce Studies (2017). CWS data tool: Careers in psychology. URL: https://www.apa.org/workforce/data-tools/careers-psychology

7. Eagan, K., Stolzenber, E.B., Ramierz, J.J., Aragon, M.C., Suchard, M.R., Rios-Aguilar, C. (2016). The American freshman: fifty-year trends, 1966-2015. Los Angeles: Higher Education Research Institute, UCLA.

8. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях / М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В.А. Пономаренко. Минск, 1985. 207 с.

9. Климов Е.А. О структуре профессиональной пригодности // Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов: Сб. ст. М., 1985. C. 37-39.

10. Кузьмина Н.В. Профе^ионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ М.: Наука, 1990. 114 с.

11. Серяпина Ю.С. Понятие «готовность к педагогической деятельности»: мотивационная готовность, психологическая готовность, готовность к инновационной деятельности. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 4. С. 77-86. DOI: 10.14529/ped180410

12. Development of Psychological Readiness in Physical Education Teachers for the Implementation of Inclusive Education / N. Catellani, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov et al. // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18, № 1. С. 125137. DOI: 10.14529/hsm180111

13. Popov L. M., Puchkova I. M., (2015). The Model of the Psychological Readiness of Students to the Professional Activity: Theory and Practice. The Social Sciences, 10: 646-650. DOI: 10.36478/sscience.2015.646.650.

14. Мartyniuk I. (2019). Readiness to self-education in the structure of students' personality. Psychological journal, 5(6), 134-147. DOI: 10.31108/1.2019.5.6.10

15. Былина А.В., Кленова М.А. Психологическая готовность студентов-юристов к профессиональной деятельности [Psychological readiness of students-lawyers for professional activity] // XVI international scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy (Boston, USA - 29 January, 2020). URL: https://scientific-conference.com/h/sborniki/psikhologicheskie-nauki9/2169-psychological-readiness-of.html

16. Predyk, A. A., Shevchuk, K. D., Falynska, Z. Z., Loik, H. B., & Dziuba, P. M. (2020). Psychological and Pedagogical Aspects of the Development of Integrative Readiness of Future Specialists for Professional Activity. Journal of Education and E-Learning Research, 7(3), 263-269. https://doi.org/10.20448/journal.509.2020.73.263.269

17. Кораблина Е.П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 31 с.

18. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3. С. 15-24.

19. Пашкин С.Б., Кораблина Е.П., Лисовская Н.Б. Психологическая готовность к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов российской федерации // Образовательный вестник "Сознание". 2020. Т. 22. № 1. С. 23-29.

REFERENCES

1. Bila, O. (2018). The preparation of future specialists of socionomical field to projecting professional activity. Journal of Danubian Studies and Research, 8 (2), 144-149.

2. Zeleeva, V., Bykova, S., & Varbanova, S. (2019). Psychological and pedagogical support for students' adaptation to learning activity in high science school. International Journal of Environmental & Science Education, 11(3), 151-161. DOI: 10.12973/ijese.2016.299a.

3. Vedishenkova, M. V., Efimova, E. V., & Ryabova, E. V. (2015). Student's research work as the condition of continuity of general and professional education. International Journal of Environmental and Science Education, 10(4), 533-542. DOI: 10.12973/ijese.2015.267a.

4. Strapp, C.M., Drapela, D.J., Henderson, C.I., Nasciemento, E., & Roscos, L.J. (2017). Psychology students' expectations regarding educational requirements and salary for desired careers. Teaching of Psychology, 45(1), 6-13. Retrieved from: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0098628317744943

5. Strada Education Network and Gallup (2018). The Strada-Gallup Alumni Survey: Mentoring college students to success. Retrieved from: https://news.gallup.com/reports/244031/2018-strada-gallup-alumni-survey-mentoring-college-students.aspx?utm_source=Download_Report_Email_News&utm_medium=email&utm_campaign=20181030_ Strada_Download_Report_News&utm_content=Download_Report_CTA_1

6. American Psychological Association Center for Workforce Studies (2017). CWS data tool: Careers in psychology. Retrieved from: https://www.apa.org/workforce/data-tools/careers-psychology

7. Eagan, K., Stolzenber, E.B., Ramierz, J.J., Aragon, M.C., Suchard, M.R., Rios-Aguilar, C. (2016). The American freshman: fifty-year trends, 1966-2015. Los Angeles: Higher Education Research Institute, UCLA.

8. Dyachenko M.I. (1985). Readiness for activity in stressful situations / M.I. Dyachenko, JI.A. Kandybovich, V.A. Ponomarenko. Minsk, 207 (in Russian)

9. Klimov E.A. (1985). About the structure of professional suitability. Problems of the formation of professional suitability of specialists: Sat. Art. Moscow, 37-39. (in Russian)

10. Kuzmina N.V. (1990). Professionalism of the personality of the teacher and master of industrial training. Moscow, Nauka Publ., 114. (in Russian)

11. Seryapina Y.S. (2018). The Concept of "Readiness for Pedagogical Activity": Motivational Readiness, Psychological Readiness, Readiness to Innovative Activity. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 10 (4), 77-86. DOI: 10.14529/ped180410 (in English)

12. Catellani N., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. et al. (2018). Development of Psychological Readiness in Physical Education Teachers for the Implementation of Inclusive Education. Man. Sport. The medicine, 18 (1), 125-137. DOI: 10.14529/ hsm180111 (in English)

13. Popov L. M., Puchkova I. M., (2015). The Model of the Psychological Readiness of Students to the Professional Activity: Theory and Practice. The Social Sciences, 10, 646-650. DOI:10.36478/sscience.2015.646.650.

14. Martyniuk I. (2019). Readiness to self-education in the structure of students' personality. Psychological journal, 5 (6), 134-147. DOI: 10.31108/1.2019.5.6.10

15. Bylina A.V., Klenova M.A. (2020). Psychological readiness of students-lawyers for professional activity. XVI international scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy (Boston, USA - 29 January, 2020). Retrieved from: https://scientific-conference.com/h/sborniki/psikhologicheskie-nauki9/2169-psychological-readiness-of.html

16. Predyk, A. A., Shevchuk, K. D., Falynska, Z. Z., Loik, H. B., & Dziuba, P. M. (2020). Psychological and Pedagogical Aspects of the Development of Integrative Readiness of Future Specialists for Professional Activity. Journal of Education and E-Learning Research, 7(3), 263-269. DOI: 10.20448/journal.509.2020.73.263.269

17. Korablina E.P. (2007). Formation of readiness to provide psychological assistance: textbook. Saint-Petersburg, Publishing house of the RGPU n.a. A.I. Herzen, 31. (in Russian)

18. Nikiforov G.S., Shingaev S.M. (2013). Formation of the concept of psychological support of professional activity. Bulletin of St. Petersburg State University, 16 (3), 15-24. (in Russian)

19. Pashkin S.B., Korablina E.P., Lisovskaya N.B. (2020). Psychological readiness for professional activity among representatives of law enforcement agencies of the Russian Federation. Educational bulletin "Consciousness", 22 (1), 23-29. (in Russian)

Perspectives of Science & Education. 2020, Vol. 48, No. 6

Информация об авторах Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пашкин Сергей Борисович Sergey B. Pashkin

(Российская Федерация, Санкт-Петербург) (Russian Federation, Saint Petersburg)

Профессор, доктор педагогических наук, Professor,

профессор кафедры психологии профессиональной Doctor of Pedagogical Sciences,

деятельности Professor of the Department of Psychology of

Российский государственный педагогический Professional Activity

университет имени А.И. Герцена The Herzen State Pedagogical University of Russia

E-mail: sergejjpashkin@mail.ru E-mail: sergejjpashkin@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-8791-3029 ORCID ID: 0000-0001-8791-3029

Researcher ID: E-3238-2017 Researcher ID: E-3238-2017

Лисовская Наталья Борисовна Natalia B. Lisovskaya

(Российская Федерация, Санкт-Петербург) (Russian Federation, Saint Petersburg)

Доцент, кандидат психологических наук, Associate Professor,

доцент кафедры психологии профессиональной PhD in Psychological Sciences,

деятельности Associate Professor of the Department of Psychology of

Российский государственный педагогический Professional Activity

университет имени А.И. Герцена The Herzen State Pedagogical University of Russia

E-mail: lisovskaja@mail.ru E-mail: lisovskaja@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-6507-7680 ORCID ID: 0000-0001-6507-7680

Researcher ID: D-9751-2017 Researcher ID: D-9751-2017

Кораблина Елена Павловна Elena P. Korablina

(Российская Федерация, Санкт-Петербург) (Russian Federation, Saint Petersburg)

Профессор, доктор психологических наук, Professor,

профессор кафедры психологии профессиональной Doctor of Psychology,

деятельности Professor of the Department of Psychology of

Российский государственный педагогический Professional Activity

университет имени А.И. Герцена The Herzen State Pedagogical University of Russia

E-mail: lina-korablina@mail.ru E-mail: lina-korablina@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-1171-5904 ORCID ID: 0000-0002-1171-5904

Researcher ID: K-7759-2018 Researcher ID: K-7759-2018

Сивак Александр Николаевич Alexander N. Sivak

(Российская Федерация, Санкт-Петербург) (Russian Federation, Saint Petersburg)

Доктор педагогических наук, заместитель Doctor of Pedagogical Sciences,

начальника по научной работе, начальник научно- Deputy chief, head of the research and scientific

исследовательского и научно-редакционного отдела editorial department

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова St. Petersburg Military Order of Zhukov, Institute of the

институт войск национальной гвардии Российской National Guard Troops of the Russian Federation for

Федерации scientific work

E-mail: alexzig@mail.ru E-mail: alexzig@mail.ru

ORCID ID: 0000-0003-0063-8445 ORCID ID: 0000-0003-0063-8445

Турчин Анатолий Степанович Anatoly S. Turchin

(Российская Федерация, Санкт-Петербург) (Russian Federation, Saint Petersburg)

Доцент, доктор психологических наук, профессор Associate Professor, Doctor of Psychology,

кафедры общей и прикладной психологии Professor of the Department of General and Applied

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова Psychology

институт войск национальной гвардии Российской St. Petersburg Military Order of Zhukov, Institute of the

Федерации National Guard of the Russian Federation

E-mail: ast55@mail.ru E-mail: ast55@mail.ru

ORCID ID: 0000-0001-7973-2017 ORCID ID: 0000-0001-7973-2017

373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.