Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ШТУРМАН / КУРСАНТЫ-ШТУРМАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Е. В., Селиверстов С. А.

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования профессионально-важных качеств (ПВК) личности будущих военных авиационных штурманов. Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научных трудов, посвященных проблеме формирования профессионально-важных качеств личности специалиста. Педагогическое проектирование является основной технологией и инструментом формирования профессионально важных качеств личности будущего военного авиационного штурмана. Результаты. Личностно ориентированный подход положен в основу проектирования методических положений формирования профессионально важных качеств личности будущих штурманов. Выделение ПВК штурмана осуществляется в два этапа: первый - на основе индивидуально-личностных особенностей специалиста, связанные с эффективностью профессиональной деятельности и опроса респондентов, второй - эмпирически при сравнении успешности освоения профессиональной деятельности штурмана. Обсуждение. Поэтапное выделение ПВК штурмана и определение его понятия позволяет с помощью педагогического инструментария эффективно реализовать личностно ориентированную концепцию формирования ПВК штурмана. Мы обосновали, что выделение ПВК штурмана и их формирование должно быть на основе предлагаемых нами методических инструментов. Заключение. Процесс формирования ПВК будущего штурмана представляет собой последовательный, системный характер, который способствует эффективной профессиональной деятельности по эксплуатации авиационных комплексов. Основные положения: - профессия штурмана рассмотрена с точки зрения психотехники и функционала в целях определения и реализации личностно ориентированного подхода к формированию ПВК личности будущего штурмана; - определена категория ПВК личности будущего штурмана; - представлены этапы выделения ПВК личности специалиста и рассмотрены компоненты ПВК личности будущего штурмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Е. В., Селиверстов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF FUTURE AVIATION NAVIGATORS

Introduction. The article discusses the theoretical aspects of the formation of important professional qualities of the personality of future military aviation navigators. Materials and methods. The main research method is the analysis of scientific works devoted to the problem of the formation of important professional qualities of a specialist's personality. Pedagogical design is the main technology and tool for the formation of professionally important personality traits of a future military aviation navigator. Results. The personality-oriented approach is the basis for the design of methodological provisions for the formation of professionally important personality traits of future navigators. Determination of the professional qualities of the navigator's personality is carried out in two stages: the first - on the basis of the individual-personal characteristics of the specialist, associated with the effectiveness of professional activity and the survey of respondents, the second - experimentally when comparing the success of mastering the professional activity of the navigator. Discussion. The step-by-step identification of the professional important qualities of the navigator's personality and the definition of his concept allows using pedagogical tools to effectively implement the personality-oriented concept of the formation of the professional important qualities of the navigator's personality. We have substantiated that the definition of the professional important qualities of the navigator's personality and their formation should be based on the methodological tools we offer. Conclusion. The process of formation of professional important qualities of the personality of the future navigator is a consistent, systemic nature, which contributes to effective professional activity in the operation of aviation complexes. Highlights: The profession of a navigator is considered from the point of view of psychotechnics and functionality in order to determine and implement a personality-oriented approach to the formation of professional important qualities of the personality of the future aviation navigator Defined the category of professionally important personal qualities of the future aviation navigator; The stages of determining the professional important qualities of a specialist's personality are presented and components of the professional important qualities of the personality of a future aviation navigator are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ»

а

¿5

DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.006

УДК 378.6 ББК 74.6

Е. В. Гнатышина1, С. А. Селиверстов2

1ORCID № 0000-0002-5960-586Х Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-8325-1558 Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в городе Челябинск, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: seliverstovsa@gmail. com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования профессионально-важных качеств (ПВК) личности будущих военных авиационных штурманов.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научных трудов, посвященных проблеме формирования профессионально-важных качеств личности специалиста. Педагогическое проектирование является основной технологией и инструментом формирования профессионально важных качеств личности будущего военного авиационного штурмана.

О

«о

S

§

О Результаты. Личностно ориентированный подход положен в

U

а ж s

основу проектирования методических положений формирования профессионально важных качеств личности будущих штурманов. Выделение ПВК штурмана осуществляется в два этапа: первый — на основе индивидуально-личностных особенностей специалиста, связанные с эффективностью профессиональной деятельности и опроса ьЗ респондентов, второй — эмпирически при сравнении успешности ос-

воения профессиональной деятельности штурмана.

Обсуждение. Поэтапное выделение ПВК штурмана и определение его понятия позволяет с помощью педагогического инструментария эффективно реализовать личностно ориентированную концепцию формирования ПВК штурмана. Мы обосновали, что выделение ПВК штурмана и их формирование должно быть на основе предлагаемых нами методических инструментов.

Заключение. Процесс формирования ПВК будущего штурмана представляет собой последовательный, системный характер, который способствует эффективной профессиональной деятельности по эксплуатации авиационных комплексов.

Ключевые слова: профессионально важные качества лич-

ста и рассмотрены компоненты ПВК личности будущего штурмана.

те. В его трудах магистральной идеей проходит взаимоотношение офицера и солдата, в вопросах воспитания любви и преданности к

Л Л

л

8 ч е с к и № с

ности; военный авиационный штурман; курсанты-штурманы; про- § фессиональная деятельность; профессионально важные качества | будущих штурманов. ^

''О

Основные положения: |

- профессия штурмана рассмотрена с точки зрения психо- | техники и функционала в целях определения и реализации лич- | ностно ориентированного подхода к формированию ПВК личности >Ц будущего штурмана;

- определена категория ПВК личности будущего штурмана;

о ^

е о о к о

^^ ж

- представлены этапы выделения ПВК личности специали- §

ж

0

1 а

1 Введение (Introduction) ж

Со времен начала Российской государственности защитники Отечества всегда находились на особом месте в обществе. Причина тому — способность их к самопожертвованию, во благо семьи, своего народа, своей Родины. Особое место формированию патриотических качеств личности в своей деятельности отводили наши великие полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков. Генералис- у симус А. В. Суворов много внимания уделял воспитанию у личного состава преданности к своему Отечеству, стремлению служить его

У

интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защи- у

своей Родине. Такие качества личности, как честь, мужество, достоинство, преданность актуальны и по настоящее время, они лежат в основе норм поведения военнослужащих. Исторический опыт обучения и воспитания защитников Отечества в России заложил основу развития современной военной педагогики и дал предпосылку к формированию нового облика защитника Отечества, обладающего военно-профессиональными качествами личности, включающими в себя компетентность, дисциплинированность, волю, инициативность, творческую активность, психологические и физические качества. 2 Материалы и методы (Materials and methods) В военном образовании всегда была необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями времени к образованию и квалификации, в том числе и подготовка военных авиационных штурманов.

Мы рассмотрим теоретические аспекты формирования профессионально-важных качеств личности будущих штурманов.

Полноценная подготовка к профессиональной деятельности военного штурмана, наряду с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, должна иметь выработанные личностные характеристики, которые формируются и базируются на волевом аспекте и мотивационной составляющей [1].

Анализ исследований в области военного образования показал четкий ориентир профессионального военного образования на личностно ориентированный подход. Специально созданная образовательная среда военного вуза оказывает основополагающее воздейст-| вие на развитие профессиональных качеств личности, помогает курсанту-штурману занять свое место в военно-профессиональной сфере, направить познавательную активность на получение специализи-§ рованных знаний, умений и навыков [2]. В этой ситуации важно

ни

определить вектор развития исследуемой среды как условие формирования социальных, профессиональных и личностных качеств военного специалиста.

Формирование профессионально-важных качеств личности

а

¿5

курсанта-штурмана в образовательной среде военного вуза — это целенаправленная, систематическая деятельность всего профессорско-преподавательского состава вуза, которая требует выработки тактики и стратегии в определении необходимого научного подхода в изучении педагогического феномена.

Основным направлением военно-профессиональной подготовки авиационного штурмана является формирование профессиональных качеств.

Проведенный историографический анализ показал, что 20-е годы XX столетия ознаменовались началом научного обобщения в области психотехники и определения понятия профессионально-важных качеств личности специалиста, в том числе и военного специалиста. Значительный вклад в изучении данного педагогического феномена внесли такие ученые, как М. А. Дмитриев, А. А. Крылов, Ю. В. Котелова, В. Л. Марищук, В. И. Медведев, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и другие. Представленные труды легли в основу теории субъекта профессиональной деятельности, определили траекторию изучения субъектных детерминант деятельности, которые лежат в основе эффективной реализации деятельности и связаны с особенностями ее субъекта, и заложили научную основу понимания категории — профессионально-важные качества (ПВК)

При рассмотрении ПВК в контексте профессиографии к качествам личности можно отнести такие компоненты профессиональной пригодности, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. В этом случае к качествам

£ Л

л

Л

л

о *

№ а о а

л *

18

3

о № а ж

3

о ^

л

о о 8 о

ж

§

личности специалиста. ж

о

личности можно отнести природные задатки, специализированные §

знания, особенности личности (мотивация, направленность, характер), психофизиологические особенности (темперамент), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, вооб- у ражение). Следовательно, мы фиксируем многообразие подходов к исследуемой категории [3].

В. Д. Шадриков в своей работе ввел систему «профессионально важных качеств» (ПВК), под которой понимал «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффектив-

ность деятельности и успешность ее освоения», и выделил две группы ПВК: ПВК регуляции профессиональной деятельности (исполнения, реализации, функционирования) и ПВК регуляции форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда [4].

Схожее мнение выразил В. С. Мерлин: человек в процессе труда, профессиональной деятельности «изменяет свою собственную природу» и, прежде всего, «характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же». Это означает, что связи между свойствами индивидуальности не одинаковые на различных этапах профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, а динамичные и соответствуют этапам профессионального становления. Эти свойства вместе с присущими им разноуровневыми связями и формируют профессионально важные качества [5].

Пониманию феномена профессионально-важные качества будущих военных авиационных штурманов способствует рассмотрение профессии штурмана с точки зрения психотехники и составления психограммы [6].

Профессия военного авиационного штурмана — это летная специальность. Анализируемый вид деятельности относится к одному из сложных видов операторского труда человека и связан с элементами риска для жизни. Свои профессиональные функции авиационный штурман выполняет в составе летного экипажа на воздушном судне, быстро маневрирующем в трехмерном пространстве. При этом экипаж, выполняя различные функциональные задачи, действует в

§ достижении единой цели — выполнение полетного задания, связан-£

^ ного с полетом по заданной траектории маршрута, применением

50

^ авиационных средств поражения и с использованием различных тактических приемов с целью эффективного применения авиационного О комплекса (воздушного судна). Совместная деятельность в экипаже | и групповые процессы, которые происходят между членами экипажа, характеризуют эмоциональную и специализированную составляющую профессионального опыта специалиста, в нашем случае штурмана экипажа. Основой смысловых образований пространственного и временного опыта являются потребности и стремления в без-

а

сц

опасном и качественном выполнении полетного задания, а также стремление сохранить профессиональный авторитет у своих коллег

Решая сложные профессиональные задачи (оценка тактической, метеорологической и навигационной обстановки; выбор траектории полета на основании сделанных выводов из оценки обстановки, создание штурманского плана полета, выполнение полета с комплексным использованием прицельно-навигационного комплекса воздушного судна, определение и действия в особых случаях полета, связанными с отказами авиационного комплекса и изменением обстановки и т. п.), штурман включает мыслительную деятельность, которая посредством преобразования поступающей информации переходит в функциональный, управляющий параметр полета. Успешность выполнения полетного задания складывается из уровня профессиональной подготовки специалиста (летчика и штурмана), личностных свойств (профессиональная мотивация, профессиональная устойчивость, когнитивный стиль). В военной образовательной системе формирование профессионально важных качеств у будущих штурманов способствует становлению их профессиональной компетентности.

В своем исследовании Ю. К. Стрелков считает, что штурман обладает множеством перцептивных характеристик. Процесс полета развертывается одновременно внутри кабины воздушного судна и за кабиной экипажа, в пространствах, которые реально отличаются и по-разному воспринимаются штурманом: внутрикабинный мир создан конструктором, рационален и упорядочен, внекабинный мир рождает у штурмана сильные эмоции, для него характерны неопределенность, неожиданность, угроза жизни. Штурман воспринимает свои действия как совершающиеся во внутрикабинном и внекабин-ном мирах. Во всем этом он выделяет необходимые содержания и формирует функциональные единицы, которые соотносит, используя устойчивые структуры профессиональной компетентности, способ- у ности, качества личности и в конечном итоге и опыта [7].

3 Результаты (Results)

Анализ научного материала и личного профессионального опыта позволило установить характерные особенности штурманского функционала [8-14]:

Л Л

л S

к ^

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

к

№ а о а

л *

и

и

о № а ж

о ^

л

о о к о

ж §

о* ж

о

а

у

а

сц

1) пространственно-временная эквивалентность выполняемых штурманом технологических операций определенным моментам полета, ограниченными пространственно-временными границами, которые определятся из условий обстановки;

2) социальная предопределенность воздействий штурмана на воздушное судно, выраженная личным и коллективным воздействием других членов экипажа;

3) значительная загруженность штурмана поисковыми и когнитивными функциями подготовительной фазы по сравнению и фазой исполнительной, то есть полетом, при технологическом ограничении выполнения целого или определенного фрагмента профессиональной активности.

Разнообразие функциональных задач, операционная и эмоциональная напряженность деятельности, адаптация к влиянию неблагоприятных внешних и внутренних факторов, освоение функциональной системы «воздушное судно» обусловливают чрезвычайную многосторонность и высокие требования к личностным качествам штурмана. Такая многосторонность делает профессионально важными весьма широкий круг свойств и качеств личности: профессиональная мотивация, активность процессов воображения, психические, физические, волевые и познавательные качества и многое другое.

Необходимые качества выявляются, развиваются и совершенствуются в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Огромные возможности первоначального освоения профессии штурмана имеют адресные педагогические методы, реализуемые в образовательной среде на этапах отбора в военный вуз, первоначальной профессиональной и военно-профес-

с р

е

вли сиональной подготовки. Этап отбора в вуз обусловлен необходимо

л

стью наличия определенного исходного уровня развития психиче-О ских функций, которые во многом обусловлены генетически. | Процесс выделения ПВК штурмана должен происходить в

два этапа. На первом этапе — выделить и проверить индивидуально-личностные особенности специалиста, которые связаны с эффективностью профессиональной деятельности [15]. В нашем случае, выделение индивидуально-личностных особенностей происходило

на основании анализа профессиограммы и опроса респондентов. Для изучения индивидуально-личностных особенностей авиационного штурмана в качестве респондентов экспертного опроса привлекали специалистов штурманской службы, профессорско-преподавательский и летно-инструкторский состав филиала ВУНЦ ВВС. Оценка важности качеств проводилась по каждому компоненту деятельности и диагностировалась по единой системе с использованием сходных методов.

В результате проведенной диагностики было установлено: успешное освоение профессии военного авиационного штурмана и его профессиональной деятельности в значительной степени будут зависеть от развития личностных и интеллектуальных качеств, таких как, отношение к выбранной профессии, отношение к себе, эмоционально-волевые качества, нормативность, коммуникативные качества, память, внимание, мышление, восприятие. Выделенные качества сос-

к

тавляют основу для ПВК. На втором этапе необходимо сравнить по >■§

выделенным качествам успешных и неуспешных курсантов-штур- § манов и при наблюдении значимых различий в показателях оценива- |

емых качеств с достаточной для прогнозирования успешности про- ^

^

о о к о

личности профессионально важными. |

^

о о

а

фессиональной деятельности штурмана можно считать эти качества

S

Л

л S s л л

о «

s № а о а

л «

Таким образом, под ПВК личности будущих штурманов мы будем понимать качества, положительно влияющие на результативные параметры профессиональной деятельности; обусловливающие достижение профессиональной компетентности, позволяющие вый- | ти из непредвиденных экстремальных ситуаций и способствующие успешной реализации профессиональных навыков штурмана.

4 Обсуждение (Discussion)

На основании проведенного анализа научной литературы в области изучения качеств личности специалиста и выдвинутого у нами определения ПВК личности будущего штурмана можно разделить на пять укрупненных групп, включающих личностный, интеллектуальный, психофизиологический, физиологический и физический компоненты (Таблица 1) [15; 16]:

У

Таблица 1 — Основные компоненты профессионально важных качеств (ПВК) личности будущего штурмана Table 1 — The main components of professionally important qualities (PIQ) of the personality of the future navigator

Компонент классификации ПВК личности Содержание компонента

Личностный компонент - направленность на профессиональную деятельность военного авиационного штурмана, активность в реализации мотивов; - психическая устойчивость; целеустремленность, воля, настойчивость, смелость, решительность; - самообладание и выдержка; - нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношение с другими людьми); - способность к правильной самооценке; - нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество; - социальные качества: коммуникативность, общительность, тактичность, терпимость.

Интеллектуальный компонент - вербально-логические способности; - счетно-математические способности; - память; - внимание; - выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности;

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Компонент классификации ПВК личности Содержание компонента

Интеллектуальный компонент - развитость эвристического, системного и образного типов мышления; - темп психических процессов, пространственные способности.

Психофизиологический компонент - устойчивость в условиях развивающегося утомления; - эмоциональная устойчивость в условиях дефицита времени и при малой загруженности информацией.

Физиологический компонент - устойчивость к перегрузкам; - устойчивость к гипоксии.

Физический компонент - физическая подготовленность к неблагоприятным факторам лётной деятельности.

а

hq

Субъект-субъектные отношения, возникающие в ходе совместной деятельности, приобретают характер сотрудничества, что позволяет совместно ставить учебно-профессиональные цели и решать соответствующие задачи по формированию профессионально важных качеств штурмана. Курсант-штурман в условиях компетентностной образовательной среды имеет возможность накапливать опыт эмоционально-ценностного отношения к профессии штурмана, осваивать профессионально-практические умения и навыки, развивать специальные военно-профессиональные компетенции; у него как субъекта образовательного процесса формируются необходимые ПВК личности штурмана.

Все изменения и переходы из одного состояния в другое в процессе формирования ПВК как саморазвивающейся системы могут стать продуктивными в том случае, если они не навязаны никем извне, а осознаются и усваиваются рефлексивно, интуитивно; если курсанту-штурману в процессе занятия или практики предоставляется определенная степень свободы, чтобы он имел возможность максимально эффективно и полноценно реализовать свой потенциал и формировать свои ПВК, все это можно осуществить в условиях компетентностной образовательной среды [2].

5 Заключение (Conclusion)

Рассмотренные в статье ПВК личности являются типичными для представителей авиационных операторских профессий (летчика и штурмана) и необходимы, прежде всего для того, чтобы на их основе осуществить профессиональный отбор, а затем профессиональную подготовку, принимая во внимание тот факт, что профессиональная подготовка должна способствовать развитию ПВК личности

о

§5

^ будущего специалиста. В формировании личности будущего военного

го авиационного штурмана важное значение имеет факт самосозна-О ния и самодиагностики, т. е. насколько правильно курсант-штурман | представляет себе структуру ПВК и насколько правильно он диагностирует наличие или отсутствие у себя нужных качеств. Качество профессиональной подготовки курсантов-штурманов в большей степени определяет последующую эффективность профессиональной деятельности по эксплуатации авиационных комплексов. В этой свя-

зи организация системы подготовки штурманских кадров нуждается в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.

Библиографический список

1. Скориков К. П., Киселёв А. О., Скляднев И. В. Волевые качества военного летчика и условия их формирования в авиационном вузе // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 350-355.

2. Мухтаров С. А., Попова Ю. Н. Развитие профессионально важных качеств при реализации компетентностного подхода в военном вузе // Вестник военного образования. 2020. № 4. С. 67-71.

3. Карпов А. В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда. М., 2004. - 190 с.

4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. - 86. с.

5. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А.Климова. М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 446 с.

6. Ценцеря С. В. Психолого-педагогические основы формирования у курсантов профессиональных качеств, командных и методических навыков // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 172-174.

7. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: дис. ... доктора психол. наук. Москва, 1992. - 205 с.

8. Лопуха Т. Л., Лопуха А. Д., Макаренко В. С. Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 61-64.

9. Сорокопуд Ю. В., Матюгин Н. Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 39-41.

10. Быкова Е. А. Личностные детерминанты инновационной деятельности педагогов и обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 395-398.

11. Сердюков Э. В. Сущность профессионально значимых качеств специалистов государственной службы // Вестник академии гражданской защиты. Донецк : Академия гражданской защиты МЧС ДНР. 2018. № 1 (13). С. 47-52.

12. Ермилов А. В. Формирование профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2020. - 204 с.

13. Гуща Р. А. Оптимизация развития профессиональных качеств у курсантов факультета сил специального назначения войск национальной гвардии : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2019. - 189 с.

14. Львов Л. В., Шагеев Д. А., Птицына А. М. Подготовка к профессиональной деятельности в высшей школе: проблемы, риски, критерии качества // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 1 (43) С. 10-21.

е е

т и

ч е с к и е а с

п

е

к

ф

и

и

о

№ а

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о ф е с с и о н §

о* н

о

а

уд ду

Н 8

у

а

а

н о

15. Устинова Л. Г, Султанова М. В. Психолого-педагогические аспекты формирования профессионально-значимых личностных качеств будущих сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 2 (67). С. 244-248.

16. Селезнев А. В. Профессиограмма авиационного штурмана, как системообразующий фактор профессионального обучения / Uchebilka.ru : [сайт]. URL: https://uchebilka.ru/biology/19926/index.html (дата обращения: 16.10.2020).

Ye. V. Gnatyshina1, S. A. Seliverstov2

^RCID No. 0000-0002-5960-586X Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-8325-1558

Postgraduate of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Branch of the military educational and scientific center of the Air Force "Air Force Academy" in the city of Chelyabinsk., Chelyabinsk, Russia. E-mail: seliverstovsa@gmail. com

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF FUTURE AVIATION NAVIGATORS

Abstract

Introduction. The article discusses the theoretical aspects of the formation of important professional qualities of the personality of future military aviation navigators.

Materials and methods. The main research method is the analysis of scientific works devoted to the problem of the formation of important professional qualities of a specialist's personality. Pedagogical design is the main technology and tool for the formation of professionally important personality traits of a future military aviation navigator.

Results. The personality-oriented approach is the basis for

£

^

fi

R $

J the design of methodological provisions for the formation of pro-

^ fessionally important personality traits of future navigators. De-

^ termination of the professional qualities of the navigator's per-

sonality is carried out in two stages: the first — on the basis of the individual-personal characteristics of the specialist, associated with the effectiveness of professional activity and the survey of respondents, the second — experimentally when comparing the success of mastering the professional activity of the navigator.

Discussion. The step-by-step identification of the professional important qualities of the navigator's personality and the definition of his concept allows using pedagogical tools to effectively implement the personality-oriented concept of the formation of the professional important qualities of the navigator's personality. We have substantiated that the definition of the professional S

important qualities of the navigator's personality and their for- 3

s

mation should be based on the methodological tools we offer.

Conclusion. The process of formation of professional important qualities of the personality of the future navigator is a consistent, systemic nature, which contributes to effective professional activity in the operation of aviation complexes.

Keywords: Professionally important personality traits; Military aviation navigator; Navigator cadets; Professional activity; Professionally important qualities of future aviation navigator. | Highlights: t The profession of a navigator is considered from the point 1

o

of view of psychotechnics and functionality in order to determine and implement a personality - oriented approach to the formation 3 of professional important qualities of the personality of the future aviation navigator

Defined the category of professionally important personal qualities of the future aviation navigator;

The stages of determining the professional important qual- E

3

3

3

0

1 c'

a

3 3

3

o n

o

0

t

1

S'

ities of a specialist's personality are presented and components of the professional important qualities of the personality of a future g aviation navigator are considered.

R>

i S

s

g

References 1

S

3

1. Skorikov K.P., Kiselev A.O. & Sklyadnev I.V. (2020), Volevyye

kachestva voyennogo letchika i usloviya ikh formirovaniya v aviatsionnom vuze s

£

^

to

t£ R

t

a

cB £

[The strong-willed qualities of a military pilot and the conditions for their formation in an aviation university]. Voprosy pedagogiki, 5-2, 350-355. (In Russian).

2. Mukhtarov S.A. & Popova Yu.N. (2020), Razvitiye professional'no vazhnykh kachestv pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v voyennom vuze [Development of professionally important qualities in the implementation of a competence -based approach in a military university]. Vestnik voy-ennogo obrazovaniya, 4, 67-71. (In Russian).

3. Karpov A.V. (2004), Psikhologicheskaya struktura profession-al'noy deyatel'nosti [Psychological structure of professional activity]. Psikhologiya truda, Moscow, 190 p. (In Russian).

4. Shadrikov V.D. (1982), Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems of system genesis of professional activity]. Moscow, 86 p. (In Russian)

5. Merlin V.S. & Edr. Klimova E. A. (1996), Psikhologiya individu-al'nosti [Psychology of individuality]. Izdatel'stvo "Institut prakticheskoy psi-khologii", Voronezh; Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu nauchno-proizvodstvennoye ob"yedineniye "MODEK", Moscow, 446 p. (In Russian).

6. Tsentseria S.V. (2020), Psikhologo -pedagogicheskiye osnovy formirovaniya u kursantov professional'nykh kachestv, komandnykh i metodicheskikh navykov [Psychological and pedagogical foundations of the formation of cadets' professional qualities, team and methodological skills]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 3 (82), 172-174. (In Russian).

7. Strelkov Yu.K. (1992), Psikhologicheskoye soderzhaniye shtur-manskogo truda v aviatsii (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora psikhologicheskikh nauk) [The psychological content of navigational work in aviation: dissertation for the degree of Doctor of Psychology (Dissertation for the degree of Doctor of Psychology)]. Moscow, 205 p. (In Russian).

8. Lopukha T.L., Lopukha A.D. & Makarenko V.S. (2019), Profes-sional'noye vospitaniye kursantov v sovremennykh voyennykh vuzakh [Professional education of cadets in modern military universities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 6 (79), 61-64. (In Russian).

9. Sorokopud Yu.V. & Matyugin N.E. (2019), Struktura professional'no vazhnykh kachestv spetsialistov v sfere gostinichnogo biznesa [The structure of professionally important qualities of specialists in the hotel business]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 6 (79), 39-41. (In Russian).

10. Bykova E.A. (2018), Lichnostnyye determinanty innovatsionnoy deyatel'nosti pedagogov i obuchayu-shchikhsya [Personal determinants of the innovative activity of teachers and students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2 (69), 395-398. (In Russian).

11. Serdyukov E.V. (2018), Sushchnost' professional'no znachimykh kachestv spetsialistov gosudarstvennoy sluzhby [The essence of professionally

significant qualities of civil service specialists]. Vestnik akademii gra-zhdanskoy zashchity, 1 (13), 47-52. (In Russian).

12. Ermilov A.V. (2020), Formirovaniye professional'no znachimykh kachestv bakalavrov v vuzakh MCHS Rossii (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Formation of professionally significant qualities of bachelors in the universities of EMERCOM of Russia (Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Moscow, 204 p. (In Russian).

13. Gushcha R.A. (2019), Optimizatsiya razvitiya professional'nykh

kachestv u kursantov fakul'teta sil spetsial'nogo naznacheniya voysk natsion- 3

al'noy gvardii (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata peda- 3

3i

gogicheskikh nauk) [Optimization of the development of professional quali- g

ties among the cadets of the faculty of special forces of the National Guard S

troops: a thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences (Disserta- 0 tion for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Novosibirsk, 189 p. (In Russian).

t №

14. Lvov L.V., Shageev D.A. & Ptitsyna A.M. (2019), Podgotovka k ^

o

professional'noy deyatel'nosti v vysshey shkole: problemy, riski, kriterii |

kachestva [Preparation for professional activity in higher education: prob- 0

lems, risks, quality criteria]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

aspekt, 1 (43), 1-21. (In Russian). 0

15. Ustinova L.G. & Sultanova M.V. (2020), Psikhologo-pedagogi- 3 cheskiye aspekty formirovaniya professional'no -znachimykh lichnostnykh 0 kachestv budushchikh sotrudnikov politsii v protsesse professional'noy pod- a gotovki [Psychological and pedagogical aspects of the formation of profes- T sionally significant personal qualities of future police officers in the process § of professional training]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra- g zovaniya, 2 (67), 244--248. (In Russian). S.

16. Seleznev A.V. (2019), Professiogramma aviatsionnogo shtur- 0

mana, kak sistemoobrazuyushchiy faktor professional'nogo obucheniya [Pro- §

a

fessiogram of an aviation navigator as a system-forming factor of profes- ^ sional training]. Sayt "Uchebilka.ru" [Website "Uchebilka.ru"] Available at: g https://uchebilka.ru/biolog/19926/index.html (Accessed: 15.10.2020). (In

Russian). ^

t E

x g

a' §

|

t

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.