Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ЛЕТЧИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / CADET / PILOT / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / STRESS / MENTAL READINESS / NEURO-EMOTIONAL STABILITY / AUTOGENOUS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновский Ю.П., Чайковский А.А., Ушаков В.А.

В статье рассмотрены профессионально важные качества (ПВК) летчика, которые гарантируют успешное выполнение его профессиональной деятельности. Выявлены особенности формирования психофизиологических ПВК у будущих авиационных специалистов. Подробно рассмотрены вопросы психической готовности, нервно-эмоциональная устойчивости и аутогенной тренировки летного состава авиации Воздушно-космических сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN CURSANTS OF AVIATION UNIVERSITIES

The article discusses the professionally important qualities (PIQ) of the pilot, which guarantee the successful implementation of his professional activity. The features of the formation of psychophysiological PIQ in future aviation specialists are revealed. The issues of mental readiness, neuro-emotional stability and autogenous training of flight personnel of aviation of the Aerospace Forces of the Russian Federation are considered in detail.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ

ВУЗОВ

Ю.П. Сосновский, преподаватель

A.А. Чайковский, преподаватель

B.А. Ушаков, курсант

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-167-172

Аннотация. В статье рассмотрены профессионально важные качества (ПВК) летчика, которые гарантируют успешное выполнение его профессиональной деятельности. Выявлены особенности формирования психофизиологических ПВК у будущих авиационных специалистов. Подробно рассмотрены вопросы психической готовности, нервно-эмоциональная устойчивости и аутогенной тренировки летного состава авиации Воздушно-космических сил РФ.

Ключевые слова: курсант, летчик, профессионально важные качества, психофизиологические профессионально важные качества, стресс, психическая готовность, нервно-эмоциональная устойчивость, аутогенная тренировка.

Поступление в войска Вооруженных Сил Российской Федерации современной высокотехнологичной авиационной техники, характерной особенностью которой является повышение сложности и напряженности профессиональной деятельности военных летчиков, предъявляет необходимость усовершенствования педагогических технологий для подготовки специалистов и формирования у них необходимых профессионально-важных качеств (ПВК).

Развитие авиации и совершенствование воздушных судов главным образом поменяли характер вооруженной борьбы в воздухе. Она различается значительной маневренностью, скоротечностью, напряженностью, стремительным и внезапным переменой ситуации, расширившимися перспективами внедрения вооружения [1, с. 38-39].

Профессиональная деятельность военного летчика характеризуется сложностью, динамичностью, напряженностью, направленностью на обеспечение высокого уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач, строгой регламентацией в условиях дефицита времени, сочетанием исполнительности и инициативности, от-

ветственностью за результаты профессиональных действий [2, с. 82].

Для того, чтобы грамотно эксплуатировать авиационную технику, пилот обязан владеть такими качествами как уверенность, изобретательность, находчивость, обладать способностью стремительно и отчетливо оценивать сформировавшуюся обстановку, владеть военной дерзостью и агрессивным порывом, инициативой, находчивостью, обладать способностью мгновенно адаптироваться к быстротечно меняющимся условиями ситуации, а также уметь взаимодействовать с членами своего экипажа [3, с. 89]. Для этого ему необходимы глубокие теоретические знания, профессиональные умения и навыки, физическая выносливость, высокие морально-волевые качества и психологическая устойчивость [4, с. 46].

В процессе подготовки будущих летчиков основная роль отводится их профессиональному обучению, которое должно быть организовано с учетом психологических особенностей лётной деятельности [5]. В образовательном пространстве авиационного вуза первостепенную важность играют вопросы формирования и развития оперативного мышления, физиологической и психической саморегуляции,

творческой активности, высочайшего уровня профессионализма.

Курсант должен обладать как устойчивыми и сформированными нравственными и психологическими качествами, так и высокоразвитыми натренированными интеллектуальными и физическими качествами [6, 7].

Методология обучения будущих лётчиков является актуальным направлением современных научных исследований. Большое количественное сокращение специалистов Вооруженных сил, в том числе авиационного профиля, ставит вопрос о повышении качества подготовки будущих летчиков и разработке новых методик обучения в летных вузах [8, с. 156]. Военная наука не стоит на месте, представляя современные изобретения, технику нового поколения, которая требует более высокого уровня интеллектуальных и физических качеств от будущих летчиков военной авиации.

При подготовке курсантов особое место в процессе теоретического обучения занимает личность преподавателя и летчика-инструктора, их педагогическое мастерство, представляющее собой профессионально-педагогические знания, умения и навыки, эмоционально-волевые средства выразительности, которые во взаимосвязи с их личностными качествами позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи [9]. Такие особенности и свойства субъекта называют «Профессионально важные качества». В настоящее время, можно отметить пять блоков ПВК, которые гарантируют успешное выполнение любой профессиональной деятельностью: личностные ПВК, интеллектуальные ПВК; психофизиологические ПВК; физиологические ПВК; физические ПВК [10]. При наличии развитых этих ПВК человек сможет добиться успехов в выбранной им профессиональной деятельности.

К основным личностным профессионально важным качествам, составляющим ядро профессиональной пригодности, относят: нравственные качества (чувство долга, ответственность, честность, порядочность, товарищество); умение психически адаптироваться к различным условиям

деятельности; черта характера (смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, готовность к осознанному риску); адекватная самооценка.

Интеллектуальные ПВК характеризуют способность к восприятию и переработке, а также усвоению огромного количества информации; «лётное чувство», т.е. специфическую развитость ощущения и восприятия; четкость пространственных представлений, и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных психических процессов, таких как восприятие, представление, оперативное мышление, память и внимание.

Психофизиологические профессионально важные качества обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своим функциональным состоянием.

Физиологические ПВК определяют надежность функционирования органов и систем в условиях воздействия специфических факторов полета, способность управлять своим функциональным состоянием, вестибулярную устойчивость, устойчивость к воздействию пониженного парциального давления кислорода, абсолютные пороги чувствительности зрительного, слухового, вестибулярного, кожного, проприоцептивного (двигательного) анализаторов.

Физическая подготовленность к неблагоприятным условиям, развитые физические данные, такие как выносливость, быстрота, сила характеризуют физические профессионально важные качества летчика.

В современных условиях важное значение имеет вестибулярная устойчивость, а также переносимость статических и динамических нагрузок особенно при первоначальном летном обучении. Спорт и физическая подготовка делают летчика выносливым, сильным и отважным, вырабатывают в нем такие качества, как смелость, настойчивость, а также увеличивают скорость реакции и координацию [11, с. 56].

Остановимся более подробно на психофизиологических профессионально-важных качествах, обеспечивающих связь психики с физиологией и характеризую-

щих умение управлять своим функциональным состоянием. При эмоциональном напряжении лётчику надо уметь снижать излишнее возбуждение, при утомлении бороться с усталостью, а при выполнении длительных полетов более четырех часов справляться с состоянием монотонии и комплексом других факторов: сенсорной депривацией, гипокинезией, необходимостью поддержания готовности к активизации деятельности.

Практика показывает, что для курсанта период обучения в военном вузе - это особый этап в жизни, в рамках которого при формировании необходимых компетенций осуществляется выбор жизненной стратегии и стратегии профессионального развития [12, с. 8]. В процессе обучения для курсанта наиболее важным качеством является нервно-психическая устойчивость, потому что его квазипрофессиональная деятельность тесно связана с летной эксплуатацией авиационной техники в экстремальных и опасных для жизни условиях, которые требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма. Суть нервно-психической устойчивости состоит в том, чтобы повысить способность человека быть устойчивым к негативному, стрес-согенному воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций. Важно понимать, что нервно-психическая устойчивость не представляется врожденным признаком субъекта, она формируется в зависимости от типа нервной системы, навыка поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных строений личности, профессионального опыта, некоторых других факторов [13, с. 156].

Рассмотрим понятие стресса, его воздействие на психофизиологическое состояние летчика при возникновении особых ситуаций в полёте. С таким явлением как стресс знакомы все летчики, особенно те, которые только начинают осваивать профессию. Управление самолетом требует от организма пилота физического, психологического и эмоционального напряжения. Поэтому для качественного выполнения полетного задания необходимо

уметь противостоять стрессу, не затрачивая при этом больших усилий.

Стресс - это состояние напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся перестройкой защитных систем организма [14, с. 24]. Считается, что наиболее критическими для надежности действий летчика являются так называемые «нештатные (аварийные) ситуации», являющиеся причиной возникновения профессионального стресса.

Поведение летчика в аварийных ситуациях во многом определяется его психофизиологическими качествами. Стресс отрицательно влияет не только на движения, но и на процессы восприятия и мышления летного состава. Полный отказ от действий, замедленные и ошибочные действия, как правило, возникают в связи с нарушением высших психических процессов, и прежде всего в результате нарушения процессов приема, переработки информации и принятия решения.

При возникновении аварийной ситуации для некоторых летчиков характерны сужение объема внимания, нарушение синтеза информации, подмена нужных связей случайными ассоциациями, ошибочное выдвижение гипотез о причинах отказа авиационной техники. Так одним из распространенных нарушений восприятия при стрессе является пропуск летчиком адресованных ему сигналов.

В летной практике бывают случаи, когда пилот при аварийной посадке не замечает сигнализации о невыпуске шасси или докладывает об «исчезновении» прибора с приборной доски. Причиной таких нарушений восприятия информации в условиях стрессовой ситуации является не нарушение функционирования зрения, а именно сужение объема внимания, так как под влиянием стресс-факторов внимание, как правило, концентрируется на ограниченном круге объектов и действий.

Сохранение ПВК летчика в стрессовых ситуациях определяется как физиологической устойчивостью организма, так и психической готовностью, обусловленной психическими качествами личности и подготовленностью к действиям в сложной

обстановке. Целенаправленное формирование психической готовности предполагает опору на знание закономерностей деятельности летчика в аварийных ситуациях, ее психофизиологических механизмов. Основным средством ослабления влияния стресса является психологическая подготовка летного состава к действиям в экстремальных условиях.

Основные навыки, алгоритмы умственных действий и профессионально-важные качества, требующиеся для выхода из нестандартных ситуаций, должны быть сформированы в лётном училище. В процессе всей дальнейшей лётной деятельности они должны постоянно поддерживаться и совершенствоваться в соответствии с развитием авиационной техники и способов её боевого применения.

Еще одним из методов психической саморегуляции ПВК курсанта является его нервно-эмоциональная устойчивость. Научиться управлять собой в любой обстановке полезно каждому человеку, а в условиях лётной деятельности, которым непрестанно сопутствуют определенный риск и повышенная опасность, просто необходимо. Овладев методами управления функциональным состоянием организма, можно поддерживать высокий уровень работоспособности, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, рационально расходовать психофизиологические резервы. Одним из методов управления своим состоянием служит аутогенная тренировка, которой самостоятельно способен овладеть любой индивид.

В основе использования аутогенной тренировки лежит овладение возможностями самовнушения или аутосуггестии (от греч. autos - сам, suggestio - внушение). При значительном расслаблении скелетной мускулатуры возникает особое состояние, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе, исходно непроизвольные функции организма.

Отрицательное эмоциональное состояние сопровождается активацией поперечнополосатой мускулатуры, а расслабление

мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния покоя, уравновешенности. Воздействие аутогенной тренировки на состояние нервной системы и физиологические функции организма человека идет по трем основным направлениям:

- первое направление - это влияние сознательного изменения тонуса мышц и ритма дыхания на уровень психической активности. Невозможно овладеть аутогенной тренировкой, не выработав умения полностью расслабить мышцы и управлять ритмом дыхания. Мышечное расслабление (напряжение) необходимо как самостоятельный фактор регуляции эмоционального состояния, так и как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для внушения желаемых психофизиологических качеств;

- второе направление - включение активной роли представлений и мысленных образов на непроизвольные психофизиологические функции (сосудистый тонус, частоту сердечных сокращений и т.д.), в том числе и на эмоциональное состояние. Сюда могут входить образы предметов, явлений и состояний, которые в прошлом переживались человеком, и он может их вновь воспроизвести в своей памяти;

- третье направление - регулирующая и программирующая роль слова, произносимого как мысленно, так и вслух в виде формул самовнушений. Это основной фактор для формирования нужных психофизиологических состояний.

В процессе освоения и применения методик для тренировки психофизиологических свойств можно самостоятельно составлять комплексы упражнений, исходя из собственных потребностей и уровня развития необходимых профессионально важных качеств. Тем самым, будет вырабатываться собственный индивидуальный стиль тренировок ПВК будущего летчика, что будет, в частности, положительно влиять на личностно-профессиональную успешность самого пилота и на уровень безопасности полетов в целом.

Библиографический список

1. Крачко Э.А., Мостипан М.В. Самостоятельная тренировка психофизиологических свойств курсанта летного училища: практикум - Краснодар: филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2011. - 75 с.

2. Дмитренко А.Ю. Оценка уровня сформированности профессиональной ответственности у курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 10 (51). - С. 81-94.

3. Жданько И.М., Ворона А.А., Запечникова И.В., Булавин В.В. Профессионально важные качества как средство повышения профессиональной деятельности летного состава // Военная мысль. - 2017. - № 9. - С. 87-93.

4. Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики // коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - 79 с.

5. Ромашин В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза. автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2010. - 22 с.

6. Запечникова И.В. Методики целенаправленного формирования профессионально важных психофизиологических качеств курсантов авиационного ввуза // Военная мысль. -2014. - № 8. - С. 70-75.

7. Запечникова И.В. Формирование профессионально важных качеств у курсантов военного авиационного вуза средствами специальной физической и психофизиологической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Московская государственная академия физической культуры, 2016. - 23 с.

8. Лукинова М.Г., Щербакова Е.А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. - 2019. - Т. 20. № 1. - С. 152-164.

9. Пономарев М.А. Патриотизм и военно-патриотическое воспитание курсантов // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. статей по материалам Международного форума (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). - М.: Перо, 2020. - С. 93-98.

10. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: метод. пособие / под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. - М.: Воениздат, 1992. - 184 с.

11. Психологическая подготовка летчика: учеб. пособие / Д.В. Гандер, А.И. Белов, В.М. Кучинский и др. / под ред. Д.В. Гандера. - М.: Воениздат, 1983. - 102 с.

12. Дмитренко А.Ю. Формирование ответственности у курсантов военных вузов как профессионально важного качества // Современное образование: традиции и инновации. -2020. - № 2. - С. 7-12.

13. Кислякова О.П., Пелевина А.П. Формирование ПВК летчика на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2017. - № 1 (12). - С. 156-160.

14. Рудный Н.М. Психология военного летчика: (Записки авиационного врача). - М.: Воениздат, 1983. - 81 с.

FEATURES OF FORMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN CURSANTS OF AVIATION UNIVERSITIES

Yu.P. Sosnovsky, Lecturer A.A. Tchaikovsky, Lecturer V.A. Ushakov, Cadet

Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the professionally important qualities (PIQ) of the pilot, which guarantee the successful implementation of his professional activity. The features of the formation ofpsychophysiological PIQ in future aviation specialists are revealed. The issues of mental readiness, neuro-emotional stability and autogenous training of flight personnel of aviation of the Aerospace Forces of the Russian Federation are considered in detail.

Keywords: cadet, pilot, professionally important qualities, psychophysiological professionally important qualities, stress, mental readiness, neuro-emotional stability, autogenous training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.