Научная статья на тему 'Оценка готовности системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте к функционированию в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических актов'

Оценка готовности системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте к функционированию в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических актов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
300
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЗИОНТ / СИСТЕМА / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ОПОВЕЩЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ТЕРМИНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / PSEPW / SYSTEM / INFORMING / WARNING / POPULATION / TERMINAL COMPLEX / TRANSPORT / SAFETY / ACT OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Алымов Александр Владимирович, Пашков Андрей Александрович

В статье приведена оценка готовности пилотных зон СЗИОНТ в восьми городах Российской Федерации. Анализ функционирования сегментов СЗИОНТ проводился по следующим направлениям: наличие организационно-технической документации на пилотную зону СЗИОНТ; фактическое количество комплектов оборудования и программного обеспечения и его месторасположения; функции, выполняемые СЗИОНТ на объекте транспортной инфраструктуры; результаты опытной эксплуатации; параметры использования и полезности СЗИОНТ и др. На основании выявленных недостатков подготовлены предложения по совершенствованию программно-технического и организационного обеспечения сегментов СЗИОНТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Алымов Александр Владимирович, Пашков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness Assessment System for Protection from Emergency Situations of Natural and Man-made, Informing and Alerting the Public Transport to the Operation in the Face of the Emergence and Emergency or Terrorist Acts

The readiness evaluation of PSEPW pilot zones in 8 cities of Russian Federation is described. The analysis of the PSEPW functionality has been made in the following areas: logistical documentation for pilot zone; actual number of the equipment sets and software and its location; functionality of the PSEPW on the transportation facilities; results of the pilot operation; characteristics of the deployment and efficiency of PSEPW and etc. The proposal for the pilot zones functionality improvement is offered on the basis of the detected defects.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте к функционированию в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических актов»

УДК 614.8.01

Оценка готовности системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте к функционированию в условиях угрозы возникновения и возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических актов

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

А.В. Лукьянович, А.В. Алымов, А.А. Пашков

Аннотация

В статье приведена оценка готовности пилотных зон СЗИОНТ в восьми городах Российской Федерации. Анализ функционирования сегментов СЗИОНТ проводился по следующим направлениям: наличие организационно-технической документации на пилотную зону СЗИОНТ; фактическое количество комплектов оборудования и программного обеспечения и его месторасположения; функции, выполняемые СЗИОНТ на объекте транспортной инфраструктуры; результаты опытной эксплуатации; параметры использования и полезности СЗИОНТ и др. На основании выявленных недостатков подготовлены предложения по совершенствованию программно-технического и организационного обеспечения сегментов СЗИОНТ

Ключевые слова: СЗИОНТ; система; информирование; оповещение; население; терминальный комплекс; транспорт; безопасность; террористический акт.

Readiness Assessment System for Protection from Emergency Situations of Natural and Man-made, Informing and Alerting the Public Transport to the Operation in the Face of the Emergence and Emergency or Terrorist Acts

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

A. Lykyanovich, A. Alymov, A. Pashkov

Abstract

The readiness evaluation of PSEPW pilot zones in 8 cities of Russian Federation is described. The analysis of the PSEPW functionality has been made in the following areas: logistical documentation for pilot zone; actual number of the equipment sets and software and its location; functionality of the PSEPW on the transportation facilities; results of the pilot operation; characteristics of the deployment and efficiency of PSEPW and etc. The proposal for the pilot zones functionality improvement is offered on the basis of the detected defects.

Key words: PSEPW; system; informing; warning; population; terminal complex; transport; safety; act of terrorism.

В соответствии с [1], создается Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте (далее — комплексная система) путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС) на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее — РСЧС).

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте [2] (далее — Программа) определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, ее ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.

В рамках Программы активно разрабатывается и внедряется система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее — СЗИОНТ).

Целью создания СЗИОНТ является защита жизни и здоровья населения на транспорте, в том числе от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан об угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на территории транспортных комплексов с использованием современных технических средств и технологий [3].

Приоритетными направлениями функционирования СЗИОНТ является:

повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от угроз природного и техногенного характера;

формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;

создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.

СЗИОНТ на территории транспортного комплекса имеет возможность взаимодействия с диспетчер-

скими службами и ситуационными центрами (далее — СЦ) и сопряжена с центрами управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее — ЦУКС МЧС России) для обеспечения информационной поддержки при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористических актов.

СЗИОНТ создается на основе многоуровневого информационного пространства, в том числе взаимосвязанных автоматизированных информационных и аналитических систем, обеспечивающих проведение мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте. Информационные и аналитические системы, в том числе автоматизированные, строятся по территориально-распределенному принципу с единым центром управления базами данных в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с предназначением и возложенными задачами, СЗИОНТ должна функционировать в трех режимах: в повседневном режиме, в режиме угрозы и возникновения ЧС или террористического акта и в послекризисном режиме. Каждый из режимов функционирования СЗИОНТ имеет свои особенности.

В повседневном режиме осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при ЧС и терактах.

При организации информирования до населения доводятся:

правила безопасного поведения при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры;

способы эвакуации с территории транспортного комплекса при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористического акта;

другие навыки в области безопасности жизнедеятельности, разработанные МЧС России, в соответствии с программами подготовки и обучения различных групп населения.

В режиме угрозы и возникновения ЧС или террористических актов проводится оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты и т.д.), телефонам и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т. п.).

На случай возникновения ЧС или террористических актов разрабатываются типовые процедуры функционирования СЗИОНТ и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы, проводятся тренировки персонала СЗИОНТ совместно с взаимодействующими средствами и комплексами.

В период окончательной стадии ликвидации ЧС и ее последствий СЗИОНТ функционирует в послекри-зисном режиме и осуществляет информирование населения в целях его социальной реабилитации,

морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных психологических осложнений, повышения морального уровня и возвращения к полноценной жизни.

Кроме того, на средствах СЗИОНТ отображается информация по местам расположения и реквизитам центров социально-психологической реабилитации, службам первичного жизнеобеспечения населения, пунктам медицинской помощи, «горячим линиям», адресным пунктам поиска близких и родственников.

В целях решения поставленных задач в составе СЗИОНТ на региональном уровне создаются и развертываются следующие структурные элементы и подсистемы:

1. Структурные элементы:

сегменты управления СЗИОНТ на базе ЦУКС МЧС России;

терминальные комплексы СЗИОНТ (далее — ТК), устанавливаемые снаружи и внутри объектов транспортной инфраструктуры;

серверное оборудование размещаемое в СЦ, служебных помещениях объектов транспортной инфраструктуры и вблизи мест установки ТК;

оборудование сети связи и передачи данных, обеспечивающее информационный обмен между элементами СЗИОНТ;

автоматизированное рабочее место (далее — АРМ) дежурного по транспортному узлу/станции метрополитена;

АРМ линейного отдела УВД МВД России (при необходимости);

АРМ СЦ объекта транспортной инфраструктуры.

2. Распределенные автоматизированные подсистемы:

массового информирования; наблюдения и сбора информации; связи и передачи данных; информационной безопасности; радиационного и химического контроля; часофикации; геоинформационная; контроля и управления; охранно-пожарной сигнализации; экстренной связи;

выявления признаков возникновения ЧС. В зависимости от типа объекта транспортной инфраструктуры и задач сегмента СЗИОНТ, базируемого на нем, состав подсистем может меняться.

Элементами СЗИОНТ объектового уровня являются:

1. СЦ объектов транспортной инфраструктуры, дооснащенные оборудованием и специальным программным обеспечением сбора, отображения и анализа информации;

2. Подсистема сбора информации;

3. Подсистема систематизированного управляющего реагирования;

4. Подсистема информирования и оповещения населения.

СЦ объектов транспортной инфраструктуры предназначен для организации работ по сбору и анализу информации о состоянии объекта, для контроля работоспособности оборудования СЗИОНТ, а также для доведения оперативной информации и координации действий всех служб в случае ЧС. Задачи СЦ:

планирование информационных операций и управление трансляциями на ТК;

локализация видео-, аудио-, графических и текстовых материалов, полученных от вышестоящих информационных центров (далее — ИЦ);

управление системами видеонаблюдения и контроля, функционирующими на ТК;

сбор, документирование и передача информации видеонаблюдения, радиационного и химического контроля;

взаимодействие с территориальными СЦ; контроль и диагностика состояния структурных компонентов и сети передачи данных СЗИОНТ;

организация финансового обеспечения эксплуатации подсистем СЗИОНТ.

СЦ СЗИОНТ сопряжен с ЦУКС МЧС России, ИЦ и СЦ другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности. Сопряжения служат для обеспечения информационной поддержки при угрозе возникновения и возникновении ЧС, при принятии решений и при управлении в кризисных ситуациях.

При создании СЗИОНТ в обязательном порядке организуется информационное взаимодействие СЦ объектов транспортной инфраструктуры с ИЦ ОКСИОН, СЦ УВД МВД России, городских администраций и других заинтересованных ведомств и организаций.

Подсистема сбора информации предназначена для оперативного автоматизированного сбора информации о состоянии объекта и действий персонала и пассажиров, приема и обработки оперативной информации от населения и сотрудников, а также данных о превышении предельно допустимого коэффициента химических и радиоактивных веществ. В ее состав входят:

камеры наблюдения на территории и в зданиях; переносные направленные микрофоны; система радиационного и химического контроля; система мониторинга инженерного состояния зданий и сооружений;

кнопки экстренного обращения или вызова (тревожная кнопка);

носимые камеры видеорегистрации сотрудников; модуль приема и обработки информации от населения.

Подсистема систематизированного управляющего реагирования предназначена для автоматизированного доведения оперативной информации в целях предупреждения ЧС и смягчения последствий ее возникновения посредством передачи, в основном зара-

нее подготовленных, управленческих решений по следующим направлениям: ТК СЗИОНТ;

система централизованного голосового информирования пассажиров;

штатные информационные табло (жидкокристаллические или плазменные) объектов транспортной инфраструктуры;

бригады (экипажи) транспортных средств, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, производящих посадку/высадку пассажиров и подъезжающих к объекту транспортной инфраструктуры;

служба охраны и безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

радиосети общественного транспорта, обслуживающего объект транспортной инфраструктуры;

электронные реверсивные указатели по регулированию пассажиропотока.

Основным средством информирования и оповещения населения, а также обеспечения экстренной обратной связи и видеонаблюдения на территории объекта транспортной инфраструктуры являются ТК на основе полноцветных жидкокристаллических экранов.

К терминальным комплексам СЗИОНТ на территории транспортных комплексов относятся терминалы информирования и оповещения населения на основе полноцветных жидкокристаллических экранов, размещаемые:

на территории транспортного комплекса; в здании транспортного комплекса. ТК должны иметь в своем составе следующие технические средства:

сервер (как правило, один объект); контроллер ТК;

оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;

полноцветные жидкокристаллические панели; звукоусиливающее оборудование; камеры видеонаблюдения;

оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля (опционально);

оконечное оборудование подсистемы экстренной связи (опционально).

В качестве подсистемы информирования и оповещения на объектах транспортной инфраструктуры могут использоваться (при их наличии) технические средства ОКСИОН.

В рамках Программы в период 2010—2011 гг. проводилось проектирование, создание и ввод в строй пилотных зон СЗИОНТ на различных объектах транспортной инфраструктуры.

Перечень объектов транспортной инфраструктуры, оборудованных пилотными зонами сегментов СЗИОНТ, состав и характеристика аппаратных и программных средств, необходимых для эффективного функционирования пилотных зон сегментов

СЗИОНТ, а также требования, предъявляемые к ним, были определены в технических заданиях соответствующих государственных контрактов [4, 5].

Целью создания пилотных зон сегментов СЗИОНТ [6] являлось:

определение фактических значений количественных и качественных показателей, технических, эксплуатационных и ремонтных характеристик, программно-технических средств сегментов СЗИОНТ и готовности персонала к работе в условиях функционирования сегментов СЗИОНТ;

определение фактической эффективности сегментов СЗИОНТ;

корректировка (при необходимости) рабочей и эксплуатационной документации;

совершенствование системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях технических характеристик сегментов СЗИОНТ и приобретения опыта освоения эксплуатации;

отработка алгоритмов взаимодействия сотрудников объектов транспортной инфраструктуры с соответствующими представителями компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности.

В рамках формирования пилотных зон были созданы также сегменты управления СЗИОНТ в ЦУКС МЧС России по гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары, Волгограда и Казани.

При проведении оценки готовности СЗИОНТ к функционированию были выполнены следующие основные мероприятия:

систематизация, анализ и документирование результатов обследования;

организация и проведение опытной эксплуатации пилотных зон СЗИОНТ;

анализ результатов опытной эксплуатации. В работе по оценке готовности СЗИОНТ принимали участие специалисты и руководители региональных и территориальных ИЦ ОКСИОН, представители центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, сотрудники объектов транспортной инфраструктуры, на которых располагается оборудование СЗИОНТ и представители ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Оценка готовности СЗИОНТ проводилась по следующим направлениям:

1. Наличие проектной, рабочей (конструкторской) и иной организационно-технической документации на пилотную зону СЗИОНТ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фактическое количество комплектов оборудования и программного обеспечения и его месторасположения;

3. Наличие электропитания и связи по постоянной схеме;

4. Соответствие мест размещения оборудования паспорту (рабочему проекту) объекта (при его наличии);

5. Функции, реализуемые СЗИОНТ на объекте транспортной инфраструктуры;

6. Результаты опытной эксплуатации (наличие программы опытной эксплуатации, протоколов и актов о результатах опытной эксплуатации и т.д.);

7. Отчетная научно-техническая документация по вопросам создания СЗИОНТ;

8. Параметры использования и полезности СЗИОНТ;

9. Достоинства и недостатки, пожелания, особенности СЗИОНТ со слов непосредственных пользователей (операторов).

По результатам обследования сегментов СЗИОНТ по состоянию на 1 января 2012 года все пилотные зоны сегментов СЗИОНТ можно классифицировать по степени функционирования на три группы [3]:

1. Нефункционирующие. Элементы СЗИОНТ (терминальные комплексы и системы управления) не функционируют и не обеспечивают необходимых функций, отсутствуют соответствующая организационно-техническая документация;

2. Частично функционирующие. Элементы СЗИОНТ (терминальные комплексы и системы управления) частично функционируют, работы по настройке и пуско-наладке программного обеспечения не завершены;

3. Функционирующие. Элементы СЗИОНТ (терминальные комплексы и системы управления) функционирующие и выполняющие необходимый базовый функционал.

К первой группе относятся пилотные зоны сегментов СЗИОНТ:

станция метрополитена в г. Москва; станция метрополитена в г. Самара. Ко второй группе относятся пилотные зоны сегментов СЗИОНТ:

станция метрополитена в г. Казань. станция метрополитена в г. Нижний Новгород; станция метрополитена в г. Волгоград; станция метрополитена в г. Екатеринбург; автовокзал, железнодорожный вокзал, речной вокзал и аэропорт в г. Нижний Новгород.

К третьей группе относятся пилотные зоны сегментов СЗИОНТ:

станция метрополитена в г. Новосибирск. В ходе проведения опытной эксплуатации 12 пилотных зон сегментов СЗИОНТ, действующих на различных объектах транспортной инфраструктуры в различных регионах, были выявлены недостатки СЗИОНТ, которые можно классифицировать на следующие группы: недостатки, выявленные при оценке проектной и рабочей (конструкторской) документации;

организационно-технические недостатки пилотных зон сегментов СЗИОНТ и их систем управления;

недостатки общего и специального программного обеспечения, реализующего базовый функционал СЗИОНТ.

Недостатки, выявленные при оценке проектной, рабочей и другой организационно-технической документации:

1. Отсутствует техническая документация на систему, в том числе: рабочая и исполнительная документация на создание объектов СЗИОНТ;

2. Опытная эксплуатация в ряде сегментов СЗИОНТ не организована по причине отсутствия актов сдачи-приемки оборудования и работ по государственным контрактам на создание элементов СЗИОНТ;

3. Частично отсутствуют договора на электроснабжение технического оборудования СЗИОНТ;

4. Для ряда сегментов отсутствуют допуски для производства соответствующих работ на объектах транспортной инфраструктуры;

5. В значительной части пилотных зон отсутствуют договора сохранности аппаратно-программных средств СЗИОНТ с собственниками мест размещения терминальных комплексов.

Организационно-технические недостатки пилотных зон сегментов СЗИОНТ и их систем управления:

1. Монтаж оборудования элементов СЗИОНТ не выполнен в полном объеме;

2. Не установлены полностью или частично автоматизированные рабочие места операторов СЗИОНТ;

3. Пуско-наладочные работы не выполнены в полном объеме;

4. Не проводилось обучение специалистов, обеспечивающих функционирование СЗИОНТ. Отсутствуют руководства пользователя и администратора на специальное программное обеспечение;

5. Не организованы дежурные штатные единицы в МЧС России, МВД России, ФСБ России и на транспортных предприятиях, отвечающих за организацию взаимодействия при угрозе и возникновении ЧС или террористического акта;

6. Отсутствуют регламенты взаимодействия между МЧС России, МВД России, ФСБ России и транспортными предприятиями, так же отсутствуют планы реагирования в тех или иных ситуациях;

7. Часть технического оборудования сегментов СЗИОНТ неработоспособно, вышло из строя или требует замены. Для ряда технических элементов терминальных комплексов не проведена калибровка, отсутствует контроль элементов на местах операторов АРМ дежурной смены СЗИОНТ;

8. В большинстве пилотных зон не предусмотрено или не поставлено оборудование по обеспечению бесперебойного электропитания и охлаждения технических средств СЗИОНТ. Не установлены приборы учета электроэнергии на ряде объектов СЗИОНТ;

9. Техническое обслуживание и сопровождение эксплуатации сегментов СЗИОНТ не осуществляются. Обсуживающие организации не определены.

Недостатки общего и специального программного обеспечения, реализующего базовый функционал СЗИОНТ:

1. Система не выполняет основные функции: информирование и оповещение (операторы не имеют возможности реализовывать указанные функции, программное обеспечение не работоспособно, запись архива видеопотоков с видеокамер и данных с датчиков ПРХК не производится, обработка тревожных событий не настроена или не функционирует полностью);

2. Не установлено (не настроено в полном объеме) программное обеспечение АРМ и терминальных комплексов СЗИОНТ;

3. В ряде пилотных зон частично отсутствует комплекс системного и специального программного обеспечения, в том числе дистрибутивы и лицензии;

4. В сегментах СЗИОНТ не настроено единое системное время;

5. Не функционирует автоматическая сигнализация на автоматизированных рабочих местах операторов СЗИОНТ при превышении пороговых значений ПРХК;

6. Пользовательский интерфейс программного обеспечения АРМ дежурных операторов СЗИОНТ сложен в использовании, в большинстве случаев предназначен для системного администратора с высоким уровнем профессиональной подготовки;

7. В большинстве сегментов СЗИОНТ отсутствуют аппаратно-программные средства подсистемы информационной безопасности, каналы связи не защищены.

В итоге СЗИОНТ не обеспечивает самый основной и базовый функционал: специальное программное обеспечение СЗИОНТ не позволяет в полной мере осуществлять информирование и оповещение населения. В ряде случаев невозможно выполнять видеотрансляцию, текстовое и аудио информирование при угрозе и возникновении ЧС (террористического акта). Программное обеспечение, обеспечивающее функционирования СЗИОНТ и их систем управления, в большинстве случаев не настроено и предназначено для специалистов с соответствующим уровнем подготовки.

Основным недостатком в настоящий момент можно считать то, что созданные пилотные зоны СЗИОНТ не являются единой комплексной автоматизированной системой, представляют собой смонтированное оборудование (недопоставленное и не полностью смонтированное), не выполняющее полного комплекса поставленных перед СЗИОНТ задач.

Для дальнейшего эффективного функционирования сегментов СЗИОНТ и их систем управления, предлагается следующее:

1. Активизировать выполнение компаниями-подрядчиками условий соответствующих государственных контрактов и договоров;

2. Разработать регламенты взаимодействия комплексов СЗИОНТ с ситуационными и информационными центрами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

3. Обеспечить заключение договоров сохранности технического оборудования СЗИОНТ с собственниками объектов транспорта;

4. Провести обучение и повышение квалификации сотрудников задействованных в обеспечении функционирования СЗИОНТ;

5. Обеспечить функционирование подсистемы информационной безопасности как в ЦУКС МЧС России, так и на объектах транспортной инфраструктуры;

6. Обеспечить сегменты СЗИОНТ источниками бесперебойного электропитания и системами охлаждения технических средств СЗИОНТ;

7. Провести калибровку и доработку оборудования и программного обеспечения сегментов СЗИОНТ.

Результаты опытной эксплуатации пилотных зон СЗИОНТ демонстрируют, что СЗИОНТ требует доработки. В большинстве случаев она не выполняет полного комплекса поставленных перед ней задач.

Литература

1. Российская Федерация. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г № 403.

2. Российская Федерация. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте [Текст]: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р].

3. Проведение оценки выполнения мероприятий программы по созданию системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте [Текст]: отчет о работе (промежуточ.). Концепция развития и совершенствования системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (проект) / МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). М., 2011.

4. Создание 4 пилотных зон сегментов системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (по объекту транспортной инфраструктуры на железнодорожном, морском или внутреннем водном, воздушном и автомобильном транспорте) [Текст]: Государственный контракт от 6.12.2010 № 2010.420 / ДГЗ МЧС России.

5. Создание 8 пилотных зон сегментов системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте на станциях метрополитенов городов России (по 1 станции в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Казани) [Текст]: Государственный контракт от 6.12.2010 № 2010.3701 / ДГЗ МЧС России.

6. Система разработки и постановки продукции на производство. Рекомендации Р 50-605-80-93. [Утверждены Приказом ВНИИ стандарта от 9 июля 1993 г. № 18]

Сведения об авторах

Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

Алымов Александр Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

Пашков Андрей Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.