Научная статья на тему 'Проблемы создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте'

Проблемы создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / REGULATORY LEGAL BASE / НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / NORMATIVE AND TECHNICAL BASE / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / PROTECTION THE POPULATION AND THE TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATIONS / ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / INFORMING AND WARNING THE POPULATION USING THE TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Терещенко Л. К.

Описываются основные результаты деятельности по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы, связанной с созданием и функционированием системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Предлагаются приоритетные направления повышения эффективности функционирования системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Терещенко Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREATION THE SYSTEM OF PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS NATURAL AND MAN-MADE CHARACTER, INFORMING AND WARNING POPULATION USING THE TRANSPORT

The article presents the results of improvement legal, normative and technical base connected with creation and functioning system of protection from emergency situations natural and man-made character, informing and warning the population using the transport. The authors suggest the ways of improvement efficiency of functioning system of protection against emergency situations of natural and man-made character, informing and warning the population using the transport.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте»

УДК 614.8:331.4

В.П. Сломянский, В.Ю. Глебов, Л.К. Терещенко

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Описываются основные результаты деятельности по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы, связанной с созданием и функционированием системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Предлагаются приоритетные направления повышения эффективности функционирования системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Ключевые слова: нормативная правовая база, нормативно-техническая база, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информирование и оповещение населения на транспорте.

V. Slomyanskiy, V. Glebov, L. Tereshchenko

PROBLEMS OF CREATION THE SYSTEM OF PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS NATURAL AND MAN-MADE CHARACTER, INFORMING AND WARNING POPULATION USING THE TRANSPORT

The article presents the results of improvement legal, normative and technical base connected with creation and functioning system ofprotection from emergency situations natural and man-made character, informing and warning the population using the transport. The authors suggest the ways of improvement efficiency of functioning system of protection against emergency situations of natural and man-made character, informing and warning the population using the transport.

Keywords: regulatory legal base, normative and technical base, protection the population and the territories from emergency situations, informing and warning the population using the transport.

Система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее по тексту - СЗИОНТ) является сегментом Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, создаваемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 [1].

Последние теракты в аэропорту Домодедово, Московском метро, авиакатастрофы с вертолётом Ми-8 на Камчатке, в Смоленской области и другие аварии и катастрофы на объектах транспортной инфраструктуры свидетельствуют об актуальности создания и развития системы обеспечения транспортной безопасности. В целом основными угрозами безопасности населения на транспорте являются угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, и угрозы техногенного и природного характера.

Понятие «транспортная безопасность» как правовая категория является юридической новеллой. Впервые указанный термин получил нормативное закрепление 11 июня 2004 г., когда постановлением Правительства Российской Федерации № 274 [2] транспортная безопасность была определена одним из основных вопросов, по которым Минтранс России самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование.

В настоящее время в условиях интеграции всех видов транспорта в единую систему, преобразования органов управления транспортом должны интегрироваться и унифицироваться требования к обеспечению транспортной безопасности.

Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ [3] под транспортной безопасностью понимается состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, при этом в понятии «транспортная безопасность» совершенно упускаются вопросы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 [1] поставлены конкретные задачи по комплексному решению проблемы безопасности населения на транспорте, целью которой является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. В настоящее время недооценена необходимость обеспечения транспортной безопасности.

Международный опыт и сложившаяся ситуация в стране подтверждают необходимость повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению требуемого уровня безопасности на транспорте. Указанная задача может быть решена путём создания и функционирования специальной системы - комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.

В рамках выполнения поставленных задач выпущено распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р [4], в соответствии с которым МЧС России является ответственным исполнителем за выполнение мероприятий по защите от угроз техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения на транспорте, в том числе - за разработку проектов нормативных правовых и нормативно-методических документов, регулирующих отношения, связанные с созданием СЗИОНТ.

Правовую основу деятельности, направленной на создание СЗИОНТ, составляют положения нормативных правовых актов и нормативных документов, принятых на федеральном уровне, методическую основу - ряд методических рекомендаций и других документов.

В то же время действующее законодательство не устанавливает чёткого разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Это сдерживает возможности по созданию многоуровневой системы за-

щиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, как она определена в Указе Президента Российской Федерации от 31.30.2010 г. № 403 [1].

Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день отсутствует системный подход, который бы обеспечивал на всех территориальных уровнях как правовое, так и институциональное регулирование такой специфической сферы отношений, как транспортная безопасность.

Для восполнения имеющегося пробела правового регулирования следует скорректировать положения действующего законодательства в части определения правового статуса СЗИОНТ, а также чёткого определения полномочий каждого уровня осуществления публичной власти.

В ходе выполнения работы «Разработка проектов нормативных правовых и нормативно -методических документов, регулирующих отношения, связанные с созданием системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте» в рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2011-2012 гг. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации разработан целый ряд нормативно-технических и методических документов по созданию и использованию СЗИОНТ, предназначенных для территориальных органов подведомственных агентств и службы Минтранса России, территориальных органов МЧС России, МВД России и ФСБ России, при организации создания и эксплуатации СЗИОНТ:

- Концепция создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (одобрена на Совете по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (протокол от 28.06.2012 г. № 26));

- проект совместного приказа о взаимодействии Минтранса России, МЧС России, МВД России и ФСБ России при организации создания и эксплуатации СЗИОНТ;

- проекты регламентов совместного использования систем информирования и оповещения населения на транспорте и в местах массового пребывания людей и эксплуатационно-технического обеспечения СЗИОНТ;

- методические рекомендации по созданию и использованию СЗИОНТ;

- типовые нормативные правовые и методические документы для создания и функционирования СЗИОНТ в субъектах Российской Федерации.

Согласование и утверждение установленным порядком указанных выше документов, наряду с внесением разработанных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в федеральные законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской

Федерации от 11 июля 2004 года № 868»; проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в Положение о Минтрансе России, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 295, и в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794) позволят повысить эффективность создания и использования СЗИОНТ в целях защиты людей на объектах транспортной инфраструктуры.

Предлагаемое в законопроекте разграничение полномочий позволит, во -первых, исключить случаи дублирования осуществления полномочий органов публичной власти различного уровня в пределах одной и той же территории; во-вторых, обеспечить более чёткую координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечению его безопасности; в-третьих, повысить ответственность органов и должностных лиц за реализацию указанных полномочий; в-четвёртых, определить объём материально-финансового участия каждого территориального уровня в реализации соответствующих полномочий.

В целях обобщения и анализа проблемных вопросов опытной эксплуатации и функционирования СЗИОНТ в пилотных зонах и разработки механизмов, в том числе правовых, их устранения был организован и осуществлён выезд (командирование) сотрудников ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в г. Нижний Новгород, на территории которого комплексно организовано создание и проведена опытная эксплуатация сегментов СЗИОНТ на территории различных типов объектов транспортной инфраструктуры.

В рамках реализации мероприятий по защите от угрозы техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения на транспорте в 2010-2011 гг. в г. Нижний Новгород созданы пять пилотных зон сегментов СЗИОНТ на территории следующих объектов транспортной инфраструктуры: ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород»; железнодорожный вокзал «Нижний Новгород»; МП «Нижегородское метро»; ГП НО «Нижегородпассажирав-тотранс» (автостанция пл. Лядово); ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (Речной вокзал). В пилотных зонах сегментов СЗИОНТ на территории указанных объектов транспортной инфраструктуры смонтировано и отлажено соответствующее оборудование, в автономном режиме ведутся трансляции информационных материалов, направленных на предупреждение аварий и ЧС, а также обучение населения правилам действий в экстремальных ситуациях.

В ходе рабочих совещаний с участием специалистов главного управления МЧС России по Нижегородской области и владельцев хозяйствующих субъектов (объектов транспортной инфраструктуры) состоялось широкое обсуждение состояния проблем создания и функционирования пилотных сегментов СЗИОНТ, в том числе проблем, связанных с совершенствованием норматив-

ной правовой и нормативно-технической базы в рассматриваемой области - внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального уровня, разработка необходимой нормативно-технической документации.

В ходе рабочих совещаний с участием специалистов главного управления МЧС России по Нижегородской области и владельцев хозяйствующих субъектов (объектов транспортной инфраструктуры) среди основной проблемы обеспечения должного функционирования сегментов СЗИОНТ отмечалась проблема несовершенства федерального и субъективного законодательства в плане закрепления механизмов создания, разграничения сфер ответственности и механизмов межведомственного взаимодействия, а также отсутствие соответствующих нормативно-технических документов.

Кроме того, был отмечен целый рад организационных проблем, связанных в частности с отсутствием: штатной укомплектованности персонала автоматизированных рабочих мест; взаимосвязи и договорных отношений между главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на балансе которого находится оборудование СЗИОНТ, с хозяйствующими субъектами.

По итогам рабочих совещаний в ходе командировки было принято согласованное решение о том, что внесение разработанных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального уровня позволит в правовом плане закрепить место СЗИОНТ в общей системе защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения; в свою очередь утверждение установленным порядком разработанной нормативно-технической документации станет необходимой основой для создания и обеспечения функционирования сегментов СЗИОНТ на территории транспортных узлов различной функциональной направленности.

В заключение следует отметить, что в целях создания и функционирования СЗИОНТ требуется продолжение напряжённой работы, в том числе: организация и проведение согласительного совещания всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти под эгидой МЧС России с обсуждением проблемных вопросов; разработка требований к функционированию сегментов СЗИОНТ и их межведомственное согласование; введение в действие установленным порядком разработанных нормативно-технических документов по созданию и функционированию СЗИОНТ.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2004 г. № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.