Научная статья на тему 'Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»'

Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКСИОН / система / информирование / Оповещение / Население / терминальные комплексы / снижение риска / Федеральная целевая программа / ACSPW / System / informing / warning / Population / terminal complexes / decreasing of the risk / Federal target program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Алымов Александр Владимирович, Пашков Андрей Александрович

В статье рассмотрено развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», показаны результаты применения ОКСИОН в условиях угрозы и возникновении ЧС и предложены направления дальнейшего развития ОКСИОН в рамках целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Алымов Александр Владимирович, Пашков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article is described the development of all-Russian complex system of people warning ( ACSPW) within the implementation of the federal target program «Risk and Consequences Decrease of the Natural and Anthropogenic Emergencies in the Russian Federation Before the Year 2010», the results of the ACSPW deployment in danger and emergencies, the further steps for ACSPW development are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»»

УДК 614.8.01

Развитие ОКСИОН в рамках реализации мероприятии федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

А.В. Лукьянович, А.В. Алымов, А.А. Пашков

Аннотация

В статье рассмотрено развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее — ОКСИОН) в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», показаны результаты применения ОКСИОН в условиях угрозы и возникновении ЧС и предложены направления дальнейшего развития ОКСИОН в рамках целевых программ.

Ключевые слова: ОКСИОН; система; информирование; оповещение; население; терминальные комплексы; снижение риска; федеральная целевая программа.

ACSPW Development Within the Implementation of the Federal Target Program «Risk and Consequences Decrease of the Natural and Anthropogenic Emergencies in the Russian Federation Before the Year 2010»

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

A. Lykyanovich, A. Alymov, A. Pashkov

Abstract

In this article is described the development of all-Russian complex system of people warning ( ACSPW) within the implementation of the federal target program «Risk and Consequences Decrease of the Natural and Anthropogenic Emergencies in the Russian Federation Before the Year 2010», the results of the ACSPW deployment in danger and emergencies, the further steps for ACSPW development are offered.

Key words: ACSPW; system; informing; warning; population; terminal complexes; decreasing of the risk; federal target program.

В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), повышения защищенности населения, критически важных объектов и территорий Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 1, была утверждена федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (далее — Программа).

В рамках реализации Программы проведен следующий комплекс мероприятий [1]:

системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;

совершенствование систем мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами;

развитие и совершенствование систем информирования и оповещения органов управления, сил МЧС России и населения;

разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;

развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением ЧС, а также средств и технологий ликвидации ЧС;

развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков ЧС;

развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в ЧС.

Особое внимание было уделено созданию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее — ОКСИОН, система), основной целью которой является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Основными задачами, возложенными на систему, являются [2]:

сокращение сроков гарантированного оповещения о возникновении ЧС;

повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС;

обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций, касающихся их поведения в процессе локализации и ликвидации ЧС;

повышение уровня культуры и подготовленности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

обеспечение регулярности передачи информации, необходимой для обучения населения безопасному поведению;

усиление информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате ЧС;

повышение эффективности мониторинга обстановки путем осуществления профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей.

В целях создания и развития ОКСИОН в рамках Программы были проведены следующие основные мероприятия:

1. Разработка и совершенствование нормативной правовой базы создания и функционирования ОКСИОН. В рамках Программы было разработано и утверждено более 20 руководящих документов, регламентирующих вопросы создания и функционирования ОКСИОН. К основным из них относятся:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 № 381 «О порядке предоставления участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования в местах массового пребывания людей»;

распоряжение Правительства РФ от 14.10.2005 № 1327-р «О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 № 1529-р «О Концепции федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»;

совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов»;

совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005 № 427/431/320 «Об орга-

низационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»;

совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 11.08.2006 № 398/545/323 «О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации»;

приказ МЧС России от 20.09. 2005 № 698 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»;

приказ МЧС России от 08.12.2005 № 878 «О создании Информационного центра общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей»;

Системотехнический проект ОКСИОН [3]; Концепция создания ОКСИОН [2]; Концепция создания и использования мобильного сегмента ОКСИОН [4];

Концепция развития региональных подсистем ОКСИОН с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций [5].

2. Исследование и внедрение современных информационных технологий и программного обеспечения в процессы информирования и оповещения населения с использованием ОКСИОН. В целях совершенствования технологий и методов информирования и оповещения населения разработаны и внедрены терминальные комплексы (далее — ТК) различных типов, входящие в состав ОКСИОН и предназначенные для приема, обработки и отображения аудиовизуальных сообщений, а также приема и передачи в информационные центры (далее — ИЦ) информации об обстановке в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН, являясь элементом РСЧС, имеет 4 уровня иерархии: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН ИЦ подразделены на федеральный информационный центр (ФИЦ), межрегиональные информационные центры (МРИЦ), региональные информационные центры (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).

В соответствии с Концепцией создания ОКСИОН ТК разделяются на стационарные и мобильные.

Стационарные ТК включают технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания. К ним относятся устройства усиления звука, динамики и другое оборудование, необходимое для звукового оповещения населения, уличные светодиодные панели, плазменные экраны внутри зданий и экраны «бегущая строка», размещаемые в местах массового пребывания людей (вокзалы, аэропорты, крупные торговые центры и др.).

Мобильные ТК включают транспортные средства, на которых размещаются светодиодные экраны с оборудованием, необходимым для отображения видео- и аудиоинформации, видеонаблюдения, обеспечения связи, создания информационного контента, а также мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки, автономного энергоснабжения, и другое оборудование.

В целях развития ОКСИОН проведены исследования по оценке возможностей применения современных информационно-коммуникационных средств оповещения и информирования населения.

К концу 2010 года успешно внедрены следующие технологии коллективного и индивидуального информирования:

лазерные мобильные комплексы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей [6];

адресное информирование и оповещение населения с использованием ресурсов сотовой связи [7];

корпоративный портал МЧС России, включающий комплекс интернет-ресурсов по вопросам пожарной и детской безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности, экстренной психологической помощи и т. д. [8].

Лазерные мобильные комплексы (далее — ЛМК) позволяют обеспечить воспроизведение необходимой графической информации, синхронизированной со звуковым сопровождением на различных плоских поверхностях (просветная проекционная сетка, киноэкран, стена дома, арена цирка, ледовая арена, водопад, вертикальная скала, склоны местности, лесные массивы, плотная низкая облачность и т. п.). Преимущества ЛМК перед другими средствами информирования и оповещения достигаются благодаря: большому масштабу проекционного изображения, доступного одновременно значительному количеству людей;

возможности управления процессом трансляции сообщений с безопасного расстояния;

незначительным массогабаритным параметрам и невысокой стоимости ЛМК.

Возможности систем мобильной связи открывают широкие перспективы их использования как для голосовой передачи информации, так и для трансляции

текстовых и мультимедиасообщений, а также для доступа к ресурсам Глобальной сети Интернет. Все это широко используется для адресного информирования и оповещения населения.

Применение SMS-технологий для информирования и оповещения населения дает возможность обнаружения всех обладателей мобильных телефонов, находящихся в зоне риска, и отправления им SMS-сообщения с предупреждением. При этом важным преимуществом службы SMS является гарантированная доставка сообщения адресату. Человек, находящийся в зоне бедствия, гарантированно сможет получить необходимую информацию об угрозе ЧС и правильных действиях в сложившейся ситуации.

Интернет-портал МЧС России позволяет увеличить объем публикуемой информации в области безопасности населения и территорий, а также удовлетворить возрастающие запросы населения по получению информации, касающейся сферы деятельности МЧС России.

3. Научное обоснование организационных принципов и методов использования ОКСИОН. В целях научного обоснования создания системы, формирования организационных принципов и разработки методов ее использования был проведен ряд научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по следующим направлениям:

исследование и научно-методическое обоснование приоритетных направлений развития и совершенствования современных систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

разработка современных форм и методов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

разработка регламентов информационного обмена в рамках ОКСИОН;

разработка типовых проектов по созданию системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном уровне с учетом возможных угроз, природно-климатических и других особенностей, а также условий расселения населения;

разработка современных технологий оперативного информирования населения в местах массового пребывания людей;

разработка методологии информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

создание научно-методических основ информирования и оповещения населения с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей;

разработка типовых проектов систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном и муниципальном уровнях, в том числе и на транспортных средствах;

разработка технологических схем функционирования и взаимодействия компонентов ОКСИОН и рабочих проектов ее элементов;

создание и системная интеграция объектов управления, ТК и других элементов ОКСИОН на основе современных информационных технологий;

анализ особенностей функционирования системы в различных режимах;

исследование современных технологий оперативного информирования населения в местах массового пребывания людей;

анализ особенностей подготовки специалистов для ИЦ различных уровней иерархии.

В результате проведенных исследований разработаны:

Концепция развития региональных подсистем ОКСИОН с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций;

требования по размещению ТК ОКСИОН; регламенты информационного обмена в рамках ОКСИОН;

типовые проекты по созданию системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном уровне с учетом возможных угроз, природно-климатических и других особенностей, а также условий расселения населения;

современные формы и методы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

методические подходы для оценки эффективности функционирования ОКСИОН.

4. Разработка информационного обеспечения

ОКСИОН. В настоящее время ТК ОКСИОН, расположенные в местах массового пребывания людей, транслируют информационный контент в соответствии с режимами функционирования ОКСИОН [9].

В рамках реализации Программы разработаны видеоролики, адаптированные для различных групп населения, в том числе подрастающего поколения, которые информируют о безопасном поведении в быту, на водных объектах, в местах массового пребывания людей и т. д.

При угрозе или возникновении ЧС на ТК ОКСИОН выводится информация в соответствии с условиями сложившейся обстановки. В целях сокращения сроков ликвидации ЧС и минимизации их последствий информационный контент включает в себя заранее подготовленные выступления дикторов, тематический видеоряд, графические плакаты и другие мультимедийные материалы с инструкциями по порядку действия в условиях сложившихся ЧС.

5. Система интеграции и организации взаимодействия структурных элементов ОКСИОН. Создание и введение в эксплуатацию ОКСИОН было запланировано и выполнено в 3 этапа [1]:

1-й этап — в городах, в которых размещены региональные центры МЧС России;

2-й этап — в промышленных центрах, обеспечивающих функционирование базовых секторов экономики и транспортных коммуникаций;

3-й этап — в городах и других населенных пунктах, расположенных в зонах с высокими уровнями природных и техногенных рисков.

В 2006 г. на основе разработанных нормативных правовых и нормативно-технических документов был реализован опытный проект, а в дальнейшем созданы пилотные зоны в г. Москве и Санкт-Петербурге. Далее, опираясь на опыт функционирования пилотных зон, система поэтапно вводилась в эксплуатацию в соответствии с Планом развития ОКСИОН. К началу 2010 г. система насчитывала 520 ТК, расположенных в крупных городах с населением свыше 1 млн чел., в промышленных центрах и других населенных пунктах, расположенных в зонах с высокими уровнями природных и техногенных рисков. В течение 2010 г. было запланировано введение в эксплуатацию еще 76 ТК, что довело их общее количество до 596.

Расположение ИЦ ОКСИОН в городах Российской Федерации в соответствии с иерархией системы представлено в таблице [10].

Для обеспечения сопряжения между ИЦ и ТК разработаны распределенные автоматизированные подсистемы [3]:

массового информирования; наблюдения и сбора информации; связи и передачи данных; информационной безопасности; радиационного и химического контроля; звукового сопровождения и информирования; контроля и управления ОКСИОН; часофикации; геоинформационная.

Данные подсистемы позволяют осуществлять: трансляцию заранее подготовленных видео-, аудио-и текстовых материалов;

мониторинг обстановки в местах размещения ТК;

информационный обмен между ИЦ различных уровней иерархии, а также между ИЦ и ТК ОКСИОН;

информационную безопасность ресурсов на объектах ОКСИОН;

контроль радиационной обстановки в местах массового пребывания людей;

звуковое сопровождение трансляции видеоконтента на ТК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учет объектов ОКСИОН в специализированном каталоге;

географическую и топологическую привязку структурных элементов ОКСИОН.

6. Подготовка специалистов для работы в структурных подразделениях ОКСИОН. В настоящее время не в полной мере решен вопрос обучения специалистов ОКСИОН. Эпизодически проходят

повышение квалификации работники ИЦ. Так, например, в 2010 г. прошло повышение квалификации лишь 16 человек.

В целях повышения эффективности работы по организации функционирования ОКСИОН, а также повышения технической грамотности сотрудников ИЦ представляется необходимым организовать повышение квалификации:

руководителей и сотрудников структурных подразделений территориальных органов МЧС России, в должностные обязанности которых входит решение вопросов создания и функционирования ОКСИОН;

работников региональных и муниципальных ИЦ.

Разработка и внедрение системы позволило использовать структурные элементы ОКСИОН практически всех крупных ЧС, возникавших в период функционирования ОКСИОН на территории России и союзных государств. В соответствии с нормативной документацией, регламентирующей деятельность ОКСИОН, система функционирует в 3 режимах [2]:

В «повседневном режиме» ОКСИОН выполняет задачи по подготовке и информированию населения в области гражданской защиты. Одновременно производится комплексный сбор в местах размещения ТК информации о состоянии правопорядка и о поведении отдельных категорий граждан с архивированием результатов наблюдений. В рамках развития ОКСИОН были разработаны и использовались в ТК тематические видеоролики, программы, плакаты, сообщения и другие информационные материалы по вопросам безопасности жизнедеятельности населения.

В «режиме угрозы или возникновения ЧС» ОКСИОН используется для доведения до граждан оперативной информации о параметрах опасностей и угроз, направлениях и скорости их распространения, мерах по защите жизни и здоровья, организации помощи окружающим. В это же время осуществляется комплексный сбор информации для подготовки органами управления МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти управленческих решений в целях локализации и ликвидации ЧС.

В «послекризисном режиме» система задейству-ется для выполнения комплекса мероприятий, направленных на социальную реабилитацию, оказание психологической помощи населению, всестороннее информационное обеспечение граждан. На ТК в этот период транслируется информация о количестве пострадавших, телефоны «горячих линий» (психологической поддержки), адреса и телефоны больниц и мест временного размещения пострадавших граждан и т. д.

Эффективное управление ОКСИОН, своевременное получение оперативной информации и заблаговременно подготовленный информационный контент для условий ЧС различного характера обеспечили успешное применение системы во время

Таблица

Расположение ИЦ ОКСИОН в городах Российской Федерации

№ п/п Город ИЦ № п/п Город ИЦ

1 Москва ФИЦ 12 Самара РИЦ

2 Воронеж РИЦ 13 Казань РИЦ

3 Ярославль РИЦ 14 Уфа РИЦ

4 Санкт-Петербург МРИЦ 15 Тюмень РИЦ

5 Астрахань РИЦ 16 Челябинск РИЦ

6 Волгоград РИЦ 17 Красноярск МРИЦ

7 Краснодар РИЦ 18 Омск РИЦ

8 Ставрополь РИЦ 19 Новосибирск РИЦ

9 Ростов-на-Дону МРИЦ 20 Иркутск РИЦ

10 Екатеринбург МРИЦ 21 Хабаровск МРИЦ

11 Нижний Новгород МРИЦ 22 Владивосток РИЦ

крупных ЧС и других происшествий. Так, например, мобильные комплексы информирования и оповещения населения (далее — МКИОН) [10] активно использовались при ликвидации последствий взрывов в Московском метрополитене на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 г., а также при возникновении вооруженного конфликта в Южной Осетии 2008 г. Стационарные ТК ОКСИОН на железнодорожных вокзалах обеспечивали доведение необходимой информации при ликвидации последствий крушения «Невского экспресса» 27 ноября 2009 г. В условиях борьбы с лесными пожарами 2008-2010 гг. в различных субъектах Российской Федерации, а также при крупных авариях на коммунально-бытовых сетях активно применялись ТК ОКСИОН, расположенные в местах массового пребывания людей, для доведения информации о правилах безопасного поведения в сложившихся ситуациях.

Положительный эффект от создания ОКСИОН был достигнут за счет:

развития науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации;

повышения безопасности жизнедеятельности населения за счет формирования культуры поведения при возникновении ЧС;

повышения имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения;

обеспечения равных условий защищенности для всех социальных групп населения, непрерывности управления, поступления информации и сигналов оповещения;

повышения действенности мониторинга общественного порядка в местах массового пребывания людей, обнаружения и идентификации социально опасных лиц и т. д.

Внедрение и использование системы позволило сократить сроки доведения необходимой информации до различных категорий населения более чем в 2 раза.

В целях повышения эффективности функционирования ОКСИОН в рамках реализации планируемых целевых программ федерального и регионального уровней необходимо решение следующих задач [10]:

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обязательного размещения ТК в местах массового пребывания людей, в целях увеличения зоны охвата ОКСИОН;

увеличение парка и совершенствование тактико-технических характеристик ТК, при этом особое внимание необходимо уделить МКИОН с целью обеспечения функционирования ОКСИОН в отдаленных районах возникновения ЧС и в сельской местности, где развертывание системы не предусматривается;

разработка методических подходов к оптимизации структуры размещения элементов ОКСИОН с учетом анализа рисков возникновения ЧС и специфики обстановки в конкретных местах их размещения;

усиление эксплуатационно-технических служб ИЦ квалифицированными техническими специалистами и материально-техническими средствами, в том числе средствами резервного обеспечения функционирования ОКСИОН;

развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава территориальных органов МЧС России, в должностные обязанности которых входит решение вопросов создания и функционирования ОКСИОН, а также работников региональных и муниципальных ИЦ;

внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения в условиях ЧС и в период проведения контртеррористических операций;

внедрение единых подходов к созданию и трансляции информационных материалов для ТК и иных средств информирования и оповещения ОКСИОН, с учетом психофизиологических аспектов восприятия информации населением и географических особенностей размещения технических средств ОКСИОН.

Литература

1. Российская Федерация. Постановления Правительства. О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»: Пост. Прав.: принят Правит. РФ 06.01.2006.

2. Внедрение современных технологий по подготовке и информированию населения по вопросам гражданской обороны, в том числе с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей, согласно перечню, утвержденному МЧС: отчет о НИР (промежу-точ.): Концепция создания и использования ОКСИОН / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2005.

3. Системотехнический проект ОКСИОН: отчет о НИР (заключ.) / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2005.

4. Концепция создания и использования мобильного сегмента ОКСИОН: отчет о НИР (заключ.) / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2005.

5. Концепция развития региональных подсистем ОКСИОН с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций: отчет о НИР (заключ.) / ЦСИ ГЗ. М.: МЧС России, 2006.

6. Разработка современных форм и методов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: отчет о НИР (заключ.) / ЦСИ ГЗ. М.: МЧС России, 2008.

7. Разработка современных технологий оперативного информирования населения в местах массового пребывания людей: отчет о НИР (заключ.): Концепция использования SMS-технологий в интересах информирования и оповещения населения / ОАО «Интеллект-Телеком». М.: МЧС России, 2006.

8. Разработка современных технологий оперативного информирования населения в местах массового пребывания людей. Методическое обоснование форм и методов информирования населения: отчет о НИР (заключ.) / Научно-производственная

компания «Высокие технологии и стратегические системы». М.: МЧС России, 2006.

9. Исследование и научно-методическое обоснование приоритетных направлений развития и совершенствования современных систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: отчет о НИР (заключ.) / ЦСИ ГЗ. М.: МЧС России, 2006.

10. Анализ эффективности информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: отчет о НИР (заключ.) / ФГУ ВНИИ ГОЧС. М.: МЧС России, 2010.

Сведения об авторах

Лукьянович Алексей Викторович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник отдела.

121352, п Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

Алымов Александр Владимирович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

121352, п. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

Пашков Андрей Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 121352, п Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: center_kbg@mail.ru

XV

Международная

научно-практическая

конференция

International Scientific and Practical Conference

Материалы конференции

шга^щшшсо ЙШИ

УДК 355.58 + 614.8.084

ББК 68.9

М76

Научные редакторы: В. П. Молчанов,

д.т. н., начальник НТУ МЧС России; В. А. Акимов,

д.т. н., начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. XV международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. 18—20 мая 2010 года, Москва, Россия; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 512 с.: ил.

ISBN 978-5-93970-041-2

Конференция была подготовлена и проведена Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российской академией наук, Российским научным обществом анализа риска в соответствии с комплексным планом основных

мероприятий МЧС России на 2010 год, утвержденным приказом МЧС России от 22 декабря 2008 г. № 800.

Конференция была проведена в рамках Международного салона «Комплексная безопасность-2010».

В ходе конференции прошло три пленарных заседания. Первое на тему: «Система управления в кризисных ситуациях в Российской Федерации: пути создания и развития». Второе на тему: «Реализация государственной политики в области обеспечения комплексной безопасности в рамках федеральных целевых программ». Третье на тему: «Перспективы развития методов и принципов обеспечения сейсмобезопасности в Российской Федерации».

Также в соответствии с Деловой программой Международного салона «Комплексная безопасность-2010» был проведен Научно-практический межведомственный семинар по вопросам обеспечения безопасности арктических территорий.

Материалы конференции рассчитаны на специалистов в области проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области проблем антикризисного управления, а также на широкий круг читателей.

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15549529

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.