Научная статья на тему 'Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций'

Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2546
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / NOTIFICATION SYSTEM / INFORMING THE PUBLIC / EMERGENCIES / COMPLEX SYSTEM OF EMERGENCY PUBLIC NOTIFICATION ABOUT THE THREAT OF EMERGENCIES OR DANGER OF RAPID EMERGENCY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Максимов Игорь Александрович, Краснокутский Алексей Васильевич, Удилова Инна Яковлевна, Сулима Тимофей Геннадьевич

Статья посвящена анализу современного состояния вопроса развития и обеспечения эффективного функционирования систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; задачам современного этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Максимов Игорь Александрович, Краснокутский Алексей Васильевич, Удилова Инна Яковлевна, Сулима Тимофей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT TRENDS AND PROBLEMS OF NOTIFICATION AND AWARENESS IN THE CIVIL DEFENSE AND PROTECTION OF EMERGENCY

This article analyzes the current state of development issues and the effective functioning of warning and informing the public about the dangers arising from emergency situations of natural and man-made disasters; tasks of the present stage.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»

ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УДК 614.8

И.А. Максимов, А.В. Краснокутский, И.Я. Удилова, Т.Г. Сулима

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья посвящена анализу современного состояния вопроса развития и обеспечения эффективного функционирования систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; задачам современного этапа.

Ключевые слова: система оповещения; информирование населения; чрезвычайные ситуации; комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

I. Maksimov, A. Krasnokutsky, I. Udilova, T. Sulima

CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT TRENDS AND PROBLEMS OF NOTIFICATION

AND AWARENESS IN THE CIVIL DEFENSE AND PROTECTION OF EMERGENCY

This article analyzes the current state of development issues and the effective functioning of warning and informing the public about the dangers arising from emergency situations of natural and man-made disasters; tasks of the present stage.

Keywords: notification system, informing the public, emergencies, complex system of emergency public notification about the threat of emergencies or danger of rapid emergency.

В начале третьего тысячелетия проблема взаимоотношения человеческого общества с окружающей природной средой и техносферой приобрела острый характер. Качественное изменение опасностей, связанных с техногенными авариями и катастрофами, усиление последствий стихийных бедствий, проблемы экологии - всё это потребовало пересмотра основных положений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полноценное включение России в мировой процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, сопряжено с реализацией ряда стратегических требований, сформулированных в декларации «Рио + 20», важнейшим из которых является своевременность оповещения и оперативность информирования населения об угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) природного и техногенного характера, а также о мерах и способах защиты от них.

Вопросам оповещения и информирования на современном этапе развития общества уделяется большое внимание. Своевременное оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, об угрозе или о возникновении ЧС, информирование о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей в комплексе мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения страны в целом.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальниых образований) и ло-

- 3

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

кальные (объектовые) системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов), а также развёрнуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов.

Рост масштабов ЧС современности и возникновения катастрофического развития синергетиче-ских природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов его информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами доведения информации до населения, в том числе экстренной информации и сигналов оповещения [4].

Повышение оперативности действий систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС может быть достигнуто лишь путём автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.

Для повышения эффективности решения указанных выше проблем назрела необходимость разделения задач по информированию и оповещению населения [6].

Оповещение населения осуществляется органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС) с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дежурно-диспетчерские службы (далее по тексту - ДДС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее по тексту - ЕДДС), ДДС организаций (объектов).

Информирование населения организуется и осуществляется в целях доведения до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты, а также проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Информирование населения, в отличие от оповещения населения, не требует немедленного принятия мер по защите населения и, согласно законодательству Российской Федерации, является обязанностью всех федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Для оповещения и информирования населения используются электрические сирены, сети радио- и телевещания, мобильные системы с их разнообразием персональных устройств, а также сети проводного вещания. Основным сигналом оповещения об опасности, по которому люди должны немедленно включить все имеющиеся у них средства приёма информации, является сигнал «Внимание всем!», передаваемый звучанием электрических сирен [3].

Ещё свежи в памяти шокирующие результаты ужасного наводнения в Крымске, разгром и жертвы от падения «чебаркульского» метеорита, катастрофическая ситуация, связанная с наводнением на Дальнем Востоке... Все события современности подтверждают старинную истину: «Предупреждён - значит вооружён!».

Опыт наводнения и ликвидации его последствий на Дальнем Востоке наглядно продемонстрировал, что оперативное реагирование сил, своевременное оповещение и информирование населения, позволяют значительно сократить материальные потери, снизить число пострадавших.

Однако эти события выявили ряд проблем систем оповещения, одна из которых состоит в том, что охвачено централизованным оповещением в основном население городов и райцентров, а в сельских районах таких систем нет. А именно сельские районы в наибольшей степени страдают от ЧС. Низкий охват населения, особенно сельского (менее 50 %), сетью электросирен и мощных акустических устройств не позволяет своевременно привлечь внимание к электронным средствам массовой информации для передачи экстренных сообщений.

Следует особо подчеркнуть важность для сельского населения задачи не простого оповещения, а именно в сочетании с задачей многократного постоянного информирования о надвигающейся опасности. Ведь, по статистике, средний возраст жертв наводнения 60-65 лет, им необходимы более продолжительные, насыщенные и понятные информационные сообщения, а не просто сигнал тревоги.

Подготовленность населения к действиям в ЧС, к сожалению, ещё крайне низка. Люди не доверяют информации, не реагируют на оповещение, не верят в неблагоприятное развитие событий и до последнего момента отказываются покидать места постоянного проживания.

Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» и протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. № 4 была принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения ЧС (далее по тексту - КСЭОН) и в настоящее время развёрнуты работы по её реализации до 01.01.2014 [1].

Под комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, понимается комплекс программно-технических средств систем оповещения, мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Согласно концепции КСЭОН, схема организации которой представлена на рис. 1, принципиально будет отличаться от уже существующих систем оповещения населения тем, что:

системы оповещения населения будут сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск будет осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных при-

родных и техногенных процессов в автоматическом и (или) автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС;

будет обеспечено комплексное использование в автоматизированном и (или) автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;

система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов [2].

Организация функционирования КСЭОН предполагается в составе территориальных подсистем РСЧС.

Рис. 1. Схема организации комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения (о возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с утверждённым планом реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522, создание КСЭОН в составе территориальной подсистемы РСЧС должно включать в себя 3 основных этапа, проводимых в течение 2013 года. В настоящее время в большинстве регионов России завершено выполнение первых двух этапов, основными задачами которых являлись:

разработка научно-технических и организационных решений по сопряжению существующих систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС в целях создания КСЭОН;

определение источников финансирования мероприятий по созданию и модернизации систем оповещения населения, их сопряжению с системами мониторинга и прогнозирования;

принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового документа о реализации на территории субъекта мероприятий по созданию КСЭОН;

приведение локальных и местных систем оповещения населения в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы их создания;

проектирование элементов системы в зонах экстренного оповещения населения, определённых нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; размещение заказов на создание КСЭОН.

В активную фазу вступает процесс реализации мероприятий третьего этапа, предполагающий: создание элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определённых нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

подготовку должностных лиц органов управления РСЧС к работе с использованием программно-технических средств КСЭОН;

проведение занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию КСЭОН в готовности;

обучение населения правилам поведения и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения;

ввод в эксплуатацию на территории субъекта Российской Федерации КСЭОН и организация её функционирования в составе территориальных подсистем РСЧС.

Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно -правовому регулированию, а также по контролю за созданием комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения возлагается на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [5].

Также необходимо отметить, что в сентябре 2013 года в высших учебных заведениях МЧС России были созданы отделы (отделения) информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС и пожарной безопасности, одной из основных задач которых является научное и методическое обеспечение вопросов повышения эффективности функционирования систем информирования и оповещения населения в масштабах всей страны с учётом региональной специфики.

В период до 2017 года, стоит задача завершить в полном объёме создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении ЧС, состоящей из системы информирования населения и системы оповещения населения, функционирующих в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

В целях реализации направлений повышения эффективности функционирования системы оповещения и информирования населения в условиях крупномасштабных ЧС необходимо:

1. Постоянно проводить анализ ЧС природного и техногенного характера, выработку рекомендаций по решению наиболее важных проблем в области защиты населения и территорий от ЧС, включая:

формирование банка информационно-методических материалов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС;

проведение работ по вопросам обеспечения комплексной безопасности населения и территорий от угроз природного и техногенного характера.

2. Совершенствовать технологии информационной поддержки для обеспечения координации деятельности РСЧС и пожарной безопасности по созданию информационной системы и повышению эффективности применения сил и средств, в части создания научно-методического обеспечения совершенствования систем управления в кризисных ситуациях, разработки информационной системы, направленной на повышение эффективности применения сил и средств и мультимедийной электронной продукции для различных групп населения.

3. Развивать математическое, программное обеспечение, формировать информационных потоки, связанные с обеспечением пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС:

совершенствовать учебные программы и пособия в области предупреждения и ликвидации ЧС для всех категорий населения, а также для специалистов РСЧС;

развивать современные методы обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых инфокоммуникационных технологий и дистанционных форм обучения.

4. Развивать научно-методические основы управления рисками возникновения ЧС, включающие:

исследование проблемы риска в целом: методики, применимость, границы применения;

разработку и применение программно-аппаратных комплексов;

разработку экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС;

развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий ЧС и рисков их возникновения для населения;

использование потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на решение проблем защиты производственного персонала, прогнозирования, снижения риска и смягчения последствий ЧС.

5. Совершенствовать методы информационной работы с населением в условиях угрозы и возникновения ЧС на территории региона. Этапами реализации могут выступать:

совершенствование ведомственной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от ЧС;

создание системы дистанционного обучения в области защиты от ЧС;

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности; совершенствование методической информационной работы с населением по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

разработка справочных пособий.

Современное общество характеризуется бурным развитием инфотелекоммуникационных технологий, интеграцией технологий вещания, связи, интернет-технологий, появляется мобильное телевидение. Эти возможности должны быть задействованы и в интересах решения задач повышения уровня безопасности жизнедеятельности населения, повышения оперативности его информирования и оповещения в ЧС.

В случае ЧС оповещение населения в перспективных конструкторских решениях КСЭОН будет производиться через: электросирены и громкоговорители, домофоны в многоквартирных домах, табло «Бегущая строка», вибробраслеты для пациентов и людей с ограниченными возможностями, стационарные телефоны, sms-сообщения, спутниковое телевидение, интернет-порталы (в том числе и социальные сети), автомагнитолы по RDS. Это позволит охватить 100 % населения и территорий.

Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с рядом проблем в решении указанных выше задач, а именно:

отсутствием практических результатов комплексного технического сопряжения систем и устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты населения; возможным свёртыванием государственного радиовещания;

неготовностью собственников современных информационных технологий и технических средств к активному участию в выполнении задач по информированию и оповещению населению;

недостаточным финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, мероприятий по созданию, доработке и модернизации уже установленных и действующих систем информирования и оповещения населения, а также их интеграции в комплексную систему информирования и оповещения населения на всех уровнях;

недостаточной подготовленностью населения к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Эти проблемы не могут быть решены в установленные сроки (до 01.01.2014) только на основе существующих средств оповещения и действующей нормативной правовой базы.

Это подтверждается и сообщением Счётной палаты о подведении предварительных итогов мониторинга реализации Указа Президента Российской Федерации о создании КСЭОН: «Как следует из представленных на Коллегии документов, при наличии в Указе 1522 прямого поручения Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию мероприятий по созданию КСЭОН, основные работы фактически возложены на субъекты Федерации, что в условиях ограниченности финансовых возможностей региональных бюджетов по финансированию мероприятий, связанных с созданием

- 9

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

КСЭОН, формирует риски неисполнения требований Указа 1522 в полном объёме. Вопросы финансового обеспечения мероприятий по созданию КСЭОН также возложены на органы исполнительной власти субъектов Федерации при отсутствии какой-либо финансовой поддержки со стороны федерального бюджета, что в условиях ограниченности возможностей региональных бюджетов формирует риски неисполнения требований Указа 1522 как в субъектах Федерации, так и на федеральном уровне, учитывая, что региональные системы оповещения населения являются базовым элементом КСЭОН. Основной недостаток Плана мероприятий, Концепции создания КСЭОН и связанных с ней документов - недостаточное соблюдение принципа федерализма, в результате чего функция создания региональных систем оповещения полностью передана на исполнение региональным и муниципальным органам власти».

Создание комплексной системы информирования и оповещения населения также будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности, повысит эффективность мероприятий оповещения и информирования населения и явится одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития России.

В заключение необходимо отметить, что в вопросе создания эффективной системы оповещения и информирования населения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера проделана большая работа, однако это ещё начало большого пути по внедрению современных высокотехнологических форм и методов защиты населения от ЧС.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

2. Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения ЧС (КСЭОН). Принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. № 4.

3. Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. - М., 2013.

4. Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека: учеб. пособие; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - 360 с.

5. Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. Н.А.Крючка. - М.: Институт риска и безопасности, 2011. -608 с.

6. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2011. -320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.