УДК 614.8
Э.Н. Аюбов (ЦСИГЗ МЧС России)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО
ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)
Как показывает опыт, эффективность действий населения по предупреждению ЧС и защите от поражающих факторов источников ЧС недостаточно высокая. В настоящее время недостаточно простой совокупности знаний
— необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, оценивать риски, прогнозировать последствия опасных ситуаций
Э.Н. Аюбов
Нв
а современном этапе образовательные технологии становятся одним из наиболее значимых факторов обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Практика свидетельствует о том, что в настоящее время в результате многолетней целенаправленной деятельности в стране сформировалась система обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Для повышения уровня подготовленности населения, привития норм безопасного поведения в окружающей обстановке, необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии. Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и обеспечении своевременности реагирования играют современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения (типа вызывных панелей голосовой связи «SOS»).
Указанные задачи могут быть решены путем создания и функционирования специальной системы — Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Основными задачами ОКСИОН являются:
- повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- повышение оперативности информирования населения о ЧС;
- сокращение сроков оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
- увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;
- организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы и подсистемы: информационные центры; распределенные автоматизированные подсистемы: подсистема массового информирования (ПМИ); подсистема сбора информации (ПСИ); подсистема связи и передачи данных (ПСПД); мобильный сегмент ПСПД; геоин-формационная подсистема; подсистема информационной безопасности; подсистема управления ОКСИОН; терминальные комплексы.
Структура функциональных элементов ОКСИОН приведена на рис. 1.
В рамках ОКСИОН топология структуры и подчинённость информационных центров построена в соответствии с иерархическим принципом, повторяющим административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Степень развитости конфигурации всех подсистем, потенциал программно-технических средств, функциональные возможности, количество управляемых терминальных комплексов, а также ранг и уровень полномо-
Научно-технические разработки
ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рис. 1. Структура функциональных элементов ОКСИОН
Федеральный центр науки и высоких технологий Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
чий в иерархии информационных центров возрастает снизу вверх.
Информационные центры выполняют следующие основные задачи:
- планирование информационных операций и управление трансляциями видеоинформации на терминальных комплексах ОКСИОН;
- управление системами видеонаблюдения и контроля;
- сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
- взаимодействие с территориальными ЦУКС на основе регламентов;
- телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящих подчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
- управление сетью передачи данных, мониторинг эксплуатационных параметров;
- контроль работоспособности функционирования системы.
Федеральный информационный центр (ФИЦ) является главным информационным центром ОКСИОН: обладает максимальным рангом, наделен наиболее широкими полномочиями по администрированию всей системы, имеет наиболее широкие функциональные возможности, наиболее развитую инфраструктуру и конфигурацию программно-технических средств, потенциал подсистем и количество управляемых им терминальных комплексов.
Перечень задач, функции, структура, основные подсистемы ФИЦ и программно технические решения также реализованы в сокращённом виде в подчинённых нижестоящих информационных центрах.
ФИЦ, являясь центральным управляющим элементом ОКСИОН, выполняет следующие задачи.
1. Планирование информационных операций в масштабах ОКСИОН и управление работой всех подчинённых информационных центров.
2. Управление разработкой видео- и графических материалов для информирования и оповещения населения, постановка задачи для локализации контента подчиненным информационным центрам.
3. Взаимодействие с НЦУКС на основе действующих регламентов.
4. Контроль исполнения расписаний информирования и оповещения населения.
5. Управление, сбор, документирование и анализ информации ПСИ.
6. Телеметрический контроль и диагностика подсистем ОКСИОН.
7. Управление подсистемой связи передачи данных, мониторинг эксплуатационных параметров.
8. Контроль технического состояния и эксплуатационная поддержка подсистем ОКСИОН.
9. Взаимодействие с системами видеонаблюдения, отображения информации и информирования населения другой ведомственной принадлежности и иных форм собственности:
- системами видеонаблюдения, информирования и оповещения других государственных органов;
- системами видеонаблюдения, информирования и/или оповещения государственных и частных предприятий и организаций, в том числе зрелищно-спортивных, торговых и транспортных;
- электронными средствами массовой информации;
- операторами фиксированной и мобильной связи, а также Интернет провайдерами.
В иерархической структуре ОКСИОН Межрегиональные информационные цетнры (МРИЦ) имеют подчиненное положение по отношению к ФИЦ и вышестоящее положение по отношению к региональным и муниципальным информационным центрам. МРИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней. МРИЦ могут передавать управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания федеральному центру управления ОКСИОН.
Региональные информационные центры (РИЦ) расположены в главных городах субъектов Российской Федерации. РИЦ имеют подчиненное положение по отношению к федеральному и межрегиональному информационному центрам и могут передавать им управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания. РИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней.
МИЦ имеют подчиненное положение по отношению к федеральному, межрегиональному и региональному информационным центрам и могут передавать им управление терминальными комплексами своей зоны обслуживания.
Терминальные комплексы ОКСИОН
Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
- наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г-образной или П—образной формы);
- наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели;
- внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее
— плазменные панели);
- устройства «бегущей строки».
Для обеспечения видеонаблюдения и экстренной связи населения с операторами информационных центров в состав терминального оборудования ОК-СИОН входят следующие технические средства:
- фиксированные видеокамеры;
- поворотные видеокамеры с трансфокатором для
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
детального отображения окружающей обстановки;
- вызывная переговорная панель для двусторонней связи с оператором ИЦ ОКСИОН.
Типы и количество видеокамер определяются на стадии локального проектирования с учетом особенностей места размещения терминального комплекса.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения и экстренной связи, образуя следующие типы терминальных комплексов:
- пункты уличного информирования, оповещения и наблюдения (ПУОН);
- пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
- пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ).
К ПУОН относятся терминальные комплексы, расположенные в местах массового пребывания людей, например, места въезда в город и выезда, пересечения городских магистралей, площади, улицы, стадионы, вокзалы, аэропорты, территории, прилегающие к торговым центрам, станциям метрополитена и т.д. ПУОН имеют в своём составе следующие средства информирования и оповещения населения и сбора информации: светодиодные панели; камеры видеонаблюдения; средства экстренной связи с оператором ИЦ.
К ПИОН относятся терминальные комплексы, расположенные в помещениях с массовым пребыванием людей и имеющие в своём составе плазменные экраны. В состав ПИОН могут входить текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
К ПИОТ относятся пункты информирования населения на транспортных средствах, расположенные, например, в вагонах поездов, метро, троллейбусах и т.д., в состав которых могут входить экраны и текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
Подсистема массового информирования Основной задачей подсистемы массового информирования является информирование и оповещение населения по инициативе МЧС России и муниципальных органов в местах массового пребывания людей с помощью средств отображения информации, а также электронных средств массовой информации.
Подсистема предназначена для функционирования в следующих структурных элементах ОКСИОН:
- информационные центры ОКСИОН:
- терминальные комплексы ОКСИОН: Подсистема массового информирования и оповещения, функционирующая в ИЦ ОКСИОН, предназначена для планирования информационных операций и управления трансляциями на терминальных комплексах ОКСИОН и должна обеспечивать решение следующих задач:
подготовка и хранение локализованного контента, используемого для проведения трансляций;
пересылка информационных материалов между ИЦ и терминальными комплексами;
подготовка и управление трансляциями на терминальных комплексах, в том числе: формирование расписаний трансляций, пересылка контента, прямая трансляция с источников видеосигнала ИЦ, внеочередная трансляция;
удаленное управление терминальными комплексами, в том числе: конфигурирование программнотехнического комплекса, передача управления терминального комплекса другому ИЦ;
получение отчетов о фактически выполненной трансляции с терминальных комплексов и их обработку (агрегирование).
Подсистема массового информирования и оповещения, функционирующая на терминальных комплексах ОКСИОН, предназначена для обеспечения трансляции контента на технических средствах отображения (ТСО) и должна обеспечивать решение следующих задач:
хранение информации, необходимой для выполнения трансляции;
обеспечение трансляции информационных материалов в соответствии с расписанием, внеочередной и прямой трансляции на ТСО терминальных комплексов;
сбор информации о фактически выполненной трансляции и предоставление ее по требованию ИЦ.
Подсистема сбора информации Подсистема сбора информации (ПСИ) обеспечивает решение следующих задач:
комплексный профилактический мониторинг прилегающих территорий;
обеспечение экстренной связи населения с оператором ИЦ ОКСИОН;
предупреждение о несанкционированных действиях в отношении оборудования;
контроль качества и состава информации отображаемой на экране ПМИ.
Сбор данных подсистемы ПСИ выполняется техническими средствами терминальных комплексов, включающим в себя видеокамеры, панель экстренной связи и датчики охранной и пожарной сигнализации.
Полученная с камер видеоинформация архивируется на локальных носителях терминального комплекса, а затем посредством каналов связи ПСПД выборочно копируется в долгосрочные архивы, размещаемые на технических средствах информационных центров. Отдельные видеопотоки по команде оператора напрямую транслируются на средства отображения информационного центра, параллельно с записью на локальный носитель терминального комплекса.
Подсистема связи и передачи данных Подсистема связи и передачи данных (ПСПД) обеспечивает информационный обмен между федеральным, межрегиональными, региональными и муниципальными (городскими) информационными центрами, а также между информационными центрами и терминальными комплексами ОКСИОН.
ПСПД включает локальные вычислительные сети информационных центров, виртуальную частную сеть общероссийского масштаба и линии последней
мили, связывающие терминальные комплексы и информационные центры с узлами доступа к виртуальной частной сети ОКСИОН.
Особенности функционирования ОКСИОН в различных режимах
ОКСИОН функционирует в трех режимах: повседневном, в режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций; в послекризисном режиме.
Каждый из режимов функционирования ОК-СИОН имеет свои особенности и накладывает свои специфические требования на тактико-технические параметры ОКСИОН.
В повседневном режиме осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, способах эвакуации и других навыках безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Наблюдение за обстановкой на подконтрольных видео- и аудиосредствам ОКСИОН территориях в повседневном режиме носит профилактический характер и предназначено для сбора, обработки, анализа и документирования информации, на основании которой делаются выводы о состоянии обстановки на подконтрольных территориях. В случае бескризисной обстановки информация от видеокамер хранится в течение 3—7 дней в архиве терминального
комплекса.
В случае необходимости, например, при возникновении дорожно-транспортных происшествий, противоправных действий, зафиксированных ПСИ, соответствующие данные в соответствии с утвержденными регламентами передаются местным правоохранительным органам по принадлежности, а также местным спасательным подразделениям МЧС России.
В режиме угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических акций функционирование ОКСИОН будет заключаться в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а также террористических акций.
В послекризисном режиме в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН будет заключаться в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткри-зисных осложнений. На этом этапе осуществляется также предоставление необходимой информации для населения по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Литература
1. Концепция Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. — М.: ОАО «Научно-техническое предприятие «Интеллект - Телеком», 2005.
2. Концепция информационной политики МЧС России. — М.: МЧС России, 2003.
3. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы. — М.: МЧС России, 2005.
4. Соколов Ю.И. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. Под ред. В.А. Владимирова. — М.: КРУК, 2001.
5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005.
Научно-технические разработки