Научная статья на тему 'Анализ оснащения и эксплуатации мобильного комплекса информирования и оповещения населения на территории РФ'

Анализ оснащения и эксплуатации мобильного комплекса информирования и оповещения населения на территории РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
467
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / RUSSIA MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS / МКИОН / ЛИКВИДАЦИЯ ЧС / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMATION / ОПОВЕЩЕНИЕ / NOTIFICATION / ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ОСНАЩЕНИЕ / EQUIPMENT / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / OPERATION / MCIAP / RCSIAP / LIQUIDATION OF EMERGENCIES / TASK FORCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горячев Андрей Александрович, Дрожжин Никита Александрович, Сороковой Никита Константинович

В данной статье рассматривается анализ создания мобильного сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, вопросы обоснования образцов мобильного комплекса информирования и оповещения населения (МКИОН). Проведён анализ оснащения и эксплуатации МКИОН в территориальных органах управления МЧС России за 2006-2014 гг., в том числе в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проведён анализ возможности транспортировки МКИОН различными видами транспорта с целью наращивания группировки сил и средств в районах ликвидации последствий стихийных бедствий, рассмотрен опыт таких транспортировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горячев Андрей Александрович, Дрожжин Никита Александрович, Сороковой Никита Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS EQUIPMENT AND OPERATION MOBILE COMPLEX INFORMING AND ALERTING THE POPULATION (MCIAP) IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the analysis of the All-Russian comprehensive system of informing and alerting the population in crowded places (RCSIAP) and, as its integral part, the mobile segment RCSIAP, questions of justification constructive, of the equipment samples MCIAP. Analysis of equipment and operation MCIAP in the territorial bodies of the Russian Emergency Management 2006-2014 years, including under emergency situations. The analysis of the possibility of transporting MCIAP different modes of transport in order to build a grouping of forces and means in the areas of disaster management, describes the experience of such shipments.

Текст научной работы на тему «Анализ оснащения и эксплуатации мобильного комплекса информирования и оповещения населения на территории РФ»

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

УДК 351.862.1

А.А. Горячев, Н.А. Дрожжин, Н.К. Сороковой

АНАЛИЗ ОСНАЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

В данной статье рассматривается анализ создания мобильного сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, вопросы обоснования образцов мобильного комплекса информирования и оповещения населения (МКИОН). Проведён анализ оснащения и эксплуатации МКИОН в территориальных органах управления МЧС России за 2006-2014 гг., в том числе в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проведён анализ возможности транспортировки МКИОН различными видами транспорта с целью наращивания группировки сил и средств в районах ликвидации последствий стихийных бедствий, рассмотрен опыт таких транспортировок.

Ключевые слова: МЧС России, МКИОН, ликвидация ЧС, мобильность, информирование, оповещение, оперативная группа, оснащение, эксплуатация.

A.Goryachev, N.Drozhhzhhin, N.Sorokovoy

ANALYSIS EQUIPMENT AND OPERATION MOBILE COMPLEX INFORMING AND

ALERTING THE POPULATION (MCIAP) IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

This article discusses the analysis of the All-Russian comprehensive system of informing and alerting the population in crowded places (RCSIAP) and, as its integral part, the mobile segment RCSIAP, questions ofjustification constructive, of the equipment samples MCIAP. Analysis of equipment and operation MCIAP in the territorial bodies of the Russian Emergency Management 2006-2014 years, including under emergency situations. The analysis of the possibility of transporting MCIAP different modes of transport in order to build a grouping offorces and means in the areas of disaster management, describes the experience of such shipments.

Keywords: RUSSIA Ministry of Emergency Situations, MCIAP, RCSIAP, liquidation of emergencies, mobility, information, notification, task force, equipment, operation.

Введение

В соответствии с федеральными законами и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации была создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (далее ОКСИОН), которая стала эффективным элементом обучения населения, его информирования о правилах поведения в повседневной жизни, при угрозе и возникновении ЧС, а также о факте ЧС.

Структурно ОКСИОН состоит из следующих компонентов:

1. Информационные центры МЧС России.

2. Подсистемы: подсистема связи и передачи данных (ПСПД), подсистема массового информирования (ПМИ), подсистема сбора информации (ПСИ).

3. Терминальные комплексы.

Оборудование ПСИ как правило устанавливается совместно с оборудованием ПМИ, функционально образуя терминальный комплекс (ТК). Стационарные ТК называются пунктами уличного оповещения населения (ПУОН) (рис. 1).

Рис.1. Пункты уличного оповещения населения

В разработанной Концепции создания и использования ОКСИОН [1] предлагалось фактически ковровое покрытие населенных пунктов Российской Федерации сетью стационарных терминальных комплексов (далее СТК) ОКСИОН из расчёта 1 светодиодный экран на 40 тыс. человек городского населения. Однако опыт работы над проектом ОКСИОН показал, что имеется необходимость дополнить стационарный парк средств информирования и оповещения мобильным сегментом ОКСИОН (ОКСИОН-МС).

Мобильный сегмент ОКСИОН согласно концепции построения ОКСИОН-МС [2] - это совокупность мобильных терминальных комплексов (МТК) и средств обеспечения их функционирования, применяемых с целью доведения до населения аудио- и видеоинформации, мониторинга за состоянием обстановки в местах массового пребывания людей на территориях, не охваченных стационарными терминальными комплексами ОКСИОН, и в районах со слабо развитой телекоммуникационной инфраструктурой.

Основными объектами ОКСИОН-МС являются мобильные терминальные комплексы (МТК). К МТК относятся следующие объекты:

пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (терминальные комплексы, устанавливаемые на транспортных средствах общего пользования, например, в вагонах поездов, метро, автобусах), в состав которых могут входить полноцветные мониторы и текстовые дисплеи типа «бегущая строка»);

мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) на различной транспортной базе.

Мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН) представляют собой мобильную версию ПУОН и способны выполнять свои задачи в регионе своего базирования как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечивается путем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства. В дополнение к перечню оборудования ПУОН в состав МКИОН согласно [3], входит: система автономного электропитания; система кондиционирования и отопления; рабочее место оператора;

54 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2015'2

система пространственного выравнивания (при необходимости);

система развертывания видеоэкрана (при необходимости);

система навигации и телематики (при необходимости).

Основным требованием к МКИОН является мобильность, то есть возможность в заданный период времени изменить место дислокации (пункт назначения) независимо от состояния дорожного полотна и условий местности. На основании анализа существующих разработок, решений и технических предложений по созданию мобильных средств оповещения населения, в том числе предложенных подходов к их классификации в ранее проведённых НИР [4] было предложено решение о типизации конструктива и состава оборудования МКИОН, основными из которых явились следующие типы МКИОН:

1. На базе плавсредства (далее шифр - «Плавунец»).

2. На базе гусеничного транспортного средства, (далее шифр - «Гусеница»).

3. На базе автомобильного шасси тяжелого класса (далее шифр-«Богомол»).

4. На базе автомобильного шасси среднего класса высокой проходимости, (далее шифр -«Таракан»).

5. На базе автомобильного шасси легкого класса, (далее шифр - «Светлячок»).

6. На базе автомобильного шасси тяжелого класса для грузовой перевозки светодиодных экранов, монтируемых на месте (далее шифр - «Термит»).

Такая типизация была произведена с определенной целью - каждый тип МКИОН должен был создаваться под определенные условия территории с учётом степени развития транспортной инфраструктуры (для южных регионов с большой распространенностью судоходной сети - на базе плавсредства, для районов крайнего Севера - на базе гусеничного транспортного средства и т.д.).

Анализ оснащения МКИОН территориальных органов МЧС России.

В результате ранее проведённых НИР[4] был произведен анализ и определена потребность каждого федерального округа в конкретном типе МКИОН (табл. 1).

Таблица 1

Необходимость оснащения РЦ МЧС России (по плану 2007 г.) различными типами МКИОН (на основании

результатов НИР)

Шифр МКИОН Региональные центры МЧС России

СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ ПУРЦ СРЦ ДВРЦ

«Плавунец» 2 (Д) 1 (д) 3 (д) 1 (д) 1 (д) 2 (д)

«Гусеница» - 2 (Д) 2 (Д) - 2 (д) 2 (д)

«Богомол» 3 (о) 4 (о) 2 (Д) 1 (д) - -

«Таракан» - - 2 (о) 3 (о) 4 (о) 4 (о)

«Светлячок» 5 (о) 5 (о) - 3 (д) 4 (о) -

«Термит» 2 (о) 3 (о) 2 (о) 2 (о) - 2 (о)

Примечание:

о - основное средство,

д - дополнительное средство

В отчете о НИР «Разработка типовых проектов систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном и муниципальном уровнях, в том числе и на транспортных средствах» [4] предлагалось произвести оснащение региональных центров МЧС России различными типами мобильных терминальных комплексов, исходя из их потребности в информировании и обучении населения, размера территории, характеристик географических, дорожных и климатических условий.

Из 6 типов МКИОН изготовлены и введены в эксплуатацию только 2 из них: «Светлячок» и «Богомол» (с жесткозакрепленным экраном). Также не было достигнуто требуемое общее количество МТК, как предполагалось [5]. Это можно объяснить следующими причинами:

1. Закупка производилась из соображений экономии средств. Например, приобретение МТК типа «Плавунец» и «Гусеница» намного дороже, чем приобретение типа «Светлячок».

2. Недостаточная регламентация порядка применения территориальными органами (далее ТО) управления ОКСИОН отдельных типов МТК (например на базе плавстредства).

3. Приказом МЧС России от 21.10.2010 г. № 517 «О принятии на снабжение в системе МЧС России мобильного комплекса информирования и оповещения населения» был принят только образец типа «Светлячок» [6].

В результате обоснования потребности федеральных округов в типовых образцах в [4] был предложен вариант оснащения МКИОН (45 единиц МКИОН на различной транспортной базе). Однако на настоящий момент в ТО эксплуатируются 22 единицы (табл. 2). Если учитывать выполненную в декабре 2014 года поставку МКИОН, (5 - Валдай, 6-КАМАЗ), то эта цифра соответственно составляет 33 единицы, что существенно ниже количества, обоснованного в [4].

Таким образом, предложенный в [4] вариант оснащения территориальных органов управления МКИОН не был достигнут: из планируемых 45 образцов изготовлено и используется 33 (с учетом поставки 11 единиц в декабре 2014 г.), что составляет 73% от планируемого количества.

Анализ применения МКИОН на территории РФ

В ходе работы был проведён анализ применения мобильных комплексов информирования и оповещения населения в тех территориальных органах управления МЧС России, где они эксплуатировались (по сведениям, представленным главными управлениями МЧС России по субъектам РФ) [5].

Анализ данных по применению МКИОН в территориальных органах МЧС России позволил выделить несколько типов применений МКИОН:

1. Массовые мероприятия.

2. Тренировки, учения.

3. Чрезвычайные ситуации.

4. Профилактические мероприятия.

5. Пропаганда, реклама.

В результате анализа было установлено, что за период эксплуатации (2006 г.- 2014 г.) МКИОН был применен 95 раз, из них: при массовых мероприятиях - 46 раз, в ходе тренировок (учений) - 18 раз, при чрезвычайных ситуациях - 11 раз, в ходе профилактических мероприятий - 9 раз, в целях пропаганды и рекламы - 8 раз (табл. 3).

Запланированное и фактическое оснащение РЦ МЧС России МКИОН_

№ п/п Шифр МКИОН РЦ МЧС России

Запланировано Фактически

СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ ГУ Москва

1. «Плавунец» 2 (д) 1 (д) 3 (д) 1 (д) 1 (д) 2 (д)

2. «Гусеница» 2 (д) 2 (д) 2 (д) 2 (д)

3. «Богомол» 3 (о) 4 (о) 2 (д) 1 (д) 1 1

4. «Таракан» 2 (о) 3 (о) 4 (о) 4 (о)

5. «Светлячок» 5 (о) 5 (о) 3 (д) 4 (о) 3 4 2 2 1 1 2

6. «Термит» 2 (о) 3 (о) 2 (о) 2 (о) 2 (о)

7. Прицеп без ТС 2

8. Модуль без шасси 3

Итого: 10(12) 12(15) 4(11) 5(10) 8(11) 6(10) 3 4 2 5 2 2 2 2

45(69) 22

Примечание:

о - основное средство,

д - дополнительное средство

Научные и образовательные проблемы гражданскоу^защиты - 2015'2

57

Применение МКИОН в территориальных органах МЧС России (по типам)

Количество применений

№ п/п Тип применения СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ КРЫМ СЕВАСТОПОЛЬ МОСКВА Общее по типу:

1 Массовые мероприятия 1 5 0 4 4 16 0 11 0 0 5 46

2 Тренировки, учения 4 6 0 1 5 0 0 2 0 0 0 18

3 Чрезвычайные ситуации 2 0 0 5 0 0 1 1 0 0 2 11

4 Профилактические мероприятия 0 7 0 0 0 0 0 2 0 0 0 9

5 Пропаганда, реклама 0 0 0 0 1 0 0 7 0 0 0 8

Общее за РЦ: 7 18 0 10 10 16 1 23 0 0 7 92

В то же время анализ применения МКИОН в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций позволил определить: МКИОН был применен: в ходе наводнений (паводков) - 5 раз, при ДТП - 1 раз, в ходе лесных пожаров - 3 раза, при землетрясениях - 1 раз, при сходе снежных лавин - 1 раз. Итого при ЧС МКИОН применялся 11 раз (из 95 раз общего числа применений), т.е. в 12% случаев от общего количества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это говорит о том, что до настоящего времени не выработана четкая концепция (регламент) применения МКИОН в ходе ликвидации ЧС, а также о том, что не все образцы МКИОН имеют соответствующие показатели мобильности для транспортировки в район сосредоточения оперативной группировки.

Анализ возможности транспортировки МКИОН

В результате анализа сведений, представленными главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, были получены данные о возможности транспортировки МКИОН. Так, например, из 13 мобильных комплексов, по которым были предоставлены сведения, имеют возможность авиаперевозки только 4 (табл. 4), два из которых типа «Светлячок», и два - «Модуль без шасси».

Таблица 4

Возможность авиаперевозки МКИОН

^^Характеристика Значение Возможность авиаперевозки отсутствует Данные не представлены Возможность авиаперевозки присутствует

Доля от общего количества МКИОН 41% 41% 18%

РЦ (число МКИОН) СЗРЦ(З), ЦРЦ(2), СКРЦ(1), ДВРЦ(1), Москва(2) ЦРЦ(2), СКРЦ(1), ПРЦ(З), УРЦ(2), СРЦ(1) ПРЦ(2), СРЦ(1), ДВРЦ(1)

Анализ перевозки автотранспортом (своим ходом) МКИОН показал, что за рассматриваемый период времени, по сведениям от территориальных органов МЧС, МКИОН транспортировался 59 раз.

При этом транспортировка МКИОН производилась в целях информирования и обучения населения - 39 раз, при массовых мероприятиях - 10 раз, при необходимости наращивания группировки сил МЧС России - 7 раз, при штатном переоснащении - 3 раза.

На основе анализа исходных данных были определены критерии и показатели мобильности МКИОН, а также показано соответствие различных типов МКИОН этим критериям (табл. 5): критерий 1 - возможность транспортировки различными видами транспорта. критерий 2 - возможность передвижения своим ходом в различных условиях.

Таблица 5

Сравнение характеристик транспортировки и передвижения различных типов МКИОН

№ п/п Тип МКИОН Критерий 1 - возможность транспортировки различными видами транспорта Критерий 2 - передвижение своим ходом в различных условиях

ж/д авто авиа (ИЛ-76) авиа (Ми-8) по водной сети (ПТС) асфальтовое покрытие условия городской застройки бездорожье разруш ения снежные заносы наводнения

1. «Плавунец - - - - + - - - - - +

2. «Гусеница» + + - - - - - + + + -

3. «Богомол» + + - - - + + + - + -

4. «Таракан» + + + - + + + ± - ± -

5. «Светлячок + + + - + + + - - - -

6. «Термит» + + - - - + - - - ± -

- образцы, эксплуатируемые в территориальных подразделениях МЧС России.

Таким образом, проведённый анализ транспортировки МКИОН показал:

из всех существующих образцов МКИОН - 41 % не могут быть перевезены авиатранспортом; для выполнения задач наращивания группировки сил и средств МКИОН использовался 7 раз за рассматриваемый период;

существующие образцы МКИОН отдельно не способны функционировать в различных сценариях развития ЧС.

Выводы

Ввод в эксплуатацию ОКСИОН-МС и как оконечного средства мобильного комплекса информирования, и оповещения населения МКИОН выявил несколько проблемных вопросов, требующих решения:

во-первых, обеспечение каждого региона необходимыми ему типами МКИОН не было осуществлено в должном объеме. Более того - только 1 из 6 типов мобильных комплексов был официально принят на снабжение и введён в эксплуатацию (образец типа «Светлячок». Соответственно реагирование на возникающие ЧС и охват широкой аудитории населения в местах массового пребывания людей не представляется возможным ввиду неполного покрытия территории страны необходимым количеством комплексов (табл. 2);

во-вторых, не выработана четкая концепция и регламент применения МКИОН в ходе ликвидации ЧС; также выявлено, что не все образцы МКИОН соответствуют выделенным критериям мобильности (табл. 3), чтобы быть транспортироваными в район сосредоточения оперативной группировки МЧС России;

в-третьих, наращивание группировки сил и средств, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, в случае если необходимо совершить транспортировку МКИОН

посредством авиатранспорта, ограничено, т.к. только 6 единиц МКИОН авиатранспортабельные (табл. 4);

в-четвертых, существующие на сегодняшний день модели МКИОН не способны функционировать во всех сценариях чрезвычайных ситуаций (табл. 5). Например, в условиях наводнений и разрушений ввиду отсутствия соответствующей транспортной базы.

В результате проведённого анализа и опыта использования мобильных комплексов информирования и оповещения населения выявлена необходимость в совершенствовании МКИОН с учетом требований настоящего времени.

Главными направлениями повышения эффективности применения МКИОН предлагаются:

1. Повышение мобильности комплекса при условии снижения затрат на его производство.

Предлагается достигнуть:

утверждением (принятием) на вооружение 2-х (3-х) типов унифицированной транспортной базы для МКИОН, (например на базе шасси КАМАЗ 6560, КАМАЗ 43118, ГАЗ Валдай);

применением кузова-контейнера модульного типа, что позволит отойти от изготовления МКИОН шести различных типов.

2. Унификация образцов МКИОН.

Предлагается достигнуть:

утверждением единого перечня оборудования и состава современных технических комплектующих МКИОН, достаточных для выполнения функционала;

утверждением единой планировки МКИОН и схемы размещения оборудования.

3. Интеграция оборудования комплекса на единой программно-аппаратной платформе.

Предлагается достигнуть:

использованием типовых программных решений по управлению комплексом оборудования МКИОН с возможностью их интеграции с существующими программно-аппаратными платформами МЧС России в соответствии с организационной структурой.

Литература

1. Концепция создания и использования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности. М.: ДГЗ МЧС России, ОАО «НТП Интеллект-телеком», 2005 г.

2. Мобильный сегмент. Концепция создания и использования. Версия 1.1. М.: ДГЗ МЧС России, ОАО «НТП Интеллект-телеком», 2006 г.

3. Техническое задание на создание МКИОН. Отчёт по работе: ДГЗ МЧС России, ОАО «НТП Интеллект-телеком» 2007 г.

4. Отчет о НИР «Разработка типовых проектов систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на региональном и муниципальном уровнях, в том числе и на транспортных средствах», пункт № 4.3.3 ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г. «Номенклатуры перспективных образцов МКИОН с учетом региональной специфики чрезвычайных ситуаций» ОКСИОН от 2007 года».

5. Отчёт по 1-му этапу ОКР «Оценка эффективности технологий в области систем информирования и оповещения населения для снижения рисков чрезвычайных ситуаций», пункт 3.3.34 ЕТП НИОКР МЧС России на 2014 г. «Создание опытного образца мобильного комплекса информирования и оповещения населения с учетом современных требований к информированию и оповещению населения и использованием современных средств и методов визуализации и информирования».

6. Приказ МЧС России от 21.10.2010 г. № 517 «О принятии на снабжение в системе МЧС России мобильного комплекса информирования и оповещения населения».

Рецензент: доктор технических наук, доцент Арефьева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.