Научная статья на тему 'Информирование и оповещение населения в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: новые информационно-телекоммуникационные технологии'

Информирование и оповещение населения в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: новые информационно-телекоммуникационные технологии Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1469
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дурнев Р. А.

В статье обоснована актуальность создания новой системы информирования и оповещения населения, основанной на современных информационно-телекоммуникационных технологиях. Установлены ее функции и структура, приведены результаты технико-экономической оценки системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дурнев Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population Informing and Notification for the Sake of Providing Safety Ability to Live: New Information and Telecommunication Technologies

In article there is proved topicality of new population informing and notification system based on modern information and telecommunication technologies. Established it's function and structure, given results of technical and economic evaluation of system.

Текст научной работы на тему «Информирование и оповещение населения в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: новые информационно-телекоммуникационные технологии»

УДК 002.6:614.8

Р.А. Дурнев д.т.н. (ЦСИГЗ МЧС России)

информирование и оповещение населения в ИНТЕРЕСАХ обеспечения БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: новые информационно-телекоммуникационные технологии

Durnev R.A. (EMERCOM Strategic Investigation Centre) POPULATION INFORMING AND NOTIFICATION FOR THE SAKE OF PROVIDING SAFETY ABILITY TO LIVE: NEw INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

В статье обоснована актуальность создания новой системы информирования и оповещения населения, основанной на современных информационно-телекоммуникационных технологиях. Установлены ее функции и структура, приведены результаты технико-экономической оценки системы.

In article there is proved topicality of new population informing and notification system based on modern information and telecommunication technologies. Established it's function and structure, given results of

technical and economic evaluation of system.

0

VO re CP ro re CP

QJ

X ^

и eu т s

1

X £

I

0

1

т ^

re I

введение

Несмотря на принимаемые меры по защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС), предупреждению и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), пожаров и аварий на водных объектах, статистика свидетельствует о том, что размеры материального ущерба, количество безвозвратных и санитарных потерь в них существенно не снижается. Анализ показывает [1], что одной из основных причин этого является опоздание реагирования на указанные ситуации из-за несвоевременности оповещения органов управления, сил и населения об опасности. Другая причина связана с низкой информированностью о возможных угрозах и опасностях, мерах по их предупреждению и ликвидации последствий. Это свидетельствует о том, какую важную роль играют информирование и оповещение в процессе защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций.

В сущности, защита населения и начинается с его подготовки в ходе заблаговременного информирования, а также своевременного оповещения об угрозе и возникновении какой-либо опасности. Конечно, оповещение и информирование — это способы пассивной защиты, но без них невозможна реализация остальных защитных мероприятий, деятельность по управлению риском. По различным оценкам [1—3] за счет регулярного информирования и своевременного оповещения населения возможно значительно снизить размеры людских потерь и материального ущерба в ЧС, ДТП и пожарах. Кроме того, доведение сведений об истинном характере угрозы препятствует

возникновению панических слухов, которые в состоянии принести больше негативных последствий, чем сама чрезвычайная ситуация.

1. Анализ существующих систем

Для информирования и оповещения населения используются средства массовой информации, созданы и функционируют системы централизованного и локального оповещения населения. Данные системы развернуты на федеральном, межрегиональном, региональном и объектовом уровнях. При этом непосредственное оповещение населения осуществляется региональными системами централизованного оповещения.

В настоящее время в стране действуют федеральная, шесть межрегиональных (в границах федеральных округов), 88 региональных (в субъектах Российской Федерации) и 1193 локальных (в районах размещения потенциально опасных объектов) систем оповещения. Региональные системы обеспечивают оповещение 79% населения менее чем за пять минут и 91% — менее чем за 30 мин [4].

Однако анализ свидетельствует о том, что указанные оценки не являются адекватными. Более половины региональных систем централизованного оповещения превысили установленные сроки эксплуатации. Ежегодная стоимость их содержания и обслуживания превышает остаточную (балансовую) стоимость таких систем.

Существующие на оснащении рассматриваемых систем технические средства информирования и оповещения (ТСИО) морально и физически

устарели, имеют низкие тактико-технические характеристики. Для них характерны небольшие площади звукопокрытия, зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий (электросирены С-40, уличные громкоговорители), низкая надежность и живучесть при воздействии поражающих факторов источников ЧС (аппаратура включения громкоговорителей АВУД-4И, АВУГ-И и т.п.), значительное время, требуемое для развертывания дополнительного количества таких средств, невозможность и экономическая нецелесообразность использования цифровых каналов связи (аппаратура управления оповещением П-160, П-164 и др.) и т.п.

Из-за высокой стоимости эксплуатации, низкой ответственности руководителей организаций, на балансе которых стоят указанные средства, сокращается их количество. Так, например, число бытовых радиоточек, являющихся основными средствами информирования и оповещения населения в сельской местности, за последнее десятилетие сократилось в три раза [3].

Количество локальных систем оповещения, создаваемых в районах размещения потенциально опасных объектов, составляет менее 35% от потребности.

В целом по оценке [1] существующие системы информирования и оповещения обеспечивают охват менее 45% населения страны. Принимая во внимание прогнозную оценку количества неработоспособных ТСИО к 2010 году, охват населения мероприятиями оповещения и информирования может составить менее 15%.

Все это свидетельствует об острой потребности в реконструкции и модернизации существующих систем информирования и оповещения. Однако в настоящее время отсутствуют соответствующие концептуальные и программные документы. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование этих систем, приводится перечень лишь отдельных мер, направленных на решение частных вопросов поддержания в готовности ТСИО. Другие, например [5], практически не реализуются. В связи с этим, особенно злободневной является проблема дальнейшего применения рассматриваемых способов защиты населения.

2. Требования к новой системе

Для решения указанной проблемы представляется целесообразным создание новой системы, которая бы обеспечивала [1]:

— осуществление функций оповещения, информирования и подготовки, формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) населения;

— максимально полный и оперативный охват населения независимо от его местонахождения;

— обратную связь с местами пребывания оповещаемых и информируемых людей;

— комплексное использование цифровых технологий связи и вещания, средств сотовой связи,

электронно-вычислительной техники, Интернет-ресурсов;

— высокую надежность и живучесть в условиях воздействия поражающих факторов источников ЧС мирного и военного времени;

— полное сопряжение с аппаратно-программными комплексами органов управления ГО и РСЧС;

— самоокупаемость за счет использования части информационного ресурса в коммерческих целях и другие.

Очевидно, что реализация вышеуказанных положений невозможна без использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, под которыми понимаются методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, приема и отображения аудиовизуальной информации [1]. В наше время именно эти технологии определяют облик не только экономически развитых стран, но и всего мирового сообщества. Поэтому современную ступень развития цивилизации принято характеризовать как информационное общество [6]. Основными его чертами является увеличение роли информации и знаний, доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личных потребностей.

3. Функции и структура новой системы

Для применения рассматриваемых технологий в интересах защиты населения в настоящее время создается Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она представляет собой информационно-техническую систему (рис. 1), объединяющую информационные центры (ИЦ) различных уровней, терминальные комплексы (ТК) для отображения аудиовизуальной информации, автоматизированные территориально распределенные подсистемы связи и передачи данных, сбора информации, радиационного и химического контроля и другие.

Основными функциями ОКСИОН являются:

— оповещение населения, реализуемое при угрозе опасных и чрезвычайных ситуаций, в рамках которого доводятся звуковые сигналы оповещения, а также краткая звуковая или текстовая информация по порядку действий;

— информирование населения, в ходе которого при угрозе и развитии опасных и чрезвычайных ситуаций транслируется аудиовизуальная информация по правилам поведения в зоне этих ситуаций, местам нахождения медпунктов, пунктов жизнеобеспечения, телефонам горячих линий;

— подготовка населения, в рамках которой в повседневном режиме населению транслируются видео и анимационные ролики, направленные на

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

формирование норм безопасного поведения, культуры безопасности жизнедеятельности;

— мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, осуществляемый во всех рассматриваемых периодах.

Первые три функции отличаются периодом их реализации, содержанием выводимой информации и регламентами ее трансляции. Для последней характерно использование специального оборудования видеонаблюдения, радиационного и химического контроля.

Практика свидетельствует о том, что содержание и развитие систем информирования и оповещения населения сопряжены со значительными затратами финансовых, материальных и иных ресурсов. Поэтому в целях получения средств на обслуживание системы, расширение парка терминальных комплексов, развитие банка информационных материалов в качестве дополнительной функции определена трансляция рекламных информационных материалов в местах регулярного массового пребывания людей. Исследования показали [7], что для обеспечения самоокупаемости систем их терминальные комплексы должны использоваться в коммерческих целях в повседневном периоде в размере 50% от объема эфирного времени, выделяемого на все информационные материалы. В этом случае доходы, полученные от трансляции рекламных информационных материалов, превысят затраты на содержание системы во всех рассматриваемых периодах.

Основные уровни ОКСИОН

1. Федеральный уровень. Он представлен такими элементами, как федеральный информационный центр и вышестоящие органы (системы) управления. Это Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), информационные центры федеральных органов исполнительной власти (МВД России, ФСБ России и др.).

2. Межрегиональный уровень, который представлен межрегиональными ИЦ, располагающимися в административных центрах федеральных округов, региональных центров МЧС России, а также межрегиональные филиалы НЦУКС.

3. Региональный уровень. В него входят региональные ИЦ, размещаемые в республиканских, областных или краевых административных центрах, субъектовые филиалы НЦУКС.

4. Местный уровень, который представлен местными (муниципальными) ИЦ, филиалами НЦУКС в муниципальных образованиях ( рис.1).

Основными элементами указанных выше уровней являются информационные центры. Они предназначены для планирования и проведения информационных операций, управления трансляциями на терминальных комплексах и функционированием нижестоящих ИЦ, анализа информации об обстановке в местах массового пребывания людей, контроля работоспособности функционирования терминальных комплексов, организации взаимодействия с

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

хет

1

о н

т

у

а

I

Рис. 1. Структура системы информирования и оповещения населения НЦУКС — Национальный центр управления в кризисных ситуациях; ИЦ ФОИВ — информационный центр федерального органа исполнительной власти; ФИЦ — федеральный информационный центр; МРИЦ — межрегиональный информационный центр; РИЦ — региональный информационный центр; МИЦ — местный (муниципальный) информационный центр; СТК — стационарный терминальный комплекс; МТК — мобильный терминальный комплекс; ИТУ — индивидуальное терминальное устройство

НЦУКС, системами информирования и оповещения населения другой ведомственной принадлежности.

5. Уровень коллективных терминальных комплексов. Данные комплексы располагаются в местах массового пребывания людей и предназначены для приема, обработки и отображения аудиовизуальной информации, а также передачи в ИЦ сведений об обстановке указанных местах. Их основными видами являются стационарные терминальные комплексы (СТК) и мобильные терминальные комплексы (МТК).

СТК включают технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания. К техническим средствам сбора информации относятся обзорные видеокамеры, позволяющие фиксировать и передавать информацию об обстановке в местах расположения терминальных комплексов, на наиболее потенциально опасных направлениях в местах массового пребывания людей, а также вызывные голосовые панели для связи с операторами ИЦ. К средствам радиационного и химического контроля относятся автоматизированные комплексы, включающие датчики, блоки детектирования, коммутирующие устройства, блоки сбора и хранения данных по радиационной и химической обстановке в рассматриваемых местах. Средства звукового вещания включают устройства усиления звука, динамики и другое оборудование, необходимое для звукового оповещения населения. Технические средства отображения информации включают уличные светодиодные панели, плазменные экраны внутри зданий, экраны «бегущая строка».

В свою очередь, по местам установки и составу оборудования, СТК подразделяются на пункты уличного информирования и оповещения (ПУОН) и пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН). ПУОН располагаются вне зданий и включают светодиодный экран, камеры видеонаблюдения, звукоусиливающее оборудование, средства радиационного и химического контроля и др. ПИОН размещаются в зданиях с массовым пребыванием людей. В их состав входят плазменный (жидкокристаллический) экран или устройство бегущей строки и другое оборудование, аналогичное ПУОН.

МТК включают транспортные средства, на которых устанавливаются светодиодные экраны с оборудованием, необходимым для отображения аудиовизуальной информации, видеонаблюдения, обеспечения связи, создания информационного контента, а также мониторинга радиационной и химической обстановки, автономного энергоснабжения, защиты от поражающих факторов источников ЧС и т.п.

6. Уровень индивидуальных терминальных устройств. Данные устройства представлены средствами сотовой связи, коммуникаторами, «наладонными» ПЭВМ, ноутбуками и другими средствами для беспроводного выхода в Интернет. Они предназначены для информирования и оповещения населения в местах индивидуального пребывания людей. Для их функционирования задействуются операторы сото-

вой связи, Интернет-провайдеры и другие операторы услуг связи, взаимодействующие с системой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выполнения основных функций ТК и ИЦ, обеспечения прямой и обратной связи между ними, функционируют автоматизированные территориально распределенные подсистемы, которые предназначены для осуществления следующих процессов:

— отображение визуальных материалов, выступлений дикторов на экранах ТК — подсистема массового информирования;

— видеонаблюдение за обстановкой в местах размещения ТК, организация экстренной связи с местом установки комплекса, контроля качества и состава визуальной информации — подсистема наблюдения и сбора информации;

— обеспечение информационного обмена между федеральным, межрегиональными, региональными и местными (муниципальными) информационными центрами, а также между ИЦ и ТК — подсистема связи и передачи данных;

— обеспечение информационной безопасности ИЦ и ТК — подсистема информационной безопасности;

— контроль радиационной обстановки и параметров химического состояния атмосферы в местах массового пребывания людей, передачи соответствующих аварийных сигналов в ИЦ — подсистема радиационного и химического контроля;

— обеспечение звукового сопровождения трансляции видеоматериалов на ПУОН и ПИОН — подсистема звукового сопровождения и информирования;

— синхронизация точного времени — подсистема часофикации (ПЧ);

— управление конфигурацией подсистем и элементов системы, организация иерархической структуры этих элементов — подсистема контроля и управления;

— географическая и топологическая привязка элементов рассматриваемой системы, их позиционирование на определенной территории — геоинформационная подсистема.

4. Состояние развития новой системы

К настоящему моменту выполнены следующие мероприятия по созданию и развитию ОКСИОН [1]:

— разработаны концепция, программа создания и системотехнический проект системы;

— созданы опытные и пилотные зоны в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Пятигорске и др.;

— создан опытный образец МТК на базе ГАЗ-3303;

— разработаны типовые технические проекты информационных центров и терминальных комплексов, осуществляется их развертывание в ряде административных центров субъектов Российской Федерации;

— разработана система информационных материалов для трансляции в местах массового пребывания людей (видеоролики, электронные плакаты, электронные текстовые сообщения, видеофильмы и др.);

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

— организована межведомственная кооперация (МЧС России, МВД России, ФСБ России и др.) по развитию ОКСИОН, разработаны соглашения о сотрудничестве при информировании и оповещении населения и другие.

Развертывание первой очереди ОКСИОН на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований планируется завершить к 2010 году.

5. Технико-экономическая оценка новой системы

Технико-экономическая оценка показывает [7]:

— создание системы позволит снизить в среднем количество безвозвратных потерь населения в ЧС, ДТП, при пожарах и авариях на водных объектах на 13%, санитарных потерь населения на 23% и материальный ущерб на 13%;

— затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций при функционировании системы уменьшаться в 2,3 раза;

— к окончанию развертывания системы на один вложенный рубль затрат будет приходиться около трех рублей выигрыша. При интенсивном развитии системы адресного оповещения и информирования с использованием терминальных устройств индивидуального пользования, а также МТК данный показатель будет значительно выше;

— доход от коммерческого использования ТК, как средств наружной рекламы, превышает затраты на их содержание в 1,3—9,8 раз (для различных типов ТК);

— эффективность ОКСИОН в 1,6 раз превышает эффективность существующих систем информирования и оповещения населения. С учетом прогнозной оценки количества неработоспособных технических средств данных систем к 2010 году, указанный показатель возрастет до 4,7 раз.

Эффективность ОКСИОН в социальной сфере будет обусловливаться повышением имиджа государственных служб, отвечающих за безопасность, обеспечением равных условий защищенности для

различных социальных групп, повышением доверия к государственным структурам.

В сфере гражданской обороны (ГО), защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах за счет создания и развития системы будет наблюдаться повышение эффективности управления ГО в особый период, действенности функционирования НЦУКС, дежурно-диспетчерских служб организаций и ведомств, сокращение сроков ликвидации ЧС, последствий ДТП, пожаров, аварий на водных объектах.

В правоохранительной области эффект от создания и функционирования ОКСИОН будет достигаться за счет повышения действенности мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, увеличения результативности процессов обнаружения и идентификации социаль-ноопасных лиц.

Заключение

Анализ показал, что существующие системы информирования и оповещения населения морально и физически устарели, не отвечают современным требованиям. Для их модернизации и совершенствования необходимо использовать современные информационно-телекоммуникационные технологии.

В целях массового внедрения этих технологий требуется объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов в рамках Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Использование данной системы будет способствовать повышению оперативности оповещения и регулярности информирования населения, формированию культуры безопасности жизнедеятельности и явится одним из факторов снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов страны и России в целом.

Литература

1. Дурнев Р.А. Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности // Сборник трудов ЦСИ ГЗ МЧС России. — 2007. — 33 вып.

2. Концепция Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей // ДГЗ МЧС России. — М.: ОАО «НТП Интеллект-Телеком», 2005.

3. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 с.

4. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. - 204 с.

5. Программа реконструкции систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации до 2010 года, утверждена приказом МЧС России от 10.10.2000 № 508.

6. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999. - 286 с.

7. Отчет о НИР «Создание научно-методических основ информирования и оповещения населения с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей», п. 4.3.1 ЕТП НИОКР МЧС России). - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2007. - 362 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.