ПУНКТЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ
В.А. Щукин, курсант, Н.Л. Сафонова, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Последние крупные теракты в Волгограде в общественном транспорте, на лайнере Airbus-321, который выполнял рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, авиакатастрофы грузового самолета Ан-12 под Иркутском, самолета Boeing 737 в аэропорту Казани, частного самолёта Dassault Falcon 50 во Внуково и другие аварии и катастрофы на объектах транспортной инфраструктуры свидетельствуют об актуальности создания и развития системы обеспечения транспортной безопасности. В целом основными угрозами безопасности населения на транспорте являются угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, и угрозы техногенного и природного характера. В этих условиях деятельность, направленная на обеспечение транспортной безопасности в России, должна включать:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;
- реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;
- осуществление мер, направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;
- реализация международных требований к обеспечению транспортной безопасности путем разработки и осуществления комплекса мер, направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.
Программа обеспечения безопасности населения на транспорте определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации, ее ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
В рамках программы активно разрабатывается и внедряется система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее - СЗИОНТ).
Приоритетными направлениями функционирования СЗИОНТ является:
- повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от угроз природного и техногенного характера;
- формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;
- создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
В соответствии с предназначением и возложенными задачами, СЗИОНТ должна функционировать в трех режимах:
- в повседневном режиме;
- в режиме угрозы и возникновения ЧС или террористического акта;
- в послекризисном режиме.
Каждый из режимов функционирования СЗИОНТ имеет свои особенности.
В повседневном режиме осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при ЧС и терактах.
При организации информирования до населения доводятся:
- правила безопасного поведения при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры;
- способы эвакуации с территории транспортного комплекса при угрозе возникновения и возникновении ЧС или террористического акта;
- другие навыки в области безопасности жизнедеятельности, разработанные МЧС России в соответствии с программами подготовки и обучения различных групп населения.
В режиме угрозы и возникновения ЧС или террористических актов проводится оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутами эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности (противопожарной службы, инженерной защиты и т.д.), телефонам и местонахождению служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т.п.).
На случай возникновения ЧС или террористических актов разрабатываются типовые процедуры функционирования СЗИОНТ и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы, проводятся тренировки персонала СЗИОНТ совместно с взаимодействующими средствами и комплексами.
В период окончательной стадии ликвидации ЧС и ее последствий СЗИОНТ функционирует в послекризисном режиме и осуществляет информирование населения в целях его социальной реабилитации, морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных психологических осложнений, повышения морального уровня и возвращения к полноценной жизни.
Кроме того, на средствах СЗИОНТ отображается информация по местам расположения и реквизитам центров социально-психологической реабилитации, службам первичного жизнеобеспечения населения, пунктам медицинской помощи, «горячим линиям», адресным пунктам поиска близких и родственников.
Основным средством информирования и оповещения населения, а также обеспечения экстренной обратной связи и видеонаблюдения на территории объекта транспортной инфраструктуры являются терминальные комплексы на основе полноцветных жидкокристаллических экранов (рис.).
I».
к
Рис. Образцы терминальных комплексов информирования и оповещения населения на
территории пилотных зон СЗИОНТ
К терминалам информирования и оповещения населения на территориях транспортных узлов (ТИОН - Т) относятся следующие объекты:
1. Терминалы информирования и оповещения населения на территории транспортного узла (ТИОН-Тт) на основе полноцветных жидкокристаллических экранов.
2. Терминалы информирования и оповещения населения в здании транспортного узла (ТИОН-Тз) на основе полноцветных жидкокристаллических экранов.
В зависимости от количества полноцветных жидкокристаллических экранов ТИОН-Тт и ТИОН-Тз подразделяются на два типа: тип А - с одним экраном, тип В - с двумя экранами.
При размещении информационные терминалы должны объединяться в информационные сети и управляться минимальным количеством серверов. Тип и количество оборудования информационных сетей должны определяться на стадии рабочего проектирования с учетом длин кабельных трасс, определяемых для согласованных мест размещения технических средств отображения информации (ТСО) и шкафа (шкафов) с технологическим оборудованием.
Все терминальные комплексы выполнены в антивандальном исполнении.
Основным недостатком в настоящий момент можно считать то, что созданные пилотные зоны СЗИОНТ не являются единой комплексной автоматизированной системой, представляют собой смонтированное
оборудование (недопоставленное и не полностью смонтированное), не выполняющее полного комплекса поставленных перед СЗИОНТ задач.
В итоге СЗИОНТ не обеспечивает самый основной и базовый функционал: специальное программное обеспечение СЗИОНТ не позволяет в полной мере осуществлять информирование и оповещение населения. В ряде случаев невозможно выполнять видеотрансляцию, текстовое и аудио информирование при угрозе и возникновении ЧС (террористического акта). Программное обеспечение, обеспечивающее функционирования СЗИОНТ и их систем управления, в большинстве случаев не настроено и предназначено для специалистов с соответствующим уровнем подготовки.
Для дальнейшего эффективного функционирования сегментов СЗИОНТ и их систем управления, предлагается следующее:
1. Активизировать выполнение компаниями-подрядчиками условий соответствующих государственных контрактов и договоров;
2. Разработать регламенты взаимодействия комплексов СЗИОНТ с ситуационными и информационными центрами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
3. Обеспечить заключение договоров сохранности технического оборудования СЗИОНТ с собственниками объектов транспорта;
4. Провести обучение и повышение квалификации сотрудников задействованных в обеспечении функционирования СЗИОНТ;
5. Обеспечить функционирование подсистемы информационной безопасности как в ЦУКС МЧС России (центр управления в кризисных ситуациях МЧС России), так и на объектах транспортной инфраструктуры;
6. Обеспечить сегменты СЗИОНТ источниками бесперебойного электропитания и системами охлаждения технических средств СЗИОНТ;
7. Провести калибровку и доработку оборудования и программного обеспечения сегментов СЗИОНТ.
Результаты опытной эксплуатации пилотных зон СЗИОНТ демонстрируют, что СЗИОНТ требует доработки. В большинстве случаев она не выполняет полного комплекса поставленных перед ней задач.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 [Текст]: О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте
2. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте [Текст]: [утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р].
3. ИНСИСТЕМ [Эл. ресурс] http://www.insystem.ru/products/sziont/ termmals-szюnt.php (Дата обращения: 11.03.2016 г.)
4. Автэл [Эл. ресурс] http://avtel.ru/sziont (Дата обращения: 11.03.2016 г.)