Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / РАБОТО СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна

В статье сделана попытка рассмотреть актуальную проблему совершенствования физических качеств личности студенческой молодежи и определить исходный уровень физической подготовленности студенток 1 курса УрГУПС. Проведенное исследование дает возможность провести анализ результатов общей выносливости по входящему контрольному нормативу - «кросс 2 километра», как один из важных факторов, определяющих здоровье студенческой молодежи, общую выносливость и работоспособность в освоении учебных дисциплин по программе высшего образования. В исследовании приняли участие 267 человек шести факультетов Уральского государственного университета путей сообщения, относящихся к основной медицинской группе и не имеющих отклонения в здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OFPHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY

The article attempts to consider the actual problem of improving the physical qualities of the personality of student youth and to determine the initial level of physical fitness of female students of the 1 st course of USTU. The conducted research makes it possible to analyze the results of general endurance according to the incoming control standard - "cross-country 2 kilometers", as one of the important factors determining the health of students, general endurance and working capacity in the development of academic disciplines in the higher education program. The study involved 267 people from six faculties of the Ural State University of Communications, belonging to the main medical group and not having deviations in health.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье сделана попытка рассмотреть актуальную проблему совершенствования физических качеств личности студенческой молодежи и определить исходный уровень физической подготовленности студенток 1 курса УрГУПС. Проведенное исследование дает возможность провести анализ результатов общей выносливости по входящему контрольному нормативу - «кросс 2 километра», как один из важных факторов, определяющих здоровье студенческой молодежи, общую выносливость и работоспособность в освоении учебных дисциплин по программе высшего образования. В исследовании приняли участие 267 человек шести факультетов Уральского государственного университета путей сообщения, относящихся к основной медицинской группе и не имеющих отклонения в здоровье.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студент, общая выносливость, здоровье, работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p356-359

ASSESSMENT OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF THE TECHNICAL

UNIVERSITY

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Ural State Transport University, Ekaterinburg

Abstract

The article attempts to consider the actual problem of improving the physical qualities of the personality of student youth and to determine the initial level of physical fitness of female students of the 1 st course of USTU. The conducted research makes it possible to analyze the results of general endurance according to the incoming control standard - "cross-country 2 kilometers", as one of the important factors determining the health of students, general endurance and working capacity in the development of academic disciplines in the higher education program. The study involved 267 people from six faculties of the Ural State University of Communications, belonging to the main medical group and not having deviations in health.

Keywords: physical fitness, student, general endurance, health, working capacity.

ВВЕДЕНИЕ

Из всех физических качеств человека наиболее важным является выносливость, она считается показателем уровня физического состояния человека и его физической подготовленности к будущей профессионально-трудовой деятельности [4]. На занятиях по ФКиС, наряду с развитием физических качеств, мы воспитываем и психологические качества личности молодого человека, которые помогут студентам в освоении учебных дисциплин по программе высшего образования и будут необходимы будущим специалистам железнодорожникам. Выпускник вуза должен обладать крепким здоровьем, быть конкурентоспособным на рынке труда. Такие качества как общая выносливость и работоспособность станут необходимыми в повседневной деятельности работников железнодорожного транспорта [1].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы: изучить исходный уровень физической подготовленности студенток 1 курса технического вуза, как фактор, направленный на всестороннее совершенствова-

ние качеств личности студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, проведение контрольного норматива, анализ исходных данных. Педагогический эксперимент проводился на девушках 1 курса Уральского государственного университета путей сообщения в количестве 267 человек, и применялись те методы тестирования, которые соответствуют рекомендациям для выполнения данного упражнения.

Научное исследование предусматривало несколько этапов, и результатом стал контрольный тест на определение общей выносливости - «Кросс 2 километра» в 1 семестре 2022-2023 уч. гг.

Первый этап - провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, подготовить процедуру констатирующего эксперимента, дать методические рекомендации к выполнению контрольного теста студенткам вуза.

Второй этап - на основе теоретического анализа проблемы и выявленных данных констатирующего эксперимента, определить средства и методы контрольного тестирования. Провести анализ контрольного испытания определяющего общую выносливость. Проанализировать особенности данного качества студенток, участвующих в исследовании, определить их физическую работоспособность и готовность к физическим нагрузкам. На основании классификации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» определить нормативные требования по трем уровням сложности, соответствующим трем знакам отличия ГТО в соответствующей возрастной ступени [3].

Третий этап - провести анализ уровня общей выносливости и работоспособности студенток-первокурсниц, обработать полученные результаты и сделать выводы по научному исследованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В констатирующем эксперименте предложен исходный норматив «Кросс 2 км», в соответствии с 6 ступенью классификации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», девушки 1 курса сдают обязательные испытания (тесты) по ГТО: золотой знак отличия - 10.50, серебряный знак - 12.30, бронзовый знак -13.10 (мин, сек). На рисунке представлена таблица результатов контрольного норматива

Результаты исследования контрольного испытания на общую выносливость «Кросс 2 км» показали данные на (рисунок). Как и предполагалось, самыми быстрыми стали 10.9 % студенток (п 29), они справились с данным нормативом на золотой знак отличия и у данной группы высокий уровень физической подготовленности. В этом виде испытаний укладываются в существующие нормы только те студентки, которые на протяжении долгого времени совершенствовали свои физические качества и функциональную подготовку в целом. Поддерживали или развивали все качества личности в комплексе или такое качество как общая выносливость в частности, занимаясь в спортивных секциях, кружках и клубах по интересам.

С серебряным знаком отличия справились 33,4 % испытуемых, что является хорошим результатом, который говорит о том, что у этих студенток хорошее здоровье и рабо-

«Кросс 2 км» по классификации ГТО.

10,9%

■Золтой знак

■ Серебряный знак

■ Бронзовый знак

■ Не справились с нормативом ГТО Рисунок - Результаты кросса 2 километра

тоспособность. Данная группа студенток (n 89) разносторонне и гармонично совершенствовала все качества личности и имеет уровень физической подготовленности выше среднего.

На бронзовый знак уложилось 18,3 % (n 49) студенток и это тот результат, над которым стоит задуматься, так как норма для данного испытания достаточно лояльная и дает возможность наибольшему числу испытуемых справиться с данным тестом. Анализ данного испытания говорит о том, что функциональная подготовленность находится на среднем уровне и школьниками не уделялось должного внимания развитию физических качеств личности в выпускных классах.

К сожалению 37,4% (n 100) испытуемых не справились с Всероссийским физкуль-турно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне», у данной группы девушек низкий уровень выносливости, работоспособности и функциональной подготовленности в целом. Мы уверены, что данный результат связан с продолжительным локдауном из-за COVID-19. Будем надеяться, что практические занятия по дисциплине физическая культура и спорт (элективные дисциплины (модули)) дадут возможность разносторонне и гармонично совершенствоваться, уделяя особое внимание такому качеству как выносливость. По программе высшего образования студенты во втором семестре сдают повторное обязательное испытание по тестам ГТО и есть возможность провести сравнительный анализ результатов в данной группе студенток. Надеемся, что благодаря огромному многообразию физических упражнений, способствующих совершенствованию всех качеств личности, профессорско-преподавательский состав выберет наиболее популярные методики по развитию общей выносливости для студентов УрГУПС [2].

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что выносливости необходимо уделять должное внимание на занятиях по ФКиС, так как она является важнейшим физическим качеством, необходимым для профессиональной деятельности работника железнодорожного транспорта. Мы знаем, что общая выносливость наиболее эффективно вырабатывается при выполнении многообразных комплексов упражнений на развитие всех качеств личности в совокупности. Анализ результатов дает возможность определить конкретные задачи освоения учебной программы на предстоящий учебный год и внести корректировки в план занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хазимарданова Г.И. Исследование уровня развития общей выносливости у студентов железнодорожного вуза по методу К. Купера / Г.И. Хазимарданова, С.А. Марчук // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы II Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2018. С. 249-252.

2. Мишнева С.Д. Развитие специальной выносливости у баскетболистов / С.Д. Мишнева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 247 -251.

3. Симонова И.М. Анализ координационных способностей волейболисток, обучающихся в вузе / И.М. Симонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 288-292.

4. Усольцева С.Л. Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студентов / С.Л. Усольцева, И.В. Пытель // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи : материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. - Екатеринбург, 2015. - С. 139-141.

REFERENCES

1. Khazimardanova, G.I. and Marchuk, S.A. (2018), "A study of the level of development of general endurance among students of a railway university according to the method of K. Cooper", Strategy for the development of mass sports work with students. Materials of the II International Scientific and

Practical Conference, Tyumen, pp. 249-252.

2. Mishneva, S.D. (2022), "Development of special endurance in basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 247-251.

3. Simonova, I.M. (2021), "Analysis of the coordination abilities of female volleyball players studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), , pp. 288-292.

4. Usoltseva, S.L. (2015), "Actual problems of improving the physical fitness of students", Scientific and methodological foundations for the formation of physical and mental health of children and youth. Materials of the VI All-Russian Conference with International Participation, Yekaterinburg, pp. 139-141.

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 37.012

ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА ОСНОВЕ

КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Татьяна Александровна Черненко, магистр, тренер, Региональное общественное объединение «Федерация прыжков на батуте Омской области», Омск

Аннотация

Ранняя узкая специализация, ведущая к освоению соревновательных упражнений детьми 56 лет, проходит в условиях низкого уровня развития физических качеств. Исследования, посвященные проблеме физической подготовки юных спортсменов, как правило, носят однонаправленный характер. Целью работы явилось обоснование эффективности реализации перспективно-прогностической модели физической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся в группах начальной подготовки по батутной гимнастике, грепплингу и футболу. Реализация модели предполагает комплексный подход и нормирование физических нагрузок с учетом аэробного и анаэробного порогов энергообеспечения. Более 70% детей 5-6 лет, занимающихся спортом, достигают возрастного уровня развития общих физических качеств на статистически достоверном уровне по окончании четырех месяцев тренировочных занятий.

Ключевые слова: перспективно-прогностическая модель, физическая подготовка, дети, комплексный подход, спортивная гимнастика, батутная гимнастика, грепплинг, футбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p359-367

PERSPECTIVE-PROGNOSTIC MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS OLD GOING INTO SPORTS, BASED ON THE INTEGRATED

APPROACH

Margarita Petrovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk; Tatyana Alexandrovna Chernenko, the master's student, coach, Regional public association "Federation of trampoline jumping of the

Omsk region", Omsk

Abstract

Early narrow specialization, leading to the development of competitive exercises by children aged 5-6, takes place in conditions of the low level of development of physical qualities. Researches devoted to the problem of physical training of young athletes, as a rule, are unidirectional. The purpose of the work was to substantiate the effectiveness of the implementation of the prospective-prognostic model of physical training for children aged 5-6, who are engaged in groups of initial training in trampoline gymnastics,

359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.