Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА'

ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / БАТУТНАЯ ГИМНАСТИКА / ГРЕППЛИНГ / ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Черненко Татьяна Александровна

Ранняя узкая специализация, ведущая к освоению соревновательных упражнений детьми 56 лет, проходит в условиях низкого уровня развития физических качеств. Исследования, посвященные проблеме физической подготовки юных спортсменов, как правило, носят однонаправленный характер. Целью работы явилось обоснование эффективности реализации перспективнопрогностической модели физической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся в группах начальной подготовки по батутной гимнастике, грепплингу и футболу Реализация модели предполагает комплексный подход и нормирование физических нагрузок с учетом аэробного и анаэробного порогов энергообеспечения. Более 70% детей 5-6 лет, занимающихся спортом, достигают возрастного уровня развития общих физических качеств на статистически достоверном уровне по окончании четырех месяцев тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Черненко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE-PROGNOSTIC MODEL OFPHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AGED 5-6YEARS OLD GOING INTO SPORTS, BASED ON THE INTEGRATED APPROACH

Early narrow specialization, leading to the development of competitive exercises by children aged 5-6, takes place in conditions of the low level of development of physical qualities. Researches devoted to the problem of physical training of young athletes, as a rule, are unidirectional. The purpose of the work was to substantiate the effectiveness of the implementation of the prospective-prognostic model of physical training for children aged 5-6, who are engaged in groups of initial training in trampoline gymnastics, grappling and football. The implementation of the model involves the integrated approach and normalization of physical activity, taking into account the aerobic and anaerobic thresholds of energy supply. More than 70% of children aged 5-6 years old who go in for sports reach the age level of development of general physical qualities at a statistically significant level after four months of training sessions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА»

Practical Conference, Tyumen, pp. 249-252.

2. Mishneva, S.D. (2022), "Development of special endurance in basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 247-251.

3. Simonova, I.M. (2021), "Analysis of the coordination abilities of female volleyball players studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), , pp. 288-292.

4. Usoltseva, S.L. (2015), "Actual problems of improving the physical fitness of students", Scientific and methodological foundations for the formation of physical and mental health of children and youth. Materials of the VI All-Russian Conference with International Participation, Yekaterinburg, pp. 139-141.

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 37.012

ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА ОСНОВЕ

КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Татьяна Александровна Черненко, магистр, тренер, Региональное общественное объединение «Федерация прыжков на батуте Омской области», Омск

Аннотация

Ранняя узкая специализация, ведущая к освоению соревновательных упражнений детьми 56 лет, проходит в условиях низкого уровня развития физических качеств. Исследования, посвященные проблеме физической подготовки юных спортсменов, как правило, носят однонаправленный характер. Целью работы явилось обоснование эффективности реализации перспективно-прогностической модели физической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся в группах начальной подготовки по батутной гимнастике, грепплингу и футболу. Реализация модели предполагает комплексный подход и нормирование физических нагрузок с учетом аэробного и анаэробного порогов энергообеспечения. Более 70% детей 5-6 лет, занимающихся спортом, достигают возрастного уровня развития общих физических качеств на статистически достоверном уровне по окончании четырех месяцев тренировочных занятий.

Ключевые слова: перспективно-прогностическая модель, физическая подготовка, дети, комплексный подход, спортивная гимнастика, батутная гимнастика, грепплинг, футбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p359-367

PERSPECTIVE-PROGNOSTIC MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS OLD GOING INTO SPORTS, BASED ON THE INTEGRATED

APPROACH

Margarita Petrovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk; Tatyana Alexandrovna Chernenko, the master's student, coach, Regional public association "Federation of trampoline jumping of the

Omsk region", Omsk

Abstract

Early narrow specialization, leading to the development of competitive exercises by children aged 5-6, takes place in conditions of the low level of development of physical qualities. Researches devoted to the problem of physical training of young athletes, as a rule, are unidirectional. The purpose of the work was to substantiate the effectiveness of the implementation of the prospective-prognostic model of physical training for children aged 5-6, who are engaged in groups of initial training in trampoline gymnastics,

359

grappling and football. The implementation of the model involves the integrated approach and normalization of physical activity, taking into account the aerobic and anaerobic thresholds of energy supply. More than 70% of children aged 5-6 years old who go in for sports reach the age level of development of general physical qualities at a statistically significant level after four months of training sessions.

Keywords: prospective-prognostic model, physical training, children, integrated approach, artistic gymnastics, trampoline gymnastics, grappling, football.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка потенциального спортивного резерва в видах спорта требует учета возрастных особенностей развития двигательных способностей современных детей. При этом уровень развития общих физических качеств у преобладающего числа юных россиян не соответствуют возрасту. В условиях ранней узкой специализации освоение детьми соревновательных упражнений проходит в условиях низкого уровня развития физических качеств, отсутствия сформированных в соответствие с возрастом жизненно важных двигательных навыков [1].

Анализ научной и методической литературе по вопросу физической подготовки детей 5-6 лет в условиях физического воспитания и спортивной подготовки выявил преобладание исследований, посвященных:

- развитию отдельных либо группы физических качеств (А.А. Ругина, 1999; О.Н. Песина, Н.Ю. Мищенко, 2021) [2, 3];

- комплексному развитию физических качеств (М.П. Мухина, 2020) [4];

- использованию дополнительных средств в развитии физических качеств (Р.В. Литвинов, С.Е. Бебинов, О.Н. Кривощекова, 2018; И.С. Зенченко, 2022) [5, 6];

- использованию подвижных и игровых заданий (Н.В. Минникаева, 2009; В.К. Макаренко, И.Б. Белоусова, 2015) [7, 8].

Проблема исследования состоит:

- в теории, с одной стороны обоснован комплексный подход в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях физического воспитания, с другой стороны - наличие фрагментарных данных о комплексном развитии физических качеств детей, занимающихся спортом;

- в практике, с одной стороны необходимость своевременного в соответствии с возрастом развития физических качеств детей, как одного из условий освоения технических действий, с другой стороны - наличие низкого уровня подготовленности у более 70% детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка перспективно-прогностической модели физической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся спортом, на основе комплексного подхода.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; моделирование; методы математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование носило лонгитудианльный и срезовый характер. Лонгитудинальный эксперимент проводился в течение трех лет, с сентября 2017 по май 2020 гг., на базе Бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №25» [1, 9]. Срезовый эксперимент проводился в течение двух лет с сентября 2021 по апрель 2022 гг. на базе Регионального общественного объединения «Федерация прыжков на батуте Омской

области», Бюджетного учреждения города Омска, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Динамо» и Федерации грепплинга Омской области. В эксперименте приняли участие 105 детей 5-6 лет (батутная гимнастика: 12 мальчиков и 19 девочек; грепплинг: 23 девочки и 25 мальчиков; футбол: 26 мальчиков; спортивная гимнастика: 22 девочки). Срочная реакция на физическую нагрузку оценивалась с использованием системы Polar. Оценка общей физической подготовленности проводилась по методике А.И. Кравчука (1998) [10]. Для оценки специальной физической подготовленности использовались только два теста, представленные в Федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта - спортивная гимнастика, грепплинг, батутная гимнастика и футбол. Моделирование состояло в разработке и экспериментальной проверки перспективно-прогностической модели комплексного развития физических качеств детей 5-6 лет, занимающихся спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение результатов предварительного тестирования физической подготовленности детей 5-6 лет, занимающихся спортом, выявило наличие у преобладающего числа из них низкий уровень развития общих физических качеств [11].

С учетом полученных данных содержание перспективно-прогностической модели физической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся спортом, составили специально подобранные упражнения и игровые задания, распределенные в четыре блока с направленностью на развитие вначале относительно отстающих (выносливость, скоростная и динамическая сила), затем относительно ведущих физических качеств (гибкость, быстрота, ловкость) (рисунок).

В основе подбора методов развития физических качеств учитывались данные научных исследований Т.Ф. Абрамовой, А.И. Головачева, Т.М. Никитиной и А.В. Пол-фунтиковой (2021) [12]. Авторы указывают на возможность использования в качестве критерия выполнения нагрузки детьми 6-7 лет в аэробном, наиболее физиологически обеспеченном режиме энергообеспечения ЧСС до 170 уд/мин. Вследствие отсутствия данных о нормировании физических нагрузок для детей 5-6 лет в качестве аэробного порога (ПАНО) было установлено значение ЧСС 150 уд/мин, анаэробного порога (ПАНО02) - ЧСС 170 уд/мин.

Теоретическую основу перспективно-прогностической модели составляют:

- перспективно-прогностический подход Л.Я. Аркаева, Н.Г. Сучилина (2014), позволивший определить содержание целевой перспективно-прогностической модели физической подготовленности;

- учет закономерностей развития человека в онтогенезе по Н.А. Берштейну (1996), И.А. Аршавского (1982), которые необходимо учитывать при построении тренировочного процесса с детьми дошкольного возраста;

- учет разносторонностей и комплексности педагогических воздействий Ю.А. Верхошавского (1985) с направленностью на достижение гармоничного развития физических качеств;

- организация физического воспитания с учетом биологического возраста, пола, особенностей индивидуального развития по В.К. Бальсевичу (1998);

- использования средств, методов обучения, разработанных в дидактике, совместной теории обучения движениям и спортивной тренировки по Ю.К. Гавердовскому (2002), Ю.В. Менхину (2005).

В основе общефизической подготовки детей лежали стандартные упражнения, соответствующие возрасту, выполняемые в аэробно-анаэробной и анаэробно-гликолитической зонах мощности (таблица). При превышении ЧСС 180 уд/мин выполнение физических упражнений прекращалось.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Скоростно-силовая выносливость, кол-во раз за 30 с («напрыгивание» на возвышенность 30 см) не менее 5

Координационная способность, с (бег 3*10 м) не более 10,3

Физические качества (тесты) Критерии оценки

Специальная физическая подготовленность в соответствии с ФССП

Ловкость, с (бег змейкой 10 м, обегая 8 кеглей, стоящих через 1 м) 7,0-6,0 6,0-5,0

Выносливость, кол-во раз за 30 с (из положения, лежа на спине, ноги согнуты под углом 90° в коленных суставах, стопы закреплены, руки за головой - сед с наклоном до касания локтями коленей) 3,0-13,0 9,0-17,0

Быстрота, кол-во раз за 5 с (из положения, лежа на спине, руки вверх, кисти в кулак - руки вниз и в темпе вверх) 6,0-8,0 7,0-8,0

Скоростная сила, см (прыжок в длину с места) 83-114 100-127

Динамическая сила, кол-во раз (из положения, лежа на животе, стопы закреплены, руки за головой - прогнуться назад не ниже 30°) 10,0-27,0 11,0-31,0

Гибкость, см (стоя продольно на гимнастической скамейке - наклон вперед - руки вперед кверху к плоскости скамейке и ниже ее) 4,0-12,0 5,0-11,0

Физические качества (тесты) 5 лет 6 лет

Возраст / Критерии оценки

Общая физическая подготовленность в соответствии с возрастом

ПЕДАГОГИЧЕСКИИ КОНТРОЛЬ

О

БУФВ, БУ и ПУСГ, БУ и ПУСА, игровые задания БУФВ, БУ и ПУСГ

Общие физические качества: ловкость, выносливость, быстрота, скоростная сила, гибкость, динамическая сила. Специальные физические качества: скоростно-силовая выносливость и координационная способность. Общие физические качества: ловкость, выносливость, быстрота, скоростная сила, гибкость, динамическая сила.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

БУФВ, БУСГ, БУСА, игровые задания

Относительно отстающие физические качества: выносливость, скоростная и динамическая сила.

=>

БУФВ, игровые задания

Относительно ведущие физические качества: гибкость, быстрота, ловкость.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

О

*Перспективно-прогностический подход (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин). *Закономерности развития человека в онтогенезе (Н.А. Берштейн, И.А. Аршавский). *Разносторонность и комплексность педагогических воздействий (Ю.А. Верхошавский). *Физическое воспитание с учетом биологического возраста, пола, особенностей индивидуального развития в соответствии с сенситивными периодами развития детей (В.К. Бальсевич).

*Использование средств, методов обучения, разработанных в дидактике, совместной теории обучения движениям и спортивной тренировке (Ю.К. Гавердовский, Ю.В. Менхин)._

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

О

| Цель - достижение возрастных нормативов развития физических качеств детей 5-6 лет, занимающихся спортом |

Примечание: БУФВ - базовые упражнения физического воспитания; БУСГ - базовые упражнения спортивной гимнастики, БУСА - базовые упражнения спортивной акробатики.

Рисунок - Перспективно-прогностическая модель физического развития детей 5 -6 лет, занимающихся спортом

на этапе начальной подготовки

Основу специально подобранных упражнений составили (таблица): - базовые и профилирующие упражнения физического воспитания, соответствующие возрасту: прыжковые упражнения на правой/левой на месте, с продвижением вперед, на двух в полном приседе (ЧСС 170-175 уд/мин), прыжок в длину с разбега (ЧСС 170-175 уд/мин); выпрыгивание вверх из полного приседа с продвижением вперед (ЧСС 170-175 уд/мин); разновидности беговых упражнений (ЧСС 160-175 уд/мин);

- базовые элементы спортивной гимнастики, распределенные в три группы:

1) поступательные: разновидности ходьбы; разновидности беговых упражнений (ЧСС 165-175 уд/мин);

2) вращательные: повороты в стойке на правой/левой; закручивание на 180-360° после прыжка двумя на месте; закручивание на 180-360° после разбега; перекаты, кувырки вперед, назад, в сторону (ЧСС 150-175 уд/мин);

3) переместительные: разновидности прыжковых упражнений; ускорения (ЧСС 160-175 уд/мин);

- базовые элементы футбола, соответствующие возрасту: бег обычный/на носках (ЧСС 160-175 уд/мин); непрерывный бег в течение 3-4 мин (ЧСС 165-175 уд/мин); челночный бег 3х10 (ЧСС 170-175 уд/мин); прыжковые упражнения двумя на месте/с продвижением вперед, вверх из глубокого приседа, запрыгивание на возвышенность (ЧСС 170-175 уд/мин); прыжковые упражнения через короткую скакалку разными способами (ЧСС 155170 уд/мин); прыжковые упражнения через длинную скакалку (ЧСС 165-175 уд/мин);

- базовые элементы батутной гимнастики, соответствующие возрасту: поднимание на носки (ЧСС 150-155 уд/мин), приседания (ЧСС 160-175 уд/мин); разновидности прыжковых упражнений (ЧСС 164-169 уд/мин); подтягивания из виса (ЧСС 173-180 уд/мин); приседание на правой/левой, пассивные наклоны; отведение рук/ног до предела (ЧСС 164-169 уд/мин), упражнение «мост» из положения, лежа на спине; разнонаправленные движения рук и ног; кувырки вперед/назад/в стороны; стойка на лопатках; простые прыжковые упражнения на батуте и двойном мини-трампе (ЧСС 170-175 уд/мин);

- базовые элементы грепплинга, соответствующие возрасту: скоростные движения на определенный сигнал (ЧСС 160-165 уд/мин); челночный бег 3х10 м (ЧСС 175-178 уд/мин); эстафеты с элементами, требующими проявления ловкости и координации движений; маховые упражнения руками, ногами, наклонные туловища, круговые движения туловищем; подвижные игры («Тянем репку», «Вышибалы») (ЧСС 175-180 уд/мин).

В предварительном эксперименте продолжительность реализации перспективно-прогностической модели физической подготовки девочек 5-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой [13], составляла 8-10 месяцев, как и в физическом воспитании детей данного возраста. Для уточнения продолжительности этапов педагогических воздействий были проведены дополнительные тестирования спустя каждые два месяца.

Было выявлено, что по окончании второго месяца тренировочных занятий более 70% мальчиков и девочек 5-6 лет, занимающихся батутной гимнастикой, грепплингом и футболом, на статистически достоверном уровне достигли возрастного уровня в развитии относительно отстающих физических качеств (выносливость, скоростная и динамическая сила), что позволило приступить к реализации второго этапа по развитию относительно ведущих физических качеств (гибкость, быстрота, ловкость).

По окончании четвертого месяца тренировочных занятий возрастной уровень развития относительно ведущих физических качеств отмечался у более 70% детей, по окончании шестого месяца - у более 80% детей. Достижение нормативных значений специальной физической подготовленности имело место у более 70% детей по окончании шести-восьми месяцев занятий.

Сравнение средних арифметических значений показателей физической подготовленности мальчиков и девочек в каждом возрасте по ^критерию Стьюдента для малых выборок и и-критерию Манна-Уитни выявило отсутствие статистически достоверных различий, независимо от вида спорта: между мальчиками в быстроте, скоростной силе и ловкости; между девочками - в выносливости, скоростной силе и ловкости.

Следует отметить наличие высоких значений ЧСС, как у мальчиков, так и девочек 5-6 лет при выполнении физических упражнений с направленностью на развитие выносливости (ЧСС 170-180 уд/мин), скоростной силы (ЧСС 170-175 уд/мин) и быстроты

(ЧСС 170-179 уд/мин). Для создания наиболее благоприятных условий для развития указанных качеств в аэробно-анаэробном режиме предложено:

- сократить продолжительность выполнения движений отдельными звеньями тела до отказа с 30-45 с до 25-30 с;

- сократить количество серий выполнения прыжковых упражнений с 3 до 2, увеличив паузу отдыха с 20-40 с до 60 с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличить паузу отдыха при выполнении упражнений по сигналу (максимально быстро) с 15-18 с до 40-45 с.

Можно предположить, что, несмотря на различия в специфике видов спорта, специально подобранное содержание для развития динамической силы у мальчиков и девочек, а также выносливости у мальчиков, требует внесения дополнительных условий для их сопряженного развития.

Таблица - Показатели ЧСС детей 5-6 лет при выполнении упражнений

ЧСС по- ЧСС

и ЧСС после выполне- сле от- ЧСС после выполне- после

я й И 03 . н СП О К © Основное содержание Вид спорта ния, уд/мин дыха, уд/мин ния, уд/мин отдыха, уд/мин

Девочки, возраст, лет Мальчики, возраст, лет

5 6 5 1 6 5 6 5 1 6

Бег 3 мин со средней Б/гимнастика 168-173 159-161 124-128 170-175 160-165 -

скоростью с выпол- (ан-гл) (аэ-ан) (ан-гл) (аэ-ан)

нением упражнений Грепплинг 170-175 160-165 170-177 160-169

(3-4) по сигналу в (ан-гл) (аэ-ан) (ан-гл) (аэ-ан)

форме игровых зада- Футбол - - 170-175 160-165

нР ь о о нии (ан-гл) (аэ-ан)

С/гимнастика 170-175 160-165 - -

к (ан-гл) (аэ-ан)

о о Движение отдельны- Б/гимнастика 163-178 162-170 123-130 175-180 173-177 125-130

и ми звеньями тела до (аэ-ан) (аэ-ан) (ан-гл) (ан-гл)

ш отказа: 30-45 с, пау- Грепплинг 175-180 173-177 170-180 170-177

зы отдыха 2 мин (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл)

Футбол - - 175-180 (ан-гл) 173-177 (ан-гл)

С/гимнастика 175-180 (ан-гл) 173-177 (ан-гл) - -

, Выполнение движе- Б/гимнастика 172-180 163-176 122-126 166-169 164-168 125-130

к о ний в среднем темпе (ан-гл) (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан)

§ о и й до отказа: 2 серии по Грепплинг 166-169 164-168 127-130 160-169 160-168

15(20) раз, пауза от- (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан)

У ч к дыха 2 мин Футбол - - 166-170 164-168

(аэ-ан) (аэ-ан)

к С/гимнастика 166-169 164-168 - -

(аэ-ан) (аэ-ан)

Упражнения с изме- Б/гимнастика 162-172 161-177 120-127 160-164 157-162 120-125

нением направлений, (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан)

нР исходного или ко- Грепплинг 160-164 157-162 160-165 157-165

о о и ш нечного положений, (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан) (аэ-ан)

в затруднённых усло- Футбол - - 160-164 157-162

виях: 3 серии по 15- (аэ-ан) (аэ-ан)

20 с, пауза отдыха С/гимнастика 160-166 154-162 - -

20-40 с (аэ-ан) (аэ-ан)

Скоростная сила Прыжковые упраж- Б/гимнастика 164-177 163-177 123-128 170-175 (ан-гл) 120-127

нения: 3 серии по (аэ-ан) (аэ-ан)

6(10) с, паузы отдыха Грепплинг 170-175 (ан-гл) 170-175 (ан-гл)

20-40 с Футбол - - 170-175 (ан-гл)

С/гимнастика 170-175 (ан-гл)

ЧСС по- ЧСС

ЧСС после выполне- сле от- ЧСС после выполне- после

rt d И 03 . s- м о К © Основное содержание Вид спорта ния, уд/мин дыха, уд/мин ния, уд/мин отдыха, уд/мин

Девочки, возраст, лет Мальчики, возраст, лет

5 6 5 1 6 5 6 5 1 6

Упражнения на ина- Б/гимнастика 168-172 163-177 127-136 168-172 (аэ-ан) 125-

мичекую гибкость: (аэ-ан) (аэ-ан) 134-

1х2(пр/лев) по 30 с, Грепплинг 168-172 (аэ-ан) 165-172 (аэ-ан)

о пауза отдыха 30 с Футбол - - 167-172 (аэ-ан)

& ю к С/гимнастика 168-172 (аэ-ан)

Упражнения на ста- Б/гимнастика 130-134 128-130 120-124 130-133 128-131 129-134

тическую гибкость: 2 Грепплинг 131-133 129-131 132-135 128-135

по 30 с, пауза отдыха Футбол - - 130-133 128-131

10 с С/гимнастика 130-133 128-131 - -

Выполнение упраж- Б/гимнастика 173-177 170-175 130-134 175-178 172-176 130-135

нений по сигналу (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл)

S (максимально быст- Грепплинг 174-179 171-174 170-178 170-175

о £ о ро): 2 серии по 5(6) с, (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл) (ан-гл)

пауза отдыха 15-18 с Футбол - - 175-178 172-176

W (ан-гл) (ан-гл)

С/гимнастика 175-178 (ан-гл) 172-176 (ан-гл) - -

ВЫВОДЫ

Реализация в течение четырех месяцев тренировочных занятий перспективно-прогностической модели развития физических качеств детей 5-6 лет, занимающихся спортом на основе комплексного подхода, позволяет более 70% из них достигать и превышать возрастной уровень в развитии как относительно отстающих (выносливость, скоростная и динамическая сила), так и относительно ведущих физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота) на статистически достоверном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирьяш Н.С. Содержание и направленность подготовки юных гимнасток к квалификационным соревнованиям по спортивной гимнастике / Н.С. Кирьяш, М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - № 457. - 2020.- C. 187-191.

2. Ругина А.А. Методика развития физических качеств и формирования основных движений у детей 3-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ругина, Анжелика Александровна. - Москва, 1999. - 24 с.

3. Песина О.Н. Развитие двигательно-координационных способностей девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / О. Н. Песина, Н. Ю. Мищенко // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30708 (дата обращения: 28.10.2022).

4. Мухина, М.П. Основы предварительной спортивной подготовки дошкольников : монография / М.П. Мухина. - Омск : СибГУФК, 2020. - 290 с.

5. Литвинов, Р.В. Использование тренажеров в специальной физической подготовке юных футболистов / Р.В. Литвинов, С.Е. Бебинов, О.Н. Кривощекова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 174-177.

6. Зенченко И.С. Развитие физических качеств на занятиях единоборствами с помощью тренажерных устройств / И.С. Зенченко // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 215-218.

7. Минникаева Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры и личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Минникаева Наталья Викторовна. - Москва, 2009. - 23 с.

8. Макаренко В.К. Экспериментальная методика применения игрового и соревновательного методов в структуре обучения двигательным действиям / В.К. Макаренко, И. Б. Белоусова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 2. - URL: https://human.snauka.ru/ (дата обращения

21.10.2022).

9. Мухина М.П. Моделирование системы подготовки дошкольников по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе / М.П. Мухина, Н.С. Кирьяш, А.И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - Томск : Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет. - 2020. - № 452. - С. 205-210.

10. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) : монография. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. - Новосибирск : [б. и.], 1998. - 136 с.

11. Мухина М.П. Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно оздоровительных группах / М.П. Мухина, Н. С. Кирьяш, Т. А. Черненко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 336-342.

12. Абрамова Т.Ф. Особенности нормирования физической нагрузки юных спортсменов в тренировочной подготовке / Т.Ф. Абрамова, А.И. Головачев, Т.М. Никитина, А. В. Полфунтикова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 75-77.

13. Мухина М. П.. Комплексный подход в развитии физических качеств гимнасток 6-7 лет / М.П. Мухина, Т.А. Черненко // «Физическое воспитание и спорт в системе образования : современное состояние и перспективы» : материалы Международной научно-практической конференции. -Омск : Омский государственный технический университет, 2021. - С. 198-202.

REFERENCES

1. Kiryash, N.S. and Mukhina, M.P., Krachuk, A.I. (2020), "The content and orientation of young gymnasts' training for qualifying competitions in artistic gymnastics", Tomsk State University Bulletin, No. 457, pp. 187-191.

2. Rugina, A.A. (1999), Methods of development ofphysical qualities and the formation of basic movements in children aged 3-6years, dissertation, Moscow.

3. Pesina, O.N. and Mishchenko N.Yu. (2021), "Development of motor-coordinating abilities of 6-7-year-old girls involved in gymnastics", Modern problems of science and education, No. 2, available at : https://science-education.ru/ru/article/view?id=30708 (accessed 28 october 2022).

4. Mukhina, M.P. (2020), Fundamentals of preliminary sports training for preschoolers, Publishing House of SibGUFK, Omsk.

5. Litvinov, R.V., Bebinov, S,E. and Krivoshchekova O. N. (2018), "The use of simulators in the special physical training of young football players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 174-177.

6. Zenchenko, I.S. (2022), "Development of physical qualities in martial arts classes with the help of training devices", Young scientist, Vol. 406, No. 11, pp. 215-218.

7. Minnikayeva, N. V. (2009), Game activity in the motor mode of the day of older preschoolers as a means offorming physical culture and personality, dissertation, Moscow.

8. Makarenko, V.K. and Belousova, I.B. (2015), "Experimental method of using game and competitive methods in the structure of motor actions training", Humanitarian scientific research, 2015. No. 2, available at : https://human.snauka.ru/ (accessed 28.10.2022).

9. Mukhina, M.P., Kiryash, N. S., and Kravchuk, A.I. (2020), "Modeling the system of training preschoolers in artistic gymnastics at the sports and health-improving stage", Tomsk State University Bulletin, No. 452, pp. 205-210.

10. Kravchuk, A.I. (1998), Physical education of children of early and preschool age. (Scientific-methodical and organizational bases of harmonious preschool complex physical education), Novosibirsk.

11. Mukhina, M.P. Kiryash, N.S. and Chernenko, T.A. (2020), "An integrated approach to the development of physical qualities of girls aged 5-7 years, involved in sports and recreation groups", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 336-342.

12. Abramova, T.F., Golovachev, A.I., Nikitina, T.M, and Polfutikova, A.V. (2021), "Features of normalizing the physical load of young athletes in training preparation", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 75-77.

13. Mukhina, M.P. and Chernenko, T.A. (2021), "An integrated approach to the development of physical qualities of gymnasts aged 6-7 years", Proceedings of the International scientific-practical conference "Physical education and sport in the education system: current state and prospects " (Omsk, 29-30 april 2021), State Technical University, Omsk, pp. 198-202.

Контактная информация: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2022

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наталья Юрьевна Налётова, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Ивановна Маханькова, аспирант, Елизавета Вячеславовна Коробцова, аспирант, Смоленский государственный университет, Смоленск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

Статья посвящена изучению педагогического сопровождения развития социокультурной идентичности студентов. Авторы целью данного исследования ставят выявление, определение и обоснование теоретических основ педагогического сопровождения развития социокультурной идентичности студентов. В данной статье определены взаимосвязанные задачи: раскрыть сущность и содержание педагогического сопровождения развития; изучить цели и функции педагогического сопровождения, определить этапы педагогического сопровождения, изучить процесс проектирования педагогического сопровождения развития социокультурной идентичности студентов филиала колледжа. Результатом проведенного исследования является возможность выявления уровня влияния педагогического сопровождения развития социокультурной идентичности студентов. В настоящее время среди современных приоритетов системы образования Российской Федерации главная позиция отдана направленности на увеличение «человеческого капитала», что в свою очередь предполагает повышенное внимание к развитию личности молодежи. Отличительной чертой современности является многообразие социокультурных процессов, что приводит к многочисленным деформациям личности. Образцы правил и норм самореализации и саморазвития постоянно меняются и вытесняют друг друга. Появляется равнодушие и открытое непринятие личностью многих таких образцов. Все это актуализирует исследования групповой и индивидуальной идентичности.

Идентичность - базовое понятие современного социогуманитарного знания. Э. Эриксон выделяет основными функциями идентичности адаптивную (сохранение и защита индивидуального опыта человека) и организующую (организация жизненного опыта в индивидуальное «Я»).

На современном этапе развития общества интерес к идентичности и ее становлению обусловлен несколькими причинами: изменчивость норм социокультурного наследия; разнообразие носителей социокультурного опыта; кризис традиционных социальных институтов; поддержка обществом инициированного государством поиска единой российской и гражданской идентичности; увеличение численности молодежи с присущими ей процессами отчуждения от общества; расхождения во взглядах на идентичность у детей, их родителей и педагогов.

Ключевые слова: образование, педагогика, педагогическое сопровождение, социокультурное развитие личности, социокультурная идентичность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p367-371

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL

IDENTITY OF STUDENTS

Natalia Yuryevna Naletova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Ivanovna Makhankova, the post-graduate student, Elizaveta Vyacheslavovna Korobtsova, the postgraduate student, Smolensk State University, Smolensk

Abstract

The article is devoted to the study of pedagogical support for the development of socio-cultural identity of students. The authors set the goal of this study to identify, to define and to substantiate the theoretical foundations of pedagogical support for the development of students' sociocultural identity. This ar-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.