Научная статья на тему 'Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах'

Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / GIRLS / GYMNASTICS / PHYSICAL FITNESS / AN INTEGRATED APPROACH / SPORTS AND FITNESS STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Кирьяш Наталья Сергеевна, Черненко Татьяна Александровна

В настоящее время спортивная гимнастика характеризуется повышением технической сложности соревновательных программ. Несмотря на известную проработанность вопроса физической подготовки в спортивной гимнастике проблема развития физических качеств современных дошкольников далека от своего разрешения. Целью работы явилось выявление особенностей развития физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по спортивной гимнастике. В основе комплексного подхода в развитии физических качеств юных гимнасток лежит поэтапное развитие вначале относительно отстающих и относительно ведущих физических качеств, затем сопряженное их развитие и совершенствование с учетом гетерохронности и попарности в развитии в каждом возрасте. Установлено, что реализация комплексного подхода в физической подготовке позволяет по окончании первого года занятий более половины девочек 5 лет достигать возрастной уровень развития физических качеств и сохранять его на начало следующего учебного года. Достижение возрастного уровня развития физических качеств девочек, приступивших к занятиям спортивной гимнастикой в возрасте 6 лет, имеет место спустя полтора года занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Кирьяш Наталья Сергеевна, Черненко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated approach to development of physical qualities of girls aged 5-7 years old engaged in sports and fitness groups

Currently, the gymnastics is characterized by increase in the technical complexity of competitive programs. Despite the well-known issue of physical training in gymnastics, the problem of developing the physical qualities of modern preschool children is far from being resolved. The purpose of the study is to reveal the characteristics of the development of physical qualities of the girls aged 5-7 years old, engaged in sports and fitness groups in gymnastics. The integrated approach to the development of the physical qualities of the young gymnasts is based on the phased development of relatively lagging and relatively leading physical qualities, then their combined development and improvement, taking into account hetero-chronism and paired development in every age. Conclusions. It has been established that the implementation of the integrated approach to physical training allows, at the end of the first year of classes, for more than half of the girls aged 5 years old to reach the age level of development of physical qualities and maintain it at the beginning of the next school year. Achieving the age level of development of physical qualities of girls who started gymnastics at the age of 6 years takes place after a year and a half of classes.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах»

ЛИТЕРАТУРА

1. Джонстонов орган комара // Биологический энциклопедический словарь. - 2-е изд., ис-правл. - Москва : Сов. Энциклопедия, 1986. - URL : http://enc.biblioclub.ru/Termin/1047284_Dzhonstonov_organ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) : дис. ... д-ра пед. наук / Мосунов Дмитрий Федорович. - Ленинград, 1992. - 306 с.

3. Мосунов, Д.Ф. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко, М.Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 57-61.

4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий. - Москва : Военное издательство МО СССР, 1970. - 688 с.

5. Правила ФИНА по плаванию (2017-2021) (действуют с 21 сентября 2017 года). - URL : http://www.fina.org/sites/default/files/2017_2021_swimming_12092017_ok_0.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

6. Щупики комара. - Режим доступа: https://collectedpapers.com.ua/wp-content/uploads/2016/10/064.jpg (дата обращения: 0101.2020).

REFERENCES

1. Babaev, G.G., Vinberg, G.A. and Zavarzin, (1986), "Jonstonov's mosquite organon", Gilya-rov, M.S., Redkol A.A. (Ed.), Biological Encyclopedic Dictionary, 2nd ed., Sov. Encyclopedia, Moscow, available at: http://enc.biblioclub.ru/Termin/1047284_Dzhonstonov_organ.

2. Mosunov, D.F. (1992), Didactic basics of improving the athlete's motor actions (on the example of swimming), dissertation, Leningrad.

3. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. and Mosunova, M.D. (2010), "Formation of space of water around athlete-swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.

4. Patrashev, A.N., Kivako, L.A. and Godzhiy, S.I. (1970), Applied Hydromechanics, The military edition, MO USSR, Moscow.

5. FINArules_swim2017_2021/pdf. - SW 8.4, available at: http://www.fina.org/sites/default/files/2017_2021_swimming_12092017_ok_0.pdf.

6. Testicles of mosquito, available at: https://collectedpapers.com.ua/wp-content/uploads/2016/10/064.jpg.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 796.413/.418

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Наталья Сергеевна Кирьяш, старший преподаватель, Татьяна Александровна Черненко, студентка, Сибирский государственный университет физической культуры

и спорта, Омск

Аннотация

В настоящее время спортивная гимнастика характеризуется повышением технической сложности соревновательных программ. Несмотря на известную проработанность вопроса физической подготовки в спортивной гимнастике проблема развития физических качеств современных дошкольников далека от своего разрешения. Целью работы явилось выявление особенностей развития физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по спортивной гимнастике. В основе комплексного подхода в развитии физических качеств юных гимнасток лежит поэтапное развитие вначале относительно отстающих и относительно ведущих физических качеств, затем сопряженное их развитие и совершенствование с учетом гетерохронно-

сти и попарности в развитии в каждом возрасте. Установлено, что реализация комплексного подхода в физической подготовке позволяет по окончании первого года занятий более половины девочек 5 лет достигать возрастной уровень развития физических качеств и сохранять его на начало следующего учебного года. Достижение возрастного уровня развития физических качеств девочек, приступивших к занятиям спортивной гимнастикой в возрасте 6 лет, имеет место спустя полтора года занятий.

Ключевые слова: девочки, спортивная гимнастика, физическая подготовка, комплексный подход, спортивно-оздоровительный этап.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p336-342

INTEGRATED APPROACH TO DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF GIRLS AGED 5-7 YEARS OLD ENGAGED IN SPORTS AND FITNESS GROUPS

Margarita Petrovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Natalya Sergeevna Kiryash, the senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Cher-

nenko, the student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

Currently, the gymnastics is characterized by increase in the technical complexity of competitive programs. Despite the well-known issue of physical training in gymnastics, the problem of developing the physical qualities of modern preschool children is far from being resolved. The purpose of the study is to reveal the characteristics of the development of physical qualities of the girls aged 5-7 years old, engaged in sports and fitness groups in gymnastics. The integrated approach to the development of the physical qualities of the young gymnasts is based on the phased development of relatively lagging and relatively leading physical qualities, then their combined development and improvement, taking into account hetero-chronism and paired development in every age. Conclusions. It has been established that the implementation of the integrated approach to physical training allows, at the end of the first year of classes, for more than half of the girls aged 5 years old to reach the age level of development of physical qualities and maintain it at the beginning of the next school year. Achieving the age level of development of physical qualities of girls who started gymnastics at the age of 6 years takes place after a year and a half of classes.

Keywords: girls, gymnastics, physical fitness, an integrated approach, sports and fitness stage.

ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная гимнастика характеризуется ростом спортивных достижений, высокой трудностью соревновательных программ. Закономерным следствием является повышение технической сложности соревновательных программ спортивных разрядов. Освоение сложных гимнастических упражнений предъявляет особые требования к содержанию не только технической, но и физической подготовленности юных гимнастов [1]. При этом более 70% современных детей имеют низкий уровень физической подготовленности [2].

Ю.А. Исхаков (1972) в качестве необходимых условий для достижения юными гимнастами высоких спортивно-технических результатов определяет применение на тренировочных занятиях больших по объему и интенсивности нагрузок технической направленности [3]. Поскольку зачисление в группы начальной подготовки по спортивной гимнастике осуществляется с шести (девочки) и семи (мальчики) лет [4] особое внимание должно быть уделено в определении содержания методов физической подготовки учёту анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста.

Проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях развития физических качеств детей, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе.

Цель исследования - выявить особенности развития физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по спортивной гимнастике, в условиях реализации комплексного подхода в их развитии.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования: исследование носило лонгитудинальный характер, проводилось в течение двух лет с 2017 по 2019 гг. на базе Бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25». В исследовании приняли участие 21 девочка 5-7 лет (5-ти(6-ти) лет - 6 девочек, 6-ти (7-ми) лет - 16 девочек). Оценка физической подготовленности проводилась по методике А.И. Кравчука (1998) [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание методики комплексного развития физических качеств составляют специально подобранные упражнения и игровые задания, распределенные в три блока с направленностью на развитие: относительно отстающих, относительно ведущих и специальных физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительной группе первого и второго года обучения с учетом гетерохронности и попарности развития в каждом возрасте.

Поэтапное развитие и совершенствование в структуре учебного года предполагает три этапа (рисунок 1).

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

относительно отстающие физические качества: выносливость, скоростная и динамическая сила Ч/ относительно ведущие физические качества: гибкость, ! быстрота, ловкость, статическая сила

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

общие (ловкость, выносливость, статическая сила, быстрота, скоростная сила, гибкость и динамическая сила) и специальные (скоростная и скоростно-силовая выносливость) физические качества <= общие физические качества

Май Апрель Март Февраль Январь

Рисунок 1. Физическая подготовка девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах по

спортивной гимнастике

Первый этап (сентябрь-октябрь) направлен на развитие относительно отстающих физических качеств (выносливость, скоростная и динамическая сила) посредством подводящих и подготовительных упражнений, игровых заданий к освоению девочками соответствующих возрасту [6]:

- базовых упражнений физического воспитания (простые упражнения определённой подгруппы, встречаются в учебном материале всех возрастов), как основы жизненно важных двигательных навыков (сентябрь);

- профилирующих упражнений физического воспитания (основные упражнения структурной подгруппы, содержат детали и элементы техники предыдущих и последующих в подгруппе упражнений), как основы для освоения базовых элементов гимнастических упражнений (октябрь).

Второй этап (ноябрь-декабрь) направлен развитие относительно ведущих физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота, статическая сила) посредством подводящих и

подготовительных упражнении, игровых задании к освоению девочками:

- соответствующих возрасту профилирующих упражнений физического воспитания (ноябрь);

- базовых элементов гимнастических упражнений (декабрь).

Третий этап (январь-май) направлен на комплексное развитие общих и специальных (скоростная и скоростно-силовая выносливость) физических качеств с учетом возраста и года обучения посредством подводящих и подготовительных упражнений, игровых заданий:

- к освоению объемных упражнений программного материала, соответствующего возрасту (январь);

- к освоению базовых элементов гимнастических упражнений (февраль);

- для совершенствования базовых и профилирующих гимнастических упражнений (март-май).

Реализация в течение двух лет на спортивно-оздоровительном этапе по спортивной гимнастике методики комплексного развития физических качеств позволяет по истечении (таблица 1):

- первого года занятий более половины девочек 5-ти лет достичь возрастного уровня в развитии шести общих физических качеств из семи, за исключением статической силы, и 6-ти лет - в одном качестве - гибкости;

- второго года занятий более половины всех девочек, за исключением статической силы у девочек 7-ми лет.

Следует отметить сохранение возрастного уровня развития на начало второго года обучения у всех девочек 6-ти лет в четырех физических качествах (ловкость, выносливость, скоростная сила, гибкость), что свидетельствует о своевременном педагогическом воздействии в предыдущем возрасте. При этом повышение уровня развития имело место в статической силе.

Таблица 1 - Общая физическая подготовленность девочек 5-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе первого года обучения_

№ п/п

Показатели

Возраст, лет

2017-2018

П

Возраст, лет

2018-2019

П

Ловкость

11

12

13

Выносливость

14

13

13

Статическая сила

Быстрота

10

Скоростная сила

11

14

15

Динамическая сила

12

Гибкость

12

12

15

15

13

И

К

И

К

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

2

3

6

5

5

4

6

0

0

7

5

3

5

5

6

4

3

5

6

3

3

6

7

5

2

2

6

3

4

3

6

2

4

5

7

2

3

5

5

0

0

3

6

4

6

6

0

1

3

7

4

9

5

5

4

5

6

6

5

6

6

4

4

7

7

5

2

2

3

6

2

2

4

6

7

5

5

7

4

9

5

5

5

6

5

5

6

6

7

Примечание. И - исходные (сентябрь), П - промежуточные (декабрь) и К - конечные (май) результаты.

Сохранение в течение учебного года полной и средней однородности групп в развитии физических качеств имело место у всех девочек в течение двух лет в ловкости (У=9-23%) и скоростной силе (У=4-20%). А также на втором году обучения у девочек 6-ти лет в гибкости (У=17-23%) и девочек 7-ми лет - в быстроте (У=13-24%) (таблица 2). В развитии остальных качеств имела место большая неоднородность групп в каждом возрасте, несмотря на некоторое повышение по окончании каждого учебного года.

Статистически достоверные изменения (Р0<0,05-0,01) в развитии физических качеств девочек имели место по истечении четырех месяцев занятий каждого учебного года

в относительно ведущих физических качествах (статическая и динамическая сила, гибкость), что обусловлено их поэтапным развитием (таблица 2).

Таблица 2- Среднегрупповые значения показателей общей физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах первого и второго года обучения _ _

Возраст, лет 2017-2018 Возраст, лет 2018-2019

№ Показатели И П К И П К

п/п хср±0 V, % хср±0 V, % хср±0 V, % хср±0 V, % хср±о V, % хср±0 V, %

1 Ловкость (с) 5 8,6±0,7 9 8,0±1,5 19 7,7±1,8 23 6 6,1±0,9 15 5,9±0,9 15 5,8±0,3 5

6 8,5±1,2 14 7,4±1,6 22 6,2±0,6 10 7 5,6±0,5 9 5,4±0,6 11 5,3±0,6 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Выносливость 5 4,8±3,6 75 9,2±1,9 21 8,4±2,3 27 6 4,8±3,6 75 11,3±3,0 27 14,7±0,8 5

(кол-во раз) 6 5,8±4,2 72 11,0±5,4 49 12,6±5,0 40 7 5,8±4,2 72 13,9±4,3 31 17,6±4,4 25

3 Статическая 5 6,0±3,1 52 8,1±3,3 41 8,7±3,5 40 6 7,1±4,3 61 10,1±5,1 50 18,5±9,8 53

сила (с) 6 10,2±3,8 37 11,2±4,2 38 12,2±5,2 42 7 8,1±5,8 72 11,1±6,7 60 16,0±8,4 53

4 Быстрота 5 3,0±0,8 27 4,0±1,2 30 5,2±1,1 21 6 4,5±1,4 31 5,8±0,5 9 6,0±0,6 10

(кол-во раз) 6 3,8±1,4 37 5,3±1,2 23 5,9±0,2 3 7 5,5±1,3 24 6,5±0,9 14 7,0±0,9 13

Скоростная сила (см) 5 73,8±14,9 20 72,8±14,8 20 76,4±12,8 17 6 89,5±8,1 9 94,2±9,0 10 98,7±8,9 9

5 6 85,4±3,6 4 93,7±16,8 18 109,5±19,9 18 7 108,1±15, 9 15 117,9±17, 6 15 124,4±13, 7 11

Динамическая 5 4,8±3,8 79 7,2±3,5 49 8,8±6,9 78 6 8,8±4,5 51 11,0±7,1 65 13,7±3,8 28

6 сила (кол-во раз) 6 9,2±4,3 47 12,8±5,6 44 16,9±6,8 40 7 11,3±4,7 41 12,9±4,8 37 15,1±3,9 26

7 Гибкость (см) 5 6,0±2,9 48 10,8±2,0 19 13,6±2,9 21 6 10,7±2,5 23 13,2±2,3 17 13,9±2,6 19

6 6,8±2,1 31 9,4±3,7 39 14,8±3,4 23 7 11,3±4,1 36 12,0±4,1 34 14,4±3,4 24

Примечание. V (%) - коэффициент вариации, И - исходные (сентябрь), П - промежуточные (декабрь) и К -конечные (май) результаты; полужирный шрифт - уровень значимости при Р0<0,05; курсив - уровень значимости при Р0<0,01.

На начало каждого учебного года, несмотря на возраст девочек, имело место рассогласование в развитии общих физических качеств (таблица 3), что подтверждает выбранную направленность вначале учебного года относительно отстающих физических качеств, а также направленного развития каждого качества в неделе в отдельности.

Таблица 3- Корреляционные связи (г>0,7) показателей физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе

Возраст 2017-2018 учебный год

Исходные Промежуточные Конечные

5 СкС-Лк (0,7) В-ДС (0,7) Бс-ДС (0,8)

% связей 5 4 4

6 СкС-Г (0,9) СкС-Дс (0,7) Бс-Дс (0,7) СкС-Лк (0,7) Бс-В (0,7) Бс-Г (0,8) В-ДС (0,9) Г-ДС (0,7) Г-В (0,8) Лк-Бс (0,7) СкС-ДС (0,8)

%связей 14 43 4

Возраст 2018-2019 учебный год

Исходные Промежуточные Конечные

6 Лк-Г (-0,7) В-СкС (0,7) В-Бс (0,7) Бс-ДС(0,7) Бс-Г (0,7) СкС-Г(0,7) СтС-ДС (0,8) В-СтС (0,8) В-Бс (0,7) В-СкС (0,7) Бс-ДС (0,9) СтС-ДС (0,7)

% связей 14 19 24

7 Лк-В (-0,7) ДС-Г (0,7) Лк-СкС (0,9) ДС-Бс (0,9) В-СкС (0,7) ДС-Г (0,7) СтС-ДС (0,7)

% связей 19 5 13

Примечание. СкС - скоростная сила, Г- гибкость, Бс - быстрота, Дс - динамическая сила, Лк - ловкость, В -выносливость, СтС - статическая сила.

Рассогласование в развитии физических качеств девочек 5-ти лет, имевшее место на первом году обучения, сменилось слабым согласованием по окончании второго года

обучения (24% из 21 возможных связей). При этом у девочек 6-ти слабое согласование (43% связей) в развитии качеств, имевшее место по истечении четырех месяцев занятий первого года обучения, сменилось их рассогласованием на втором году обучения.

Анализ интенсивности роста физических качеств выявил, как правило, в первой половине каждого учебного года преобладание умеренного и ускоренного роста в шести качествах из семи, что объясняется выбранной направленностью в их развитии (таблица 4, рисунок 1).

На первом году обучение развитие физических качеств девочек 5-ти лет, за исключением статической силы, происходит за счет суммарного накопления в первом полугодии, когда, несмотря на благоприятный период в их развитии, фактический уровень у более половины из них был низким. Что касается девочек 6-ти лет, следует отметить недостаточность внешних средовых развитий для развития качеств в данном возрасте. Это объясняется упущенными возможностями в предыдущем возрасте и, соответственно, опозданием в развитии.

Таблица 4 - Темпы роста по Броуди %) и интенсивность роста (усл. ед.) показателей физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе_

№ п/п Показатели Возраст, лет 2017-2018 Возраст, лет 2018-2019

Темпы роста по Броуди %) Интенсивность роста (у. е.) Темпы роста по Броуди %) Интенсивность роста (у. е.)

И-П П-К И-П П-К И-П П-К И-П П-К

1 Ловкость (с) 5 -7,2 -3,8 -1,3 -0,7 6 -3,3 -1,7 -1,3 -0,7

6 -13,3 -17,6 -0,8 -1,1 7 -3,6 -1,8 -1,3 -0,7

2 Выносливость (кол-во раз) 5 62,9 -9,1 1,7 0,3 6 1,5 0,5 1,5 0,5

6 61,9 13,6 1,6 0,4 7 82,2 23,5 1,6 0,4

3 Статическая сила (с) 5 29,8 7,1 1,6 0,4 6 34,9 58,7 0,7 1,3

6 9,3 8,5 1,0 1,0 7 31,3 36,2 0,9 1,1

4 Быстрота (кол-во раз) 5 28,6 26,1 1,0 0,9 6 25,2 3,4 1,8 0,2

6 33,0 10,7 1,5 0,5 7 16,7 7,4 1,4 0,6

5 Скоростная сила (см) 5 -1,4 4,8 0,5 1,5 6 5,1 4,7 1,0 1,0

6 9,3 15,6 0,7 1,3 7 8,7 5,4 1,2 0,8

6 Динамическая сила (кол-во раз) 5 40,0 20,0 1,3 0,7 6 22,2 6,6 1,5 -0,5

6 32,7 27,6 1,1 0,9 7 28,6 25,4 1,1 0,9

7 Гибкость (см) 5 57,1 23,0 1,4 0,6 6 20,9 5,2 1,6 0,4

6 32,1 44,6 0,8 1,2 7 13,2 11,0 1,1 0,9

Примечание. И - исходные (сентябрь), П - промежуточные (декабрь) и К - конечные (май) результаты.

Обращает внимание факт сохранения умеренного роста у девочек 6-ти лет на первом году обучения в статической силе и втором году обучения - в скоростной силе, а также в межтренировочный период - у девочек 7-ми лет - в ловкости, скоростной силе и гибкости, что можно объяснить реализацией комплексного подхода в развитии физических качеств во втором полугодии первого года обучения.

Изучение специальной физической подготовленности (тесты: «прыжок в длину с места», балл; «гимнастический мост», балл; «шпагат», балл; «угол в висе», балл; «наклон вперед «складка», балл; «бег 10 м», балл; «подтягивание на высокой перекладине», балл) девочек предполагало анализ результатов, показанных на трех внутришкольных соревнованиях по общей и специальной физической подготовке в декабре 2017 г., мае и декабре 2018 г.

В первую десятку вошли в декабре 2017 г. вошли две девочки (П-ва А. (63,0 балла из 70) - первое место; Ф-на З. (55,5) - второе место); в мае и декабре 2018 г. - по три девочки (май 2018 г.: П-ва А. (66,4) - первое место, П-ва К. (51,7) - шестое, Л-ко К. (50,9) -восьмое место; декабрь 2018 г.: К-ва В. (53,0) - пятое место, Я-ич А. (48,2) - восьмое, Ф-ун А. (45,9) - десятое место).

ВЫВОДЫ

Таким образом, реализация комплексного подхода в физической подготовке юных гимнасток позволяет по окончании первого года занятий более половины девочек 5 лет достигать возрастной уровень развития в шести физических качествах из семи, за исключением статической силы, и сохранять его на начало следующего учебного года. При этом у более половины девочек, приступивших к занятиям спортивной гимнастикой с 6 лет, достижение и превышение возрастного уровня развития физических качеств имело место спустя полтора года занятий, что связано с физиологическими особенностями развития в данном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев, Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 17-25.

2. Сайт Союза педиатров России. - URL : https:// pediatr-russia.ru/ (дата обращения 05.03.2020).

3. Исхаков, Ю.А. Влияние повышенных нагрузок высокой интенсивности на организм юных гимнастов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Исхаков Юрий Альбертович. - Ташкент, 1972. -24 с.

4. Сайт министерства спорта Российской Федерации. - URL : https://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения 05.03.2020).

5. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2, 3 / А.И. Кравчук. - Новосибирск : [б. и.] 1998. - 136 с.

6. Мухина, М.П. Формирование двигательных способностей дошкольников / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 62-65.

REFERENCES

1. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (1997), "Methodological foundations of the modern system of training high-class gymnasts", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 17-25.

2. Website of the Union of pediatricians of Russia, available at: http:// pediatr-russia.ru/.

3. Iskhakov, Yu.A. (1972), Influence of increased loads of high intensity on the body of young gymnasts, dissertation, Tashkent.

4. Website of the Ministry of sports of the Russian Federation, available at: https://www.minsport.gov.ru/.

5. Kravchuk, A.I. (1998), Physical education of children of early and preschool age. (Scientific, methodological and organizational foundations of a harmonious preschool integrated physical education): monograph, Part 2, 3, Novosibirsk.

6. Mukhina, M.P. and Kravchuk, A.I. (2105), "Formation of motor abilities of preschool children", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 62-65.

Контактная информация: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2020

УДК 796.865

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ САБЛИСТОВ

11 ЛЕТ

Евгения Дмитриевна Мягких, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Александр Юрьевич Переплеткин, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.