УДК 796.413/.418
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕВОЧЕК 5-8 ГОДА ЖИЗНИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Н.С. Кирьяш, М.П. Мухина
Выявлены особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Представлены корреляционные взаимосвязи показателей физической подготовленности девочек с целью внесения корректив в тренировочный процесс.
Ключевые слова: физические качества, подготовленность, сенситивные периоды, дети, спортивная гимнастика, спортивно-оздоровительный этап.
Спортивная гимнастика в настоящее время имеет колоссальный прогресс в развитии как вида спорта. Набор в спортивную секцию на практике начинается с 4-6-летнего возраста. В свою очередь, построение тренировочного процесса имеет однотипный характер, что зачастую ведет к развитию физических качеств, но не имеет комплексного характера. В связи с этим появляется необходимость учитывать возрастные особенности как физического развития, так и развития физических качеств детей. Это позволит своевременно начинать обучение гимнастическим упражнениям, акробатическим элементам.
Проблема исследования состоит в недостатке современных знаний о физической подготовленности девочек, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе.
Объект исследования - спортивно-оздоровительный этап по спортивной гимнастике.
Предмет исследования - физическая подготовленность девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе.
Цель исследования - выявление особенностей развития основных физических качеств е девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое тестирование по методике А.И. Кравчука (1998) (ловкость, выносливость, скоростная и динамическая сила, быстрота и гибкость) [3] и тестам, представленным в Федеральном стандарте спортивной подготовки по спортивной гимнастике [1]; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по декабрь 2018 г. на базе БУ ДО СДЮСШОР № 25 г. Омска. Оценка физической подготовленности проводилась в сентябре
(исходные данные 1) и январе (промежуточные данные) 2017 г., мае (конечные данные) и сентябре (исходные данные 2) 2018 г. В исследовании приняли участие 35 девочек 5-8-го г.ж. спортивно-оздоровительных групп, в лонгитудинальном исследовании - 23 девочки (5-го г.ж. - 5 чел., 6-го г.ж. - 12, 7-8-го г.ж. - 6).
Результаты исследования. Анализ исходного уровня физической подготовленности девочек в сравнении с нормативными значениями Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) по спортивной гимнастике выявил неготовность девочек к освоению программы начальной подготовки вследствие отсутствия нормативного уровня развития физических качеств (табл. 1) [1].
Таблица 1
Количество девочек 5-8-года жизни, выполнивших возрастные нормативы общей и специальной физической подготовленности (ФССП, БУДО СДЮСШОР № 25)
Подготовлен- Физические качества Кол-во девочек /
ность год жизни
5-6 6-7 7-8
Скоростная сила, см 0 0 3
Общая Гибкость, см 1 7 3
Сила, кол-во раз 1 0 3
Быстрота, с 0 5 3
Статическая сила, с 1 0 0
Специальная Гибкость (шпагат), см 1 4 3
Гибкость (и.п. - лежа на животе прогнувшись, носками коснуться головы «лягушка»), см 1 8 3
В соответствии с методикой обработки абсолютных значений, показанными детьми в тестах, и их переводом в баллы, затруднено создание полного представления о физической подготовленности детей, когда набранная сумма баллов может соответствовать среднему уровню, при этом сочетать в себе низкий уровень развития в одном-двух физических качествах. Это, в свою очередь, затрудняет оказание адресного педагогического воздействия на физическое состояние занимающихся, а следовательно, создает неблагоприятные условия для освоения базовых гимнастических упражнений. Необходимы пересмотр перечня тестов ФССП для зачисления в группы начальной подготовки, а также введение тестов для оценки физической подготовленности детей при наборе и выпуске из спортивно-оздоровительных групп. Наличие информации об истинном состоянии физической подготовленности занимающихся позволит тренеру-преподавателю оперативно вносить уточнения в используемые на тренировочном занятии методические приемы и методы
спортивной тренировки с учетом не только возрастной адекватности воздействий, но и необходимостью реализации комплексного подхода в их развитии [2].
Вследствие снижения возрастного ценза к занятиям спортивной гимнастикой необходимо использование тестов наиболее полно соответствующих возрастным особенностям развития детей. В связи с чем для оценки физической подготовленности детей были использованы научно обоснованные тесты А.И. Кравчука (1998) [3]. Изучение динамики показателей физической подготовленности девочек на начало учебного года выявило наличие у более половины из них низкого уровня развития от трех до пяти физических качеств из шести (табл. 2):
- 5-6-й г.ж. - в ловкости, скоростной силе, динамической силе;
- 7-8-й г.ж. - в ловкости, выносливости, скоростной силе, быстроте, гибкости.
Таблица 2
Количество девочек 5-8-го года жизни спортивно-оздоровительных групп, имеющих возрастной уровень развития физических качеств
№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные
5-й 0 2 2
1 Ловкость 6-й 0 3 8
7-й 0 2 2
8-й 3 - -
5-й 3 5 5
2 Выносливость 6-й 8 7 6
7-й 2 3 4
8-й 2 - -
5-й 0 1 3
3 Скоростная 6-й 2 1 4
сила 7-й 0 6 1
8-й 2 - -
5-й 3 4 5
4 Быстрота 6-й 6 9 10
7-й 0 0 0
8-й 3 - -
5-й 1 3 3
5 Динамическая 6-й 6 7 10
сила 7-й 4 4 4
8-й 2 - -
5-й 4 5 5
6 Гибкость 6-й 11 11 12
7-й 2 1 1
8-й 2 - -
Полученные данные согласуются с данными исследований М.П. Мухиной (2017), согласно которым гибкость отнесена к группе относительно отстающих физических качеств [4]. Следует отметить, что более половины девочек, годных по состоянию здоровья к занятиям спортивной гимнастикой, не готовы к освоению базовых гимнастических упражнений, поскольку их освоение требует наличия у занимающихся возрастного уровня развития основных физических качеств. В связи с чем в физическую подготовку девочек была внесена корректировка с акцентом на поэтапное развитие вначале относительно отстающих физических качеств, затем относительно ведущих и далее - на комплексное развитие с учетом выявленных высоких корреляционных связей [2].
Спустя четыре месяца занятий, отмечено повышение уровня развития динамической силы у девочек 5-го г.ж., скоростной силы - у девочек 7-го г.ж. По окончании учебного года наличие нормативного уровня отмечено у более 70 % девочек: 5-6-й г.ж. в быстроте и гибкости, 5-й г.ж. - в выносливости, 6-й г.ж. - в динамической силе. Полученные данные согласуются с данными исследований А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб (2001), а именно - умеренным развитием показателей быстроты, таких как время двигательной реакции, скорости одиночного движения и максимального темпа движений. Обращает внимание тот факт, что у преобладающего числа девочек 7-8-го г.ж., занимающихся спортивной гимнастикой, несмотря на специализированность воздействий на тренировочных занятиях, а также возрастные закономерности, выражающиеся в переходе к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей и установлении выраженных координационных взаимоотношений между мышцами-антагонистами [5], затруднена адресная точность моторных команд к различным частям тела при выполнении контрольных упражнений на оценку уровня развития скоростной силы (прыжок в длину с места) и быстроты (из положения лежа на мате на спине, руки вверх, кисти в кулак - руки вниз и в темпе вверх). Наиболее частыми ошибками при выполнении контрольного упражнения являются согнутые в локтевых суставах и разведенные в стороны руки.
Несмотря на повышение однородности групп в развитии физических качеств, прослеживается направленное развитие специальных физических качеств, при этом следует отметить опоздание в развитии комплекса основных физических качеств (табл. 3).
Таблица 3
Среднегрупповые показатели физической подготовленности девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой
№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные
Хср±0 V Хср±0 V Хср±0 V
1 Ловкость, с 5-й 8,6±0,7 8 8,0±1,5 18 7,7±1,8 23
6-й 8,5±1,2 14 7,4±1,6 21 6,2±0,6 9
7-й 7,7±1,1 14 7,0±1,1 15 6,1±0,6 9
8-й 4,5±1,5 33 - - - -
2 Выносливость, кол-во раз 5-й 4,8±3,6 75 9,2±1,9 20 8,4±2,3 27
6-й 5,8±4,2 72 11,0±5,4 49 12,6±5,0 39
7-й 7,6±3,4 44 13,4±4,4 32 11,0±3,4 30
8-й 16,1±4,7 29 - - - -
3 Быстрота, кол-во раз 5-й 3,0±0,8 26 4,0±1,2 30 5,2±1,1 21
6-й 3,8±1,4 36 5,3±1,2 22 5,9±0,2 3
7-й 2,8±0,8 28 4,4±1,7 38 5,6±1,1 19
8-й 6,3±1,4 22 - - - -
4 Скоростная сила, см 5-й 73,8±14,9 20 72,8±14,8 20 76,4±12,8 16
6-й 85,4±3,6 4 93,7±16,8 17 109,5±19,9 9
7-й 89,0±16,4 18 91,0±5,4 5 96,4±12,5 12
8-й 121,0±16,4 14 - - - -
5 Динамическая сила, кол-во раз 5-й 4,8±3,8 79 7,2±3,5 48 8,8±6,9 78
6-й 9,2±4,3 46 12,8±5,6 43 16,9±6,8 40
7-й 10,6±4,7 44 16,8±7,7 45 20,4±10,7 52
8-й 13,0±6,4 49 - - - -
6 Гибкость, см 5-й 6,0±2,9 48 10,8±2,0 18 13,6±2,9 21
6-й 6,8±2,1 30 9,4±3,7 39 14,8±3,4 22
7-й 7,6±2,3 30 13,0±2,9 22 14,2±4,4 30
8-й 16,0±3,4 21 - - - -
Изучение интенсивности роста физических качеств на основе анализа темпов роста по Броуди ("" %) выявило наличие в течение учебного года этапности в их развитии. В частности, в первые четыре месяца занятий сенситивные периоды отмечены в развитии выносливости, быстроты, гибкости у девочек 5-7-го г.ж., у девочек 6-го г.ж. - в скоростной силе. В следующие четыре месяца занятий отмечается сохранение умеренных и ускоренных темпов роста в скоростной силе и гибкости у девочек 6-го г.ж. По окончании летних каникул (июнь-август) наблюдаются ускоренные темпы роста показателей ловкости у всех девочек, у девочек 6-го и 8-го г.ж. - в скоростной силе, 8-го г.ж. - в выносливости и быстроте. Спустя год тренировочных занятий, отмечено преодоление замедленного развития физических качеств, указанных в исследовании А.И. Кравчука. Более того выявлена оптимизация в развитии на 6-м г.ж. - скоростной силы, 7-м г.ж. - ловкости и динамической силы, 8-м г.ж. - выносливости, быстроты и скоростной силы.
Анализ результатов, показанных по истечении четырех месяцев эксперимента, позволяет сделать предположение о суммарном накоплении количественных воздействий у всех девочек в развитии выносливости, быстроте и гибкости, а также на 5-м и 7-м г.ж. - динамической силы и на 6-м г.ж. - скоростной силы. Это объясняется тем, что данный возрастной период неблагоприятен для развития физических качеств [1], у девочек напротив, отмечен в их развитии умеренный и ускоренный рост, что свидетельствует о недостаточности средовых воздействий, полученных девочками в предыдущий возрастной период, а в настоящий период затрудняет освоение точных двигательных действий (табл. 4).
Таблица 4
Темпы роста по Броуди (Ж, %) и интенсивность роста (у.е.) физических качеств девочек 5-8-года жизни, занимающихся
спортивной гимнастикой
№ п/п Физические качества Год жизни W Год жизни W (%) Год жизни. У.е. Год жизни У.е.
I II III I II III
Предварительный Основной Предварительный Основной
1 Ловкость, с 5-й -7,2 -3,8 6-й -31,6 5-й -0,5 -0,3 6-й -2,2
6-й -13,8 -17,6 7-й -15,7 6-й -0,9 -1,1 7-й -1,0
7-й -9,5 -13,7 8-й -30,2 7-й -0,5 -0,8 8-й -1,7
2 Выносливость, кол-во раз 5-й 62,9 -9,1 6-й 1,2 5-й 2,6 -0,4 6-й 0,1
6-й 61,9 13,6 7-й -7,4 6-й 2,2 0,5 7-й -0,3
7-й 55,2 -19,7 8-й 37,0 7-й 1,5 0,5 8-й 1,0
3 Быстрота, кол-во раз 5-й 28,6 26,1 6-й -31,1 5-й 1,0 0,9 6-й -1,1
6-й 33,0 10,7 7-й 5,8 6-й 2,0 0,6 7-й 0,4
7-й 44,4 24,0 8-й 35,5 7-й 1,3 0,7 8-й 1,0
4 Скоростная сила, см 5-й -1,4 4,8 6-й 23,1 5-й -0,1 0,5 6-й 2,4
6-й 9,3 15,6 7-й 1,3 6-й 1,1 1,8 7-й 0,1
7-й 2,2 5,8 8-й 22,6 7-й 0,2 0,6 8-й 2,2
5 Динамическая сила, кол-во раз 5-й 40,0 20,0 6-й -20,0 5-й 1,5 0,8 6-й -0,8
6-й 32,7 27,6 7-й -80,5 6-й 0,7 0,6 7-й -1,7
7-й 45,3 19,4 8-й -44,3 7-й 1,2 0,5 8-й -1,2
6 Гибкость, см 5-й 57,1 -23,0 6-й -23,0 5-й 1,7 -0,7 6-й -0,7
6-й 32,1 44,6 7-й -17,6 6-й 1,0 1,4 7-й -0,6
7-й 52,4 8,8 8-й 11,9 7-й 2,2 0,4 8-й 0,5
Анализ высоких корреляционных связей (г>0,7) выявил сохранение рассогласования в развитии физических качеств у всех девочек в течение учебного года, что подтверждает необходимость поэтапного развития в первом полугодии (сентябрь-декабрь) относительно отстающих и относительно ведущих физических качеств, во втором полугодии -реализации комплексного подхода с учетом выявленных высоких корреляционных связей, а также тех из них, которые сохраняются в течение всего года (табл. 5).
Таблица 5
Корреляционные взаимосвязи (г>0, 7) физической подготовленности девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой
№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные
1 Ловкость (Лк) 5-й СкС(0,7) - -
6-й - - -
7-й - СкС(0,7), Бс(0,7) -
8-й - - -
2 Выносливость (В) 5-й ДС(0,7) -
6-й - - -
7-й - Бс(0,7), ДС(0,9), Г(0,8) -
8-й - - -
3 Быстрота (Бс) 5-й - - ДС (0,8)
6-й - - -
7-й ДС(0,7) СкС(0,9), Г(0,8) СкС(0,8), Г(0,8)
8-й ДС(0,9) - -
4 Скоростная сила (СкС) 5-й Лк(0,7) - -
6-й - - ДС (0,8)
7-й Г(0,9) Г(0,7) Г(0,8), ДС(0,7)
8-й - - -
5 Динамическая сила (ДС) 5-й В(0,7) Бс(0,8)
6-й - -
7-й Бс(0,7), СкС(0,7) Г(0,7), В(0,9) Г(0,7), СкС(0,8)
8-й Бс(0,9) - -
6 Гибкость (Г) 5-й - - -
6-й - - -
7-й СкС(0,9) В(0,8), Бс(0,8), СкС(0,7), ДС(0,7) Бс(0,8), СкС(0,8), ДС (0,7)
8-й - -
Выводы:
1. Для определения основных физических качеств и их состояния необходимо расширить перечень тестов и ввести нормативные значения, соответствующие возрасту.
2. В условиях поэтапного развития физических качеств девочек 5-8-го г.ж. физических качеств (относительно отстающие, относительно ведущие, комплексное развитие) отмечается:
- оптимизация - более половины дошкольников имеют возрастные нормативы в развитии двигательных способностей в период их умеренного или ускоренного роста;
- суммарное накопление количественных воздействий в предыдущие годы, создавших условия для качественных изменений - наличие у более половины дошкольников возрастного уровня двигательной способ -ности в период ее замедленного роста, при этом в предыдущей возрастной (сенситивный) период ее развитие не отмечалось.
Список литературы
1. Кирьяш Н.С. К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 434. С. 149-154.
2. Кирьяш Н.С., Мухина М.П. Физическая подготовка девочек 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. М., 2018. С. 146-150.
3. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания): монография. Ч. 2, 3. Новосибирск, 1998. 136 с.
4. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.
5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: учеб. пособие. СПб., 2000. 216 с.
Кирьяш Наталья Сергеевна, аспирантка, natasha_240892@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Мухина Маргарита Петровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, margarit-mukhin@yandex. ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE MAIN PHYSICAL QUALITIES OF GIRLS 5-8 YEARS OF LIFE DOING GYMNASTICS
N.S. Kiryash, M.P. Mukhina
The features of the development of the basic physical qualities of girls 5-8 years old involved in gymnastics are revealed. The correlation interrelations of the girls' physical fitness indicators for the purpose of making adjustments to the training process are presented.
Key words: physical qualities, fitness, sensitive periods, children, gymnastics, sports and wellness stage.
Kiryash Natalia Sergeevna, graduate student, natasha_240892@,mail. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education6
Mukhina Margarita Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, chair, margarit-mukhin@yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education
Reference
1. Kir'yash N.S. K voprosu o gotovnosti detej 4-6 let k osvoeniyu prikladnyh gimnasticheskih uprazhnenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 434. S. 149-154.
2. Kir'yash N.S., Muhina M.P. Fizicheskaya podgotovka devochek 4-6 let, zanimayushchihsya sportivnoj gimnastikoj // Sovremennye tendencii razvitiya teorii i metodiki fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: materialy II Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. M., 2018. S. 146-150.
3. Kravchuk A.I. Fizicheskoe vospitanie detej rannego i doshkol'nogo vozrasta. (Nauchno-metodicheskie i organizacionnye osnovy garmonichnogo doshkol'nogo kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya): monografiya. Ch. 2, 3. Novosibirsk, 1998. 136 s.
4. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: monografiya. Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2017. 167 s.
5. Solodkov A.S., Sologub E.B. Obshchaya fiziologiya: ucheb. posobie. SPb., 2000.
216 s.