Научная статья на тему 'Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой'

Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
611
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / ДЕТИ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / PHYSICAL QUALITIES / FITNESS / SENSITIVE PERIODS / CHILDREN / GYMNASTICS / SPORTS AND WELLNESS STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

Выявлены особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Представлены корреляционные взаимосвязи показателей физической подготовленности девочек с целью внесения корректив в тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирьяш Наталья Сергеевна, Мухина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE MAIN PHYSICAL QUALITIES OF GIRLS 5-8 YEARS OF LIFE DOING GYMNASTICS

The features of the development of the basic physical qualities of girls 5-8 years old involved in gymnastics are revealed. The correlation interrelations of the girls' physical fitness indicators for the purpose of making adjustments to the training process are presented.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой»

УДК 796.413/.418

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕВОЧЕК 5-8 ГОДА ЖИЗНИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Н.С. Кирьяш, М.П. Мухина

Выявлены особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Представлены корреляционные взаимосвязи показателей физической подготовленности девочек с целью внесения корректив в тренировочный процесс.

Ключевые слова: физические качества, подготовленность, сенситивные периоды, дети, спортивная гимнастика, спортивно-оздоровительный этап.

Спортивная гимнастика в настоящее время имеет колоссальный прогресс в развитии как вида спорта. Набор в спортивную секцию на практике начинается с 4-6-летнего возраста. В свою очередь, построение тренировочного процесса имеет однотипный характер, что зачастую ведет к развитию физических качеств, но не имеет комплексного характера. В связи с этим появляется необходимость учитывать возрастные особенности как физического развития, так и развития физических качеств детей. Это позволит своевременно начинать обучение гимнастическим упражнениям, акробатическим элементам.

Проблема исследования состоит в недостатке современных знаний о физической подготовленности девочек, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе.

Объект исследования - спортивно-оздоровительный этап по спортивной гимнастике.

Предмет исследования - физическая подготовленность девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой на спортивно-оздоровительном этапе.

Цель исследования - выявление особенностей развития основных физических качеств е девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое тестирование по методике А.И. Кравчука (1998) (ловкость, выносливость, скоростная и динамическая сила, быстрота и гибкость) [3] и тестам, представленным в Федеральном стандарте спортивной подготовки по спортивной гимнастике [1]; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по декабрь 2018 г. на базе БУ ДО СДЮСШОР № 25 г. Омска. Оценка физической подготовленности проводилась в сентябре

(исходные данные 1) и январе (промежуточные данные) 2017 г., мае (конечные данные) и сентябре (исходные данные 2) 2018 г. В исследовании приняли участие 35 девочек 5-8-го г.ж. спортивно-оздоровительных групп, в лонгитудинальном исследовании - 23 девочки (5-го г.ж. - 5 чел., 6-го г.ж. - 12, 7-8-го г.ж. - 6).

Результаты исследования. Анализ исходного уровня физической подготовленности девочек в сравнении с нормативными значениями Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) по спортивной гимнастике выявил неготовность девочек к освоению программы начальной подготовки вследствие отсутствия нормативного уровня развития физических качеств (табл. 1) [1].

Таблица 1

Количество девочек 5-8-года жизни, выполнивших возрастные нормативы общей и специальной физической подготовленности (ФССП, БУДО СДЮСШОР № 25)

Подготовлен- Физические качества Кол-во девочек /

ность год жизни

5-6 6-7 7-8

Скоростная сила, см 0 0 3

Общая Гибкость, см 1 7 3

Сила, кол-во раз 1 0 3

Быстрота, с 0 5 3

Статическая сила, с 1 0 0

Специальная Гибкость (шпагат), см 1 4 3

Гибкость (и.п. - лежа на животе прогнувшись, носками коснуться головы «лягушка»), см 1 8 3

В соответствии с методикой обработки абсолютных значений, показанными детьми в тестах, и их переводом в баллы, затруднено создание полного представления о физической подготовленности детей, когда набранная сумма баллов может соответствовать среднему уровню, при этом сочетать в себе низкий уровень развития в одном-двух физических качествах. Это, в свою очередь, затрудняет оказание адресного педагогического воздействия на физическое состояние занимающихся, а следовательно, создает неблагоприятные условия для освоения базовых гимнастических упражнений. Необходимы пересмотр перечня тестов ФССП для зачисления в группы начальной подготовки, а также введение тестов для оценки физической подготовленности детей при наборе и выпуске из спортивно-оздоровительных групп. Наличие информации об истинном состоянии физической подготовленности занимающихся позволит тренеру-преподавателю оперативно вносить уточнения в используемые на тренировочном занятии методические приемы и методы

спортивной тренировки с учетом не только возрастной адекватности воздействий, но и необходимостью реализации комплексного подхода в их развитии [2].

Вследствие снижения возрастного ценза к занятиям спортивной гимнастикой необходимо использование тестов наиболее полно соответствующих возрастным особенностям развития детей. В связи с чем для оценки физической подготовленности детей были использованы научно обоснованные тесты А.И. Кравчука (1998) [3]. Изучение динамики показателей физической подготовленности девочек на начало учебного года выявило наличие у более половины из них низкого уровня развития от трех до пяти физических качеств из шести (табл. 2):

- 5-6-й г.ж. - в ловкости, скоростной силе, динамической силе;

- 7-8-й г.ж. - в ловкости, выносливости, скоростной силе, быстроте, гибкости.

Таблица 2

Количество девочек 5-8-го года жизни спортивно-оздоровительных групп, имеющих возрастной уровень развития физических качеств

№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные

5-й 0 2 2

1 Ловкость 6-й 0 3 8

7-й 0 2 2

8-й 3 - -

5-й 3 5 5

2 Выносливость 6-й 8 7 6

7-й 2 3 4

8-й 2 - -

5-й 0 1 3

3 Скоростная 6-й 2 1 4

сила 7-й 0 6 1

8-й 2 - -

5-й 3 4 5

4 Быстрота 6-й 6 9 10

7-й 0 0 0

8-й 3 - -

5-й 1 3 3

5 Динамическая 6-й 6 7 10

сила 7-й 4 4 4

8-й 2 - -

5-й 4 5 5

6 Гибкость 6-й 11 11 12

7-й 2 1 1

8-й 2 - -

Полученные данные согласуются с данными исследований М.П. Мухиной (2017), согласно которым гибкость отнесена к группе относительно отстающих физических качеств [4]. Следует отметить, что более половины девочек, годных по состоянию здоровья к занятиям спортивной гимнастикой, не готовы к освоению базовых гимнастических упражнений, поскольку их освоение требует наличия у занимающихся возрастного уровня развития основных физических качеств. В связи с чем в физическую подготовку девочек была внесена корректировка с акцентом на поэтапное развитие вначале относительно отстающих физических качеств, затем относительно ведущих и далее - на комплексное развитие с учетом выявленных высоких корреляционных связей [2].

Спустя четыре месяца занятий, отмечено повышение уровня развития динамической силы у девочек 5-го г.ж., скоростной силы - у девочек 7-го г.ж. По окончании учебного года наличие нормативного уровня отмечено у более 70 % девочек: 5-6-й г.ж. в быстроте и гибкости, 5-й г.ж. - в выносливости, 6-й г.ж. - в динамической силе. Полученные данные согласуются с данными исследований А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб (2001), а именно - умеренным развитием показателей быстроты, таких как время двигательной реакции, скорости одиночного движения и максимального темпа движений. Обращает внимание тот факт, что у преобладающего числа девочек 7-8-го г.ж., занимающихся спортивной гимнастикой, несмотря на специализированность воздействий на тренировочных занятиях, а также возрастные закономерности, выражающиеся в переходе к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей и установлении выраженных координационных взаимоотношений между мышцами-антагонистами [5], затруднена адресная точность моторных команд к различным частям тела при выполнении контрольных упражнений на оценку уровня развития скоростной силы (прыжок в длину с места) и быстроты (из положения лежа на мате на спине, руки вверх, кисти в кулак - руки вниз и в темпе вверх). Наиболее частыми ошибками при выполнении контрольного упражнения являются согнутые в локтевых суставах и разведенные в стороны руки.

Несмотря на повышение однородности групп в развитии физических качеств, прослеживается направленное развитие специальных физических качеств, при этом следует отметить опоздание в развитии комплекса основных физических качеств (табл. 3).

Таблица 3

Среднегрупповые показатели физической подготовленности девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой

№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные

Хср±0 V Хср±0 V Хср±0 V

1 Ловкость, с 5-й 8,6±0,7 8 8,0±1,5 18 7,7±1,8 23

6-й 8,5±1,2 14 7,4±1,6 21 6,2±0,6 9

7-й 7,7±1,1 14 7,0±1,1 15 6,1±0,6 9

8-й 4,5±1,5 33 - - - -

2 Выносливость, кол-во раз 5-й 4,8±3,6 75 9,2±1,9 20 8,4±2,3 27

6-й 5,8±4,2 72 11,0±5,4 49 12,6±5,0 39

7-й 7,6±3,4 44 13,4±4,4 32 11,0±3,4 30

8-й 16,1±4,7 29 - - - -

3 Быстрота, кол-во раз 5-й 3,0±0,8 26 4,0±1,2 30 5,2±1,1 21

6-й 3,8±1,4 36 5,3±1,2 22 5,9±0,2 3

7-й 2,8±0,8 28 4,4±1,7 38 5,6±1,1 19

8-й 6,3±1,4 22 - - - -

4 Скоростная сила, см 5-й 73,8±14,9 20 72,8±14,8 20 76,4±12,8 16

6-й 85,4±3,6 4 93,7±16,8 17 109,5±19,9 9

7-й 89,0±16,4 18 91,0±5,4 5 96,4±12,5 12

8-й 121,0±16,4 14 - - - -

5 Динамическая сила, кол-во раз 5-й 4,8±3,8 79 7,2±3,5 48 8,8±6,9 78

6-й 9,2±4,3 46 12,8±5,6 43 16,9±6,8 40

7-й 10,6±4,7 44 16,8±7,7 45 20,4±10,7 52

8-й 13,0±6,4 49 - - - -

6 Гибкость, см 5-й 6,0±2,9 48 10,8±2,0 18 13,6±2,9 21

6-й 6,8±2,1 30 9,4±3,7 39 14,8±3,4 22

7-й 7,6±2,3 30 13,0±2,9 22 14,2±4,4 30

8-й 16,0±3,4 21 - - - -

Изучение интенсивности роста физических качеств на основе анализа темпов роста по Броуди ("" %) выявило наличие в течение учебного года этапности в их развитии. В частности, в первые четыре месяца занятий сенситивные периоды отмечены в развитии выносливости, быстроты, гибкости у девочек 5-7-го г.ж., у девочек 6-го г.ж. - в скоростной силе. В следующие четыре месяца занятий отмечается сохранение умеренных и ускоренных темпов роста в скоростной силе и гибкости у девочек 6-го г.ж. По окончании летних каникул (июнь-август) наблюдаются ускоренные темпы роста показателей ловкости у всех девочек, у девочек 6-го и 8-го г.ж. - в скоростной силе, 8-го г.ж. - в выносливости и быстроте. Спустя год тренировочных занятий, отмечено преодоление замедленного развития физических качеств, указанных в исследовании А.И. Кравчука. Более того выявлена оптимизация в развитии на 6-м г.ж. - скоростной силы, 7-м г.ж. - ловкости и динамической силы, 8-м г.ж. - выносливости, быстроты и скоростной силы.

Анализ результатов, показанных по истечении четырех месяцев эксперимента, позволяет сделать предположение о суммарном накоплении количественных воздействий у всех девочек в развитии выносливости, быстроте и гибкости, а также на 5-м и 7-м г.ж. - динамической силы и на 6-м г.ж. - скоростной силы. Это объясняется тем, что данный возрастной период неблагоприятен для развития физических качеств [1], у девочек напротив, отмечен в их развитии умеренный и ускоренный рост, что свидетельствует о недостаточности средовых воздействий, полученных девочками в предыдущий возрастной период, а в настоящий период затрудняет освоение точных двигательных действий (табл. 4).

Таблица 4

Темпы роста по Броуди (Ж, %) и интенсивность роста (у.е.) физических качеств девочек 5-8-года жизни, занимающихся

спортивной гимнастикой

№ п/п Физические качества Год жизни W Год жизни W (%) Год жизни. У.е. Год жизни У.е.

I II III I II III

Предварительный Основной Предварительный Основной

1 Ловкость, с 5-й -7,2 -3,8 6-й -31,6 5-й -0,5 -0,3 6-й -2,2

6-й -13,8 -17,6 7-й -15,7 6-й -0,9 -1,1 7-й -1,0

7-й -9,5 -13,7 8-й -30,2 7-й -0,5 -0,8 8-й -1,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Выносливость, кол-во раз 5-й 62,9 -9,1 6-й 1,2 5-й 2,6 -0,4 6-й 0,1

6-й 61,9 13,6 7-й -7,4 6-й 2,2 0,5 7-й -0,3

7-й 55,2 -19,7 8-й 37,0 7-й 1,5 0,5 8-й 1,0

3 Быстрота, кол-во раз 5-й 28,6 26,1 6-й -31,1 5-й 1,0 0,9 6-й -1,1

6-й 33,0 10,7 7-й 5,8 6-й 2,0 0,6 7-й 0,4

7-й 44,4 24,0 8-й 35,5 7-й 1,3 0,7 8-й 1,0

4 Скоростная сила, см 5-й -1,4 4,8 6-й 23,1 5-й -0,1 0,5 6-й 2,4

6-й 9,3 15,6 7-й 1,3 6-й 1,1 1,8 7-й 0,1

7-й 2,2 5,8 8-й 22,6 7-й 0,2 0,6 8-й 2,2

5 Динамическая сила, кол-во раз 5-й 40,0 20,0 6-й -20,0 5-й 1,5 0,8 6-й -0,8

6-й 32,7 27,6 7-й -80,5 6-й 0,7 0,6 7-й -1,7

7-й 45,3 19,4 8-й -44,3 7-й 1,2 0,5 8-й -1,2

6 Гибкость, см 5-й 57,1 -23,0 6-й -23,0 5-й 1,7 -0,7 6-й -0,7

6-й 32,1 44,6 7-й -17,6 6-й 1,0 1,4 7-й -0,6

7-й 52,4 8,8 8-й 11,9 7-й 2,2 0,4 8-й 0,5

Анализ высоких корреляционных связей (г>0,7) выявил сохранение рассогласования в развитии физических качеств у всех девочек в течение учебного года, что подтверждает необходимость поэтапного развития в первом полугодии (сентябрь-декабрь) относительно отстающих и относительно ведущих физических качеств, во втором полугодии -реализации комплексного подхода с учетом выявленных высоких корреляционных связей, а также тех из них, которые сохраняются в течение всего года (табл. 5).

Таблица 5

Корреляционные взаимосвязи (г>0, 7) физической подготовленности девочек 5-8-го года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой

№ п/п Физические качества Год жизни Исходные Промежуточные Конечные

1 Ловкость (Лк) 5-й СкС(0,7) - -

6-й - - -

7-й - СкС(0,7), Бс(0,7) -

8-й - - -

2 Выносливость (В) 5-й ДС(0,7) -

6-й - - -

7-й - Бс(0,7), ДС(0,9), Г(0,8) -

8-й - - -

3 Быстрота (Бс) 5-й - - ДС (0,8)

6-й - - -

7-й ДС(0,7) СкС(0,9), Г(0,8) СкС(0,8), Г(0,8)

8-й ДС(0,9) - -

4 Скоростная сила (СкС) 5-й Лк(0,7) - -

6-й - - ДС (0,8)

7-й Г(0,9) Г(0,7) Г(0,8), ДС(0,7)

8-й - - -

5 Динамическая сила (ДС) 5-й В(0,7) Бс(0,8)

6-й - -

7-й Бс(0,7), СкС(0,7) Г(0,7), В(0,9) Г(0,7), СкС(0,8)

8-й Бс(0,9) - -

6 Гибкость (Г) 5-й - - -

6-й - - -

7-й СкС(0,9) В(0,8), Бс(0,8), СкС(0,7), ДС(0,7) Бс(0,8), СкС(0,8), ДС (0,7)

8-й - -

Выводы:

1. Для определения основных физических качеств и их состояния необходимо расширить перечень тестов и ввести нормативные значения, соответствующие возрасту.

2. В условиях поэтапного развития физических качеств девочек 5-8-го г.ж. физических качеств (относительно отстающие, относительно ведущие, комплексное развитие) отмечается:

- оптимизация - более половины дошкольников имеют возрастные нормативы в развитии двигательных способностей в период их умеренного или ускоренного роста;

- суммарное накопление количественных воздействий в предыдущие годы, создавших условия для качественных изменений - наличие у более половины дошкольников возрастного уровня двигательной способ -ности в период ее замедленного роста, при этом в предыдущей возрастной (сенситивный) период ее развитие не отмечалось.

Список литературы

1. Кирьяш Н.С. К вопросу о готовности детей 4-6 лет к освоению прикладных гимнастических упражнений // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 434. С. 149-154.

2. Кирьяш Н.С., Мухина М.П. Физическая подготовка девочек 4-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. М., 2018. С. 146-150.

3. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания): монография. Ч. 2, 3. Новосибирск, 1998. 136 с.

4. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.

5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: учеб. пособие. СПб., 2000. 216 с.

Кирьяш Наталья Сергеевна, аспирантка, natasha_240892@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Мухина Маргарита Петровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, margarit-mukhin@yandex. ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE MAIN PHYSICAL QUALITIES OF GIRLS 5-8 YEARS OF LIFE DOING GYMNASTICS

N.S. Kiryash, M.P. Mukhina

The features of the development of the basic physical qualities of girls 5-8 years old involved in gymnastics are revealed. The correlation interrelations of the girls' physical fitness indicators for the purpose of making adjustments to the training process are presented.

Key words: physical qualities, fitness, sensitive periods, children, gymnastics, sports and wellness stage.

Kiryash Natalia Sergeevna, graduate student, natasha_240892@,mail. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education6

Mukhina Margarita Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, chair, margarit-mukhin@yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education

Reference

1. Kir'yash N.S. K voprosu o gotovnosti detej 4-6 let k osvoeniyu prikladnyh gimnasticheskih uprazhnenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 434. S. 149-154.

2. Kir'yash N.S., Muhina M.P. Fizicheskaya podgotovka devochek 4-6 let, zanimayushchihsya sportivnoj gimnastikoj // Sovremennye tendencii razvitiya teorii i metodiki fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: materialy II Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. M., 2018. S. 146-150.

3. Kravchuk A.I. Fizicheskoe vospitanie detej rannego i doshkol'nogo vozrasta. (Nauchno-metodicheskie i organizacionnye osnovy garmonichnogo doshkol'nogo kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya): monografiya. Ch. 2, 3. Novosibirsk, 1998. 136 s.

4. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: monografiya. Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2017. 167 s.

5. Solodkov A.S., Sologub E.B. Obshchaya fiziologiya: ucheb. posobie. SPb., 2000.

216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.