УДК 796.015.15
Ю. А. МЕЛЬНИКОВА М. П. МУХИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ_
Представлена динамика развития жизненно важных двигательных навыков, основных физических качеств фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения. Выявлено угнетающее воздействие ранней узкой специализации в виде спорта на их формирование и развитие.
Ключевые слова: фигурное катание на коньках, двигательные способности, двигательный навык, физические качества, спортивная подготовка.
Актуальность. Одним из существенных изменений в сложнокоординационных видах спорта, таких как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, является прогрессирующее усложнение соревновательных программ [1, 2]. Ц. А. Стефанова (1994), О. Н. Урлова (2004), И. С. Климкин (2012) отмечают, что процесс усложнения соревновательных программ по фигурному катанию на коньках осуществляется, как правило, за счёт включения сложных в координационном отношении элементов и соединений поступательного и вращательного характера [3 — 5].
Учитывая изменения в соревновательной деятельности, углубленная специализация начинается в дошкольном возрасте, а наивысшие достижения демонстрируются к 15—16 годам [6]. Следует отметить, что ранняя узкая специализация, носящая форсированный характер, является одной из причин спортивных травм и ухода из спорта [7, 8]. Таким образом, создание на спортивно-оздоровительном и начальном этапах подготовки юных фигуристов условий для своевременного в соответствие с возрастом формирования фундамента из разнообразных базовых и специальных движений, развития комплекса основных и специальных физических качеств является актуальным и требует пристального внимания специалистов.
Проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях формирования двигательных способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки.
Целью исследования является выявление особенностей развития двигательных способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в период 2014/15 учебного года на базе БУ ДО города Омска «СДЮСШОР № 35» специализированного спортивного отделения фигурного катания на коньках. В исследовании приняли участие дети 5 — 7-го годов жизни, обучающиеся
в группе начальной подготовки первого года обучения (п = 21). Стаж занятий фигурным катанием на момент проведения педагогического тестирования составлял один —два года. Педагогическое тестирование проводилось три раза в год (октябрь 2014 г., январь и май 2015 г.) по методике А. И. Кравчука (1998) [9].
Результаты исследования. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей двигательной, физической и специально-двигательной подготовленности юных фигуристов выявил у более половины из них отсутствие возрастного уровня развития (табл. 1):
— на начало учебного года в шести основных движениях (движения руками, ходьба, бег, прыжки, лазание и метание), трёх физических качествах (ловкость, быстрота и скоростная сила) и одной специально-двигательной способности (дифференци-ровка пространственных параметров);
— в середине года в шести движениях (движения руками и ногами, ходьба, равновесие, прыжки и метание) и одном качестве (быстрота);
— по окончании учебного года в четырёх основных движениях (ходьба, прыжки, лазание и метание), одном физическом качестве (ловкость) и одной специально-двигательной способности (дифференци-ровка пространственных параметров).
Сравнение исходных показателей с возрастными нормативами позволяет констатировать нерешённость задач спортивно-оздоровительного этапа, связанных с всесторонним физическим развитием и укреплением здоровья детей [10]. При этом в течение учебного года было отмечено сохранение низкого уровня развития в четырёх основных движениях (ходьба, прыжки, лазание и метание), одном физическом качестве (быстрота) и одной специально-двигательной способности (дифференцировка пространственных параметров). Можно предположить, что ранняя узкая специализация в виде спорта в условиях отсутствия у занимающихся к моменту
Таблица 1
Среднегрупповые показатели двигательной, физической и специально-двигательной подготовленности фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения
Двигательные способности Октябрь Январь Май
хф±с V, % хф±с V, % хср±С V, %
Двигательная подготовленность Движения руками, балл 1,0±1,1 110 1,7±0,8* 47 2,4 ±0,6 25
Движения ногами, балл 2,2 ±0,6 27 1,6±0,9* 56 2,4 ±0,6* 25
Ходьба, балл 1,3±1,1 84 1,6±0,8 50 1,7±0,8 47
Бег, балл 1,6±0,8 50 2,0 ±0,7 35 2,3 ±0,7* 30
Равновесие, с 18,2±14,4 24 14,5±15,5 107 21,8 ±11,6 53
Прыжки, см 111,6 + 51,4 46 141,2±19,9* 14 150,9±24,7* 16
Лазание, балл 0,2±0,5 250 — — 0,7±0,8 30
Метания, балл 1,2±1,0 83 1,4±1,1 79 1,5±0,8 53
Физическая подготовленность Ловкость, с 6,2±0,7 11 6,3±0,7 11 5,7 ±0,8* 14
Выносливость, кол-во раз 12,9 ±5,8 45 16,8±4,3* 26 16,2±4,6 28
Быстрота, кол-во раз 6,3±1,1 17 7,0±0,9* 13 6,8±1,2 18
Динамическая сила, кол-во раз 17,3 ±8,8 51 27,7±13,1* 47 25,7 ±6,5* 25
Скоростная сила, см 96,5±12,9 13 113,4 ±11,6* 10 105,4±29,2 28
Гибкость, см 7,9±5,1 65 — — 12,1 ±5* 53
Специально-двигательная подготовленность Дифференцировка пространственных параметров, см 8,1 ±4,4 54 — — 8,8±5,2 18
Ориентировочные способности, с 22,7 ±2,9 13 — — 20,9±2,6 17
Координационные способности, град 241,8 ±64,7 27 296,1 ±51,4* 17 298,1 ±44,8* 15
Примечание: V — коэффициент вариации, * — достоверность различий исходных и промежуточных показателей, исходных и конечных показателей (при р0<0,001-0,05). Жирным шрифтом выделены среднегрупповые показатели, соответствующие возрастным нормативам видов подготовленности.
начала занятии возрастного уровня развития двигательных способностей не позволяет своевременно формировать фундамент, необходимый в будущем для освоения сложных технических действий. На фоне несформированности на начало учебного года большинства жизненно важных двигательных навыков, сохранения в течение года низкого уровня развития в ловкости и быстроте отмечено снижение качества освоения движений ногами и равновесия, являющихся определяющими в фигурном катании. В связи с чем освоение сложных в координационном отношении элементов и соединений поступательного и вращательного характера требует от тренера-преподавателя направленных педагогических воздействий. Как правило, это происходит за счёт увеличения времени на их освоение [11], по сути, «натаскивания» детей. Таким образом, необходимо переосмысление не только содержания тренировочного процесса, но и подходов его реализации в пользу индивидуально-дифференцированного воздействия. О чём свидетельствует сохранение в течение года высокой и значительной неоднородности групп в ходьбе (У = 47-84 %), беге ^ = 30-84 %), метании (У = 53-83 %), выносливости ^ = 26-45 %) и гибкости (У = 53-65 %).
Изучение темпов роста двигательных способностей юных фигуристов в сравнении исходных и промежуточных (январь 2015 г.), промежуточных и конечных среднегрупповых показателей (май 2015 г.) выявило сохранение средних темпов роста в движениях ногами (Ш = 31,6-40,0 %), средних и высоких — в движениях руками (Ш = 34,1 -51,9 %) и равновесии (Ш = 22,6-40,2 %) (табл. 2). Наличие в первом полу-
годии высоких темпов роста в равновесии (Ш = 40,2 %) и положительных темпов роста в ловкости свидетельствуют о недостаточном педагогическом воздействии, когда уровень развития указанных двигательных способностей снизился.
Несмотря на благоприятные периоды в развитии двигательных способностей юных фигуристов по окончании учебного года в шести из них (ходьба, прыжки, лазание, метание; ловкость; дифференци-ровка пространственных параметров) развития отмечено не было (табл. 3, 1). Наличие возрастного уровня в развитии движений руками, равновесия и ловкости связаны, по-видимому, с суммарным накоплением педагогических воздействий за счёт использования в тренировочном процессе двигательных заданий, отражающих специфику данного вида спорта.
Вывод. Ранняя специализация в виде спорта не позволяет своевременно, в соответствии с возрастом, создавать условия для формирования жизненно важных двигательных навыков, развития комплекса основных физических качеств занимающихся. В связи с чем на этапе начальной подготовки, а особенно на спортивно-оздоровительном этапе, необходима реализация технологического подхода, в основе которого планирование содержания процесса подготовки осуществляется не только от исходного уровня, но и с учётом необходимого уровня подготовленности к окончанию учебного года на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Это, в свою очередь, требует от тренера-преподавателя тщательного отбора содержания (подвижные, игровые задания), где основным
Таблица 2
Темпы роста двигательных способностей фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения (по Броуди), %
№ п/п Двигательные способности Ши—п Шп—к Ши—к
1 Движения руками, балл 51,9 34,1 82,3
2 Движения ногами, балл 31,6 40,0 8,7
3 Ходьба, балл 20,7 6,1 26,7
4 Бег, балл 22,2 14,0 35,9
5 Равновесие, с 22,6 40,2 18,0
6 Прыжки, см 23,4 6,6 29,9
7 Лазание, балл — — 111,0
8 Метания, балл 15,4 6,9 22,2
9 Ловкость, с -1,6 10,0 -8,4
10 Выносливость, кол-во раз 26,3 3,6 22,7
11 Быстрота, кол-во раз 10,5 2,9 7,9
12 Динамическая сила, кол-во раз 46,2 7,5 39,1
13 Скоростная сила, см 16,0 7,3 8,8
14 Гибкость, см — — 42,0
15 Дифференцировка пространственных параметров, см — — 8,2
16 Ориентировочные способности, с — — 8,3
17 Координационные способности, град 20,2 0,7 20,9
Примечание. Ш — темпы роста по Броуди (%),Ши—п — темпы роста двигательных способностей в сравнении исходных и промежуточных показателей; Шп-к — темпы роста двигательных способностей в сравнении промежуточных и конечных показателей; Ши-к — темпы роста двигательных способностей в сравнении исходных и конечных показателей.
Таблица 3
Интенсивность годовых темпов роста основных движений, физических качеств и специально-двигательных способностей фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения, усл. ед.
№ п/п Двигательные способности Учебный год Ускоренный рост
сентябрь — январь январь — май
1 Движения руками, балл 1,2 0,8 —
2 Движения ногами, балл 0,9 1,1 —
3 Ходьба, балл 1,5 0,5 сентябрь — январь
4 Бег, балл 1,2 0,8 —
5 Равновесие, с 0,7 1,3 —
6 Прыжки, см 1,6 0,4 сентябрь — январь
7 Метание, балл 1,4 0,6 —
8 Ловкость, с 0,3 1,7 январь — май
9 Выносливость, кол-во раз 1,8 0,2 сентябрь — январь
10 Быстрота, кол-во раз 1,6 0,4 сентябрь — январь
11 Скоростная сила, см 1,4 0,6 —
12 Динамическая сила, кол-во раз 1,7 0,3 сентябрь — январь
13 Координационные способности, град 1,9 0,1 сентябрь — январь
Ускоренный рост 6 1 сентябрь — январь
Примечание. Усл. ед. — условные единицы.
Интенсивность темпов роста развития: > 1,5 — ускоренный рост; > 1,0 < 1,0 — замедленный рост.
умеренный рост;
условием будет соответствие возрасту и уровню подготовленности, а также наличие сопряженного воздействия на двигательную, физическую и специально-двигательную подготовленность юных фигуристов.
Библиографический список
1. Анцыперов, В. В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : автореф. ... д-ра пед. наук / В. В. Анцыперов. — Волгоград, 2008. — 54 с.
2. Тихомиров, А. К. Технология интегративного контроля на предкульминационном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта : автореф. ... д-ра пед. наук / А. К. Тихомиров. — Малаховка, 2006. — 44 с.
3. Стефанова, Ц. А. Базовые движения в фигурном катании на коньках и методика обучения им : автореф. ... канд. пед. наук / Ц. А. Стефанова. — СПб., 1994. — 17 с.
4. Урлова, О. Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. ... канд. пед. наук / О. Н. Урлова. — Хабаровск, 2004. — 24 с.
5. Климкин, И. Уметь абсолютно всё, иначе выиграть олимпийский титул в фигурном катании уже невозможно / И. Климкин // Вестник Федерации фигурного катания на коньках «Московский фигурист». — 2012. — № 4 (28). — С. 22 — 26.
6. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках : приказ Минспорта РФ [от 30 августа 2013 года № 688] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.consultant.ru (дата обращения: 01.09.2014).
7. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М. : АСТ : Астрель, 2002. — 863 с.
8. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее применение / В. Н. Платонов. — Киев : Олимп. лит., 2013. — 624 с.
9. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). В 2 кн. Кн. 2, ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 238 с.
10. ФГОС дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки РФ 29.08.2013 г. : сайт М-ва образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.edu.ru (дата обращения: 14.09.2015).
11. Мельникова, Ю. А. Особенности развития основных движений и физических качеств детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в спортивных секциях / Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина, К. В. Мельников // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2014. — № 2. — С. 34 — 37.
МЕЛЬНИКОВА Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected] МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2015 г. © Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина
УДК 797.212
Е. Н. МИРОНЕНКО В. Б. АНТИПИН
Омский государственный университет путей сообщения
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕМПА И ДЛИНЫ ШАГА В СПОРТИВНЫХ СПОСОБАХ ПЛАВАНИЯ_
В статье раскрыты теоретико-методические положения целенаправленной технической подготовки юных пловцов. Дается обоснование способов оценки оптимального соотношения темпа и длины шага при плавании спортивными способами, а также рекомендации по оптимизации темпа и длины шага в спортивных способах плавания. Ключевые слова: техническая подготовка, темп, длина шага, индекс способа, соревновательная скорость плавания, шаговая скорость плавания.
Известно, что скорость плавания складывается из двух основных технических компонентов, а именно: из частоты гребковых движений (темпа) и расстояния, преодолеваемого за один полный цикл (длины шага). В связи с этим разрабатываются и внедряются в тренировочный процесс методики, направленные на увеличение темпа и длины шага. Темп является важнейшей характеристикой, однако в большинстве случаев пловцы способны и без специ-
ального воздействия демонстрировать такой высокий темп, что во время тренировок стоит задача не развить его, а стараться удержать в оптимальных пределах с увеличением длины шага при постоянной скорости. Естественно, что нахождение «золотой середины», результатом которой была бы высокая скорость, на фоне достаточной длины шага и оптимальной величины темпа, является предметом постоянного поиска [1]. У многих возникает вопрос: каким