Научная статья на тему 'Динамика развития двигательных способностей юных фигуристов в группах начальной подготовки первого года обучения'

Динамика развития двигательных способностей юных фигуристов в группах начальной подготовки первого года обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
763
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ICE FIGURE SKATING / MOTOR ABILITIES / MOTOR SKILL / PHYSICAL QUALITIES / SPORT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова Юлия Александровна, Мухина Маргарита Петровна

Представлена динамика развития жизненно важных двигательных навыков, основных физических качеств фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения. Выявлено угнетающее воздействие ранней узкой специализации в виде спорта на их формирование и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельникова Юлия Александровна, Мухина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of young skaters'' motor abilities'' development in first year''s groups of initial training

The dynamics the vital motor skills' basic physical qualities skaters of the first year groups of initial preparation are presented. The inhibitory effects are revealed of early specialization in sport in their formation and development.

Текст научной работы на тему «Динамика развития двигательных способностей юных фигуристов в группах начальной подготовки первого года обучения»

УДК 796.015.15

Ю. А. МЕЛЬНИКОВА М. П. МУХИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ_

Представлена динамика развития жизненно важных двигательных навыков, основных физических качеств фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения. Выявлено угнетающее воздействие ранней узкой специализации в виде спорта на их формирование и развитие.

Ключевые слова: фигурное катание на коньках, двигательные способности, двигательный навык, физические качества, спортивная подготовка.

Актуальность. Одним из существенных изменений в сложнокоординационных видах спорта, таких как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, является прогрессирующее усложнение соревновательных программ [1, 2]. Ц. А. Стефанова (1994), О. Н. Урлова (2004), И. С. Климкин (2012) отмечают, что процесс усложнения соревновательных программ по фигурному катанию на коньках осуществляется, как правило, за счёт включения сложных в координационном отношении элементов и соединений поступательного и вращательного характера [3 — 5].

Учитывая изменения в соревновательной деятельности, углубленная специализация начинается в дошкольном возрасте, а наивысшие достижения демонстрируются к 15—16 годам [6]. Следует отметить, что ранняя узкая специализация, носящая форсированный характер, является одной из причин спортивных травм и ухода из спорта [7, 8]. Таким образом, создание на спортивно-оздоровительном и начальном этапах подготовки юных фигуристов условий для своевременного в соответствие с возрастом формирования фундамента из разнообразных базовых и специальных движений, развития комплекса основных и специальных физических качеств является актуальным и требует пристального внимания специалистов.

Проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях формирования двигательных способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки.

Целью исследования является выявление особенностей развития двигательных способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в период 2014/15 учебного года на базе БУ ДО города Омска «СДЮСШОР № 35» специализированного спортивного отделения фигурного катания на коньках. В исследовании приняли участие дети 5 — 7-го годов жизни, обучающиеся

в группе начальной подготовки первого года обучения (п = 21). Стаж занятий фигурным катанием на момент проведения педагогического тестирования составлял один —два года. Педагогическое тестирование проводилось три раза в год (октябрь 2014 г., январь и май 2015 г.) по методике А. И. Кравчука (1998) [9].

Результаты исследования. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей двигательной, физической и специально-двигательной подготовленности юных фигуристов выявил у более половины из них отсутствие возрастного уровня развития (табл. 1):

— на начало учебного года в шести основных движениях (движения руками, ходьба, бег, прыжки, лазание и метание), трёх физических качествах (ловкость, быстрота и скоростная сила) и одной специально-двигательной способности (дифференци-ровка пространственных параметров);

— в середине года в шести движениях (движения руками и ногами, ходьба, равновесие, прыжки и метание) и одном качестве (быстрота);

— по окончании учебного года в четырёх основных движениях (ходьба, прыжки, лазание и метание), одном физическом качестве (ловкость) и одной специально-двигательной способности (дифференци-ровка пространственных параметров).

Сравнение исходных показателей с возрастными нормативами позволяет констатировать нерешённость задач спортивно-оздоровительного этапа, связанных с всесторонним физическим развитием и укреплением здоровья детей [10]. При этом в течение учебного года было отмечено сохранение низкого уровня развития в четырёх основных движениях (ходьба, прыжки, лазание и метание), одном физическом качестве (быстрота) и одной специально-двигательной способности (дифференцировка пространственных параметров). Можно предположить, что ранняя узкая специализация в виде спорта в условиях отсутствия у занимающихся к моменту

Таблица 1

Среднегрупповые показатели двигательной, физической и специально-двигательной подготовленности фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения

Двигательные способности Октябрь Январь Май

хф±с V, % хф±с V, % хср±С V, %

Двигательная подготовленность Движения руками, балл 1,0±1,1 110 1,7±0,8* 47 2,4 ±0,6 25

Движения ногами, балл 2,2 ±0,6 27 1,6±0,9* 56 2,4 ±0,6* 25

Ходьба, балл 1,3±1,1 84 1,6±0,8 50 1,7±0,8 47

Бег, балл 1,6±0,8 50 2,0 ±0,7 35 2,3 ±0,7* 30

Равновесие, с 18,2±14,4 24 14,5±15,5 107 21,8 ±11,6 53

Прыжки, см 111,6 + 51,4 46 141,2±19,9* 14 150,9±24,7* 16

Лазание, балл 0,2±0,5 250 — — 0,7±0,8 30

Метания, балл 1,2±1,0 83 1,4±1,1 79 1,5±0,8 53

Физическая подготовленность Ловкость, с 6,2±0,7 11 6,3±0,7 11 5,7 ±0,8* 14

Выносливость, кол-во раз 12,9 ±5,8 45 16,8±4,3* 26 16,2±4,6 28

Быстрота, кол-во раз 6,3±1,1 17 7,0±0,9* 13 6,8±1,2 18

Динамическая сила, кол-во раз 17,3 ±8,8 51 27,7±13,1* 47 25,7 ±6,5* 25

Скоростная сила, см 96,5±12,9 13 113,4 ±11,6* 10 105,4±29,2 28

Гибкость, см 7,9±5,1 65 — — 12,1 ±5* 53

Специально-двигательная подготовленность Дифференцировка пространственных параметров, см 8,1 ±4,4 54 — — 8,8±5,2 18

Ориентировочные способности, с 22,7 ±2,9 13 — — 20,9±2,6 17

Координационные способности, град 241,8 ±64,7 27 296,1 ±51,4* 17 298,1 ±44,8* 15

Примечание: V — коэффициент вариации, * — достоверность различий исходных и промежуточных показателей, исходных и конечных показателей (при р0<0,001-0,05). Жирным шрифтом выделены среднегрупповые показатели, соответствующие возрастным нормативам видов подготовленности.

начала занятии возрастного уровня развития двигательных способностей не позволяет своевременно формировать фундамент, необходимый в будущем для освоения сложных технических действий. На фоне несформированности на начало учебного года большинства жизненно важных двигательных навыков, сохранения в течение года низкого уровня развития в ловкости и быстроте отмечено снижение качества освоения движений ногами и равновесия, являющихся определяющими в фигурном катании. В связи с чем освоение сложных в координационном отношении элементов и соединений поступательного и вращательного характера требует от тренера-преподавателя направленных педагогических воздействий. Как правило, это происходит за счёт увеличения времени на их освоение [11], по сути, «натаскивания» детей. Таким образом, необходимо переосмысление не только содержания тренировочного процесса, но и подходов его реализации в пользу индивидуально-дифференцированного воздействия. О чём свидетельствует сохранение в течение года высокой и значительной неоднородности групп в ходьбе (У = 47-84 %), беге ^ = 30-84 %), метании (У = 53-83 %), выносливости ^ = 26-45 %) и гибкости (У = 53-65 %).

Изучение темпов роста двигательных способностей юных фигуристов в сравнении исходных и промежуточных (январь 2015 г.), промежуточных и конечных среднегрупповых показателей (май 2015 г.) выявило сохранение средних темпов роста в движениях ногами (Ш = 31,6-40,0 %), средних и высоких — в движениях руками (Ш = 34,1 -51,9 %) и равновесии (Ш = 22,6-40,2 %) (табл. 2). Наличие в первом полу-

годии высоких темпов роста в равновесии (Ш = 40,2 %) и положительных темпов роста в ловкости свидетельствуют о недостаточном педагогическом воздействии, когда уровень развития указанных двигательных способностей снизился.

Несмотря на благоприятные периоды в развитии двигательных способностей юных фигуристов по окончании учебного года в шести из них (ходьба, прыжки, лазание, метание; ловкость; дифференци-ровка пространственных параметров) развития отмечено не было (табл. 3, 1). Наличие возрастного уровня в развитии движений руками, равновесия и ловкости связаны, по-видимому, с суммарным накоплением педагогических воздействий за счёт использования в тренировочном процессе двигательных заданий, отражающих специфику данного вида спорта.

Вывод. Ранняя специализация в виде спорта не позволяет своевременно, в соответствии с возрастом, создавать условия для формирования жизненно важных двигательных навыков, развития комплекса основных физических качеств занимающихся. В связи с чем на этапе начальной подготовки, а особенно на спортивно-оздоровительном этапе, необходима реализация технологического подхода, в основе которого планирование содержания процесса подготовки осуществляется не только от исходного уровня, но и с учётом необходимого уровня подготовленности к окончанию учебного года на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Это, в свою очередь, требует от тренера-преподавателя тщательного отбора содержания (подвижные, игровые задания), где основным

Таблица 2

Темпы роста двигательных способностей фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения (по Броуди), %

№ п/п Двигательные способности Ши—п Шп—к Ши—к

1 Движения руками, балл 51,9 34,1 82,3

2 Движения ногами, балл 31,6 40,0 8,7

3 Ходьба, балл 20,7 6,1 26,7

4 Бег, балл 22,2 14,0 35,9

5 Равновесие, с 22,6 40,2 18,0

6 Прыжки, см 23,4 6,6 29,9

7 Лазание, балл — — 111,0

8 Метания, балл 15,4 6,9 22,2

9 Ловкость, с -1,6 10,0 -8,4

10 Выносливость, кол-во раз 26,3 3,6 22,7

11 Быстрота, кол-во раз 10,5 2,9 7,9

12 Динамическая сила, кол-во раз 46,2 7,5 39,1

13 Скоростная сила, см 16,0 7,3 8,8

14 Гибкость, см — — 42,0

15 Дифференцировка пространственных параметров, см — — 8,2

16 Ориентировочные способности, с — — 8,3

17 Координационные способности, град 20,2 0,7 20,9

Примечание. Ш — темпы роста по Броуди (%),Ши—п — темпы роста двигательных способностей в сравнении исходных и промежуточных показателей; Шп-к — темпы роста двигательных способностей в сравнении промежуточных и конечных показателей; Ши-к — темпы роста двигательных способностей в сравнении исходных и конечных показателей.

Таблица 3

Интенсивность годовых темпов роста основных движений, физических качеств и специально-двигательных способностей фигуристов групп начальной подготовки первого года обучения, усл. ед.

№ п/п Двигательные способности Учебный год Ускоренный рост

сентябрь — январь январь — май

1 Движения руками, балл 1,2 0,8 —

2 Движения ногами, балл 0,9 1,1 —

3 Ходьба, балл 1,5 0,5 сентябрь — январь

4 Бег, балл 1,2 0,8 —

5 Равновесие, с 0,7 1,3 —

6 Прыжки, см 1,6 0,4 сентябрь — январь

7 Метание, балл 1,4 0,6 —

8 Ловкость, с 0,3 1,7 январь — май

9 Выносливость, кол-во раз 1,8 0,2 сентябрь — январь

10 Быстрота, кол-во раз 1,6 0,4 сентябрь — январь

11 Скоростная сила, см 1,4 0,6 —

12 Динамическая сила, кол-во раз 1,7 0,3 сентябрь — январь

13 Координационные способности, град 1,9 0,1 сентябрь — январь

Ускоренный рост 6 1 сентябрь — январь

Примечание. Усл. ед. — условные единицы.

Интенсивность темпов роста развития: > 1,5 — ускоренный рост; > 1,0 < 1,0 — замедленный рост.

умеренный рост;

условием будет соответствие возрасту и уровню подготовленности, а также наличие сопряженного воздействия на двигательную, физическую и специально-двигательную подготовленность юных фигуристов.

Библиографический список

1. Анцыперов, В. В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : автореф. ... д-ра пед. наук / В. В. Анцыперов. — Волгоград, 2008. — 54 с.

2. Тихомиров, А. К. Технология интегративного контроля на предкульминационном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта : автореф. ... д-ра пед. наук / А. К. Тихомиров. — Малаховка, 2006. — 44 с.

3. Стефанова, Ц. А. Базовые движения в фигурном катании на коньках и методика обучения им : автореф. ... канд. пед. наук / Ц. А. Стефанова. — СПб., 1994. — 17 с.

4. Урлова, О. Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : автореф. ... канд. пед. наук / О. Н. Урлова. — Хабаровск, 2004. — 24 с.

5. Климкин, И. Уметь абсолютно всё, иначе выиграть олимпийский титул в фигурном катании уже невозможно / И. Климкин // Вестник Федерации фигурного катания на коньках «Московский фигурист». — 2012. — № 4 (28). — С. 22 — 26.

6. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках : приказ Минспорта РФ [от 30 августа 2013 года № 688] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.consultant.ru (дата обращения: 01.09.2014).

7. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М. : АСТ : Астрель, 2002. — 863 с.

8. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее применение / В. Н. Платонов. — Киев : Олимп. лит., 2013. — 624 с.

9. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). В 2 кн. Кн. 2, ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 238 с.

10. ФГОС дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки РФ 29.08.2013 г. : сайт М-ва образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.edu.ru (дата обращения: 14.09.2015).

11. Мельникова, Ю. А. Особенности развития основных движений и физических качеств детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в спортивных секциях / Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина, К. В. Мельников // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2014. — № 2. — С. 34 — 37.

МЕЛЬНИКОВА Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: [email protected] МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2015 г. © Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина

УДК 797.212

Е. Н. МИРОНЕНКО В. Б. АНТИПИН

Омский государственный университет путей сообщения

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕМПА И ДЛИНЫ ШАГА В СПОРТИВНЫХ СПОСОБАХ ПЛАВАНИЯ_

В статье раскрыты теоретико-методические положения целенаправленной технической подготовки юных пловцов. Дается обоснование способов оценки оптимального соотношения темпа и длины шага при плавании спортивными способами, а также рекомендации по оптимизации темпа и длины шага в спортивных способах плавания. Ключевые слова: техническая подготовка, темп, длина шага, индекс способа, соревновательная скорость плавания, шаговая скорость плавания.

Известно, что скорость плавания складывается из двух основных технических компонентов, а именно: из частоты гребковых движений (темпа) и расстояния, преодолеваемого за один полный цикл (длины шага). В связи с этим разрабатываются и внедряются в тренировочный процесс методики, направленные на увеличение темпа и длины шага. Темп является важнейшей характеристикой, однако в большинстве случаев пловцы способны и без специ-

ального воздействия демонстрировать такой высокий темп, что во время тренировок стоит задача не развить его, а стараться удержать в оптимальных пределах с увеличением длины шага при постоянной скорости. Естественно, что нахождение «золотой середины», результатом которой была бы высокая скорость, на фоне достаточной длины шага и оптимальной величины темпа, является предметом постоянного поиска [1]. У многих возникает вопрос: каким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.