Научная статья на тему 'Развитие психомоторных способностей у юных фигуристов 4-5 лет на начальном этапе подготовки'

Развитие психомоторных способностей у юных фигуристов 4-5 лет на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сейранов Сергей Германович, Дунаев Константин Степанович, Черепанова Ирина Олеговна

В настоящее время, в связи с повышением требований к технической подготовленности юных фигуристов, ввиду значительного роста общего уровня современного фигурного катания ведется активный поиск новых форм, методов и средств качественного, эффективного и грамотного овладения техникой сложнокоординационных движений, являющейся базисным, и как следствие оказывающим влияние на спортивный результат компонентом технической подготовленности спортсменов. В исследовании разработан и экспериментально обоснован комплекс упражнений направленных на развитие психомоторных способностей у юных фигуристов на начальном этапе подготовки, что способствует более полному и точному овладению координацией движений и является подготовкой перед изучением более сложных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сейранов Сергей Германович, Дунаев Константин Степанович, Черепанова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of psychomotor abilities of young skaters aged 4-5 years at the initial stage of training

At present, due to the increased requirements for technical training of the young skaters, due to the significant increase in the overall level of modern figure skating, there is an active search for new forms, methods and tools of quality, effective and competent mastery of the technique of complex coordination movements, which is the basis, and as a consequence has an impact on the sports result with the component of technical training of athletes. In the research, the complex of exercises is developed and experimentally justified aimed at the development of psychomotor abilities among the young skaters at the initial stage of training, which contributes to more complete and accurate mastery of coordination of movements and this is a preparation before studying more complex elements.

Текст научной работы на тему «Развитие психомоторных способностей у юных фигуристов 4-5 лет на начальном этапе подготовки»

 Специальная физическая подготовка

№ Контрольные упражнения Юноши Девушки

1 Сгибание и разгибание туловища на наклонной скамье для пресса за 2 мин (к-во раз) 47 35

2 Вращение на центрифуге (мин) 1 мин 1мин

ВЫВОДЫ

1. Создана методика подготовки водномоторников в годичном тренировочном цикле, позволяющая всесторонне подготовить спортсменов уровня II-1 спортивных разрядов к длительным марафонским соревнованиям.

2. В рамках тренировочного цикла определены и повышены уровни технической подготовки и силовых способностей участников команды.

3. Разработаны и впервые применены на практике новые подходы, тренировочные упражнения при подготовке команды на слаженность работы в экипажах, выносливость и координацию движений каждого спортсмена. Результатом правильности выбранной методики подготовки команды спортсменов "Голубое ожерелье России" состоявшей из 19-25-летних студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, явилось успешное проведение 17-ти дневного водного марафона Москва - Нижний Новгород - Санкт Петербург летом 2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пылаев, П. А. Водно-моторный спорт / П. А. Пылаев. - М. : Галарт, 2004. - 480 с.

REFERENCES

1. Pylaev, A.P. (2004), Water-boating sport, Galart, Moscow.

Контактная информация: d89169357453@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2018

УДК 796.912

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ 45 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Сергей Германович Сейранов, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО,

Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук профессор, Ирина Олеговна Черепанова, магистрант,

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

Аннотация

В настоящее время, в связи с повышением требований к технической подготовленности юных фигуристов, ввиду значительного роста общего уровня современного фигурного катания ведется активный поиск новых форм, методов и средств качественного, эффективного и грамотного овладения техникой сложнокоординационных движений, являющейся базисным, и как следствие оказывающим влияние на спортивный результат компонентом технической подготовленности спортсменов.

В исследовании разработан и экспериментально обоснован комплекс упражнений направленных на развитие психомоторных способностей у юных фигуристов на начальном этапе подготовки, что способствует более полному и точному овладению координацией движений и является подготовкой перед изучением более сложных элементов.

Ключевые слова: психомоторные способности, координация движений, двигательная память, сенсомоторный интеллект.

DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES OF YOUNG SKATERS AGED 4-5 YEARS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Sergey Germanovich Seyranov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

academician of RAO, Konstantin Stepanovich Dunaev, the doctor of pedagogical sciences professor, Irina Olegovna Cherepanova, the master student, Moscow state Academy of physical culture, settlement Malakhovka

Annotation

At present, due to the increased requirements for technical training of the young skaters, due to the significant increase in the overall level of modern figure skating, there is an active search for new forms, methods and tools of quality, effective and competent mastery of the technique of complex coordination movements, which is the basis, and as a consequence has an impact on the sports result with the component of technical training of athletes.

In the research, the complex of exercises is developed and experimentally justified aimed at the development of psychomotor abilities among the young skaters at the initial stage of training, which contributes to more complete and accurate mastery of coordination of movements and this is a preparation before studying more complex elements.

Keywords: psychomotor skills, coordination of movements, motor memory, and sensorimotor intelligence.

ВВЕДЕНИЕ

Психомоторные способности - это сложноорганизованные познавательно-регуля-торные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие. В качестве важнейшей подструктуры психомоторики выделяют сложнокоординированные и многопланометри-ческие движения, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты и многообразные виды сенсомоторных реакций. Психомоторные процессы представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности [1].

Сенсомоторная координация является первой стадией развития интеллекта. Сенсо-моторный интеллект по своей структуре представляет собой систему последовательно связанных схем движений, которая приводит к определенной логике действия. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности. По мере формирования и обогащения двигательной сферы ребенка, примерно с шестого месяца, происходит оттеснение эмоционально-вегетативных структур психики на вторые роли. Высшим уровнем становится психомоторика. Сенситивный период для развития психомоторики занимает полтора года - от 6 месяцев до 2 лет [2]. На предварительном этапе подготовки фигуристов (начальном этапе), важно продолжить и углубить развитие психомоторных способностей, что послужит необходимой базой для дальнейшего развития координационных способностей, необходимых для успешного и результативного овладения элементами фигурного катания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент осуществлялся с целью проверки эффективности предлагаемой методики развития сенсомоторных способностей у юных фигуристов на базе комплексной спортивной школы по фигурному катанию СДЮШОР "Русь". Среди спортсменов данного возраста был проведен ряд психологических и двигательных тестов на определение уровня развития психомоторных способностей (по методике Н.И.

Озерецкого). По результатам тестирования были сформированы две группы, контрольная (п=6), и экспериментальная (п=6) относительно однородные по своему составу и уровню подготовленности. Тренировочные занятия юных фигуристов контрольной группы осуществлялись по типовой программе спортивных школ. Тренировочный процесс спортсменов экспериментальной группы был дополнен комплексом упражнений на развитие психомоторных способностей.

Таблица 1 - Комплекс упражнений на развитие психомоторных способностей юных фигу-

ристов начального этапа подготовки

№ п/п Упражнение Время выполнения Методические указания

1. Блок упражнений, включающий в себя ходьбу, бег, лазание, перелезание. 7 минут Точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении

2. Ациклические двигательные действия - серия прыжков (на месте, с продвижением, лицом, спиной, перепрыгивания, спрыгивания, напрыгивания, выпрыгивания) 8 минут Вырабатывать способность к перестроению двигательных действий - быстроту преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям

3. Связка элементов из не локомоторных движений тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения) 6 минут Вырабатывать способность к равновесию - сохранению устойчивости позы в тех или иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движения

4. Связка движений манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, обвода контура) 5 минут Дифференцировать параметры движений, что обуславливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений

5. Серия из баллистических (метательных) двигательных действий с установкой на дальность и силу метания 7 минут Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражителей

6. Комбинации из подражательных и копирующих движений, задаваемые преподавателем 8 минут Вырабатывать способность к согласованию -соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации

7. Серия упражнений ритмической гимнастики 8 минут Вырабатывать способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями

8. Упражнения на растягивание 11 минут Снижение гипертонуса, предотвращение синдрома дефицита внимание и гиперактивности, равномерность психомоторного развития

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал, что в обеих группах произошло улучшение в основных показателях психомоторных способностей, однако в экспериментальной группе изменения были более значимыми.

В контрольном упражнении статическое равновесие с закрытыми глазами на правой ноге прирост концу эксперимента составил в экспериментальной группе 0,56 балла, при р <0,05, а в контрольной группе 0,36 балла, при р>0,05. В упражнении статическое равновесие на левой ноге показатели улучшились в экспериментальной группе на 0,44 балла, в контрольной - на 0,47 балла, при р <0,05. В тестировании статической координации с закрытыми глазами на носочках прирост показателей у юных фигуристов экспериментальной группы составил 0,64 балла, контрольной - 0,52 балла соответственно, при р <0,05.

При тестировании упражнений на динамическую координацию прирост в экспериментальной группе составил 0,46 балла, при р <0,05, в контрольной 0,42 балла, при р>0,05. В прыжках в высоту с места показатели улучшились на 0,6 балла в экспериментальной группе, при р <0,05 и 0,46 балла в контрольной, при р>0,05.

Таблица 2 - Оценка развития психомоторных способностей у юных фигуристов 4-5 лет на начальном этапе подготовки (по Н.И. Озерецкому)_

Виды испытания Экспериментальная группа (п=6) Контрольная группа (п=6)

сентябрь 2017 г. июнь 2018 г. Ра сентябрь 2017 г. июнь 2018 г. Ра

Статическая координация (стойка с закрытыми глазами на правой ноге) 0,36±0,19 0,92±0,22 Р <0,05 0,41±0,36 0,77±0,15 Р>0,05

Статическая координация (стойка с закрытыми глазами на левой ноге) 0,54±0,07 0,98±0,02 Р <0,05 0,35± 0,11 0,82±0,18 Р <0,05

Статическая координация (стойка с закрытыми глазами на носочках) 0,24±0,41 0,88±0,12 Р <0,05 0,21±0,13 0,73±0,22 Р <0,05

Динамическая координация (передвижение прыжками) 0,45±0,05 0,91±0,09 Р <0,05 0,12±0,10 0,54±0,12 Р>0,05

Прыжки с места в высоту 0,39±0,05 0,99±0,08 Р <0,05 0,21±0,17 0,67±0,22 Р>0,05

Скорость движений (15 сек) 0,36±0,52 0,97±0,46 Р <0,05 0,24±0,61 0,75±0,23 Р <0,05

Обозначения: здесь и далее Ра - достоверность различий

В тестировании на скорость движений за 15 сек произошло улучшение показателей в экспериментальной группе на 0,61 балла, в контрольной на 0,51 балла, при р <0,05. Таблица 3 - Результаты тестирования психомоторных способностей юных фигуристов начального этапа подготовки на льду_

Виды испытания Экспериментальная группа (п=6) Контрольная группа (п=6)

Сентябрь 2017 г. июнь 2018 г. Ра сентябрь 2017 г. июнь 2018 г. Ра

Одинарный Аксель (1А) 2,31± 0,22 3,99±0,24 Р <0,05 1,77±0,28 2,28±0,25 Р>0,05

Вращение в одной позиции без смены ноги (не менее 4 оборотов) 2,29±0,13 4,82±0,21 Р <0,05 2,56±0,14 3,36±0,19 Р <0,05

Сальхов (18) (1 оборот) 2,14±0,09 4,84±0,17 Р <0,05 2,14±0,18 3,61±0,23 Р>0,05

Тулуп (1Т) (1 оборот) 3,82±0,21 4,37±0,18 Р <0,05 3,22±0,19 3,99±0,18 Р <0,05

Тест по скольжению. 2,78±0,12 4,99±0,21 Р <0,05 2,45±0,22 3,34±0,27 Р>0,05

Каскад Сальхов-Ритбергер (18+1Ьо) 2,92±0,13 4,84±0,23 Р <0,05 2,39±0,20 3,49±0,19 Р <0,05

Комбинированное вращение (не менее 6 оборотов) 2,22±0,11 4,96±0,21 Р <0,05 2,21±0,13 3,74±0,21 Р <0,05

Хореографическая последовательность 3,01±0,21 4,96± 0,16 Р <0.05 3,20±0,26 4,19±0,23 Р <0,05

Выполнение требований ЕВСК Юный фигурист 3 юношеский разряд Юный фигурист 3 юношеский разряд

Из данных, представленных в таблице видно, что в контрольном упражнении одинарный Аксель (1А) у юных фигуристов прирост к концу эксперимента составил в экспериментальной группе 1,68 балла, при р <0,05, и в контрольной группе прирост по данному показателю составил 0,51 балла (при р> 0,05).

В контрольном упражнении "вращение в одной позиции без смены ноги" показатель улучшился на 2,53 балла в экспериментальной группе и на 0,8 баллов в контрольной группе, на статистически достоверную величину при р <0,05.

При тестировании прыжкового элемента одинарный Сальхов (18) результат улучшился на 2,7 балла в экспериментальной группе, при р <0,05 и на 1,47 балла в контрольной группе, при р>0,05.

В прыжковом элементе одинарный Тулуп (1Т) показатель улучшился на 0,55 балла в экспериментальной группе и на 0,77 балла в контрольной группе (при р <0,05 в обеих группах).

В тесте по скольжению результат улучшился на 2,21 балла в экспериментальной группе (при р <0,05), и на 0,89 балла в контрольной группе при р>0,05.

При выполнении каскада Сальхов-Ритбергер (18+1Ьо) результат улучшился на 1,92 балла в экспериментальной и 1,1 балла в контрольной группе при р <0,05 в обеих группах. В комбинированном вращении показатели улучшились в экспериментальной группе на

2,74 балла при р <0,05 и в контрольной группе на 1,53 балла при р <0,05.

В тестировании хореографической последовательности результат улучшился на 1,95 балла в экспериментальной группе (при р <0,05) и на 0,99 балла в контрольной группе при р <0,05.

ВЫВОДЫ

1. Применение разработанного комплекса упражнений на развитие психомоторных способностей у юных фигуристов на этапе начальной подготовки, который включает в себя ациклические двигательные действия, связки элементов из не локомоторных движений тела в пространстве, связки движений манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, обвода контура), серию из баллистических (метательных) двигательных действий, комбинации из подражательных и копирующих движений, задаваемые преподавателем, серии упражнений ритмической гимнастики, и упражнений на растягивание снижающих гипертонус, предотвращающих синдром дефицита внимания и гиперактивности, способствующих равномерности психомоторного развития, является результативным.

2. Анализ результатов тестирования психомоторных способностей юных фигуристов экспериментальной и контрольной групп показал, что спортсмены экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента выполнили контрольные нормативы значительно лучше, чем спортсмены контрольной группы. В экспериментальной группе прирост результатов составил в среднем 82-86%, а в контрольной - только 34-39 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е.П. Ильин. -СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

2. Сурков, Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков. - М. : Физкультура и спорт, 1984.

- 124 с.

REFERENSES

1. Ilin, E.P. (2003), Psychomotor Organization of man, textbook, Peter, St. Petersburg.

2. Surkov, E.N. (1984) Psychomotor athletes, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: d89169357453@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2018

УДК 796.9:612

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОЛИАТЛОНИСТОВ ЗИМНЕГО МНОГОБОРЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СИЛОВОЙ ГИМНАСТИКЕ

Валентина Викторовна Селиверстова, кандидат биологических наук, доцент, Андрей Борисович Петров, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Андреевич Ершов, студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Полиатлон как самостоятельный вид спорта ведет свою историю с 1992 года, состоит из двух основных дисциплин: летний и зимний полиатлон. Соревнования по зимнему троеборью включают в себя лыжные гонки, стрельбу из пневматической винтовки и силовую гимнастику (подтягивание на высокой перекладине у мужчин). Тренировка полиатлонистов носит разнонаправленный характер и, в связи с этим, возникают трудности в построении тренировочного процесса и контроля его эффективности. Особенно актуально данное положение для упражнения подтягивание на высокой перекладине у мужчин. Методические приемы не отличаются разнообразием. Тренировка в данном виде многоборья проходит в основном на перекладине - подтягивание с собственным весом, иногда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.