УДК 796
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Соловьева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физической культуры Петрозаводского государственного университета,
г. Петрозаводск
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Аннотация: В данной статье сделан анализ тестирования группы обучающихся, занимающихся на элективе «физическая культура «общая физическая подготовка». Тестирование проводилось для оценки физических качеств силы и гибкости, а так же с помощью простейших функциональных проб: Генчи, Штанге, теста Руфье для оценки функционального состояния организма студентов. По полученным результатам тестов на данном промежуточном этапе тренировочной программы подведён итог и сделаны выводы.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, физическая культура, тестирование, функциональная проба, физические качества.
Annotation: In this article, an analysis is made of the testing of a group of students engaged in the elective "physical culture" general physical training ". Testing was carried out to assess the physical qualities of strength and flexibility, as well as with the help of the simplest functional tests: Genchi, Stange, Rufe test to assess the functional state of the body of students. According to the test results obtained at this intermediate stage of the training program, the results were summed up and conclusions were drawn.
Keywords: general physical training, physical culture, testing, functional test, physical qualities.
С общей физической подготовкой (ОФП) связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определённых исторически сложившихся условиях труда, военного дела и других сферах общественной жизни [1, с. 6].
Дисциплина «Физическая культура и спорт «общая физическая подготовка» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы) (далее - «Общая физическая подготовка») входит в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы вуза.
Согласно учебному плану дисциплина проводится во 2, 3, 4, 5 и 6 семестрах. Дисциплина «Общая физическая подготовка» является элективной дисциплиной с объемом 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения.
Для определения качества освоения обучающимися учебного материала по дисциплине используются оценочные средства, прописанные в программе и «Фонде оценочных средств». Для «Общей физической подготовки» это контрольные упражнения, определяющие уровень силы, гибкости, общей выносливости. Для разных этапов подготовки тесты имеют разное значение.
Тестирование, описанное в данной статье, проводилось с целью комплексной оценки уровня физической подготовленности студентов и функционального состояния их организма. Оценивалась группа студентов, посещающих практические занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт «общая физическая подготовка» (элективная дисциплина). Большая часть студентов данной группы занимаются второй год по программе данного курса.
Оценивались основные физические качества: сила и гибкость. Упражнения для тестирования общей выносливости планируется провести чуть позже, но оно так же входит в обязательную программу оценки уровня подготовленности студентов.
На первом году обучения студенты данного курса проходили тестирование на входящем контрольном этапе учебной программы дисциплины «Физическая культура» по всем основным физическим качествам по базисной программе вуза, по школьной программе Ляха В.И., Зданевича А. А. для 11 класса; по нормативам VI ступени ГТО для мужчин и женщин 18 - 24 лет.
Анализ данных тестов показал большие отставания в показателях одного из самых важных физических качеств - выносливости. Так, оценивая и сравнивая результаты тестирования юношей и девушек первого курса по данному физическому качеству, сделаны выводы, что по всем видам оценок наибольшие показатели «неудовлетворительно» имеют 38% юношей и 56% девушек по школьной программе, на «1» балл - 76% (юноши) и 56% (девушки) по базисной вузовской программе; нормы ГТО VI ступени не сдали 79,3 % юношей и 69, 4 % девушек, т.е. большая часть поступивших первокурсников [2]. После анализа полученных результатов одним из направлений работы по совершенствованию физических качеств, является работа над повышением общей выносливости у студентов. А общая выносливость часто зависит от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма.
Работа над совершенствованием основных физических качеств напрямую связана с физической и умственной работоспособностью организма. Влияя на мышечную деятельность, занятия физической культурой и спортом повышают активность обменных процессов организма, включают в работу жизненно важные органы и системы организма. Исследуя воздействие физических упражнений на функциональное состояние занимающихся, наиболее важно выявить изменения систем кровообращения и дыхания, так как именно эти показатели свидетельствуют об адекватности физической нагрузки и характеризуют уровень физической работоспособности [1, с. 9] или тренированности.
Функциональное состояние организма и уровень работоспособности можно определить с помощью функциональных проб. Эти пробы так же
являются важной частью комплексного исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом [1, с. 9].
Поэтому кроме оценки основных физических качеств в тестировании студентов мы использовали наиболее часто встречающиеся функциональные пробы врачебного и физкультурно-спортивного контроля. Это пробы Штанге (задержка на вдохе) и Генчи (задержка на выдохе), тест Руфье.
Данные функциональные пробы характеризуют показатель устойчивости организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания на вдохе, на выдохе, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательной систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, утилизировать кислород тканями, т.е. выше их способность работать в нормальном функциональном режиме. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях, снижении работоспособности, тренированности, продолжительность задержки дыхания уменьшается. Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.
Тест Руфье позволяет быстро оценить уровень состояния кардиореспираторной системы организма, оценить переносимость физической нагрузки на данный момент, работоспособность испытуемого. Большим плюсом данного теста, является простота подсчета и лёгкость его проведения.
В данной статье мы проведём анализ полученных результатов тестирования группы студентов по трём тестам для контроля физической подготовленности и трём функциональным пробам.
С контрольными упражнениями теста для силовой подготовленности: «поднимание (сед) и опускание туловища из положения лёжа, ноги закреплены, руки за головой (количество раз за 1 минуту)» - упражнение определяющее силу мышц брюшного пресса; «сгибание и разгибание рук в положении в упоре на коленях (максимальное количество раз за 1 минуту), где отжимания с прогибами туловища или с неполным сгибанием рук не учитываются -упражнение для силовой выносливости мышц рук (плеча)» и контрольным
упражнением для определения гибкости: «стоя на гимнастической скамейке наклон вперёд с опусканием рук ниже уровня скамейки (см)», испытуемые студенты (девушки) данной группы справились относительно хорошо.
Так, в упражнении на мышцы брюшного пресса большая половина участников теста - 61,1% выполнили норматив на «5» баллов, т.е. показали отличный уровень развития силы мышц брюшного пресса. Хороший уровень у 16, 6% испытуемых, средний у 11, 1% и результат «неудовлетворительно» только у 11, 15.
Контрольный тест на силовую выносливость мышц рук показали почти равное процентное соотношения результатов на оценку «отлично» - 33,3% и «удовлетворительно» - 38,8%, и чуть меньше студентов выполнили на оценку «4» - 27,7%.
В упражнении на определение уровня гибкости большее количество испытуемых показали результат «удовлетворительно» - 38, 1%, хорошие и отличные показали 23, 8% и 14, 2% соответственно. В этом тесте есть показатели «ниже среднего» - 19, 4% и 4,7%.
С контрольными тестами на силовую физическую подготовленность студенты справились достаточно просто, так как все упражнения были привычными, знакомыми и часто давались на учебных занятиях и на предварительных этапах тестирования. Это один из факторов, определяющий хорошие результаты в данных контрольных упражнениях: почти все студенты с ними справились на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и единицы показали плохой результат.
Другим фактором, определяющим положительный результат тестов, было то, что выполнявшие данные упражнения испытуемые (девушки) мотивированны и заинтересованы в проявлении таких физических качеств, как развитие силы мышц брюшного пресса, силовой выносливости рук, в гибкости.
Показатель гибкости немного отстаёт по результатам оценки тестов. Но это можно объяснить тем, что гибкость в значительной мере определяется генетическими факторами человека. Есть люди с врожденной ограниченностью
подвижностью в отдельных суставах. Уровень гибкости зависит от формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и мышцы, тем лучше гибкость. Уровень гибкости зависит так же от возраста и пола занимающихся. Поэтому в возрасте 18-20 лет (возраст испытуемых) амплитуда движений уже несколько уменьшается вследствие возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате, повысить уровень этого качества намного труднее [3]. И так как на занятиях в группе «общей физической подготовки» больше идёт комплексная подготовка и целенаправленно над гибкостью мышц, суставов, связок студенты не работают.
Проявление физического качества «гибкость» немного отстаёт от силовых показателей. Рекомендация по итогам теста: продолжать совершенствование и развитие силовых качеств и уделять особое внимание развитию гибкости, включая в занятия разнообразные упражнения на растягивание, гибкость, подвижность суставов.
Выполнение студентами простейших функциональных проб Генчи (задержка дыхания на выдохе), Штанге (задержка дыхания на вдохе), теста Руфье вызвала у студентов большие затруднения.
Результаты в пробе Генчи: равное процентное соотношение по 26, 3% у показателей «отлично» и «хорошо», средний - 10, 5%, и плохие показатели у 36,8% испытуемых. В пробе Штанге результаты лучше: 47, 1% - хорошие показатели, у 35, 3% - «отличные», средние - у 5,9%, плохо - 11, 8%.
В тесте Руфье, который позволяет быстро оценить уровень состояния кардиореспираторной (сердечно-сосудистой и дыхательной) системы организма, оценить переносимость физической нагрузки на данный момент, работоспособность - результаты студентов низкие.
Так, у 21% студентов результат показал, что их «приспособляемость к нагрузкам неудовлетворительная»; равное процентное соотношение - по 36, 8% показатели «приспособляемость к нагрузкам слабая» и «удовлетворительная»;
только у 5 % испытуемых - «хорошая приспособляемость к нагрузкам» и совсем нет показателя «отлично».
В предварительной оценке результатов функциональных проб можно отметить, что студенты справились с первыми двумя пробами в большей мере на «хорошо» и «отлично» (проба Штанге). Немного хуже показатели в пробе Генчи (у 36, 8% - «плохое состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем» по результатам теста).
Тест Руфье студенты выполняли впервые. Значение индексов, полученных по формуле, демонстрирует возможности функционального состояния организма испытуемых на данный момент. Почти у большинства испытуемых уровень показателя - «слабая приспособляемость к нагрузкам», то есть «тренировочная форма ниже, чем хорошая». Вывод: необходимо уделить внимание на занятиях по физической культуре развитию функциональных, кардиореспираторных, аэробных возможностей организма, включать в тренировочные занятия упражнения на выносливость: бег, ходьбу, элементы функционального тренинга.
Так же низкое значение индекса Руфье может означать, что возможно есть перетренировка и утомление организма на данный момент. Поэтому рекомендуется провести такой тест ещё несколько раз с разницей в 2-3 недели, чтобы увидеть динамику. Если результат теста станет хуже, необходимо внести изменения в программу тренировочных занятий, откорректировать отдых, сон и питание.
Библиографический список:
1. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой : учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т; [И. А. Берлин [и др.];
сост. Л. М. Киэлевяйнен]. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. — 47 с.: ил., табл.
2. Липаев В. Ф. Оценка физического качества выносливость у студентов первого курса ПетрГУ / В. Ф. Липаев, Н. В. Соловьева // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2017 Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). -г. Пенза, 2017. - С. 241-243.
3. Кариаули А. С. Комплекс ГТО. VI ступень. Теоретические основы самостоятельной подготовки. Часть 1. / А. С. Кариаули, В. Н. Кремнева, О. Н. Свитич [и др.]. - г. Петрозаводск : Петрозаводск: Издательство ПетрГУ , 2017, 2017. - 40с.