Научная статья на тему 'Организация учебных занятий по физической культуре в специальной медицинской группе'

Организация учебных занятий по физической культуре в специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL MEDICAL GROUP / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / CIRCUIT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гансбургский Михаил Андреевич

Разработана и экспериментально обоснована комплексная методика проведения занятий по физическому воспитанию студенток специальной медицинской группы "А" с применением упражнений круговой тренировки. Использованы тесты для определения физической подготовленности и оценки функциональных показателей. Студентки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы по быстроте, выносливости, ловкости и гибкости. В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (поднимание и опускание туловища) достоверных различий между результатами не выявлено. Организация занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы "А" с использованием круговой тренировки вызывает улучшение функциональных показателей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гансбургский Михаил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUP

Developed and experimentally proved the complex methodology of classes in physical education students of special medical group "A" with the use of exercise circuit training. Used tests for physical fitness and evaluation of functional performance. Students of the experimental group surpassed their peers from the control group on speed, endurance, agility and flexibility. In speed-power qualities (broad jump) and strength (lifting and lowering of the torso) significant differences between the results are not revealed. Organization of physical training of students of special medical group "A" with the use of circuit training causes an improvement in functional parameters of the organism.

Текст научной работы на тему «Организация учебных занятий по физической культуре в специальной медицинской группе»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В _СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ_

Гансбургский Михаил Андреевич

Канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья (зав. проф.

А.Н.Шкребко), Ярославский государственный медицинский университет (ЯГМУ), г. Ярославль

АННОТАЦИЯ

Разработана и экспериментально обоснована комплексная методика проведения занятий по физическому воспитанию студенток специальной медицинской группы "А" с применением упражнений круговой тренировки. Использованы тесты для определения физической подготовленности и оценки функциональных показателей. Студентки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы по быстроте, выносливости, ловкости и гибкости. В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (поднимание и опускание туловища) достоверных различий между результатами не выявлено. Организация занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы "А" с использованием круговой тренировки вызывает улучшение функциональных показателей организма.

ABSTRACT

ORGANIZATION OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUP

Gansburgsky, Michael A.

The candidate of medical Sciences, senior lecturer of the Department ofphysical education and health (head. Professor A. N. Shkrebko), Yaroslavl state medical University, Yaroslavl, Russia

Developed and experimentally proved the complex methodology of classes in physical education students of special medical group "A" with the use of exercise circuit training. Used tests for physical fitness and evaluation of functional performance. Students of the experimental group surpassed their peers from the control group on speed, endurance, agility and flexibility. In speed-power qualities (broad jump) and strength (lifting and lowering of the torso) significant differences between the results are not revealed. Organization of physical training of students of special medical group "A" with the use of circuit training causes an improvement in functional parameters of the organism.

Ключевые слова: физическое воспитание, специальная медицинская группа, круговая тренировка.

Key words: physical education, special medical group, circuit training.

E-mail для контактов: profang@mail.ru. Гансбургский Михаил Андреевич

А На первый курс в ВУЗы России поступают практически здоровыми не более 20% абитуриентов. При проведении врачебных обследований на возможность занятий физической культурой и спортом устанавлено, что студенты основной медицинской группы составляют 40-45%; а 27-30% относятся к подготовительной медицинской группе. Около 25% включает специальная медицинская группа (СМГ), в которой на группу "А" приходится 19-22%, а на группу "Б"- 6-8% [4]. Это приводит к увеличению доли студентов, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния организма [8].

Система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности [2].

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование комплексной методики проведения занятий по физическому воспитанию у студенток СМГ "А" с применением упражнений строго регламентированной круговой тренировки.

Объект и методы исследования - 24 студентки 18-19 лет СМГ "А" в процесс физического воспитания на кафедре физической культуры и здо-

ровья ЯГМУ, которые наблюдались в течение одного учебного года. Контрольная группа из 12 студентов занималась по методике, рекомендуемой программой [7]. В экспериментальной группе использовали комплексную методику организации занятий с применением круговой тренировки (КТ). Занятия проводились раз в неделю продолжительностью 90 минут (мин). Проведено тестирование для определения уровня физического и функционального состояния в начале и конце учебного года с последующим анализом и оценкой эффективности КТ.

Система педагогических контрольных испытаний (тестов) использовалась для определения уровня физической подготовленности и функциональных показателей организма. При тестировании за ориентир взяты теоретические положения и рекомендации примерной программы учебной дисциплины физическая культура [7]. В исследовании использованы тесты для определения физической подготовленности (челночный бег три по 10 метров; прыжки в длину с места; 6-мин. бег-ходьба; поднимание и опускание туловища; наклон вперёд) и оценки функциональных показателей (проба с задержкой дыхания на вдохе - Штанге и задержкой дыхания на выдохе - Генчи). Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере с использованием программы "statistika-v 10".

Перед преподавателями специальных медицинских групп стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в занятиях оздоровительной физкультурой и закаливании [5]. Учащиеся СМГ, нуждаются в систематическом закаливании организма. С этой целью занятия проводятся в облегченной одежде, с соблюдением температурных норм и соответствующей моторной плотности урока, с использованием подвижных игр и элементов спорта на открытом воздухе [6]. Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль - ежегодное углубленные медицинские обследования студентов врачами разных специальностей [3].

Круговая форма занятий позволяет всем учащимся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования [1]. Время, для проведения КТ - 15-20 мин. Основу КТ составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Каждое выполняется на отведенном месте, так называемой станции. Если занятия проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Переход

Показатели уровня физической подготовленно

групп в начал

выполняется по сигналу преподавателя. Круг повторяется несколько раз в зависимости от задач КТ. Чередуются упражнения общего и избирательного воздействия, где в работу вовлекаются различные мышечные группы.

В комплекс КТ необходимо включать 8-12 упражнений [1]. На каждое отводится 30-45 секунд (сек), паузы для отдыха 30 сек. Важное место занимает дозировка нагрузки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время (максимальный тест - МТ). Для контроля нагрузки между сериями измеряют частоту сердечных сокращений. Показатели МТ служат исходными данными для подбора индивидуальной нагрузки. Организм постепенно привыкает к дозируемой нагрузке. Затем постепенно повышают нагрузку, увеличивая дозировку упражнений. Каждое из них повторяется 4-5 занятий, затем вновь повторяется МТ и сравнивается с исходным результатом. Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Результаты исследования Анализ результатов проведённого в начале учебного года педагогического тестирования студенток контрольной и экспериментальной групп показал отсутствие достоверных различий по всем тестам, характеризующим уровень физической подготовленности (таблица 1).

Таблица 1.

и студенток контрольной и экспериментальной эксперимента

№ Тест Контрольная группа х ± т Экспериментальная группа х ± т г Р

2 6-минутный бег, м 880 ± 49,2 870 ± 43,3 0,34 > 0,05

3 Челночный бегЗх 10 м, сек 10,1 ± 0,47 10,04 ± 0,34 0,12 > 0,05

4 Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 25,4 ± 0,25 25,1 ± 0,37 0,67 > 0,05

5 Прыжки в длину с места, см 164 ± 13,7 165,7 ± 9,1 0,10 > 0,05

6 Наклон вперёд, см 4,07 ± 0,28 4,8 ± 0,36 0,95 > 0,05

В конце эксперимента анализ результатов контрольной и экспериментальной групп показал достоверные различия по ряду тестов, характеризующих уровень физической подготовленности (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели уровня физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной

групп в конце эксперимента

№ Тест Контрольная группа х ± т Экспериментальная группа х ± т г Р

1 6-минутный бег, с 920 ± 45,0 1040 ± 34,7 2,11 < 0,05

2 Челночный бег3 х 10 м, сек 10,03 ± 0,42 8,87 ± 0,28 2,32 < 0,05

3 Поднимание и опускание туловища, кол-во раз 27,2 ± 0,28 30,3 ± 0,15 0,25 > 0,05

4 Прыжки в длину с места, см 170,3 ± 13,6 174,0 ± 8,2 0,80 > 0,05

5 Наклон вперёд, см 4,53 ± 0,24 5,50 ± 0,21 3,34 < 0,01

Таким образом, динамика результатов тестирования такова, что студентки экспериментальной группы превзошли своих сверстниц из контрольной группы по таким физическим качествам как быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. В ско-ростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (поднимание и опускание туловища)

достоверных различий между результатами не выявлено.

Положительная динамика у студенток экспериментальной группы установлена при исследовании функциональных показателей организма (таблица 3 и 4) с использованием проб Штанге и Генчи.

Функциональные показатели контрольной группы

Таблица 3.

Тест Начало учебного года Конец учебного года Среднегодовой прирост в %

проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), сек 28,1 ± 6 33,7 ± 6,1 21,9

проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), сек 21,85 ± 5,8 26,4 ± 5,6 20,4

Таблица 4.

Тест Начало учебного года Конец учебного года Среднегодовой прирост в %

проба Штанге (задержка дыхания на вдохе), сек 29,4 ± 5 39,7 ± 4 34,2

проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), сек 22,3 ± 8 35,6 ± 5 33,9

Проба Штанге в начале учебного года в группах говорит о низком уровне тренированности испытуемых. К концу учебного года показатель в контрольной группе возрос на 21,9%, но по-прежнему являлся неудовлетворительным. В экспериментальной - произошли более значительные изменения на 34,2% и были удовлетворительными. Проба Генчи" в начале наблюдения в группах оказалась неудовлетворительной. К концу эксперимента показатель в контрольной группе вырос на 20,4%, но по-прежнему оставался отрицательным. В СМГ показатель вырос на 33,9% и стал удовлетворительным.

Выводы

1. Применение методики КТ на занятиях по физическому воспитанию в специальной медицинской группе "А" способствует эффективному развитию быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

2. Организация занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы "А" с использованием КТ дает улучшение функциональных показателей организма.

3. Методика КТ позволяет обеспечить индивидуальный подбор упражнений соответственно патологии и способствует предупреждению прогрес-сирования заболевания, а в ряде случаев улучшению состояния здоровья.

4. Проведение занятий по физической культуре у студентов специальной медицинской группы "А" с использованием КТ дает возможность использовать личностно ориентированный подход.

Список литературы:

1.Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск: Высшая

школа, 1980. - 309 с.

2.Загревская А. И. Инновационный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы в вузе // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1. - С. 4-8.

3.Лубышева Л. И., Грузных Г. М. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №6. - С. 9-12.

4.Маргазин В. А., Носкова А. С., Бурухин С. Ф. Лечебная физическая культура. - Ярославль: Медиа-контакт, 2006. - 338 с.

5.Медико-педагогическая направленность оздоровительной физкультуры и спорта: учебное пособие [под ред. В. А. Маргазина и А. Д. Вику-лова]. Ярославль: Изд-во Ярославск. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2011. - 431с.

6.Петров Н. В., Тарасенко М. Н., Моргачев В.

A. Физическое воспитание студентов вузов, зачисленных в специальную медицинскую группу. - М.: Высшая школа, 1965. - 174 с.

7.Примерная программа дисциплины физическая культура, составленная в соответствии с требованиями ФГОС ВПО коллективами профильных кафедр Волгоград. гос. мед. ун-та (зав. проф. В. Б. Мандриков), Ростов. гос. мед. ун-та а (зав. проф. Е.

B.Харламов), Рязан. гос. мед. ун-та (зав. проф. В. Д.Прошляков). - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. мед. ун-та, 2012. - 128 с.

8.Шкребко А. Н., Кешишян И. В. Исследования качества жизни - важный компонент клинических исследований и клинической практики // Лечебная физкультура и спортивная медицина. -2009. - №11. - С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.