Научная статья на тему 'Оценка физических качеств обучающихся по программе "физическая культура и спорт, элективное направление "фитнес"'

Оценка физических качеств обучающихся по программе "физическая культура и спорт, элективное направление "фитнес" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / SPORTS / FITNESS / TESTING / FUNCTIONAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Наталья Викторовна, Евтропкова Дина Сергеевна

В этой статье мы подводим итоги мониторинга обучающихся на дисциплине «Физическая культура и спорт, элективное направление «фитнес» Петрозаводского государственного университета. Сравниваем полученные результаты и оценки тестирования физической подготовки студентов, делаем выводы, которые помогут преподавателям в дальнейшем эффективнее работать с обучающимися электива.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, we summarize the monitoring of students in the discipline "Physical Culture and Sports, the elective direction" fitness "of Petrozavodsk State University. We compare the results and assessments of testing the physical fitness of students, draw conclusions that will help teachers to work more effectively with students learning elective.

Текст научной работы на тему «Оценка физических качеств обучающихся по программе "физическая культура и спорт, элективное направление "фитнес"»

УДК 796

Психолого-педагогические науки

Соловьева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физической культуры, Петрозаводский государственный университет

e-mail: natalya-soloveva@mail. ru Евтропкова Дина Сергеевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, Петрозаводский государственный университет e- mail: darsport@yandex. ru

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, ЭЛЕКТИВНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ «ФИТНЕС»

Аннотация: В этой статье мы подводим итоги мониторинга обучающихся на дисциплине «Физическая культура и спорт, элективное направление «фитнес» Петрозаводского государственного университета. Сравниваем полученные результаты и оценки тестирования физической подготовки студентов, делаем выводы, которые помогут преподавателям в дальнейшем эффективнее работать с обучающимися электива.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, фитнес, тестирование, функциональные пробы.

Abstract: In this article, we summarize the monitoring of students in the discipline "Physical Culture and Sports, the elective direction" fitness "of Petrozavodsk State University. We compare the results and assessments of testing the physical fitness of students, draw conclusions that will help teachers to work more effectively with students learning elective.

Key words: physical culture, sports, fitness, testing, functional tests.

Три года назад в Петрозаводском государственном университете был произведен переход на элективные направления при реализации программы «Физическая культура и спорт». Разработанная рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт «Фитнес» (элективная дисциплина) позволила обучающимся повысить не только уровень своей физической подготовленности, но и внести разнообразие в учебный процесс, учитывая интересы студентов, выбравших данное элективное направление.

В этой статье мы хотим сделать оценку физических качеств студентов, занимающихся на данном направлении первого, второго и третьего годов обучения, сравнить полученные результаты и сделать выводы, которые помогут преподавателям эффективнее работать с обучающимися электива.

В предыдущих работах мы уже отмечали, что в результате освоения данной дисциплины, обучающиеся должны знать не только значение физической культуры и спорта в общей культуре человека, основные понятия построения простейшего тренировочного занятия, основы здорового образа жизни, научные основы биологии и физиологии, но и основы «фитнес технологий». Научиться выстраивать, проводить и применять самостоятельные занятия как с общей оздоровительной, прикладной направленностью, так и простые тренировки по направлению «фитнес». Научиться владеть терминологией и методикой изученных разделов направления «фитнес» [1].

Для эффективной работы преподавателю важно знать уровень подготовленности студентов в направлении «фитнес», их уровень общей и специальной физической подготовки.

Для оценки общего уровня физической подготовленности студентов, обучающихся на направлении «фитнес», мы выбрали традиционные тесты контрольных нормативов программы на силовую выносливость и гибкость: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (с колен для девушек), поднимание туловища из положения лёжа за одну минуту (силовая выносливость мышц брюшного пресса), наклон из положения стоя на скамье с прямыми ногами (оценка гибкости) [2].

Дополнительно мы провели несколько простейших функциональных проб: пробу Генчи (задержка дыхания на выдохе), пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе), тест Руфье. Функциональные пробы позволяют оценивать общее состояние организма, его резервные возможности, особенности адаптации различных систем к физическим нагрузкам. Цель проведения данного тестирования - оценка состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способности внутренней среды организма насыщаться кислородом. Результаты функциональной пробы Генчи студентов элективного направления «Фитнес»: отличное - 10%, хорошее - 60%, среднее -15%, плохое - 15% (рис.1)

процент выполнения пробы Генчи, ФИТНЕС

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

отличное хорошее среднее плохое

■ процент выполнения пробы Генчи, ФИТНЕС

Рис. 1

Процент выполнения пробы Штанге студентами данного направления: отличное - 55%, хорошее - 45%, среднее и плохое - 0% (рис.2)

процент выполнения пробы Штанге, ФИТНЕС

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

личное хорошее среднее плохое

Рис. 2

Процент выполнения пробы Руфье: отлично - 0%, хорошо - 5%, удовлетворительно - 50%, слабо - 30%, неудовлетворительно - 15% (рис. 3)

процент выполнения пробы Руфье, ФИТНЕС

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 3

Контрольное тестирование, оценивающее физические качества (силовую выносливость мышц брюшного пресса и рук, гибкость) проводилось для студентов первого, второго и третьего курсов, т.е. соответственно для первого, второго и третьего этапов обучения элективного направления «Фитнес». Результаты оценивались максимально в 3 балла, где мы определяли среднее арифметическое значение для каждого норматива по всем показателям и этапам обучения.

Результаты сдачи контрольных нормативов и средние баллы в упражнениях для студентов 1 курса следующие: упражнение на силовую выносливость мышц пресса - 1,27 балл; силовая выносливость мышц рук (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа) - 2,21 балл; гибкость - 2,28.

Результаты студентов 2 курса: пресс - 1,77 балл; отжимания- 2,75; гибкость - 2,54. Результаты студентов 3 курса: пресс - 1,85 балл; отжимания-2,57; гибкость - 2,43.

По результатам проведённого тестирования физических качеств силовой выносливости и гибкости можно заметить прогресс и улучшение оценочных показателей по этапам (курсам) обучения. В упражнении на мышцы брюшного пресса обучающиеся 3 курса имеют лучший средний балл и прослеживается положительная динамика, начиная с первого этапа обучения. В двух других упражнениях так же лучше показатели у студентов старших курсов, правда, здесь немного опережают обучающиеся второй ступени, как наиболее мотивированные и заинтересованные в результатах занятий.

Рассматривая показатели функциональных проб можно так же наблюдать в целом положительную динамику. Так две первые пробы выполнены большей половиной обучающихся на «хорошо» и «отлично» - от 50 до 60 %. Немного хуже результаты выполнения пробы Руфье: 50 %, т.е. половина студентов, показали удовлетворительный результат и 30 % имеют слабые показатели, что говорит о недостаточной функциональной подготовке и слабом состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма обучающихся.

По данным мониторинга обучающихся направления «Фитнес» можно сделать вывод, что направление в силовой подготовке, гибкости имеет положительную динамику и развивается. А вот на функциональную часть программы, направленную на развитие выносливости стоит обратить большее внимание, применяя направления и программы данной дисциплины, работающие на улучшение сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Библиографический список:

1. Переход на элективную физическую культуру по направлению «Фитнес», опыт ПетрГУ, Соловьева Н. В., Евтропкова Д. С. В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 частях. 2017. С. 140-142.

2. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой : учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т; [И. А. Берлин [и др.]; сост. Л. М. Киэлевяйнен]. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. — 47 с.: ил., табл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.