8. Gondchawar N. Smart Agriculture / 8. Gondchawar N. // International Journal of Advanced Research in Computer and Communication Engineering. - 2016. - No. 6. - p. 54-60
9. King A. Technology: The Future of Agriculture / King A. // Macmillan Publishers Limited, part of Springer Nature. - 2017. - No. 544. - s. 21-23.
10. Foreign investments in the agro-industrial sector of Russia / official site [Electronic resource]. - Access mode: https://www.agroinvestor.ru/ (date of access: 8.11.20)
11. The structure of modern technologies acquired by Russian organizations / official site [Electronic resource]. - URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (date accessed: 5.11.20)
12. Digital technologies in the service of agriculture and rural areas / [Electronic resource]. - URL: https://agrovesti.net (date of access: 6.11.20)
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10690
Р.В. Баташев - старший преподаватель, Чеченский государственный университет, кафедра «Налоги и налогообложение», [email protected],
R.V. Batashev - Senior Lecturer - Chechen State University, Department of Taxes and Taxation.
ОЦЕНКА ФИСКАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НДС ASSESSMENT OF THE FISCAL POTENTIAL OF VAT
Аннотация. Применение в настоящее время налога на добавленную стоимость в современной налоговой системе РФ объясняется высоким фискальным потенциалом данного налога. В связи с этим целью настоящей статьи является исследование роли налога на добавленную стоимость в финансовом обеспечении федерального бюджета. Выявлены перспективные риски, способные оказать влияние на динамику и структуру поступления НДС в бюджетную систему.
Abstract. The current use of value added tax in the modern tax system of the Russian Federation is explained by the high fiscal potential of this tax. In this regard, the purpose of this article is to study the role of value added tax in the financial support of the federal budget. Identified prospective risks that can affect the dynamics and structure of VAT receipts in the budgetary system.
Ключевые слова: НДС, федеральный бюджет, преимущества, финансовый потенциал, роль, риски. Key words: VAT, federal budget, advantages, financial potential, role, risks.
Введение. Исторически косвенным налогам принадлежит ключевая роль в формировании доходов государственного бюджета. Высокий фискальный потенциал налогов на потребление объясняется тем, что они имеют более широкий охват, чем остальные налоги. Кроме того, попытки уклонения от их уплаты могут выявляться и пресекаться в рамках реализации мероприятий налогового администрирования.
Следует отметить повсеместно отмечающее признание финансовой роли косвенных налогов как ключевого элемента экономического развитии. Косвенные налоги, как центральный элемент налоговой системы, с каждым годом обеспечивают значительную долю в доходах государственного бюджета Российской Федерации. Отмечает высокая взаимосвязь эффективности косвенных налогов от состояние социально-экономических отношений в государстве. В связи с этим в теории и практике косвенного налогообложения признается актуальным вопрос относительно того, оправдали ли себя косвенные налоги как перспективный источник государственного бюджета. Для ответа на данный вопрос требуется определить и сопоставить текущее состояние косвенных налогов как источника пополнения консолидированного бюджета РФ.
Результаты и обсуждение. Вопросами оценки фискального потенциала НДС в формировании государственного бюджета занимались многие отечественные ученные. В работе Угрюмовой А.В. (2009 г.) [7] отмечается, что высокий фискальный потенциал НДС объясняется его экономической природой. Актуальным является исследование состояния и перспектив развития налогового администрирования НДС в России. Среди современных работ следует выделить исследование Строителевой В.А. (2020 г.) [6] - Совершенствование системы налогового администрирования НДС в Российской Федерации, в котором автором обозначается приоритетность фискальной значимости НДС по сравнению с другими налоги, что обуславливает необходимость сосредоточения административных усилий налоговых органов на данном налоге.
Современное состояние налогового администрирования НДС требует оценки его фискального потенциала с целью выявления перспективных направлений теоретико-методологических и практических подходов к повышению уровня исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС в условиях перехода на цифровые платформы налогового процесса.
Для начала отметим, что по итогам исполнения доходной части консолидированного бюджета РФ за 2019 г. удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины) без учета страховых взносов на обязательное социальное страхование составил в общей структуре доходов государственного бюджета 37,5%. Данные Министерства финансов об исполнении доходной части КБРФ за последние годы свидетельствуют о возрастающей роли косвенных налогов в формировании государственных.
Общая структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис.1. Как показывает инфографика, 72% доходов КБРФ сформированы за счет налоговых поступлений, на долю поступлений от участников внешнеэкономической деятельности приходится 9%. Доходы от использования государственной собственности составляют 6%.
2019 г.
Рисунок 1 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ Источник: составлено на основе [22]
По данным Федеральной налоговой службы РФ в 2019 году от налогоплательщиков в консолидированный бюджет России поступило налоговых доходов в объеме 22,7 млрд. руб. за счет прироста по сравнению с 2018 г. на 6,6%. С 2017 г. налоговые доходы увеличились на 5,4 млрд. руб. или на 23,7%. (рис. 2).
Значительный рост налоговых доходов за рассматриваемый период объясняется соответствующими трендами по ключевым факторам, к которым относятся: экономика, инфляция, изменения в налоговом законодательстве. При этом обращает на себя тот факт, что за счет повышения качества налогового администрирования прирост составил за последний год 412 млрд. руб. или 20% от общего прироста налоговых доходов. Таким образом, значительные объемы налоговых поступлений обеспечены без увеличения налоговой нагрузки на экономику страны, а за счет обеления экономики и вовлечения в зону легальной деятельности новых субъектов налоговых отношений.
25
20
15
ю >
О.
10
22,7
21,4
17,3
5
2017 2018 2019
Рисунок 2 - Динамика поступления налоговых доходов в КБРФ
Источник: составлено на основе [5]
Централизация доходов консолидированного бюджета России на федеральном уровне в 2019 году составила 55%, консолидированные бюджеты субфедерального уровня составляют 45%.
Традиционно бюджетообразующими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Формирование всех доходов КБРФ происходит исключительно за счет поступления указанных налогов, структура которых в динамке представлена на рис. 3.
Поступления на НДС формируются от двух источников: внешние (уплата при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), внутренние (уплата с товаров, работ и услуг, реализуемых на территории РФ).
По итогам 2019 года в федеральный бюджет России от реализации продукции на территории РФ НДС поступило в объеме 4,2 млрд. руб. ПО сравнению с 2018 г. прирост поступлений составил 19,1%. В 2018 г. поступления по НДС на внутреннем рынке РФ составили 3,6 млрд. руб., что больше чем в 2017 г. на 16,4%.
Рисунок 3 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Источник: [33]
Положительная динамика также наблюдается по НДС, уплачиваемому при ввозе товаров на территорию РФ. Так, за 2019 г. в КБРФ НДС от внешнеэкономической деятельности поступила в объеме 224,0 млрд. руб., что превышает показатель 2018 г. на 20,1%. В 2018 г. также наблюдается увеличение поступлений по НДС - прирост составил 12,1%
При этом следует отметить, что на протяжении последних 10 лет увеличение удельного веса НДС в общем объеме доходов КБРФ происходит более опережающими темпами, чем по остальным бюджетообразующим налогам.
По доле в общей структуре налоговых доходов КБРФ НДС занимает 3 место после НДПИ и налога на прибыль. В 2019 году удельный вес НДС в КБРФ составлял 19% и вырос по сравнению с 2018 г. на 2%.
Приведенные данные (рис. 3) свидетельствуют о том, что НДС играет заметную фискальную роль даже в консолидированном бюджете, учитывая, что данный налог является источником формирования исключительно федерального бюджета.
По объемам поступлений в федеральный бюджет НДС принадлежит ключевая роль. Данные ФНС России свидетельствуют о возрастающем значении НДС для федерального бюджета. В 2019 г. за счет налога на добавленную стоимость доходы федерального бюджета сформированы на 34%. Удельный вес НДС в ФБ вырос по сравнению с 2018 г. на 4%. При этом следует отметить, что рост НДС происходит на фоне снижения поступлений в ФБ НДПИ и акцизов.
Динамика бюджетообразующих налогов федерального бюджета представлена на рис. 4.
НДПИ НДПИ
НДС ■
Налог на прибыль
Основной
-0,6%
Основной
+ 19,1%
Основной
+19,0%
Акцизы
522,2
-39,3%
Рисунок 4 - Динамика поступления бюджетообразующих налогов в федеральный бюджет в 2019 г Источник: [5]
Обосновывая ключевую роль НДС в обеспечении стабильности развития российской экономики, следует отметить, что в условиях исчерпаемости потенциала ресурсных налогов и перехода отечественной экономики к несырьевой модели рассматриваемый налог является более стабильным источником формирования налоговых доходов бюджета.
Особенности формирования доходов федерального бюджета определяются структурой и динамикой налоговой задолженности, в связи с чем предотвращение ее образования и урегулирование при возникновении является важной составляющей бюджетно-налогового процесса федерального уровня. Анализ места НДС в структуре налоговой задолженности позволит в более полном объеме обозначить его фискальный потенциал для федерального бюджета (рис. 5).
Как показывает инфографика, налог на добавленную стоимость относится к числу налогов с наибольшей величиной задолженности в консолидированный бюджет РФ. По состоянию на 01.03.2020 г. по данным Росстата [] удельный вес задолженности по НДС в общей сумме налоговой задолженности (710,2 млрд. руб.) пред КБРФ составляет 44% (225,6 млрд. руб.).
НДС НДПИ
Налог на прибыль Акцизы
Налоги на имущество
Рисунок 5 - Структура налоговой задолженности на 01.03.2020 г. Источник: составлено на основе [1]
Сохраняющиеся высокие значения налоговой задолженности по НДС позволяют сделать вывод о том, что данный налог является основной причиной, не позволяющей ФНС России эффективно сокращать совокупную задолженность по налогу и сборам перед бюджетной системой. Таким образом, для максимального исполь-
зования фискального потенциала налога на добавленную стоимость необходимо обеспечивать более эффективное его администрирование в рамках интерактивного подхода, рассмотренного в пункте 1.3. первой главы настоящего исследования. Учитывая высокие издержки взимания НДС, наиболее эффективные меры налогового администрирования должны быть сосредоточены на данном налоге (в первую очередь за счет современных технологических решений в контрольной деятельности).
Налог на добавленную стоимость является основным налогом, за счет которого прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета на период 2021-2023 гг. Согласно проекту ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» общий объем доходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 18,8 трлн. руб. Согласно заключению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступления основных внутренних налогов (НДС и налог на прибыль) в результате улучшения экономической конъюнктуры, а также реализации мер, направленных на повышение качества администрирования и собираемости налогов.
Таблица 1 - Прогнозные значения поступлений по НДС на период 2021-2023 гг.
Показатель 2020 год (оценка) 2021 год 2022 год 2023 год
Прогноз Отклоне-ние (год к году) Прогноз Отклоне-ние (год к году) Прогноз Отклоне-ние (год к году)
Доходы, всего 17 852,4 18 765,1 912,7 20 637,5 1 887,1 22 262,7 1 637,1
НДС внутренний 4 032,6 4 475,7 443,1 4 876,7 401,0 5 337,5 460,7
Налог на прибыль 987,6 1 197,8 210,2 1 289,2 91,4 1 383,7 94,4
НДС ввозной 2 808,5 3 107,1 298,7 3 355,3 248,2 3 606,4 251,1
Источник: составлено на основе [4]
Высокая фискальная значимость НДС в налоговой системе Российской Федерации подтверждается выводами отечественных авторов (И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов [8], Строителева В.А.), занимающихся исследованием состояния и динамики доходов государственного бюджета. Приоритетность НДС в финансовом обеспечении федерального бюджета обосновывается выделенными авторами следующим: 1) неделимость. НДС является закрепленным налог и в полном объеме поступает в федеральный бюджет) 2) стабильность. Высокая гаран-тированность поступлений в федеральный бюджет обеспечивается НДС незначительной зависимостью от некоторых макроэкономических факторов. Например, в отличии от НДПИ он меньше всего подвержен колебаниям из-за изменения цен на мировом рынке сырья.
Строителева В.А. [6, с. 101-102] в своем исследовании выделяет антикризисный характер НДС. Антикризисная направленность обосновывается как способность НДС обеспечивать пополняемость федерального бюджета в условиях кризиса (когда значительно сокращается объем поступлений по всем остальным налогам), а также его значительный фискальный потенциал. Как отмечает автор, «наиболее полная реализация поступлений НДС позволила преодолеть дефицит федерального бюджета Российской Федерации в 2018 г.».
Заключение и выводы. При взимании НДС как перспективного источника налоговых доходов федерального бюджета в среднесрочной перспективе необходимо учитывать ряд риск-факторов, которые определяют динамику и структуру его поступления. К ним, на наш взгляд, можно отнести следующие:
- высокая зависимость поступлений НДС от внутреннего спроса. Необходимо учитывать, что динамика личного потребления является важным показателем состояния экономики, испытывающей давление в условиях рецессии мировой экономики. Ситуация усугубляется высокой дифференциацией регионов по потребительскому потенциалу, что подтверждается данными Аналитического центра при правительстве РФ. В таких условиях необходимо обеспечить эффективность налогового администрирования НДС территориального характера, учитывая, что региона только косвенно заинтересованы в повышении собираемости налога в виду его зачисления в федеральный бюджет;
- в перспективе динамика поступлений по НДС во многом будет определяться тенденциями макроэкономических показателей, так как потенциал налогового администрирования как дополнительного источника налоговых поступлений объективно ограничен.
Источники:
1. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов // Официальный сайт Федеральной службы статистики (https://rosstat.gov.ru/folder/11192)
2. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и государственых внебюджетных фондов (млрд. руб.) // Министерство финансов РФ
3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (1-НМ) // Официальный сайт ФНС России (https://www.nalog.ru/rn20/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8824368/)
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
5. Справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в 2019 году»
6. Строителева В.А. Совершенствование системы налогового администрирования в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Строителева Вера Александровна. - Ростов-на-Дону, 2020. - 193 с.
7. Угрюмова А.В. Налоговое администрирование НДС: опыт применения и пути совершенствования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Угрюмова Анастасия Валерьевна. - Москва. - 2009.
8. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития : монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, К. А. Баннова [и др.] ; под редакцией И.А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
References:
1. Arrears in taxes and fees to the consolidated budget of the Russian Federation by types of taxes // Official website of the Federal Statistics Service (https://rosstat.gov.ru/folder/11192)
2. Brief information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation and state extra-budgetary funds (billion rubles) // Ministry of Finance of the Russian Federation
3. Report on the calculation and receipt of taxes, fees, insurance premiums and other mandatory payments to the budget system of the Russian Federation (1-NM) // Official website of the Federal Tax Service of Russia (https://www.nalog.ru/rn20/re-lated_activities/statistics_and_analytics/ forms / 8824368 /)
4. Explanatory note to the draft federal law "On the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023
5. Certificate "On the receipt of incomes administered by the Federal Tax Service of Russia in 2019"
6. Stroiteleva V.A. Improvement of the tax administration system in the Russian Federation: dis. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.10 / Stroiteleva Vera Aleksandrovna. - Rostov-on-Don, 2020 .-- 193 p.
7. Ugryumova A.V. Tax administration of VAT: application experience and ways of improvement: dis. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.10 / Ugryumova Anastasiya Valerievna. - Moscow. - 2009.
8. Fiscal federalism. Problems and prospects of development: a monograph for undergraduates studying in programs of the direction "Finance and Credit" / IA Mayburov, Yu. B. Ivanov, KA Bannova [and others]; edited by I. A. Mayburov, Yu.B. Ivanov. - Moscow: UNITY-DANA, 2017.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10691
Е.А. Болотнова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
E.A. Bolotnova - Associate Professor, Department of Economic Analysis, Ph.D., Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
К.И. Авдеева - студентка факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
K.I. Avdeeva - student of the faculty of Finance and Credit Kuban State Agrarian University name named after I. T. Trubilin;
Л.Х. Кецбая - студентка факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
L.H. Kecbaia- student of the faculty of Finance and Credit Kuban State Agrarian University name named after I. T. Trubilin, [email protected].
АНАЛИЗ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ HOUSEHOLD FINANCE ANALYSIS
Аннотация. В данной статье рассматриваются финансы домашних хозяйств, которые являются неотъемлемой частью экономических отношений. На сегодняшний день, выступают важным субъектом экономики, от состояния которых, зависит благополучие всего населения. А также разобраны задачи и функции домашних хозяйств. Домашние хозяйства - это хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. В свою очередь, домохозяйства участвуют во всех микро- и макрорегу-лирующих процессах.
В данную статью включена схема особенностей финансовых отношений между государством и домашними хозяйствами, таблица оценки денежных доходов населения Российской Федерации, которая показала, что доходы динамичны, а также пример организаций домашнего хозяйства, проведён анализ и сравнение домохо-зяйств, благодаря чему были выявлены все плюсы и минусы.
Abstract. This article examines household finance, which is an integral part of economic relations. Today, they act as an important subject of the economy, on the state of which the well-being of the entire population depends. And also analyzed the tasks and functions of households. Households are a household that is run by one or more individuals who live together and have a common budget. In turn, households participate in all micro- and macro-regulatory processes.
This article includes a diagram of the peculiarities of financial relations between the state and households, a table for assessing the monetary income of the population of the Russian Federation, which showed that income is dynamic, as well as an example of the organizations of a household, due to which all the pros and cons were analyzed.
Ключевые слова. Домашнее хозяйство, бюджет, функции домашних хозяйств, финансовые ресурсы, финансовые отношения.
Keywords. Household, budget, household functions, financial resources, financial relations.