Научная статья на тему 'Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия'

Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПРОДАВЕЦ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость, проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия»

6. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата в Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.

УДК: 336 ББК: 65.262.6

Сеферова Зарина Агабалаевна - старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Абдулаев Магомед Алибегаджиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Seferova Zarina Agabalaevna - Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy. Abdulaev Magomed Alibegadzhievich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy.

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И

ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

INCREASE OF TAX ON ADDED COST AND ITS IMPLICATIONS

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость, проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговый вычет, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель.

The concept of value added tax is disclosed, the relevance of the existing value added tax problem is proved, problems associated with an increase in the basic VAT rate by two percentage points are analyzed. Keywords: value added tax, tax burden, tax deduction, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer.

В российской налоговой системе важную и основную роль играют налоги, плательщиками которых выступают конечные потребители товаров, одним из них является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС представляет собой федеральный косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости изготовленных на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается при их реализации. То есть сумма налога уже заложена непосредственно в самой стоимости товара (услуги, работы). Производителями

(организациями, индивидуальными предпринимателями) уплачивается в бюджет исчисленный налог с «приращенной» (добавленной) стоимости товаров и услуг на каждой из стадий их изготовления. Однако по факту конечными плательщиками НДС выступают люди - потребители благ, которые оплачивают продавцам полную сумму НДС, заявленную в ценнике.

НДС весьма противоречивый налог, и, прежде чем рассматривать его спорную проблематику, стоило бы оценить массу благоприятных сторон данного налога. К его положительным качествам можно отнести следующее:

- во-первых, НДС выполняет очень значимую фискальную функцию, то есть обеспечивает высокую доходность бюджета. Так, по данным ФНС РФ за период 2018 года НДС занял 4-е место среди федеральных налогов в пополнении консолидированного бюджета РФ -сбор составил 3,1 трлн руб., уступая налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 4 трлн руб., налогу на прибыль организаций (НПО) - 3,3 трлн руб. и налогу на доходы физлиц (НДФЛ) - 3,3 трлн руб. при общем объеме консолидированного бюджета 17,3 трлн руб. (см. рис. 1). Важно заметить, что поступления НДС в бюджет страны в 2018 г. в сравнении с 2017 г. выросли на 16,5 % [9];

Рисунок 1. Структура поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг.

- во-вторых, НДС имеет самую распространенную налогооблагаемую базу в отличие от других видов налогов. В состав базы входит реализация большого спектра товаров, работ и услуг, который определен Налоговым кодексом РФ [1];

- в-третьих, НДС гарантирует нейтральность налогообложения для плательщиков при условии его правильного применения. В данном тезисе имеется в виду, что каждый налогоплательщик (организация или ИП) освобождается от бремени фактической уплаты налога благодаря механизму налогового вычета, и тем самым отсутствует ощутимое влияние на конкуренцию предпринимателей на рынке, на условия ведения их предпринимательской деятельности. Применение налогового вычета подразумевает, что налогоплательщик должен оплатить лишь ту

сумму НДС в бюджет (или возместить из бюджета), которая является разницей между суммами НДС от реализации изготавливаемой продукции и суммами НДС при покупке товаров, работ, услуг, необходимых для производства реализуемой продукции. По итогу фактически бремя данного налогообложения ложится на конечного потребителя производственных благ, но не на предпринимателей;

- в-четвертых, НДС обеспечивает правильный механизм функционирования международной торговли, в основе которого лежит действие принципа конечного пункта назначения. Смысл принципа заключается в том, что налоговым законодательством РФ предусмотрена нулевая ставка налога при экспорте товара (где конечным пунктом назначения потребления товара является заграница - здесь действуют уже налоги другой страны), а при импорте товара/услуги (где Россия выступает пунктом назначения) используются правила налогообложения страны-импортера, т.е. применяются ставки НДС для ввозимой продукции в нашу страну;

- в-пятых, нельзя не отметить и психологические преимущества НДС перед другими видами налогов. Так, высокое пополнение бюджета налогом достигается практически незаметно, поскольку люди, как конечные потребители, уплачивают НДС неосознанно, сумма налога заложена непосредственно в стоимости товара - в этом состоит принцип косвенного налогообложения. Благодаря данному принципу значительно уменьшается конфронтация общества при возможных изменениях ставки налога, а пополнение бюджета при этом будет гарантированным.

Летом 2018 г. стало известно о том, что Президент РФ подписал закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») [5].

Однако при этом сохраняются действующие льготы по НДС в виде освобождения от данного налога, а также пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой [2].

Данное нововведение начало действовать с 1 января 2019 г. Повышение НДС происходит впервые за все время его действия.

Введен данный налог был в 1992 г., ставка в то время составляла 28%. В 1994 г. ставку снизили до 20%, а с 2004 г. она стала составлять 18%. Снижение ставки налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе и от НДС.

Основная позиция инициаторов реформирования процентной ставки по НДС заключается в том, что те средства, которые будут получены на основании её роста, пойдут на развитие социальной сферы, инфраструктуры и другие общественные нужды.

Вследствие повышения НДС ожидается, что данный налог принесет бюджету 634 млрд. руб. в 2019 году, 678 млрд. руб. - в 2020 году, 728 млрд. руб. - в 2021 году.

Еще одна причина повышения ставки до 20% связана с тем, что основа государственного бюджета РФ - нефтегазовые доходы, которые за последние несколько лет сократились из-за падения цены на нефть. Какое-то время государственные программы финансировались за счет резервных накоплений. Но запасы сокращаются, а уменьшение расходов не желательно, так как повлечет за собой снижение уровня жизни россиян. Таким образом, НДС - способ устранить недостаток средств бюджета и профинансировать грядущие реформы [2].

В свою очередь Министр финансов РФ объясняет это решение, во-первых, растущим теневым сектором экономики, а именно серыми схемами работы многих юридических лиц, количество которых увеличивается. Иначе говоря, всё больше компаний стало платить зарплату в конвертах, больше компаний переходит на упрощенную систему налогообложения и использует схемы ухода от НДС, что совершенно вредит государственному бюджету. Во-вторых, Министр говорит о том, что повышение НДС позволило отменить сложный для предприятий налог на модернизацию. Как следствие, это должно привести к снижению налогового пресса на юридических лиц и поднятию косвенных налогов, которые более равномерно распространятся на потребителей, налогоплательщиков [2]. Исходя из вышесказанного, основная цель повышения НДС - увеличение поступлений в федеральный бюджет. Увеличение ставки НДС затронет как физических, так и юридических лиц. Несомненно, для населения последствия повышения НДС являются негативными. Это объясняется тем, что произойдет повышение цен на множество товаров, а уровень заработной платы и пенсии останется прежним.

Увеличение цен на определенные виды продукции, в свою очередь, приведет к замедлению экономического роста из-за того, что снизится потребительский спрос, а именно он отражает желание людей приобретать различные товары, работы и услуги, а не только предметы первой необходимости [2]. Неплатежеспособность населения может привести к увеличению инфляции. В Минфине утверждают, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5% - до 4-4,5%. Инфляция, в свою очередь, может привести к прекращению снижения ставки по ипотеке, вследствие чего, цены на дома и квартиры вырастут, даже не смотря на то, что покупка недвижимости не облагается налогом. Это также негативное последствие для граждан. Увеличившаяся вследствие повышения НДС инфляция негативно скажется, прежде всего, на бедных, незащищённых слоях населения. Фактически рост НДС ухудшит уровень жизни россиян, чьи доходы не росли последние четыре года. Вследствие этого, достичь поставленные президентом цели - ускорение экономики, повышение доходов населения, резкое сокращение числа бедных, путем увеличения ставки НДС не представляется возможным. Если же говорить о последствиях повышения НДС для предпринимателей, то одно из возможных последствий вытекает непосредственно из последствия для населения - снижение потребительского спроса вследствие увеличения цен. Снижение потребления - это всегда снижение выручки, а в конечном счете и прибыли для производителей. Коснется это, непосредственно, производителей непродовольственных товаров и

производителей продуктов питания выше уровня «эконом», к которым относятся: колбаса, кондитерские изделия, рыба ценных промысловых пород.

Неблагоприятные последствия повышения НДС ощутят на себе и те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане, так как у них появятся сложности с зачетом НДС. В результате этого они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы [6]. Рост НДС - удар по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Особенно негативно он скажется на «сложной» промышленности - производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в качестве корпоративной стратегии на предприятии избирается повышение цен на 2%. Себестоимость продукции составит 100 руб. при наценке в 10-15 руб., с которых производитель платит зарплаты, аренду, отчисления, налог на прибыль и т.д.

Следовательно, прирост стоимости на 2 руб. снизит прибыльность компании не на 2%, а на 20%. Это очень сильный удар по программам развития и разрыв отношений с партнерами. Правительство утверждает, что компенсирует снижение рентабельности за счет увеличения госзаказа на здравоохранение, образование, цифровизацию и развитие инфраструктуры. Привлекательность же создания продукции, не связанной с этими направлениями, снизится, вследствие чего баланс затрат и выгод сместится в пользу поставки импортных товаров, а не производства товаров в России [6].

В заключение хочется выделить, что ожидается ускорение роста цен на 0,8-1 процентный пункт, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднять цены на товары, услуги, которые облагались по ставке 18%, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание на все эти товары, работы услуги, а бизнес - потеря спроса на их товары и услуги. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: строительство, машиностроение, электроэнергетику.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2018. - 793 с.

2. Госдума одобрила повышение НДС до 20%: сроки и последствия для населения [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://www.buhproffi.ru/novosti (дата обращения 18.01.2019)

3. К чему приведёт повышение НДС с 18 до 20% [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения 23.02.2019)

4. Касьянова, Г.Ю. НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей. М.: АБАК, 2016. - 712 с.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2018. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 23.02.2019).

6. Семенова, Г. Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ, Москва, январь 2017 г. Москва: ИИУ МГОУ, 2017. С. 28-31.

7. Тирская, М., Домброва, Е., Никифоров, П., Бурковская, Н. Уход в тень, каскадное повышение цен: бизнесмены прогнозируют последствия роста НДС до 20% // Dp.ru. URL: https://www.dp.ru/a/2018/06/14/V_Rossii_povishajut_NDS_do (дата обращения: 17.01.2019).

8. Трофимов, Г.В. К вопросу об экономических последствиях повышения ставки НДС в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(68). URL: https://sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (дата обращения: 16.01.2019)

9. Щербакова, И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.