Научная статья на тему 'Правовые аспекты обложения внешнеэкономической деятельности налогом на добавленную стоимость и его роль в федеральном бюджете Российской Федерации'

Правовые аспекты обложения внешнеэкономической деятельности налогом на добавленную стоимость и его роль в федеральном бюджете Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TAXATION / VALUE ADDED TAX / THE FEDERAL BUDGET / TAX POLICY / CUSTOMS REGULATIONS / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ADMINISTRATION OF CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS LAW / CUSTOMS FEES / ECONOMIC SECURITY / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье автор проводит анализ применения налога на добавленную стоимость и его роли в федеральном бюджете на современном этапе развития внешнеторговых отношений, а также как инструмента обеспечения экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF ASSESSMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY ON VALUE-ADDED TAX AND ITS ROLE IN THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes the application of value added tax and its role in the federal budget at the present stage of development of foreign trade, as well as an instrument of economic security

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты обложения внешнеэкономической деятельности налогом на добавленную стоимость и его роль в федеральном бюджете Российской Федерации»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В

ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Максимов Ю.А.

В статье автор проводит анализ применения налога на добавленную стоимость и его роли в федеральном бюджете на современном этапе развития внешнеторговых отношений, а также как инструмента обеспечения экономической безопасности

The author analyzes the application ofvalue added tax and its role in the federal budget at the present stage of development offoreign trade, as well as an instrument of economic security

Ключевые слова: налогообложение; налог на добавленную стоимость;

федеральный бюджет; налоговая политика; таможенное регулирование; внешнеторговая деятельность; администрирование таможенных платежей;

таможенное законодательство; экономика; таможенные платежи; экономическая безопасность

Keywords: taxation; value added tax; the federal budget; tax policy; customs regulations; foreign trade activities; administration of customs duties; customs law; economics; customs fees; economic security

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее важных налогов в России - удельный вес этого налога в доходах федерального бюджета составляет более 30 %. Этот налог имеет три основных режима: основной - со ставкой 18 %, льготный - со ставкой 10 %', а также режим нулевой ставки, под который попадают экспортные операции. НДС является федеральным налогом - ставка устанавливается на федеральном уровне, и весь объём полученного НДС зачисляется в федеральный бюджет. В России действует механизм заявительного порядка возмещения уплаченного входящего НДС при осуществлении экспортных операций, в соответствии с которым налоговые органы обязаны произвести возмещение не позднее 11-го дня с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления2.

Минэкономразвития завершает работу над долгосрочным прогнозом развития страны до 2030 года, который станет основой для бюджетного маневра и формирования государственных целевых программ. Об этом сообщила на международной научной конференции по проблемам развития

1 Под льготную ставку попадают основные продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары и печатная продукция.

2 В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику из бюджета.

экономики и общества в НИУ «Высшая школа экономики» глава министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина. Она сказала, что через 20 лет Россия будет опираться на инновационную модель экономического роста. Переход к ней необходим, в первую очередь потому, что экономика просто не сможет развиваться за счёт природных ископаемых. Рост добычи нефти в России в ближайшие 20 лет остановится на уровне 2011 года, при этом мир будет переходить на возобновляемые источники энергии. Доходы российского бюджета от экспорта углеводородов будут снижаться. Будущее госказны окажется в «руках» несырьевого экспорта. И если к 2020 году его доля повысится в 2,5 раза (с 18 до 30 процентов), то к 2030-му - более чем в 7 раз3.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны ещё с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Налог на добавленную стоимость был впервые введен в 1919 году в Германии Вильгельмом Фон Сименсом. Однако наиболее широкое распространение этот налог получил в конце 50-х годов после введения его сначала во французских колониях, а после года опыта применения и устранения замечаний - в самой Франции. Основу существующей и поныне схемы обложения НДС разработал и законодательно утвердил в 1954 году французский экономист М. Лоре, в тот момент являвшийся директором Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.

Налог на добавленную стоимость относится к так называемым косвенным налогам, которые взимаются не столько с юридических плательщиков, сколько с потребителей конкретного товара, работы, услуги. В нашей стране НДС может являться прямым налогом в случае перемещения товаров через таможенную границу, так как уплата в этом случае возлагается на декларанта. Для косвенных налогов характерна в основном фискальная функция, так как уклонение от уплаты или применение законных схем ухода от уплаты данного налога для плательщика в основном не имеет смысла. Косвенные налоги в настоящее время применяются в связи с возрастанием потребности государства в доходах и ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров, которые являются подакцизными. НДС представляет

3 «Эльвира Набиуллина дала прогноз по развитию экономики РФ до 2030 года» // Российская газета от 04.04.2012.

собой применяемый значительно шире универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25 %. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2-10 %) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12-23 %) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25 %) - к предметам роскоши4.

Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого президентского налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием.

Новый налог был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал оборот товаров на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. НДС являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28 %. Спустя год она была снижена до 20 % и была введена льготная ставка в размере 10 % для продуктов питания и детских товаров по перечню. В январе 2004 года ставка НДС была снижена до 18 %5.

Необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована6:

1. Пополнением доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

2. Созданием новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

3. Присоединением к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

4 URL: http://wwwjur-portal.ru/work.pl?act=law_read&subact=1106129&id=276127 (Дата обращения 08.04.12).

5 Павловский Г. Словарь текущей политики. - М.: Европа, 2006.

6 Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. // Коммерсантъ-daily. - 1997. - № 16.

Налог на добавленную стоимость - один из наиболее распространенных в мире налогов. В том или ином виде он входит в налоговые системы более 100 государств. В ряде стран НДС применяется в виде налога с продаж или налога с оборота. Существуют разные подходы к установлению ставок НДС, но их средний уровень колеблется от 15 до 25 %. Наибольшее значение в Дании и Швеции - 25 %. Немногим ниже ставка НДС в Исландии - 24,5 %. Далее следует ещё одна скандинавская страна - Норвегия, ставка НДС в ней - 24 %. Примечательно, что самые высокие ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни населения в мире. Однако уже следующий высокий уровень ставки (23 %) далеко не у самой богатой страны - Уругвая.

Далее в рейтинге ставок НДС с уровнем налога в 22 % снова расположились европейские страны - Хорватия, Финляндия и Польша. В Беларуси, как и в России, так называемая стандартная ставка НДС - 18 %. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок7.

Уровень собираемости НДС в европейских странах выше, чем в России, и достигает на сегодняшний момент 80-90 %8. Проблема незаконного возмещения НДС существует во всем мире, но европейская экономика страдает от махинаций не в таких объёмах, как Россия. Ежегодный объём потерь из-за махинаций составляет более 60 млрд евро (это примерно 10 % от общей суммы всех транзакций, совершаемых на территории Европы9), а в Германии потери бюджета из-за махинаций с НДС составляют 2 %, в Австрии - 4 %10.

НДС - один из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории Российской Федерации. НДС играет важную роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете Российской Федерации поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете Российской Федерации налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

7 URL: http://www.kasparov.ru/note.php?id=4363917CD5D3E. (Дата обращения 09.04.12).

8 План-2020. Наша экономика через 13 лет. 09.04.12. - URL: http://www.bishelp.ru/ekonomika/ detail.php?ID=53893&print=1-.

9 Европа продолжит страдать от оффшоров // Газета.ги. - 08.04.12.- URL: http://www.gazeta. ru/2006/07/20/oa_208834.shtml -.

10 Вестник налоговой службы Украины. - 09.04.12. - URL: http://www.visnuk.com.ua/rus/article/ one/NDS usover.html -.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд рублей, что на 26,3 % больше, чем в 2010 году11 (рис. 1, 2).

2010 год

Всего: 7 696 млрд руб.

2011 год

Всего: 9 720 млрд руб.

42 %

46 %

58 %

54 %

□ Федеральный бюджет □ Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Рис. 1. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации

Формирование всех доходов в 2011 году на 83 % обеспечено за счёт поступления налога на прибыль - 23 %, НДПИ - 21 %, НДФЛ - 21 % и НДС -18 %. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82 %.

* здесь и далее п.п. - процентные пункты

Рис. 2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 годах приведена на рис. 3.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд рублей, что на 31,9 % больше, чем в 2010 году.

11 Официальный доклад об итогах работы ФНС за 2011 год. 04.04.12. - URL: http://www.nalog. ru. Официальный доклад об итогах работы ФНС за 2011 год. 04.04.12.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с введением администрирования ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

млрд руб.

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

НДС НДПИ Нал<>г НДФЛ Акцизы Имущественные

на прибыль налоги

Рис. 3. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд рублей, что на 36,8 % больше, чем в 2010 году (рис. 3).

Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд рублей (38 %), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 372,1 млрд рублей (62 %).

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд рублей, что на 39,7 % больше, чем в 2010 году (рис. 4).

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45 %, НДС - 39 % и налога на прибыль - 8 % (рис. 5).

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд рублей, что на 16,7 % больше, чем в 2010 году.

январь-декабрь

млрд 5 000 -

4 000 -

3 000 -

2 000 -

1 000 -

0

+ 1 274 млрд рублей + 40 %

Рис. 4. Поступление доходов в федеральный бюджет Российской Федерации

Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88 % обеспечили налог на прибыль - 37 %, НДФЛ - 38 % и имущественные налоги - 13 %. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась (рис. 6).

2010 год Всего: 3 207 млрд руб

ндс

1 329 млрд.руб .

Остальные налоги

132 млрд.руб.

4%

Акцизы

114 млрд.руб

4%

НДПИ

1 377 млрд.руб . 43%

Налог на прибыль

'255 млрд.руб . 8°%

2011 год Всего: 4 481 млрд руб

НДС

1 753 млрд.руб 39%

I- 2 п.п.*

Остальны налоги

145 млрд.руб Акцизы 3% 232 млрд. руб г-,----! 5%

¡- 1 п.п.\

НДПИ

2 008 млрд. руб 45%

Налог на прибыль

343 млрд.руб 8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

2011

41%

Рис. 5. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации

Тем не менее НДС занимает не такую большую долю консолидированного бюджета, как мог бы, если бы собирался в полном объёме (или хотя бы в большем объёме, чем на данный момент).

Для сравнения стоит дать характеристику показателей доходов бюджета Республики Беларусь. Так, основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 24,6 %, налога на прибыль - на 12,3 %, акцизов - на 10,9 % в реальном выражении.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь составила 65,5 %. При этом 33,3 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счёт налога на добавленную стоимость, 11,8 % - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (табл. 1)12.

2010 год Всего: 4 489 млрд руб.

2011 год Всего: 5 239 млрд руб.

Налог на прибыль

1 519 млрд руб. 34

Остальные налоги

195 млрд руб. 4 %

НДПИ

30 млрд руб

1 %

НДФЛ

1 790 млрд руб. 40 %

Акцизы

■327 млрд руб.

7 %

Налог на прибыль

1 928 млрд руб 37 %

Имущественные налоги

628 млрд руб. 14 %

Остальные налоги

231 млрд. руб.

4 %

НДПИ

35 млрд руб

1 %

Акцизы

372 млрд руб.

7 %

НДФЛ

1 995 млрд. рублей

38 %

Имуществе нные налоги

678 млрд руб. 13 %

1-1 п.п. I

-2 п.п. | ______I

Рис. 6. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Таблица 1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009-2010 гг., %

Показатели 2009 год 2010 год

1. Налоговые доходы - всего 88,4 92

в том числе:

Налоги на доходы и прибыль 20,6 24,2

в т.ч. - подоходный налог 9,2 11,0

Налоги на собственность 3,5 3,8

Налоги на товары и услуги 42,6 47,1

в т.ч. - НДС 25,6 33,3

- акцизы 7,8 8,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 17,1 11,8

2. Неналоговые доходы 11,4 7,8

3. Безвозмездные поступления 0,2 0,2

Итого доходов 100,0 100,0

12 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь. 02.04.12.- URL: http:// www. minfin.gov.by.

В то же время среди косвенных налогов, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки по сравнению с 2010 годом (на 2,3 процентного пункта, из них - доля смешанных налогов на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин - на 1,1 процентного пункта), общая доля поступлений от налога на добавленную стоимость превышает 70 % (рис. 7).

Несмотря на общее сокращение объёма поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов на 7,2 процента и их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента, все же в общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость.

НДС 74,0 %

Акцизы 19,1 %

Иные косвенные, налоги и сборы 0,9 %

Единый налог для

производителей

сельскохозяйственной продукции

Налог при -упрощенной системе налогообложения 5,0 %

1,0 %

Рис. 7. Структура косвенных налогов и сборов13

Преобладающую часть в структуре прочих платежей в бюджет Республики Беларусь - почти 90 процентов - занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины) (рис. 8). Их поступления за 2011 год сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин, связанным прежде всего со вступлением в Таможенный Союз и введением совместного для стран-участников порядка обложения таможенными платежами.

В Российской Федерации в рамках Таможенного Союза в соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлен перечень таможенных платежей (ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, внутренние налоги, таможенные сборы и, при необходимости, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины на импортируемые товары). К внутренним налогам, взимаемым при перемещении товара через таможенную границу, относится также налог на добавленную стоимость.

13 О налоговой нагрузке на экономику республики Беларусь в первом квартале 2011 года. URL: http://www.nalog.gov.by/reference/.

С 1 января 2010 года правовая база, регулирующая применение косвенного налогообложения импорта (и экспорта) между государствами - членами Таможенного Союза, содержится в Соглашении «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе», подписанном 25 января 2008 года, с изменениями, внесенными Протоколом «О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол о внесении изменений в соглашение о косвенных налогах при экспорте и импорте). Его условия получили дальнейшее развитие в Протоколе «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе» от 11 декабря 2009 года и Протоколе «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном Союзе», подписанном 11 декабря 2009 года.

Рис. 8. Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин14

Данные Протоколы и Соглашение в рамках Таможенного Союза определили, что импорт между государствами - членами Таможенного Союза будет облагаться акцизами и налогом на добавленную стоимость (НДС) и что экспорт между государствами - членами Таможенного Союза будет освобожден или облагаем налогом по нулевой ставке, при условии предоставления документального подтверждения факта экспорта и наличия информации, подтверждающей уплату налогов на данные товары в бюджеты других государств - членов Таможенного Союза. Соглашение также подтверждает, что ставка таких косвенных налогов, применяемая к импорту, не будет превышать ставки, применяемой к товарам отечественного производства.

14 Там же.

Соглашение о косвенных налогах при экспорте и импорте (с внесенными изменениями) устанавливает, что применение косвенных налогов при импорте в особые экономические зоны (ОЭЗ) будет определено отдельным договором Таможенного Союза.

Таможенные органы государств - членов Таможенного Союза взимают НДС и акцизные сборы при импорте на территорию Таможенного Союза из третьих стран. Уровень, метод взимания и налогооблагаемая база для таких налогов на импорт определяется национальным законодательством государств - членов Таможенного Союза. Таким образом, национальное законодательство Российской Федерации, определяющее применение косвенных налогов при импорте и экспорте, применявшееся до 1 января 2010 года, в значительной степени продолжает действовать.

Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что при ввозе физическими лицами легковых автомобилей на таможенную территорию Российской Федерации применяется единовременный платеж, заменяющий таможенную пошлину, НДС и акциз. Сумма таких единовременных платежей приблизительно равна сумме таможенных пошлин, НДС и акциза.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время применяется единообразно для всей отечественной и импортной продукции, это также относится к странам СНГ, включая государства - члены Таможенного Союза.

В соответствии с главой 21 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 30 июля 2010 года) НДС применяется единообразно для всех видов отечественной и импортной продукции на основе принципа страны назначения, и это также относится к странам СНГ с 1 июля 2001 года, за исключением двусторонней торговли с Республикой Беларусь. Начиная с 1 февраля 2005 года на основании Соглашения от 15 сентября 2004 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь принцип страны назначения применяется и в отношении импорта из Республики Беларусь. В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с вышеупомянутым Соглашением соответствующее положение было включено в ст. 2 Федерального закона от 18.08.2004 №2 102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». 1 января 2010 года действие данного положения для государств - членов Таможенного Союза было подтверждено Соглашением о косвенных налогах при экспорте и импорте, подтверждение для ввоза из третьих стран содержится в главе 7 Таможенного кодекса Таможенного Союза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года № 908 утверждены

исчерпывающие перечни основных продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов. Мороженое, произведенное из плодов и ягод, не было включено в перечень, так как не является основным молочным продуктом.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, НДС взимается по единой ставке 18 процентов в отношении большинства товаров. Тем не менее в соответствии со ст. 149 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации для некоторых товаров применяются нулевые ставки и ставки в размере 10 процентов. Все данные ставки и льготы применяются на недискриминационной основе как в отношении отечественных, так и импортных товаров. Кроме того, в соответствии со ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации товары, помещённые под таможенные режимы транзита, таможенного склада; реэкспорта; магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем; свободной таможенной зоны; свободного склада; уничтожения и отказа в пользу государства и перемещения припасов (например, топлива на борту транспортного средства для использования во время поездки) освобождаются от НДС. Налоговая база НДС включает в себя акцизы, если они предусмотрены. Для ввозимых товаров налоговая база НДС включает также таможенные пошлины.

Российская Федерация с момента присоединения к ВТО будет осуществлять взимание внутренних налогов и освобождение от них, включая НДС, акцизы и другие налоги, недискриминационным образом в соответствии со ст. I и III ГАТТ-94.

В федеральный бюджет поступают НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, а также преобладающая часть налогов за пользование природными ресурсами.

В настоящее время доходы бюджетов субъектов федерации практически полностью представляют денежные трансферты, относящиеся к операциям перераспределения доходов. Федеральный бюджет участвует не только в перераспределении доходов, но и первичном их распределении (в форме НДС, доходов от внешнеэкономической деятельности, а также налогов за пользование природными ресурсами). Доходы федерального бюджета за 2011 год в абсолютном выражении представлены в табл. 2. Структура доходов федерального бюджета показана на рис. 9.

17,5% * 13,6%

Рис. 9. Струьстура доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников, %

Таблица 2

Доходы федерального бюджета за 2011 г. в абсолютном выражении

Виды доходов млрд руб.

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4 664,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2 046,9

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации 1 985,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации 1 543,8

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 380,1

Прочее 745,5

Всего доходов 11 366,0

В этой системе доходов особую роль играет НДС, как инструмент обложения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Динамика доходов федерального бюджета показана на рис. 10.

В условиях расширения международной торговли, произошедшей после формирования Таможенного Союза и восстановления экономики после кризиза 2008-2010 годов, происходит увеличение доходов от налогообложения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, динамика которого показана на рис. 11, а конкретные числовые показатели можно увидеть в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10. Динамика доходов федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Рис. 11. Динамика исполнения доходов федерального бюджета, млрд руб.

В настоящее время сохраняется напряженная финансовая ситуация во многих странах. Начиная с 2010 года, приоритетной задачей экономической политики во всем мире стало восстановление макроэкономической безопасности и оздоровление бюджетных показателей.

Для этого правительствами большинства стран был взят курс на переход от политики стимулирования к политике консолидации бюджетных ресурсов. Были приняты решения о расширении налоговых баз (Германия),

замораживании зарплат в бюджетном секторе (Италия), пенсионной реформе (Франция, Испания), сокращении расходов и повышении ставок НДС (Испания, Великобритания).

Таблица 3

Динамика исполнения доходов федерального бюджета по НДС, млрд руб.

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

2011 67,4 98,7 127,1 121,2 126,0 121,1 120,6 141,0 133,6 139,2 148,3 153,0

2010 48,4 69,0 86,5 86,1 90,6 99,1 100,0 111,3 111,2 112,1 122,1 133,2

2009 43,3 68,9 79,3 72,5 63,4 68,2 73,4 69,5 78,3 79,4 79,5 97,9

2008 56,8 77,1 87,2 96,4 94,7 94,5 109,9 101,6 108,3 114,7 87,8 104,9

2007 43,6 59,9 69,1 66,9 69,4 69,6 74,3 80,9 71,2 86,0 84,5 95,9

В некоторых странах источником дополнительных доходов стали налоги на доходы в финансовой сфере. Ужесточились требования к финансовым организациям, ряд стран (Великобритания, Франция, Италия) ввел повышенные налоги (до 50 %) на бонусы сотрудников банковского и финансового сектора.

Россия в этот же период начала постепенно возвращаться от чрезвычайных расходов кризисного периода к нормальной бюджетной политике, обеспечивающей долгосрочную устойчивость. Следующий шаг был сделан в 2011 году, когда восстановление макроэкономической сбалансированности вышло на первый план15.

На текущий момент развитие налоговой политики в России предполагает переход от антикризисной политики стимулирования к посткризисной политике бюджетной консолидации. Задача повышения уровня доходов бюджетной системы выступает на первый план в связи с ростом принятых долгосрочных расходных обязательств (в том числе социальных). Налоговая система, таким образом, выступает инструментом поддержания необходимого

15 Гурвич Е.Т., Федорова Р.Р. Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков // Бюджет. - 08.04.12 - URL: http://bujet.ru/.

уровня доходов бюджетной системы. В этом контексте правительство работает над созданием условий для повышения доходов и стремится достичь этого без увеличения номинальной налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В качестве основного источника дополнительных доходов рассматривается снижение размеров теневого сектора, как наиболее существенного фактора, сдерживающего экономический рост и налоговые поступления.

Представляется, что наиболее действенной мерой будет снижение ставки НДС по реализации товаров, работ, услуг, применяемой к резидентам налоговой системы Российской Федерации, поскольку возможные потери, вызванные высоким риском преследования за уклонение от уплаты НДС станут выше, чем сами затраты на уплату налога, тем самым повысится собираемость НДС за счёт увеличения налогоплательщиков, добросовестно уплачивающих налог.

Но, тем не менее, НДС будет являться одним из наиболее действенных механизмов защиты национальных производителей, обеспечения заданного уровня экономической безопасности и наполнения федерального бюджета в условиях тарифных уступок при вступлении в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.