Научная статья на тему 'Некоторые проблемы регулирования налога на добавленную стоимость'

Некоторые проблемы регулирования налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
налог на добавленную стоимость / налоговая ставка / консолидированный бюджет / федеральный налог / налоговое законодательство / value added tax / tax rate / consolidated budget / federal tax / tax legislation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убайдат Набигуллаевна Ильясова, Эльзана Бремовна Бремова

В статье рассматриваются проблемы регулирования налога на добавленную стоимость в России. Проанализированы поступления по видам налогов в консолидированный бюджет за период 2015 — 2017 гг. Отражены недостатки налога на добавленную стоимость, указаны способы решения вопроса недоработок в налоговом законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of regulation of value added tax

The article deals with the problems of VAT regulation in Russia. Revenues by types of taxes to the consolidated budget for the period 2015 — 2017 are analyzed. The article reflects the shortcomings of the value added tax and provides ways to address the issue of shortcomings in the tax legislation

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы регулирования налога на добавленную стоимость»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10041

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Убайдат Набигуллаевна ИЛЬЯСОВА, студентка 4-го курса Дагестанского государственного университета E-mail: ilyasova.ubaydat@mail.ru

На сегодняшний день все вопросы, связанные с налоговой системой РФ, очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Особая роль в налоговой системе принадлежит косвенным налогам, так как они обеспечивают значительную доходную часть государственного бюджета. Среди косвенных налогов налог на добавленную стоимость является центральным, поскольку доходы как федерального, так консолидированного бюджета нашего государства формируются за счет значительных поступлений налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость — федеральный налог, который взимается на всей территории РФ. Данный налог является стабильным и крупнейшим источником налоговых поступлений бюджета1.

Налог на добавленную стоимость был введен в 1992 г. и является основным бюджетообразующим налогом2.

В соответствии с налоговым законодательством на 1 января 2018 г. действуют три ставки налога на добавленную стоимость — 0%, 10% и 18%3.

Эльзана Бремовна БРЕМОВА, студентка 4-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета

С 1 января 2019 г. предстоит увеличение ставки НДС с 18 до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 303-ф3; далее — Закон № 303-ф3).

Повышение налога на 2% поможет в течение шести лет принести в бюджет около 2 трлн руб., необходимых для выполнения «майских указов» Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Так, по расчетам Министерства финансов эта мера обеспечит федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб. в 2019 г., а также 678 и 728 млрд руб. в 2020 и 2021 гг. соответственно.

Налог не взимается при экспорте товаров, реализации товаров космической сферы, транспортировке газа и нефти, экспорте драгоценных металлов и др.

Ставка 10% применяется при продаже ряда продуктов питания (молоко, овощи, мясо и проч.), детских товаров (одежда, кроватки, коляски и проч.). Кроме того, НДС 10% применяется при реализации медицинских препаратов, периодики, научной и образовательной литературы.

НДС 18% — самый распространенный налог, которым облагаются все товары и услуги, не подпадающие под первые две ставки (0% и 10%).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы регулирования налога на добавленную стоимость в России. Проанализированы поступления по видам налогов в консолидированный бюджет за период 2015 — 2017 гг. Отражены недостатки налога на добавленную стоимость, указаны способы решения вопроса недоработок в налоговом законодательстве.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая ставка, консолидированный бюджет, федеральный налог, налоговое законодательство.

Annotation. The article deals with the problems of VAT regulation in Russia. Revenues by types of taxes to the consolidated budget for the period 2015 — 2017 are analyzed. The article reflects the shortcomings of the value added tax and provides ways to address the issue of shortcomings in the tax legislation.

Keywords: value added tax, tax rate, consolidated budget, federal tax, tax legislation.

Научный руководитель: Э.Б. Алиева, доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

Однако проблема заключается в том, что такой фиксированный уровень от своего получаемого дохода должны платить все налогоплательщики одинаково.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается доход, который идет на конечное по-

требление. НДС имеет более широкую базу обложения, чем другие налоги.

В связи с этим рассмотрим анализ поступлений по видам налогов консолидированного бюджета РФ за период 2015 — 2017 гг. Это демонстрируют данные таблицы.

Таблица

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2015 — 2017 гг., млрд руб.4

Виды налогов / Годы 2015 2016 2017 2015/2017 Темп, проц. 2016/2017 Темп, проц.

НДПИ 3226,8 2929,4 4130,4 128,0 141,0

Налог на прибыль 2598,8 2770,2 3290,0 126,6 118,8

НДФЛ 2806,5 3017,3 3251,1 115,8 107,7

НДС 2448,3 2657,4 3069,9 125,4 115,5

Акцизы 1014,4 1293,9 1521,3 150,0 117,6

Имущественные налоги 1068,4 1116,9 1250,3 117,0 111,9

Прочие налоги 625,1 697,8 830,3 132,3 119,0

Итого 13788,3 14 482,9 17 343,4 125,8 119,8

Из таблицы 1 видно, что основными источниками пополнения доходной части бюджета России выступают такие налоги, как НДС, налог на прибыль и НДФЛ, НДПИ.

Увеличение собираемости НДС в 2017 г. (на 412,5 млрд руб., или 15,5%) связано с введением так называемой автоматизированной системы контроля (АС К). Данная система дает возможность автоматически сопоставлять сведения контрагентов, определять разрывы в системе хозяйственных операций и тем самым предупреждает незаконные схемы ухода от уплаты налогов.

Уровень сборов налоговых платежей, в том числе НДС, также зависит от эффективной деятельности территориальных налоговых органов. В этом случае многое зависит от организационных навыков и определенной работы налоговых органов.

Важную роль в процессе формирования сумм поступлений НДС играют различные налоговые льготы.

Необходимость применения льготных ставок НДС активно обсуждается в последнее время экономистами и налоговыми юристами, так как это законный способ снижения налоговой нагрузки и уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика.

Например, понижая ставку НДС на медицинские услуги и лекарственные товары, госу-

дарство поддерживает ценовую политику доступности медицинских услуг и лекарств и, как следствие, с одной стороны, наблюдается улучшение показателя здоровья граждан, а с другой — государство обеспечивает себе определенную экономическую выгоду, так как здоровый трудоспособный человек приносит больше доходов государству, обеспечивая свой вклад в ВВП и оплачивая все установленные государством налоги5.

Исходя из сложившейся ситуации на сегодняшний день можно выделить следующие проблемы, связанные с налогом на добавленную стоимость.

Во-первых, помимо трех ставок налога существует еще масса льгот. При постоянных поправках, изменениях, сокращениях можно назвать льготы самым нестабильным элементом налоговой системы, поэтому для многих предприятий проблемой является их оптимальное использование.

Во-вторых, режим налогового контроля предельно формализован (проверяются не факты, а правильное заполнение документов).

В-третъих, администрирование налога ведется двумя самостоятельными службами (Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой), которые не только слабо

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

взаимодействуют, но и нередко подменяют друг друга, а сбор налога осуществляет казначейство (третья «служба»).

В рамках возможных способов решения проблем можно рассмотреть внесение определенных изменений и дополнений в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»:

■ обозначить в главе 21 НК РФ понятие «налог на добавленную стоимость» и определить в ст. 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» понятие «добавленная стоимость»;

■ целесообразно отразить в главе 21 НК РФ, где имеются разные методы расчета налога, зачетный метод по счетам (счет фактурный) расчета НДС;

■ в законе должно быть подчеркнуто, что НДС — это налог на конечное потребление, объектом налогообложения должна быть «добавленная стоимость» как итоговая стоимость товаров для конечного потребителя;

■ отменить налог с предоплаты и авансов, потому что он ничего общего с НДС не имеет; для этого необходимо изменить п. 1 ст. 167 НК РФ «момент определения налоговой базы», убрать из нее подп. 2 «день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

Таким образом, на сегодняшний день наблюдаются серьезные недостатки в понимании НДС на концептуальном уровне и «туманность» методики расчета налога в Налоговом кодексе РФ.

Отметим, что пока не будут устранены эти недостатки в Налоговом кодексе, нельзя будет построить логичную, окончательно оформленную налоговую систему.

Следует также унифицировать процесс администрирования НДС единой службой, которая

бы контролировала как сбор налога, так и возмещение по нему.

Только решив все эти вопросы, можно мобилизовать известные положительные стороны НДС и одновременно минимизировать негативные моменты от его применения.

1 Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.1991 г. № 1992-1 (ред. от 24.03.2001 г.) / http:// www.zakonprost.ru

2 Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г. Анализ действенности налоговых льгот и преференций в механизме государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 11. С. 13—25.

3 Налоговый кодекс РФ // http://www.consultant.ru/

4 Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика // http://www.minfin.ru/

5 Понятова М.С., Журавлева И.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы применения налоговых льгот и преференций // https://euroasia-science.ru/

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (действ. ред.) // http://www.consultant.ru/

2. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12. 1991 г. № 1992-1 (ред. от 24.03.2001 г.) // http://www.zakonprost.ru

3. Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика // http://www.minfin.ru/

4. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г. Анализ действенности налоговых льгот и преференций в механизме государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 11. С. 13—25.

5. Понятова М.С., Журавлева И.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы применения налоговых льгот и преференций // https:// euroasia-science.ru/

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.