Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ'

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОРПОРАЦИИ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДИКА / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Хусаинова Светлана, Аюпова Венера Казбековна, Краснова Елена Леонидовна

В статье дается оценка финансовых результатов деятельности промышленных корпораций с использованием абсолютных и относительных показателей. Важнейшими результатами финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации являются размер прибыли и уровень рентабельности. Представлены различные методики анализа финансового состояния. Абсолютные показатели представлены видами прибыли, относительные - коэффициентами, соизмеряющими полученный эффект с ресурсами либо с затратами, понесенными для достижения полученного эффекта. Применяемые в настоящее время методы анализа основаны на соотношении результатов и затрат. Выбор того или иного показателя зависит от позиции заинтересованных лиц в оценке эффективности функционирования корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Хусаинова Светлана, Аюпова Венера Казбековна, Краснова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FINANCIAL PERFORMANCE OF INDUSTRIAL CORPORATIONS

The article evaluates the financial performance of industrial corporations using absolute and relative indicators. The most important results of the financial and economic activities of a commercial organization are the amount of profit and the level of profitability. Various techniques for analyzing the financial condition are presented. Absolute indicators are represented by types of profit, relative indicators - by coefficients that measure the effect obtained with resources or with the costs incurred to achieve the effect obtained. The methods of analysis currently used are based on the ratio of results and costs. The choice of one or another indicator depends on the position of stakeholders in assessing the effectiveness of the functioning of the corporation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_2_172 УДК 338.1

Габдуллина Гульсина Камилевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических и гуманитарных дисциплин, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Хусаинова Светлана,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Россия, e-mail: husainovasv@mail.ru

Аюпова Венера Казбековна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и экономико-математических дисциплин, Университет управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия, e-mail: ychilka07@mail.ru

Краснова Елена Леонидовна,

кандидат педагогических наук, декан факультета математики и информатики, Набережночелнин-ский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, e-mail: elena-gunicheva@mail.ru

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОМЫШЛЕННЫХ

КОРПОРАЦИЙ

В статье дается оценка финансовых результатов деятельности промышленных корпораций с использованием абсолютных и относительных показателей. Важнейшими результатами финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации являются размер прибыли и уровень рентабельности. Представлены различные методики анализа финансового состояния. Абсолютные показатели представлены видами прибыли, относительные - коэффициентами, соизмеряющими полученный эффект с ресурсами либо с затратами, понесенными для достижения полученного эффекта. Применяемые в настоящее время методы анализа основаны на соотношении результатов и затрат. Выбор того или иного показателя зависит от позиции заинтересованных лиц в оценке эффективности функционирования корпорации.

Ключевые слова: финансовый результат; корпорации; прибыль; рентабельность; показатели; методика; факторы.

UDC 338.1

Gabdullina Gulsina Kamilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Humanitarian Disciplines, Kazan National Research Technical University. Named after A. N. Tupolev - KAI (Naberezhnye Chelny branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Khusainova Svetlana,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Yelabuga Institute (branch), Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia, e-mail: husainovasv@mail.ru

ASSESSMENT OF FINANCIAL PERFORMANCE OF INDUSTRIAL CORPORATIONS

Ayupova Venera Kazbekovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic and Mathematical Disciplines, TISBI University of Management, Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: ychilka07@mail.ru

Krasnova Elena Leonidovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Mathematics and Informatics, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: elena-gunicheva@mail.ru

The article evaluates the financial performance of industrial corporations using absolute and relative indicators. The most important results of the financial and economic activities of a commercial organization are the amount of profit and the level of profitability. Various techniques for analyzing the financial condition are presented. Absolute indicators are represented by types of profit, relative indicators - by coefficients that measure the effect obtained with resources or with the costs incurred to achieve the effect obtained. The methods of analysis currently used are based on the ratio of results and costs. The choice of one or another indicator depends on the position of stakeholders in assessing the effectiveness of the functioning of the corporation.

Keywords: financial result; corporations; profit; profitability; indicators; methodology; factors.

Финансовый результат является одним из важнейших показателей, отражающих эффективность функционирования корпорации. Основными источниками информации при анализе результатов деятельности корпорации является бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта. На рис. 1 представлен процесс формирования финансовых результатов корпорации в соответствии с ее бухгалтерской отчетностью.

Конечным финансовым результатом деятельности корпорации, комплексно характеризующим эффективность ее работы, выступает прибыль (убыток). Именно она служит источником самофинансирования и развития корпорации, используется в качестве источника материального поощрения трудового коллектива (в том числе вознаграждения акционеров и собственников) и служит источником формирования бюджетов всех уровней. В связи с этим показатели прибыли являются ключевыми в системе оценки результативности и рентабельности корпорации, степени ее надежности и финансового благополучия.

В мировой учетно-аналитической практике существуют различные интерпретации показателей прибыли, но нет единого универсального показателя, способного оценить эффективность деятельности кор-

порации. Выбор показателей для анализа финансовых результатов зависит от позиции заинтересованных лиц в оценке эффективности функционирования корпорации. Так, В. В. Ковалев и О. Н. Волкова выделяют четыре группы заинтересованных лиц:

1) кредитные и финансовые организации, представляющие ссуды и займы корпорации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов заинтересованы в показателе «прибыль от продаж»;

2) государство в лице налоговых органов заинтересовано в получении достоверной информации об объеме реализации (выручке) и прибыли до налогообложения, включая формирующие ее показатели;

3) акционеры и собственники корпорации, для которых важным является конечный результат, то есть чистая прибыль;

4) персонал и контрагенты корпорации удовлетворяют свои интересы путем получения соответствующей доли из общих доходов [5].

В. И. Бариленко, С. И. Кузнецов, Л. К. Плотникова, О. В. Кайро к данному перечню пользователей добавляют еще и группу - потенци -альные инвесторы, чей интерес направлен на анализ качества прибыли, результаты которого определяют выбор стратегии инвестиций в активы анализируемой корпорации [1].

Рисунок 1 - Схема формирования финансовых результатов корпорации

Несмотря на различие интересов, каждая группа указанных лиц заинтересована в максимизации прибыли корпорации. Последнее оценивается системой показателей финансовых результатов, которую одна группа авторов [1] подразделяет на абсолютные и относительные, другая [2; 5] - на показатели экономического эффекта и эффективности (рис. 2). Однако все они предполагают анализ видов прибыли корпорации и расчет коэффициентов рентабельности.

Под эффектом понимают отражение результата от осуществления различных видов деятельности, выраженного в получении до-

полнительного валового или чистого дохода, прибыли, прироста рыночной стоимости корпорации и т. д. Это абсолютный показатель, определяемый как разница между финансовыми результатами деятельности корпорации и понесенными для их получения затратами.

По сравнению с абсолютными показателями, относительные (или показатели экономической эффективности) более полно отражают конечные результаты, характеризуя относительную прибыльность деятельности корпорации. Обусловлено это прежде всего тем, что рентабельность отражает полученный эффект относительно использованных

Рисунок 2 - Показатели анализа финансовых результатов

ресурсов (или понесенных затрат), а анализ значений данного показателя в динамике оценивает возможности корпорации совершенствовать свою производственную деятельность и укреплять свои позиции на данном рынке.

В практике аналитических служб нефтехимических корпораций чаще всего используют три вида показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж и рентабельность капитала.

Одна группа авторов указывает на выполнение в процессе анализа финансовых результатов следующих аналитических процедур:

- анализ абсолютных и относительных по -казателей результатов деятельность хозяйствующего субъекта в динамике;

- структурный анализ прибыли финансовых результатов;

- факторный анализ изменения прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта;

- оценка имеющихся резервов максимизации прибыли и рентабельности.

Другая группа авторов в дополнение к указанным направлениям анализа предлагает провести:

- анализ и контроль выполнения плана прибыли от реализации продукции (О. А. Тол-пегина) [7];

- анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на один рубль товарной продукции (С. В. Дыбаль) [3];

- анализ порога рентабельности (Л. Л. Ер-молович, Л. Г Сивчик, П В. Толкач, И. В. Щит-ников) [4];

- анализ распределения и использования прибыли (Л. Н. Чуева, И. Н. Чуев) [8];

- разработку управленческих решений по реализации возможностей максимизации прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности корпорации традиционно начинают с изучения динамики, состава и структуры прибыли до налогообложения, информационным источником которого является «Отчет о финансовых результатах». Прибыль от продаж, являясь основной составляющей прибыли до налогообложения, нуждается в более тщательном изучении, в том числе особое внимание уделяется анализу факторов, определяющих ее величину.

Иной подход к анализу финансовых результатов деятельности предприятия предложен профессором В. Г Когденко [6]. Методика автора предусматривает выполнение следующих направлений анализа (рис. 4):

Оценка качества прибыли дается по результатам анализа ее структуры, колебаний и особенностей учетной политики корпора-

Рисунок 3 - Схема факторов, влияющих на формирование прибыли до налогообложения

ции. Оценивая структуру прибыли, В. Г Ког-денко указывает на особую роль прибыли от продаж, преобладающая доля которой в конечном результате деятельности корпорации (прибыли до налогообложения) оценивается положительно и свидетельствует об эффективности ведения дел менеджментом компании. Иная ситуация складывается в случае превышения финансового результата от прочих видов деятельности над результатом от основной деятельности предприятия. Доминирующий удельный вес финансовых результатов от прочих видов деятельности является следствием неэффективного управления предприятием, и неспособности его менеджмента заработать достаточную прибыль за счет основной деятельности. Все это говорит о низком качестве прибыли, полученной, как правило, за счет случайных источников (сдачи в аренду свободных помещений, продажи основных средств и т. д.).

Колебания прибыли относительно ее трендового значения оцениваются путем расчета операционного и финансового рычагов, а также запаса коммерческой надежности. Работа руководства корпорации признается эффективной, если высокие значения

операционного рычага сопровождаются низкими значениями финансового рычага и наоборот. Отсутствие значительных колебаний прибыли (низкие значения операционного и финансового рычагов) свидетельствуют о ее качестве, что определяет устойчивую деятельность корпорации без ухудшения ее результатов в будущем.

К факторам, определяющим величину колебания прибыли, относятся:

- степень контролируемости расходов менеджментом компании. Постоянство и стабильность соотношения расходов к доходам указывает на эффективность действующего топ-менеджмента компании и высокое качество прибыли;

- значение операционного и финансового рычага. Высокий уровень операционного рычага и превышение доли постоянных затрат над переменными увеличивает колебания прибыли и снижает ее качества;

- сила воздействия финансового рычага. Высокая доля заемных источников финансирования и, как следствие, высокий уровень финансового рычага повышают колебания чистой прибыли и снижает ее качество.

В процессе анализа финансовых резуль-

Рисунок 4 ■

Методика анализа финансовых результатов компании (составлено с использованием источника В. Г Когденко)

татов особого внимания требует действующая в корпорации учетная политика, в соответствии с которой осуществляются распределение затрат между незавершенным производством и готовой продукцией, списание расходов будущих периодов и формирование оценочных резервов. К элементам учетной политики корпорации, влияющим на размер прибыли, относятся:

- способ начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

- способ списания расходов будущих периодов;

- метод оценки материалов при отпуске в производство;

- формирование оценочных резервов и пр.

Анализ показателей рентабельности и деловой активности. К наиболее популярным показателям, характеризующим эффективность функционирования корпорации, относятся показатели рентабельности, цель которых состоит в оценке выгодности выпускаемой продукции, эффективности использования активов и инвестиционной привлекательности корпорации. Сомнения возникают относительно корректности формулы расчета рентабельности собственного и инвестированного капитала, а также выводов относительно инвестиционной привлекательности корпорации. Так, коэффициент

рентабельности собственного (инвестированного) капитала рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на величину собственного или инвестированного капитала. При этом формирование чистой прибыли происходит не только за счет собственного капитала, но и заемных средств. Более того, результаты полученных расчетов можно интерпретировать по-разному: с одной стороны, рост значения рентабельности собственного капитала может свидетельствовать о более эффективном его использовании, с другой - о сокращении его доли в общей сум -ме источников финансирования, что в свою очередь снижает финансовую устойчивость корпорации.

Вторая группа относительных показателей, используемых в процессе анализа финансовых результатов и характеризующих эффективность действий менеджмента корпорации, - это показатели деловой активности, отражающие период трансформации ее активов в денежные средства. Анализ деловой активности включает расчет коэффициентов оборачиваемости, показателей продолжительности оборота и коэффициента закрепления.

Расчет коэффициента оборачиваемости и продолжительности оборота осуществляется как в целом по оборотным активам

корпорации, так и по отдельным элементам, наиболее важными из которых являются запасы и дебиторская задолженность. Формулы расчета показателей оборачиваемости представлены в трудах многих авторов по финансовому анализу, при этом видится целесообразным корректировка формулы оборачиваемости дебиторской задолженности. Классическая формула расчета данного показателя представляет собой отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности. В то же время следует отметить, что на изменение дебиторской задолженности оказывает влияние не только основная деятельность, но и иные виды деятельности корпорации, поэтому при расчете показателя оборачиваемости дебиторской задолженности показатель выручки корпорации следует увеличить на величину доходов от прочих видов деятельности, по которым образовалась дебиторская задолженность. Последняя включает выручку от неосновного вида деятельности (сдача в аренду имущества, транспортные услуги, агентсткие или комиссионные услуги и пр.).

Факторный анализ по методике В. Г Ког-денко выполняется с использованием метода абсолютных разниц для определения влияния на результат деятельности корпорации (прибыль от продаж, чистую прибыль) следующих факторов:

- объема реализации продукции;

- индекса роста цен на продукцию;

- ресурсоемкости и коэффициента затрат [6].

В процессе анализа устанавливаются наиболее важные факторы, определяющие результат функционирования корпорации, и дается их оценка. Деятельность менеджмента корпорации является эффективной при положительной динамике прибыли, обусловленной, главным образом, повышением объемов продаж и снижением ресурсоемкости.

Отличительной особенностью методики О. А. Толпегиной является предложенный алгоритм расчета факторной модели анализа прибыли от продаж многономенклатурной однотипной продукции [7]. Анализ влияния факторов осуществляется с применением детерминированной факторной модели, которая устанавливает влияние каждого вида реализуемой продукции на получаемую прибыль, а также дает оценку структурным

сдвигам в разрезе ассортиментных позиций с использованием метода долевого участия. Выбор стратегии по продвижению одних товарных позиций и сокращению объемов производства других осуществляется по результатам сравнительного анализа величины ставки маржинального дохода по каждой ассортиментной группе.

В рамках факторного анализа интересна методика профессора С. В. Дыбаль, которая, в отличие от предыдущей, предусматривает анализ влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. В процессе анализа изучается влияние таких факторов, как прибыль от продаж; доходы от участия в других организациях и проценты к получению; прочие доходы; проценты к уплате; прочие расходы. Расчет осуществляется делением абсолютного изменения каждого фактора на величину прибыли до налогообложения предыдущего периода. Преимуществом указанного метода является более объективное отражение влияния факторов на результативность деятельности корпорации.

Анализ рентабельности собственного капитала по методике Du Pont, в отличие от факторного анализа прибыли, дает комплексную оценку следующим факторам: мультипликатору собственного капитала, оборачиваемости активов и чистой марже, которые показывают степень влияния основной, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации на уровень ее рентабельности. Профессор В. Г Когденко [6] дает следующую интерпретацию влияния факторов на рентабельность собственного капитала:

1) увеличение чистой маржи характерно для компаний, выпускающих продукцию высокого качества для сегмента с высокими доходами и низкой ценовой эластичностью спроса. Использование данной стратегии является целесообразной при достаточной защищенности рынка от вероятных производителей;

2) увеличение оборачиваемости активов характерно для рынка с высокой эластичностью спроса по цене и невысокими доходами потребителей;

3) увеличение мультипликатора собственного капитала целесообразно в случаях, если рентабельность капитала выше про-

центов по привлекаемым кредитам и займам, а также при незначительной доле внеоборотных активов в имуществе компании. Следует отметить, что последнее нехарактерно для нефтехимических корпораций, в имуществе которых основную долю занимают именно внеоборотные активы, что обусловлено использованием в процессе деятельности большого количества дорогостоящих основных средств.

Поскольку уровень затрат и себестоимости определяют финансовый результат деятельности корпорации, их снижение является важным фактором максимизации ее прибыли. В этой связи одним из направлений анализа финансовых результатов по методике С. В. Дыбаль [3] является анализ затрат на один рубль товарной продукции, определяющий прямую связь между себестоимостью и прибылью (при этом расчет у автора осуществляется от выручки). Традиционно показатель рассчитывается как отношение полной себестоимости к стоимости товарной продукции. Однако следует отметить, что товарная продукция - это произведенная продукция, предназначенная для реализации, а затраты на производство и реализацию продукции, составляющие полную себестоимость, - это затраты уже реализованной про -дукции. В этой связи видится целесообразным расчет показателя от выручки и назвать его затраты на один рубль выручки.

Для более углубленного анализа можно рассчитывать затраты на один рубль выручки без учета коммерческих расходов, что позволит оценить и сопоставить уровень затрат на производство с уровнем затрат производственной и сбытовой деятельности. Результаты данного анализа используются при подсчете резервов роста прибыли.

Анализ финансовых результатов группа авторов [Л. Л. Ермолович, Л. Г. Сивчик, Г. В. Толкач, И. В. Щитникова] дополняет анализом безубыточности, цель которого состоит в определении минимального объема производства, обеспечивающего безубыточное функционирование корпорации. Данный подход основан на взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Анализ безубыточности дает оценку степени влияния изменений величины и структуры объема продукции и себестоимости на сумму полученной корпорацией прибыли. В про-

цессе анализа все затраты корпорации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Необходимо отметить, что несовершенство российских стандартов учета в плане условности отнесения затрат к постоянным и переменным, приводит к искажению результатов анализа и некорректным выводам.

Актуальность расчета критической точки производства обусловлена необходимостью принимать оперативные управленческие решения с целью недопущения убытков корпорации. В процессе анализа необходимо рассчитать запас финансовой прочности, определяемый как разность между фактическим объемом производства и объемом производства в критической точке. Запас фи -нансовой прочности имеет положительное значение в случае превышения фактического объема производства над точкой безубыточности корпорации и наоборот.

Относительный показатель запаса финансовой прочности дает возможность оценить производственный маневр корпорации и показывает, насколько процентов в случае необходимости она сможет снизить объем производства и реализации продукции без риска получить убытки. Рост уровня данного показателя в динамике свидетельствует об укреплении финансового положения корпорации, а снижение -об ухудшении финансовой устойчивости и платежеспособности.

Таким образом, в условиях современной экономики анализ финансовых результатов, целью которого является альтернативное использование ресурсов, а также поиск факторов, определяющих величину прибыли, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность деятельности корпорации.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бариленко В. И., Бердникова В. В., Бородина Е. И. Экономический анализ. М. : Эксмо, 2010. 352 с.

2. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности : учебник. М. : Дело и Сервис, 2004. 336 с.

3. Дыбаль С. В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие. СПб. : Бизнес-пресса, 2005. 304 с.

4. Ермолович Л. Л., Головач О. В., Сивчик Л. Г, Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. Минск : Современная школа, 2009. 915 с.

5. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. М. : ТК Велби, Проспект, 2007. 424 с.

6. Когденко В. Г Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией : моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

7. Толпегина О. А., Толпегина Н. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2015. 672 с.

8. Чуев И. Н., Чуева Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Дашков и К., 2006. 368с.

References

1. Barilenko V. I., Berdnikova V. V., Borodina E. I. Economic analysis. Moscow : Eksmo, 2010. 352 p.

2. Dontsova L. V., Nikiforova N. A. Analysis of financial statements: textbook. M.: Business and Service, 2004. 336 p.

3. Dybal S. V. Financial analysis: theory and practice: textbook. stipend. St. Petersburg : Business Press, 2005. 304 p.

4. Ermolovich L. L., Golovach O. V., Sivchik L. G., Shchitnikova I. V. Analysis of the economic activity of the enterprise : textbook. stipend. 3rd ed., add. and reworked. Minsk : Modern School, 2009. 915 p.

5. Kovalev V. V., Volkova O. N. Analysis of the economic activity of the enterprise : textbook. M. : TK Velbi, Prospect,

2007. 424 p.

6. Kogdenko V. G. Methodology and methodology of economic analysis in the management system of a commercial organization : monogr. M. : UNITY-DANA,

2008. 543 p.

7. Tolpegina O. A., Tolpegina N. A. Complex economic analysis of economic activity : textbook for bachelors. M. : Yurayt, 2015. 672 p.

8. Chuev I. N., Chueva L. N. Complex economic analysis of economic activity. Dashkov and K., 2006. 368s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.