Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ'

РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / НОРМАТИВЫ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметгареева Айсылу Амирзяновна, Габдуллина Гульсина Камилевна

Несмотря на определенные достижения в исследовании проблемы развития методологии оценки финансового состояния, приходится констатировать, что многие теоретико-методологические проблемы еще не решены. На практике оценка финансового состояния транспортного предприятия базируется на сравнении фактических значений коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности с нормативными. В то же время игнорирование принципа формирования активов, а также разработка нормативных значений без учета особенностей функционирования транспортного предприятия не позволяет сформулировать правильный вывод относительно степени финансовой устойчивости. В этой связи существует необходимость уточнения нормативных значений показателей финансового состояния транспортных предприятий с целью их адаптации к современным условиям и дифференциации в зависимости от масштабов деятельности предприятия, его принадлежности к определенной отрасли и этапу жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметгареева Айсылу Амирзяновна, Габдуллина Гульсина Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NORMATIVE VALUES OF INDICATORS FOR ASSESSING THE FINANCIAL STATE OF ENTERPRISES IN VARIOUS INDUSTRIES

Despite certain achievements in the study of the problem of the development of the methodology for assessing the financial condition, we have to admit that many theoretical and methodological problems have not yet been resolved. In practice, the assessment of the financial condition of a transport enterprise is based on a comparison of the actual values of the financial stability and liquidity ratios with the normative ones. At the same time, ignoring the principle of asset formation, as well as the development of normative values without taking into account the peculiarities of the functioning of the transport enterprise, does not allow us to formulate the correct conclusion regarding the degree of its stability. In this regard, there is a need to clarify the normative values of indicators of the financial condition of transport enterprises in order to adapt them to modern conditions and differentiate depending on the scale of the enterprise, its belonging to a particular industry and stage of the life cycle.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_1_42 УДК 65.01

РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ

Ахметгареева Айсылу Амирзяновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Набережночелнинский филиал Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: ahmetice@mail.ru

Габдуллина Гульсина Камилевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры экономических и гуманитарных дисциплин, Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета -КАИ, г. Набережные Челны, Россия, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Несмотря на определенные достижения в исследовании проблемы развития методологии оценки финансового состояния, приходится констатировать, что многие теоретико-методологические проблемы еще не решены. На практике оценка финансового состояния транспортного предприятия базируется на сравнении фактических значений коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности с нормативными. В то же время игнорирование принципа формирования активов, а также разработка нормативных значений без учета особенностей функционирования транспортного предприятия не позволяет сформулировать правильный вывод относительно степени финансовой устойчивости. В этой связи существует необходимость уточнения нормативных значений показателей финансового состояния транспортных предприятий с целью их адаптации к современным условиям и дифференциации в зависимости от масштабов деятельности предприятия, его принадлежности к определенной отрасли и этапу жизненного цикла.

Ключевые слова: методика; анализ; транспортные предприятия; показатели; нормативы; финансовое состояние; платежеспособность; финансовая устойчивость.

UDC 65.01

DEVELOPMENT OF NORMATIVE VALUES OF INDICATORS FOR ASSESSING THE FINANCIAL STATE OF ENTERPRISES

IN VARIOUS INDUSTRIES

Akhmetgareeva Aisylu Amirzyanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit, Naberezhnye Chelny branch of the Kazan Innovative University. Named after V.G. Timiryasov (IEUP), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: ahmetice@mail.ru

Gabdullina Gulsina Kamilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Humanitarian Disciplines, Naberezhnye Chelny Branch Kazan National Research Technical University - KAI, Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Despite certain achievements in the study of the problem of the development of the methodology for assessing the financial condition, we have to admit that many theoretical and methodological problems have not yet been resolved. In practice, the assessment of the financial condition of a transport enterprise is based

on a comparison of the actual values of the financial stability and liquidity ratios with the normative ones. At the same time, ignoring the principle of asset formation, as well as the development of normative values without taking into account the peculiarities of the functioning of the transport enterprise, does not allow us to formulate the correct conclusion regarding the degree of its stability. In this regard, there is a need to clarify the normative values of indicators of the financial condition of transport enterprises in order to adapt them to modern conditions and differentiate depending on the scale of the enterprise, its belonging to a particular industry and stage of the life cycle.

Keywords: methodology; analysis; transport companies; indicators; standards; financial condition; solvency; financial stability.

Способность транспортных предприятий своевременно осуществлять платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует об их устойчивом финансовом положении. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние транспортных предприятий определяется результатом производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Кроме того, «у каждого предприятия возникает проблема повышения экономической эффективности внедрения новых технологий» [4].

Анализ финансового состояния важен как менеджменту предприятия, так и его акционерам, инвесторам, поставщикам и прочим заинтересованным лицам. Необходимость его проведения как организацией, так и банком-кредитором предусмотрена также и на законодательном уровне, однако следует отметить отсутствие единой методики анализа финансового состояния [1].

В практике предприятий и организаций анализ финансового состояния проводится с использованием показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, по которым практика построения прогнозных балансов, удовлетворяющих требованиям «нормального» финансового состояния, установила рекомендуемые значения и ограничения. Существует несколько мнений авторов относительно нормативных значений указанных коэффициентов (табл. 1).

Показатели Показатели ликвидности (платежеспособности) Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент быстрой ликвидности Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент автономии Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Утвержденная методика в целях установления банкротства > 0,2 - > 1 > 0,5 > 0,1

Савицкая ГВ. 0,2-0,25 0,7-1,0 > 2,0 - -

Мельник М.М., Герасимова Е.Б. 0,15-0,2 0,7-0,8 > 2,0 - -

Поздняков В.Я. > 0,5 > 1,5 > 2,0 > 0,5 > 0,6-0,8

Толпегина О.А., Толпегина Н.А. > 0,2 > 1,5 1-2 > 0,5 > 0,1

Ковалев В.В., Волкова О.Н. 0,05-0,1 1,0 2,0 - > 0,1

Васильева Л.С., Петровская М.В > 0,2 0,7-0,8 1-2 > 0,5 0,1-0,5

Чуева Л.Н., Чуев И.Н. 0,2-0,3 > 1,5 1,5-2 > 0,5 -

Маркарьян Э.А., Герасименко ГП., Марка-рьян С.Э. 0,2-0,25 0,7-0,8 > 2 > 0,5 > 0,1

Таблица 1 - Значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, рекомендуемые отечественными специалистами

Традиционная методика анализа финансового состояния с использованием коэффициентного метода анализа и установленных нормативных значений не обеспечивает

объективности сформулированных аналитиком оценок в силу следующих причин:

1. Невыполнение принципа формирования активов предприятия (рис. 1).

АКТИВ

Внеоборотные активы л

V Оборотные активы

г Баланс Л У

Капитал и резервы

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства

Баланс

Рисунок 1 - Принцип формирования активов предприятия, обеспечивающий целесообразность

используемых нормативных значений [3]

В случае нарушения данного принципа формирования использование нормативных значений коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости нецелесообразно, а выводы относительно финансового состояния предприятия ошибочны.

2. Игнорирование особенностей функционирования предпряития при установлении нормативных значений.

В настоящее время анализ финансового состояния предприятия основан на расчете показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Выводы относительно расчета показателей по первым двум группам даются по результатам сравнения полученных показателей с установленными нормативными значениями. При этом следует отметить использование одних и тех же нормативных значений для всех предприятий, независимо от этапа их жизненного цикла, масштаба и вида деятельности [2].

Оценка финансового состояния корпоративных структур усложняется также перемещением финансовых ресурсов между предприятиями корпорации. Так, предоставление (и привлечение) кредитов предприятиями и организациями, входящими в состав одной корпорации, наращивание дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с выбранной кредитной политикой холдинга не позволяют использовать стандартные нормативные значения при оценке финансового состояния предприятий холдинга. Финансиро-

вание банками, также входящими в состав группы деятельности предприятий холдинга, лишь формально ухудшают их финансовое состояние. На самом деле предприятие не снижает свою платежеспособность и финансовую устойчивость, поскольку привлеченные таким образом средства выступают в качестве устойчивых источников финансирования.

В этой связи видится целесообразным разработка собственных нормативных значений, применение которых соответствовало бы реальному уровню платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. В процессе разработки рекомендуется учитывать такие особенности функционирования предприятия, как этап жизненного цикла, отрасль и масштаб его деятельности.

Одним из главных факторов, определяющих финансовое состояние предприятия, является этап жизненного цикла, характеризующий совокупность стадий развития, которые проходит предприятие за период своего существования: зарождение, юность, развитие, рост и зрелость.

Каждый из этапов имеет свои специфические особенности. Например, зарождение характеризуется образованием предприятия, накоплением его имущественного потенциала, небольшим бюджетом и, как следствие, привлечением заемных источников финансирования, отсутствием отлаженной системы контроля за выполнением бизнес-процессов. Соответственно, на данном этапе

необходимо осуществлять контроль за выполнением плановых показателей деятельности предприятия, а также особое внимание уделять составу и структуре его активов и источников их формирования.

Для транспортного предприятия на этапе рождения характерны высокие показатели риска, преобладание заемного капитала, приобретение транспортных средств в лизинг и неудовлетворительные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. Однако в случае успешности бизнес-проекта в будущем предприятие сможет получить необходимую прибыль, увеличить собственный капитал и обеспечить финансовую устойчивость своего развития.

Все это подтверждает необходимость разработки и обоснования нормативных значений, традиционно используемых коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, в зависимости от жизненного этапа транспортного предприятия.

Для этапа юности характерны более организованные процедуры, налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Развиваются инновационные процессы, появляется четкая система планов и механизмов их выполнения, растет объем оказанных услуг и прибыли, по мере роста предприятия усложняется и его организационная структура. Результатом данного развития становится увеличение объемов перевозок и расширение доли рынка. Основное внимание на данном этапе уделяется вопросам обеспечения необходимыми ресурсами текущей деятельности предприятия и перехода от экстенсивно-интенсивного к интенсивному типу развития предприятия.

Этап У Коэффициент

жизненного абсолютной

цикла ликвидности,

организации Кал

Этап роста сопровождается существенным увеличением выручки, сокращением затрат, увеличением количества оказанных услуг, признанием предприятия со стороны его контрагентов. Для деятельности на данном этапе жизненного цикла транспортного предприятия характерно увеличение объема перевозок, улучшение логистической системы, повышение коэффициента использования пробега. В финансовом плане наблюдается сокращение заемных источников финансирования, повышение ликвидности и укрепление финансовой устойчивости предприятия. Возрастает роль анализа показателей деловой активности и рентабельности, результаты которого используются менеджментом компании для корректировки программы развития предприятия.

Наращивание объемов перевозок, повышение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов говорит о наступлении этапа зрелости. На данном этапе сохранение финансовой стабильности предприятия обеспечивается с помощью мониторинга показателей использования ресурсов предприятия и эффективности его деятельности.

Учет этапа жизненного цикла предприятия, а также основного условия обеспечения финансовой устойчивости, которое состоит в выполнении принципа формирования его активов, определяет возможность принятия в качестве нормативных следующих значений (рис. 2). Данные значения были предложены авторами после изучения финансового положения 20 предприятий (10 из которых находились на стадии своего становления) за период с 2014 по 2020 год.

Коэффициент

текущей ликвидности, Ктл

Коэффициент автономии, Ка

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, Ксос

Зарождение > 0,02 > 1,0 > 0,002 > 0,05

Юность > 0,02 > 1,0 > 0,002 > 0,05

Развитие > 0,02 > 1,0 > 0,002 > 0,05

Рост > 0,1 > 1,0 > 0,3 > 0,1

Зрелость > 0,1 > 1,0 > 0,3 > 0,1

Рисунок 2 - Рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от жизненного цикла предприятия

Расчет предлагается провести по обще- сти. Нормативное значение > 0,02 выведено

принятым формулам, представленным на по результатам анализа 10 предприятий за

рис. 3. 2014-2020 годы, 73% из которых продолжают

1. Коэффициент абсолютной ликвидно- успешно работать и в настоящее время.

Рисунок 3 - Система показателей анализа финансового состояния транспортного предприятия

Значение коэффициента абсолютной ликвидности на этапах зарождения, юности и развития (> 0,02) обусловлено высокими капитальными вложениями на подготовку и освоение производства, низкой рентабельностью деятельности предприятия и, как следствие, отсутствием возможности иметь достаточную сумму наиболее ликвидных активов для покрытия текущих обязательств.

Этапы роста и зрелости характеризуются сокращением доли заемных источников финансирования, увеличением собственного капитала, оптимизацией структуры активов предприятия. Появляется возможность увеличения доли наиболее ликвидных активов, что позволяет определить нормативное значение коэффициента на уровне > 0,1.

2. Коэффициент текущей ликвидности. Нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, традиционно используемые в процессе анализа финансового состояния, были установлены исходя из принципа формирования активов предприятия (см. рис.). Низкие значения коэффициента текущей ликвидности (> 1,0) свидетельствуют о формировании основного капитала предприятия, в том числе и за счет краткосрочных обязательств, что противоречит теории формирования активов и делает нецелесообразным расчет данного

коэффициента. Значение коэффициента при выполнении условия формирования активов не может быть ниже 1,0, что, по мнению автора, считается достаточным для обеспечения нормального финансового состояния на всех этапах жизненного цикла предприятия.

3. Коэффициент автономии. Значение коэффициента на первых трех этапах его жизненного цикла (> 0,002) установлено исходя из его расчета по данным бухгалтерской отчетности предприятий, находящихся на стадии зарождения, юности и зрелости. Нормативное значение > 0,3 на этапах роста и зрелости объясняется повышением деловой активности, рентабельности деятельности предприятия, увеличением собственного капитала и, как следствие, снижением его зависимости от внешних источников финансирования.

4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Поскольку на начальных этапах жизненного цикла деятельность предприятия осуществляется, как правило, за счет заемных источников финансирования, нормативные значение на этапе зарождения, юности и развития установлены на уровне > 0,1. Аналогично коэффициенту текущей ликвидности расчет показателя целесообразно проводить только в случае выполнения принципа формирования активов предприятия.

Следующим по силе влияния на финансовое состояние фактором является масштаб деятельности предприятия, характеризуемый численностью персонала, стоимостью основных средств и товарной продукцией в стоимостном выражении. Ключевым условием организации крупного бизнеса и расширенного воспроизводства товарного хозяйства выступают заемные источники, привлечение которых обеспечивает наращивание объемов производства, сокращение затрат, ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение незавершенного производства, прирост финансовой рентабельности и т.д.

Масштаб предприятия также сказывается на уровне финансового риска его деятельности [6]. В наибольшей степени риску подвержены малые предприятия, которые в

процессе своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными небольшим объемом первоначального капитала, отсутствием финансового резерва, высокой конкуренцией и т.д. Риск средних предприятий, в свою очередь, выше, чем у крупных. Относительно устойчивое положение последних определено высокой диверсификацией его бизнеса, доступностью ресурсов, наличием квалифицированного персонала, учредителей, масштабом производства, возможностью выпускать сложную и наукоемкую продукцию, конкурентоспособностью предприятия и пр.

Рекомендуемые автором нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости с учетом масштаба предприятия показаны на рис. 4.

Этап жизненного цикла организации

Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал

Коэффициент

текущей ликвидности, Ктл

Коэффициент автономии, Ка

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными

Крупные > 0,05 > 1,0 0,1-0,33 > 0,1

Средние > 0,1 > 1,5 > 0,33 > 0,2

Малые > 0,2 > 2 > 0,5 > 0,5

Рисунок 4 - Рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от масштаба предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На крупных транспортных предприятиях денежные средства и финансовые вложения направлены, как правило, на погашение кредиторской задолженности. Анализ коэффициента абсолютной ликвидности крупных отечественных предприятий за 2016-2020 годы показал, что для большинства из них значение коэффициента находится на уровне 0,02-0,07 отн. ед. При этом предприятия своевременно рассчитываются по своим срочным обязательствам (по заработной плате, налогам и платежам). Все это позволяет сделать вывод о целесообразности установления рекомендуемых значений на уровне коэффициента абсолютной ликвидности > 0,05. Поскольку обороты предприятий малого и среднего бизнеса существенно ниже, финансовые риски возрастают, в связи с чем доля наиболее ликвидных активов должна быть увеличена до уровня 10-20 %.

По коэффициентам текущей ликвидности, автономии и обеспеченности собственными оборотными средствами нормативные значения разрабатываются аналогично.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при разработке нормативных значений - отрасль деятельности предприятия. В России на сегодняшний день нормативные значения показателей финансового состояния установлены без учета данного фактора, хотя именно отрасль определяет: структуру имущества предприятия и источников его формирования, технологию производства, степень финансового риска деятельности, уровень ее рентабельности и пр. Так, для промышленных предприятий характерны сложная техническая база и технология производства, высокая доля основного капитала, использование как собственных, так и заемных средств в разрезе долгосрочных и краткосрочных обязательств. Превышение

доли инвестированного капитала над краткосрочными источниками финансирования снижает риск деятельности промышленных предприятий и обеспечивает его более устойчивое финансовое положение.

Сельскохозяйственные предприятия, осуществляя свою деятельность в условиях с высоким уровнем неустойчивости, риска и неопределенности, чаще других отраслей

находятся на грани банкротства и имеют сложности с выполнением своих финансовых обязательств.

Рекомендуемые автором нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия показаны на рис. 5.

Этап жизненного цикла организации

Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал

Коэффициент

текущей ликвидности, Ктл

Коэффициент автономии, Ка

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными

Промышленность > 0,05 > 1,0 0,1-0,33 > 0,1

Сел. хозяйство > 0,2 > 2,0 > 0,5 > 0,3

Торговля > 0,05 > 1,0 0,1-0,33 > 0,1

Транспорт > 0,1 > 1,0 0,1-0,33 > 0,1

Рисунок 5 - Рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от отрасли деятельности предприятия

1. Для предприятий промышленности нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности рекомендуется установить на уровне > 0,05. Это обусловлено тем, что, по данным отчетности промышленных предприятий, наиболее срочные обязательства, в частности обязательства по заработной плате, налогам и платежам, в составе текущих пассивов не превышают 5 %. Основная часть поставщиков и подрядчиков предоставляет свою продукцию (работы и услуги) с рассрочкой платежа. Следовательно, предприятие должно располагать наиболее ликвидными активами, обеспечивающими покрытие не менее 5 % текущих обязательств, оставшую -ся часть оборотных активов целесообразно использовать в обороте предприятия.

2. Высокие риски и низкая оборачиваемость средств, характерные для предприятий сельскохозяйственной отрасли, требуют большей степени покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными активами. Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности рекомендуется установить на уровне > 0,2. По коэффициентам текущей ликвидности, автономии и обеспеченности собственными оборотными средствами нормативные значения также должны быть выше, чем в других отраслях.

3. Специфические особенности предприятий, осуществляющих торговую деятель-

ность, состоят в следующем [5]:

- значительная доля оборотных средств в имуществе (активах) предприятия;

- преобладание краткосрочных обязательств в источниках финансирования (пассивах) предприятия.

Высокая оборачиваемость предприятий данной отрасли, определяющая снижение рисков неплатежей, позволяет установить нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности > 0,05.

4. Транспортная отрасль, как правило, характеризуется преобладанием в имуществе предприятия доли основного капитала. Текущие финансовые потребности транспортных компаний связаны прежде всего с уплатой налогов, оплатой труда, приобретением горюче-смазочных материалов. На их исполнение считается достаточным 10 % покрытия срочных обязательств наиболее ликвидными активами.

Совершенствование методики оценки финансового состояния состоит прежде всего в разработке нормативных значений коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, основанной на расчете интегрального показателя с учетом особенностей деятельности предприятия. Этап жизненного цикла предприятия, по мнению авторов, является наиболее значимым фактором, определяющим уровень платежеспособности и финансо-

вой устойчивости предприятия, в связи с чем степень его влияния оценена в 0,5 отн. ед.; следующим по значимости является масштаб предприятия - 0,3 отн. ед. и вид отрасли - 0,2 отн. ед. Расчет интегрального нормативного значения коэффициентов финансового состояния проводится по формуле:

Использование интегрального нормативного значения по коэффициентам ликвидности и финансовой устойчивости обеспечат более точную и объективную оценку финансового состояния предприятия.

Таким образом, несмотря на определенные достижения в области экономического

Норматив = (К1х0,5) + (К2х0,3) + (К3х0,2)

К1 - рекомендуемое нормативное значение в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия;

К2 - рекомендуемое нормативное значение в зависимости от масштабов предприятия; КЗ - рекомендуемое нормативное значение в зависимости от отрасли и сферы деятельности предприятия.

анализа, выявлены недостатки существующих методик оценки финансового состояния, состоящие в игнорировании специфики, масштаба и этапа жизненного цикла предприятия в установленных экономистами рекомендуемых значениях показателей финансового состояния. Для обеспечения

объективности результатов и оперативности принимаемых управленческих решений, нормативные значения показателей, используемые при анализе финансового состояния транспортных предприятий, должны устанавливаться с учетом вышеизложенных особенностей их деятельности.

Список литературы_

1. Ахметгареева А.А., Аюпова В.К., Тетеркин А.Л. К Вопросу анализа финансового состояния организации // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 16-20.

2. Габдуллина ГК. Особенности методики анализа финансового состояния предприятий на стадии их зарождения (на примере ПАО «ТАНЕКО») // Управление экономическими системами. 2014. № (66).

3. Когденко В.Г Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

4. Оценка экономической эффективности организации учета добычи нефти / И.И. Миннигалиева, ГА. Гарее-ва, Д.Р. Григорьева, Р.Р. Басыров, С.И. Жук // Научно-технический вестник Поволжья. 2020. № 5. С. 65-67.

5. Савицкая ГВ. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. НИЦ ИНФРА-М., 2021. 378 с.

6. Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales // IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021, t. 650 (1).

References_

1. Axmetgareeva A.A., Ayupova V.K., Teterkin A.L. K Voprosu analiza finansovogo sostoyaniya organizacii. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 16-20.

2.Gabdullina G.K. Osobennosti metodiki analiza finansovogo sostoyaniya predpriyatij na stadii ix zarozhdeniya (na primere PAO «TANEKO»). Upravlenie e'konomicheskimi sistemami. 2014. № (66).

3.Kogdenko V.G. Metodologiya i metodika e'konomicheskogo analiza v sisteme upravleniya kommercheskoj organizaciej: monogr. M.: YuNITI-DANA, 2008. 543 s.

4.Ocenka e'konomicheskoj e'ffektivnosti organizacii ucheta doby'chi nefti / I.I. Minnigalieva, G.A. Gareeva, D.R. Grigor'eva, R.R. Basy'rov, S.I. Zhuk. Nauchno-texnicheskij vestnik Povolzh'ya. 2020. № 5. S. 65-67.

5.Saviczkaya G.V. Analiz xozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya. NICz INFRA-M., 2021. 378 s.

6.Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021, t. 650 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.