ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
1 2 Агеева О. А. , Егорова А. А.
1Агеева Ольга Андреевна /Ageeva Olga Andreevna - доктор экономических наук,
профессор;
2Егорова Анна Андреевна /Egorova Anna Andreevna - студент магистратуры, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: в настоящее время все больше актуальности приобретает вопрос анализа динамики финансового состояния предприятия. Именно устойчивое финансовое состояние промышленных предприятий является предпосылкой благосостояния работников предприятия, своевременного и в полном объеме выполнения бюджета, стабилизации экономики страны в целом. Любое современное предприятие, функционируя в жестких условиях рыночной экономики, может столкнуться с проблемой резкого ухудшения финансовой ситуации или даже банкротства. В статье анализируются различные подходы к анализу финансового состояния предприятий машиностроения, выделяются особенности финансовой деятельности данных предприятий.
Ключевые слова: машиностроение, финансовое состояние, нормативные значения коэффициентов, платежеспособность, устойчивость.
Уровень развития машиностроения в значительной степени гарантирует устойчивость развития всех отраслей промышленности, а также экономики в целом. Предприятия машиностроения являются поставщиками капитальных ресурсов для предприятий других отраслей и выполняют функции главного проводника достижений научно-технического прогресса, поскольку именно данная отрасль обеспечивает производственные предприятия необходимыми машинами и оборудованием. Машиностроение напрямую связано с обеспечением обороноспособности государства и поддержанием допустимого уровня экологической безопасности производства.
Однако официальной статистики по отрасли «машиностроение и металлообработка» не существует с 2005 года в связи с переходом с ОКОНХ на ОКВЭД. В разделе D в соответствии с ОКВЭД данную информацию можно найти по такому виду экономической деятельности как «Обрабатывающие производства» [3]. Исходя из имеющейся официальной информации, под машиностроением в можно подразумевать такие подвиды как:
• металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
• производство машин и оборудования;
• производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
• производство транспортных средств и оборудования.
Особенностью предприятий отрасли машиностроения является их длинный производственный цикл, и при этом требуются значительные финансовые ресурсы. В кризисных проявлениях российской экономики происходит резкое падение спроса на большинстве рынков и в большинстве отраслей, в т.ч. и машиностроении, и, как следствие, рост конкуренции среди функционирующих машиностроительных предприятий. При этом конкуренция проявляется как на этапе сбыта готовой продукции, так и на этапе привлечения финансовых ресурсов. Выживаемость и конкурентоспособность машиностроительного предприятия на данном этапе может быть обеспечена путем разработки эффективных управленческих решений.
Что касается оборотных средств предприятия, то их состав и структура не одинаковы в различных отраслях и подотраслях экономики. Они определяются многими факторами производственного, экономического и организационного порядка. Так, в машиностроении, где производственный цикл длительный, наблюдается высокий удельный вес незавершенного производства. На предприятиях легкой и пищевой промышленности главное место занимают сырье и материалы (например, в текстильной промышленности). В то же время в пищевой промышленности (например, молочной, маслосыродельной) относительно высоки запасы вспомогательных материалов, тары, готовой продукции. Вследствие этого среднеотраслевые коэффициенты оборачиваемости могут сильно различаться. Например, в тяжелом машиностроении, судостроении, авиастроении период оборачиваемости товарно-материальных запасов может достигать 8 - 10 месяцев и даже года.
Нормативные значения коэффициентов и показателей, характеризующих финансовое состояние отрасли машиностроения, вопрос сложный и неоднозначный, поскольку данная отрасль очень обширна, включает различные подотрасли. Для других отраслей учеными были предприняты попытки создания нормативных значений коэффициентов. Например, в трудах Васиной Н. В. можно найти оптимальные, с ее точки зрения, значения коэффициентов с разделением по видам заемщиков в соответствии с методикой Россельхозбанка [1].
В указанной методике были рассмотрены такие отрасли, как:
• Сельхозтоваропроизводители.
• Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
• Посреднические предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли.
• Прочие предприятия.
Анализ данных табл. 1, свидетельствует о том, что согласно методике Россельхозбанка допускается покрытие как минимум половины активов организации за счет собственного капитала для нормального функционирования предприятия. Для сравнения, торговые предприятия могут покрывать лишь 30% активов собственным капиталом ввиду относительно быстрой оборачиваемости средств. Соответственно оборачиваемость товарно-материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности в предприятиях машиностроения гораздо больше, нежели в торговых фирмах. Однако это является причиной того, что нормативное значение коэффициента текущей ликвидности в машиностроении должно быть выше, чем в других отраслях для гарантии оплаты текущих обязательств предприятия (выплаты заработной платы, уплаты налогов).
Таблица 1. Оптимальные значения коэффициентов с разделением по видам заемщиков в соответствии с методикой Россельхозбанка
Посредничес-
Коэффициент Сельхозтоваропроизводители Предприятия пищевой и перерабатывающе й промышленности кие предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли Прочие предприятия
Коэффициент финансовой > 0,5 > 0,5 > 0,3 >0,5
независимости
Коэффициент обеспеченности
собственными > 0,2 > 0,3 > 0,2 >0,3
оборотными
средствами
Коэффициент текущей > 1,6 > 1,8 > 1,3 > 1,8
ликвидности
Коэффициент абсолютной > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
ликвидности
Коэффициент срочной > 0,5 >0,5 > 0,5 > 0,5
ликвидности
Оборачиваемост
ь товарно-материальных От 60 до 120 От 45 до 80 От 20 до 45 От 20 до 45
запасов, дн.
Оборачиваемост ь дебиторской задолженности, < 75 < 45 < 30 < 30
дн.
Оборачиваемост
ь кредиторской задолженности, < 75 < 45 < 30 < 30
дн.
Оборачиваемост ь оборотных > 3 > 3 > 3 > 3
активов, дн.
Рентабельность продаж > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Рентабельность
реализации продукции или > 0,01 > 0,01 > 0,01 > 0,01
норма чистой прибыли
Оптимальные значения коэффициентов с разделением по видам заемщиков в соответствии с методикой Россельхозбанка, на наш взгляд, достаточно обоснованы и их можно использовать для оценки финансового состояния предприятий различных отраслей.
Габдуллина Г. К. в своих трудах рассматривает нормативные значения таких коэффициентов как коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами [2]. Гульсина Камилевна предлагает нормативные значения для данных коэффициентов не только по отраслям (таблица 2), но и по этапам жизненного цикла организации (таблица 3) и по размерам предприятия (таблица 4).
Таблица 2. Нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от отрасли предприятия
Отрасль Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент автономии Доля собственных оборотных средств
Промышленн ость Кал = 0,05 Ктл > 1,0 Ка равен от 0,1 до 0,33 Ксос > 0,1
Сельское хозяйство Кал = 0,2 Ктл > 2,0 Ка > 0,5 Ксос > 0,3
Торговля Кал = 0,05 Ктл > 1,0 Ка > 0,1-0,33 Ксос > 0,1
Транспорт Кал = 0,1 Ктл > 1,0 Ка > 0,1-0,33 Ксос > 0,1
Таблица 3. Рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на этапе зарождения компании
Этап жизненного цикла организации Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент автономии Коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами
Зарождение Кал > 0,02 Ктл > 1,0 Ка > 0,002 Ксос > 0,1
Юность Кал > 0,02 Ктл > 1,0 Ка > 0,002 Ксос > 0,1
Развитие Кал > 0,02 Ктл > 1,0 Ка > 0,002 Ксос > 0,1
Рост Кал > 0,1 Ктл > 1,0 Ка > 0,3 Ксос > 0,2
Зрелость Кал > 0,1 Ктл > 1,0 Ка > 0,3 Ксос > 0,3
Таблица 4. Рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от масштаба предприятия
Размер предприятия Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент автономии Доля собственных оборотных средств
Крупные Кал > 0,05 Ктл > 1 Ка равен от 0,1 до 0,33 Ксос > 0,1
Средние Кал > 0,1 Ктл > 1,5 Ка > 0,33 Ксос > 0,2
Малые Кал > 0,2 Ктл > 2 Ка > 0,5 Ксос > 0,5
Машиностроение представляет собой промышленную отрасль, которая нуждается в большом количестве внеоборотных средств. Поэтому, исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что доля наиболее ликвидных активов должна быть невелика, и эти средства лучше использовать в обороте предприятия. Увеличение коэффициента абсолютной ликвидности в машиностроении может свидетельствовать только о снижении показателя рентабельности вследствие недоиспользования имеющихся средств.
Из таблицы 3 следует, что на ранних этапах развития нормативные значения коэффициентов снижены, это связано с тем, что предприятия только начинают свою деятельность и не способны сразу соответствовать всем нормативам показателей, которых достигают только зрелые, успешные фирмы.
В таблице 4 представлены рекомендуемые нормативные значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в зависимости от масштаба предприятия. На основе анализа показателей табл. 4 можно сделать вывод, что малые и средние предприятия в большей степени подвержены финансовому риску, поэтому им необходимо держать в активе баланса ликвидные активы для погашения текущих обязательств, например для выплаты заработной платы, уплаты налогов.
Габдуллина Гульсина Камилевна отмечает, что для каждого отдельного предприятия норматив показателя будет определяться не только в зависимости от отрасли, но и от его размеров и этапа жизненного цикла. Для этого вводится понятие значимости коэффициента. Наиболее значимым фактором, по мнению Габдуллиной,
является этап жизненного цикла, далее следует размер предприятия, и, наконец, вид отрасли. Формула расчета норматива (1) будет выглядеть следующим образом: Норматив=(К1*0,5)+(К2*0,3)+(К3*0,2), (1) где К1 - рекомендуемое нормативное значение в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия
К2 - рекомендуемое нормативное значение в зависимости от размеров предприятия
К3 _ рекомендуемое нормативное значение в зависимости от отрасли предприятия. Несмотря на достаточно объемную методику анализа значений коэффициентов не только по отраслям, но и по размерам и по стадиям жизненного цикла предприятия, данная методика пока не нашла обширного применения и дальнейшего обсуждения среди ученых и практиков, хотя, по нашему мнению, ее можно использовать в практике.
В процессе расчета показателей и коэффициентов финансового состояния, на наш взгляд, следует учитывать как региональные, так и отраслевые особенности предприятия. Полагаем, что целесообразно с этой целью создать единую базу предприятий с разделением на группы по региональному и отраслевому признаку. На основании этой базы автоматически можно будет провести расчеты оптимальных значений коэффициентов финансового состояния. Расчет оптимальных финансовых показателей и коэффициентов необходим предприятиям для оценки их текущей деятельности, а также для ее постоянного мониторинга.
Литература
1. Васина Н. В. Монография. Моделирование финансового состояния сельскохозяйственных организаций при оценке их кредитоспособности: Издательство НОУ ВПО ОмГА, 2012. с. 49.
2. Габдуллина Г. К. Разработка методики анализа финансового состояния с учетом жизненного цикла и особенностей функционирования предприятия. //Вестник экономики, права и социологии, 2013. № 2. С. 44-48.
3. Захарова Т. С. Состояние и тенденции развития машиностроения в России // Инновационная наука. № 3-1 (15), 2016. С.102-106.
4. Эйтингон В. Н. Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iteam.ru/publications/strategy/section_ 16/^^141/ (дата обращения: 25.12.2016).
5. Российский статистический ежегодник, 2015: Стат.сб./Росстат. М., 2015. 728 с.