Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / КОРПОРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Аюпова Венера Казбековна, Хусаинова Светлана Васильевна

В современных условиях эффективность деятельности корпорации во многом зависит от своевременности и обоснованности управленческих решений, принятие которых основано на использовании достоверной информации. В зависимости от целей и задач проведения экономического анализа информация классифицируется по отношению к объекту исследования, предмету исследования, изменяемости, объему необходимых сведений для управления предприятием и пр. Особые требования предъявляются к информационным показателям внутренней среды, включающим рыночные, производственные и финансовые показатели. В настоящее время нет общепризнанной методики оценки эффективности функционирования корпорации. Анализ деятельности предприятий основан на системе показателей, отражающих состояние и динамику развития изучаемого явления, результаты которого являются базой при принятии управленческих решений тактического и стратегического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Аюпова Венера Казбековна, Хусаинова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR ECONOMIC ANALYSIS OF CORPORATE ACTIVITIES AND CRITERIA FOR ITS EVALUATION

In modern conditions, the effectiveness of the corporation’s activities largely depends on the timeliness and validity of management decisions, the adoption of which is based on the use of reliable information. Depending on the goals and objectives of conducting an economic analysis, information is classified in relation to the object of study, the subject of study, variability, the amount of information necessary for managing an enterprise, etc. Special requirements are imposed on information indicators of the internal environment, including market, production and financial indicators. Currently, there is no single generally accepted methodology for assessing the effectiveness of the functioning of a corporation. Analysis of the activities of enterprises is based on a system of indicators that reflect the state and dynamics of the development of the phenomenon under study, the results of which are the basis for making managerial decisions of a tactical and strategic nature.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_258 УДК 65.01

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ И КРИТЕРИИ

ЕЕ ОЦЕНКИ

Габдуллина Гульсина Камилевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономических и гуманитарных дисциплин, Набережночелнинский филиал КНИТУ-КАИ, г. Набережные Челны, Россия, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Аюпова Венера Казбековна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и экономико-математических дисциплин, Университет управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Россия, e-mail: ychilka07@mail.ru

Хусаинова Светлана Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Россия, e-mail: husainovasv@mail.ru

В современных условиях эффективность деятельности корпорации во многом зависит от своевременности и обоснованности управленческих решений, принятие которых основано на использовании достоверной информации. В зависимости от целей и задач проведения экономического анализа информация классифицируется по отношению к объекту исследования, предмету исследования, изменяемости, объему необходимых сведений для управления предприятием и пр. Особые требования предъявляются к информационным показателям внутренней среды, включающим рыночные, производственные и финансовые показатели. В настоящее время нет общепризнанной методики оценки эффективности функционирования корпорации. Анализ деятельности предприятий основан на системе показателей, отражающих состояние и динамику развития изучаемого явления, результаты которого являются базой при принятии управленческих решений тактического и стратегического характера.

Ключевые слова: экономический анализ; оценка; информационное обеспечение; показатели; корпорация; эффективность; результаты.

UDC 65.01

INFORMATION SUPPORT FOR ECONOMIC ANALYSIS OF CORPORATE ACTIVITIES AND CRITERIA FOR ITS EVALUATION

Gabdullina Gulsina Kamilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Humanitarian Disciplines, Naberezhnye Chelny branch of KNRTU-KAI, Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Ayupova Venera Kazbekovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic and Mathematical Disciplines, TISBI University of Management, Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: ychilka07@mail.ru

Khusainova Svetlana Vasilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics

and Management, Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia, e-mail: husainovasv@mail.ru

In modern conditions, the effectiveness of the corporation's activities largely depends on the timeliness and validity of management decisions, the adoption of which is based on the use of reliable information. Depending on the goals and objectives of conducting an economic analysis, information is classified in relation to the object of study, the subject of study, variability, the amount of information necessary for managing an enterprise, etc. Special requirements are imposed on information indicators of the internal environment, including market, production and financial indicators. Currently, there is no single generally accepted methodology for assessing the effectiveness of the functioning of a corporation. Analysis of the activities of enterprises is based on a system of indicators that reflect the state and dynamics of the development of the phenomenon under study, the results of which are the basis for making managerial decisions of a tactical and strategic nature.

Keywords: economic analysis; grade; Information Support; indicators; corporation; efficiency; results.

Комплексность и эффективность анализа во многом определяется объемом и качеством информации, используемой в процессе его проведения. Информационным обеспечением экономического анализа дея-

тельности промышленных корпораций служат показатели, приводимые в плановых, учетных и внеучетных источниках и которые могут быть классифицированы следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 - Информационное обеспечение экономического анализа деятельности корпораций [1]

Дадим пояснения к рисунку 1.

Макроэкономические показатели являются базовыми индикаторами экономики и оказывают влияние на эффективность функционирования корпоративных структур. В процессе анализа данная категория, включающая информацию о ключевых макроэкономических индикаторах, используется для оценки рисков, обусловленных нестабиль-

ностью внешней среды. Указанные показатели применяются в процессе проведения аналитических процедур, представленных на рис. 2.

Отраслевые показатели дают оценку отдельным показателям, характеризующим деятельность корпорации относительно среднеотраслевого уровня и определяющим ее положение в отрасли. Отраслевые пока-

Рисунок 2 - Макроэкономические показатели, используемые в процессе аналитических процедур [1]

затели используются в процессе следующих аналитических процедур:

1. Анализ производственной эффективности корпорации, предполагающий расчет показателей использования материально-технических и трудовых ресурсов в сравнении со среднеотраслевыми значениями. В процессе анализа следует учитывать, что значение показателей, характеризующих производственную деятельность корпорации, определяется в том числе уровнем развития региона, в частности показателями качества жизни в регионе, предоставляемыми регионами налоговыми льготами и т. д.

2. Оценка финансовой устойчивости корпорации, которая предусматривает анализ абсолютных и относительных показателей и сравнение их значений со среднеотраслевым уровнем [2]. Следует отметить, что на уровень финансовой устойчивости значительное влияние оказывает отрасль деятельности корпорации, которая определяет структуру имущества корпорации (соотношение внеоборотных и оборотных активов) и источников его формирования (соотношение

собственного и заемного капиталов), продолжительность оборота оборотных активов, длительность производственного и финансового циклов и т. д. Существенное отклоне -ние показателей финансовой устойчивости корпорации от среднеотраслевых значений может свидетельствовать о ее финансовой неустойчивости. В то же время финансовая неустойчивость корпорации может быть результатом выбранной агрессивной политики в отношении структуры капитала.

3. Общая оценка эффективности функционирования корпорации дается на основе расчета показателей рентабельности активов, инвестированного и собственного капиталов. Низкие значения указанных показателей по корпорации относительно среднеотраслевых свидетельствуют о недо-оцененности корпорации и возможности роста ее стоимости.

Региональные показатели отражают особенности региона, в котором осуществляет деятельность корпорация, и включают в себя информацию о среднем уровне жизни в регионе, особенности регионального нало-

гообложения, в том числе предоставляемые регионом льготы по некоторым видам налогов, в частности налогу на прибыль и налогу на имущество. Кроме того, к региональным показателям следует отнести уровень развития региона, определяющий рыночную стоимость принадлежащих корпорации активов (недвижимости) и стоимость элементов материальных оборотных средств.

Рыночные показатели являются дополнением отраслевых и региональных показателей и характеризуют особенности рыночной или маркетинговой деятельности корпорации. К числу основных маркетинговых показателей, определяющих эффективность рыночной деятельности корпорации, относятся: объем продаж, доля рынка, отпускные цены за поставляемую продукцию, величина затрат закупаемых ресурсов, ценовая, кредитная политика, методы стимулирования сбыта, характеристика видов и каналов распределения продукции и т. д. [3]

На современном этапе развития определяющая роль в процессе выработки решений стратегического и тактического характера отводится системе показателей внутренней среды предприятия, часть которых представлена в его бухгалтерской отчетности. По экономическому содержанию показатели внутренней среды корпорации можно сгруппировать следующим образом:

1) рыночные показатели, характеризующие маркетинговую деятельность корпорации;

2) производственные показатели, отражающие состояние и эффективность использования ресурсов корпорации, затраты на производство, качество производимой продукции. На сегодняшний день в корпорациях отсутствует объективная информация, связанная с распределением затрат на переменные и постоянные, что негативно сказывается на качестве и оперативности принятия решений по управлению финансовыми результатами ее деятельности;

3) финансовые показатели, определяющие результат хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [4] требования о предоставлении в бухгалтерской отчетности предприятия достоверной информации, фальсификация и искажение бухгалтерской отчетности имеют место.

Профессор В. Г Когденко указывает, что достоверность отчетности рассматривается с двух аспектов: с позиций бухгалтерского учета и экономического анализа. Первая отражает соответствие форм отчетности правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету; вторая -характеризует содержание экономических явлений. При этом достоверная с точки зрения бухгалтерского учета отчетность может давать ложное представление об экономической действительности, что обусловлено наличием следующих причин:

1. Несовершенство действующих российских стандартов учета, при котором отчетность, достоверная с позиции бухгалтерского учета, будет нести искаженную информацию о стоимости активов и результатах финансово-хозяйственной деятельности корпораций.

2. Фальсификация или недобросовестность действий заинтересованных лиц (приобретение материальных ресурсов по завышенным ценам, реализация готовой продукции по заниженным ценам), направленные на искусственное занижение стоимости активов и финансовых результатов корпорации в целях оптимизации налогооблагаемой базы. При этом с бухгалтерской точки зрения отчетность может быть признана достоверной.

В этой связи возникает потребность в разработке инструмента для выявления подобного рода фальсификаций в бухгалтерской отчетности предприятия. В настоящее время американским экономистом М. Бенишом предложена модель индексов, однако анализ ее применимости, проведенный в исследованиях Н. В. Ферулевой и М. А. Штефан, в условиях российской экономики ставится под сомнение.

Экономический анализ предполагает изучение отдельных сторон и аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с использованием совокупности взаимосвязанных и систематизированных показателей. В практике аналитической деятельности корпоративных структур система показателей экономического анализа классифицируется на показатели, характеризующие деятельность корпорации в рыночной, производственной и финансовой сферах.

1. Аналитическая деятельность в рыночной сфере имеет два этапа: 1) констатация

фактов и анализ состояния и развития конкретного рыночного сегмента и самой корпорации; 2) определение причинно-следственных связей и научное прогнозирование возможного развития рынка. В рамках анали -за рыночной среды профессор В. П Когден-

>

*

Особое внимание среди показателей, используемых в процессе анализа поведения потребителей, уделяется количеству проданного товара, среднему чеку, доле постоянных и новых клиентов, степени удовлетворенности потребителей и пр.

Аналогично по рыночным, производственным и финансовым показателям проводится анализ конкурентов предприятия. Маркетинговые исследования деятельности конкурентов, в данном случае качество продукции, объемы продаж, товарная, сбытовая и ценовая политика, доля на рынке, позволяют оце -нить рыночные возможности конкурента.

Анализ производственных показателей предприятия-конкурента, таких как состояние технической базы производства, уровень загрузки производственных мощностей, используемая технология, система управления оборотными активами, квалификационный состав персонала, дает оценку потенциальных возможностей поставлять продукцию на рынок.

Финансовые показатели, включающие в себя выручку от основного вида деятельно-

ко предлагает исследовать внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду корпорации. Результаты данного анализа определяют возможности и угрозы относительно дальнейшего развития предприятия (рис. 3).

сти, имущественный потенциал, структуру источников формирования активов, рентабельность деятельности, позволяют оценить эффективность функционирования конкурирующего предприятия.

В процессе изучения деятельности поставщиков предприятия используются следующие показатели: удельный вес поставщиков в объеме поставок, условия оплаты и поставки продукции, ассортиментная и ценовая политика, система предоставления скидок и др. Результаты анализа показывают степень зависимости предприятия от конкретного поставщика, дают оценку эффективности деятельности его снабженческих служб и являются основой разработки мер по совершенствованию действующей в области работы с поставщиками политики.

Таким образом, полученные результаты анализа системы показателей оценивают внешнее окружение предприятия, которое с точки зрения положительного воздействия на бизнес характеризуется следующими показателями (рис. 4).

Рисунок 3 - Механизм анализа рыночной деятельности предприятия [1]

Л

1) благоприятные макроэкономические условия, характеризующаяся устойчивым ростом экономики, малыми темпами инфляции, стабильностью курса национальной валюты, либеральной налоговой политикой, низкими процентными ставками;

¿) подходящая ситуация в отрасли, выражающаяся ее подъемом, ростом спроса на продукцию отрасли, обоснованным повышением предложения, доступностью необходимых ресурсов для осуществления деятельности;

Т

Рисунок 4 - Система показателей внешнего окружения предприятия

2. Производственная среда промышленных корпораций в научной экономической литературе представлена следующими ресурсами: основные производственные фонды, материальные ресурсы и производственный персонал [5; 6]. В этой связи видится целесообразным классификация показателей по направлениям затрат: основной и оборотный

капиталы, человеческие и финансовые ресурсы предприятия (рис. 5).

3. Финансовая среда предприятия представляет собой заключительный раздел экономической оценки деятельности промышленных корпораций, основанный на расчете абсолютных и относительных показателей, характеризующих эффективность функцио-

Оборотный про ИЗ ВОДСТВ енные фонды

о 8

Э

й

Фовды обращения

- работники

аппарата

управления

-РСС

-рабочие

е

Н

и

Й

и

л,

•е-

ФиНаНЕОВЫЙ вложения

Показ ате ли состояния

Показатели использования

Показатели: результатов анализа денежных потоков

т

т

Коэффициент в вода, выбытия; пргроста, годностт^, из жса.

- 1ЕЕ проекта (внутренняя норма доходносттф, Уо

- ЫРУ (чистая приведенная стоимость),

- БК (ставка

дисконтирования ЫРУ),

%

Фондоотдач фондоемкость, фондовооруженность, фонд орентабель нос ть, коэфф ициент сменности, коэффициент экстенсивной и интенсивной загрузки оборудование коэфф ициент интетральной загрузки оборудования. Капитал оотдача, капиталоемкость

Ликвидность Читгый оборотный капитал

Оборачиваемость оборотных среден в целом и тю отдельным элементам. Средняя продолжительность оборота,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент закрепления оборотных срегктв, материалоемкость, матер иало отдача

Коэффициент приема, выбыть постоянства, текучвети кадроЕ

Производительность труда (выработкаи трудоемкость)

Доля финансовых Номинальная доходность

вложений, вложениях Реальная доходность

валюте баланса.

Доходность. Соотношение

рыночной стоимости

активов и их балансовой

стоимости

Объем производства продукции

Валовойдоход

Чистая продукция

Рентабельность

Эффективность

использования

активов

Делав ая активность

Рисунок 5 - Основные показатели, используемые в экономическом анализе деятельности предприятий

нирования корпорации. Анализ первой группы показателей (выручка, себестоимость, прибыль) дает оценку качества прибыли корпорации.

Относительные показатели представляют собой соотношение каких-либо двух показателей, получаемых расчетным путем в процессе аналитической обработки информации, и в сравнении с абсолютными показателями дают более объективную оценку эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Ключевыми показателями эффек-

тивности ведения дел в корпорации считаются показатели рентабельности.

Итак, в современных условиях эффективность деятельности корпорации во многом зависит от оптимальности управленческих решений, принятие которых основано на использовании точной и достоверной информации. Особые требования предъявляются к информации внутренней среды, отражающей маркетинговую, производственную и финансовую сферы деятельности корпорации.

Список литературы_

1. Когденко В. Г Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

2. Ахметгареева А.А., Аюпова В.К., Тетеркин А.Л. К вопросу анализа финансового состояния организации. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 16-20.

3. Жук С.И. Развитие бизнеса в условиях системного кризиса в России // Экономика и предпринимательство.

2020. №9 (122). С.195-200.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Хамидуллин М.Р. О модели планирования производства, учитывающей выпуск бракованной продукции и эффект масштаба производства» // Экономика и предпринимательство. 2014. №12 (3). С. 484-489.

6. Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y Cluster mechanism of industrial development based on the pos sibility of saving on the growth of production scales // IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis,

2021,Т.650(1), 012039.

References_

1. Kogdenko V. G. Metodologiya i metodika e'konomicheskogo analiza v sisteme upravleniya kommercheskoj organizaciej: monografiya. M.: YuNITI-DANA, 2008. 543 s.

2.Axmetgareeva A.A., Ayupova V.K., Teterkin A.L. K voprosu analiza finansovogo sostoyaniya organizacii. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 16-20.

3.Zhuk S.I. Razvitie biznesa v usloviyax sistemnogo krizisa v Rossii. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2020. №9 (122). S.195-200.

4.Federal'ny'j zakon «O buxgalterskom uchete» ot 06.12.2011 №402-FZ (poslednyaya redakciya). Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «KonsullantPlyus».

5.Xamidullin M.R. O modeli planirovaniya proizvodstva, uchity'vayushhej vy'pusk brakovannoj produkcii i e'ffekt masshtaba proizvodstva». E'konomika i predprinimatel'stvo. 2014. №12 (3). S. 484-489.

6.Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021,T.650(1), 012039.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.