Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Вячина Ирина Николаевна, Майорова Ольга Александровна

В современных условиях менеджменту компаний необходимо располагать инструментарием, способным обеспечить принятие эффективных управленческих решений, направленных на сокращение негативных последствий воздействия внешней среды. В этой связи особое внимание должно уделяться совершенствованию методов анализа и оценки уровня конкурентоспособности предприятий и разработке стратегии повышения их потенциала за счет сохранения и развития конкурентных преимуществ. При этом, оценивая конкурентоспособность предприятия, необходимо учесть его отраслевые особенности. Авторами статьи рассмотрены особенности предприятий нефтеперерабатывающего комплекса как объекта оценки их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Вячина Ирина Николаевна, Майорова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR ENSURING THE COMPETITIVENESS OF OIL REFINING ENTERPRISES

In modern conditions, the management of companies needs to have tools that can ensure the adoption of effective management decisions aimed at reducing the negative effects of the external environment. In this regard, special attention should be paid to improving methods for analyzing and assessing the level of competitiveness of enterprises and developing a strategy to increase their potential by maintaining and developing competitive advantages. At the same time, assessing the competitiveness of an enterprise, it is necessary to take into account its industry-specific features. The authors of the article considered the features of the enterprises of the oil refining complex as an object for assessing their competitiveness.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_5_2_146 УДК 65.01

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Габдуллина Гульсина Камилевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры экономических и гуманитарных дисциплин, Казанский национальный исследовательский технический университет - КАИ (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Вячина Ирина Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, Казанский федеральный университет (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: irav69@yandex.ru

Майорова Ольга Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономико-математических дисциплин, Университет управления «ТИСБИ», (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: olya. mayorova23@mail. ru

В современных условиях менеджменту компаний необходимо располагать инструментарием, способным обеспечить принятие эффективных управленческих решений, направленных на сокращение негативных последствий воздействия внешней среды. В этой связи особое внимание должно уделяться совершенствованию методов анализа и оценки уровня конкурентоспособности предприятий и разработке стратегии повышения их потенциала за счет сохранения и развития конкурентных преимуществ. При этом, оценивая конкурентоспособность предприятия, необходимо учесть его отраслевые особенности. Авторами статьи рассмотрены особенности предприятий нефтеперерабатывающего комплекса как объекта оценки их конкурентоспособности.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающие предприятия; конкурентоспособность; показатели; эффективность; стратегия.

UDC 65.01

FACTORS FOR ENSURING THE COMPETITIVENESS OF OIL

REFINING ENTERPRISES

Gabdullina Gulsina Kamilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Humanitarian Disciplines, Kazan National Research Technical University - KAI (Naberezhnye Chelny branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Vyachina Irina Nikolaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Production Management, Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny Branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: irav69@yandex.ru

Mayorova Olga Alexsandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic and Mathematical Disciplines, University of Management "TISBI" (Naberezhnye Chelny branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: olya.mayorova23@mail.ru

In modern conditions, the management of companies needs to have tools that can ensure the adoption of effective management decisions aimed at reducing the negative effects of the external environment. In this regard, special attention should be paid to improving methods for analyzing and assessing the level of competitiveness of enterprises and developing a strategy to increase their potential by maintaining and developing competitive advantages. At the same time, assessing the competitiveness of an enterprise, it is necessary to take into account its industry-specific features. The authors of the article considered the features of the enterprises of the oil refining complex as an object for assessing their competitiveness.

Keywords: oil refineries; competitiveness; indicators; efficiency; strategy.

Повышение эффективности и результативности деятельности нефтеперерабатывающих предприятий определяется всесторонним исследованием факторов, непосредственно влияющих на формирование и развитие их конкурентных преимуществ. Изучение трудов по данной проблематике показывает, что многие вопросы остаются пока дискуссионными и не до конца решенными.

Большинство современных предприятий для укрепления своих рыночных позиций особое внимание в процессе разработки стратегии конкурентоспособности уделяют выбору средств и инструментов, обеспечивающих эффективность ее реализации. «Область деятельности предприятия и его отраслевая принадлежность также сказывается на выборе стратегии конкурентоспособности. Кроме того, выработка и претворение стратегии конкурентоспособности требует от предприятий анализа конкретных изменений внешней и внутренней среды, которые будут учтены в стратегии, то есть исследования совокупности определенных факторов» [1].

Изучение факторов конкурентоспособности свидетельствует о том, что лидеры рынка, обладающие конкурентными преимуществами, имеют следующие характерные особенности: они владеют определенной долей рынка сбыта и удерживают ее; обладают инновационной активностью во всех сферах деятельности; поддерживают высокое качество продукции; им свойственна вы-

сокая мобильность и скорость реагирования, согласованность действий всех подразделений; высокая квалификация персонала и их адекватная мотивация [2; 3].

Экономическая категория конкурентоспособности является многомерным явлением, в связи с чем менеджмент обязан оценивать одновременно все конкурентные факторы с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости. Многоаспектность данной категории проявляется также в вероятности предвидения поведения конкурентов на рынке и изменчивости реагирования разных субъектов на одинаковые ситуации.

К факторам конкурентоспособности любого промышленного предприятия, в том числе и нефтеперерабатывающего, можно отнести: качество продукции, цену продукции, затраты на производство продукции, имидж предприятия и др. Несмотря на наличие значительного числа публикаций, которые были посвящены проблемам обеспечения конкурентоспособности предприятий, до сих пор нет однозначного ответа на то, как различные факторы оказывают влияние на их конкурентоспособность [4; 5]. В связи с этим представляет интерес концепция классификации факторов, сказывающихся на конкурентоспособности предприятий, составленная М. Портером. Правила конкуренции в любой отрасли, согласно данной концепции, определены пятью конкурентными силами (рис. 1):

Угроза появления новых конкурентов

Зависимость от поставщиков

Конкуренция в отрасли

Зависимость от потребителей

Угроза появления новых заменителей

Рисунок 1 - Пять сил конкуренции Портера НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Воздействие представленных пяти сил конкуренции влияет на уровень рентабельности и эффективности функционирования предприятия. Также данная концепция нацелена на поиск новых различных направлений конкурентной борьбы. В контексте вышеназванных конкурентных сил можно выделить ряд факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятий, а именно:

1) факторы, которые устанавливают степень конкурентного соперничества в рамках одной отрасли, то есть степень развития отрасли, степень дифференцированности конкурентов, число крупных корпораций в рассматриваемой отрасли, возможность выхода из отрасли и т.д.;

2) факторы, которые характеризуют угрозу со стороны товаров заменителей, в том числе цена новых заменителей, затраты на их переключение и т.д.;

3) факторы, которые определяют меру влияния со стороны поставщиков, то есть уровень концентрации поставщиков на данном рынке, величину расходов из-за замены поставщика, величины поставок и т.д.

Степень влияния представленных конкурентных сил может различаться в каждой конкретной отрасли, а также в отдельном регионе, где функционирует предприятие. Как говорилось ранее, нефтеперерабатывающая отрасль в России функционирует в условиях олигополии со свойственными ей конкурентными силами. При этом определенная конкурентная борьба между корпорациями существует, и конкурентные силы различаются в зависимости от региона (Сибирь, Арктическая зона, Татарстан, Башкирия), сорта перерабатываемой нефти, технологии переработки нефти, технической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов.

Среди этих факторов наиболее важным и сложным на сегодняшний день является степень технической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов и, соответственно, используемые технологии переработки нефти. За постсоветский период был построен единственный нефтеперерабатывающий завод - АО «ТАНЕКО», который оснащен современным оборудованием для глубокой переработки высокосернистой нефти. Остальные нефтеперерабатывающие предприятия находятся в худшем положении, и кризисы, которые сотрясают мир в последние деся-

тилетия, не дают возможности их модернизировать, что отражается на конкурентоспособности нефтеперерабатывающих компаний как на отечественном, так и на мировом рынке. Сложность модернизации нефтеперерабатывающей промышленности обусловлена высоким уровнем импортоза-висимости, решение которой видится через реализацию программы импортозамещения, то есть процесс создания российских технологий и производств, а также процесс локализации разработок и производств иностранными компаниями в России.

Классифицируя факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность современных предприятий, многие специалисты их делят на внутренние и внешние. Для нефтеперерабатывающих компаний это особенно актуально, поскольку нестабильность цен на нефть на мировом товарном рынке отражается и на внутреннем состоянии предприятий.

Внутренние факторы - это объективные критерии, характеризующие возможность предприятия обеспечить свою конкурентоспособность. Они непосредственно влияют на уровень конкурентоспособности предприятий и делятся в зависимости от принадлежности к той или иной области деятельности. Среди внутренних факторов выделяют: управленческие, производственные, кадровые и финансовые.

Также не менее важными являются финансовые факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия. Среди финансовых факторов можно выделить:

- используемые стандарты финансовой отчетности;

- платежеспособность, финансовая устойчивость;

- уровень рентабельности продукции;

- структура активов;

- наличие бюджетного субсидирования;

- программы лояльности продаж;

- политика ценообразования;

- уровень заработной платы сотрудников.

Финансовые факторы, по сути, всегда находятся в противоречии с прочими факторами, поскольку они являются постоянным индикатором и оказывают значительное влияние на принятие управленческих решений. Хорошее финансовое состояние предприятия является залогом обеспечения конкурентоспособности предприятия.

К внешним факторам относятся социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию произвести продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Внешняя среда носит объективный характер, поскольку представляет собой сложную систему регулирования предпринимательской деятельности. В современной России внешняя среда характеризуется не-

адекватными правовыми и экономическими условиями, которые порождают теневую деятельность. Сложившуюся ситуацию в стране можно признать деструктивным фактором предпринимательства.

Очень часто отечественные и зарубежные экономисты в своих исследованиях указывают следующие факторы, определяющие эффективность деятельности на рынке современных компаний:

1) эффективность бизнес-процессов и квалификация кадрового состава

2) управленческие компетенции

3) возможность предприятия на выход к привлекательным маркетинговым каналам

4) наличие и уровень вертикальной интеграции и развития аутсорсинга

5) способность эффективно продвигать и продавать свою продукцию или услуги

Рисунок 2 - Факторы, определяющие эффективность деятельности компаний на рынке

И.М. Лифиц указывает, что «на развитие конкурентных преимуществ современных организаций влияют и такие важнейшие факторы, как: доступ к информации; возможность использования сложной технологии; доступ к глобальному рынку через широкие возможности сети Интернет для организаций различных размеров и масштабов деятельности». Эти факторы одинаково доступны для многих предприятий, и то, как каждая из них сможет ими воспользоваться в контексте страновых и отраслевых условий и будет зависеть его конкурентоспособность [6].

Исследователи Е.Н. Александрова и В.В. Куашанская указывают на то, что «эффек-

тивность сетей бизнескоммуникаций в стране и мер поддержки отраслей промышленности измеряется в том числе количеством и качеством местных поставщиков и степенью их взаимодействия. Деятельность и стратегия отдельных предприятий (брендинг, маркетинг, распределение, передовые производственные процессы и производство уникальных и сложных продуктов) в экономи -ке в конечном счете приводят к усложнению и модернизации бизнес-процессов» [1].

В методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) конкурентоспособность бизнеса оценивается по показателям, представленным на рис. 3:

Показатели, используемые в методике ВЭФ

число национальных компаний и их конкурентоспособность;

уровень кластерного развития;

природа конкурентных преимуществ национальных компаний;

контроль международной дистрибуции;

уровень технологичности процесса производства;

распространение маркетинга;

готовность делегирования полномочий;

профессиональность управленческого аппарата предприятий

Рисунок 3 - Показатели, используемые в методике ВЭФ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

«На конкурентоспособность предприятия на рынке оказывают значительное воздействие также процессы глобализации, местного дифференцирования и международных инноваций. Усиливающая интеграция мировых рынков и конкурентного соперничества подталкивают национальные компании к принятию глобальной перспективы в планировании своей стратегии конкурентоспособности» [7].

В процессе изучения внешних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, по утверждению Р.А. Фатхутдинова, следует учитывать то, что «воздействие ком-

пании на такие факторы ограниченно в силу их преимущественно объективного влияния по отношению к экономическому субъекту. Реальный потенциал обеспечения конкурентоспособности предприятия обращен в большей степени к факторам внутренней среды. Однако воздействовать на внутренние факторы предприятие может с разной степенью эффективности и в том числе благодаря воздействию внешней среды» [9].

На рис. 2, Е.Н. Александровой представлена подробная детализация вышеописанных факторов конкурентоспособности.

Факторы внешней среды:

- снижение транспортных расходов;

- развитие коммуникаций;

- государственная политика;

- изменение технологий производства;

- маркетинг, управление и др.

Рыночные факторы:

- степень однородностей потребностей рынка;

- уровень сложности спроса;

- жизненный цикл товара и скорость его сокращения;

- бренды, реклама;

- интернационализация каналов распределения

тг

Стратегия конкурентоспособности организации

Г

Экономические факторы:

- возможность экономии на масштабах производства или дистрибуции;

- стратегические направления обучения персонала;

- эффективность производственных процессов;

- сокращение издержек;

- рост производства

Факторы конкуренции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимозависимость конкурентов;

- стратегии конкурентов;

- возможность предвидения действий конкурентов на рынке

Рисунок 4 - Факторы, определяющие эффективность действующей стратегии конкурентоспособности предприятия

По мнению И.М. Лифиц, при разработке и реализации стратегии конкурентоспособности «надо рассмотреть воздействие этой стратегии на окружающую среду, а также действие на предприятия со стороны внешней окружающей среды. Для этих целей система управления деятельностью предприятия включает различные методы и подходы анализа внутренних и внешних факторов, которые влияют на него» [6].

Для решения многих управленческих задач необходимо объективно оценить конкурентоспособность предприятия с учетом его отраслевых особенностей [10; 11].

Нефтеперерабатывающие компании отличаются от прочих промышленных предприятий большой многогранностью, и их выделе-

ние позволит провести более объективную оценку их конкурентоспособности. Наиболее важной особенностью нефтеперерабатывающих предприятий является беспрерывность технологического процесса. «Обычно мини-НПЗ имеют одну-две установки атмосферной перегонки нефти большой мощности и две установки очистки с индексом Нельсона 1, а в крупных нефтехимических комплексах происходит пять-шесть переделов с широким ассортиментом выпускаемой продукции нефтепереработки. Еще одна отличительная черта нефтеперерабатывающих предприятий - зависимость их экономических показателей от мировых цен на нефть и нефтепродукты. И третьей их особенностью является то, что вся деятельность зарегули-

рована государством посредством технических регламентов на производимое топливо, цены на него, экологические правила и нормы и т.д.» [8].

Вышеназванные особенности с точки зрения оценки конкурентоспособности нефтеперерабатывающего предприятия нужно разобрать более детально.

1. Схема учета сырья (нефти) зависит от роли, в которой выступает «нефтеперерабатывающий завод, а именно является ли он собственником сырья и готовой продукции (в этом случае доход от переработки также является его собственностью), или осуществляет свою деятельность по процессинговой схеме (в этом случае компенсируются лишь понесенные производственные затраты)» [8]. Таким образом, если предприятие работает по процессинговой схеме, значительную часть прибыли получает собственник готовой продукции (нефтепродуктов), что, конечно, отражается на стоимости данного нефтеперерабатывающего предприятия.

Несмотря на то, что нефтеперерабатывающие компании функционируют на оли-гополистическом рынке, где теоретически должна быть высокая маржинальность, последние годы наблюдается ее значительное снижение и даже убыточность (1 квартал 2019 года). Основное падение прибыли до минусовых значений коснулось производителей автобензина, причиной которого явился запрет Правительством России его экспорта, из-за чего произошел профицит продукта на внутреннем рынке. Нефтеперерабатывающие компании продавали бензин с огромным дисконтом. Действующий с начала 2019 года механизм сдерживания цен на внутреннем рынке - демпфер - на практике оказался неспособным возместить убыточность наиболее значимых нефтеперерабатывающих компаний для экономики страны и при этом еще даже увеличил негативный эффект государственного регулирования отрасли.

2. Установленная мощность предприятия нефтеперерабатывающего комплекса как объекта оценки: мини-НПЗ и крупные НПЗ. К первым относятся заводы с объемом переработки до 500 тыс. т в год и предприятия. Свыше этой величины - крупные НПЗ, удельный вес которых в России наибольший.

3. Физико-химические характеристики сырой нефти, используемой на предприятии в

качестве сырья. Качественные характеристики нефти определяют схему потока нефтеперерабатывающего завода, в частности, для переработки высокосернистой нефти, которая добывается, например, в Татарстане и Башкортостане (содержание серы колеблется от 1,8 до 3 %), требуется усложненная технологическая схема. Необходимость дополнительных установок для очистки нефти от тяжелых примесей, серы и вредных химических веществ влечет за собой увеличение капитальных вложений на строительство и модернизацию НПЗ, а также повышенные эксплуатационные затраты, в том числе на энергопотребление.

В связи с этим конкурентное преимущество заводов, перерабатывающих более легкую, например западносибирскую, нефть, выше, чем у предприятий, перерабатывающих тяжелые сорта нефти (более 2 % серы), поскольку себестоимость единицы производства нефтепродуктов гораздо ниже, и, соответственно, у них более высокая рентабельность.

4. Глубина переработки нефти, характеризующая процент выхода светлых нефтепродуктов. Высокое значение данного показателя говорит «о большой величине добавленной стоимости к цене сырой нефти, что обеспечивает высокий уровень рентабельности и увеличение рыночной стоимости предприятия» [1].

Для более высокой степени очистки проводится большой спектр физико-химических процессов: гидроочистка, каталитический риформинг, каталитический и гидравлический крекинг, экстракция и деасфальтизация. В течение последнего десятилетия в России проведена реконструкция ряда предприятий, в результате чего глубина нефтепереработки вышла на рекордную отметку - 82,7 %.

Позитивным направлением в повышении глубины переработки нефти явилось строительство нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО», которое входит в группу компаний ПАО «Татнефть». Это первое крупное нефтеперерабатывающее предприятие, построенное в постсоветский период, главной целью которого явилась переработка высокосернистой нефти, добываемой в Татарстане. Уже в 2018 году предприятие добилось глубины переработки на уровне 99%.

Для дальнейшего развития нефтеперера-

батывающей отрасли следует продолжить работу по инвестированию средств в повышение глубины переработки, что приведет к увеличению выхода светлых нефтепродуктов. Дополнительные установки повысят индекс сложности технологических процессов, то есть индекс Нельсона, а вместе с ним и конкурентоспособность российских нефтеперерабатывающих предприятий.

Индексом Нельсона (Nelson Complexiti Index) называют индекс технологической сложности НПЗ, который впервые был пред-

Оборудованию по перегонке сырой нефти присваивается коэффициент Нельсона 1,0 и, сравнивая с каждой основной единицей оборудования нефтеперерабатывающего завода, путем умножения его сложности и стоимости устанавливают индекс сложности. Затем значения сложностей, присвоенных каждому оборудованию завода, суммируются, и определяют индекс сложности Нельсона всего предприятия.

На индекс Нельсона влияет степень сложности процесса и установки, его пожароо-пасность, технико-экономические характеристики и др. В зависимости от степени износа установок, качества перерабатываемого сырья и других параметров могут провести корректировку этого индекса.

В настоящее время при расчете эффективности проекта индекс Нельсона все уверенней занимает позиции, вытесняя показатель «Глубина переработки». По мнению экспертов, нефтеперерабатывающие предприятия, имеющие индекс менее 10,0, проигрывают по конкурентоспособности.

Самыми сложными в мире являются нефтеперерабатывающие заводы США, обладающие уровнем индекса от 10 до 12, европейские заводы имеют уровень от 8 до 10. Стремительно развиваются и повышают индекс Нельсона предприятия в азиатском

ложен У. Нельсоном в 1961 году. Специфика деятельности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли сложна для понимания и, разработанный индекс позволяет в доступной форме количественно оценить и установить рейтинг сложности нефтеперерабатывающих заводов.

Данный индекс оценивает величину вторичного преобразования на нефтеперерабатывающем заводе по отношению к первичной мощности дистилляции. Он определяется по формуле:

регионе, создавая достойную конкуренцию странам ЕС и США. Индекс Нельсона российских нефтеперерабатывающих компаний на сегодняшний день - 4-5. Согласно проведенным исследованиям, в будущем выживут нефтеперерабатывающие заводы, которые обладают величиной индекса Нельсона выше 10 пунктов. Так, индекс Нельсона для нефтеперерабатывающего комплекса «ТА-НЕКО» по окончании строительства достигнет 15,0.

5. Вхождение нефтеперерабатывающих предприятий в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), что позволит активней модернизировать производство, увеличить глубину переработки нефти. Предприятие, находящееся в составе ВИНК, всегда обеспечено сырьем и другими материальными ресурсами, а его готовая продукция (нефтепродукты) всегда имеют рынок сбыта. В случае, если НПХ функционирует независимо, все проблемы, связанные с поставками сырья, материалов, обновлением основных фондов, а также реализацией нефтепродуктов, решаются самостоятельно [8].

«Создание вертикально интегрированных субъектов способно объединить в единое целое всю технологическую цепочку нефтяного сектора экономики, а именно в него входят

N

NC1 = 4 " ' i

' Ьгпп

i=1

где П - коэффициент сложности отдельного процесса; С - мощность установки данного процесса; СсБи - мощность первичной установки перегонки нефти; N - число отдельных процессных установок в составе завода

предприятия, связанные со всеми стадиями технологического процесса: разведка и добыча, транспортировка, переработка, нефтехимия и реализация. Такая организационная структура имеет существенные конкурентные преимущества, к наиболее значимым из которых можно отнести: закрепление хозяйственных связей, повышение стимулов для получения более эффективного резуль-

тата, сосредоточение имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях технической политики, максимально эффективном использовании системы взаиморасчетов и др.» [5; 7].

Выделяют следующие предпосылки к созданию вертикально интегрированных корпоративных структур (рис. 5):

1) стремление предельного контроля над рынками сбыта продукции

2) для создания максимально эффективной управляемой организации производства и сбыта продукции

3) вероятность существенно сэкономить из-за масштабов производства

4) обеспечить себе контролируемые источники поступления сырья

Рисунок 5 - Причины создания вертикально интегрированных корпоративных структур

6. Отдаленность российских нефтеперерабатывающих компаний от рынков сбыта го -товой продукции. В среднем по России расстояние от производителя нефтепродуктов до конечного потребителя составляет 1100 км. И площадь покрытия одного нефтеперерабатывающего предприятия составляет 610 тыс. км2, а в США, соответственно, 62 тыс. км2.

Исходя из сказанного, рентабельными нефтеперерабатывающие предприятия могут быть только при очень высоких ценах на топливо, что отрицательно отражается на оценке их конкурентоспособности.

Таким образом, исследование теоретических и методических основ конкурентоспособности предприятий нефтеперерабатывающего комплекса позволили сформулировать следующие выводы:

1. Нефтеперерабатывающая промышленность является одним из ключевых элементов российской экономики и входит в состав топливно-энергетического комплекса страны. Эффективность его функционирования обеспечивает успешность решения государственных, социальных и экономических задач, а также формирует основные макроэкономические показатели. Основной задачей нефтеперерабатывающей отрасли является удовлетворение потребности страны в качественных нефтепродуктах, в том числе моторных маслах, смазочных материалах, сырья для нефтехимии и пр.

2. Нефтеперерабатывающие предприятия функционируют в условиях олигополисти-ческой конкуренции, на котором небольшое число крупных фирм делят между собой рынок и взаимосвязано осуществляют ценовую политику. Изучение факторов конкурентоспособности и их развитие позволяет сделать вывод о том, что предприятия, обладающие конкурентными преимуществами: владеют определенной долей рынка сбыта и удерживают ее; обладают инновационной активностью во всех сферах деятельности; поддерживают высокое качество продукции; для них характерна высокая мобильность и скорость реагирования, согласованность действий всех подразделений; высокая квалификация персонала и их адекватная мотивация. К факторам конкурентоспособности любого промышленного предприятия, в том числе и нефтеперерабатывающего, можно отнести: качество продукции, цену продукции, затраты на производство продукции, имидж предприятия и др.

3. Оценка конкурентоспособности нефтеперерабатывающей отрасли имеет свои специфические особенности, к основным из которых относятся: схема учета сырья (нефти) и его физико-химические характеристики, производственная мощность НПЗ; глубина переработки нефти; создание ВИНК в нефтяной отрасли, которая решает множество проблем функционирования. И последней особенностью отечественных предприятий

нефтепереработки является их удаленность от рынков сбыта готовой продукции (в среднем 1100 км и площадь покрываемой территории одним предприятием 610 тыс. км2).

Проведения регулярной оценки своей кон-

курентоспособности требует усиление конкурентной борьбы на рынке нефтепереработки, для чего следует искать инструменты управления и рычаги повышения конкурентоспособности.

Список литературы_

1. Александрова Е.Н., Вдовина В.А., Александрова Е.Н. Основные факторы конкурентоспособности строительных организаций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-1. С. 99-102.

2. Ахметгареева А.А., Аюпова В.К., Тетеркин А.Л. К вопросу анализа финансового состояния организации. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 16-20.

3. Ахметгареева А.А., Зобнина Д.М. Качество управления персоналом как залог успеха деятельности предприятия. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 21-26.

4. Ахметгареева А.А., Вячина И.Н., Майорова О.А. Элементы ценовой политики предприятия. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 4-3. С. 7-11.

5. Жук С.И. Развитие бизнеса в условиях системного кризиса в России // Экономика и предпринимательство.

2020. № 9 (122). С. 195-200.

6. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие. 4-е изд. пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 392 с.

7. Поплаухина Т.Д., Лузина Т.В., Гарипова В.В. Конкурентная стратегия как фактор эффективного развития производственного предприятия // Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 838-840.

8. Тулина Ю.С. Некоторые особенности нефтеперерабатывающих заводов как особенного объекта оценки // Вестник ТГУ. 2012. Вып. 11 (115). С. 96-102.

9. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 73-86.

10. Хамидуллин М.Р. О модели планирования производства, учитывающей выпуск бракованной продукции и эффект масштаба производства» // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (3). С. 484-489.

11. Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y. Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales // IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis,

2021, t. 650 (1), 012039.

References_

1.Aleksandrova E.N., Vdovina V.A., Aleksandrova E.N. Osnovny'e faktory' konkurentosposobnosti stroitel'ny'x organizacij. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyx i estestvennyx nauk. 2019. № 9-1. S. 99-102.

2.Axmetgareeva A.A., Ayupova V.K., Teterkin A.L. K voprosu analiza finansovogo sostoyaniya organizacii. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 16-20.

3.Axmetgareeva A.A., Zobnina D.M. Kachestvo upravleniya personalom kak zalog uspexa deyatel'nosti predpriyatiya. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 21-26.

4.Axmetgareeva A.A., Vyachina I.N., Majorova O.A. E'lementy' cenovoj politiki predpriyatiya. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 4-3. S. 7-11.

5.Zhuk S.I. Razvitie biznesa v usloviyax sistemnogo krizisa v Rossii. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 9 (122). S. 195-200.

6.Lificz I.M. Konkurentosposobnost' tovarov i uslug: uchebnoe posobie. 4-e izd. per. i dop. M.: Yurajt, 2019. 392 s.

7. Poplauxina T.D., Luzina T.V., Garipova V.V. Konkurentnaya strategiya kak faktor e'ffektivnogo razvitiya proizvodstvennogo predpriyatiya. Finansovaya e'konomika. 2018. № 6. S. 838-840.

8.Tulina Yu.S. Nekotory'e osobennosti neftepererabaty'vayushhix zavodov kak osobennogo ob''ekta ocenki. Vestnik TGU. 2012. Vy'p. 11 (115). S. 96-102.

9.Fatxutdinov R.A. Koncepciya novoj teorii upravleniya konkurentosposobnost'yu i konkurenciej. Sovremennaya konkurenciya. 2007. № 1. S. 73-86.

10. Xamidullin M.R. O modeli planirovaniya proizvodstva, uchity'vayushhej vy'pusk brakovannoj produkcii i e'ffekt masshtaba proizvodstva». E'konomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12 (3). S. 484-489.

11. Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y. Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021, t. 650 (1), 012039.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.