Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПАНИИ / РЕСУРСЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ / СОСТОЯНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Тетеркин Андрей Львович, Храмова Наталья Александровна

Ресурсы корпорации составляют основу ее финансово-хозяйственной деятельности и включают в себя: материально-технические, человеческие, финансовые, а также информационные ресурсы. От обеспеченности и эффективности использования ресурсов зависит выполнение плановых показателей, выработка подвижного состава, и, как следствие, объем оказанных услуг, их себестоимость, прибыль и ряд других показателей, характеризующих результативность деятельности транспортных компаний. Информационный ресурс также играет важную роль в управлении транспортной компании, поскольку является не только информационной поддержкой экономического анализа, но и участвует в поиске новых возможностей управления. Вследствие этого формирование достаточного и рационально организованного потока информации становится одной из ключевых управленческих задач предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдуллина Гульсина Камилевна, Тетеркин Андрей Львович, Храмова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF RESOURCES OF TRANSPORT COMPANIES

Corporation resources form the basis of its financial and economic activities and include: material and technical, human, financial, and information resources. The fulfillment of planned indicators, the development of rolling stock, and, as a result, the volume of services rendered, their cost, profit and a number of other indicators that characterize the performance of transport companies depend on the availability and efficiency of the use of resources. The information resource also plays an important role in the management of a transport company, since it is not only informational support for economic analysis, but also participates in the search for new management opportunities. As a result, the formation of a sufficient and rationally organized flow of information becomes one of the key management tasks of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ»

иииятиивитвиииияивиии

DOI 10.47576/2712-7516_2022_5_2_110 УДК 65.01

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Габдуллина Гульсина Камилевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры экономических и гуманитарных дисциплин, Казанский национальный исследовательский технический университет - КАИ (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Тетеркин Андрей Львович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры менеджмента и экономико-математических дисциплин, Университет управления «ТИС-БИ» (Набережночелнинский филиал), г. Набережные Челны, Россия, e-mail: alte3@rambler.ru

Храмова Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Российская международная академия туризма (Казанский филиал), г. Казань, Россия, e-mail: Khramova-natalia@mail.ru

Ресурсы корпорации составляют основу ее финансово-хозяйственной деятельности и включают в себя: материально-технические, человеческие, финансовые, а также информационные ресурсы. От обеспеченности и эффективности использования ресурсов зависит выполнение плановых показателей, выработка подвижного состава, и, как следствие, объем оказанных услуг, их себестоимость, прибыль и ряд других показателей, характеризующих результативность деятельности транспортных компаний. Информационный ресурс также играет важную роль в управлении транспортной компании, поскольку является не только информационной поддержкой экономического анализа, но и участвует в поиске новых возможностей управления. Вследствие этого формирование достаточного и рационально организованного потока информации становится одной из ключевых управленческих задач предприятия.

Ключевые слова: транспортные компании; ресурсы; основные средства; показатели; состояние; эффективность; результат.

UDC 65.01

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF RESOURCES

OF TRANSPORT COMPANIES

Gabdullina Gulsina Kamilevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Humanitarian Disciplines, Kazan National Research Technical University - KAI (Naberezhnye Chelny branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: Gulsina-kamilevna@yandex.ru

Teterkin Andrey Lvovich,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic and Mathematical Disciplines, TISBI University of Management (Naberezhnye Chelny Branch), Naberezhnye Chelny, Russia, e-mail: alte3@rambler.ru

Khramova Natalya Alexandrovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Humanities and Natural Sciences, Russian International Academy of Tourism (Kazan branch), Kazan, Russia, e-mail: Khramova-natalia@mail.ru

Corporation resources form the basis of its financial and economic activities and include: material and technical, human, financial, and information resources. The fulfillment of planned indicators, the development of rolling stock, and, as a result, the volume of services rendered, their cost, profit and a number of other indicators that characterize the performance of transport companies depend on the availability and efficiency of the use of resources. The information resource also plays an important role in the management of a transport company, since it is not only informational support for economic analysis, but also participates in the search for new management opportunities. As a result, the formation of a sufficient and rationally organized flow of information becomes one of the key management tasks of the enterprise.

Keywords: transport companies; resources; fixed assets; indicators; condition; efficiency; result.

Оценка экономической эффективности функционирования транспортных компаний, которая обеспечивается в том числе за счет эффективного использования их ресурсов, является важной задачей как для акционеров, так и иных субъектов рыночной экономики.

Ресурсы предприятия составляют основу его финансово-хозяйственной деятельности и включают в себя: материально-технические (основные средства, оборотные активы), человеческие, финансовые, а также информационные ресурсы [1; 2].

Ключевым ресурсом, определяющим возможности транспортной компании и перспективы ее развития, являются основные (в частности, транспортные) средства. Анализ основных средств традиционно включает: оценку динамики, состава и структуры; оценку состояния, движения и использования основных средств. Для объективности результатов анализа следует внести корректировку

по арендованным и переданным в аренду (или переведенным на консервацию) основных средств [3; 5].

Алгоритм анализа основных средств включает следующие процедуры (рис. 1).

Профессор В.П Когденко в процессе толкования результатов анализа движения и состояния основных средств предлагает воспользоваться неравенством [5], выполнение которого характерно для эффективно управляемой компании:

па < кв < квв, (1)

а в вв' 4 '

где па - средняя норма амортизации;

кв - коэффициент выбытия основных средств;

квв - коэффициент ввода основных средств.

Состояние оборотных активов хозяйственного объекта оценивается структурой по уровню их ликвидности, нормируемости, а также сферам приложения. Ликвидность оборотных активов дает оценку их способно-

Рисунок 1 - Алгоритм проведения анализа основных средств транспортной компании

сти преобразоваться в денежные средства, чтобы погасить текущие обязательства компании. С точки зрения ликвидности оборотные активы можно разделить на наиболее ликвидные активы (А1), быстрореализуемые активы (А2) и медленно реализуемые активы (А3). В настоящее время нет утвержденных нормативов по отнесению оборотных активов к той или иной группе [4].

Ликвидность оборотных активов для каждого предприятия может варьироваться в зависимости от сферы деятельности, отрасли, этапа жизненного цикла, а также от периода времени.

Степень эффективности использования оборотных активов определяется показателями, характеризующими скорость их оборота в целом, а также наиболее значимых их элементов (запасов, дебиторской задолженности и др.), и закрепления оборотных средств. Ско -рость оборота оборотных активов может быть определена при помощи коэффициента их оборачиваемости и/или средней продолжительности одного оборота в днях.

Оценка управления персоналом (человеческих ресурсов) транспортной компании

включает систему показателей, которые можно подразделить на две группы: 1) показатели, оценивающие состояние и движение персонала; 2) показатели, оценивающие степень использования персонала [2].

Еще одним весьма важным ресурсом, обеспечивающим эффективность функционирования транспортных компаний, является информация, обоснованность и своевременность которой позволяет провести качественный экономический анализ, обеспечивающий целесообразность принимаемых управленческих решений. Искаженная отчетность компании, обусловленная несовершенством стандартов учета, вводит в заблуждение пользователей и снижает эффективность управления. К наиболее искажаемым показателям бухгалтерской отчетности в результате несовершенства стандартов учета относятся величина и структура активов компании в разрезе ее внеоборотных и оборотных активов.

Поскольку основным пользователем отчетности в России являются налоговые органы, постольку российские стандарты учета направлены на удовлетворение их ин-

тересов. В этой связи стандарты достаточно жестко регламентируют расходы (так как они влияют на прибыль до налогообложения и, как следствие, величину налоговых платежей), и менее жестко - активы, что приводит к завышению (занижению) стоимости отдельных их видов.

К сожалению, предусмотренные в целях повышения достоверности отчетности нормы бухгалтерского учета не являются эффективными. Компании зачастую, преследуя цель оптимизации налогооблагаемой базы по налогу на имущество, игнорируют право проводить переоценку основных средств, результатом которой станет доведение их стоимости до рыночной. Это, в свою очередь, приводит к искажению стоимости основных средств и некорректным результатам анализа. Следует отметить, что переоценка основных средств в сторону их повышения выгодна исключительно для высокоприбыльных компаний, поскольку увеличение амортизационных отчислений приводит к росту себестоимости и, как следствие, снижению суммы налога на прибыль. Предприятиям, имеющим низкий уровень рентабельности, переоценка основных средств невыгодна.

Кроме того, искажение отчетности по статье «Основные средства» происходит в результате:

- эксплуатации полностью амортизированных основных средств (большая часть основных средств предприятий нефтехимической отрасли имеет 100 %-ный износ, следовательно, амортизация по ним не начисляется). В этом случае при нулевой стоимости основные средства все же имеют определенную ценность, поскольку приносят доход организации;

- приобретения основных средств по лизингу, что занижает их стоимость.

Причины искажения стоимости оборотных активов рассмотрим в разрезе статей:

- запасы. В соответствии с методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, организации должны создавать в бухгалтерском учете резерв под снижение их стоимости. Однако, как показывает практика, предприятия не используют данную возможность, что приводит к искусственному завышению стоимости запасов. Завышает запасы также использование метода полной себестоимости,

который предполагает включение в запасы управленческих расходов;

- дебиторская задолженность. Искажение по данной статье происходит при наличии долгосрочной дебиторской задолженности, которая характеризуется высоким риском невозврата. Более того, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в долгосрочной перспективе, в момент получения будет обесценена из-за влияния инфляционного фактора;

- финансовые вложения. Очень часто в форме финансовых вложений выступают инвестиции (предоставление займов) на срок до 12 месяцев. Поскольку данная статья обо -ротных активов относится к категории наиболее ликвидных, это может повлиять на результаты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.

Таким образом, одним из основных факторов, обеспечивающих развитие транспортных компаний, является эффективное использование ресурсов, составляющих основу ее финансово-хозяйственной деятельности и включающих в себя активы предприятия, человеческий капитал, финансовые и информационные ресурсы. Оценка эффективности использования ресурсов осуществляется с помощью анализа различных показателей, качество которого зависит от своевременности и достоверности предоставляемой информации.

Анализ финансового состояния и финансовых результатов даст общую оценку деятельности предприятия, а анализ использования производственных ресурсов (основных фондов, материальных и трудовых ресурсов) позволит выявить причины полученных результатов [6].

Существующие связи между факторами, предметами и объемом оказанных услуг определяют исследовательский интерес к расчету интегрального показателя (коэффициента активности ресурсов), который учитывает темпы роста каждого ресурса и их удельного веса в общей сумме затрат ресурсов. Формула расчета коэффициента активности ресурсов имеет вид:

Ф1 М_1 Т1 Ф0Х<Р +М0Х^ +Т0Хт

где Кар - коэффициент активности ресурсов; ТП1 и ТПо - объем товарной продукции соответственно в отчетном и предыдущем году;

Ф1 и Ф0 - среднегодовая стоимость основных фондов соответственно в отчетном и предыдущем году;

М1 и М0 - материальные затраты соответственно в отчетном и предыдущем году;

Т1 и Т0 - затраты на оплату труда с отчислениями соответственно в отчетном и предыдущем году.

Для предприятий, оказывающих снабжен-ческо-коммерческие (посреднические) услуги, формула расчета доли затрат (ф^т) в общей их совокупности будет иметь вид:

=

F(M,L) Т+М+1

Для транспортных компаний доля затрат будет определяется по формуле:

г л 0(М,Ь)

Кдт) =

3

где А - величина амортизационных отчислений в себестоимости оказанных услуг;

С - полная (сметная) себестоимость

Результат Кар > 1 свидетельствует об интенсивном развитии предприятия за счет повышения эффективности использования факторов производства, в результате которого увеличивается производительность труда, снижаются материалоемкость и трудоемкость, повышаются значения прибыли и рентабельности производства

Результат Кар > 1 также может свидетельствовать о низкой инвестиционной активности предприятия, приобретении более дешевого, и, соответственно, некачественного сырья, запасных частей, сокращении персонала и др. В связи с этим повышается роль анализа состояния и движения основных средств предприятия, результаты которого отражают инвестиционную и финансовую политику компании, а также характеризуют долгосрочность целей ее топ менеджмента [7].

Расчет показателей состояния основных средств в транспортных компаниях целесообразно проводить отдельно по активной и пассивной части основных фондов. Очевидно, что конкурентоспособность компании в значительной степени зависит от обновления активной части основных средств. Одна-

ко результаты анализа состояния основных фондов транспортных компаний показал, что уровень износа основных средств на этих предприятиях составляет более 50 %, угрожая снижением объемов и качества оказываемых услуг и, как следствие, ухудшением финансового положения предприятий.

Теперь интерпретацию полученных результатов целесообразно проводить с использованием неравенства, которое справедливо для эффективно управляемой организации. Такая организация осуществляет развитие своего производственного потенциала при снижающемся уровне износа основных средств:

ия<Кя<Кя

где па - средняя норма амортизации; Кв - коэффициент выбытия; Квв - коэффициент ввода

Формула определения средней нормы амортизации имеет вид:

_Па= Аг / ОСп х 100,

где Аг - годовая величина амортизационных отчислений, ОСп - средняя первоначальная стоимость основных средств

Относительно деятельности современных предприятий данная формула не отражает реальной нормы амортизации, поскольку средний возраст транспортных средств предприятий региона более 10 лет. В течение срока эксплуатации основных средств их стоимость переоценивается, образуя восстановительную стоимость. В связи с этим считаем целесообразным при расчете нормы амортизации использовать значение не первоначальной, а восстановительной стоимости, которая не отражается в документах бухгалтерской отчетности, что усложняет анализ.

Превышение коэффициента выбытия над средней нормой амортизации «свидетельствует о превышении списываемого износа над начисляемым, что приводит к снижению общего уровня изношенности основных средств. Превышение коэффициента ввода над коэффициентом выбытия приводит, очевидно, к расширенному воспроизводству и к увеличению степени годности основных средств» [3].

Комплексную оценку состояния основных средств дают коэффициенты износа и годности, пороговое значение которых равно 50 %. При этом расчет этих показателей не включает оценку степени морального износа.

В процессе проведения аналитических

процедур следует учитывать влияние на значения показателей износа и годности способа начисления амортизации (например, оценку годности основных средств ухудшают использование нелинейных способов амортизации).

Качество используемого материала (запасных частей), которое влияет на значение коэффициентов использования ресурса, необходимо учитывать при изучении темпов роста материальных затрат. Также требуется проведение детального анализа по поставщикам, способам закупки материальных ресурсов, качеству и ценам, а также анализ действующей на предприятии системы нормирования запасов [8; 9].

Динамика показателя трудозатрат определяется действующей политикой предприятия в сфере организации труда и заработной платы, оптимизации численности, повышения квалификации сотрудников и иных факторов. Для достоверности оценки влияния трудозатрат на динамику товарной продукции рекомендуется проводить анализ по категориям работников (руководители, специалисты, рабочие). Разрыв между заработной платой руководителей и рабочих, порой составляющий тысячи раз, искажает результа-

4

5

Результат Кар < 1 говорит об экстенсивном развитии хозяйственной деятельности предприятия за счет увеличения количества факторов производства и отсутствия мероприятий по повышению эффективности их использования. В то же время, если указанное значение показателя свойственно ему на протяжении небольшого промежутка времени (до одного года), оно может быть результатом активной модернизации и технического перевооружения предприятия. Сказанное служит дополнительным доводом в пользу анализа состояния и использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов

ты анализа и негативно отражается на уровне производительности труда.

Оценка влияния каждого фактора на общие темы их изменения дается по результатам факторного анализа с использованием метода цепных подстановок [4]:

Т0 = Тоф0хТмз0хТтз0;

Тусл1 = Тоф1*ТмзохТтзо; ДТоф= Тусл1 - То;

Тусл2 = Тоф^Тмз^Ттзо; ДТмз= Тусл2 - Т услЬ

Т1 = Тоф1хТмз1хТтз1; ДТтз= Т1 - Т усл2,

где Т0, Т1 _ базовый и отчетный периоды.

Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины базовые, в последнем - фактические.

Авторы полагают, что практическое использование коэффициента активности ресурсов будет способствовать формированию

Список литературы_

правильных заключений о причинах и возможностях эффективного производственно-экономического развития транспортных компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для обеспечения объективности результатов и оперативности принимаемых управленческих решений оценку эффективности использования ресурсов транспортных компаний рекомендуется дополнить расчетом коэффициента их активности. Оценка использования ресурсов предполагает сравнительный анализ темпов роста выручки и ресурсов, который позволяет определить экстенсивный (интенсивный) путь развития предприятия. Достоинством данного метода является возможность получения обобщенной характеристики использования имеющихся ресурсов, а также эффективности работы предприятия в целом, поскольку анализ отдельно взятого ресурса не всегда дает однозначную оценку его использования.

Ахметгареева А.А., Аюпова В.К., Тетеркин А.Л. К вопросу анализа финансового состояния организации // На -ука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 16-20.

Ахметгареева А.А., Зобнина Д.М. Качество управления персоналом как залог успеха деятельности предпри -ятия. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 21-26.

Габдуллина ГК. Развитие методики экономического анализа и оценки функционирования корпоративных структур региона: моногр. М.: ООО «ЦРНС», 2017. 124 с.

Гареева ГА., Григорьева Д.Р., Басыров Р.Р., Муртазина А.С. Особенности введения банкротного моратория на предпринимательство // Вестник связи. 2021. № 5. С. 8-9.

Когденко В.Г Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.

Миннигалиева И.И., Гареева ГА., Григорьева Д.Р., Басыров Р.Р., Жук С.И. Оценка экономической эффективности организации учета добычи нефти // Научно-технический вестник Поволжья. 2020. № 5. С. 65-67.

Поплаухина Т.Д., Лузина Т.В., Гарипова В.В. Конкурентная стратегия как фактор эффективного развития производственного предприятия // Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 838-840.

Хамидуллин М.Р. О модели планирования производства, учитывающей выпуск бракованной продукции и эффект масштаба производства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (3). С. 484-489.

Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y. Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales // IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021, t. 650(1), 012039.

References _

1. Axmetgareeva A.A., Ayupova V.K., Teterkin A.L. K voprosu analiza finansovogo sostoyaniya organizacii. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 16-20.

2.Axmetgareeva A.A., Zobnina D.M. Kachestvo upravleniya personalom kak zalog uspexa deyatel'nosti predpriyatiya. Nauka Krasnoyarya. 2021. T. 10. № 3-3. S. 21-26.

3.Gabdullina G.K. Razvitie metodiki e'konomicheskogo analiza i ocenki funkcionirovaniya korporativny'x struktur regiona: monogr. M.: OOO «CzRNS», 2017. 124 s.

4.Gareeva G.A., Grigor'eva D.R., Basy'rov R.R., Murtazina A.S. Osobennosti vvedeniya bankrotnogo moratoriya na predprinimatel'stvo. Vestnik svyazi. 2021. № 5. S. 8-9.

5.Kogdenko V.G. Metodologiya i metodika e'konomicheskogo analiza v si-steme upravleniya kommercheskoj organizaciej: monogr. M.: YuNITI-DANA, 2008. 543 s.

6.Minnigalieva I.I., Gareeva G.A., Grigor'eva D.R., Basy'rov R.R., Zhuk S.I. Ocenka e'konomicheskoj e'ffektivnosti organizacii ucheta doby'chi nefti. Nauchno-texnicheskij vestnik Povolzh'ya. 2020. № 5. S. 65-67.

7. Poplauxina T.D., Luzina T.V., Garipova V.V. Konkurentnaya strategiya kak faktor e'ffektivnogo razvitiya proizvodstvennogo predpriyatiya. Finansovaya e'konomika. 2018. № 6. S. 838-840.

8.Xamidullin M.R. O modeli planirovaniya proizvodstva, uchity'vayushhej vy'pusk brakovannoj produkcii i e'ffekt masshtaba proizvodstva. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12 (3). S. 484-489.

9.Khamidullin M.R., Kiamova N.I, Gerasimova O.Y. Cluster mechanism of industrial development based on the possibility of saving on the growth of production scales. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis, 2021, t. 650(1), 012039.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.