Научная статья на тему 'Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть 2'

Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флек В. О., Соколов Д. А.

ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2006 ГОДУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Флек В. О., Соколов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка финансирования здравоохранения, в том числе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Часть 2»

Экономика здравоохранения

В.О. Флек, Д.А. Соколов,

г. Москва

ОЦЕНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В 2006 ГОДУ. ЧАСТЬ 2

Начало см. в ««М3» № 8, 2007

Впервые за последние 6 лет объемы медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, незначительно сократились с 0,457 в 2005 году до 0,456 в 2006 году. Объемы скорой медицинской помощи возрастали на протяжении последних трех лет и составили в 2006 году 0,342 (в 2005 году — 0,339).

Фактические и приведенные подушевые расходы по видам медицинской помощи за 2005-2006 гг. представлены в таблице 6.

Таблица 6

Подушевое финансирование Программы государственных гарантий в 2005-2006 гг. по видам медицинской помощи

(в рублях на одного жителя в год, по данным статистической формы № 62)

2005 ) год 200t год

Виды медицинской помощи Фактический показатель Приведенный показатель* Фактический показатель Приведенный показатель*

А i 2 3 4

1. Скорая медицинская 177,3 148,1 234,8 196,2

2. Амбулаторнополиклиническая 802,2 670,2 1017,5 850,0

3. Стационарная 1631,4 1362,9 2056,4 1718,0

4. Медицинская помощь в дневных стационарах 77,7 64,9 95,8 80,0

5. Прочие медицинские и иные услуги 587,5 490,8 614,0 512,9

6. Итого 3276,1 2736,9 4018,5 3357,1

* без учета влияния районных коэффициентов

© В.О. Флек, Д.А. Соколов, 2007 г.

Экономика здравоохранения

Таблица 7

Финансирование Программы государственных гарантий в 2005-2006 гг. по видам медицинской помощи

(в расчете на единицу объема медицинской помощи, по данным статистической формы № 62)

Виды медицинской 2005 ) год 2006 j год

ПОМОЩИ Фактический показатель Приведенный показатель* Фактический показатель Приведенный показатель*

А i 2 3 4

1. Скорая медицинская 523,6 437,4 686,0 573,1

2. Амбулаторнополиклиническая 94,1 78,6 119,3 99,7

3. Стационарная 536,9 448,5 685,1 572,3

4. Медицинская помощь в дневных стационарах 169,9 141,9 210,3 175,7

* без учета влияния районных коэффициентов

В 2006 году фактический и приведенный показатели финансирования Программы в расчете на 1 жителя выросли по сравнению с предыдущим годом на 22,7% и составили 4018,5 руб. и 3357,1 руб. соответственно. Наиболее существенно увеличилось подушевое финансирование скорой медицинской помощи (на 32,5%). Подушевые расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь возросли на 26,8%, стационарную — на 26,1%, медицинскую помощь в дневных стационарах — на 23,3%.

Фактические и приведенные показатели стоимости единиц объемов медицинской помощи в 2006 году увеличились по всем видам, но не достигли установленных финансовых нормативов (таблица 7).

Приведенный показатель стоимости одного вызова скорой медицинской помощи в 2006 году составил 573,1 рубля при нормативе 913,3 рублей (62,8% от норматива), одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах — 175,7 рублей при нормативе 207,7 рублей (84,6%). Стоимость одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения в 2006 году составила 99,7

рублей при нормативе 100,5 рублей (99,2%), стоимость одного койко-дня в стационарах круглосуточного пребывания составила 572,3 рубля при нормативе 588,4 рублей (97,3%).

Фактические показатели реализации территориальных программ государственных гарантий по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в 2006 году представлены в приложении /.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь населению в рамках территориальных программ государственных гарантий, число посещений в 2006 году составило 1217,8 млн, что на 0,5% ниже по сравнению с 2005 годом (таблица 8).

Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь гражданам Российской Федерации в основном оказывалась в рамках территориальных программ ОМС — 1031,7 млн посещений (84,7% всех посещений).

На амбулаторно-поликлиническую помощь израсходовано 145,3 млрд рублей, из них

121,1 млрд рублей — средства ОМС (83,4% всех средств).

Менеджер

здравоохранения

Экономика здравоохранения

Таблица 8

Оказание и финансирование амбулаторно-поликлинической помощи гражданам Российской Федерации в рамках Программы государственных гарантий в 2005—2006 гг. (по данным статистической формы № 62)

Источники финансирования

Показатели Муниципальный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации Средства ОМС и бюджетов субъектов на ТПОМС Всего

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

А i 2 3 4 5 6 7 8 9

Число посещений млн 128,3 104,8 83,2 81,3 1011,9 1031,7 1223,4 1217,8

за год % 10,5 8,6 6,8 6,7 82,7 84,7 100,0 100,0

Объемы финанси- млрд руб. 10,7 10,8 8,9 13,4 95,5 121,1 115,1 145,3

рования % 9,3 7,4 7,7 9,2 83,0 83,4 100,0 100,0

Средняя стоимость \ одного 83,4 103,2 107,0 165,3 94,4 117,3 94,1 119,3

Таблица 9

Оказание и финансирование стационарной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках Программы государственных

гарантий в 2005-2006 гг.

(по данным статистической формы № 62)

Источники финансирования

Показатели Муниципальный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации Средства ОМС и бюджетов субъектов на ТПОМС Всего

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Число выбывших млн 1,9 1,5 2,4 3,4 27,9 28,2 32,2 33,1

больных % 5,9 4,5 7,5 10,3 86,6 85,2 100,0 100,0

Число койко-дней млн 34,7 23,5 81,8 91,5 319,6 313,7 436,1 428,7

за год % 8,0 5,5 18,7 21,3 73,3 73,2 100,0 100,0

Объемы финанси- млрд руб. 15,4 15,0 44,6 56,6 174,2 222,1 234,2 293,7

рования % 6,6 5,1 19,0 19,3 74,4 75,6 100,0 100,0

Средняя стоимость лечения одного больного (руб.) 8105,3 10007,1 18583,3 16698,2 6243,7 7871,4 7273,3 8871,9

Средняя стоимость койко-дня (руб.) одного 443,8 638,8 545,2 618,4 545,1 708,0 536,9 685,1

Средние сроки лечения 18,3 15,7 34,1 27,0 11,5 11,1 13,5 12,9

(дней)

Экономика здравоохранения

Таблица 10

Оказание и финансирование медицинской помощи в дневных стационарах гражданам Российской Федерации в рамках Программы государственных гарантий в 2005-2006 гг. (по данным статистической формы № 62)

Источники финансирования

Показатели Муниципальный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации Средства ОМС и бюджетов субъектов на ТПОМС Всего

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Число выбывших млн 0,4 0,3 0,3 0,6 5,0 5,3 5,7 6,2

больных % 7,0 4,4 5,3 10,4 87,7 85,2 100,0 100,0

Число пациента- млн 4,9 3,2 6,6 7,9 54,2 54,0 65,7 65,1

дней за год % 7,5 4,9 10,0 12,1 82,5 83,0 100,0 100,0

Объемы финанси- млрд руб. 0,7 0,6 1,1 1,7 9,4 11,4 11,2 13,7

рования % 6,3 4,6 9,8 12,2 83,9 83,2 100,0 100,0

Средняя стоимость лечения одного больного (руб.) 1750,0 2327,1 3666,7 2601,5 1880,0 2161,9 1964,9 2215,0

Средняя стоимость одного пациенто-дня (руб.) 142,9 201,9 166,7 211,8 173,4 210,6 169,9 210,3

Средние сроки лечения (пиры! 12,3 11,5 22,0 12,3 10,8 10,3 11,5 10,5

(дней)

Таблица 11

Структура расходов по основным видам медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий за 2001-2006 гг. (в процентах к итогу)

Виды медицинской помощи 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год

А 1 2 3 4 5 6

1. Скорая медицинская 5,5 6,7 6,0 6,3 6,6 6,9

2. Амбулаторнополиклиническая 29,0 30,6 31,3 30,6 29,8 29,9

3. Стационарная 64,0 60,0 603, 60,5 60,7 60,4

4. Медицинская помощь в дневных стационарах 1,5 2,7 2,4 2,6 2,9 2,8

5. Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Менеджер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения

Экономика здравоохранения

Средняя стоимость одного посещения составила 119,3 рублей (в 2005 г. — 94,1 рубля). Стоимость одного посещения медицинского учреждения субъекта Российской Федерации составила в среднем 165,3 рубля, а посещения медицинского учреждения муниципального образования —

103,2 рубля.

В 2006 году в стационарах пролечено

33.1 млн больных, из них 28,2 млн больных (85,2%) получили медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС (таблица 9).

На лечение больных в стационарах израсходовано 293,7 млрд рублей, в том числе

222.1 млрд рублей из средств ОМС. Стоимость лечения одного больного составила в среднем 8871,9 рублей, что превысило соответствующий показатель 2005 года на 22%. Самым затратным было лечение одного больного в медицинских организациях субъектов Российской Федерации — 16 698,2 рубля в среднем.

В 2006 году в стационарах больными проведено 428,7 млн койко-дней (в 2005 году —

436.1 млн). В муниципальных больничных учреждениях этот показатель существенно снизился (с 34,7 млн в 2005 году до 23,5 млн в 2006 году). Средние сроки лечения одного больного составили 12,9 дней, в 2005 году — 13,5). Средняя стоимость одного койко-дня составила

685.1 рублей (в 2005 г. — 536,9 рублей).

В 2006 году в дневных стационарах пролечено 6,2 млн больных, большинство из которых проходило лечение в дневных стационарах в рамках территориальных программ ОМС — 5,3 млн больных (85,2%) (таблица 10).

Расходы на лечение больных в дневных стационарах составили 13,7 млрд рублей, из них 11,4 млрд рублей — средства ОМС (83,2% всех средств) и 2,3 млрд рублей — средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (1 6,8%). Средняя стоимость лечения одного больного составила 2215,0 рублей.

В 2006 году в дневных стационарах больными проведено 65,1 млн пациенто-дней. Средняя длительность лечения одного больного в дневных стационарах составила 10,5 дней, причем в муниципальных медицинских учреждениях этот показатель ниже, чем в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — 11,5 и 12,3 дней соответственно. Средняя стоимость одного пациен-то-дня в дневном стационаре составила

210,3 рублей (в 2005 году — 169,9 рублей).

Структура финансовых расходов по основным видам медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий в динамике за шесть лет представлена в таблице 11.

Структура расходов в 2006 году практически не изменилась по сравнению с 2005 годом, незначительно увеличилась доля расходов на скорую медицинскую помощь и амбулаторно-поликлиническую помощь.

Проведен анализ расходов из различных источников финансирования по видам затрат и видам медицинской помощи, предоставленной населению Российской Федерации в 2006 году (рисунок 5).

В структуре всех государственных расходов в 2006 году преобладали расходы на оплату труда с начислениями (57,6%). Прочие расходы составили 16,1%, расходы на медикаменты и перевязочные средства — 12,9%, оплату коммунальных услуг — 4,7%, продукты питания — 3,8%, капитальные вложения в основные фонды — 3,5%, оплату горюче-смазочных материалов — 1,0% и мягкий инвентарь и оборудование — 0,4%.

Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий позволил установить дефицит их финансирования в шестидесяти пяти субъектах Российской Федерации, который составил 60,4 млрд рублей. Наиболее дефицитными в 2006 году были территориальные программы в республиках Южного федерального округа: Ингушетии (56,2%), Дагестане (53,2%), Чеченской (50,9%), Кабардино-Балкарской (38,8%) и Северной Осетии-Алании

Экономика здравоохранения

(31,1%). Значительный дефицит финансирования территориальных программ установлен также в Республике Хакасия (37,4%), Приморском крае (33,2%), Тамбовской области (31,3%), Курганской области (30,2%).

По результатам комплексной экспертной оценки все субъекты Российской Федерации распределены на четыре группы в зависимости от уровня реализации территориальных программ государственных гарантий (таблица 12).

К первой группе, с высоким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий, в 2006 году отнесены 10 субъектов, что составило 11,1% от общего числа субъектов — Москва и Санкт-Петербург, Липецкая, Московская области, Ленинградская, Самарская Ульяновская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (в 2005 году таких субъектов насчитывалось 9).

Доля территорий с низким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшилась с 26,7% до 21,1%. К таким территориям относятся: Тамбовская, Ивановская, Курская, Архангельская, Мурманская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Камчатская области, республики Карелия, Северная Осетия-Алания и другие субъекты Российской Федерации.

Одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

В течение 2006 года разработаны и внедрены стандарты оказания высокотехнологичной медицинской помощи, что позволило впервые в российской практике сформиро-

\

Государственные средства всех источников

Бюджеты субъектов Российской Федерации

1,2 О#7 0,1 0,1

18,

71,1

Бюджеты муниципальных образований

□ Расходы на оплату труда с начислениями

□ Прочие расходы

□ Расходы на медикаменты и перевязочные средства Q Расходы на оплату коммунальных услуг

Средства ОМС

□ Расходы на капитальные вложения в основные фонды Щ Расходы на продукты питания

П Расходы на оплату горюче-смазочных материалов

□ Расходы на мягкий инвентарь и обмундирование

Рис. 5. Структура расходов государственных денежных средств из различных источников финансирования в 2006 году (в % к итогу)

Менеджер

здравоохранения

Экономика здравоохранения

Таблица 12

Распределение субъектов Российской Федерации в соответствии с комплексной оценкой уровня реализации программ государственных гарантий в 2004-2006 гг.

Соответствие Субъекты Российской Федерации

Группа показателей нормативам, 2004 год 2005 год 2006 год

% количество % количество % количество %

А | 1 i 1 1 2 |Г 3 I 1 4 |Г 5 I 6 1Г 7 |

I 70-100 15 16,9 9 10,0 10 11,1

II 50-69 12 13,5 16 17,8 27 30,0

III 40-49 35 39,3 41 45,5 34 37,8

IV менее 40 27 30,3 24 26,7 19 21,1

Итого - 89 100,0 90*) 100,0 90*) 100,0

*) включая Байконур вать «Листы ожидания» для учета потребно- здравоохранением субъектов Российской

стей субъектов Российской Федерации в высокотехнологичной медицинской помощи.

Ежеквартально в течение 2006 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществлялась координация расходования средств федерального бюджета на высокотехнологичную медицинскую помощь, а в четвертом квартале была произведена корректировка среднепрофильных нормативов финансовых затрат (приказ № 543 от 18.07.2006). По 17 профилям среднепрофильные нормативы финансовых затрат были увеличены на 25%, а по профилям с наибольшим дефицитом финансирования (сердечно-сосудистая хирургия, гематология и трансплантология) — на 36%.

Для установления взаимодействия между главными распорядителями средств федерального бюджета, федеральными медицинскими учреждениями и органами управления

Федерации в вопросах организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи при выполнении государственного задания, финансируемого за счет средств федерального бюджета, изданы «Методические рекомендации по организации выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук» (№ 3604-ВС от 08.07.2006).

С целью мониторинга направления больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и получения ими указанной помощи в федеральных медицинских учреждениях Министерством здравоохранения и

Экономика здравоохранения

социального разывития Российской Федерации введены формы медицинского статистического наблюдения (приказ № 527 от 07.07.2006) и установлено информационное взаимодействие федеральных медицинских учреждений с субъектами Российской Федерации.

В оказании высокотехнологичной медицинской помощи по государственному заданию принимали участие 95 федеральных медицинских учреждений, из них 63 подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (в том числе 41 клиника научно-исследовательских учреждений, 12 многопрофильных клиник образовательных учреждений, 10 учреждений здравоохранения, из них 6 окружных медицинских центров), 24 подведомственных Российской академии медицинских наук (все клиники научно-исследовательских учреждений) и 8 подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству.

В 2006 году было установлено 128 тысяч квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, из них в федеральных медицинских учреждениях Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию — 84949 квот, Российской академии медицинских наук — 38169, Федерального медико-биологического агентства России — 4882.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации исходя из общего объема финансирования — 9,9 млрд рублей, направило на эти цели главным распорядителям средства федерального бюджета, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию — 6,1 млрд рублей, Российской академии медицинских наук — 3,5 млрд рублей, Федеральному медико-биологическому агентству — 0,3 млрд рублей.

В ходе исполнения государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи главные распорядители средств федерального бюджета в порядке

контроля и мониторинга производили поквартальную корректировку плановых объемов финансирования федеральных медицинских учреждений по фактическому числу пролеченных больных по профилям высокотехнологичной медицинской помощи в предшествующем периоде.

Итоги исполнения плановых показателей оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению по федеральным округам представлены следующим образом: Цен-

тральный — 106,7%, Северо-Западный — 114,9 %, Южный — 63,1%, Приволжский — 66,6%, Уральский — 57,1%, Сибирский — 62,6 %, Дальневосточный — 55,3%.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, наибольшее число больных, направленных на получение высокотехнологичной медицинской помощи составили больные с сердечно-сосудистыми заболеваниями — 26,0%, онкологическими заболеваниями — 19,6%, заболеваниями глаз — 18,7% и заболеваниями травматологического профиля — 16,0%.

Следует отметить, что оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям осуществлялось как в учреждениях исключительно педиатрического профиля (9 федеральных учреждений), так и в педиатрических подразделениях 46 федеральных специализированных медицинских учреждений по 20 направлениям и более чем по 200 видам высокотехнологичной медицинской помощи (в том числе офтальмологическая, онкологическая, нейрохирургическая, педиатрическая, сердечно-сосудистая хирургия и др.).

Около 3,0% детей ежегодно нуждаются в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, и эта тенденция сохраняется на протяжении ряда лет.

В 2006 году сотрудниками федеральных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь населению, разработаны и зарегистрированы около 30 новых высоких

Менеджер

здравоохранения

Экономика здравоохранения

медицинских технологий, некоторые из них включены в перечень высокотехнологичной медицинской помощи в 2007 году.

В 2006 году организована подготовка специалистов для Федеральных центров высоких медицинских технологий. Учреждениями науки и образования осуществлялось повышение квалификации и проводилась стажировка врачей по профилям запланированных к строительству и вводу в эксплуатацию в 2007 году центров высоких медицинских технологий, более 100 специалистов зачислено в ординатуру. Разработан также комплекс мероприятий по подготовке младшего медицинского персонала для работы в центрах высоких медицинских технологий.

Выводы

1. Анализ хода реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году показал, что все субъекты Российской Федерации реализовывали территориальные программы государственных гарантий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №461 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» от 28 июля 2005 года и иными нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда ОМС.

2. В 2006 году отмечено значительное увеличение расходов федерального бюджета на реализацию программы государственных гарантий до 117,4 млрд рублей. В рамках

Программы государственных гарантий за счет средств федерального бюджета профинансированы дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторнокурортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, а также ОМС неработающего населения (детей).

3. Основными проблемами реализации Программы государственных гарантий в 2006 году являлись:

— дефицит финансирования, который составил по шестидесяти пяти субъектам Российской Федерации 60,4 млрд рублей;

— недофинансирование стоимости основных видов медицинской помощи в большинстве субъектов Российской Федерации и, в первую очередь, скорой, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах;

— сокращение числа посещений муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений.

4. В 2006 году в целом по России отмечено улучшение основных показателей реализации Программы государственных гарантий. По результатам комплексной экспертной оценки несколько увеличилось число субъектов Российской Федерации с высоким уровнем и уменьшилось с низким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий.

5. В перспективе следует проводить оценку реализации Программы государственных гарантий не только с учетом объемов медицинской помощи и финансирования, но и показателей ее качества и эффективности.

'Менеджер

\ здравоохранения

36 Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.